- Автомобили-звезды кино. Citroen DS (машина Фантомаса)
- История Citroen DS
- Двигатель Citroen DS
- Подвеска и трансмиссия
- Citroen DS 23: параллельный мир
- Citroen DS 23
- ТРУДНО БЫТЬ БОГИНЕЙ
- Citroen DS 23
- Citroen DS 23
- ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
- Справочная информация
- ЭТО БЫЛО ЗАВТРА
- Внутренние фары с 1968 года — поворотные. Ну а маленькие «ситроенчики» возле них — особенность именно этого автомобиля.
- Машина Фантомаса
Автомобили-звезды кино. Citroen DS (машина Фантомаса)
Одним из таких автомобилей является Citroen DS, некогда безумно популярная модель известной французской марки. Она стала супергеройским автомобилем отрицательного персонажа и запомнилась нам по виртуозным пируэтам в воздухе и погонями, когда главный злодей французских шпионских комедий Фантомас, уходил от комиссара Жюва. Мало кто знает, что Citroen DS заняла третье место на конкурсе «Автомобиль века» и была любимым автомобилем Шарля де Голля. Что же предшествовало появлению DS на, тогда еще, черно-белых экранах и почему она стала настолько популярна во Франции и во всей Европе, попробуем разобрать в этом обзоре.
История Citroen DS
Все началось в 1938 году, когда возникла острая необходимость сметь флагмана компании Traction Avant, на что-то более новое и привлекательное. Дизайн автомобиля был разработан меньше чем за год. По задумке конструкторов, модель получилась весьма футуристической и революционной для своего времени: обтекаемый кузов, большая площадь остекления, низкая посадка, цельный хвост, закрывающий задние колеса, несимметричность клиренса носовой части и кормы. Коэффициент аэродинамического сопротивления, благодаря плавным и стремительным линиям кузова, был ниже, чем у любого автомобиля в мире. Стремительности кузову добавляли тонкие стойки крыши, необычный угол наклона заднего стекла и наклона крыши. В интерьере тоже было не мало необычных элементов, таких как односпицевый руль и зеркало, которое крепилось не к потолку, а на панели приборов. На первый взгляд идея довольно-таки глупая, ибо задние пассажиры будут закрывать обзор, но не стоит забывать от низкой посадке задней части машины, которая не позволяет задним пассажирам закрывать линию обзора.
От Traction Avant были позаимствованы двигатель, коробка передач и еще ряд узлов и агрегатов, которые считались вершинами инженерного искусства того времени и не было повода менять их на что-либо другое. Начало Второй мировой войны, надолго отложило выпуск Citroen DS и к вопросу о новой модели вернулись только в 1955 году, это и стал днем рождения и началом двадцатилетней истории выпуска одного из самых узнаваемых автомобилей на земле.
После окончания Второй мировой, Citroen продолжил выпуск Traction Avant, ввиду отсутствия возможностей для запуска новых моделей, однако спустя 10 лет автомобиль настолько устарел, что объем продаж не позволял больше перекрывать издержки на производство и руководство завода вспомнило про довоенный концепт нового массового автомобиля. В 1955 году на Парижском автосалоне состоялась презентация долгожданной новинки и DS повергла всех посетителей в легкий шок, сопровождавшийся бурей оваций. В первую неделю на завод потупило боле 80 000 заказов на DS. Автомобиль получил неофициальное прозвище «богиня», благодаря созвучию «De-eS» со словом «Deesse», что переводится как «Богиня».
Машина поразила всех не только своим необычным внешним видом, но техническими характеристиками. Низкий коэффициент аэродинамического сопротивления сделало автомобиль с 76-сильным двигателем весьма экономичным и маневренным. Что касается двигателя, то он был позаимствован у предыдущей модели и глубоко переработан.
Двигатель Citroen DS
Автомобиль снабжен 1,9 литровым двигателем выдающим при 4500 оборотах 76 л.с. Он был взят с модели Traction Avant и модернизирован таким образом, чтобы силовая установка не утратила своей надежности и простоты в обслуживании, но при этом выдавала заметно больше мощности. Специально для этого разработали новый блок цилиндров из алюминиевого сплава и новую головку блока с полусферической архитектурой. Клапана располагались под углом, а распредвал имел нижнее расположение (OHV). Кроме того, был установлен двухкамерный карбюратор, а также диафрагменный насос подачи топлива.
Подвеска и трансмиссия
Мягкость подвески была обеспечена установкой гидропневматических стоек на передние и задние оси. Основная же архитектура представляла собой независимую переднюю и заднюю подвеску со стабилизаторами поперечной устойчивости. Спереди были установлены поперечные Г-образные рычаги, сзади — продольные. Использовалось сухое однодисковое сцепление с периферийными пружинами и четырехступенчатая коробка передач с синхронизаторами (кроме первой и задней скорости).
Особую мягкость и плавность ходу предавала централизованная гидросистема, которая объединяла в себе ГУР, гидропневматичекую подвеску, гидропривод КПП и гидравлическую тормозную систему. Что касается оснащения машины Фантомаса, то в багажник был установлен миниатюрный турбореактивный двигатель плюс консольные крылья и хвост, которые выдвигались при помощи контроллера, установленного в салоне машины. Естественно, всего это не было на реальных автомобилях и подобные трюки возможны были только на экранах, но самое смешное, что наши, тогда еще, советские спецслужбы в серьез заинтересовались подобными технологиями.
В те годы нашим ученым была дана установка изобрести летающий автомобиль, но скорее всего все наработки, реализовались только в фильме «Черная молния», которая имеет много общего с серией фильмов о Фантомасе, так как Citroen DS для французов, был все равно что 21-я Волга для нас. Кроме того, Citroen DS так же как ГАЗ-21, снимался и снимается до сих пор во многих фильмах, в числе которых: «Господин никто», «Васаби», «Менталист», «Назад в будущее 2», «Время», «Оружейный барон» и многие другие, включая мультфильмы.
Citroen DS 23: параллельный мир
Citroen DS 23
Ну, у кого повернется язык назвать этот 38-летний «Ситроен» старым? Скорее — необычным, чудным, диковинным. Именно такие эмоции вызывает машина на современных московских улицах. А какими же глазами мир смотрел на это чудо 55 лет назад?
ТРУДНО БЫТЬ БОГИНЕЙ
Чтобы влюбиться в эту машину, вовсе не нужно разбираться в технике. Полагаю, многие из тех, кто, увидев «Ситроен-DS» осенью 1955-го на Парижском автосалоне, тут же оформил заказ или просто стал мечтать о таком автомобиле, не вникали в тонкости диковинной конструкции. Им достаточно было посмотреть на творение дизайнера Фламинио Бертони, чтобы почувствовать: это — мое! В то время как подавляющее большинство легковых машин выглядели как скучные квадратные коробочки, здесь перед глазами предстал утонченный обтекаемый кузов с дверями без рамок, чей коэффициент обтекаемости Сх равнялся 0,34. Кстати, весьма неплохо даже для современной машины.
Citroen DS 23
С чем в 1955-м можно было сравнить «Ситроен-DS»? Разве что с инопланетным кораблем из фантастических комиксов. Европейский автомобильный мир середины 1950-х жил спокойной, размеренной жизнью. Даже эксклюзивные спортивные купе того времени не выглядели столь необычно и обворожительно, как «Ситроен-DS»!
Правда, не все у этой машины было так уж суперсовременно: двухлитровый мотор мощностью 70 л.с. — родом из 1930-х, компоновка — коробка передач и дифференциал перед двигателем — тоже была знакома по предвоенным «ситроенам». Впрочем, изначально для этой машины планировался шестицилиндровый оппозитный мотор воздушного охлаждения, но из-за многочисленных проблем его никак не могли довести. Поэтому, чтобы не затягивать дебют модели, силовой агрегат оставили традиционный, зато все остальное воплощало полный отрыв от тогдашней реальности.
Самое сильное впечатление производила независимая гидропневматическая подвеска, поддерживающая кузов на определенном уровне вне зависимости от нагрузки, а также позволяющая менять дорожный просвет. Первые покупатели оценили не только создаваемый ею отменный комфорт. Приятно было, подъехав, скажем, к тротуару, невзначай сдвинуть рычажок у левой ноги водителя и, дождавшись, когда машина «встанет на цыпочки», на глазах восхищенной публики миновать препятствие. А потом можно добить зрителей, опустив кузов почти до земли! Машина с выключенным двигателем могла делать это и сама, сбрасывая давление в гидросистеме, но только через несколько часов стоянки.
Помимо этого, ранние DS отличал гидропривод коробки передач и автоматическое сцепление. Водитель орудовал рычагом, давая гидравлике команду выключить сцепление и изменить передачу, — таков был предвестник современных роботов. Но от этой системы позже отказались: из-за сложности она оказалась не слишком надежной. Интересно, что все гидросистемы автомобиля были связаны, но каждая имела собственное исполнительное устройство.
Citroen DS 23
Этот «Ситроен», несмотря на космическую внешность, прекрасно подходил и зажиточному семьянину, и артистичной натуре — человеку свободной профессии. Он отменно смотрелся и у модернового коттеджа, и возле родового замка. Пожалуй, последняя мизансцена — на контрасте — особенно эффектна.
Французы умели не только изобретать диковинные машины, но и за словом в карман не лезли. В сухой аббревиатуре DS они быстро заметили созвучие со словом déesse — богиня. Применительно к «Ситроену» оно звучало совсем не высокопарно.
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Все это еще и ездит? Да, причем очень неплохо! «Ситроен-DS» удивительно сочетает в себе оригинальность, даже фантастичность дизайна с грамотными инженерными решениями и практичностью в эксплуатации. Гидропневматическая подвеска действительно очень комфортна. Правда, машина забавно приседает при резком старте и торможении, поэтому ожидаешь доводящей до тошноты раскачки. Но с ростом скорости ее становится меньше. Вот крены в поворотах действительно велики.
Если максимально увеличить дорожный просвет, единственным упругим элементом остаются шины (кстати, DS одним из первых в мире получил радиальные покрышки — недаром патроном «Ситроена» в те годы являлся шинный гигант «Мишлен»). Обычно верхнее положение использовали для замены пробитого колеса — домкрат даже не прилагался к машине. Но ездить в таком положении долго нельзя. Зато именно эта особенность спасла в 1962-м жизнь де Голлю, когда его кортеж атаковали террористы. У президентского DS пробили одно из задних колес, но водитель, максимально подняв кузов, увел машину в безопасное место на трех колесах.
Очень легкое рулевое управление (реечное с гидроусилителем — еще одно необычное для тех лет решение!) неожиданно четко передает команды колесам. Правда, сочетание этого свойства, мягкой подвески и узких шин приводит к тому, что на колейных и волнистых участках машина неприятно плавает. Возможные претензии конструкторы DS могли бы парировать примерно так: а почему бы не строить нормальные дороги?
Справочная информация
«Ситроен-DS 23» 1972 года (именно с таким, в богатой комплектации Pallas, посчастливилось пообщаться) с 2,3-литровым 115-сильным карбюраторным мотором разгоняется легко, даже стремительно. Не чета первым 70-сильным образцам. Но замечательная тяговитость, присущая первым моторам DS, у него осталась. Тронуться без особых усилий можно и на третьей, а при необходимости хоть на пятой передаче. А на первой машина неторопливо, но уверенно и без рывков едет даже при отпущенной педали газа. На переключении поэтому можно лениво экономить.
Тормоза (спереди дисковые уже с самого начала выпуска — впервые в мире на массовом автомобиле) по-французски чувствительные. Поначалу с непривычки заставил машину пару раз возмущенно клюнуть носом. Зато эффективность гораздо выше, нежели у многих одноклассников «богини» тех лет. И пожалуй, не хуже, чем у некоторых современных моделей. Ну и еще пара фактов на закуску: запаска в DS лежит под капотом над коробкой передач (достать — пара пустяков), а все приводные ремни в моторном отсеке дублированы!
ЭТО БЫЛО ЗАВТРА
За два десятилетия, пока «Ситроен-DS» сходил с конвейера, в мире многое стало другим. Менялись президенты, премьеры, в СССР сменился даже генсек! Юбки стали короче, а брюки сначала сузили, затем до предела расклешили. Мужские прически сделались длиннее, дамские свободней. Вместо классического рок-н-ролла середины 1950-х мир стал слушать рок с приставками «хард», «панк» и даже «симфо». Ну а богиня, как особам такого звания и положено, будто и не старела.
Конечно же, недостатки с годами стали заметнее: низок потолок над задним диваном, мал багажник. Да и управляемость уже не на уровне. Впрочем, многим инженерам и дизайнерам до сих пор есть чему поучиться у DS. В первую очередь смелости решений.
Внутренние фары с 1968 года — поворотные. Ну а маленькие «ситроенчики» возле них — особенность именно этого автомобиля.
Кстати, никто даже не пытался копировать ситроеновский шедевр. Очевидно, совершенно справедливо полагая, что это безнадежное дело! Прошло более полувека с момента начала производства «богини», но на этот автомобиль по-прежнему смотрят словно на пришельца из некоего параллельного мира, без четких границ между прошлым и будущим.
Машина Фантомаса
Любителям автомобилей, неутомимым самостоятельным ремонтникам и, конечно же, самым разным водителям – привет!
Меня зовут Николай Остапцов. Я инженер-механик. Мне 56 лет, из которых 37 связан с автомобилями. В молодости заработал 1 разряд по автоспорту.
Более 23 лет занимался самостоятельным авторемонтом, кузовными работами и покраской.
— —— Ставьте лайки, делитесь с друзьями, подписывайтесь на канал
«Фантомас разбушевался». Кто не помнит с детства этот фильм, который просто потряс миллионы подростков?
Кто помнит финал этого фильма? Неуловимый Фантомас улетает от преследователей на шикарном белом автомобиле.
А кто скажет, какой марки был этот автомобиль?
Не напрягайтесь! Я сейчас расскажу о нём, как говорится, «всю правду»!
Итак, Citroën DS — автомобиль бизнес-класса, выпускался французской фирмой Citroën в 1955—1975 годах. Имел неофициальное название «Богиня» из-за того, что DS (de-es) по-французски звучит так же, как слово Déesse ( Деэ́с ) — Богиня.
До сих пор DS остаётся высшей точкой смелости инженерной мысли Citroën. Этот автомобиль создавался без оглядки на то, что делают другие компании или чего хочет публика.
Помимо необычного внешнего вида имел оригинальную гидросистему, объединявшую трансмиссию, рулевое управление, тормоза (дисковые!) и гидропневматическую подвеску, автоматическое сцепление. А ещё — малый радиус разворота, исключающий проблемы с парковкой, разворотами и маневрированием в узких местах.
Особая кривизна заднего стекла, обеспечивала полный сток воды со своей поверхности при движении автомобиля во время дождя.
На «19» стоял 1911-кубиковый двигатель, с диаметром цилиндра 78 мм и ходом поршня 100 мм. Выдавал 76 л.с., что позволяло автомобилю с массой 1237 кг разгоняться до 80 км/ч за 15,3 секунды, а до 100 км/ч – за 22,1 с. Максимальная же скорость составляла 142 километра в час.
Много это или мало? По сравнению с «ровесниками-одноклассниками», типа ГАЗ-21, конечно, неплохо. А сравнивать с более современными машинами — не корректно!
Расположение двигателя глубоко в моторном отсеке маховиком вперёд создавало проблемы при обслуживании и ремонте, а система охлаждения по-настоящему эффективно работала только на максимальных скоростях.
Зато, коробка передач обладала удачным подбором передаточных чисел и позволяла ехать на 5-й передаче в диапазоне от 50 до 140 км/час.
Первые серийные машины назывались Citroën DS -19. Почему? Ответить сложно. Вероятно, потому, что проект был наглухо засекречен руководством компании, и произведённые до выхода в серию прототипы могли иметь свою нумерацию.
Несколько раз автомобиль был подвергнут рестайлингу. Менялись фары, конструкция капота, форма и размеры задних фонарей, двигатель. Была даже версия с поворотными фарами!
Последние сошедшие с конвейера Citroën DS 23 покинули заводские площадки в апреле 1975 г.
Об удачности автомобиля говорит уже тот факт, что он выпускался в течении двадцати лет! А ещё, он занял третье место на конкурсе «Автомобиль века».
Это было творение инженеров, которым был дан зелёный свет, ведомых собственным пониманием того, каким должен быть автомобиль. К сожалению, тяга к техническому авантюризму привела компанию к краху. В 1975 году французское правительство национализировало Citroën и присоединило её к Peugeot.
Что касается машины Фантомаса, показанной в фильме, то несложно догадаться, что такой автомобиль просто не полетит!
— Полая конструкция крыла (крайняя консоль выдвигается телескопически) не обеспечит должной прочности;
— Отсутствие рулевых поверхностей (нет даже элеронов, что говорить про закрылки, рули высоты, рули направления);
— Совсем уж маленькие киль и стабилизатор, к тому же, находящиеся в аэродинамической «тени»;
— Два ТРД, расположенные в не самом удачном месте будут быстро перегреваться.
Не будем придираться! Смотрелся фильм в середине шестидесятых — просто великолепно!
А автомобиль-«Богиня» истинный шедевр мирового автостроения!
Если хотите быть в курсе самых свежих новостей, узнавать о решении проблем при ремонте или «тайнах вождения» – подписывайтесь, не пожалеете!