Система защиты двигателя по давлению масла

Давление масла в двигателе

Горит датчик давления масла. Что делать? Можно ехать дальше или нельзя?

Если нет давления масла в моторе, то это может стать началом так называемого «масляного голодания» и появления серьезных поломок. Из-за недостатка смазки на трущихся металлических поверхностях рабочих деталей двигателя происходит их нагревание до сверхвысоких температур, что может увеличить силы трения. Стремительно увеличивается износ трущихся деталей двигателя. В конце концов, сила трения между деталями увеличивается настолько сильно, что мотор заклинивает.

Давление в маслосистеме двигателя постоянно контролируется с помощью датчика давления масла. Поэтому если этот прибор фиксирует величину давления ниже или выше допустимого значения у Вас на приборной панели загорается лампочка давления масла.

Какое должно быть давление масла в двигателе?

Данный параметр зависит от многих причин и индивидуален для каждой конкретной модели двигателя. Данные можно найти в сервисной документации.

Важно понимать, что на холостом ходу величина давления значительно ниже, чем на повышенных оборотах. Это объясняется тем, что с повышением оборотов коленчатого вала скорость вращения шестеренок маслонасоса тоже увеличивается.

Как правило величина нормального давления маслосистемы на холостых оборотах находится в диапазоне 0.2-0.8 бар, а на оборотах около 4000 может достигать 6-7 бар.

Давление масла в системе нагнетает масляный насос.

рис. Схема масляного насоса двигателя

Принцип действия масляного насоса на разных машинах одинаковый — через маслозаборник из поддона блок из двух шестерен всасывает масло и под давлением направляет в систему смазки двигателя.

Очищенное масло по масляной магистрали поступает ко всем деталям и узлам двигателя, наподобие подшипников коленчатого и опор распределительного вала или поршневых пальцев.

рис. Упрощенная схема системы смазки двигателя

Все отклонения от нормальной работы системы регулируется с помощью специальных клапанов.

Чтобы давление не превышало максимально заданных значений в насосе установлен редукционный клапан. Через него излишки масла при значительном превышении номинального давления сбрасываются на входной канал.

В случае недостаточной пропускной способности масляного фильтра (например при его засорении) правильную работоспособность маслосистемы контролирует перепускной клапан. В этот момент он подает в систему неочищенное масло.

рис. Схема масляной магистрали двигателя

Отклонения давления масла в двигателе от номинальных значений может быть как в большую так и в меньшую сторону.

Статистика свидетельствует, что повышенное давление в маслосистеме наблюдается значительно реже, чем пониженное. При этом вред от него по сравнению с недостаточным давлением не столь губителен для мотора. Тем не менее причины вызывающие повышенное давление тоже достаточно опасны для двигателя.

Последствия повышенного давления масла в двигателя

  • излишне высокое давление масла может повредить сальники и уплотнители, что приводит к утечке масла из двигателя.
  • избыток масла выбрасывается через вентиляционную систему картера. Это тоже приводит к повышенному расходу масла. А недостаточное количество смазки в маслосистеме приводит к гораздо более серьезным неприятностям.
  • из-за избыточного давления происходит вспенивание масла противовесами коленчатого вала. Насыщенная газами масляная эмульсия вредит нормальной работе двигателя. В результате может появиться стук в приводах клапанов и гидрокомпенсаторах.
  • попадание масла на поверхность регулятора холостого хода, что вызывает сбои в работе двигателя.
  • повреждение датчика расхода воздуха из-за соприкосновения его измерительного элемента с маслянистой эмульсией. Данная проблема характерна для моторов с системой впрыска горючего.
  • больше всего не повезет тем, у кого из-за избыточного давления в смазочной системе произойдет разрушение поршневых юбок.

Причины высокого давления масла в двигателе

  • Чаще всего причина заключается в том, что владелец машины либо по ошибке, либо наслушавшись «советов» залил слишком густое «спортивное» масло, которое не предназначено для мотора его автомобиля. В результате масло с большим трудом поступает по каналам смазки к деталям.
  • Загрязнение масляных трубок и фильтров
  • неисправность редукционного клапана, который не может своевременно сбросить избыток давления в системе
  • неисправность перепускного клапана, который при засорении фильтра обеспечивает поступление неочищенного масла в двигатель сверх меры.
  • Чрезмерное давление в картере тоже приводит к повышенному давлению в маслосистеме. Как правило, к этому приводит усиленный прорыв газов или некорректная работа выпускного клапана.

Своевременно диагностировав причину повышенного давление масла в двигателе Вы сможете избежать серьезных расходов связанных с возможным ремонтом.

Для этого всего то надо:

— либо поменять масло в соответствии с рекомендациями автопроизводителя по классу и по вязкости

— либо убрать загрязнения в маслопроводящих каналах путем использования средств для промывки маслосистемы.

При сильных загрязнениях обязательно рекомендуем делать промывку двигателя промывочным маслом Verylube согласно его инструкции.

В отличии от бюджетных масел для промывки мотора это масло способно справиться даже с сильными загрязнениями.

— либо своевременная замена вышедших из строя деталей.

Проблем, которые могут как снежный ком вывалиться на автовладельца при игнорировании низкого давления масла в двигателе гораздо больше. И стоимость ремонта в этом случае существенно выше.

Читайте также:  Цвет масла двигателя коричневый

Поэтому о чень важно правильно диагностировать первопричину, чтобы понимать, как с ней бороться.

Причины низкого давления масла в двигателе

Пониженное давление в маслосистеме чаще всего обусловлено следующими причинами:

  • Недостаточный уровень масла в двигателе.
  • Большое сопротивление масляного фильтра (либо фильтр неисправен из-за того, что он давно не менялся, либо из-за использования масла очень плохого качества).
  • Поломка датчика давления масла.
  • В двигатель залито масло пониженной вязкости не соответствующее допускам и требованиям автопроизводителя.
  • Снижение вязкости масла из-за попадания в него топлива. В результате моторное масло разжижается и как следствие падает давление в маслосистеме. Топливо в масло может попадать из-за отказа работы одного из цилиндров. При этом в процессе работы мотора топливная смесь не сгорает в цилиндре, а накапливается и за счет движений поршня по стенкам цилиндра попадает в картер двигателя,. И чем больше износ цилиндро-поршневой группы и больше зазоры между стенками цилиндра и самим поршнем тем больше топлива попадает в масло. И неважно исправна система зажигания или нет — при сильном износе двигателя топливо по описанному пути все равно сможет попасть в масло. Также топливо может попадать в моторное масло через изношенную негерметичную диафрагму бензонасоса.
  • Разжижение масла из-за охлаждающей жидкости, которая может поступать в двигатель через некачественную, неправильно установленную или покоробленную в результате перегрева прокладку головки блока цилиндров.
  • Увеличенные из-за повышенного износа зазоры между шатунными шейками и вкладышами.
  • Масляный насос не может обеспечить необходимый уровень давления из-за отложений на внутренних поверхностях деталей насоса, из-за износа его деталей и из-за загрязнения сетки маслоприёмника, которая плохо пропускает масло.
  • Износ цилиндро-поршневой группы. По мере увеличения износа увеличиваются зазоры между поршнем и цилиндром. При этом масло со стенок стекает быстрее, чем надо, что приводит к пониженному давлению в маслосистеме.
  • При засорении либо отказе системы вентиляции картера происходит образование большого количество лишних картерных газов в системе смазки, которые в свою очередь тоже являются причиной низкого давления масла в двигателе.
  • Поломка редукционного клапана, который выполняет функцию нормализации давления внутри маслонасосной системы.
  • Утечки масла через трещины в поддоне картера двигателя.
  • Некачественно выполненный капремонт двигателя, при котором производилась замена клапанов или коленчатого вала (из-за неточной установки клапана нарушается герметичность в цилиндре и как следствие падает давление и мощность мотора)

Со многими неисправностями поможет только ремонт или хотя бы элементарная замена масла и масляного фильтра.

А вот с причинами пониженного давления обусловленными износом деталей можно попытаться справиться самому, используя присадки для восстановления изношенных поверхностей деталей двигателя. В этом случае Вы сможете сэкономить ОЧЕНЬ приличную сумму на ремонте, потому что стоимость присадок на порядок меньше цены, которую с Вас попросят в сервисе за ремонт мотора.

Сегодня на рынке представлен очень широкий список различных присадок для двигателя.

Основная часть этих присадок борется не с причиной, а только с последствиями каких-либо проблем: меняет физико-химические характеристики масла (например, присадки для повышения вязкости) или модифицирует поверхности деталей для уменьшения их трения.

В отличие от них присадки ревитализанты ХАДО восстанавливают изношенные поверхности деталей, не меняя никаких свойств масла. Они устраняют первопричину падения технических характеристик двигателя — их ИЗНОС.

В процессе ревитализации на поверхностях пар трения формируется металлокерамическое покрытие, восстанавливающее дефекты и микроповреждения деталей.

рис. Принцип действия восстановительной присадки Хадо

И именно за счет этого в обработанном присадками ХАДО двигателе повышается давление масла.

рис. Пример восстановления изношенной поверхности детали ревитализантом Хадо.

Как присадки Хадо поднимают давление в двигателе?

Необходимый напор в маслосистеме создает масляный насос. Давление, которое он обеспечивает в системе смазки двигателя, определяется гидравлическим сопротивлением всей масляной магистрали. Если сказать по-простому, то это значит, что давление в маслосистеме будет меньше, чем легче масло будет истекать из системы смазки и наоборот.

В исправном двигателе зазоры в подшипниках коленчатого вала составляют 0,03-0,08 мм. С одной стороны, эти зазоры обеспечивают нормальный режим смазки, при котором между вкладышем и шейкой вала проникает необходимое количество масла для создания масляного клина (благодаря ему трущиеся детали способны выдерживать большие механические нагрузки без особого ущерба). С другой стороны, небольшие зазоры не позволяют вытекать из внутренней полости подшипника маслу, имеющему высокую вязкость.

При износе подшипников зазоры увеличиваются, иногда в несколько раз. Гидравлическое сопротивление масляной магистрали падает. Подшипники не держат масло. Оно намного легче просачивается из системы, что приводит к уменьшению давления. На приборной панели начинает мигать лампочка «давление масла». Чаще всего проблему низкого давления связанную с износом подшипников можно обнаружить на «горячем» двигателе (в этот момент вязкость масла минимальна).

Износ подшипников коленчатого вала — беда, которая одна не ходит, а влечет за собой другие неприятности. Уменьшение давления в нижней части системы смазки приводит к масляному голоданию трущихся деталей в головке блока. Вполне вероятно, что вскоре придется её ремонтировать.

Но при использовании ревитализанта Хадо происходит восстановление подшипников и описанные выше зазоры уменьшаются, препятствуя излишнему протеканию масла из системы смазки. Поэтому давление масла восстанавливается.

Читайте также:  Снип устройство стоянки автомобилей

При применении присадок для повышения давления масла прочих производителей создается иллюзия решения проблемы — перестает мигать лампочка «давления масла» на доске приборов. А это просто присадка создала дополнительную пленку между поверхностями трения деталей, обволокла поверхности масляных каналов и уменьшила их диаметр. Маслонасос, прокачивая то же количество масла уже по меньшему диаметру, показал увеличение давления. При очень частом использовании таких присадок высока вероятность уменьшения подачи масла к шейкам коленвала и вкладышам, что может привести к масляному голоданию и возможному капремонту двигателя.

В ассортименте Хадо предлагается присадка для двигателя Xado Maximum, в которой тоже есть кондиционер металла. Его основное назначение – улучшение смазывающих свойств масла. Он упрочняет смазывающую пленку и создает на поверхности деталей двигателя условия, препятствующие его изнашиванию. Но всё это действует вместе с ревитализантом, устраняющим основную проблему – износ деталей.

Как поднять давление масла в двигателе с помощью присадок Хадо

1. Самый простой способ — повысить вязкость масла залитого в двигатель

Это можно сделать с помощью присадки Xado Complex Oil Treatment.

Присадка повышает вязкость моторного масла, за счет чего повышается давление масла, уменьшается дымность выхлопа и снижается расход масла на угар.

Данный вариант не решит основную проблему низкого давления масла, но поможет без особых проблем поездить какое-то время для более основательного ремонта или применения присадки Хадо для восстановления мотора.

2. Правильный вариант обработки мотора для восстановления его рабочих характеристик

а) Перед использованием присадки для восстановления двигателя рекомендуется почистить его от всякого рода нагара, лаков и отложений. Это делается с помощью присадки для промывки двигателя. Мы советуем самый эффективный очиститель Xado Atomex TotalFlush.

Средство необходимо добавить в масло двигателя и проехать с этим составом 150-200км. После этого слить старое масло, поменять фильтр и залить новое масло.

б) Обработать двигатель восстановительным составом Xado с ревитализантом для того, чтобы устранить износ вкладышей и шеек коленвала и нормализировать уровень давления масла.

Ревитализанты Хадо для двигателя условно можно поделить на кондиционеры металла серии MAXIMUM и присадки в виде гелей.

MAXIMUM обеспечивает максимальную защиту двигателя (особенно это важно в условиях масляного голодания мотора).

Судовые системы сигнализации и защиты

В зависимости от назначения системы сигнализации подразделяются на исполнительную, аварийную и предупредительную.

Исполнительная сигнализация извещает обслуживающий персонал о включении или выключении определенных механизмов, а также о достижении крайних положений («Открыто», «Закрыто») различными регулирующими органами. Сигнализация осуществляется преимущественно световым сигналом белого или зеленого цвета.

Аварийная сигнализация срабатывает при достижении контролируемым параметром предельно допустимого значения, при котором дальнейшая работа двигателя может привести к аварии. Аварийный звуковой сигнал подается ревуном, световой сигнал — лампой красного цвета. При срабатывании аварийной сигнализации обслуживающий персонал обязан немедленно остановить двигатель или, если это допустимо, снизить его нагрузку за счет уменьшения подачи топлива.

В большинстве случаев аварийная сигнализация объединяется с системой защиты. Тогда при достижении контролируемым параметром предельно допустимого значения наряду с подачей звукового и светового сигналов происходит автоматическая остановка или снижение нагрузки двигателя.

Предупредительная сигнализация оповещает обслуживающий персонал о достижении контролируемым параметром определенного заданного значения. После срабатывания предупредительной сигнализации у персонала еще имеется время для выявления причин и устранения неполадок.

На рис. 153 приведена схема аварийно-предупредительной сигнализации, которая в зависимости от настройки может быть аварийной или предупредительной.

Сигнализация контролирует давление и температуру масла, поступающего на смазку двигателя, температуру охлаждающей воды на выходе из двигателя и уровень топлива в расходной цистерне. Питание электрической части схемы осуществляется постоянным или переменным током через выключатель 1, который может быть сблокирован с постом управления. Зеленые лампы 5, красные лампы 6 и ревун 9 расположены на щите сигнализации в машинном отделении. Красная лампа 7 и зуммер 8 находятся в рулевой рубке или в каюте старшего механика. Выключатель 10 служит для отключения звуковой сигнализации при настройке и ремонте системы.

При нормальном значении контролируемых параметров контакты 4 замкнуты и горят зеленые лампы 5. В случае достижения каким-либо параметром предельного значения, например при падении давлений масла, контакты 13 микровыключателя 14 замыкаюгся и электромагнит 2 перебрасывает подвижные контакты 3 и 4 вниз. Цепь зеленой лампы 5 размыкается, и на щите загорается красная лампа 6. При замыкании контактов 3 получает питание электромагнит 12, который замыкает контакты 11. В результате этого подаются звуковые сигналы ревуном 9 и зуммером 8 и загорается красная лампа 7.

В качестве устройств, измеряющих значения контролируемых параметров и при их отклонении от заданных значений воздействующих на исполнительные механизмы системы сигнализации, применяются реле давления, температуры, уровня, частоты вращения и т. п.

На рис. 154, а показано реле давления РДК-55 со снятой крышкой. Измеряемая среда подводится через штуцер 8 в корпус сильфона 7 и сжимает сильфон. Через толкатель усилие передается трехплечему рычагу 6, повороту которого против часовой стрелки препятствует растянутая пружина 1. При падении давления ниже заданного значения пружина 1 повернет трехплечий рычаг 6 по часовой стрелке и среднее плечо рычага замкнет контакты микровыключателя МВ.

Читайте также:  Прайсы по ремонту грузовых автомобилей камаз

Настройка реле на заданное давление осуществляется по шкале 3 при помощи винта 4. При вращении винта 4 каретка 5 с указателем 2 перемещается, изменяя натяжение пружины 1.

В реле температуры ТРК—55 (рис. 154, б) термобаллон 1, капилляр 2 и полость между сильфоном 3 и его корпусом заполнены низкокипящей жидкостью (хлористый метил, фреон и т. п.). При повышении температуры контролируемой среды давление в корпусе сильфона увеличивается. Сильфон сжимается и через толкатель 10 поворачивает трехплечий рычаг 9 вокруг оси 8 против часовой стрелки. Этому препятствует пружина 5, натяжение которой регулируется винтом 4. Когда температура повысится до заданного значения, среднее плечо 7 трехплечего рычага освободит микровыключатель 6, и его контакты замкнутся.

Реле уровня (рис. 155) состоит из поплавковой и контактной частей, совершенно отделенных друг от друга. Благодаря этому измеряемая среда (топливо, вода и т. п.) не может проникнуть к электрическим контактам.

При снижении уровня поплавок 1 опускается, поворачивая вокруг оси 2 магнит 3 вверх. Находящийся в контактной коробке 4 другой магнит 5, за счет взаимодействия с магнитом 3, поворачивается вокруг оси 6 по часовой стрелке. В результате этого замыкаются нижние контакты 7. Оба магнита находятся в кожухах из немагнитного металла.

Система защиты предназначена для автоматической остановки или снижения нагрузочного режима двигателя при отклонении контролируемого параметра ниже или выше заданного предельно допустимого значения.

Срабатывание системы защиты может происходить при понижении давления масла и повышении температуры масла и охлаждающей воды. В последние годы число параметров, по которым производится защита двигателя, значительно увеличилось. К этим параметрам относятся: температура рамовых, мотылевых и головных подшипников, поток охлаждающей воды (масла) поршней и форсунок и др.

Система защиты, как правило, объединяется с системой аварийной сигнализации и имеет общие с ней реле-датчики. При срабатывании реле сигнал подается на исполнительный механизм, который прекращает или снижает подачу топлива в цилиндры двигателя. В качестве исполнительных механизмов используются пневматические и гидравлические сервомоторы и электромагнитные устройства.

Кроме специальных систем защиты, на дизелях применяются раз¬личного рода блокирующие и защитные устройства. Чтобы исключить возможность ошибочных действий персонала при управлении глав¬ными реверсивными двигателями, предусматривается блокировка пускового, реверсивного и топливоподающего механизмов. К числу защитных устройств относится блокировочный механизм валоповоротного устройства, предотвращающий возможность пуска двигателя при включенном валоповоротном устройстве. На многих главных двига¬телях применяется блокировка реверсивно-пускового устройства с машинным телеграфом, что исключает возможность ошибок при управлении дизелем.

Для защиты двигателя от поломки при падении давления масла применяются масляные автоматы-выключатели (рис. 156).

В корпусе 1 на общем штоке закреплены воздушный 2 и масляный 5 поршни. Выходящий из корпуса конец штока находится против торца тяги топливных насосов. Полость а через маслоподводящий канал 6 сообщена с масляной магистралью. При нормальном давлении масла оба поршня находятся в крайнем левом положении и шток не воздействует на топливную тягу.

В случае снижения давления масла под действием пружины 4 поршни перемещаются вправо, и шток поставит топливную тягу в положение нулевой подачи.

В период пуска двигателя сжатый воздух поступает в полость б и, воздействуя на поршень 2, перемещает шток влево, освобождая тягу топливных насосов. Невозвратный шариковый клапан 3 препятствует выходу воздуха из полости б сразу после пуска двигателя, так как давление масла может быть еще недостаточным.

Стравливание воздуха происходит постепенно через неплотности. За это время давление масла достигает нормальной величины. Масло, просачивающееся в полость за поршнем 5, удаляется через отверстие 7, которое одновременно является декомпрессионным.

Осуществляемая в последние годы комплексная автоматизация судовых дизельных установок с безвахтенным обслуживанием механизмов машинного отделения на стоянке и с одним вахтенным в ЦПУ на ходу судна потребовала применения дистанционного контроля за состоянием работающих механизмов и устройств, включая главный двигатель. Одновременно резко повысилась роль аварийно-предупредительной сигнализации и защиты.

Дистанционный контроль позволяет вахтенному в ЦПУ систематически получать сведения о состоянии работающего двигателя, к числу которых относятся: давление масла, температура выпускных газов по цилиндрам, температура рамовых, мотылевых, головных и упорных подшипников, температура цилиндровых втулок, охлаждающей воды по цилиндрам и охлаждающей воды (масла) поршней, поток охлаждающей воды форсунок, уровень масла в ГТН, взрывоопасная смесь в картере и т. п. Число контролируемых точек главного двигателя на находящихся в эксплуатации автоматизированных судах достигает ста и с каждым годом увеличивается.

В местах контрольных точек расположены датчики, которые преобразуют значения контролируемых параметров в электрические сигналы, которые непрерывно поступают в электронно-вычислительную машину централизованного контроля (МЦК). Здесь сигналы преобразуются в цифровые величины, которые периодически регистрируются на ленте печатающей машинки, расположенной в ЦПУ. В зависимости от типа МЦК периодичность регистрации устанавливается от 1 до 120 мин. Кроме этого, сведения могут быть выданы по вызову при нажатии кнопки вахтенным в ЦПУ.

В случае достижения контролируемым параметром заданного предельно допустимого значения МЦК немедленно регистрирует это отклонение и выдает на ленту аварийный цифровой сигнал с подачей звуковой и световой сигнализации. Одновременно через блоки логических элементов МЦК подает командный сигнал на соответствующие исполнительные механизмы, в результате чего автоматически изменяется режим работы двигателя или двигатель останавливается.

Оцените статью