Система ремонта двигателя трактора дт 75
Трактор ДТ-75М. ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ ПО КАЖДОМУ ВИДУ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Ежесменное техническое обслуживание
1. Проверьте уровень и при необходимости долейте:
а) масло в картер основного двигателя. Для проверки уровня:
— выньте маслоизмеритель, вытрите насухо его стержень и снова вставьте в трубку до упора;
— вторично выньте масло-измеритель и определите уровень масла в картере. Проверку уровня производите не ранее чем через 15 минут после остановки двигателя;
б) охлаждающую жидкость в радиатор;
Трактор ДТ-75М. Техническое обслуживание № 1
1. Осмотрите и обмойте трактор
2. Проведите обслуживание воздухоочистителя основного двигателя:
а) снимите сухоочиститель, очистите сетку, завихритель и пылесбросные щели сухоочистителя;
б) снимите поддон, выньте кассету, слейте отработанное масло. Промойте поддон (с прочисткой отверстий в чашке) в дизельном топливе и залейте в него свежее масло;
в) выньте из корпуса воздухоочистителя фильтрующие элементы. Промойте фильтрующие элементы и кассету с капроновыми элементами: в дизельном топливе или бензине, фильтрующие элементы отожмите, кассету встряхните. Для полного удаления бензина или дизельного топлива продуйте сжатым воздухом фильтрующие элементы и кассету или выдержите их на воздухе в течение 10—15 минут. Порядок установки элементов при сборке: верхняя пластина — мелко-пористая, толщиной 25 мм; средняя — крупнопористая толщиной 40 мм; нижняя — кассета с капроновыми элементами. Поддон устанавливайте таким образом чтобы замки на поддоне находились против упоров на корпусе, при этом табличка техобслуживания на поддоне должна быть на лицевой стороне воздухоочистителя.
2. Слейте отстой:
а) из топливного бака основного двигателя. Отстой сливайте при закрытом топливном кране;
б) из фильтра грубой очистки топлива. Закройте кран топливного бака, ослабьте болт поворотного угольника, отверните на 1,5—2 оборота пробку слива отстоя и слейте отстой
3. Проверьте и при необходимости отрегулируйте натяжение ремней вентилятора и генератора
4. Проверьте уровень масла и при необходимости долейте:
— в топливный насос
— в картер основного двигателя
— подшипники поддерживающих роликов
— в подшипники направляющих колес;
— подшипники опорных катков;
— цапфы кареток подвески;
— бак гидравлической системы
Трактор ДТ-75М. Техническое обслуживание № 2
1. Осмотрите и обмойте трактор
2. Проверьте и при необходимости отрегулируйте:
— натяжение ремня вентилятора и генератора;
— зазоры между торцами клапанов и коромыслами и механизм декомпрессии;
— главную муфту сцепления;
— тормоза заднего моста (остановочные и планетарных механизмов);
— тормозок карданной передачи;
3. Проведите обслуживание воздухоочистителя пускового двигателя:
— отверните гайку-барашек снимите колпак-ограничитель, прижимающий кольца фильтрующего элемента и кольца;
— промойте кольца в дизельном топливе и отожмите их;
— .промойте кольца моторным маслом и отожмите их через салфетку;
— промойте и протрите насухо все детали воздухоочистителя и соберите воздухоочиститель в обратном порядке
4. Проведите обслуживание воздухоочистителя основного двигателя, как указано в ТО -1
5. Прочистите 4 сточных от верстия генератора
— первую ступень топливного фильтра 2 СТФ-3;
Слейте отстой из второй ступени и фильтра грубой очистки топлива
Предварительно откройте вентиль для выпуска воздуха
—- магистральный фильтр гидросистемы;
— пробку и крышку (набивку и корпус) баков пускового и основного двигателей, прочистите отверстия в крышке и пробке; слейте отстой из бака
7. Очистите роторы центрифуги от отложений. Разборку роторов производите так, как это указано в разделе «Разборка полнопоточной центрифуги»
8. Проведите уход за аккумулятором: с
— проверьте и при необходимости очистите верхнюю поверхность аккумуляторной батареи, клеммы и вентиляционные отверстия;
— долейте дистиллированную воду
9. Проверьте состояние., и при необходимости зачистите контакты включателя стартера пускового двигателя. Выверните два винта крепления включателя и снимите включатель. При наличии подгара на контактах зачистите их
10. Замените масло:
— в картере основиого двигателя
Для полного заполнения масляной системы после заливки масла По верхнюю метку маслоизмерителя дополнительно залейте 2 л масла;
— в топливном насосе. Одновременно промойте (и по возможности продуйте сжатым воздухом) дренажную трубку
11. Проверьте уровень масла и при необходимости долейте:
— в корпус редуктора пускового двигателя;
— в картер топливного насоса;
— в бак гидросистемы (с промывкой сапуна);
— в картер увеличителя крутящего момента (с про-
мьшкой сапу.на и проверкой Отсутствия масла в сухом отсеке);
— в корпус ходоуменьшите-ля (с промывкой сапуна);
— в корпус коробки передач и заднего моста (с промывкой сапуна и проверкой отсутствия масла в сухих отсеках заднего моста);
— в корпуса конечных передач (с промывкой сапунов);
— в корпус редуктора ВОМ (с промывкой сапуна);
— в направляющие колеса;
— в поддерживающие ролики;
— в балансиры опорных катков и цапфы кареток подвески
— подшипники водяного насоса и натяжного ролика. Шприцуйте до появления смазки из контрольных отверстий;
— подшипники главной муфты сцепления (передний, задний и выжимной)
Система ремонта двигателя трактора дт 75
ТРАКТОР ДТ-75М. УСТРОЙСТВО И РАБОТА СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ ТРАКТОРА
ТРАКТОР ДТ-75М. МЕХАНИЗМЫ И СИСТЕМЫ ДВИГАТЕЛЯ А-41
Блок-картер двигателя А-41
Блок-картер является остовом двигателя и представляет собой чугунную отливку коробчатой формы, разделенную вертикальными перегородками на отсеки. Торцовые стенки и вертикальные перегородки блок-картера имеют в нижней части приливы, образующие опоры для вкладышей коренных подшипников.
В блок-картере устанавливаются «мокрые» гильзы цилиндров. По нижнему посадочному поясу гильзы уплотняются тремя резиновыми уплотнительными кольцами.
В вертикальных перегородках блок-картера расположены опоры распределительного вала.
Головка цилиндров двигателя А-41
На двигатель устанавливается одна, общая для всех цилиндров головка. Головка цилиндров представляет собой чугунную отливку, которая крепится шпильками, ввернутыми в блок-картер. Стык головки цилиндров и блок-картера уплотняется асбосталь-ной прокладкой. Головка имеет водяную рубашку, сообщающуюся с водяной рубашкой блок-картера.
В головке цилиндров размещены клапаны с пружинами, коромысла клапанов, стойки коромысел и форсунки.
Рабочие фаски седел впускных клапанов расточены непосредственно в теле головки, а седлами выпускных клапанов служат вставки, изготовленные из жаростойкого чугуна.
Кривошипно-шатунный механизм двигателя А-41
Кривошипно-шатунный механизм (рис. 9) состоит из коленчатого вала 2 с маховиком 13 и вкладышами, шатунов 5 и поршневого комплекта.
Коленчатый вал — стальной, имеет четыре шатунных и пять коренных шеек.
Шатунные шейки вала имеют полости 21, закрытые заглушками 4, в которых масло подвергается дополнительной центробежной очистке перед поступлением в шатунные подшипники. Осевые усилия, передаваемые на коленчатый вал, воспринимаются через упорный бурт полукольцами 18.
Носок и хвостовик коленчатого вала уплотняются резиновыми самоподжимными манжетами. Вкладыши подшипников коленчатого вала и нижней головки шатуна изготовлены из биметаллической сталеалюминиевой ленты. В верхних шатунных и коренных вкладышах имеется отверстие для подвода масла. От осевого смещения вкладыши фиксируются выштампованными усиками, входящими в пазы блок-картера, шатуна и крышек подшипников.
Верхний и нижний широкие вкладыши 1, 3, 5-й коренных опор взаимозаменяемы.
Верхний и нижний узкие вкладыши 2-й и 4-й коренных опор не взаимозаменяемы.
Маховик крепится болтами к заднему торцу коленчатого вала, болты предохраняются от самоотвертывания замковыми шайбами, каждая из которых устанавливается под два болта. Маховик точно фиксируется относительно шеек коленчатого вала двумя штифтами. Зубчатый венец маховика предназначен для пуска двигателя.
Шатун — стальной, двутаврового сечения, с косым разъемом нижней головки. Подшипник нижней головки шатуна имеет сменные вкладыши. Подшипником для поршневого пальца служит бронзовая втулка, запресоьанная в отверстие верхней головки шатуна. Фиксация крышки нижней головки шатуна осуществляется при помощи шлицевого замка с треугольными зубьями, что надежно предохраняет крышку от радиального сдвига относительно шатуна. Болты крепления крышки шатуна предохраняются от самоотвертывания замковыми шайбами с усами, отогнутыми на грани болтов и крышки.
Поршневой комплект состоит из поршня, поршневых колец, поршневого пальца и стопорных колец.
Поршень изготовлен из высококремниестого алюминиевого сплава. Выемка в днище поршня образует камеру сгорания. Из-за смещения форсунки камера сгорания несколько смещена относительно оси поршня в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, в сторону, противоположную распределительному валу.
На поршень устанавливаются пять колец (рис. 10): три компрессионных 10 и два маслосъемных кольца 11. Комплект поршневых колец унифицирован с комплектом’ двигателя СМД-60. Маслосъемные кольца имеют радиальные расширители 12.
Поршень с шатуном соединяется пальцем 8 «плавающего типа», осевое перемещение которого в поршне ограничивается стопорными кольцами 7.
Рис. 9. Кривошипно-шатунный механизм двигателя А-41:
1 — шестерня привода масляного насоса; 2 — вал коленчатый; 3 — вкладыш коренного подшипника; 4— заглушка; 5 — шатун; 6 — палец поршневой; 7 — поршень; 8 — гильза цилиндра; 9 — блок-картер; 10 — кольцо антикавитационное; 11 — кольца уплонительные гильзы цилиндра, 12 — венец маховика; 13 — маховик; 14 — подшипник; 15 — корпус сальника с манжеткой; 16 — болт крепления маховика; 17 — маслоотражатель; 18 — полукольцо упорное; 19 — болт крепления крышки коренного подшипника; 20 — шестерня привода механизма уравновешивания; 21 — полость для центробежной очистки масла; 22 — крышка коренного подшипника; 23 — шайба поджимная; 24 — болт; 25 — храповик; 26 — болт; 27 — шкив коленчатого вала; 28 — маслоотражатель; 29 — шестерня коленчатого вала
Рис. 10. Поршень в сборе с шатуном двигателя А-41:
1 — болт шатунный длинный; 2 — шайба стопорная; 3 — крышка шатуна; 4 — вкладыш шатунного подшипника; 5 — шатун; 6 — поршень; 7 — кольцо стопорное поршневого пальца; 8 — палец поршневой; 9 — втулка шатуна; 10 — кольца поршневые компрессионные; 11 — кольца поршневые маслосъемные; 12 — расширители радиальные маслосъемных колец; 13 — болт шатунный короткий
Система ремонта двигателя трактора дт 75
ТРАКТОР ДТ-75М. ОСОБЕННОСТИ РАЗБОРКИ И СБОРКИ ДВИГАТЕЛЯ А-41
Трактор ДТ-75М. Снятие головки цилиндров двигателя А-41
Головку цилиндров снимайте только для устранения неисправностей деталей гильзо-поршневой группы, прокладки головки цилиндров, клапанов или замены самой головки:
а) слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения двигателя;
б) отсоедините от головки все топливопроводы, зачистите их внутренние полости от пыли и грязи;
в) отсоедините тягу декомпрессора и снимите колпак головки цилиндров;
г) снимите форсунки, предохраняя распылители от ударов и засорения отверстий;
д) снимите передаточный механизм газораспределения и выньте штанги;
е) ослабьте гайки крепления головки цилиндров, соблюдая ту же последовательность, что и при затяжке (рис. 79), затем отверните их;
ж) снимите головку цилиндров с двигателя и проверьте ее, обратив внимание на герметичность заглушек;
з) при необходимости осторожно снимите прокладку головки цилиндров во избежание ее повреждения;
и) проверьте состояние гильз цилиндров и закройте цилиндровые отверстия, чтобы предохранить их от попадания пыли и грязи.
Рис. 79. Последовательность затяжки гаек крепления головки цилиндров
Притирка клапанов двигателя А-41
Притирку клапанов производите при отсутствии герметичности в стыке клапан—седло клапана:
а) очистите головку цилиндров от масла и нагара и нанесите метки на тарелки клапанов, чтобы при сборке обязательно установить их по своим седлам;
б) снимите клапаны, очистите клапаны и седла клапанов от
нагара, промойте в керосине и осмотрите для определения степени ремонта.
Восстановить герметичность клапана притиркой при наличии незначительных износов и мелких раковин на фасках можно в том случае, если тарелка клапана не покороблена и нет прогаров на фасках клапана и седла. При наличии этих дефектов притирке должна предшествовать шлифовка седел клапанов или замена неисправных новыми;
в) очистите впускные и выпускные каналы головки цилиндров и промойте дизельным топливом;
г) тщательно перемешайте притирочную пасту. Паста должна Состоять из смеси микропорошка М20 или М14 по ГОСТ 3647-71 с моторным маслом и размешана до сметанообразного состояния. При отсутствии механического перемешивания микропорошок способен осаждаться;
д) нанесите на фаску клапана тонкий, равномерный слой пасты, смажьте стержень клапана чистым моторным маслом и поставьте его на место;
е) слегка нажимая на тарелку клапана, поверните клапан на 1/3 обо1 рота (при помощи специального приспособления), затем в обратном направлении — на 1/4 оборота. Нельзя производить притирку круговыми движениями;
ж) периодически поднимая клапан и нанося на фаску новые порции притирочной пасты, продолжайте притирку до тех пор, пока на фасках клапана и седла не появится непрерывный матовый поясок шириной не менее 1,5 мм. Разрывы матовой полоски и наличие рисок на ней не допускаются (рис.80);
з) после окончания притирки клапаны и седла промойте керосином, насухо вытрите, установите клапаны и пружины на. свои места;
и) проверьте герметичность притирки клапанов, заливая керосин поочередно во впускные и выпускные каналы и’ выдерживая его в них в течение двух минут; течь или просачивание, керосина при повороте на любой угол не допускаются. ,
Допускается проверка качества притирки на карандаш. Для этого поперек фаски притертого клапана нанесите мягким графитовым карандашом шесть—восемь черточек, после чего осторожно вставьте клапан в седло и, сильно нажимая, поверните его на 1/4 оборота. Все черточки на рабочей фаске должны быть стерты.
При неудовлетворительных результатах проверки притирку повторите.
Рис. 80. Расположение матового пояска на притертом клапане двигателя А-41