Система ремонта автомобилей конспект

Конспект лекции: » Основные положения по ремонту АТ «

1-й учебный вопрос: Система и виды ремонта АТ и агрегатов, принятые в ВС РФ.

Система ремонта автомобильной техники в ВС РФ это,- совокупность взаимосвязанных общностью цели сил и средств, необходимых для восстановления исправности (или работоспособности) и надёжности машин, а также основных положений и принципов руководящих и нормативно-технических документов, устанавливающих нормы, технические требования, условия и нормы на ремонт и порядок функционирования сил и средств ремонта.

В ВС РФ принята такая система ремонта, при которой средний и капитальный ремонты в заданном периоде планируются согласно установленным нормам межремонтного ресурса работы (пробега), а фактическая потребность в ремонте устанавливается по техническому состоянию машины. Текущий ремонт выполняется по потребности.

Планирование ремонта осуществляется начальником автомобильной службы в годовом плане технического обслуживания и ремонта машин, месячном плане технического обслуживания и ремонта машин, а машин на длительном хранении еще в плане-графике технического обслуживания и опробования машин, содержащихся на длительном хранении.

Виды ремонта автомобиля.

В зависимости от характера повреждений (неисправностей) и трудоемких работ по их устранению для автомобильной техники установлены следующие виды ремонта: ТР; СР; КР;

— для агрегатов и прицепов — ТР и КР.

Кроме того, для машин содержащихся на “ДХ” установлен РР или РО.

ТР машин заключается в устранении неисправностей путем замены или ремонта неисправных деталей, механизмов, приборов, а также в выполнении необходимых регулировочных, крепежных, сварочных, слесарно-механических работах.

При ТР машин допускается замена отдельных агрегатов, в т.ч. одного основного, кроме кузова легкового автомобиля, корпуса автобуса или рамы машины, а для многоосных автомобилей — также двигателя и гидромеханической передачи.

ТР производят в подразделениях и воинских частях.

СР автомобилей заключается в замене или КР не менее 2-х, но не более половины основных агрегатов (кроме рамы, кузова), проверяется техническое состояние и, при необходимости, выполняется ТР остальных агрегатов, проводятся регулировочные, сварочные и др. работы.

СР выполняется, как правило, после выработки 60% ресурса до капитального ремонта.

КР автомобиля заключается в его полной разборке, замене или КР всех агрегатов, приборов, деталей, а также последующей сборке и испытании в соответствии с техническими условиями на КР автомобилей.

КР должен обеспечивать восстановление межремонтного ресурса машин до очередного СР в соответствии с установленными нормами. При этом обязательно проверяется техническое состояние и при необходимости производится ТР остальных агрегатов, механизмов и приборов, а также регулировочные, крепежные, сборочные слесарно-механические и др. ремонтные работы и техническое обслуживание машин в целях восстановления ресурсов всех агрегатов и машин в целом до очередного КР или списания.

РР — плановый ремонт, выполняется с периодичностью, определенной технической документацией, независимо от технического состояния (через 12 -15 лет). РР подвергаются машины, имеющие расход не более половины установленного ресурса и не прошедшие СР.

РР выполняется на ремонтных предприятиях. Поступающие на ремонт машины должны быть на ходу, полностью укомплектованы ЗИП и исправными АКБ. Ремонт выполняется как капитальный, но необезличенным методом.

ТР агрегата заключается в его частичной разборке, замене или ремонте неисправных узлов и деталей, кроме базовых (блоки, картеры, рамы, КВ двигателей) проводятся необходимые сварочные, слесарно-механические, регулировочные и др. работы.

При КР агрегата производится полная его разборка, замена или восстановление всех изношенных деталей, сборка и испытание в соответствии ТУ на КР. КР основных агрегатов производят ремонтные предприятия.

Средний и капитальный ремонт автомобилей, а также КР агрегатов должны обеспечивать восстановление ресурса, достаточного для работы до определенного планового ремонта.

Средние нормы времени на ремонт автомобилей и агрегатов

Наименование Трудоемкость, чел./час
ТР СР КР
Автомобили
Двигатели не производятся
КП не производятся
ПМ, ЗМ, СМ 1,6 не производятся

Межремонтным пробегом называется пробег до очередного ремонта. Он устанавливается до среднего и капитального ремонтов автомобилей и КР агрегатов. Рассмотрим агрегаты военной автомобильной техники.

Агрегаты военной автомобильной техники делятся на основные и вспомогательные.

К основным относятся — двигатель; КП; РК; ПМ; СМ; ЗМ; рама; РМ; кабина; кузов легкового автомобиля и автобуса.

К вспомогательным относятся — агрегаты обслуживающие основные агрегаты: карбюратор, водяной насос и др. Еще их называют навесным оборудованием.

Виды ремонта агрегатов.

Различают следующие методы ремонта автомобилей:

— по сохранению принадлежности составных частей ремонтируемой машины:

— по организации выполнения ремонтных работ:

— метод ремонта эксплуатирующей организацией;

— метод ремонта специализированной организацией;

— метод ремонта предприятием-изготовителем.

Обезличенный — это такой метод ремонта, при котором не сохраняется принадлежность восстановленных составных частей к определенному экземпляру изделия. Благодаря взаимозаменяемости деталей и др. составных частей автомобилей возможно, например, снятую для притирки клапанов головку блока цилиндров после ее ремонта установить на другой автомобиль — это и будет ремонт обезличенным методом.

сохранение времени нахождения в ремонте за счет использования деталей и сборочных единиц оборотного фонда; при больших программах ремонта этот метод экономически эффективен.

Читайте также:  Чем обработать кузов автомобиля от ржавчины перед покраской

Обезличенный ремонт применяется для КР машин и их составных частей на АРЗ и крупных мастерских.

Необезличенный — это такой ремонт, при котором сохраняется принадлежность восстановленных составных частей к определенному экземпляру изделия. При необезличенном методе ремонта автомобиль или агрегат должны находиться в ремонте все время, пока производится восстановление всех его составных частей, например, шлифование КВ, заварка блока цилиндров и т.д.. Конечно, на это требуется значительно больше времени, чем, например, на замену двигателя.

Агрегатный — это обезличенный метод ремонта, при котором неисправные агрегаты заменяются новыми или заранее отремонтированными. При таком ремонте под агрегатом понимаются не только агрегаты автомобиля (двигатель с картером сцепления, КП, ГМП, карданная передача, ЗМ, ПМ, СМ, РУ, кабина грузового и кузов легкового автомобилей и кузов автобуса, платформа грузового автомобиля, рама), но и другие сборочные единицы, обладающие полной взаимозаменяемостью, независимостью сбора и выполняющие определенную функцию при работе автомобиля.

При агрегатном методе ремонта автомобилей эксплуатирующей организацией агрегаты, подлежащие КР, снимаются и отправляются в специализированную организацию — АРЗ или мастерскую по ремонту агрегатов, а на автомобиль взамен неисправного устанавливается новый или отремонтированный агрегат.

В ВС принят обезличенный агрегатный метод ремонта машин. Отремонтированные агрегаты зачисляются в оборотный фонд.

— простота и сокращение сроков простоя в ремонте;

— возможность ремонта в полевых условиях для обеспечения восстановления автомобильной техники в боевых условиях;

— высокое качество и низкая себестоимость агрегатов на ремонтных предприятиях;

— возможность привлечения к ремонту автомобилей низко квалифицированных специалистов и водителей.

Поточный — характеризуется расположением средств технологического оснащения в последовательности выполнения операций и узкой специализацией рабочих мест. Машина, агрегаты или детали передаются от одного специализированного места к другому сразу после завершения очередной операции. Такой метод обеспечивает:

— высокую производительность труда;

— эффективное использование оборудования;

— высокое качество работ.

Применяется на авторемонтных предприятиях (орвб).

Метод ремонта эксплуатирующей организацией – ТР и СР машин, выполняемый ремонтными подразделениями части, подразделения.

Метод ремонта специализированной организацией – СР и КР, выполняемый орвб или ремонтными предприятиями, специализированными на выполнении ремонта определённого вида машин и (или) агрегатов или машин определённых марок.

Метод ремонта предприятием-изготовителем – все виды ремонта для машин (агрегатов) определённых марок.

2-й учебный вопрос: Руководящие документы о нормах наработки до ремонта и списания АТ и агрегатов.

Основными руководящими документами, определяющими нормы наработки до очередного ремонта или списания являются:

— Приказ МО РФ №300 – 2006 г. «Инструкция о нормах наработки до ремонта и списания АТ и АИ в ВС РФ».

— инструкция по эксплуатации на машину (агрегат).

Нормы наработки до ремонта и списания устанавливаются для машин интенсивного использования, прицепов и полуприцепов, автомобильных и тракторных двигателей стационарных и передвижных установок.

Сроки службы до ремонта (замены автомобильных базовых шасси вооружения и военной техники) и списания устанавливаются для машин неинтенсивного использования, прицепов и полуприцепов.

Нормы наработки автомобилей до списания определяются их наработкой с начала эксплуатации до второго кап. ремонта; гусеничных тягачей, транспортеров тягачей и транспортеров до 4 го кап. ремонта; тракторов до 3 го кап. ремонта.

Автомобили подвергаются капитальному ремонту один раз. Повторные капитальные ремонты автомобилей проводятся в исключительных случаях по решению Начальника ГАБТУ МО.

1-ый средний ремонт выполняется один раз за пробег до кап. ремонта, а 2 ой средний ремонт между капитальным ремонтом и списанием. 1- ый средний ремонт выполняется при пробеге 60% от нормы наработки до кап. ремонта для новых машин, 2 ой средний ремонт выполняется при пробеге 50% нормы наработки от кап. ремонта до списания.

Нормы наработки машин до кап. ремонта и списания не изменяются в зависимости от сроков проведения средних ремонтов.

Разрешается списание неполноприводных автомобилей, а так же автомобилей многоцелевого назначения бензиновой группы семейств, ЗИЛ, Урал выпуска до 1995 года проводить после выполнения им трех средних ремонтов и выработке норм до списания. 2 ой средний ремонт производить вместо кап., а нормы наработки до списания должны соответствовать значениям, указанным в таблице 1 настоящего Руководства.

Ресурс до ремонта и (или) списания автомобильного имущества определяется: нормами наработки и сроками службы – для шин, аккумуляторных батарей; сроками службы – для приборов ночного видения, автомобильных кузовов фургонов и кузовов контейнеров постоянного и переменного объёмов, тентов и имущества ВАИ.

Разрешается направлять в капитальный ремонт легковые, санитарные автомобили и пассажирские автобусы со сроком службы более 10 лет и списывать их в установленном порядке после 15 лет эксплуатации независимо от наработки, если кузов к дальнейшей эксплуатации непригоден.

Установленные настоящим Руководством нормы наработки (сроки службы) являются минимальными. Машины, двигатели стационарных и передвижных установок, автомобильные кузова фургоны и унифицированные многоцелевые кузова контейнеры, тенты, укрывочные брезенты, шины, аккумуляторные батареи, приборы ночного видения для АТ и имущество ВАИ, выработавшие установленную норму наработки (срок службы) до ремонта или списания, но по своему техническому состоянию годные к эксплуатации, подлежат дальнейшему использованию до их предельного состояния (износа).

Читайте также:  Чем опасны выхлопы автомобилей

Нормы наработки до капитального ремонта и списания машин интенсивного использования.

Тип машины Марка машины Нормы наработки машин до кап. ремонта, тыс. км (для тракторов – тыс. ч) Норма наработки машин до списания, тыс. км (для тракторов – тыс. ч)
для новых машин для машин, прошедших капитальный ремонт
Грузовые ЗИЛ 131
КамАЗ 4310
КамАЗ 5350
ПАЗ 3205
ГАЗ 3307

Для АТ выпуска до 1990 года установленные нормы снижаются на 10 %.

Нормы наработки до кап. ремонта и списания автомобильных базовых шасси вооружения и военной техники со сроком хранения менее 12 лет, высвободившихся после демонтажа вооружения и военной техники, после проведения им регламентированного технического обслуживания (далее по тексту – РТО) или текущего ремонта по техническому состоянию и используемых в качестве транспортных или учебных машин определяются согласно норм, установленных настоящим Руководством. Для этих же автомобильных базовых шасси вооружения и военной техники со сроком длительного хранения более 12 лет нормы наработки до кап. ремонта и списания снижаются однократно на 15%. Для автомобильных базовых шасси, перегруженных по конструкции (масса установленного оборудования превышает номинальную грузоподъемность машины), независимо от срока хранения, нормы наработки до кап. ремонта и списания снижаются однократно на 5%.

Машинам в/ч, дислоцируемых в отдаленных районах страны, где отсутствует производственная база для кап. (регламентированного) ремонта, а транспортирование их для ремонта в другие районы невозможно или экономически нецелесообразно, машинам в/ч и организаций ВС на территории других государств и аппарата старших групп российских военных специалистов разрешается вместо кап. (регламентированного) ремонта проводить средний ремонт (РТО). Списание выше указанных машин проводить после выполнения им трех средних ремонтов и выработке норм до списания.

Общие положения по ремонту автомобилей, виды ремонтов

Старение автомобилей и их составных частей. Старением автомобиляназывается процесс необратимого изменения его свойств и (или) состояния, обусловленного структурными превращениями, химическими изменениями в материалах, из которых изготовлены детали, а также постепенным накоплением в элементах конструкции автомобиля микро и макроповреждений при эксплуатации. Процессы старения всегда связаны со временем.

При эксплуатации автомобиля имеют место физическое изнашивание деталей, потеря усталостной прочности их материала, происходят изменения, связанные с коррозией, потерей жесткости, структурные изменения и химические превращения в металлах, потеря некоторых свойств (например, упругости, пластичности и др.).

В связи с этим необходимо знать законы старения, устанавливающие зависимость повреждений от времени. Например, толщины изношенного слоя, остаточного прогиба при деформации детали, площади или глубины поврежденного коррозией слоя в зависимости от наработки. Использование этих закономерностей позволяет прогнозировать потерю работоспособного состояния автомобилем и его составных частей. Старение детали происходит в результате воздействия нескольких разрушительных процессов и является результатом воздействия большого числа факторов.

Изнашиваниемназывается процесс отделения материала с поверхности твердого тела и (или) увеличения его остаточной деформации при трении, проявляющийся в постепенном изменении размеров и (или) формы тела. Износ является результатом изнашивания и определяется в установленных единицах (толщины слоя, объема, массы).

Процесс изнашивания обычно происходит в три стадии. На стадии 1 (рис. 98) идет приработка сопряженных поверхностей деталей, занимающая небольшой отрезок времени tП

Рис. 98. Зависимость износа h и скорости dh/dt изнашивания от времени работы

При этом износ h изменяется нелинейно, скорость изнашивания высокая, но постепенно убывает. Стадия II является наиболее продолжительной и характеризуется стабильностью процесса. Скорость изнашивания в этом случае небольшая и постоянная. Стадия III – ускоренное изнашивание, характеризующееся резко возрастающей скоростью изнашивания. Причиной этого является изменение условий трения из-за изменения размеров и формы трущихся поверхностей.

Деформациядетали может быть обратимой (упругой) и необратимой, т. е. остаточной. Если возникающие напряжения в материале детали меньше предела его упругости, то будет иметь место главным образом упругая деформация. Однако упругая деформация может сопровождаться и остаточной деформацией, например, при повышенных температурах. Остаточная деформация изменяет размеры и конфигурацию детали, что приводит к снижению долговечности двигателя в целом.

Разрушениеприводит к полному расчленению детали. Разрушения бывают вязкими, хрупкими и усталостными.

Вязкое разрушение происходит от касательных напряжений вследствие значительной пластической деформации. Плоскость разрушений расположена под углом к направлению приложения нагрузки и совпадает с направлением действия касательных напряжений.

Хрупкое разрушение происходит под действием нормальных напряжений. Ему предшествует незначительная пластическая деформация, и плоскость разрушения оказывается перпендикулярной направлению приложения нагрузки

Усталостное разрушение деталей является результатом многократного приложения нагрузок и происходит при напряжениях, значительно меньших, чем в случае однократного нагружения.

Коррозияпредставляет собой разрушение металлов вследствие химического или электрохимического взаимодействия их с коррозионной средой.

Читайте также:  Как зарядить акб автомобиля зарядным устройством дома

Эрозия и кавитациявозникают при действии на металл потока жидкости, движущейся с большой скоростью. На поверхностях деталей образуются пятна, полосы, вымоины. Таким повреждениям подвергаются детали системы охлаждения двигателя, крылья кузова, воспринимающие со стороны колес поток воды, песка и мелких камней. Кавитационное повреждение металла происходит тогда, когда нарушается непрерывность потока жидкости и образуются кавитационные пузыри. Такому разрушению часто подвергаются детали системы охлаждения двигателя, гильзы цилиндров, посадочные пояски блоков цилиндров под гильзу, патрубки и др.

Предельным состояниемавтомобиля и его составных частей называется состояние, при котором их дальнейшее применение по назначению недопустимо или нецелесообразно, либо восстановление их невозможно или нецелесообразно. Так, например, необходимость смены масла в картерах агрегатов связана с достижением маслами предельного состояния при изменении их смазывающих свойств; выполнение регулировочных работ обусловливается достижением предельных зазоров в сопряжениях; замена или ремонт детали диктуется износом хотя бы одной ее рабочей поверхности до предельного размера.

Составные части автомобилей подразделяются на ремонтируемые и неремонтируемые. Для первых в нормативно-технической и (или) конструкторской документации предусмотрено проведение ремонтов, а для вторых не предусмотрено.

Надежность изделий обусловливается их безотказностью, долговечностью, ремонтопригодностью и сохраняемостью.

Сохраняемость – свойство объекта сохранять значения показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение хранения и (или) транспортирования.

Система ремонта автомобилей.Техническая политика в области поддержания работоспособности автомобилей основана на планово-предупредительной системе технического обслуживания и ремонта.

Плановый характер системы, предусматривает плановое проведение ТО, что обеспечивает предупреждение непредвиденного (аварийного) отказа автомобиля и регулярное получение информации о его техническом состоянии, и предполагает планируемые наработки агрегатов и автомобилей до вывода их в ремонт, а также объемы работ при ремонте. Предупредительный характер системы состоит в том, что она предполагает проведение ремонта составных частей и автомобиля в целом до наступления периода ускоренного изнашивания базовых и основных деталей.

Система ремонта автомобилейпредставляет собой совокупность взаимодействующих средств ремонта, исполнителей, стратегии, технологии и нормативно-технической документации, обеспечивающих работоспособное состояние подвижного состава.

Средства ремонта включают производственно-техническую базу (здания, сооружения, оборудование).

Исполнители разделяются на основных производственных и вспомогательных рабочих, инженерно-технических работников, младший обслуживающий персонал и пожарно-сторожевую охрану.

Стратегия ремонта – это система правил, однозначно определяющих выбор решения о содержании, месте и времени выполнения ремонтных работ, либо о списании автомобиля или его составной части.

Технология ремонта – это совокупность методов изменения технического состояния автомобилей и их составных частей в процессе ремонта.

Нормативно-техническая документация содержит принципы, определения, методы и нормы, позволяющие наиболее эффективно решать задачи поддержания работоспособности подвижного состава автомобильного транспорта.

Виды и методы ремонтов. В зависимости от назначения, характера и объема выполняемых работ различают текущий, средний и капитальный ремонты.

Текущий ремонт (ТР) предназначен для обеспечения работоспособного состояния подвижного состава с ремонтом или заменой отдельных его агрегатов, узлов и деталей (кроме базовых), достигших предельного состояния. Текущий ремонт обеспечивает безотказную работу отремонтированных агрегатов, узлов и деталей на пробеге, не меньшем, чем до ближайшего ТО-2.

Средний ремонт (СР) автомобилей предусматривается для случаев их эксплуатации в тяжелых дорожных условиях; проводится с периодичностью более одного года. При нем могут выполняться следующие ремонтные работы: замена двигателя, достигшего предельного состояния и требующего капитального ремонта; устранение неисправностей других агрегатов с заменой или ремонтом деталей; окраска кузова и другие работы, которые бы обеспечили восстановление исправного состояния автомобиля.

Капитальный ремонт (КР) автомобилей, агрегатов и узлов предназначен для обеспечения ресурса автомобиля и его составных частей путем восстановления их исправности и близкого к полному (не менее 80% до ремонтного) восстановле­нию ресурса . При КР заменяют или восстанавливают любые узлы и детали, включая базовые. Автомобили и агрегаты подвергают, как правило, не более чем одному капитальному ремонту. Базовой частью легкового автомобиля и автобуса является кузов, грузового автомобиля – рама. К базовым деталям агрегатов относятся: в двигателе – блок цилиндров; в коробке передач, заднем мосту, рулевом механизме – картер; в переднем мосту – балка переднего моста или поперечина независимой подвески; в кузове или кабине – корпус; в раме – продольные балки.

По характеру постановки на ремонт различают плановый и неплановый ремонты.

Плановый ремонт – ремонт, постановка на который осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.

Неплановый ремонт – ремонт, постановка на который осуществляется без предварительного назначения, с целью устранения последствий отказов.

По регламентации выполнения предусматриваются ремонты: регламентированный и по техническому состоянию.

Регламентированный ремонт – плановый ремонт, выполняемый с периодичностью и в объеме, установленными в эксплуатационной документации, независимо от технического состояния изделия в момент начала ремонта.

Ремонт по техническому состоянию – плановый ремонт, при котором контроль технического состояния выполняется с периодичностью и объемом, установленными в нормативно-технической документации, а объем и момент начала работы определяются техническим состоянием изделия.

Оцените статью