Скороговорки на букву Ш
Змея шипит, а жук жужжит.
В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
Во дворе четыре Сашки на траве играли в шашки.
Яшма в замше замшела.
Шесть мышат в камышах шуршат.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Шла Саша по шоссе,
Несла сушку на шесте.
Шакал шагал, шакал скакал.
Шёл спуск пушек с сопок и со скал.
Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
Шли сорок мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, нашли по два гроша.
Шли сорок мышей, нашли сорок грошей; две мыши поплоше несли по два гроша.
Милости прошу к нашему шалашу: я пирогов покрошу и откушать попрошу.
У Маши мошка в каше,
Что делать нашей Маше?
Сложила кашу в плошку,
И накормила кошку.
Дали Клаше каши с простоквашей, ела Клаша кашу с простоквашей.
Нашей Маше дали манную кашу.
Маше каша надоела,
Маша кашу не доела,
Маша, кашу доедай,
Маме не надоедай!
На опушке в избушке
живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
в каждом лукошке кошка,
кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
Мышонку шепчет мышь:
«Ты все шуршишь, не спишь».
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».
Слушали старушки, как куковала кукушка на опушке.
Лишь завидит свой кишлак,
Ускоряет шаг ишак.
Не спеши ишак в кишлак,
Упадешь с горы в овраг.
Буква Ш
•Буква Ш купила шелк.
В шелке буква знает толк.
Шьет из шелка шорты, юбки,
Шапки, шали, даже шубки.
•Шашки у Пашки, Шишки у Мишки.
•Мышонку шепчет мышь:
«Ты все шуршишь, не спишь».
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».
•Суши шубу Саша,
Пашина шуба, а не наша.
•Наш шалаш из камыша
для мышонка- малыша.
•В ночной тиши у шалаша
Чуть слышен шорох камыша
•Шашки на столе
Шишки на сосне
•Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
•Крошка в окрошку крошит картошку.
•Шестнадцать шли мышей и шесть
нашли грошей,а мыши,что попроще,
шумливо шарят грошии.
•Шесть мышат в камышах шуршат.
•Мышки сушек насушили,
Мышки мышек пригласили.
Мышки сушки кушать стали
Зубы сразу же сломали.
•Паша Маше шапкой машет.
•На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
•Сшила Саша Сашке шапку,
Сашка шапкой шишку сшиб.
•Хороши у бабушки пышки да оладушки.
•В шалаше шуршит шелками
Жёлтый дервиш из Алжира
И, жонглируя ножами,
Штуку кушает инжира.
•Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!
•На окошке крошку мошку
Ловко ловит лапой кошка.
•Кошка крошка на окошке
Кашку кушала по крошке.
•Даже шею, даже уши
Ты испачкал в черной туши.
Становись скорей под душ.
Смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем.
После душа вытрись суше.
Шею суше, суше уши
И не пачкай больше уши.
•У Маши мошка в каше,
Что делать нашей Маше?
Сложила кашу в плошку,
И накормила кошку.
•Шапкой Саша шишки сшиб
•Шелест шелестит листвой.
Шепот шепчется с травой.
Тишь затихла в тишине.
«Тише, тише. «, — слышно мне.
•Нашей Маше дали манную кашу.
Маше каша надоела,
Маша кашу не доела,
Маша, кашу доедай,
Маме не надоедай!
•У Мaши нa кapмaшке мaки и pомaшки.
•Дали Клаше каши с простоквашей,
Ела Клаша кашу с простоквашей.
•Наш шалаш из камыша для мышонка- малыша.
•Шубка – для нашей Наташи,
Шапка- ушанка для Саши.
•Есть сушки Проше, Васюше и Антоше.
И еще две сушки Нюше и Петруше.
•Мышка залезла под крышку,
Чтобы под крышкой сгрызть крошку,
Мышке, наверное, крышка –
Мышка забыла про кошку!
•На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
•Слышен шорох в камышах,
От него шумит в ушах,
Сто бесстаршных лягушат
Цаплю шепотом страшат.
•Шестнадцать шли мышей
и шесть нашли грошей,
а мыши, что поплоше,
шумливо шарят гроши.
•Кошка на окошке штанишки шьёт,
а мышка в сапожках избу метёт.
•По тропинке шла,
белый гриб нашла.
Походила по опушке,
отыскала три волнушки.
•У мишки шишка,
у кошки мышка,
у мышки сыр.
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: 2500 скороговорок. Для детей 4-6 лет
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
2500 скороговорок. Для детей 4–6 лет
Вступление
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно…
С раннего детства нам запомнились веселые скороговорки:
На дворе трава, на траве дрова.
Карл у Клары украл кораллы.
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Чем же они поразили наше воображение, что остались в памяти на всю жизнь? Маленький человек в своем речевом развитии проходит несколько этапов, но уже на первом, в возрасте 6 месяцев, он начинает улавливать, перенимать и познавать все элементы звучащей речи. И это не только звуки (фонемы), но и темп, ритм и мелодика.
А разве всего этого нет в скороговорке? Вся прелесть этих замечательных фраз в том, что сразу их ни за что не повторишь. Веселая разнообразная игра звуков, которые меняются местами, путаются, пропадают, подменяют друг друга, зеркально повторяются. Они как будто дразнятся и предлагают померяться с ними силами, испытать свой язык, память и слух. Ведь скороговорки почти всегда воспринимаются на слух, а не читаются по книжке, и от того, как услышишь, что запомнишь и поймешь, будет зависеть результат. А уж темп, с которым можно совладать, обусловлен лишь подвижностью языка, губ и нижней челюсти, то есть артикуляционного аппарата каждого.
Скороговорка почти всегда использует знакомые понятия и слова, но соединяет их в веселые оригинальные коротенькие истории, которые могут быть срифмованы и записаны в двух- или четырехстишие. Скороговорки кратки, лаконичны, динамичны и ритмичны. Они содержат меткие замечания, комические случаи, анекдотические нелепицы, а завершаются всегда неожиданно, непредсказуемо и оригинально.
Многие детские поэты берут за основу своего творчества принцип скороговорки: используют аллитерацию в соединении с разнообразным ритмом и мелодикой стиха. И дети, подчиняясь этим магическим, гипнотическим свойствам звукового построения, зачастую не улавливая смысла, мгновенно запоминают и с упоением повторяют:
По хамбер-джамбер я шагал, По хамбер-джамбер-джони. И вдруг увидел — риг-ма-джиг За шею тащит бони. Ах, будь со мною хоб-ма-гог, Мой хоб-ма-гог-ма-гони, Я застрелил бы риг-ма-джиг За кражу бедной бони.
Скороговорка будит фантазию ребенка, помогает проявить интерес к многообразию звуков, к познанию и творению слов, к занимательности и богатству языка и, конечно, развить артикуляционный аппарат, освоить и ощутить красоту чистой и внятной речи.
Но проходит время, ребенок подрастает и встает перед выбором будущей профессии. И оказывается, что чистая и внятная речь нужна во многих специальностях: это актеры и учителя, дикторы и комментаторы, диспетчеры и журналисты и так далее, и так далее. Значит, из скороговорки можно извлечь огромную пользу.
Как уже упоминалось выше, скороговорка воспринимается на слух. От внимания, сосредоточенности, развития фонематического слуха зависит быстрота восприятия и освоения сложных звукосочетаний. До тех пор, пока в мозгу не создастся точный звуковой образ заданного слова и языку не будет дана верная команда, борьба со скороговоркой бессмысленна, лобовой штурм, попытка выговорить с налета почти всегда оканчивается неудачей.
Еще до скороговорок тренинг артикуляции начинается с таких звукосочетаний, как ПТКУ-ПТКО-ПТКА, КПТУ-КПТО-КПТА, ЖЗДРУ-ЖЗДРО-ЖЗДРА, ВРЛУВРЛ-ВРЛОВРЛ-ВРЛАВРЛ и так далее. Звуки в этих упражнениях варьируются, к тренингу подключаются телесные движения, работа с мячиком, скакалкой, гимнастической палкой.
Наработав чистоту произнесения фонем в звукосочетаниях, переходят к их освоению в скороговорках. Для этого подбираются тексты с повышенным содержанием «больных» звуков.
Для лучшего усвоения скороговорки, мысленно проговаривая, отхлопывают, чтобы уловить ритмическую структуру и разобраться в расстановке фонем. Затем медленно произносят вслух, вслед за этим дается время на самостоятельную тренировку. При произнесении скороговорок учитываются замечания педагога и товарищей, которые на примере говорящего улавливают, отмечают и понимают свои ошибки. В конце занятия можно провести небольшое состязание на быстроту и правильность выговаривания вновь выученных скороговорок. Но подчеркнем: о скорости, о повышенном темпе проговаривания речь может идти только тогда, когда отработаны предыдущие этапы.
На каждом занятии добавляются новые скороговорки, в них изменяется местоположение проверяемых отрабатываемых звуков, увеличивается количество слов и их трудность.
Итак, в работе над дикцией и орфоэпией используется скороговорка, но на каждом этапе она имеет свой облик, трансформируется. Сначала ее можно охарактеризовать как чистоговорку, то есть фразу, в которой, не гоняясь за скоростью, отрабатывается наиболее часто повторяющийся звук. Далее эта чистоговорка переходит в разряд скороговорки: теперь отработанные звуки проверяются в ускоренном темпе произнесения. Затем следует так называемая трудноговорка или языколомка, как назвал ее поэт С. Погореловский. Основная нагрузка данной фразы — трудновыговариваемые слова и звукосочетания, нагроможденные друг на друга. Трудноговорка требует подвижности артикуляционного аппарата, быстрого осмысления длинных и запутанных слов.
Есть еще одна разновидность скороговорки — длинноговорка. Это упражнение рассчитано на длину выдоха и владение перспективой фразы.
В данном пособии чистоговорки и скороговорки не разделяются, так как зачастую они взаимозаменяемы. В разряд чистоговорок здесь включены пословицы и поговорки, а порой и загадки, изобилующие повторяющимися звуками. А с длинноговорками объединены стихотворения, рассказывающие в одном предложении короткую историю. Кроме того, отдельно существует подборка скороговорок, используемых при исправлении так называемых «дзяканий» и «тсяканий».
Надеемся, что этот сборник будет интересен всем, кто желает улучшить свою дикцию.
Заранее приносим извинения, если не будет указано чье-то авторство, так как Многие скороговорки передаются из уст в уста и становятся уже истинно народными.
Скороговорки, помеченные знаком *, принадлежат М. Смирновой и С. Смирнову, также в книге
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- ***ВИДЕО/ АУДИО (17)
- Школа — уроки (1)
- ***ВЫШИВКА (329)
- вышивка бисером, пайетки (9)
- вышивка гладью (7)
- вышивка другие техники (8)
- вышивка крестом (277)
- вышивка лентами (17)
- изонить (7)
- ковровая вышивка (7)
- машинная вышивка (5)
- мини (12)
- монохром (64)
- разное (11)
- ***ГЕНЕАЛОГИЯ (1)
- ***ГОТОВИМ ВКУСНО и БЫСТРО (202)
- второе (2)
- выпечка (22)
- завтрак (13)
- заготовки на зиму (6)
- из творога (1)
- напитки, десерты, мороженое (25)
- салаты (1)
- сладости (11)
- соусы (2)
- специи, красители, добавки и ароматизаторы (10)
- супы (1)
- ***ДЕНЬГИ (39)
- заработок в инете (13)
- ***ДЕТИ (290)
- детям. развивайка (125)
- зарядка, массаж, пальчиковые игры (30)
- о детях (90)
- образование (9)
- творим с детьми (44)
- чем занять (40)
- ***ИЗ БУМАГИ (167)
- вырезаем, складываем, клеим (23)
- обложка. блокнот-книга (40)
- оригами (1)
- открытка. бумага своими руками (90)
- папье-маше (4)
- пергамано. тиснение (3)
- ***ИЛЛЮСТРАЦИИ (96)
- gimp, фотошоп, редактировать фото (28)
- ч/б картинки, силует, монохром, трафарет (46)
- ***МОЯ БИБЛИОТЕКА (191)
- деньги. бизнес. новое мышление (15)
- интерьер (13)
- книги, журналы скачать (27)
- любовь. секс. отношения (16)
- о детях. воспитание. здоровье и т.п. (56)
- от зачатия до года (29)
- отношения, психология и т.п. (6)
- развивайка 1-3 года (15)
- развивайка 3-5 лет (5)
- развивайка. разный возраст (7)
- рукоделие. различные виды (29)
- читаем малышам (16)
- это интересно. разное (8)
- ***МЫЛО, СВЕЧИ, АРОМА. и т.п. своими руками (159)
- для ванной и душа (4)
- масло (1)
- мыло (40)
- свечи (23)
- ***НЕПОЗНАННОЕ (103)
- исполняем желания (30)
- симороним деньги (15)
- ***НОВОСТИ РОДНОГО ГОРОДА (21)
- отношения (13)
- ***ПРАЗДНИКИ (185)
- Новый год (129)
- Пасха (19)
- подарки (37)
- подарки детям (1)
- подарки женщинам (3)
- подарки мужчинам (2)
- ***ПРИГОРОДНЫЙ ДОМ (45)
- ***РУКОТВОРЧЕСТВО (427)
- авторская кукла, мягкая игрушка (83)
- бирки, этикетки (7)
- бисер (22)
- букет из конфет (22)
- бутылка, фужер — декор (46)
- вязание (8)
- декупаж (10)
- дерево (30)
- из ниток (12)
- изостудия. творим (21)
- кофе (4)
- лепим (20)
- мастер-класс (74)
- плетем (7)
- упаковка, корзинки, шкатулки, мешочки и т.п. (99)
- цветы, банты своими руками (65)
- ***СЕКРЕТЫ КРАСОТЫ И ЗДОРОВЬЯ (210)
- альтернативная медицина (53)
- ароматерапия (2)
- волосы (10)
- здоровье (77)
- мануальная терапия и т.п. (13)
- секреты красоты (70)
- ***СЕМЬ-Я (221)
- для дома, домоводство (27)
- интерьер квартиры (33)
- опасно (40)
- отношения (38)
- самосовершенствование (48)
- ты женщина (46)
- уборка (29)
- ***СТИХИ, ЦИТАТЫ, МЫСЛИ (70)
- сказкотерапия, притчи (19)
- ***УЧЕБНИК ЛИ.РУ, интернет (50)
- ***ШВЕЙНАЯ КОРЗИНКА (373)
- аппликация, фетр (25)
- головные уборы, шарфы (35)
- для игр — детям (29)
- карнавал (30)
- митенки, перчатки, варежки, носки (6)
- мода, стиль (21)
- мы едем-едем-едем. (8)
- обувка (3)
- подушки (15)
- секреты мастерства (31)
- сумки (47)
- уютные мелочи для дома (22)
- шьем детям (19)
- шьем одежду (119)
- НЕ РАЗОБРАНО (5)
- ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ (36)
—Метки
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
Скороговорки для развития дикции — на букву Ш
Вторник, 17 Августа 2010 г. 14:10 + в цитатник
***
Кукушка кукушонку купила капюшон. В капюшоне кукушонок смешон.
***
Сшит колпак, да не по-колпаковски,
Вылит колокол, да не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
***
Шла Саша по шоссе и сосала сушку
***
У Сашки в кармашке шишки да шашки.
***
В шалаше шесть шалунов.
***
Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.
***
Тимошкина шавка тявкнула на Пашку,
Бьет Пашка шапкой Тимошкину шавку.
***
Наши мыши ваших тише:
Не шуршат по погребам.
К вам не ходят наши мыши — Не пускайте ваших к нам.
***
Шесть мышак в камыше шуршат.
***
Шли сорок мышей, Несли сорок грошей,
Две мыши поплоше, несли по два гроша.
***
На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
***
Слушали старушки, как куковала кукушка на опушке.
***
Парус наш на совесть сшит,
Нас и шторм не устрашит.
***
Шакал шагал, шакал скакал.
***
Простоквашу дали Клаше.
Недовольна Клаша:
«Нехочу я простоквашу, дайте просто кашу».
***
Шел Шишига по шоссе,
Шел шурша штанами.
Шаг шагнет, шепнет: «Ошибка»,
Шевельнет ушами.
***
У Маши мошка в каше,
Что делать нашей Маше?
Сложила кашу в плошку,
И накормила кошку.
***
У Прошки с плошкой вышла оплошка — Плошку Прошка перевернул.
***
На окошке крошку мошку
Ловко ловит лапой кошка.
***
Кошка крошка на окошке
Кашку кушала по крошке.
***
Нашей Маше дали манную кашу.
Маше каша надоела,
Маша кашу не доела,
Маша, кашу доедай,
Маме не надоедай!
***
Мышки сушек насушили,
Мышки мышек пригласили.
Мышки сушки кушать стали
Зубы сразу же сломали.
Саша шапкой по ошибке шишку сшиб.
***
Лишь завидит свой кишлак,
Ускоряет шаг ишак.
Не спеши ишак в кишлак,
Упадешь с горы в овраг.
***
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон.
***
Саша шустро сушит сушки.
Сушек высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть
***
Слышен шорох в камышах,
От него шумит в ушах,
Сто бесстаршных лягушат
Цаплю шепотом страшат.
это будет тоже интересно
Рубрики: | ***ДЕТИ/детям. развивайка |
Метки: детям дикция развитие речи речь логопед скороговорки логопедия чистоговорки логопедические упражнения
Процитировано 234 раз
Понравилось: 8 пользователям