Шнур для диагностики автомобилей газ

Кабель для ГБО своими руками.

Очень часто автовладельцы автомобиля с установленным ГБО сталкиваются с необходимостью просмотреть/подкорректировать некоторые параметры работы газовых «мозгов». Для этой цели необходимо иметь специальный тестер (что очень дорого и для частного использования экономически не целесообразно) или нужен диагностический инструмент в виде ноутбука с установленным программным обеспечением и шнура для соединения газовых «мозгов» и ноутбука. Фирменные шнуры, которые имеются в продаже стоят не дешево, поэтому можно попробовать сделать кабель для ГБО своими руками. О том, как это сделать и где взять составляющие будущего шнура для ГБО и пойдет речь в нашей статье.

Сборка кабеля

Рассмотрим изготовление кабеля диагностики ГБО своими руками для подключения ноутбука к газовым «мозгам» на примере шнура ГБО для одной из популярных моделей мозгов польской фирмы Stag.

Составляющие элементы

Собственно сам диагностический кабель для ГБО состоит из:

Разъема для подключения к колодки «газовых» мозгов (в нашем случае это стандартный ) 4-х пиновый влагозащищенный автомобильный разъем который можно купить в авто/радиомагазине или заказать с Aliexpress, как это сделали мы. Цена одного разъема составила около 60 центов.

Далее нам потребуется еще разъем USB тип А для последующего подключения готового кабеля для ГБО к ноутбуку. Этот разъем тоже можно купить в радиомагазине или же заказать с Aliexpress. Нам такой разъем обошелся в 1.10$.

Также потребуется 3-х или 4-х жильный медный кабель длиной 3-3,5 метра. Желательно использовать многожильный провод (чтоб каждая жила кабеля была навита из нескольких) – это в дальнейшем сильно продлит срок службы готового кабеля, за счет того что жилы будут ломаться значительно меньше.

Также в радиомагазине лучше купить термоусадку (для изоляции кабеля).

«Сердцем» нашего кабеля для согласования сигналов ноутбука и «мозгов» будет служить микросхема PL2303. Лучше всего купить не «голую» микросхему, а готовый модуль USB to TTL (в нем будет необходимая микросхема с запаянными необходимыми доп. элементами) в том же радиомагазине или же заказываем с Aliexpress. У нас этот модуль шел вместе с USB разъемом, лучше всего выбирать именно такой вариант, он прое в сборке, да и в последствии такой кабель для ГБО будет смотреться намного эстетичнее.

Собираем кабель

Подготовив все составляющие осталось собрать их в единое целое. Делать это нужно согласно схеме, приведенной ниже.

В нашем случае все получается намного проще. Китайский производитель указал в документации к модулю описание разъема и соответствующий ему цвет провода:

  • черный кабель — GND;
  • зеленый — TXD;
  • белый — RXD;
  • красный — VCC.

Поэтому у нас все свелось к обжиму и подпайке проводов к 4 пиновому разъему. Мы задействовали 3 провода:

  • черный кабель — GND
  • зеленый — TXD
  • белый — RXD

Обжали и пропаяли их в соответствии со схемой разъема для наших «мозгов». Красный провод мы не использовали.

Если шнур для настройки ГБО задумывается сделать для нескольких типов газовых «мозгов» то желательно сделать несколько переходников которые можно вставлять в 4-х пиновый разъем.

Далее подключаем соответствующие разъемы к «мозгам» и ноутбуку, запускаем программу и включаем зажигание. Как работать с программой и какую лучше всего использовать мы расскажем в следующих статьях.

Шнур для диагностики ГБО обошелся нам порядка 2-3 долларов США плюс к этому мы приобрели бесценный опыт во время сборки. Стоит отметить, что купить шнур гбо Вы можете по цене, которая стартует от 7 долларов США.

Шнур для диагностики автомобилей газ

Секрет заключается в том, что каждый производитель автомобильного газобаллонного оборудования стремится получить прибыль за счет продажи дополнительного оборудования — специального кабеля для программирования контроллеров. Если вы занимаетесь установкой ГБО, то наверняка заметили, что подавляющая часть устанавливаемого оборудования имеет два типа диагностических разъемов:

Читайте также:  Почему машину уводит при нажатии газа

1) AGIS, ALTIS, STAG 150, OMVL –некоторые другие типы ГБО.

2) Зенит, Стаг-300, Стаг-4, и другие (на фото разъем выходящий из блока управления) ( распиновка показана для системы Zenit, в Stag +12 и Gnd меняются местами ).

На фото видно 4 провода, входящих в разъем. Два из этих проводов (+) и (-), и два провода, по которым проходит сигнал Rx и Tx. Вся разница в расположении этих проводов в диагностической колодке, т.е. каждый производитель с целью продать кабель собственного изготовления располагает контакты в диагностической колодке по разному (например при подключении кабеля для Стаг-300 к Зенит происходит порча кабеля т.к. плюсовой и минусовой провода в колодке перепутаны).

Для решения проблемы достаточно изготовить универсальный разъем. Например такой:

Для того,чтобы избавить себя от проблемы ремонта кабеля при неправильном подключении перед подключением при помощи мультиметра необходимо проверять выводы диагностического разъема на оборудовании (некоторые системы подают питание на диагностический разъем только при включенном зажигании).

Правильно подключив (+) и (-) потом подключаем сигнальные провода.

Иногда бывают случаи, когда диагностическая колодка просто сгнила или на ней уже нет плюса или минуса. В этом случае провода питания КАБЕЛЯ подключаются к АКБ, а к диагностической колодке только сигнальные.

Предупреждение

Всегда необходимо внимательно проверять полярность подключения питания к кабелю.

От чего взять клемму кабеля Lovato-Stag

При изготовлении шнура для диагностики ГБО, встает вопрос — «Где взять разъем?». Для кабеля ГБО Lovato-Stag Вы можете применять разъем от бензонасоса отечественных автомобилей — ГАЗ, ВАЗ. Полное название данного разъема — AMP серии Superseal 1,5 (4-х контактный).

От чего взять клемму для OMVL и прочих.

Ломая голову, где найти разъем для кабеля диагностики ГБО OMVL, я пришел к выводу что найти такой разъем нереально. НО делая небольшую ревизию в проводах наткнулся на замечательную вещь. Разъем для питания материнской платы от старого 300 ваттного блока питания, старого системника. и о чудо! данный разьем подходит с некоторыми переделками. А именно: в первую очередь необходимо найти ряд штырьков нужной формы и далее отрезать остальную , ненужную часть разъема. небольшой фотоотчет. Прошу прощения за качество фото.

P.S. Важно чтобы конфигурация штырьков была точно такаяже как и на фабричном шнуре.

Схемы изготовления и проверка кабеля для ГБО

Как собрать кабель для диагностики ГБО на Zenit и Diego Leonardo, Voila Plus, Millenium, Bingo, BRC, Diego, AKME, Digitronic, Vector, Altis, Agis, Zavoli, Nicolaus, Tartarini, Autronik (A-mon), Lovato (Lov-Eco2), Les 98 (Landi).

Встала у меня задача собрать кабель для диагностики ГБО на Zenit и Diego (кабель по распиновке не подходит для STAG, +12в и Gnd нужно поменять местами ). Начал ковыряться в Интернете нашел вразумительный ответ — «берите k-l-line адаптер и юзайте». Собрал адаптер от мастер-кит давай подключать, а он неработает хоть тресни.

Нырнул в Интернет и оказалось, что на всех ГБО стоит обычный COM-порт RS232. RS232 подразумевает сигналы с амплитудами от -12 до +12 вольт. Причем логической «1» соответствует уровень -12В, логическому «0» — +12В. Это нужно для помехоустойчивости, сигналы «вокруг нуля» считаются шумом и не используются. В самом блоке газовых мозгов таких сигналов нет. Такие (или совместимые) сигналы есть (пока еще встречаются) в компьютерах, но в современных ноутбуках их нет.
В газовом блоке управления интерфейс имеет выходные уровни сигналов (грубо, на самом деле не совсем так) «0»=0В, «1»=5В (TTL уровни). Для этого нужен преобразователь TTL уровней на max232. Именно такая микросхема стоит в data кабелях к ГБО Lovato.

Фотография разобранного кабеля ГБО Lovato.

  • Микросхема MAX23
  • панелька для микросхемы MAX232 (если подпаивать провода напрямую к микросхеме можно ее повредить, сильно перегрев паяльником или пробить случайным статическим напряжением, поэтому покупаем панельку)
  • Диод 1N4004 (в магазине не было, купил 1N4005)
  • Стабилизатор напряжения L7805CV
  • Конденсатор 470uF 16V
  • Конденсатор 47uF 16V
  • 4 конденсатора 10uF 16V
  • DB-9F гнездо 9 pin (com-порт мамка)
Читайте также:  Устройство автомобиля замена масла

Дома у меня завалялся шнур от сименса DCA-510 на чипе PL-2303 давай мурыжить его и о чудо заработало софт видит ГБО.

И так по порядку — кабель USB COM-порта любой подойдет NOKIA DKU-5, CA-43 CA-45 и тд, скорость ставьте 9600.

Как проверить работает ли кабель — берете ваш кабель подключаете к компу замыкаете RX и TX открываете HyperTerminal в Windows XP в Windows 7 HyperTerminal нет, но есть вариант переписать из Windows XP два файлика hypertrm.dll hypertrm.exe в тоже место и запустить и все работает тоже

Открываете проверяете ваши настройки все по умолчанию ставите в системе Потом запускате (Пуск -> Программы -> Стандартне -> Связь) HyperTerminal.

Ставите скорость по умолчанию, как на картинке все настройки.

Если вы все правильно сделали, то программа будет печатать те символы, которые вы вводите с клавиатуры.

Вот как выглядит клемма кабеля для ГБО AKME diego:

Клемма к ГБО Zenit. Такая же клемма к AC Gaz Stag ( но +12 и Gnd нужно поменять местами ):

А вот распиновка кабеля DR-73, это кабель Stag (Digitronic) плюс OMVL Lovato. Показаны лишь +12 в и Gnd.

Ничего страшного не произойдет, если вы перепутаете RX и TX. Будьте внимательны, промеряйте тестером где у вас +12в и туда ничего не суйте (в родной проводре черный всегда, то ноль, а красный это +12в) ничего сложного тут нет, находите 3-ри провода (ноль) (RX) и (TX) у вас на тестере будет показывать какоето символическое напряжение больше нуля. Лучше перед подключением вытащить ключ из зажигания подключить кабель к ГБО потом подключить USB и повернуть ключ, чтоб загорелась приборка и тогда запускаете прогу.

Во всяком случае у меня ничего срашного не просходило когда я подключал USB, а потом диагностический разъем, но лучше делать как я написал выше.

Ну а дальше запускаете вашу диагностическую прогу и работаете с ней.

Помните, что все действия Вы выполняете на свой страх и риск. Администрация ресурса не несет ответственности за порчу Вашего имущества.

Адаптеры для ГБО: какие существуют, как выбрать

Газобаллонное оборудование, предназначенное для автомобильного транспорта, или сокращенно ГБО – это сложная система, основная задача которой подавать в двигатель газообразное горючее. Она состоит из множества компонентов, включая резервуар для хранения газа (баллон), путепроводы, редуктор-испаритель и электронный блок управления. Последнее устройство выступает «мозгом» всей системы. Электронный блок управляет в целом всем оборудованием, диагностирует неисправности. Отсюда у специалистов появляется возможность выполнить диагностику ГБО путем подключения к его разъемам специального кабеля.

Сегодня автомобилисты предпочитают поручать сложные задачи по настройке газобаллонного оборудования профессионалам. Но иногда должных специалистов поблизости нет, а необходимость диагностики и настройки системы остается. Диагностический шнур ГБО позволит установить соединение с «мозгами», в которых содержатся настройки и алгоритмы работы системы, и если необходимо внести изменения. При этом необходимо иметь компьютер и специальное ПО. И если с ПК и программным обеспечением проблем, как правило, не возникает, то вот с подходящим адаптером ситуация ровно обратная.

Какие адаптеры существуют?

Кабель диагностики ГБО может быть универсальным или под конкретное поколение газобаллонного оборудования. Первые отличаются наличием нескольких гибких проводов со штекерами для подключения к ЭБУ. Если знать распиновку разъема, то при помощи такого адаптера возможно установка соединения с любыми «мозгами». Если необходим шнур для работы с различными моделями газового оборудования авто или вы планируете заниматься диагностикой на профессиональном уровне, то предпочтительней купить кабель для настройки ГБО с комплектом переходников. Кроме адаптеров, которые работают за счет подключения к компьютеру посредством USB-разъема, есть и беспроводные модели.

То есть они соединяются с ПК за счет беспроводной технологии Bluetooth. Стоят такие устройства значительно дороже проводных аналогов, но пользоваться ими гораздо удобней. Однако проводной шнур ГБО выигрывает за счет невысокой стоимости, стабильности и быстроты передачи данных, когда скорость передачи информации по Bluetooth не настолько высокая. Но в некоторых ситуациях они становятся незаменимыми, поскольку позволяют выполнять диагностику с помощью смартфона или планшета – фактически любого девайса, главное, чтобы был Bluetooth. Для специалиста это еще независимость от длины шнура, хотя действие беспроводной передачи данных ограничена дистанцией в 10 метров. В общем, и первый, и второй кабель ГБО имеет свои преимущества, поэтому выбирать адаптер следует исходя от условий работы и поставленных задач.

Читайте также:  Схема сборки двигателя муравья

Универсальный или адаптер под определенные «мозги»?

Производители компьютеров пришли к согласию выпускать одинаковые шины и порты, чтобы пользователи имели возможность собирать ПК из различных комплектующих. А вот изготовители ГБО к такому соглашению не пришли, поэтому придерживаются стратегии унификации собственных деталей. К примеру, кабель для настройки ГБО Stag подходит для оборудования от этой компании, когда ЭБУ другой фирмы этот адаптер уже не распознает.

считать ошибки с памяти ЭБУ и стереть их;

отрегулировать параметры работы оборудования;

своевременно выявить неисправности;

существенно сэкономить время и деньги.

Отсюда не существует единого диагностического шнура, при помощи которого можно было бы подключаться к любому электронному блоку правления, как это можно наблюдать в случае с USB-портом, который поддерживает работу с флеш-накопителем от любого производителя. Это значит, что вам необходимо отчетливо понимать, какой адаптер вам необходим и под какие «мозги», чтобы выполнить диагностику и настройку ГБО на автомобиле. Частично решает эту проблему универсальный диагностический кабель для ГБО, отличающийся наличием нескольких разъемов для подключения к большинству ЭБУ.

Как проходит диагностика ГБО

Кабель для диагностики ГБО 4 поколения от таких производителей, как Stag, Lovato, Tamona обычно внешне похожи и отличаются преимущественно разъемом, причем распайка кабеля, как правило, одинаковая. После того, как адаптер приобретен, можно переходить к диагностике газобаллонного оборудования. Чтобы адаптер заработал, устанавливается драйвер, программное обеспечение для настройки ГБО.

Если программа «не видит» ГБО, то здесь возможны следующие причины:

не установился драйвер;

проблемы в операционной системе Windows;

адаптер не подходит по разъему.

Если же проблем нет, и программа видит ГБО, можно переходить к диагностике и настройке. Обычно такое ПО включает функцию автоматической калибровки, за счет которой выполняется большая часть операций для того, чтобы система исправно функционировала. Автокалибровку следует выполнять на хорошо прогретом двигателе. После завершения калибровки сохраните настройки, чтобы в дальнейшем ими воспользоваться в очередной раз. Длится она всего 2-3 минуты, и если времени уходит больше, то высока вероятность наличия неполадки в системе зажигания или же допущены ошибки в подборе и установки компонентов ГБО.

Однако ручная настройка не только не помешает, но и чаще всего является первостепенной операцией. С помощью программы легко определяются и корректируются параметры зажигания и состав смеси. Но для этого нужен еще один специалист: один управляет автомобилем, второй настраивает оборудование. Шнур для диагностики ГБО 4 еще дает возможность установить, какой из датчиков вышел из строя или работает некорректно. Зачастую проблемы с оборудованием возникают из-за неточностей настройки. Эти проблемы устраняются, и система перенастраивается довольно быстро.

Когда следует делать диагностику

И здесь особенно важно сразу установить причину неправильной работы системы, ведь если игнорировать проблему, высока вероятность возникновения серьезной поломки, например, прогара клапанов. Плановое обслуживание определяет диагностику ГБО через каждые 10 тыс. км пробега. Но при этом необходимо продиагностировать систему уже спустя 1 тыс. км пробега после введения в эксплуатацию.

При обнаружении следующих признаков поломки необходима внеплановая диагностика:

в салоне машины присутствует запах газа;

заметно снизились динамические характеристики авто;

ускоренно изнашивается катализатор;

уменьшается запас хода авто на газу с одновременным увеличением расхода.

Основная задача – определить неисправный компонент, отремонтировать или заменить его. Поэтому проверяют редуктор, шланги, форсунки, блок управления, подключают компьютер и проверяют правильность настроек.

Оцените статью