- Криминалистическое исследование следов транспортных средств
- Материал из CrimLib.info
- Классификация транспортных средств
- по способу передвижения
- по устройству ходовой части
- Классификация следов транспортных средств
- Значение следов транспортных средств
- Признаки следов транспортного средства
- Беговая дорожка
- Следы ходовой части
- Колея
- База автомобиля
- Признаки определения направления движения автомобиля
- Фиксация и изъятие следов транспортных средств
- Трасологическая экспертиза следов транспортных средств
- Классификация шин, их маркировка.
Криминалистическое исследование следов транспортных средств
Материал из CrimLib.info
Классификация транспортных средств
Все транспортные средства можно разделить на несколько больших групп:
1) наземный транспорт;
2) подземный транспорт;
3) водный транспорт;
4) воздушный транспорт.
Преимущественно в криминалистике изучаются следы только наземного безрельсового транспорта.
Наземный безрельсовый транспорт классифицируется:
по способу передвижения
- самоходный транспорт – это транспортные средства, которые приводятся в действие различными двигателями.
Это легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы, мотоциклы, мопеды, тракторы, экскаваторы, средства специального назначения.
- несамоходный транспорт – это те транспортные средства, которые приводятся в движения силой человека или животного.
Это тачки, тележки, велосипеды.
по устройству ходовой части
- колёсные транспортные средства;
- гусеничные транспортные средства;
- транспортные средства на полозьях (например, сани).
Классификация следов транспортных средств
- отображающие внешнее строение отдельных частей, деталей транспортного средства на других объектах (например, следы ходовой части, выступающих частей);
- отделившиеся детали и части (следы-предметы) от транспортного средства (осколки фар, ветрового стекла; отвалившийся бампер);
- вещества, отделившиеся от транспортного средства (пятна масла, охлаждающей жидкости, частицы сыпучего груза из кузова);
- сопутствующие (следы ног водителя).
Значение следов транспортных средств
Следы транспортных средств дают возможность:
1) определить групповую принадлежность транспортного средства, т.е. его тип и вид (например, следы оставлены грузовым или легковым автомобилем), а в ряде случаев и модель (например, легковой автомобиль ВАЗ-2109 «Жигули», грузовой автомобиль ЗИЛ-130);
2) идентифицировать по оставленным следам конкретное транспортное средство или его отдельную часть;
3) установить механизм произошедшего события (определить направление и режим движения, место, угол и линию столкновения (наезда), скорость перед торможением, другие важные обстоятельства ДТП).
Групповая идентификация является предварительным этапом индивидуальной идентификации транспортного средства по следам, а после тщательного изучения особенностей следов экспертом осуществляется индивидуальная идентификация. Групповую принадлежность автотранспортного средства можно установить путем изучения следов пневматических шин по признакам, отображенным в следах. Основой такой идентификации является изучение беговой дорожки, колеи, базы, отпечатков рисунка протектора шины.
Признаки следов транспортного средства
Групповую принадлежность автотранспортного средства можно установить путем изучения следов пневматических шин по признакам, отображенным в следах. Основой такой идентификации является изучение беговой дорожки, колеи, базы, отпечатков рисунка протектора шины.
По состоянию колес в момент следообразования различают следы качения (образуются в результате поступательно-вращательного движения колес) и скольжения (появляются при полной блокировке колеса в процессе торможения или пробуксовке).
Беговая дорожка
Следы качения шины одного колеса (обычно заднего) в криминалистике называют беговой дорожкой. Механизм образования следов беговых дорожек сходен по механизму образования со статическими следами: каждая точка шины оставляет свой отпечаток. Однако вследствие поступательного движения происходит некоторая их деформация, при которой выступающие элементы при выходе из следа сглаживают его края, что увеличивает его размеры и уменьшает следы промежутков между выступающими элементами (грунтозацепами).
Отдельно измеряется ширина беговой дорожки левых колёс и ширина беговой дорожки правых колёс.
- рисунок протектора шины (для определения этой характеристики на экспертизу должен быть направлен след отображения не меньше определённого размера. Для легкового автомобиля – 60 см.)
В беговой дорожке отображаются следы протектора. Это та часть шины, где находится рисунок, который при вращении колес соприкасается с дорогой. По характеру отобразившегося в следе рисунка протектора и ширине беговой дорожки, руководствуясь специальными таблицами, можно определить модели шин, а также модели автомашин, мотоциклов, на которых такие шины устанавливаются.
Кроме того, установить марку автомашины возможно, если известен наружный диаметр колеса. Сделать это можно только при условии, если какая-либо особенность протектора (след вулканизации, повреждение протектора, трещина, застрявший в углублениях протектора камень и т.п.) отчетливо повторилась в отпечатке на протяжении нескольких оборотов колеса. При этом измеряют расстояние между серединами двух последовательных отображений индивидуальной особенности. Наружный диаметр шины рассчитывают по формуле
где D — наружный диаметр шины; S— длина окружной шины; π = 3,14; 1,1 — коэффициент прогиба шины.
Следы ходовой части
В зависимости от свойств следовоспринимающей поверхности следы ходовой части могут быть поверхностными и объемными. Поверхностные, в свою очередь, делятся на следы наслоения (автомобиль проехал по луже, а затем по сухому асфальту) и отслоения (след на загрязненной поверхности). Следы наслоения могут быть позитивными (оставлены окрашенными выступающими частями) и негативными (от частиц грязи, застрявших в углублениях между грунтозацепами колеса).
Объемные следы образуются в результате остаточной деформации грунта (глины, песка, рыхлой земли) и способны передавать не только объемную копию (модель) беговой части протектора, но и данные о боковых его частях.
Колея
Следы беговой дорожки, оставленные колесами, расположенными на одной оси, составляют колею. По ширине колеи можно установить тип транспортного средства (например, автомобиль — легковой или грузовой). Ширина колеи является признаком, характерным либо для определенного типа транспортного средства, либо для транспортных средств нескольких моделей, принадлежащих к одному типу. Ширина колеи измеряется от середины одной дорожки до середины другой. При наличии следов спаренных колес измеряется расстояние между просветами задних спаренных колес, расположенных на одной оси.
База автомобиля
База автомобиля (колёсная база автомобился) — это расстояние между осями передних и задних колес. Базу автомобиля замеряют по следам остановки (глубокие следы в грунте, проталины на снегу) или в том месте, где автомобиль разворачивался с применением заднего хода: между концами следов передних и задних шин при первой остановке и между концами следов задних и передних шин при второй остановке. При следах «юза» передних и задних колес до полной его остановки база автомобиля измеряется между концами следов «юза» передних и задних колес.
Признаки определения направления движения автомобиля
а) при езде по сыпучему грунту частицы последнего разлетаются по бокам следа в виде веера, раскрытого в сторону, противоположную направлению движения;
б) при переезде луж направленность движения определяется по следу влаги, сходящему на нет;
в) капли ГСМ, а также тормозной жидкости, воды, тосола, падающие с движущегося автомобиля, приобретают заостренную форму и обращены узким концом в сторону движения;
г) рисунок протектора типа «елочка» должен быть обращен открытой частью в сторону движения;
д) при езде по траве ее стебли будут примяты по направлению движения;
е) камень, вдавленный шинами в грунт, будет иметь зазор в лунке со стороны направления движения;
ж) след торможения вначале менее насыщен (меньше интенсивность его окраски), чем в конце торможения;
з) лежащие поперёк дороги ветки, палочки, прутики при переезде через них транспортным средством ломаются и своими концами указывают направление движения.
Следы волочения возникают в тех случаях, когда автомашина совершает наезд на человека или на какой-либо предмет и протаскивает его за собой. На дороге остаются динамические следы волочения в виде смазанных полос. Исследование этих следов позволяет судить о характере происшествия, о том, где произошел наезд и т.д
Фиксация и изъятие следов транспортных средств
Обнаруженные следы транспортных средств на месте происшествия должны быть подробно описаны в протоколе осмотра, в котором указываются:
- вид следов (объемные, поверхностные, торможения, юза и т.п.) и их расположение по отношению к другим неподвижным объектам;
- вид и особенности следовоспринимающей поверхности (например, сухое асфальтовое покрытие, глина, песок, снег и т.д.);
- количество и взаимное расположение следов, образованных разными колесами одной автомашины, и результаты их измерений (размер колеи, базы);
- место расположения, длина и степень выраженности следов торможения, если они обнаружены;
- размеры следов шин (их длина, ширина отпечатков беговой дорожки, глубина объемных следов и т.д.);
- рисунок протектора, отображенный в следах, и размеры основных его элементов;
- наличие, расположение, форма и размеры хорошо выраженных индивидуальных особенностей шины, отображенных в следах;
- расстояние между двумя отпечатками одной и той же особенности следа (дефекты покрышки);
- признаки, указывающие на направление движения автомашины;
- способы дополнительной фиксации и изъятия следов, примененные при осмотре, и перечень материалов, прилагамых к протоколу;
- как упакованы изъятые следы.
Кроме перечисленных пунктов в протоколе могут быть указаны и другие данные, имеющие важное значение для конкретного дела.
При фотографировании следов транспортных средств производится узловая и детальная съемка. При узловой съемке следы шин фотографируются на фоне окружающей обстановки, при детальной — фотографируются отдельные фрагменты с отобразившимися в них особенностями. Около следа укладывается масштабная линейка или лента.
Обязательно должны быть сфотографированы по крайней мере три элемента следов транспортных средств:
- колея на том участке, где она наиболее отчетливо видна;
- рисунок протектора в том месте, на котором наиболее отчетливо заметны его индивидуальные особенности;
- отдельные признаки, отображающие частные идентификационные особенности шин или других частей автомашины.
С объемных следов транспортных средств могут быть изготовлены слепки. Техника изготовления слепков с помощью раствора гипса та же, что и в случаях копирования следов ног. Специфика здесь состоит в том, что иногда приходится производить заливку следов, относительно больших по длине. Поэтому след шины предварительно разделяют на участки длиной 40—50 см тонкими перегородками из стекла, фанеры, картона и т.п., вдавливая их в след. Затем производится заливка гипсовым раствором. Поверхностные следы шин (следы наслоения) копируются с помощью листа резины, предварительно зачищенной наждачной бумагой, фотобумаги, липких пленок.
Трасологическая экспертиза следов транспортных средств
Предметом трасологической экспертизы является установление обстоятельств дела, связанных с идентификацией транспортного средства, и механизма происшествия в целом.
На разрешение такой экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:
- не оставлены ли следы, обнаруженные на месте происшествия, ходовыми частями данного транспортного средства;
- к какому типу (виду) относится транспортное средство, оставившее следы на месте происшествия;
- автомобилем какой марки оставлены следы;
- в каком направлении двигалось транспортное средство, судя по его следам;
- не составляли ли одно целое с транспортным средством предметы, обнаруженные на месте происшествия;
- не образованы ли следы на транспортном средстве (одежде потерпевшего) частью другого транспортного средства.
Классификация шин, их маркировка.
Следы, встречающиеся на местах дорожно-транспортных происшествий классифицируются по следующим основаниям:
По местоположению (локализации) следы могут быть:
на дорожном покрытии (асфальт, бетон, щебенка, грунт, снег);
на придорожных объектах (столбы, бордюрные панели, ограждения и т. д.);
на транспортных средствах, участвовавших в происшествии (на внешних и внутренних поверхностях кабин и кузовов, на шасси, колесах, дверцах, приборах управления, зеркале заднего вида, бортах, подножках и т. д.);
на одежде и теле потерпевших;
на предметах, находившихся в руках потерпевших (на саквояжах, портфелях, чемоданах, свертках, книгах и пр.) или случайно оказавшихся на месте происшествия;
вне проезжей части дороги (откосы, кюветы, полоса отвода).
Возможное местоположение следов определяет направления их поиска. Направления поиска следов и его территория уточняются в зависимости от ситуации дорожно-транспортного происшествия. При этом обнаружение следов в одном пункте не исключает усилий по обнаружению следов в другом пункте. Важно выявить комплекс следов, сопоставление которых между собой и со сложившейся обстановкой на месте происшествия дает основание к пониманию расследуемого дорожно-транспортного происшествия.
По механизму формирования следы могут быть:
объемными (следовоспринимающая поверхность деформируется и возникающие изменения объемно передают признаки внешнего строения контактной поверхности следообразующего объекта);
поверхностными (следовоспринимающая поверхность не деформируется, но на нее наслаивается или с нее отслаивается вещество, передающее признаки внешнего строения образующего объекта);
комбинированными (наблюдаются одновременно признаки объемных и поверхностных следов).
В свою очередь объемные следы принято подразделять на следы давления (следообразующее усилие действует преимущественно по нормали к воспринимающей поверхности) и следы скольжения (следообразующее усилие действует в основном под углом к воспринимающей поверхности), а поверхностные, если следообразующее усилие действует преимущественно по нормали, – на следы наслоения и следы отслоения, а также на следы-мазки, когда следообразующее усилие действует в основном под углом. Все названные следы относительно адекватно передают признаки внешнего строения воздействовавшего объекта и оказываются, как правило, пригодными для его отождествления. Исключение представляют следы-мазки. Они не содержат отображений признаков внешнего строения воздействующей поверхности следообразующего объекта и для отождествления не пригодны.
По источнику происхождения. Источник происхождения следов определяется перечисленными ниже следообразующими объектами:
ходовыми частями транспортных средств – протекторами шин (автомобилей, тракторов, мотоциклов, мотороллеров, велосипедов и т. д.); траками гусениц (тракторов, снегоходов); колесами и полозьями гужевого транспорта (повозок, телег, бричек, саней и т. д.);
выступающими деталями различных частей транспортных средств: передних (бамперами, крыльями, фарами, подфарниками, капотами, молдингами, облицовкой радиаторов); задних (бамперами, номерными знаками, крышками и запирающими устройствами багажников, запорами грузовых платформ, светосигнальными приборами, крыльями, буксирными крюками и т. д.); боковых (бортами, брызговиками, ручками дверей, подножками и т. д.); нижних (передними и задними мостами, картерами, деталями подвески, выступающими болтами и гайками, дисками и колпаками колес, ступицами колес и т. д.);
одеждой пострадавшего: частями одежды (карманов, хлястиков, застежек, пуговиц и т. д.); предметами одежды (обувью, перчатками, головными уборами, шарфами и т. д.); тканью одежды (следы представляют оттиски или отпечатки, передающие структуру ткани — переплетение нитей, рельефные выработки);
телом потерпевшего: ладонными поверхностями кистей рук; кожными покровами лица и других участков тела;
предметами, находившимися в руках потерпевших: тростями, зонтами, инструментами, чемоданами, портфелями, саквояжами, сумками и любыми другими предметами, которые, были при потерпевших.
Указанные следообразующие объекты, вступая в результате давления, скольжения и комбинированного воздействия в контакт с воспринимающими объектами, оставляют на последних соответствующие объемные, поверхностные или комбинированные следы.
В большинстве случаев в следах отображаются признаки воздействовавших частей и деталей транспортных средств. Это позволяет отождествить образующие объекты либо установить их групповую принадлежность.
Основание «источник происхождения» охватывает также и следы, не являющиеся отображением одного объекта на другом и понимаемые в широком смысле как материально-фиксированные изменения, вызванные дорожно-транспортным происшествием. К ним относятся: осколки стекла (чаще всего фарного); отслоившиеся частицы лакокрасочного покрытия транспортных средств; детали или их части, отделившиеся от транспортных средств (ганки, болты, головки болтов и т. д.); отщепы древесины кузова, повозок, телег, саней, перевозимых контейнеров и пиломатериалов; капли и пятна применяемых на транспортных средствах горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей; загрязнения, осыпавшиеся с транспортных средств в момент происшествия; вмятины и царапины на корпусах транспортных средств; частицы перевозимого груза (муки, извести, песка, цемента, других сыпучих материалов, жидких растворов, кирпича и т. д.); капли (мазки) крови человека и животных; частицы волос, мозгового вещества и других выделений человеческого организма; шерсть и волосы животных, пострадавших от происшествия.
Следы приведенной группы могут быть обнаружены на дорожном покрытии, на транспортных средствах и на других объектах вещной обстановки места происшествия. Трасологическое исследование некоторых из них влечет установление доказательственных фактов, свидетельствующих, например, о том, что осколки стекла или частицы краски, изъятые с места происшествия, ранее составляли единое целое соответственно с осколками стекла и частицами краски, обнаруженными на транспортном средстве. Трасологическое исследование другой части следов может дать ориентирующую информацию, а именно: на какие особенности механизма дорожно-транспортного происшествия указывает положение и взаимное расположение этих следов.
По передаче функциональных признаков следы ходовых частей транспортных средств делятся на следы самоходного транспорта (автомашины, мотоциклы, мотороллеры, тракторы): несамоходного транспорта (повозки, телеги, сани); свободного качения; качения с торможением; торможения «юзом»; бокового заноса; буксирования; поворота; разворота; остановки; буксируемого прицепа; груженого транспортного средства и следы направления движения транспортных средств.
Выявление отображений функциональных признаков в следах ходовых частей транспортных средств можно осуществить с помощью трасологических методов. Отображаясь в следах, эти признаки служат основой для суждения о виде и модели транспортного средства, ширине его колеи, базе, количестве осей и колес, состоянии тормозной системы и направлении движения. Определение названных параметров облегчает розыск и установление транспортных средств, скрывшихся с мест дорожных происшествий.
По отображению эксплуатационных признаков следы ходовых частей транспортных средств делятся на следы мало изношенных протекторов шин; сильно изношенных протекторов шин; средне из-ношенных протекторов шин; следы шин, подвергавшихся ремонту (на беговой дорожке имеются заплаты, нарушения симметрии рисунка и т. д.); шин, имеющих дефекты в виде разрезов, выхватов, трещин и т. д.; шин, имеющих дефекты протектора, обусловленные неправильной установкой углов передней подвески, дисбалансом колес, частым обращением к резкому торможению; траков, не имеющих каких-либо повреждений; траков, имеющих повреждения в виде изогнутостей, выщербленностей, дополнительно приваренных полос и т. д.; следы колес телег, повозок, которые имеют дефекты (отверстия, наплывы металла, неровные участки сварки) на металлических ободах; полозьев, имеющих сколы и выщербленности.
Эксплуатационные признаки малоустойчивы, постоянно изменяются. Поэтому их отображения представляют интерес в относительно короткие промежутки времени. Будучи выявленными трасологическими методами, отображения названных признаков сохраняют свое значение при незамедлительном их сравнении с соответствующими признаками деталей ходовой части искомого транспортного средства. Если до момента сравнения транспортное средство находилось в интенсивной эксплуатации, то возникает опасность изменения или утраты соответствующих признаков на деталях его ходовой части. Наличие в следах отображений эксплуатационных признаков способствует розыску и установлению конкретного транспортного средства, ходовой частью которого оставлены эти следы.
В особую группу надо выделить прочие следы, которые не обязательно причинно связаны с расследуемым дорожно-транспортным происшествием. Это могут быть следы рук водителя на приборах управления, руле и рулевой колонке, зеркале заднего вида, следы обуви на полу кабины или салона, следы крови внутри автомашины, микрочастицы, волокна, загрязнения в кабине или салоне транспортного средства. Подвергая трасологическому исследованию обнаруженные следы-отображения, можно отождествить скрывшегося с места происшествия водителя либо лицо, которому принадлежат следы и которое могло управлять транспортным средством в момент происшествия.
Рисунок протектора, ширина беговой дорожки, наружный диаметр шины.
Большинство моделей шин имеет оригинальное строение рисунка протектора, что позволяет отличать одну модель от другой. Рисунки некоторых моделей (в основном, с ромбовидной формой выступов) по своему строению очень похожи. В таких случаях следует определить размеры отдельных элементов рисунка: ширину и длину выступов, ширину промежутков, величину углов, радиусы закруглений и т.д.
Рисунок протектора состоит из шагов – участков протектора, содержащих все элементы, характеризующие определенный рисунок. Шаги бывают переменные и постоянные.
При постоянном шаге на беговой дорожке имеется определенное количество равных по длине участков, в которых размеры всех аналогичных элементов рисунка, составляющих шаг, одинаковы. Шинами с постоянным шагом комплектуются грузовые автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы (за исключением микроавтобусов). Все шипы повышенной проходимости имеют постоянный шаг. Длина шага рисунка протектора шин грузовых автомобилей – от 42 до 510 мм.
Шины легковых автомобилей изготавливают с переменными шагами, имеющими различную длину. Элементы рисунка протектора, составляющие переменный шаг, аналогичны по форме, но различны по длине (ромбовидные элементы рисунка – и по ширине). При фиксации и изъятии следов протектора это необходимо иметь в виду, так как для получения полной информации о строении рисунка протектора шины необходимо сфотографировать, изготовить слепок, скопировать такой участок следа, который соответствовал бы длине постоянного шага или части окружности шины, содержащей все варианты переменных шагов. Для следов шин легковых автомобилей длина такого участка составляет не менее 450 мм, следов шин мотороллеров и мотоциклов – не менее. 70 мм. При ширине следа беговой дорожки шин грузовых автомобилей до 300 мм длина участка, который следует изъять или скопировать, не превышает 350 мм, при большей ширине беговой дорожки длина такого участка достигает 510–600 мм.
Выступающие элементы рисунка протектора имеют площадь основания больше площади контактирующей поверхности. Поэтому по мере износа длина и ширина выступов несколько увеличиваются и могут не соответствовать данным, указанным в справочниках, или размерам элементов исследуемой шины. При 50% износа протектора такое увеличение может достигать 1,5 мм для шин легковых автомобилей и 3 мм – для грузовых.
Установить групповую принадлежность шины – это значит определить ее модель или размерную группу (обозначение) на основе изучения отобразившихся в следах – рисунка протектора, ширины беговой дорожки, наружного диаметра.
Строение рисунка протектора характеризуется формой и размерами его элементов, их взаиморасположением и количеством.
Ширина беговых дорожек легковых автомобилей, отображающаяся в следах шин, колеблется от 92 до 160 мм, а шин грузовых автомобилей — от 140 до 590 мм. Более крупные элементы рисунка протектора, как правило, имеются на шинах с более широкой беговой дорожкой. Однако следует учитывать, что беговая дорожка может отобразиться не по всей ширине, а только частично. Судить об этом в объемных следах шин можно по отображению элементов рисунка боковой поверхности протектора на стенках следа. В поверхностных следах в таких случаях необходимо учитывать симметричность рисунка протектора.
Симметричность рисунка протектора означает, что на каждой половине беговой дорожки шины расположено равное количество аналогичных по форме и размерам составляющих элементов. Поэтому судить о полноте следа можно, лишь определив количество отобразившихся в нем продольных рядов выступов и канавок рисунка протектора. На беговых дорожках шин с универсальным и дорожным рисунком протектора обычно бывает от двух до восьми рядов выступов и от трех до девяти продольных канавок. Вдоль боковых границ протектора шин большинства моделей с универсальным рисунком расположены изолированные выступы. Поэтому их отображения по краям следа свидетельствуют о том, что ширина беговой дорожки шины отобразилась в следе полностью.
Полнота отображения ширины беговой дорожки протектора в поверхностных следах зависит от того, достаточно ли было красящего вещества для ее отображения по всей ширине; следует также учитывать величину следовоспринимающего объекта (одежда, дорожное полотно) и положение следа на нем (в центре, у края и т. д.).
Наружный диаметр шины может быть установлен по выявленным в следе двум последовательным отображениям одной и той же особенности (трещины, заплаты, выкрошенности и т. п.) или двух окрашенных чем-либо отпечатков одного и того же участка протектора. Для этого необходимо измерить расстояние между этими участками, и, установив длину окружности шины, по формуле вычислить ее наружный диаметр:
где: D – наружный диаметр;
l – расстояние в следе между двумя отображениями одной и той же особенности;