- Диагональные шины: особенности конструкции, преимущества и недостатки
- Как устроена автомобильная шина
- Особенности конструкции диагональных шин
- Преимущества и недостатки диагональных шин
- Конструкция и Маркировка автомобильных шин
- Конструкция шины
- Отличительные особенности шин
- Камерные шины (TUBE TYPE)
- Бескамерные шины (TUBELESS)
- Радиальные или диагональные покрышки? Что выбрать?
Диагональные шины: особенности конструкции, преимущества и недостатки
Автомобильная покрышка — важный элемент конструкции транспортного средства, предназначенный для исполнения ряда функции. Существуют разные модели резины, одним из видов является диагональная шина.
Как устроена автомобильная шина
Прежде стоит выяснить, что это такое — колесо автомобиля. Конструкция состоит из шины и диска. Последний элемент необходим для посадки ската и крепления его к ступице.
На шину возлагаются следующие функции:
- качественное сцепление с дорожным покрытием;
- нивелирование неровностей;
- снижение шумовых эффектов и вибрации;
- обеспечение проходимости в условиях разной степени сложности;
- хорошая управляемость транспортным средством.
Ее устройство включает несколько слоев.
- Каркас, выполненный из кордовых нитей.
- Брекер, охватывающий только рабочую поверхность. Его задача создать армирующее соединение между крайними частями.
- Протектор — слой резины внушительной толщины, который соприкасается с поверхностью дороги. Имеет специальный рисунок, влияющий на эксплуатационные характеристики.
В поперечном разрезе шина напоминает букву «С». Такую форму образуют два борта, боковины, плечевая зона и беговая дорожка.
Борт представляет собой проволочное кольцо из стали, покрытое резиной. Отвечает за прочность и жесткость.
Боковины являются продолжением протектора, защищают от влаги и механических воздействий. На их поверхности располагается маркировка.
Плечевая зона находится между беговой дорожкой и боковиной. Она повышает боковую жесткость, улучшает соединение каркаса с протектором.
Особенности конструкции диагональных шин
Что значит диагональная шина? Ее строение имеет ряд особенностей.
- Нити корда перекрещиваются между собой в смежных слоях под углом 35—40° и работают в паре.
- Количество слоев всегда четное (обычно от 2 до 8).
- Кордовые волокна располагаются в промежутке между бортами по диагонали.
В качестве материала для корда используют синтетические нити: капрон, нейлон.
Подобное расположение волокон обеспечивает изделию эластичность, так как растяжение корда происходит, как в продольном, так и поперечном направлении.
Преимущества и недостатки диагональных шин
Преимущества диагональной резины заключаются в следующем:
- простота конструкции;
- высокая надежность в сложных условиях эксплуатации;
- снижение ударных нагрузок;
- доступная цена;
- ремонтопригодность.
Минусы этого вида покрышек вытекают из различий с радиальными моделями:
- низкая устойчивость к износу;
- возможность выдерживать меньшие нагрузки;
- большой вес;
- плохая теплопроводность;
- повышенное сопротивление качению;
- деформирование ухудшает качество сцепления с дорожным покрытием;
- неравномерное и ускоренное изнашивание.
Использование диагональных шин в настоящее время охватывает в основном грузовые автомобили, а также специальную технику: экскаваторы, трактора и др. Эти модели хорошо зарекомендовали себя в сложных условиях бездорожья.
Хотя диагональные покрышки уступают радиальным по многим характеристикам, они по-прежнему остаются востребованными.
Как разбортировать бескамерное колесо?
Как разбортировать колесо автомобиля?
Как отремонтировать шину своими руками
Как снять и установить колпаки с колес
Набор для ремонта шин: когда пригодится, состав, как пользоваться
Обкатка шин — что это и зачем нужна? правила обкатки новой резины
Саморез в колесе: что делать?
Когда пора менять шины на новые — признаки износа
Конструкция и Маркировка автомобильных шин
Конструкция шины
Шина состоит из: каркаса, слоев брекера, протектора, борта и боковой части.
- Протектор грузовой шины: основная задача обеспечить максимальную степень сцепления автошины при минимизации её износа. Протектор защищает внутренние компоненты шины, находящиеся под каркасом.
- Брекер (защитный пояс):несколько слоев стального корда, проложенных под небольшим углом, обеспечивают прочность шины и стабилизируют слой полимерного корда, препятствуя проникновению посторонних предметов внутрь каркаса автошины.
- Боковина автошины: обеспечивает защиту для слоя корда и выдерживает влияние деформационного изгиба шины и агрессивное воздействие внешних условий.
- Слой полимерного корда: слой радиального каркаса шины, передающий всю нагрузку между колесом и дорогой силы торможения и управления, выдерживает импульсные нагрузки, действующие на шину при рабочем давлении.
- Внутренний герметизирующий слой слой резины в бескамерных шинах, имеющий специальный состав, препятствующий потере давления.
- Связка борта шины: стальной пучок бортовой проволоки обеспечивает надлежащую посадку и уплотнение шины на ободе и поддерживает ее в этом положении.
- Апекс/материал заполнитель: резиновый шнур-наполнитель борта и нижней части боковины шины, предназначенный для передачи усилий с жесткой области борта автошины на гибкую боковину.
- Упрочняющий слой: слой стальных жгутов над загибом радиального слоя корда, предназначенный для упрочнения и стабилизации переходной области между бортом грузовой шины и боковиной.
- Бортовая лента: слой твердой резины, который противодействует эрозии в зоне борта шины, вызываемой действием обода диска.
- Камера*: отдельная воздушная камера, предназначенная для предотвращения потери воздуха, используемая исключительно в грузовых шинах камерного типа.
- Ободная лента (флеп, флап)*: специальная резиновая лента, помещаемая между камерой и ободом. Защищает камеру от изнашивания и препятствует повреждению камеры воздействием обода колеса. * Применяется только для шин камерного типа.
- Каркас — главный силовой элемент покрышки, состоит из прорезиненных нитей корда. Корд бывает текстильным, металлическим или стекловолоконным. Текстиль и стекло применяются в легковых шинах. Металлокорд — в грузовых. Стекловолокно отличается абсолютной стойкостью к гниению и растягиванию. Шины с использованием стекловолокна меньше разнашиваются и меньше подвержены порче в условиях высокой влажности и температуры (тропики).
- Брекер находится между каркасом и протектором (подушка). Предназначен для защиты каркаса от ударов, придания жёсткости шине в месте соприкосновения с дорожной поверхностью и для защиты камеры от проколов. Изготавливается из толстого слоя резины (в лёгких шинах) или скрещенных слоёв металлокорда.
- Протектор наружная резиновая часть покрышки шины. Обеспечивает сцепление шины с дорогой, а также для предохраняет каркас от повреждений. Протектор обладает определенным рисунком, который, в зависимости от назначения шины различается.
- Борт позволяет покрышке герметично садиться на обод колеса. Для этого он имеет бортовые кольца и изнутри покрыт слоем вязкой воздухонепроницаемой (для бескамерных шин) резины.
- Боковая часть предохраняет шину от боковых повреждений.
- Шипы противоскольжения. В целях повышения безопасности движения автомобиля в условиях гололеда и обледенелого снега применяют металлические шипы противоскольжения.
Отличительные особенности шин
Пневматические шины автомобилей различаются по способу герметизации внутреннего объема, расположению нитей корда в каркасе шины, высотой и шириной профиля, типу протектора, по сезонному предназначению.
По способу герметизации шины бывают камерными и бескамерными. В настоящее время бескамерные шины вытесняют камерные.
Камерные шины (TUBE TYPE)
Камерные шины состоят из покрышки, камеры с вентилем и ободной ленты, одеваемой на обод диска.
Конструкция колеса с камерной шиной: 1 – обод диска; 2 – камера; 3 – шина (покрышка); 4 – вентиль
Вентиль представляет собой обратный клапан, позволяющий нагнетать воздух в шину и препятствует его выходу наружу
Вентиль камеры: 1 – стержень золотника; 2 – резьбовая головка; 3 – втулка; 4 – уплотнитель; 5 – верхняя чашечка; 6 – уплотнительное кольцо золотника; 7 – нижняя чашечка; 8 – корпус вентиля; 9 – пружина золотника; 10 – направляющая чашечка; 11 –обрезиненный кожух.
Ободная лента предохраняет камеру от повреждений и трения о диск и обод покрышки.
Бескамерные шины (TUBELESS)
Бескамерные шины (TUBELESS) отличаются наличием воздухонепроницаемого слоя, наложенного на первый слой каркаса (вместо камеры)
Конструкция колеса с бескамерной шиной: 1 – протектор; 2 – герметизирующийвоздухонепроницаемый резиновый слой; 3 – каркас; 4 – вентиль колеса; 5 – обод.
Бескамерные шины обладают рядом преимуществ перед камерными собратьями, выражающимися в следующем:
- Уменьшенной массой и низким моментом инерции;
- Улучшенной балансировкой;
- повышенной безопасностью и надёжностью, вследствие невозможности быстрой разгерметизации;
- минимальным простоем в пути, который сократился в среднем на 60%, за счёт возможности отремонтировать небольшие проколы шины специальной пастой (для этого не требуется снимать шину с колеса);
- увеличенным пробегом – в среднем на 11%. Это достигается благодаря отсутствию трения между камерой и покрышкой, стабильному внутреннему давлению и оптимальной температуре, которая выдержана за счёт повышенного переноса тепла от шины на обод.
Камерные и бескамерные шины по расположению нитей корда в каркасе могут быть как диагональной так и радиальнойконструкции.
Конструкция диагональной (а) и радиальной (б) шины: 1 — борта; 2 — бортоваяпроволока; 3 — каркас; 4 — брекер; 5 — боковина; 6 — протектор.
В радиальных шинах нити корда расположены вдоль радиуса колеса, а в диагональных — под углом к радиусу колеса, причем нити соседних слоев перекрещиваются. Радиальные шины более жесткие, у них больший ресурс, лучшая стабильность формы пятна контакта, меньшее сопротивление качению.
В зависимости от назначения и условий эксплуатации шины подразделяются на:
- Дорожные (в обиходе называемые летними) – предназначены для применения при положительных температурах на шоссейных дорогах. Шины этого типа обеспечивают наилучшее сцепление с сухой и мокрой дорогой, обладают максимальной износостойкостью и наилучшим образом приспособлены для скоростной езды. Для движения по грунтовым дорогам (особенно мокрым) и зимой они малопригодны.
- Зимние, используемые на обледенелых и заснеженных дорогах, сцепные качества покрытия которых могут изменяться в зависимости от ситуации, от минимальных (гладкий лед или каша из снега и воды) до небольших (укатанный снег на морозе). Они обладают неплохими дорожными свойствами, несколько уступая летней “резине”. Многие зимние шины позволяют устанавливать шипы противоскольжения или уже ошипованы на заводе-изготовителе.
- Всесезонные – являются компромиссным вариантом между летними и зимними шинами, поэтому уступают по обеспечению сцепления и первым и вторым в соответствующих сезону условиях. Они позволяют круглогодично эксплуатировать автомобиль на одном комплекте шин.
- Универсальные – обладают свойствами, позволяющими эксплуатировать их как на шоссейных, так и на грунтовых дорогах. Их целесообразно применять для вседорожников, которые совершают примерно равные пробеги по шоссе и дорогам. Четкую границу между ними и всесезонными шинами провести бывает довольно трудно.
- Повышенной проходимости – рассчитаны для бездорожья и мягких грунтов. Использовать такие шины желательно только при редком движении по шоссе. В противном случае они будут быстрее изнашиваться и создавать высокий уровень шума.
Так же шины можно классифицировать по форме профиля:
Радиальные или диагональные покрышки? Что выбрать?
Современная рыночная экономика и конкуренция привели к тому, что перед автомобилистами открылся большой выбор различных принадлежностей для автомобиля, в том числе и в области покрышек. И для того, чтобы покупка была оптимальной по критерию цена-качество , необходимо уметь разбираться в типах покрышек. Сегодня разберем отличия радиальных и диагональных шин , и какие из них предпочтительнее.
На рисунке ниже изображена упрощенная схема покрышки, которой нам будет вполне достаточно, чтобы разобраться в отличиях 2-х типов шин. Основные понятия: Корд — прорезиненный слой ткани из текстильных, полимерных или металлических нитей; Брекер — часть шины, состоящая из слоев корда и расположенная между каркасом и протектором шины.
Начнем с диагональной шины. Ее корд является многослойным, а количество слоев всегда четно (чаще всего 4-6 ). Это обуславливается направлением расположения нитей: они идут диагонально от одного борта к другому, и для придания жесткости необходимо обеспечить перекрещивание путей слоев.
Диагональные шины имеют следующие плюсы: хорошая защита от боковых порезов, дешевизна, хорошее смягчение ударных нагрузок.
Минусы: быстрый и неравномерный износ протектора, высокая чувствительность к температурным воздействиям, не выдерживают высоких скоростей, шумные.
Теперь радиальные покрышки. У них нити корда не перекрещиваются, а располагаются перпендикулярно направлению движения, а значит, не нуждаются в дополнительном укреплении.
Плюсы: могут эффективно работать при большой скорости, лучший зацеп за счет большего пятна контакта, меньшая масса, уменьшенный уровень шума, равномерный износ.
Минусы: дороговизна, низкая прочность боковин.
Что касаемо выбора, то на легковые автомобили его практически нет. Абсолютное большинство производителей шин отказались от выпуска диагональных покрышек на легковушки. А вот для грузовых автомобилей производят и тот, и другой вид шин.
Например, на карьерные БелАЗы можно поставить радиальную и диагональную шину, но диагональная прослужит в 2 раза дольше. Выбор остается за предприятием — платить меньше, но чаще или реже, но больше. Если интересно, как переобувают автомобили весом более 100 тонн , то вам по этой ссылке . Там можно узнать и о цене этого мероприятия.
Спасибо за дочитывание! Если статья была интересной, то ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал.