- Схемы таймеров для автомобилей
- Таймеры и реле времени
- Типовые схемы подключения турботаймера
- Разбираемся с клеммами замка зажигания
- Рекомендуемый вариант для авто с одной цепью зажигания
- Метод, который на практике лучше не использовать
- Пример на видео: автоматический таймер в действии
- Сигнализация со встроенным турботаймером и её выбор
- Схема таймера для управления подогревом заднего стекла в автомобиле (CD4060)
- Принципиальная схема
Схемы таймеров для автомобилей
Таймер возврата угнанного автомобиля | |
А потом, когда отъедут метров сто-двести машина должна напрочь заглохнуть, да еще и сирена включится. В этом случае, преступники могут оказаться посредине оживленного проспекта, и сами станут объектом пристального внимания постового ГИБДД-шника. Скорее всего они бросят машину и скроются бегством. И тогда вы сможете спокойно забрать принадлежащую вам собственность (да еще и заявить в милицию).
Принципиальная схема прибора показана на рисунке. Фактически, это таймер, который запускается в момент включения зажигания при помощи замка зажигания. В этот момент к борт-сети автомобиля подключается обмотка реле К1, его контакты замыкаются и одна из обкладок конденсатора С2 подключается к положительной шине питания микросхемы 01.
Формируется импульс, устанавливающий триггер D1.1-D1.2 в единичное состояние. После этого начинает медленно заряжаться конденсатор С4 через резисторы R3 и R6. То, сколько времени потребуется на эту зарядку зависит от суммарного сопротивления резисторов R3 и R6. Один из них переменный, с его помощью можно предварительно установить желаемую продолжительность работы двигателя до наступления блокировки.
Пока С4 заряжается до логического уровня, на выходе элемента D1.4 присутствует нулевой логический уровень. Транзисторный ключ VT2-VT3 закрыт и контакты реле К2 и КЗ находятся в нормальном состоянии, — через нормально замкнутые контакты КЗ напряжение поступает на систему зажигания, а контакты реле К2, включающие сирену, разомкнуты. В течение этого времени двигатель автомобиля работает и его движение возможно.
После того, как С4 зарядится до логического уровня, на выходе D1.4 возникает единица и трензисторный ключ VT2-VT3 открывается. Контакты реле К2 и КЗ приходят в движение. Реле К2 включает сирену, а рвле КЗ выключает систему зажигания автомобиля. Двигатель глохнет, автомобиль останавливается, а сирена звучит непрерывно.
Если в это время пытаться завести двигатель, — включать и выключать зажигание, стартер, это никак не меняет ситуацию. Чтобы отключить таймер, автовладелец должен после каждого включения зажигания или после пуска двигателя нажимать кнопку S1 (она без фиксации). При нажатии на эту кнопку триггер D1.1-D1.2 устанавливается в нулевое положение и заряд конденсатора С4 не начинается (либо начинается его разряд).
В приборе есть два индикаторных светодиода, дающие понять в каком состоянии он находится. Светодиод HL1 индицирует работу таймера по выдержке времени, a HL2 — включение блокировки. В момент включения зажигания зажигается HL1 после нажатия на S1 он должен погаснуть.
Большинство деталей собрано на печатной плате из фольгированного стеклотекстолита. Плата закреплена на торцевом металлическом уголке за комбинацией приборов (в корпусе противосолнечного козырька, внутри которого расположена комбинация приборов). На плате размещены реле К1 и К2.
Таймеры и реле времени
Схема самодельного цифрового секундомера, который позволяет измерять временные интервалы от 0,01 секунды, до 99,99секунд. В основе прибора микросхема ММ74С926 (или другие аналоги «74С926», которая представляет собой десятичный четырехразрядный счетчик, объединенный с системой индикации .
Эта схема предназначена для циклического обнуления или прерывания питания какого-либо устройства, нуждающегося в таком действии. Собрана на микросхеме CD4060. Период прерывания (обнуления) зависит от настройки резистора R1 и может быть от одного до 4-5 часов .
Этот таймер предназначен для ограничения продолжительности работы электроприбора. Время можно выставить от 5 минут до 90 минут. Время задается при помощи RC-цепи, переменным резистором, поэтому точность не калиброванная. Особенностью таймера является его полное отключение от электросети .
Данное устройство представляет собой реле времени, включающее низковольтную нагрузку при нажатии кнопки, и выключающее её через 1-10 минут (время устанавливается при помощи переменного резистора) после отпускания кнопки. Схема показана на рисунке. Продолжительность включенного состояния нагрузки .
Схема несложного самодельного устройства, которое через каждые 60 минут включает нагрузку на время 5 минут. Применение данного устройства может быть самое различное, например, управление скважным насосом или другим устройством, которое нужно каждый час включать на небольшое время, например .
Есть вещи, которые нужно делать каждый день, примерно, в одно и то же время. Например, включать вечером свет во дворе, и выключать его утром, или поливать цветы, кормить рыбок. Этот таймер предназначен для выполнения за человека такой работы, как включение и выключение нагрузки один раз в сутки .
Этот необычный таймер позволяет включать нагрузку через время,заданное с точностью до секунды, от 1 секунды до более чем 97 суток. Необычность таймера в сложности с ним обращения, и необходимости некоторых математических вычислений для задания времени (желательно как приложение к нему иметь .
На рисунке показана схема автомата для ограничения времени работы оборудования. питающегося от источника постоянного тока с номинальным напряжением12V. Работа ограничителя. Ограничитель питается параллельно нагрузке. Для включения служит кнопка без фиксации Чтобы включить нагрузку нужно нажать эту .
Универсальный самодельный прибор, позволяющий измерить какой-то промежуток времени, точно, с точностью до сотых долей секунды. Вот для такого случая как раз и пригодится именно такой секундомер. Он четырехразрядный, позволяет измерять время от 0,01 секунды до 99,99 секунд .
В некоторых случаях требуется реле времени, которое по сигналу кнопки или датчика включает нагрузку на некоторое время. Здесь описывается такое устройство. При указанных на схеме (рис.1.) номиналах деталей R3, R4, С4 выдержку времени можно плавно регулировать переменным резистором R4 в пределах .
Типовые схемы подключения турботаймера
Представьте себе, что водитель останавливает авто, переводит ключ в положение OFF, а двигатель при этом не глохнет, продолжая работать ещё несколько минут. Здесь рассмотрены действия, выполняемые при эксплуатации автоматических турботаймеров. В действительности ещё есть «полуавтоматы». Их эксплуатировать несколько сложнее: когда автомобиль не движется, нужно изъять ключ из замка, а затем требуется активировать ручной тормоз. Если этого не сделать, мотор не остановится до тех пор, пока не закончится топливо. Просто, «полуавтомат» должен получить команду на старт отсчёта времени, а подаётся она замыканием микрокнопки «ручника».
Разбираемся с клеммами замка зажигания
Казалось бы, если можно реализовать опцию автоматического таймера, тогда зачем вообще говорить о «полуавтоматах»? В действительности полуавтоматический таймер легко будет подключить на любом авто, а вот об «автомате» такого сказать нельзя. Посмотрите на схемы, приведённые ниже:
Подключение турботаймера в разных автомобилях
Здесь показано, как нужно подключать именно автоматический таймер. Допустим, наличие двух цепей зажигания (IGN и IGN2) в схеме авто не предусмотрено. Тогда без установки диода обойтись нельзя. Сам диод, показанный на схеме «А», должен пропускать значительную силу тока, в то время как падение напряжение на нём желательно свести к минимуму. На практике подобрать такую деталь оказывается непросто.
Сила тока, на которую рассчитан диод, должна превосходить цифры, указанные на корпусе предохранителя, защищающего коммутируемую цепь.
Клеммы замка зажигания принято обозначать так:
- 30 – контакт, на который напряжение подаётся всё время;
- 2 – клемма, соединяемая с контактом «30», когда ключ находится в положении ACC либо IGN. Через клемму «2» ток идёт в цепь питания аксессуаров;
- 50 – контакт стартёра, получающий потенциал «+12 Вольт», когда ключ доводят до метки START;
- 15 – клемма основной цепи зажигания. Она замыкается с 30-м контактом при повороте ключа к следующим меткам: IGN, START;
- 15/2 – клемма второй цепи зажигания. Плюсовой потенциал на ней находится, когда ключ повёрнут к метке IGN, но не START.
Здесь всё должно быть понятно.
Рекомендуемый вариант для авто с одной цепью зажигания
Были рассмотрены две схемы, а сейчас появится ещё одна. На ней показано, как подключают полуавтоматический таймер:
Подключение полуавтоматического таймера
Реле, показанное на схеме, изготовитель может разместить вместе с электроникой турботаймера в одном корпусе. Тогда схема подключения будет выглядеть проще (рис. справа). Переключатель, коммутирующий «нулевой потенциал» – это микрокнопка «ручника» либо отдельная клавиша в салоне. Её наличие является обязательным.
Рассмотрим алгоритм работы полуавтоматических таймеров:
- Как только ключ переводят в положение IGN, срабатывает реле, а на консоли загорается соответствующий индикатор;
- Чтобы разомкнуть контакты реле, нужно активировать обратный отсчёт. Это действие производят, замыкая контакты микрокнопки.
Представим себе нестандартную ситуацию: ручной тормоз задействован, водитель поворачивает ключ в положение IGN а затем выключает зажигание снова. Тогда по истечении времени, заранее установленного в настройках, контакты реле должны разомкнуться. В общем, в ходе эксплуатации «полуавтомата» не появится каких-либо ситуаций, приводящих к неожиданным последствиям. Но внимательность сохранять рекомендуется.
Остаётся вопрос, какому из трёх рассмотренных вариантов отдать предпочтение в действительности. Ответить на него должен сам автовладелец.
Метод, который на практике лучше не использовать
Казалось бы, роль турботаймера может выполнять некий модуль, соединённый с клеммами «30» и «15» парой проводов. Как только на контакте «15» пропадёт напряжение, реле, встроенное в модуль, замкнёт между собой два провода, и ток в цепи будет восстановлен. Переключатель, активирующий старт отсчёта, здесь не применяется. Ток в цепи кратковременно пропадает, а затем он появляется снова.
Решения, в которых реализован указанный здесь принцип, на рынке присутствуют. Только вот любое реле обладает значительным временем срабатывания.
Не каждый двигатель рассчитан на то, чтобы основную цепь зажигания периодически размыкали. В действительности можно наблюдать вот что:
- Турботаймер, сконструированный по рассмотренному здесь принципу, работает как нужно в 30-50% случаев;
- В остальных случаях реле тоже надёжно срабатывает. Но мотор, не рассчитанный на пропадание искры, успевает заглохнуть перед тем, как контакты таймера начнут пропускать ток.
Пример на видео: автоматический таймер в действии

Сигнализация со встроенным турботаймером и её выбор
Функцию таймера, поддерживающего работу двигателя, может выполнять автомобильная сигнализация. Поэтому сейчас, в 2015 году, мало кто приобретает турботаймер, изготовленный в виде отдельного устройства. Допустим, в инструкции, прилагаемой к оборудованию, приводится следующая схема:
Как видим, внутри основного модуля присутствует диод. Значит, его включают в разрыв провода цепи зажигания. Речь идёт о варианте схемы, обозначенной буквой «А» в главе «1».
Схема «А» из «главы 1» обладает максимальной универсальностью. Для авто, где предусмотрены две цепи зажигания, она подходит в той же степени, что и для всех остальных машин. Ну а «минус» от наличия диода – это падение напряжения, иногда превышающее 1 Вольт.
В руководстве к оборудованию другой модели всё выглядит иначе. Здесь показана распайка разъёма, оснащаемого 6-ю клеммами:
Силовой 6-контактный разъём сигнализации
Провод в зелёной изоляции пропускает ток, идущий в обход клемм замка. Одновременно он является «контрольным входом». Указанный на схеме провод подключен Т-образно, а точки разрыва, если не учитывать наличие «блокировки», здесь полностью отсутствуют. Ни одна из схем, приведённых в первой главе, с такой сигнализацией не реализуется. Хорошо, если в данном случае предлагают использовать «полуавтомат», а иначе придётся довольствоваться вариантом, рассмотренным в «главе 3».
Модели сигнализаций, позволяющие реализовать любую из рассмотренных выше схем, тоже существуют. Правда, к ним прилагается отдельное реле, силовые контакты которого должны замыкать основную цепь. Что повышает сложность выполнения монтажа и снижает общую надёжность.
Схема таймера для управления подогревом заднего стекла в автомобиле (CD4060)
Во многих автомобилях задние стекла с подогревом, — на стекле тонкие полоски металлизации, которые нагреваются при подаче тока. Это очень хорошо что есть подогрев заднего стекла, потому что оно частенько запотевает или покрывается льдом в зимнее время.
Но есть и один недостаток — уж очень большой ток потребления. Обычно для включения подогрева заднего стекла есть на приборной панели машины выключатель. Если его забыть выключить машина будет ездить с включенным подогревом все время, даже летом.
Да и зимой далеко не все время нужно подогрев держать включенным, после того как стекло оттает оно будет некоторое время оставаться теплым и после выключения подогревателя.
Вывод таков, — нужно ограничить время включенного состояния подогревателя. так чтобы он работал не более 10 минут за один раз. И управлять им не выключателем, а кнопкой, после каждого нажатия которой подогреватель работает 10 минут Если мало, — нажмите кнопку еще раз.
Принципиальная схема
Сделать устройство было решено по уже хорошо испытанной и проверенной в разных устройствах схеме на основе микросхемы CD4060B.
Рис. 1. Принципиальная схема таймера для управления подогревом заднего стекла в автомобиле, в основе микросхема CD4060.
Схема питается постоянно от аккумулятора автомобиля, даже когда машина находится на стоянке. В ждущем режиме она потребляет меньше автосигнализации или ЭБУ, поэтому никак не влияет на заряженность аккумулятора.
На выходе схемы имеется электромагнитное реле. Его контакты подключены параллельно контактам штатного выключателя обогрева стекла (штатный выключатель сохранен, он используется и как индикатор, потому что светится, когда находится во включенном состоянии).
Для управления таймером служит кнопка S1 Она установлена на место одной из заглушек в приборной панели автомобиля. При нажатии этой кнопки происходит обнуление счетчика микросхемы D1, а при её отпускании начинается отсчет времени около 10-15 минут.
В момент обнуления открываются транзисторы VТ1 и VТ2 и через них поступает ток на обмотку реле. Контакты реле подключены параллельно штатному выключателю обогрева стекла, поэтому обогрев стекла включается. После истечения времени на выводе 3 D1 появляется логическая единица и транзисторы закрываются, а реле выключает подогрев.
Повторить подогрев можно еще раз нажав на S1 Устройство рассчитано на применение в автомобиле, в котором подогреватель стекла включается не непосредственно выключателем на приборной панели, а через промежуточное реле.
Если в конкретном автомобиле это не так, то нужно реле К1 заменить более мощным, достаточным по мощности для управления подогревателем стекла, и более мощным заменить транзистор VТ1, например, на КТ814, чтобы он мог управлять более низкоомной обмоткой более мощного реле.