Методические рекомендации Методические рекомендации по размещению и проектированию площадок для стоянок автомобилей
Министерство транспортного строительства СССР
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ
НАУЧНО — ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
( СОЮЗДОРНИИ )
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗМЕЩЕНИЮ И ПРОЕКТИРОВАНИЮ
ПЛОЩАДОК ДЛЯ СТОЯНОК АВТОМОБИЛЕЙ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗМЕЩЕНИЮ И ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПЛОЩАДОК ДЛЯ СТОЯНОК АВТОМОБИЛЕЙ . Союздорнии . М ., 1973
На основе обобщения отечественного и зарубежного опыта , анализа обследований д орог и исследования режимов движения в зоне площадок для стоянок автомобилей даны положения о значении площадок и их размещении с учетом наличия на автомобильных дорогах зданий и сооружений дорожной службы , автотранспортной службы и служб ГАИ МВД СССР . Рассмотрены расположение площадок по протяжению дорог с учетом местных условий и установка необходимых знаков и указателей . Большое внимание уделено размещению площадок в плане относительно д орог , а также обеспечению съезда с дорог на них и с них на дороги . Даны схемы выполнения площадок , требования и рекомендации по переходно — скоростным полосам и самим площадкам . Уделено внимание вопросам оборудования и оснащения площадок . Приведены примеры решений площадок для стоянок автомобилей .
Табл . — 1, рис . — 9.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Автомобилизация страны требует обеспечения безопасности , удобства и скоростей движения и улучшения обслуживания автомобилей , водителей и пассажиров . Эти задачи призваны выполнять инженерные обустройства автомобильных дорог . Одним из важных инженерных обустройств являются площадки для стоянки автомобилей .
В СНиП II — Д .5-72 впервые включены требования по проектированию и нормированы основные положения по расположению и вместимости площадок для стоянок .
« Методические рекомендации » дополняют СНиП II — Д5-72 по вопросам проектирования и размещения площадок для стоянок автомобилей , обобщают отечественный и зарубежный опыт , учитывают результаты анализа обследований дорог и исследования режимов движения в зоне площадок . В рекомендациях представлены предложения о размещении площадок для стоянок с учетом наличия на дорогах зданий и сооружений дорожной и автотранспортной служб , а также служб ГАИ МВД СССР , о расположении площадок в плане относительно дорог с учетом местных условий , об обеспечении съезда с дорог на площадки и с них на д ороги , д аны схемы выполнения площадок , рекомендации по оборудованию и оснащению площадок , примеры устройства площадок д ля стоянок автомобилей .
« Методические рекомендации » составлены в Союздорнии канд . техн . наук Ю . С . Крыловым при участии инж . В . С . Скируты .
При разработке « Методических рекомендаций » учтены работы Союздорпроекта , Гипродорнии , МАДИ по данным вопросам .
Замечания и предложения просим направлять по адресу : 143900, Московская обл ., Балашиха , Союздорнии .
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1 . Площадки для стоянок автомобилей относятся к дорожным инженерным устройствам и предназначены для отдыха водителей и пассажиров , проверки состояния транспортных средств и грузов , устранения неисправностей и удовлетворения разнообразных потребностей водителей и пассажиров .
2 . Площадки для стоянок обеспечивают необходимую безопасность движения , способствуют уменьшению дорожно — транспортных происшествий , возникающих вследствие утомляемости водителей , а также из — за расположения остановившихся транспортных средств в непосредственной близости от основных полос движения . Кроме того , площадки способствуют повышению скоростей движения основных потоков автомобилей и организации движения в соответствии с выбираемыми водителями режимами движения .
3 . Площадки для стоянок автомобилей должны проектироваться с учетом размещения на дорогах зданий и сооружений дорожной и автотранспортной службы , а также постов Государственной автомобильной инспекции МВД СССР ( постов ГАИ ).
В зонах расположения зданий и сооружений дорожной и автотранспортной службы и постов ГАИ необходимо предусматривать площадки для стоянок автомобилей независимо от их ведомственной принадлежности . Размеры таких площадок следует назначать в соответствии с типом этих сооружений и местными условиями , но не менее чем на 5 автомобилей .
4 . К зданиям и сооружениям дорожной службы относятся здания Управления дорог , дорожных участков , дорожно-ремонтных пунктов и др . Проектирование зданий и сооружений дорожной службы , их функциональное назначение , размеры и расположение регламентированы с достаточной полнотой в СНиП II -Д .5 — 72 и в д ругих документах .
5 . Строительство зданий и сооружений автотранспортной службы на автомобильных д орогах в настоящее время только начинается . Опыт такого строительства и эксплуатации обобщен Ленинградским филиалом Гипродорнии в « Указаниях по размещению зданий и сооружений автотранспортной и дорожной службы на автомобильных дорогах », разработанных в 1972 г .
К зданиям и сооружениям автотранспортной службы относятся здания и сооружения для обслуживания пассажирских перевозок ( автопавильоны , пассажирские автостанции , автовокзалы , мотели ), сооружения для обслуживания грузовых перевозок ( грузовые автостанции , п ередепные пункты , контрольно — диспетчерские пункты ), сооружения для обслуживания подвижного состава ( станции технического обслуживания , автозаправочные станции , моечные пункты ).
6 . Проектирование на дорогах сооружений с лужб МВД СССР : дорожной милиции и Государственной автомобильной инспекции ( ГАИ ) — определяется ведомственными инструкциями .
7 . В комплекс сооружений вблизи площадок для стоянок автомобилей целесообразно включать строительство э стакад для осмотра и обслуживания автомобилей , стендов для регулирования света фар , моечных пунктов , пунктов п итания , киосков , туалетов и других элементов автосервиса . На площадках для стоянок следует устанавливать схемы прилегающих участков дорог , указатели места расположения ближайших АЗС , СТО , постов ГАИ , пунктов медицинской помощи , исторических и культурных памятников , гостиниц , кемпингов , магазинов , пунктов обслуживания и других объектов , представляющих интерес для пользователей дорог .
8 . По назначению площадки для стоянок подразделяются :
— на площадки — стоянки , входящие в комплекс сооружений д орожной и автотранспортной службы , а также постов ГАИ в соответствии с пп . 3 — 7;
— площадки для кратковременной стоянки ;
— площадки для длительной стоянки .
Такое подразделение весьма условно в связи с большим разнообразием возможного расположения и использования площадок .
РАСПОЛОЖЕНИЕ ПЛОЩАДОК ДЛЯ СТОЯНОК ПО ПРОТЯЖЕНИЮ ДОРОГ
9 . На автомобильных дорогах всех категорий в населенных пунктах , у общественных и торговых зданий , столовых , кафе , пунктов скорой помощи и других объектов с систематическими остановками автомобилей предусматривают специальные площадки для кратковременных стоянок . Размеры таких площадок определяют из предполагаемого количества одновременно останавливающихся автомобилей . Они устраиваются с учетом организации движения для заезда и выезда по полосам разгона и торможения при условии исключения выезда автомобилей на основные полосы движения при маневрировании .
10 . На автомобильных дорогах I — III категорий на участках вне населенных пунктов : у исторических и культурных памятников , живописных мест , водоемов, а также в местах отдыха и технического осмотра а втомобилей — надлежит предусматривать площадки для кратковременных стоянок . Размеры таких площадок следует определять исходя из количества одновременно стоящих автомобилей , но не менее 5.
Стоянки располагают с учетом наличия площадок в населенных пунктах , а также вблизи сооружений д орожной , автотранспортной службы и постов ГАИ : через 10 — 15 км на дорогах I — II категорий и через 20 — 30 км на дорогах III категории .
Через 30 — 60 км , т . е . через две площадки для кратковременного отдыха на дорогах I — II категорий и через одну — на дорогах III категории , рекомендуется устраивать площадки длительного отдыха , рассчитанные на стоянку не менее 10 автомобилей с учетом ожидаемого количества одновременно останавливающихся автомобилей .
На подходах магистральных дорог I — II категорий к крупным городам необходимо предусматривать площадки для стоянки д о 80 автомобилей с организацией специальной службы по охране , техническому обслуживанию , мойке автомобилей и т . п .
11 . В целях уменьшения количества съездов и въездов на дорогах I — III категорий рекомендуется съезды на площадки для стоянок автомобилей совмещать со съездами на дороги IV — V категории , а сами площадки располагать с учетом обеспечения видимости в зонах пересечений и примыканий . В отдельных случаях могут быть использованы переходно — скоростные полосы к автобусным остановкам .
12 . Места , наиболее подходящие для площадок отдыха , с живописным ландшафтом или с широкой панорамой на окружающую местность , с наличием источников воды , пляжей , защищенные от солнца и ветра и т . д . целесообразно отмечать при трассировании .
Окончательное положение трассы следует корректировать с учетом обеспечения наилучших условий для работы и отдыха пользователей дорог .
При выборе места для площадок — стоянок следует использовать опыт размещения мест стоянок на близлежащих дорогах в данном районе .
13 . При реконструкции автомобильных дорог места расположения площадок для стоянок и их размер определяют с учетом неорганизованно возникших площадок для стоянок и их размеров , а также регулярно совершаемых остановок на обочинах . При этом следует исходить из интенсивности движения на десятилетнюю перспективу .
14 . О расположении площадок для стоянок автомобилей необходимо заблаговременно информировать водителей и пассажиров соответствующими знаками и по возможности психологически подготавливать к остановке , т . е . предварительно на подъезде обеспечить видимость привлекательного и уютного места стоянки .
На расстоянии 2 и 5 км до площадки для стоянок и перед съездом на нее ( в зоне отгона полосы торможения ) устанавливают указатель « Место стоянки ». При необходимости под указателем располагают табличку « Расстояние до объекта ». При этом руководствуются ГОСТ 10807 -71 « Знаки дорожные ». Рекомендуется в зоне установки ближайшего перед площадкой знака сообщать о характере площадки и наличии представляющих интерес для пользователей дорог объектов ( исторических , культурных , эстакад , мойки , пляжа , реки , озер и т . п .), а также о расстоянии до следующей площадки для стоянки .
РАЗМЕЩЕНИЕ ПЛОЩАДОК В ПЛАНЕ ОТНОСИТЕЛЬНО ОСНОВНОЙ ДОРОГИ И СОПРЯЖЕНИЕ С НЕЙ
15 . В целях обеспечения безопасности движения и повышения транспортно-эксплуатационных показателей автомобилей на основных полосах движения и изоляции останавливающихся автомобилей необходимо предусматривать комплекс мероприятий по съезду с дороги , отделению площадок для стоянок и выезду с них на дорогу , а также по организации движения на площадках , обеспечению боковой видимости и предупреждению внезапного выхода людей на дорогу .
16 . Минимальное удаление площадок от кромок основных полос движения дорог I — III категорий должно составлять не менее 2,7 м .
При минимальном удалении площадок , выполняемых , как правило , в одном или близком уровне с уровнем проезжей части , на д орогах I — III категорий целесообразно отделять площадки разделительным островком , обрамляемым бордюром , с обеспечением съезда на площадки и выезда с них . При этом бордюры , обрамляющие островок , должны быть смещены от кромок полос движения не менее , чем на двух — трехкратную величину их возвышения , с учетом укрепления обочин ( не менее 0,75 м на дорогах I — II категорий и не менее 0,5 м на дорогах III категории ).
К преимуществам расположения площадок вблизи проезжей части следует отнести их своевременное обнаружение и близкий подъезд , а к недостаткам — невозможность удовлетворительной изоляции от шума проезжающего транспорта , выхлопных газов и дорожной обстановки .
Удаление площадок от дорог зависит от местных условий . При возможности их следует размещать от кромок проезжей части на удалении не менее расстояния боковой видимости , составляющей для дорог I — III категорий 25 м и для дорог IV — V категорий 15 м . Как правило , площадки должны быть размещены в прилегающей зоне на расстоянии до 100 — 150 м от дороги .
17 . Площадки на дорогах I — III категорий в основном должны располагаться за пределами земляного полотна с обеспечением съезда и выезда .
Схема площадки выбирается путем сравнения возможных вариантов с учетом местных условий . Могут быть приняты схемы с продольным расположением автомобилей вдоль полосы сквозного проезда , с поперечным расположением к полосе проезда и маневрирования , круговые площадки с продольным или поперечным расположением автомобилей к кольцевому проезду , площадки веерного типа и т . п . ( см . рисунок ).
18 . Площадки с расположением автомобилей вдоль полосы сквозного проезда сравнительно компактны , имеют простую , хорошо понятную организацию движения ( рис , схема « а »). Из — за наличия самостоятельных полос съезда и выезда и сравнительно большой площади такие площадки целесообразны при небольшом удалении от полос движения дороги или при наличии существующих подъездов . Их рекомендуется применять при проектировании площадок в зоне зданий и сооружений автотранспортной , дорожной службы , постов ГАИ и т . д ., располагаемых вблизи дороги .
Схемы площадок для стоянок автомобилей :
а — с продольным расположением автомобилей и самостоятельными въездом и съездом . Пунктиром изображено возможное размещение стоянок большегрузных автомобилей . Угол a — угол наклона съезда к дороге — характеризует удобства и условия движения ; б и в — с поперечным размещением автомобилей к зоне маневрирования с совмещенным съездом и въездом на подходе к площадке . Пунктиром показано выполнение канализирующего островка треугольной формы при проектировании площадок с двух сторон дороги ; г — кольцевая площадка ; д — комбинированная схема из а и г при близком размещении к дороге и расположении с одной стороны дороги ; е — площадка веерного типа . Заезды — карманы могут выполняться как с заездами вперед , т ак и назад в соответствии с местными условиями
Схема « а» с продольным расположением автомобилей может быть выполнена ( или развита в перспективе ) с дополнительной стояночной полосой специально для грузовых автомобилей , примыкающей к полосе проезда , но ближе к дороге ( на схеме — пунктир ). Дальнейшее развитие площадок возможно за счет изменения стояночной полосы , наиболее удаленной от дороги , в площадку с косым или перпендикулярным размещением автомобилей относительно полосы проезда .
19 . Схемы площадок с поперечным размещением автомобилей к полосе проезда или к зоне маневрирования , круговые площадки с продольным или поперечным расположением автомобилей , площадки веерного типа ( кольцевые с нишами для заезда в целях уединения ) выполняются , как правило , тупиковыми . Форма площадки , расстояние от дороги , подъезды , выезды и другие элементы зависят от местных условий ( расположение и характер объекта , рельеф , растительность и т . д.), детальный учет которых позволит принимать рациональное решение с наименьшими затратами .
20 . При продольном размещении автомобилей ширину стояночной полосы принимают , как правило , равной ширине основных полос движения , но не менее 3 м . При этом учитывают возможность открытия дверей автомобилей и проход людей рядом с автомобилем . Длину площадки для стоянки одного автомобиля с учетом возможного выруливания следует принимать равной 7,5 м .
21 . При поперечном размещении автомобилей к полосе проезда или к зоне маневрирования величину пло щадки для стоянки одного легкового автомобиля назначают 3 ´ 5 м и для грузового автомобили 3 ´ 7 м . Примыкающая зона для поворотов должна иметь ширину не менее 6 м . В соответствии с организацией движения в шестиметровую зону может входить и полоса для сквозного проезда по площадке .
22 . При регулярном движении по д ороге большегрузных автомобилей и автопоездов целесообразно предусматривать места для стоянок с учетом сложности их маневрирования , сравнительно больших нагрузок на покрытие и габаритов . Рекомендуется стоянки для большегрузных автомобилей проектировать ближе к дороге , чтобы не закрывать вид на прилегающие места и частично изолировать от дороги другие типы транспортных средств . Возможно их размещение на подъезде к площадкам параллельно проездам в виде « карманов » или схем с продольным расположением . При этом следует обеспечить на площадках разворот большегрузных автомобилей . Учитывая характер движения ( дальние рейсы ) большегрузных автомобилей , целесообразно в дополнение к обычным стоянкам предусматривать стоянки не менее чем для двух — трех таких автомобилей . Дополнительные стоянки для автомобилей такого типа можно предусматривать на части площадок , где более вероятна их остановка ( вблизи водоемов , после подъемов , у столовых , вблизи постов ГАИ , на площадках , просматриваемых с дорог и т . д .). Раздельное размещение мест стоянок большегрузных автомобилей целесообразно на всех площадках независимо от их размеров , оно упростит организацию движения .
23 . В отдельных случаях в целях уменьшения количества съездов и въездов , занимаемой площади и строительных затрат , можно располагать площадки для стоянок вблизи автобусных остановок и съездов на дороги IV — V категорий с использованием переходно — скоростных полос ( см . приложение ).
В зоне автобусных остановок площадки можно размещать за павильонами для пассажиров . Схема площадки выбирается в соответствии с местными условиями . При этом необходимо предусматривать пешеходные переходы через подъезды и обеспечивать видимость пешеходов и водителей автомобилей , движущихся на площадку и с площадки ( см . приложение ).
В зоне съездов на дороги IV — V категорий расстояние от площадок для стоянок до основных дорог должно обеспечивать видимость в зоне пересечения или примыкания . При укрепленном съезде лишь на подходе к дорогам I — III категории рекомендуется располагать площадки в конце укрепленного участка , что при достаточной изоляции обеспечит поливо — моечным машинам удобный разворот . Площадки для стоянок необязательно удалять от проезжих частей дорог IV — V категорий . В этом случае их проезжие части могут быть использованы для маневров разворота , а также для заезда и выезда автомобилей на площадки .
24 . Съезд на площадки для стоянок и выезд с них выполняют через переходно — скоростные полосы . Длину переходно — скоростных полос следует принимать по таблице .
При сопряжении переходно — скоростных полос со съездами , имеющими самостоятельные проезжие части для поворачивающих автомобилей , длину переходно — скоростных полос полной ширины д опускается уменьшать в соответствии с расчетными скоростями на съездах , но не менее чем до 50 м для дорог I — II категорий и 30 м для дорог III категории . Длину 30 м следует считать минимальной из условия разделения движения .
Отгон полос торможения следует начинать с уступа величиной 0,5 м . При выезде с площадок должна быть обеспечена видимость конца полосы разгона .
Ширину переходно — скоростных полос следует принимать равной ширине основных полос проезжей части.
При установке бордюров ширину переходно — скоростной полосы следует уширять на величину , равную двум возвышениям бордюра над проезжей частью — при расположении бордюров с одной стороны , и равную пяти возвышениям — при двустороннем расположении бордюров . Покрытия полос торможения и разгона следует предусматривать с шероховатой поверхностью , обеспечивающей значения коэффициента сцепления не менее 0,6.
Длина полос полной ширины , м
Длина отгона полос разгона и торможения , м