Португалец собрал ионный двигатель в домашних условиях
Плазма между анодом и катодом ионного двигателя.
Фотография: Joao Duarte / eLab hackerspace
Португалец Жуан Дуарте собрал в домашних условиях простую рабочую модель ионного двигателя. Рассказ о своем проекте разработчик опубликовал на портале eLab hackerspace. В его двигателе используются несколько держателей, подставка, корпус и сопло, напечатанные из пластика на 3D-принтере, семь гвоздей, семь медных трубок и высоковольтный трансформатор.
При строительстве ионного двигателя важна высокая электрическая проводимость всех элементов. Для ее увеличения Дуарте покрыл гвозди тонким слоем меди. Он зачистил гвозди от ржавчины, а затем опустил их вместе с окислившимися медными монетами в раствор соли и уксуса. Благодаря меднению электрическая проводимость на поверхности гвоздей увеличилась.
Затем португалец взял медную трубу диаметром два сантиметра и нарезал ее на пять частей длиной пять сантиметров каждая. После этого Дуарте распечатал на принтере держатели для трубок и гвоздей, подставку, кожух двигателя и сопло. Для эффективной работы ионного двигателя кончики медненных гвоздей должны находиться точно в центре окружности медных трубок.
На каком расстоянии от трубок следует разместить гвозди от трубок Дуарте не уточнил, но отметил, что оно должно быть одинаковым для всех гвоздей. Для регулирования тяги португалец сделал держатель с гвоздям подвижным в горизонтальной плоскости. К трубкам и гвоздям Дуарте подключил трансформатор, способный выдавать напряжение в девять киловольт и силу тока в 50 миллиампер.
В конструкции двигателя гвозди выступают в качестве катода, а медные трубки — анода. При включении напряжения воздух вокруг гвоздей ионизируется и притягивается анодом, возникает воздушный поток, который и формирует незначительную тягу за соплом двигателя. Сдвинутся с места такая силовая установка не может, но способна колыхать обрезки бумаги.
Концепцию ионного двигателя впервые предложил американский ученый Роберт Годдард. В 1954 году технологию детально описал ученый Эрнст Штулингер, а первый функционирующий двигатель был собран в 1959 году в NASA. Он смог проработать на протяжении 31 минуты. В качестве маршевого двигателя ионная силовая установка была впервые использована на космическом аппарате Deep Space в 1998 году.
Современные ионные двигатели способны непрерывно работать на протяжении трех лет. В них для создания реактивной тяги используются как правило аргон или ксенон. Эти инертные газы разгоняются в электрическом поле. Положительными качествами ионного двигателя является малое энергопотребление и расход топлива, а серьезным недостатком — микроскопическая тяга, составляющая до 250 миллиньютонов.
Схемы ионного двигателя своими руками
Предлагаю следующую схему:
Жидкое рабочее тело (1) истекает из тонкой иглы (2) в камеру. На иглу подается сильное положительное напряжение, ориентировочно +1000 вольт. С поверхности жидкости срываются ионы. Любая жидкость в вакууме испаряется, и первыми с поверхности будут срываться положительные ионы. Дальше предлагаемая схема повторяет конструкцию классического ионного двигателя: магниты стабилизируют ионный пучок, который разгоняется электрическим полем между сеточками-электродами (3) и истекает через сопло.
Проще говоря, я предлагаю сверхпростой, сверхдешевый, но малоэффективный способ производства ионов на борту космического аппарата, без всяких магнетронов и электронных пушек. Будет ли он работать?
КПД и удельный импульс у такого движка, несомненно, будут значительно ниже, чем у современных ионных двигателей — во сколько именно раз, я посчитаю позже, так как это непринципиально. А принципиально следующее:
1) Двигатель легко собрать в домашних условиях. Для испытаний нужна лишь вакуумная камера.
2) Удельный импульс гораздо больше чем у химического двигателя. (Помимо всего прочего, химический двигатель, требующий сопло из вольфрамового сплава и жидкий кислород, я просто не соберу).
Ветеран
Зарегистрирован: 17.02.2005
Сообщения: 830
Откуда: Uk
Добавлено: 31 Авг 2007 [09:17] Заголовок сообщения: Re: Ионный двигатель своими руками | |||||||||||||||||
ДЛя космического аппарата нельзя. А простой ионник — запросто. Кстати — зачем?
А вот это — надо обсчитать. Только расчет и математическое обоснование такого вывода — будут поводом к действию. А так — это голословное пожелание.
Для испарения — нужен подвод тепла. Управляемый. Опять — таки тепловой расчет узла давай.
Какие магниты — какая напряженность поля? сколько магниты весят? Какая потеря магнитного потока закладывается? Как управляется структура поля. Что будет — если капля замкнет электроды? Пипец будет. Это и так ясно. Какая жидкость имелась в виду?
Не вижу особой простоты. Как и дешевизны.
Ну уж нет. это принципиально. Высосанные из ниоткуда выводы обо всем. кпд импульс, тяга. Это не слова — это термины. И они ддолжны иметь — конкретное цифровое значение. Значения — в студию. Иначе — ваше сообщение — это просто белый шум. бла-бла-бла
Я недавно продал свою вакуумную камеру за 200 у.е. (почти даром)
ТАк собери двигатель — не требующий вольфрамовой вставки и жидкого кислорода. |
Новичок
Зарегистрирован: 19.01.2007
Сообщения: 30
Добавлено: 01 Сен 2007 [01:07] Заголовок сообщения: | |||||||||||
Хорошо. Я считал ионный двигатель идеальным решением, так как аппарат все равно несет на себе немаленькие солнечные батареи. Кроме того, очень высоки требования к точности – считанные метры в открытом космосе и сантиметры при посадке. Потребуется многократная, если не сказать непрерывная, коррекция траектории. Химический двгатель для этого не очень приспособлен. Считаете ли вы, что ионный двигатель в домашних условиях собрать невозможно, а химический возможно? Я понимаю, что точно это сказать не сможет никто – меня интересует экспертная оценка.
Вопрос: Какая жидкость будет использоваться в качестве рабочего тела? Ответ: Выбор рабочего тела ограничйивается следующими условиями. Жидкость должна быть: Химически инетрной Преглагаю керосин. Точнее, один из его компонентов — гексан. Будут встречные предложения?
Вопрос: не может ли с иглы сорваться капля? Ведь рабочее тело заряженно положительно и оно притягиется к отрицательно заряженной сетке. Если такое произойдет, капля замкнет электроды. Ответ: Поверхностное натяжение не даст капле сорваться. Электростатическое притяжение будет на много порядков меньше силы поверхностного натяжения. Это можно доказать математически строго, но я лучше приведу такой простой пример. В вашей домашней розетке, в зависимости от места жительства, 110 либо 220 вольт. Воткните в розетку два тонких проводка, а их обратные концы положите на стол. Капните на стол каплю воды. Один из электродов воткните в каплю, а второй поднесите к капле на расстояние несколько миллиметров. Напряженность электрического поля и, следовательно, сила, действующая на каплю, равна силе, которая будет развиваться в рабочей камере ионного двигателя. Поползет ли капля ко второму электроду? Очевидно, что нет. Пробовать не рекомендую — устроите короткое замыкание.
Маленькая, мало, никакая, никак. Вопрос: Зачем нужны магниты? Ответ: Кольцевые постоянные магниты в ионном двигателе нужны для стабилизации ионного пучка. Трек иона в магнитном поле изгибается вдоль линии напряженности поля. Вместо того, чтобы лететь в случайном направлении, ион летит почти строго «на выход». |
Новичок
Зарегистрирован: 19.01.2007
Сообщения: 30
Добавлено: 02 Сен 2007 [18:38] Заголовок сообщения: | |
Сделал страницу проекта, с трехмерными иллюстациями: http://project.ganymed.ca/ionengine.shtml |
Администратор
Зарегистрирован: 15.02.2005
Сообщения: 1074
Откуда: Минск
Добавлено: 03 Сен 2007 [08:49] Заголовок сообщения: | |
Судя по вашей схеме, вы не предусмотрели одну очень важную деталь — электрическую компенсацию положительного пучка ионов, вылетающего из вашего двигателя. Если вы будете просто выпускать в вакуум положительные ионы (даже если получится), то ваш аппарат со временем будет накапливать отрицательный заряд, который притянет все ваши ионы обратно. Короче, никуда не полетите. В ионниках ставят дополнительные электронные пушки, которые выстреливают электроны в пучек ионов, компенсируя электрический заряд истекающей плазмы. Сложность задачи в том, что надо точно рассчитать и точно соблюдать баланс истекающих зарядов. |
Ветеран
Зарегистрирован: 17.02.2005
Сообщения: 830
Откуда: Uk
Добавлено: 03 Сен 2007 [11:31] Заголовок сообщения: | |||||||||||||||
примитивный ТРД или ЖРД вполне можно собрать. некривыми руками и с ясной головой
представь, что будет происходить с каплей в вакууме.
ерунда.
1. короткого не будет. Капля просто закипит и испариться. Факт. х. Углеводороды — будут еще и разлагаться с выделением углерода.
Это — ваш, я так понимаю, основной ответ на все вопросы.
Траектория закручивается вокруг силовой линии. Насколько это повлияет на работу двигла — надо посчитать вообще на стадии идеи. А тут уже изготовление. |
Ветеран
Зарегистрирован: 17.02.2005
Сообщения: 830
Откуда: Uk
Добавлено: 03 Сен 2007 [15:11] Заголовок сообщения: | |||
|
Новичок
Зарегистрирован: 19.01.2007
Сообщения: 30
Добавлено: 03 Сен 2007 [16:37] Заголовок сообщения: | |||||||||||
Вы, как всгда, правы. Придется перерисовывать чертежи.
А что, если я поставлю электростатический вольтметр для детектирования излишнего отрицательного заряда на борту и регулирования мощности электронной пушки?
ЖРД: Где взять жидкий кислород? На основании опыта ракетомоделистов, я вам сразу сажу, что нигде: они покупают за бешенные деньги 3% перекись водорода, перегоняют ее до 70% (регулярно подрываясь на своих установках), в к конце имеют нормальный УИ для перекиси водорода, то есть в несколько раз меньше УИ настоящей ракеты. ТРД: На основании опыта ракетомоделистов, УИ 10 сек.
Не закипит (слишком маленькая), просто испарится. Безусловно. Если капля и образуется на игле в результате какой-либо ошибки ПО, она просто испариться и дальше двигатель будет работать штатно: через эмиссию ионов с конца иглы.
После прохода участка разгона внутри камеры (от иглы до сетки) пусть разлагаются на что хотят. Последний раз редактировалось: privaloff (03 Сен 2007 [16:48]), всего редактировалось 1 раз |
Администратор
Зарегистрирован: 15.02.2005
Сообщения: 1074
Откуда: Минск
Добавлено: 03 Сен 2007 [17:03] Заголовок сообщения: | |||
Насколько я понимаю, заряд обычно меряется относительно чего-то. Это что-то по идее должно нести на себе нулевой заряд. А в наших условиях сохранить нулевой заряд где-то внутри вольтметра будет сложно. Скорей всего это будет не вольтметр, а какой-то другой девайс. |
Ветеран
Зарегистрирован: 17.02.2005
Сообщения: 830
Откуда: Uk
Добавлено: 03 Сен 2007 [17:09] Заголовок сообщения: | |||||
какойто слабенький у вас опыт.
10с? Что за фигня. Карамелька под 100с даже у криворуких — запросто дает. Я так в общем то и не понял, зачем вам этот ионник. И почему именно ионник?. Чем вам плазмотрон на аргоне не угодил. Кстати — плазмотроны — продаются свободно. И недорого. И не нада гемороя и вакуума. |
Модератор
Зарегистрирован: 06.10.2006
Сообщения: 2160
Откуда: Донецк
Добавлено: 03 Сен 2007 [17:14] Заголовок сообщения: | |||
Да элементарно — 6-й класс физики, банка, скрепка, шарик, пробка, папиросная бумага. Вспомнили? При накоплении на шарике заряда он стекает по скрепке на согнутую пополам полоску бумаги внутри банки, «лепестки» бумаги расходятся в стороны под действием сил отталкивания. |
Администратор
Зарегистрирован: 15.02.2005
Сообщения: 1074
Откуда: Минск
Добавлено: 04 Сен 2007 [08:32] Заголовок сообщения: | |
2 Boo Обижаете. Про такой девайс я конечно же помню. Однако с его помощью вы не сможете сказать какого знака заряд у вас накоплен «+» или «-«. Ну разошлись лепестки, что делать-то? Увеличивать или уменьшать мощность электронной пушки? А если лепестки разошлись под действием положительного заряда и увеличив мощность пушки мы еще больше увеличим положительный заряд? Есть у меня подозрение, что до какого-то уровня накапливать заряд на устройстве будет безопасно. И электронную пушку можно снабдить автоматической системой управления, которая будет понижать мощность, если ее повышение не дает результата. Но мне лично кажется, что заряд аппарата для оптимальной работы должен оставаться максимально близким к нейтральному. |
Ветеран
Зарегистрирован: 17.02.2005
Сообщения: 830
Откуда: Uk
Добавлено: 04 Сен 2007 [15:54] Заголовок сообщения: | |||
Заряд долж быть нулевым — не для «оптимальной» — а для вообще работы девайса. Иначе — корабльь нашего «изобретателя» — вполне окажется облепленный пленкой гексана, который вылетел из двигла. и вернулся назад на поверхность корабля. и еще — электронная пушка — это аццки жрущий энергию девайс. Так что — забудте это слово для двигла. |
Администратор
Зарегистрирован: 15.02.2005
Сообщения: 1074
Откуда: Минск
Добавлено: 04 Сен 2007 [16:29] Заголовок сообщения: | |
На счет общего заряда устройства и благородных газов согласен. Но с чего вы взяли, что электронная пушка жрет очень много энергии? Количество электронов, которое должна будет выдавать эта пушка, такое же, как заряд ионов, вылетающих из ионника, т.е. не очень большое. А электроны, как известно, разгонять даже проще, чем ионы. В любом цветном ЭЛТ телевизоре или мониторе стоит 3 электронные пушки, кстати. |
Новичок
Зарегистрирован: 19.01.2007
Сообщения: 30
Добавлено: 05 Сен 2007 [04:09] Заголовок сообщения: | |||
Ваша уверенность в том, что я самолично изобрел ионный двигатель, конечно, льстит моему самолюбию, но заставляет сомневаться в вашей способности бегло читать, как по русски вообще, так и седьмую фразу моего поста, в частности. Я лишь взял схему существующих ионных двигателей и слегка упростил ее. Можете считать, что я увидел на улице машину, возжелал ее и решил сделать модельку масштабом 1:20. В свою очередь, ваши утверждения звучат примерно как “коробка передач — это аццки жрущий энергию девайс. Так что — забудте это слово для двигла”. |
Ветеран
Зарегистрирован: 17.02.2005
Сообщения: 830
Откуда: Uk
Добавлено: 05 Сен 2007 [09:03] Заголовок сообщения: | |||
любой электрон — пройдя между разностью потенциалов в 1Вольт — отнимет у разгоннго поля энергию в 1,6*10-19Дж. По этому — вообщето разгоняют ионы. И направляют пучек ионов через облако электронов. Облако электронов — формируют просто разогревая вольфрамовую сетку с нанесенным цезием. И фсе — ионы пролетая сквозь облако электронов — компенсируются, превращаясь в нейтральные атомы. Улетают кудато в галактику. |
Администратор
Зарегистрирован: 15.02.2005
Сообщения: 1074
Откуда: Минск
Добавлено: 05 Сен 2007 [14:06] Заголовок сообщения: | |
Поправьте меня, если я не прав. В случае решения задачи компенсации плазмы с помощью электронной пушки, нам необходимо, чтобы скорость вылетающих электронов была такая же, как и у ионов, вылетающих из двигателя. Учитывая многократное превосходство массы ионов над массой электронов, на разгон электронов до заданной скорости мы будем энергии тратить гораздо меньше, чем на работу ионника. |
Новичок
Зарегистрирован: 19.01.2007
Сообщения: 30
Добавлено: 05 Сен 2007 [14:28] Заголовок сообщения: | |
Сделал кое-какие предварительные рассчеты. Они пока сильно оценочные, так как КПД двигателя принят за 100%. Количество солнечных панелей 2 СКОРОСТь ИСПАРЕНИЯ ЗАПАС ТОПЛИВА И ВРЕМЯ В ПУТИ Количество солнечных панелей N1 = 2 СКОРОСТь ИСПАРЕНИЯ |