- Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе: конструирование из строительного материала. Тема: «Грузовая машина» план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Конспект занятия НОД в старшей группе конструирование «Грузовой автомобиль»
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе: конструирование из строительного материала. Тема: «Грузовая машина»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Конспет поможет воспитателям в формировании у детей умения создавать объект — «Грузовая машина» из строительного материала в соответствии со схемой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstruirovanie_gruzovik.docx | 26.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе: конструирование из строительного материала.
Тема: «Грузовая машина»
Цель : формировать умения создавать объект из строительного материала в соответствии со схемой.
1. Способствовать развитию навыков самостоятельной постройки модели машины по схеме.
2. Упражнять в умении понимать элементарную схему постройки, вычленять и называть детали: куб, кирпич, пластина, цилиндр.
3. Расширять представления о различных машинах, их строении и функциональном назначении.
4. Способствовать развитию умения анализировать свою постройку и постройки товарищей.
5. Воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование и материалы : схемы транспорта (автобус, легковой автомобиль, экскаватор), схемы грузового транспорта на каждую пару детей, иллюстрации транспорта, наборы деревянного строительного материала на каждую пару детей.
Предварительная работа : наблюдение за различными видами грузового транспорта; рассматривание иллюстраций различных видов транспорта; рассматривание частей грузовика; наблюдение за тем, как на грузовиках перевозят грузы, игры с машинами различных видов; игры со строительным материалом; строительство-конструирование по условиям, по замыслу на тему «Городской транспорт» (пассажирский и грузовой); использование во время строительства схем, чертежей, рисунков, познакомить с разными видами конструирования.
Методы и приемы: сюрпризный момент, проблемный вопрос, мотивация деятельности, загадывание загадок, беседа, игра, чтение, объяснение, рассматривание, анализ готовых построек, моделирование.
1 часть. Организационно-мотивационная
Воспитатель: Девочки и мальчики! Кто из вас мне сможет помочь разгадать загадку, на которую я не могу найти ответ?
Я важная машина,
Есть кузов и кабина.
Вожу любые грузы
По ленточкам дорог.
И парты, и арбузы
Я вам доставлю в срок.
Воспитатель : Что же это?
Дети: Грузовик или грузовая машина.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, о грузовой машине написал такие стихи С. В. Михалков:
Едет транспорт грузовой
С квасом, с рыбою живой
Едут книжки и газеты
Едут пряники конфеты
Едут с холодом машины
В жаркий день привозят льдины.
2 часть. Разрешение проблемной ситуации
Воспитатель : Скажите, пожалуйста, для чего нужна грузовая машина.
Дети : Грузовая машина нужна для перевозки грузов.
Воспитатель показывает детям коробку со строительным материалом и произносит:
Есть коробка у меня,
В ней живут мои друзья,
Очень они разные:
Все дружные и сильные.
Вместе любят собираться
И в постройки превращаться.
Воспитатель : Ребята, если у нас есть набор строительного материала, значит, мы должны что-то из него построить. Предлагаю вам стать автомобилестроителями. Конструкторы с автомобильного завода прислали нам чертежи машин. Нам с вами предстоит по чертежам построить модели машин.
В: Посмотрите чертежи машин и скажите, какой это вид транспорта?
Д: Это грузовой транспорт.
В: Почему вы так решили?
Д: Потому что у всех машин есть кузов для перевозки грузов.
В: Чем похожи эти машины?
Д: У всех машин есть общие части: колеса, основание, кабина, кузов.
В: А где на схеме колеса?
В: Скажите, какая деталь используется для колес?
В: Скажите, какая деталь используется для кабины?
В: Скажите, какая деталь используется для основания?
В: Скажите, какая деталь используется для кузова?
В: Молодцы. Теперь я предлагаю построить предложенную машину по схеме. Но сначала мы немного отдохнем.
Жил на свете самосвал
Он на стройке побывал
Покатил с утра к воротам топающий шаг, руками изображаем руль
остановиться.
Сторожа спросили: «Кто там? » наклон вперёд, вытягивая руки перед собой
Он кирпич возил и гравий, приседания, руки изображают руль
Но увы застрял в канаве.
Буксовал он, буксовал. перекаты с носка на пятку
Еле вылез самосвал,
Самосвал сигналит громко:
У меня сейчас поломка,
Но с утра я снова в путь. топающий шаг, изображающий руль
3 часть. Моделирование
Воспитатель : Ребята, для вас приготовлены строительные материалы и чертежи ваших моделей машин, которые вы будете строить.
К работе надо отнестись серьёзно, ведь на машинах работают люди и любая неточность — ошибка может привести к аварии.
Постройка должна быть ровная, с плотно приставленными деталями. Нужно строить вместе сообща, не мешать друг другу, при затруднениях помогать друг другу, точно соединять и плотно скреплять детали, сооружать устойчивые конструкции.
Самостоятельная конструктивная деятельность детей.
Дети садятся парами друг против друга и работают в парах.
В процессе воспитатель координирует деятельность детей, при необходимости отвечает на вопросы, помогает своими наводящими вопросами, советами, предложениями.
4 часть. Заключительная часть
Воспитатель: Молодцы. Замечательные машины у вас получились. У нас теперь есть свой автопарк. Давайте рассмотрим машины друг друга. Как ваши машины помогают людям в работе? Не будет ли поломки машин по дороге, все ли детали по схеме есть у ваших построек? Ваня, на какой машине ты бы отправился в путь, почему? Все замечательно потрудились и глазки наши устали. Давайте для наших глазок проведем гимнастику, которая называется «Едем, едем на машине».
Зрительная гимнастика «Едем, едем на машине»
( Дети осуществляют движения глазами в зависимости от содержания стихотворения)
Едем, едем на машине, нажимаем на педаль.
Газ включаем, выключаем, смотрим пристально мы вдаль.
Дворники счищают капли, вправо, влево. Чистота!
Волосы ерошит ветер. Мы – шоферы хоть куда!
Воспитатель: А теперь предлагаю вам поиграть со своими машинами.
Конспект занятия НОД в старшей группе конструирование «Грузовой автомобиль»
Конспект занятия НОД в старшей группе конструирование «Грузовой автомобиль»
Реализуемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Тема занятия – «Грузовой автомобиль».
Виды образовательной деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.
Цель занятия – формирование у детей интереса к изучению окружающего мира через изучение грузового транспорта; совершенствование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, сравнение; развитие навыков конструирования по плану, чертежу, представлению; обогащение творческого воображения.
ознакомить детей с основными видами грузовых автомобилей, профессиями, связанными с этим видом транспорта; развивать способности отличать и называть элементы конструктора, сочетать детали конструктора с учетом их свойств; сформировать способности предвидеть возможность совершенствования предметов;
развитие грамотной, разборчивой речи; обогащение словарного запаса детей новыми словами по теме занятия; развитие слуха, коммуникативных навыков и умений;
повышение у детей интереса к профессиям на грузовом транспорте, дальнейшее ознакомление со значимостью труда.
развитие самостоятельных навыков конструирования, используя схемы: проанализировать составные части транспорта, определяя их форму и взаимное расположение частей; способствование развитию умений анализировать свою постройку и постройки товарищей.
воспитание нравственных качеств – чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, навыки коммуникации в совместной и работе, аккуратность, собранность, трудолюбие.
Материалы и оборудование : магнитная доска и магниты, картинки с изображением различных видов транспорта, конструктор для изготовления грузовых автомобилей, схемы для конструирования.
Раздаточный материал : строительные наборы (куб, полукуб, кирпич, пластина, цилиндр), схемы для конструирования, ножницы, клей.
Предварительная работа: игра с фигурками грузовых машин, наблюдение за грузовым транспортом во время прогулки, чтение художественной литературы о грузовом транспорте, демонстрация картинок с изображением различного грузового транспорта.
Методы и приемы: сюрпризный момент, проблемный вопрос, мотивация деятельности, загадывание загадок, беседа, игра, чтение, объяснение, рассматривание, анализ готовых построек, моделирование.
1. Организационный момент.
Воспитатель : здравствуйте ребята!
Дети встают в круг . Воспитатель рассказывает историю и показывает действия, которые дети повторяют:
Мы троллейбус ожидаем (дети поднимают руку над головой, имитируя «козырек», смотрят вдаль).
Увидали, побежали (дети бегут на месте).
Подскочили, заскочили (дети подпрыгивают на месте, одна рука находится вверху, будто на поручне).
Друг об друга потолкались (дети слегка толкаются друг об друга плесами).
Есть ли место у окошка? (дети прикладывают руку «козырьком» к глазам, смотрят по сторонам).
Кто устал, тот может посидеть (дети приседают на месте).
Мы про слабых не забыли (дети отрицательно качают головой),
Быстро место уступили. (дети встают.)
Мы к соседям повернулись (дети поворачивают голову сначала направо, затем налево)
По плечу похлопали (дети дружески хлопают соседа по плечу)
Мы к выходу потопали. (дети шагают на месте)
Вежливо извиняемся (дети наклоняют голову сначала в одну сторону, затем в другую),
Мы меняемся местами. ( дети меняются местами с соседями)
К поручням мы потянулись (дети тянутся к верху),
Вышли все и обернулись (дети оборачиваются назад),
Всем ладошкой помахали (дети машут рукой)
И вприпрыжку поскакали. (дети подскакивают на месте)
2. Сюрпризный момент.
Воспитатель : Ребята, давайте посмотрим, кто к нам в гости сегодня пришел?
Дети : грузовичок «Лева».
Воспитатель : А что мы делаем, когда приходят гости?
Дети : приветствуем друг друга.
Воспитатель : так давайте поприветствуем нашего гостя.
Грузовичок «Лева»: в нашем городе случился переполох, все названия грузовых машин перепутались, помогите мне отгадать загадки и вернуть названия на свои места ( дети отгадывают загадки ):
Арбузы, яблоки вожу,
По школам вашим развожу,
На спине лукошко,
Доставить все, я вам смогу!
Едет конь стальной, рычит,
Сзади плуги волочит.
Он идёт, волну сечёт,
Из трубы зерно течёт.
Там, где строят новый дом,
Ходит воин со щитом.
Где пройдёт он, станет гладко,
Будет ровная площадка.
Груды груза к облакам.
Там, где встанет он, потом
Вырастает новый дом.
Ответ : подъемный кран.
Грузовичок «Лева»: а теперь помогите мне понять о каких профессиях идет речь, отгадайте загадки. ( воспитатель, загадывает загадки о транспорте, вывешивает картинки с изображением видов транспорта, задает по ним вопросы детям, выслушивает ответы детей ).
Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
Ответ : Автобус.
– Кто водит автобус, автомобиль? (Шофёр.)
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.
Ответ : Поезд.
– Кто управляет поездом? (Машинист.)
Чудо-птица, алый хвост,
Полетела в стаю звёзд.
Ответ : Ракета.
– Кто летает на ракете? (Космонавт.)
По волнам плывет отважно,
Не сбавляя быстрый ход,
Лишь гудит машина важно.
Что такое?
Ответ : Пароход.
– Кто управляет кораблём? (Капитан.)
Этот конь не ест овса,
Вместо ног — два колеса.
Сядь верхом и мчись на нём,
Только лучше правь рулём.
Ответ : Велосипед.
– Кто ездит на велосипеде? (Велосипедист.)
Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет,
Человек им управляет.
Что такое?
Ответ : Самолет.
– Кто летает на самолете? (Лётчик.)
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полет быстроходный…
Ответ : Вертолет
— Кто управляет вертолетом? (Летчик)
3. Работа с иллюстрациями.
Воспитатель ( показывает картинки грузового транспорта ): Назовите одним словом, что это?
Воспитатель: Какие виды транспорта вы знаете? ( Надземный, воздушный, водный .) Для чего нам нужен транспорт?
Дети: перевозить грузы, людей, убирать улицы…
Дети рассматривают иллюстрации с различными видами грузового транспорта, изучают его компоненты.
4. Разрешение проблемной ситуации
Воспитатель : Скажите, пожалуйста, для чего нужна грузовая машина.
Дети : Грузовая машина нужна для перевозки грузов.
Воспитатель : Ребята, если у нас есть набор строительного материала, значит, мы должны что-то из него построить. Предлагаю вам стать автомобилестроителями. Нам с автомобильного завода прислали чертежи для конструирования своих машин. Нам с вами нужно по чертежам построить грузовые машины.
Дети рассматривают чертежи.
Воспитатель : посмотрите на чертежи, скажите, какой это вид транспорта?
Дети : это грузовой транспорт.
Воспитатель : как вы это определили?
Дети : у всех машин есть кузов для перевозки грузов.
Воспитатель : чем похожи эти машины?
Дети : у всех машин есть общие части: колеса, основание, кабина, кузов.
Воспитатель : А где на схеме расположены колеса?
Воспитатель : Давайте посмотрим, какая деталь используется для колес?
Воспитатель : А где расположена кабина?
Воспитатель : Скажите, какая деталь используется для кабины?
Воспитатель : Какая деталь используется для основания грузовика?
Воспитатель : Какая деталь используется для кузова?
Воспитатель : Молодцы, ребята, а теперь предлагаю построить машинку по нашей схеме. Но сначала немного отдохнем.
Физминутка «На лошадке ехали»
На лошадке ехали, (Шагаем на месте.)
До угла доехали.
Сели на машину, (Бег на месте.)
На машине ехали,
До реки доехали. (Приседания.)
Тр! Стоп! Разворот. (Поворот кругом.)
На реке — пароход. (Хлопаем в ладоши.)
До горы доехали. (Шагаем на месте.)
Пароход не везет,
Надо сесть на самолет.
В нем мотор гудит: (Руки в стороны, «полетели»)
Воспитатель : Ребята, я приготовила для вас специальные строительные наборы и чертежи ваших будущих машин, которые вам предстоит построить. Нужно настроится на серьезную работу, ведь на машинах работают люди, и любая ошибка или неточность приведет к непоправимой аварии. Конструкция вашей машинки должна быть ровная, плотно сопоставляете детали. Строить нужно вместе и сообща, при этом не мешать друг другу, если возникнут трудности, помогите друг другу, нужно точно соединить и плотно скрепить детали нашего грузовичка, должна получится устойчивая конструкция.
Воспитатель: давайте обсудим, как мы будем собирать грузовичок?
Дети называют по очереди детали, а воспитатель показывает, как собрать грузовик и переделать его в фургон.
Наводящие вопросы: Какие детали нужно взять для начала? Что нужно сделать потом? Как нужно построить кабину? Какие детали нужно взять, чтобы из грузовика получился фургон?
После опроса дети приступают самостоятельной работе, собирают грузовичок по схеме.
Дети садятся за свои рабочие места, могут объединиться в пары. В процессе работы воспитатель помогает детям, контролирует работу, в случае необходимости отвечает на вопросы, помогает наводящими вопросами, советами, предложениями.
Схемы для конструирования грузовиков
5. Заключительная часть.
Воспитатель : Ребята, какие все молодцы! Замечательные машинки у вас вышли, у нас с вами есть теперь целый автопарк. Давайте посмотрим на машинки друг друга. Скажите, как именно ваши машинки могут помочь людям в работе? Не поломаются ли ваши машинки, все ли детали со схемы использовали? Все замечательно поработали, но наши глазки устали, давайте для наших глазок проведем гимнастику.
Зрительная гимнастика «Едем, едем на машине» (дети выполняют движения глазами по смыслу стихотворения)
Едем, едем на машине, нажимаем мы педаль.
Газ включаем, выключаем, смотрим пристально вперед.
Дворники работают то направо, то налево. Чистота!
Волосы взъерошил ветер. Мы – шоферы хоть куда!
Воспитатель : А сейчас предлагаю вам поиграть со своими машинками.