Цепи управления вспомогательными машинами
Управление вспомогательными машинами осуществляется при помощи кнопочных выключателей 224 на пульте машиниста и кнопочных выключателей в блоках 227 и 226 установленных в проходном коридоре кузова электровоза. Кнопочные выключатели 226, 227 служат для отключения вспомогательных машин в случае их неисправности, и в нормальном состоянии должны быть включены на обеих секциях электровоза.
Рис. 92. Схема ЦУ вспомогательными машинами.
Кнопками выключателя 224 осуществляется оперативный запуск и отключение вспомогательными машинами. Питание на кнопки вспомогательных машин в блоке 224 подается: автомат ВА3 «Вспомогательные цепи» »» пр. Н47 »» главный контакт контактора 209 »» пр. Н98 только после запуска фазорасщепителей.
Запуск фазорасщепителя ФР на каждой секции электровоза ВЛ80р происходит путем подключения его двигательной фазы С1 – С2 контактором 125 к обмотке 380 В собственных нужд тягового трансформатора и контактором 119, подключающим генераторную фазу С3 фазорасщепителя ФР, через пусковое сопротивление R6 к фазе С2 (С201) обмотки собственных нужд, только на период его запуска.
Управление фазорасщепителями осуществляется кнопкой «Фазорасщепитель» на блоке кнопочного выключателя 224 на пульте машиниста, получающей питание от автомата ВА3 по проводу Н47.
При включении кнопки «Включение ГВ и возврат реле» получит питание реле 239: от пр. Э14 »» диод 238 »» бл. тепловых реле ТРТ-151 139, 137 »» пр. Н136 – Н138 »» катушки реле 239 обеих секций »» ― цепи. Реле 239 включившись, становятся на самоподхват от провода Э15 через собственный бл. 239 в пр. Э15 – Н136 и подготавливают цепи питания контакторов 119 и 125 своим бл. 239 Э18 – Н107.
Рис. 93. Схема ЦУ вспомогательными машинами.
При включении кнопки «Фазорасщепитель» создаётся цепь питания катушки пускового контактора 119: автомат ВА3 »» пр. Н47 »» контакт кн. «Фазорасщепитель» »» пр. Э18 »» бл. реле 239 »» пр. Н107 »» бл. переключателя вспомогательных цепей 111»» пр. Н101 »» бл. реле панели ППРФ-300 249 »» Н105 »» катушка пускового контактора 119 »» ― цепи.
Рис. 94. Схема ЦУ вспомогательными машинами.
Контактор 119 включается, и главным контактом подготавливает цепь питания генераторной фазы С3 фазорасщепителя ФР от провода С201, а своим блок-контактом Н101 – Н103 подает питание 50 В на катушку контактора 125. Включившись, контактор 125 своими главными контактами подает напряжение 380В на двигательную фазу ФР, а через 119 контактор и пусковое сопротивление R6 подает напряжение на генераторную фазу С3. Блок-контактом Н101 – Н103 контактор 125 становится на самоподхват.
Происходит запуск фазорасщепителей на обеих секциях. При достижении фазорасщепителем частоты вращения 1380 об/мин реле 249 ППРФ-300 включается, тем самым размыкает свой контакт в цепи контактора 119 и отключает его и пусковое сопротивление R6. Дальнейший разгон фазорасщепителя ФР происходит без пускового сопротивления, только за счет
напряжения 380 В от обмотки собственных нужд, подаваемого контактором 125, катушка которого получает питание теперь через собственный блок-контакт Н101 – Н103.
Включившись, реле 249 панели ППРФ-300 на секции 2 подает питание на межсекционный провод Э19, а через блок-контакт 249 секции 1 по проводу Э34 на катушки контакторов 209 обеих секций. Контактор 209, включившись, подает питание через собственный силовой контакт Н47 – Н98 на кнопки управления вспомогательными машинами на пульте машиниста, разрешая их запуск только после создания 3-х фазной системы питания на каждой секции электровоза.
Блок-контакт Э55 – Н194 контактора 209 через замкнувшийся ранее блок- контакт Н194 – Н191 контактора 125 зажигает зеленую лампу ФР на панели сигнализации пульта машиниста, указывая на окончание процесса запуска фазорасщепителей.
Контакты Э18 – Н107 промежуточного реле 239 отключают контактор 125 (фазорасщепитель) в случае срабатывания теплового реле 137 или 139.
Блок-контактом Н107 – Н101 переключателя 111 производится отключение из схемы неисправного фазорасщепителя ФР.
После включения кнопки «Компрессор» на пульте машиниста, питание по проводу Н102, через контакт регулятора давления воздуха 230, по межсекционному проводу Э20 подходит к кнопкам «Компрессор» щитка параллельной работы 226 обеих секций. Со щитка 226 напряжение подается на провод Н104 и, проходя через блокировочные контакты тепловых токовых реле 154, 156, подходит к разгрузочному клапану 246 и электромагнитному контактору 124.
Разгрузочный клапан КР-50-01 (246) предназначен для облегчения запуска мотор-компрессора. В обесточенном состоянии он сообщает участок напорной магистрали между компрессором и обратным клапаном с атмосферой. При подаче питания на клапан 246 он перекрывает выброс воздуха в атмосферу, обеспечивая его подачу в главные резервуары электровоза.
Контактор 124 включает двигатель мотор-компрессора. Происходит наполнение главных резервуаров до давления 9,0 ± 0,2 кгс/см 2 – верхней уставки регулятора давления. После чего контакт регулятора давления размыкается, компрессор автоматически отключается, а клапан 246 открывается и сбрасывает воздух на участке напорной магистрали компрессор – обратный клапан в атмосферу.
Регулятора давления АК-11Б предназначен для автоматического поддержания давления воздуха в главных резервуарах электровоза в пределах 7,5 – 9,0 кгс/ см 2 .
При снижении давления в главных резервуарах до уровня 7,5 ± 0,2 кгс/см 2 , контакт реле давления 230 замкнется и компрессор вновь включиться.
Рис. 95. Схема ЦУ вспомогательными машинами.
Запуск вентиляторов осуществляется кнопками «Вентилятор 1» – «Вентилятор 4» в блоке 224.
При включении кнопки «Вентилятор 1» получает питание межсекционный провод Э21, от которого напряжение 50 В подается в щиток параллельной работы 227 на кнопки «Вентилятор 1» и «Мотор-насос трансформатора». Со щитка параллельной работы по проводу Н127 через блок-контакты тепловых реле 143, 141, по проводу Н129 напряжение подходит к контактору 127 и включается мотор-вентилятор МВ1.
Одновременно по проводу Н121 через блокировки ТРТ 155, 153 напряжение 50 В подходит к контактору 133. Включаясь, контактор 133 производит запуск маслонасоса МН тягового трансформатора.
Кнопка «Мотор-насос трансформатора» в щитке параллельной работы имеет механическую блокировку с кнопкой «Низкая температура масла», что исключает их одновременное включение. Кнопка «Низкая температура масла» используется после длительной стоянки электровоза в зимний период, когда вязкость трансформаторного масла велика и затруднен запуск маслонасоса. Своими контактами Н5 – Н6 кнопка шунтирует блокировку маслонасоса 133 в цепи контакторов 193, 194.
Нагрев трансформаторного масла происходит за счет выделения тепла обмотками внутри трансформатора. После нагрева масла до температуры -15 о С – + 20 о С, кнопка «Низкая температура масла» должна быть отключена, а кнопка «Мотор-насос трансформатор» включена.
При включении кнопок «Вентилятор 2» – «Вентилятор 4» аналогично включаются контакторы 128 – 130 и происходит запуск мотор-вентиляторов МВ2 – МВ4.
Отключение неисправного двигателя мотор-компрессора или мотор-вентилятора на одной секции электровоза, не отключая аналогичный двигатель на другой секции, производится соответствующей кнопкой на щитке параллельной работы.
Запуск вентилятора МВ5 происходит автоматически в режиме рекуперативного торможения, после установки тормозной рукоятки контроллера машиниста в положение «П» по цепи: пр. Н98 »» бл. 51-52 КМЭ »» пр. Э8 »» бл. ТРТ 149, 151 »» пр. Н394 »» катушка контактора 131 ― цепи.
Общая защита вспомогательных машин производится токовым реле 113, которое в случае срабатывания отключает ГВ.
Защита отдельных электродвигателей производится тепловыми токовыми реле, которые в случае срабатывания, снимают питание с катушек соответствующих контакторов.
Схема вспом машин вл80с
Расположение электрических аппаратов на панелях электровоза BЛ80C — часть 1
Аппаратура вспомогательных цепей и цепей управления смонтирована на гетинаксовых панелях, которые в свою очередь размещаются в различных частях кузова электровоза (рис. 10.5). Все соединения аппаратов внутри панели выполнены при помощи проводов и шин, а подключение аппаратов панели во внешнюю цепь осуществляется через клеммные рейки, расположенные на самих панелях.
На электровозе BJI-80C имеются следующие панели: панели аппаратов №№ 1; 2; 3; 4; 7; 8; 9; 15; 210; 249 и панель ПРП.
Рис. 10.5. Расположение аппаратуры на электровозе
На панели аппаратов № 1 (рис. 10.6) размещается аппаратура вспомогательных цепей:
Пр-5 — предохранитель 3,15 А в первичной обмотке трансформатора ТН.
R6 — пусковое сопротивление, включается контактором 119 только на время пуска ФР, находится сверху на каркасе панели.
Рис. 10.6. Панель аппаратов № 1
R18 — токоограничивающее сопротивление двух печей обогрева кабины, находятся сверху на каркасе панели.
R19, R20 — токоограничивающие сопротивления трех печей обогрева кабины, находятся сверху на каркасе панели.
111 —переключатель вспомогательных цепей ПВЦ-100, подключает вспомогательные машины к обмотке собственных нужд своей секции или к розеткам 108,109,110 для их питания от постороннего источника.
113—реле перегрузки вспомогательных цепей РТ-255. Отключает ГВ при токе во вспомогательных цепях 3500± 175 А.
117 — предохранитель на 25 А защиты печей обогрева кабины.
118 — предохранитель на 6 А защиты блоков БА, БИ, 60 системы управления реостатным торможением.
119 — электромагнитный контактор, подключает резистор гб к С2-С3 на время пуска ФР.
120 — предохранитель на 35 А защиты первичных обмоток трансформаторов ТРПШ и ТН.
124 — электромагнитный контактор мотор-компрессора МК.
125—электромагнитный контактор расщепителя фаз ФР.
126 — разъединитель секций РС-15. Переводит питание вспомогательных машин аварийной секции от исправной секции.
127 — электромагнитный контактор мотор-вентилятора МВ1.
128 — электромагнитный контактор мотор-вентилятора МВ2.
129 — электромагнитный контактор мотор-вентилятора МВЗ.
130 — электромагнитный контактор мотор-вентилятора МВ4.
134—электромагнитный контактор двух печей обогрева кабины.
137,139 — тепловые реле ТРТ-151, отключают контактор 125 при
токе ФР 930 А в течение 5-20 с.
141.143 — тепловые реле ТРТ-141, отключают контактор 127 при токе МВ1 660 А в течение 4-15 с.
142.144 — тепловые реле ТРТ-141, отключают контактор 128 при токе МВ2 660 А в течение 4-15 с.
145.147 — тепловые реле ТРТ-141, отключают контактор 129 при токе МВЗ 660 А в течение 4-15 с.
146.148 — тепловые реле ТРТ-141, отключают контактор 130 при токе МВ4 660 А в течение 4-15 с.
154, 156 — тепловые реле ТРТ-141, отключают контактор 124 при токе МК 660 А в течение 4-15 с.
159 — электромагнитный контактор трех печей обогрева кабины.
160 — электромагнитный контактор, подключает первичные обмотки трансформаторов ТРПШ и ТН к обмотке собственных нужд.
169 — предохранитель 0,16 А защиты вольтметра 98 «Напряжение цепей управления», расположенного на пульте помощника машиниста.
199 — предохранитель на 6 А защиты блоков БА, БИ, 60 системы управления реостатным торможением.
На панели аппаратов номер 2 (рис. 10.7) размещается аппаратура вспомогательных цепей:
R51 — токоограничивающее сопротивление в цепи катушки реле контроля земли 123.
112 — трансформатор 380/110 В для питания обмоток возбуждения сельсинов датчика СД и указателя позиций У П.
116—предохранитель на 3 А в первичной обмотке трансформатора 112.
121 — предохранитель на 0,15 А в цепи вольтметра 97 «Напряжение в контактной сети».
123—реле контроля земли PK3-306, которое включается при замыкании на массу во вспомогательных цепях и своим контактом включает сигнальную лампу «РКЗ».
133 — электромагнитный контактор мотор-насоса МН.
138 — предохранитель на 3 А в цепи нагревательного элемента ГВ.
153,155 — тепловые реле ТРТ-121, отключают контактор 133 при токе МН 54 А в течение 3-15 с.
157 — блок диодов БД-007 для подключения катушки реле 123 к фазам Cl, С2. Находится на обратной стороне панели № 2.
170—предохранитель на 6 А в первичной обмотке трансформатора 192.
194 — электромагнитный контактор, который включается при наборе, а отключается при сбросе позиций. Своими главными контактами готовит цепь на катушку контактора 208, а блокировками готовит цепь на катушку реле 202 по схеме набора или сброса позиций.
195—электромагнитный контактор нагревательного элемента обогрева лобовых стекол.
198 — предохранитель на 6 А в цепи нагревательного элемента обогрева лобовых стекол.
202 — промежуточное реле (рассинхронизации), которое при рассогласованном переключении ЭКГ секций электровоза, включается на опережающей секции и временно останавливает ЭКГ на этой секции.
Схема вспом машин вл80с
Вспомогательные машины постоянного тока электровоза BЛ80C
На электровозах BЛ80C для привода вспомогательных машин используют следующие электродвигатели постоянного тока: ДМК-1/50, П11М и ДВ-75 (табл. 2.2.)
Таблица 2.2
Технические характеристики электрических двигателей постоянного тока, применяемых на электровозах ВЛ80С для привода вспомогательных машин
Показатель
Напряжение, В
Изменение напряжения, В
Ток обмотки возбуждения, А
Мощность, кВт
Частота вращения, об/мин
Число главных полюсов
Воздушный зазор между полюсом и якорем, мм
Класс изоляции
Марка щеток
Размеры щетки, мм
10×12,5×32
8×12,5×25
Нажатие на щетку, Н
Число щеток
Масса, кг
Назначение. Электродвигатель постоянного тока типа ДМК-1/50 (двигатель малоинерционный контроллерный) используется на электровозах в качестве сервомотора (СМ), который служит для вращения валов главного электроконтроллера ЭКГ-8Ж при наборе и сбросе позиций.
Устройство. Электродвигатель постоянного тока типа ДМК-1/50 (рис. 2.13) является реверсивным, с независимым возбуждением, защищенного исполнения и состоит из остова, двух подшипниковых щитов, двух главных полюсов, якоря и щеточного механизма.
Остов — отлит из стали в виде цилиндра. Снизу отлиты четыре лапы для крепления. Сверху вкручен рым-болт, для транспортировки. Сбоку приварена клеммная коробка с боковой крышкой для выводов.
Подшипниковые щиты — отлиты из силумина в виде цилиндра и являются продолжением остова, крепятся к остову сбоку болтами. В горловинах щитов установлены шариковые подшипники якоря, закрытые с обеих сторон крышками. Смазка подшипников — бук-сол, 2/3 свободного объема камеры.
В переднем подшипниковом щите выполнены два люка для осмотра коллектора и щеток. Эти люки закрыты крышками с отверстиями в виде жалюзей для входа вентилируемого воздуха при самовентиляции.
В заднем подшипниковом щите снизу отлиты отверстия для выхода воздуха.
Главный полюс — (2 шт) состоит из шихтованного сердечника и катушки. Катушка имеет 1260 витков из медного изолированного провода. Сверху катушка имеет корпусную изоляцию на 50 В. Сердечник с катушкой крепится к остову двумя болтами. Катушки двух главных полюсов соединяются между собой последовательно, в результате чего образуется шунтовая обмотка возбуждения с выводами Ш1-Ш2.
Якорь — состоит из вала, на который напрессовываются задняя нажимная шайба, шихтованный сердечник с четырнадцатью пазами, передняя нажимная шайба и коллектор.
Коллектор состоит из 56 коллекторных и 57 миканитовых пластин с двумя вырезами в виде ласточкина хвоста, которые запрессованы в корпус из прессмассы в виде цилиндра.
Обмотка якоря петлевая и состоит из отдельных секций из изолированного эмалью медного провода (диам 1,35 мм, число секций 56, в каждой секции 3 витка). Шаг по пазам 1+7; шаг по коллектору 1+2. Обмотка якоря крепится в пазах сердечника текстолитовыми клиньями.
После укладки обмотки якоря концы секций в прорезях петушков коллекторных пластин запаиваются. Затем коллектор обтачивается и миканитовые пластины пропиливаются фрезой на глубину 1,0—1,5 мм, с коллекторных пластин снимаются фаски. Коллектор шлифуется мелкой стеклошкуркой и полируется брезентом.
С противоколлекторной стороны на вал якоря напрессовывается вентилятор с прямыми лопатками для самовентиляции.
Щеточный механизм двигателя состоит из траверсы в виде кольца, закрепленной на геометрической нейтрали в подшипниковом щите с помощью двух болтиков (для них в траверсе выполнены овальные отверстия). На траверсе укреплены две текстолитовые планки (изолированные пальцы). На каждой текстолитовой планке укреплено по 2 щеткодержателя с щеткой марки ЭГ-74. Высота новой щетки 32 мм, минимальная высота щетки 15 мм. Вертикальный зазор от щеткодержателя до коллектора составляет 1,5+2,0 мм. Нажатие на щетку 300+500 г.
Схема соединения обмоток и панель выводов электродвигателя ДМК-1/50 приведены на рис. 2.14.
Рис. 2.13. Продольный разрез электродвигателя ДМК-1/50: 1 — винт; 2, 7, 11, 17, 18, 20 — крышки; 3, 19 — подшипники; 4 — болт; 5 — траверса; 6, 16 — подшипниковые щиты; 8 — щеточный палец; 9 — щеткодержатель; 10 — щетка; 12 — полюсная катушка; 13 — якорь; 14 — полюсный сердечник; 15 — станина
Рис. 2.14. Схема соединения обмоток и панель выводов электродвигателя ДМК-1/50