Устройство мотоблока
Устройство мотоблоков, практически одинаковое, не зависимо от марки мотоблока. Мотоблок, состоит из таких узлов как: двигатель, ходовая часть, трансмиссия и органы управления. Ниже представлена схема мотоблока МТЗ-05
Устройство мотоблока (МТЗ-05): 1. Магнето 2. Глушитель 3. Воздухоочиститель 4. Карбюратор 5,22 Тяга и рычаг управления дроссельной заслонкой 6. Бензобак 7,13 Тяга и рычаг блокировки дифференциала 8. Рычаг включения вала отбора мощности 9,11 тяга и рычаг переключения режима работы передач 10. Рулевая колонка 12. Рычаг переключения передач 14. Рычаг сцепления 15. Трос 16. Прицепная скоба 17. Сцепка 18. Колонка управления 19. Топливный насос 20. Рычаг 21. Гайка фиксации вертикальной установки рулевой колонки.
Устройство двигателя мотоблока
Как правило, на мотоблоках установлен классический двигатель внутреннего сгорания. На большинстве мотоблоков, установлен четырехтактный бензиновый двигатель, на более тяжелых моделях, устанавливают дизельные двигателя. Встречаются мотоблоки, как правило, легкие, небольшой мощности, где установлены двухтактные двигатели.
Устройство четырехтактного бензинового двигателя: 1. Кованный коленвал 2. Топливные фильтры 3. Воздушный фильтр 4. Электронное зажигание 5. Цилиндр 6. Клапана 7. Опорный шарикоподшипник.
Бензиновый одноцилиндровый четырехтактный двигатель, состоит из следующих основных составных частей и систем: Кривошипно-шатунный механизм, механизм газораспределения, системы подачи топлива, системы управления, системы смазки, системы подачи воздуха и отвода отработанных газов, системы запуска, системы зажигания и системы охлаждения. Данная информация, будет полезна при ремонте двигателя.
Трансмиссия предназначена для передачи вращающего движения от двигателя к колесам и изменения направления и скорости движения. Трансмиссия состоит из следующих узлов: редуктор, дифференциал, а так же коробки передач и сцепления (в некоторых моделях).
Назначение дифференциала, обеспечивать вращение правого и левого колеса с разной скоростью, для улучшения маневренности.
По своему типу органы трансмиссии (коробки передач и трансмиссии) могут быть, ременными, шестеренчатыми и цепными.
Устройство редуктора мотоблока
Редуктор предназначен для изменения передаточного отношения и передачи вращения от шкива редуктора к колесам. Ниже приведена схема редуктора.
Устройство редуктора: 1. Вал 2. Крышка подшипника 3. Корпус редуктора 4. Вал промежуточный 5. 6. Блок звездочек 7. Вал промежуточный 8. Цепь 9. Блок звездочек 10. Вал промежуточный 11. Цепь 12. Пробка слива масла 13. Ручка переключения 15. Вал входной 16. Звездочка входная 17. Цепь 18. Гайка 19. Цепь 20. Цепь 21. Подшипник шариковый радиальный.
Устройство коробки передач
Коробка передач, служит для переключения скоростей, которых может быть до 6 вперед и до 2 назад.
Устройство коробки передач (УГРА НМБ-1Н1) 1. Вилка сцепления 2. Стопорное кольцо 3. Регулировочное кольцо 4. Подшипник 5. Стопорное кольцо 6. Регулировочное кольцо 7. Стопорное кольцо 8. Манжета 9. Стопорное кольцо. 10 — Подшипник, 11 — Шестерня первой скорости и заднего хода 12. Шестерня второй и третьей скорости 13. Регулировочное кольцо 14. Подшипник 15. Вал-шестерня ведомая 16. Вал-шестерня ведущая.
Ходовая часть, представляет из себя раму, на которой закреплены колеса и основные узлы мотоблока.
Органы управления мотоблока, включают в себя, тяги переключения скоростей, рулевую колонку, рычаги управления сцеплением, управление газом и т.д.
Устройство мотоблока
Двигатель и системы его обеспечения
Большинству пользователей мотоблоков приходится иметь дело с четырехтактными бензиновыми двигателями с воздушным охлаждением. Эти двигатели имеют следующие системы обеспечения их работы:
- Система подачи топлива, предназначенная для приготовления топливовоздушной смеси, состоящая из топливного бака с краном, топливного шланга, карбюратора, воздушного фильтра.
- Система смазки, обеспечивающая смазку трущихся деталей.
- Механизм запуска (стартер), предназначенный для раскрутки коленчатого вала. Многие двигатели оснащены механизмом облегченного запуска, снижающим усилие запуска за счет устройства на распределительном валу, открывающего выпускной клапан при такте сжатия и тем самым уменьшающего компрессию в цилиндре при раскручивании коленвала. Тяжелые мотоблоки иногда оснащаются электростартерами, работающими от аккумуляторов. Некоторые модели имеют электрический и ручной запуск. Последний используется в качестве резервного.
- Система охлаждения, отводящая тепло от блока цилиндра двигателя потоком воздуха, нагнетаемого крыльчаткой маховика при вращении коленвала.
- Система зажигания, обеспечивающая бесперебойное искрообразование на свече зажигания. Вращающийся маховик с магнитным башмаком индуцирует в магнето э.д.с., преобразующуюся с помощью электронной схемы в электрические сигналы, подаваемые на свечу. В результате между контактами последней проскакивает искра, воспламеняющая воздушно-топливную смесь.
- Система газораспределения, отвечающая за своевременное поступление в цилиндр двигателя топливовоздушной смеси и выпуск отработанных газов. В состав системы газораспределения входит глушитель, предназначенный для направленного выпуска отработанных газов и снижения шума.
Отметим, что двигатели продаются со всеми его системами, и если есть задумка сделать мотоблок своими руками, то у купленного двигателя уже будут и бензобак, и воздушный фильтр, и стартер, и т.д.
На рисунке ниже представлен широко применяемый в мотоблоках отечественного производства двигатель Honda серии GX модели GX200 QX4. Мощность агрегата составляет 5,5 л.с. Он имеет горизонтальное расположение коленчатого вала и повышенную степень сжатия, обеспечивающую эффективное сгорание топлива и низкое образование нагара.
Трансмиссия
По своему типу узлы трансмиссии (редукторы и коробки передач) могут быть шестеренчатыми, ременными, цепными или представлять собой различные сочетания тех и других.
Классическая шестеренчатая трансмиссия, состоящая только из цилиндрических и конических шестерен, применяется в основном на тяжелых мотоблоках и некоторых моделях средних машин. Как правило, она имеет реверс и несколько понижающих ступеней.
На рисунке ниже представлена шестеренчатая трансмиссия мотоблока «Угра» НМБ-1, состоящая из цилиндрических и конических шестерен. Двигатель жестко крепится к коробке передач, которая в свою очередь жестко связана с угловым редуктором. Конструкция мотоблока НМБ-1 не имеет цепных и ременных передач, которые, по мнению ее разработчиков, являются ненадежным звеном трансмиссий из-за склонности к обрывам, повреждениям и проскальзыванию ремня.
Вращающий момент от коленчатого вала передается на ведущий вал 16 (Схема коробки передач) коробки передач и снимается с конической шестерни ведомого вала 15 вертикальным валом 6 углового редуктора (Схема углового редуктора), передающим вращение на шестигранный вал 8 ведущих колес. Во избежание нарушения правильной работы трансмиссии, не рекомендуется разборка трансмиссии мотоблока, которая может привести к нарушению регулировки шестерен.
Коробка передач по своей конструкции является механической двухходовой с 3-мя передачами вперед и 1-ой назад. Трансмиссия имеет два вала отбора мощности (А) и (Б).
Шестеренчато-червячные трансмиссии, состоящие из двух редукторов — верхнего шестеренчатого и нижнего червячного — используются обычно на легких мотоблоках. Коленчатый вал двигателя имеет вертикальное расположение. Иногда машины с шестеренчато-червячной трансмиссией оснащаются центробежной автоматической муфтой сцепления. Подобное устройство мотоблока обеспечивает повышенную компактность агрегата.
Ременно-шестеренчатые, ременно-цепные и ременно-шестеренчато-цепные трансмиссии являются довольно распространенными в легких и средних мотоблоках. Двигатель вращает вал шестеренчатого или цепного редуктора с помощью ременной передачи, являющейся одновременно и сцеплением. Шестеренчато-цепные передачи часто реализуются в одном картере.
У ременной передачи, для изменения скорости движения мотоблока и отбора мощности, шкивы могут иметь дополнительный ручей. К достоинствам такой трансмиссии относится более простая, чем в случае с шестеренчатой трансмиссией, разборка и сборка мотоблока.
На рисунке ниже представлена клиноременная передача мотоблока GreenField модели МБ-6.5 (с ременно-шестеренчатой трансмиссией), которая наряду с передачей момента и снижением числа оборотов выполняет также функции сцепления и коробки передач (переключения скоростей).
Функция сцепления реализуется с помощью натяжного ролика и механизма управления, состоящего из тяги и системы рычагов, позволяющих изменять положение ролика, натягивающего или ослабляющего ремень и, соответственно, включающего или отключающего передачу вращающего момента от двигателя к редуктору. Переключение скоростей осуществляется с помощью двухручьевых шкивов. Переставляя ремень с одного ручья на другой, получают разную скорость движения мотоблока.
Похожая схема реализована и в отечественном мотоблоке Салют 5, изображенном на рисунке ниже. Клиноременная передача передает вращение на шестеренчатый редуктор мотоблока.
Как правило, трансмиссии мотоблоков имеют валы отбора мощности, обеспечивающие передачу вращающего момента к рабочим органам машины. По своему типу и месту расположения в трансмиссии валы отбора мощности могут быть независимыми, располагающимися до сцепления и вращающимися независимо от его состояния (отключенного или включенного), или зависимыми, располагающимися после сцепления, и синхронными определенной передаче. В одном мотоблоке может быть несколько валов отбора мощности — различных по типу и скорости вращения.
Сцепление
Конструктивно сцепление может быть выполнено по-разному. В виде клиноременной передачи (см. выше), натяжение или ослабление ремня которой с помощью рычага сцепления приводит к передаче или прекращению передачи крутящего момента от двигателя к редуктору. Или в виде однодискового или многодискового фрикционного сухого или мокрого (масляного) сцепления, которое является более надежным и используется в большинстве моделей мотоблоков. В некоторых машинах применяется гораздо более редкая коническая муфта сцепления.
На уже рассмотренном мотоблоке «Угра» ООО «Кадви» установлено сцепление, являющееся по своей конструкции наиболее традиционным — фрикционное многодисковое с нажимной пружиной, работающее в масляной ванне. Устройство мотоблока с подобным сцеплением должно предусматривать наличие картера для сцепления, куда заливается трансмиссионное масло.
Сцепление состоит из ведущей полумуфты 2 (Схема сцепления мотоблока), ведомой полумуфты 3, тарельчатой пружины 4, ведущих 5 и ведомых 6 дисков, упорного кольца 7. Работает оно следующим образом. При отпущенном рычаге сцепления тарельчатая пружина сжимает ведомые и ведущие диски, собранные в пакете поочередно. За счёт трения между дисками, осуществляется передача вращающего момента от двигателя к коробке передач. При выжатом рычаге сцепления усилие посредством тросика передается на рычаг выключения сцепления 4 (Рычаг сцепления). При этом вилка сцепления 2 через ведомую полумуфту и выжимные подшипники сжимает пружину, разъединяя ведомые диски с ведущими и прекращая передачу вращающего момента.
Дифференциал
Ходовая часть
В большинстве мотоблоков расстояние между колесами может изменяться, это обеспечивает возможность установки колеи разной ширины. Используются два основных вида колес — обычные пневматические и утяжеленные металлические с широкими грунтозацепами. Утяжеляющие грузы могут привариваться к колесам или крепиться к ним с помощью болтов. Многие конструкции металлических колес предусматривают крепление различных по весу грузов. Это позволяет при необходимости увеличить вес мотоблока до значений, обеспечивающих необходимое сцепление колес с грунтом.
Металлические колеса могут быть со сплошным ободом или выполненным в виде двух-трех узких обручей, связанных между собой грунтозацепами. Первые имеют тот недостаток, что между грунтозацепами накапливается земля, препятствующая хорошему сцеплению колес с грунтом.
Органы управления
Некоторые органы управления (воздушной заслонкой карбюратора, включения вала отбора мощности и пр.) располагаются на соответствующих узлах и агрегатах.
Обычно на левой рулевой штанге располагают рычаг управления муфтой сцепления и рычаг экстренной остановки двигателя, на правой — ручку «газа», рычаг привода колес и тормоза (если он есть). Конструкция рулевой колонки мотоблоков предусматривает, как правило, регулировку положения ручек в горизонтальной и вертикальной плоскостях. На рисунке представлены органы управления мотоблока SunGarden MF360.
Какое устройство двигателя у мотоблока
Без преувеличения отметим, что мотоблок – это незаменимый помощник каждого дачника. Благодаря такому агрегату можно механизировать довольно широкий перечень садово-огородных работ. Однако не каждый дачник понимает, как работает это оборудование. Поэтому давайте поговорим о том, какое устройство двигателя у мотоблока.
Мотор оборудования такого характера выполнен в виде классического двигателя внутреннего сгорания, который обладает всеми необходимыми для его правильного функционирования узлами. Посмотрите на следующее фото: оно содержит схему этого устройства для садовой техники.
Современные производители устанавливают на машины легкого и среднего класса бензиновые четырехтактные двигатели. Это актуально, к примеру, для машин Нева или Зубр.
Аппараты тяжелого класса, как на следующем фото, зачастую оснащены дизельными двигателями. Крайне редко можно встретить двухтактный вариант бензинового двигателя. Такие моторы могут монтироваться на устаревшие и некоторые легкие модели садово-огородной техники, например на машины Крот.
Особенности
Большинство дачников приобретают мотоблоки именно с четырехтактным мотором. Поэтому поговорим об особенностях его устройства и функционирования более подробно.
Такие двигатели оснащены системой воздушного охлаждения. Они также обладают следующими узлами, которые обеспечивают их нормальное функционирование:
Система подачи топлива предназначена для приготовления топливовоздушной смеси и включает в себя топливный бак, кран, топливный шланг, карбюратор и воздушный фильтр;
Система смазки обеспечивает качественную смазку трущихся металлических деталей конструкции;
Механизм запуска или стартер предназначен для того, чтобы выполнить раскрутку коленчатого вала мотора. Многие двигатели такого плана оснащаются механизмом облегченного запуска, благодаря которому достигается снижение усилия запуска. Это становится возможным за счет особого устройства на распредвале, который открывает выпускной клапан при такте сжатия, тем самым уменьшая созданную компрессию в цилиндре при раскручивании коленчатого вала. Тяжелые модели подобной техники в некоторых случаях имеют электростартеры, которые работают от аккумуляторов. Другие модели характеризуются наличием электрического и ручного запуска. В данном случае ручной запуск применяется на случай перебоя с электричеством в качестве резервного варианта.
Иногда в процессе эксплуатации вследствие значительных нагрузок на аппарат может меняться зазор клапанов его мотора. Тогда машине потребуется регулировка клапанов двигателя мотоблока. Причем выполнять ее необходимо оперативно. Чем дольше вы будете «тянуть» с регулировкой, тем сложнее ее будет выполнить. Регулировку клапанов двигателя садовой техники выполняют вручную: снимите кожух, доберитесь до маховика и подведите его под верхнюю мертвую точку. Далее нужно раскрутить крышку клапанов и осуществить регулировку зазора при помощи лезвия;
Система воздушного охлаждения отводит тепло от блока цилиндра мотора путем его обдува потоком более холодного воздуха, который нагнетается крыльчаткой маховика во время вращения коленчатого вала;
Система зажигания обеспечивает постоянно функционирующее образование искры на свече зажигания. Это становится возможным благодаря тому, что маховик постоянно находится в движении с магнитным башмаком, индуцируясь в магнето э.д.с. Это, в свою очередь, вызывает преобразование энергии при помощи электронной схемы в электрический сигнал, который подается на свечу. В результате данных процессов между контактами свечи зажигания появляется искра, которая и воспламеняет поданную воздушно-топливную смесь;
Система газораспределения отвечает за поступление топливовоздушной смеси в цилиндр мотора в необходимый момент, а также за вывод отработанных газов. Она имеет в своем составе такую важную деталь, как глушитель, который предназначается для скорректированного выпуска отработанных газов и снижения уровня шума, издаваемого конструкцией во время своей работы.
Ниже представлена схема двигателя мотоблока. Изучите ее внимательно, дабы понимать устройство мотора, устанавливаемого на мотоблок, как Нева, Крот или Урал, на практике.
Особо подчеркнем тот факт, что двигатели для мотоблока Зубр, Кентавр и другие зачастую оснащены всему актуальными системами, которые обеспечивают его нормальное функционирование. Но если вы непременно задумали соорудить мотор для своего аппарата самостоятельно, то важно понимать, что у приобретенного вами мотора Салют и т.п. уже будут присутствовать такие узлы, как бензобак, воздушный фильтр, стартер, и т.д.
Помимо этого, вам потребуется специальный набор для установки нового мотора на ваш аппарат, в который должен входить шкив двигателя мотоблока.
Подведем итоги
Чтобы ваш мотоблок Кентавр, Салют, Урал и др. работал как можно дольше без поломок, нужно знать систему его устройства. И особенно, его мотора. Благодаря множеству схем мотора в сети интернет эту информацию может освоить даже неопытный дачник. И в случае необходимости он сможет устранить поломку или осуществить регулировку клапанов мотора.
Видео и схемы в этой статье продемонстрируют вам составляющие части мотора для мотоблока.
oдин на запись “Какое устройство двигателя у мотоблока”