Схема управления двигателем тойота дизель

Схема управления двигателем тойота дизель

Toyota: двигатели 3С-Е, 3С-Т, 3С-ТЕ. Руководство — часть 24

Электронная система управления дизельными двигателями ЗС-Е, ЗС-ТЕ 97

Система электронного управления ди­

зелем позволяет снизить расход топ­

лива и выбросы токсичных компонен­

тов с отработавшими газами (ОГ), по­

высить качество регулирования часто­

ты вращения (точность, плавность и

быстродействие), в частности, увели­

чить стабильность частоты вращения

Электронная система управления со­

стоит из датчиков, электронного блока

управления, включающего один или

несколько микропроцессоров, и ис­

полнительных механизмов, непосред­

ственно воздействующих на системы

Информация о режиме работы и со­

стоянии двигателя поступает в систе­

му управления от множества датчи­

ков. Датчики преобразуют контроли­

руемые (измеряемые) параметры дви­

гателя в электрические сигналы,

удобные для обработки и передачи в

электронной системе управления.

Сигналы от датчиков поступают на

входы электронного блока управле­

ния. Электронный блок, обрабатывая

по заданным алгоритмам полученную

информацию, выдает управляющие

сигналы исполнительным устройст­

вам. Алгоритмы управления, реали­

зуемые микропроцессором электрон­

ного блока, на каждом режиме работы

двигателя вырабатывают оптималь­

ное (наилучшее) по расходу топлива

сочетание параметров впрыска топли­

ва (цикловой подачи и угла опереже­

ния впрыска) и воздушного заряда

(давления наддува и степени рецир­

куляции отработавших газов). Испол­

нительные устройства, на которые по­

ступают управляющие сигналы элек­

тронного блока, расположены соот­

ветственно в топливном насосе высо­

кого давления (ТНВД), во впускном

коллекторе, между впускным и выпу­

скным коллекторами, в турбокомпрес­

соре. Схема электронной системы

управления дизеля TOYOTA с ТНВД

типа VE показана на рисунке 2. Блок —

схема электронного блока управления

показана на рис. 1.

Базовое значение количества впрыски­

ваемого в цилиндры двигателя топлива

(цикловой подачи) рассчитывается

электронным блоком управления на

основе отклонения действительной

частоты вращения вала двигателя, оп­

ределяемой по сигналу датчика часто­

ты вращения, от ее заданного значе­

ния, устанавливаемого водителем из­

менением положения педали акселе­

ратора. Фактически датчиком положе­

ния педали акселератора является

датчик положения дроссельной заслон­

ки, жестко связанной с педалью аксе­

лератора. Цикловая подача топлива,

необходимая для уменьшения выяв­

ленного отклонения частоты вращения,

вычисляется по заданному алгоритму

регулирования автоматическим регуля­

тором частоты вращения, выполнен-

Рис. 3. Метод регулирования объема впрыскиваемого топлива.

Схема управления двигателем тойота дизель

Toyota: двигатели 3С-Е, 3С-Т, 3С-ТЕ. Руководство — часть 23

Система снижения токсичности на двигателе ЗС-Т 93

Проверка напряжения на выводах электронного блока снижения токсичности

(Lite/Town — Асе выпуска с октября 1996 года) (продолжение)

Сигнал температуры охлаж­

дающей жидкости в системе

рычага управления
Реле свечей
накаливания

Система рециркуляции ОГ
Выводы
диагностического разъема

Выключатель прогрева в положении «ON»
Выключатель прогрева в положении «OFF

Читайте также:  Как заменить боковое стекло автомобиля

Двигатель не работает,

ключ зажигание в положении «ON»

Педаль акселератора не нажата
Педаль акселератора полностью нажата

Двигатель не работает, ключ зажигание из «OFF» в «ON»
Холостой ход, после запуска двигателя через 120 секунд
Двигатель не работает, ключ зажигания в положении «ON»

На прогретом двигателе, частота вращения 1000 — 4000 об/мин

Двигатель не работает, ключ зажигания в положении «ON»

Выводы диагностического разъема «ТЕ1» и «Е1» закорочены

Проверка напряжения на выводах электронного

блока снижения токсичности (Estima Emina/Lucida)

Система электропитания
Сигнал частоты вращения

Датчик абсолютного давле­

ния во впускном коллекторе

Выключатель запрещения
запуска (модели с АКПП)
Электропневмоклапан

системы повышения часто­

ты вращения при включении

Индикатор свечей
накаливания

Реле свечей
накаливания

Система рециркуляции ОГ

SPD1 Е1
SPD2 Е1

Двигатель не работает, ключ зажигания в положении «ON»

Температура охлаждающей жидкости 60 -120 °С
— 40 кПа.

(атмосферное) 760 мм.рт.ст.

При движении автомобиля

Селектор АКПП в диапазоне «Р» или «N»
Селектор АКПП кроме диапазонов «Р» или «N»
Частота вращения более 4200 об/мин
Холостой ход
Отопитель выключен
Необходимо выполнить следующие условия:

1. Кондиционер выключен

2. Перед прогревом двигателя температура охлаждаю­

щей жидкости менее 65°С

3. Автомобиль неподвижен

4. Холостой ход (педаль акселератора не нажата)

5. Отопитель выключен

Проворачивание коленчатого вала

Холостой ход, кондиционер включен
Холостой ход, кондиционер выключен
Двигатель не работает, ключ зажигания в положении «ON»

Ключ зажигания в положении «ON», педаль акселератора

полностью нажата в течение 3-х секунд
После прогрева двигателя на холостом ходу

Двигатель не работает, ключ зажигания из положения

«OFF» в «ON» (индикатор свечей накаливания горит)
Холостой ход (индикатор свечей накаливания не горит)
Выключатель прогрева в положение «ON»

Выключатель прогрева в положение «OFF

Двигатель не работает, ключ зажигания в положение «ON»,

педаль акселератора не нажата

Двигатель не работает, ключ зажигания в положение «ON»,

педаль акселератора полностью нажата

Двигатель не работает, ключ зажигания в положении «ON»
Двигатель не работает, ключ зажигания из «OFF» в «ON»
Холостой ход, после запуска двигателя через 120 секунд

На прогретом двигателе, частота вращения 1000 — 4000 об/мин
На прогретом двигателе, частота вращения более 4200 об/мин

Схема управления двигателем тойота дизель

Toyota: двигатели 3С-Е, 3С-Т, 3С-ТЕ. Руководство — часть 27

Электронная система управления дизельными двигателями ЗС-Е, ЗС-ТЕ 109

2. Отсоедините разъем электромаг­

нитного клапана и измерьте сопротив­

ление между выводами клапана при

«+B» и «TVC» 10 — 14 Ом

«TVC» и корпус 10 МОм

Estima Emina/Lucida.
Проверка работы электромагнитного

1. Выключите «зажигание».

2. Отсоедините разъем электромаг­

нитного клапана и подсоедините акку­

муляторную батарею к выводам «+В» и

«TCV (-)». При этом должен прослу­

шиваться звук срабатывания клапана.

Примечание: не подавайте напряже­

ние дольше, чем на 30 секунд.

3. При нажатии на клапан в месте,

Читайте также:  Замена двигателя не требует регистрации

указанном на рисунке, убедитесь, что

игла движется плавно без заеданий.

Ход иглы 0,68 мм

Расположение элементов системы управления двигателем на автомоби­

ле (ЗС-Е, Lite/Town — Асе). 1 — датчик температуры воздуха на впуске,

2 — концевой выключатель полностью закрытой дроссельной заслонки,

3 — датчик положения дроссельной заслонки, 4 — диагностический разъем

«DLC3», 5 — корпус дроссельной заслонки, 6 — датчик абсолютного давле­

ния во впускном коллекторе, 7 — клапан системы рециркуляции ОГ, 8 — ди­

агностический разъем «DLC1», 9 — предохранитель «EFI» (15A), 10 — главное

реле системы впрыска, 11 — электропневмоклапан управления разреже­

нием, 12 — ТНВД, 13 — датчик положения коленчатого вала, 14 — датчик тем­

пературы охлаждающей жидкости, 15 — электронный блок управления

двигателем, 16 — корректирующие резисторы, 17 — датчик частоты враще­

ния, 18 — электромагнитный перепускной клапан, 19 — электромагнитный

клапан регулировки угла опережения впрыска, 20 — датчик температуры то­

В системе применяются два типа кор­

ректирующих резисторов для компен­

сации производственных отклонений

изготовления деталей, определяющих

момент начала подачи (VRT) и внут­

реннее давление топлива в насосе

1. Выключите «зажигание».

2. Отсоедините по очереди разъем

3. Измерьте сопротивление между

выводами корректирующих резисто­

«VRT» u «E2» 100 — 2500 Ом

«VRP» u «E2» 100 — 2500 Ом

Ipsum, Corolla, Sprinter, Lite/Town-Ace.

Схема управления двигателем тойота дизель

Toyota: двигатели 3С-Е, 3С-Т, 3С-ТЕ. Руководство — часть 26

Электронная система управления дизельными двигателями ЗС-Е, ЗС-ТЕ 105

Проверка напряжения на выводах

электронного блока управления двигателем (продолжение)

Долейте масло и ключ зажигания в положение «ON»

При обычном уровне масла (зажигание включено)
Все масло слито, зажигание включено
При обычном уровне масла (зажигание включено)
После включения зажигания и замыкания в 1-й раз выводов
«ТЕ1» и «Е1» в течение 1 секунды

Электромотор системы регулирования

уровня масла остановлен

После включения зажигания и замыкания в 1-й раз выводов
«ТЕ1» и «Е1» диагностического разъема в течение 1 секунды
Через 8 минут после включения зажигания
Замкнуты выводы «ТЕ1» и «Е1» диагностического разъема
Отсоедините разъем датчика температуры охлаждающей жид­
кости и замкните выводы «ТЕ1» и «Е1» диагностического разъе­
ма
При проворачивании рулевого колеса
Горит индикатор работы отопителя
Выключатель повышения холостого хода отопителя нажат

Выключатель повышения холостого хода отопителя не нажат

— только для IPSUM; *

— только для Corolla, Sprinter;*

— только для Lite/Town — Асе; *

— только для Estima Emina/Lucida;

во впускном коллекторе

(датчик давления наддува)

Соединен со впускным коллектором.

Давление во впускном коллекторе ме­

няется от разрежения порядка 100 мм

рт. ст. на режиме холостого хода до

избыточного давления 0,98 бар при

полной нагрузке и включенной турби­

не. Сигнал датчика используется для

коррекции подачи топлива в зависи­

мости от давления воздуха во впуск­

Проверка
1. Установите ключ зажигания в поло­

2. Измерьте напряжение между выво­

Читайте также:  Дипломные работы по устройству автомобиля ваз 2112

дами «VC» и «Е1» электронного блока

системы управления двигателя со

стороны жгута проводов.

Номинальное напряжение . 4,5- 5,5 В

Ipsum, Corolla, Sprinter.

Estima Emina/Lucida с МКПП.

Расположение элементов управления двигателем на автомобиле (Ipsum).

1 — ТНВД, 2 — клапан системы рециркуляции ОГ, 3 — электропневмоклапан

управления разрежением, 4 — электропневмоклапан №2, 5 — датчик абсо­

лютного давления во впускном коллекторе (датчик давления наддува),

6 — диагностический разъем «DLC3», 7 — электропневмоклапан управления

разрежением, 8 — блок управления двигателем, 9 — диагностический разъ­

ем «DLC1», 10 — датчик положения дроссельной заслонки, 11 — датчик тем­

пературы воздуха на впуске, 12 — электропневмоклапан №1, 13 — датчик

температуры охлаждающей жидкости, 14 — датчик положения коленчатого

вала, 15 — датчик температуры топлива, 16 — датчик частоты вращения,

17 — электромагнитный перепускной клапан, 18 — электромагнитный кла­

пан регулировки угла опережения впрыска, 19 — главное реле системы

Схема управления двигателем тойота дизель

Toyota: двигатели 3С-Е, 3С-Т, 3С-ТЕ. Руководство — часть 27

Электронная система управления дизельными двигателями ЗС-Е, ЗС-ТЕ 109

2. Отсоедините разъем электромаг­

нитного клапана и измерьте сопротив­

ление между выводами клапана при

«+B» и «TVC» 10 — 14 Ом

«TVC» и корпус 10 МОм

Estima Emina/Lucida.
Проверка работы электромагнитного

1. Выключите «зажигание».

2. Отсоедините разъем электромаг­

нитного клапана и подсоедините акку­

муляторную батарею к выводам «+В» и

«TCV (-)». При этом должен прослу­

шиваться звук срабатывания клапана.

Примечание: не подавайте напряже­

ние дольше, чем на 30 секунд.

3. При нажатии на клапан в месте,

указанном на рисунке, убедитесь, что

игла движется плавно без заеданий.

Ход иглы 0,68 мм

Расположение элементов системы управления двигателем на автомоби­

ле (ЗС-Е, Lite/Town — Асе). 1 — датчик температуры воздуха на впуске,

2 — концевой выключатель полностью закрытой дроссельной заслонки,

3 — датчик положения дроссельной заслонки, 4 — диагностический разъем

«DLC3», 5 — корпус дроссельной заслонки, 6 — датчик абсолютного давле­

ния во впускном коллекторе, 7 — клапан системы рециркуляции ОГ, 8 — ди­

агностический разъем «DLC1», 9 — предохранитель «EFI» (15A), 10 — главное

реле системы впрыска, 11 — электропневмоклапан управления разреже­

нием, 12 — ТНВД, 13 — датчик положения коленчатого вала, 14 — датчик тем­

пературы охлаждающей жидкости, 15 — электронный блок управления

двигателем, 16 — корректирующие резисторы, 17 — датчик частоты враще­

ния, 18 — электромагнитный перепускной клапан, 19 — электромагнитный

клапан регулировки угла опережения впрыска, 20 — датчик температуры то­

В системе применяются два типа кор­

ректирующих резисторов для компен­

сации производственных отклонений

изготовления деталей, определяющих

момент начала подачи (VRT) и внут­

реннее давление топлива в насосе

1. Выключите «зажигание».

2. Отсоедините по очереди разъем

3. Измерьте сопротивление между

выводами корректирующих резисто­

«VRT» u «E2» 100 — 2500 Ом

«VRP» u «E2» 100 — 2500 Ом

Ipsum, Corolla, Sprinter, Lite/Town-Ace.

Оцените статью