Схема управления двигателем тойота дизель
Toyota: двигатели 3С-Е, 3С-Т, 3С-ТЕ. Руководство — часть 24
Электронная система управления дизельными двигателями ЗС-Е, ЗС-ТЕ 97
Система электронного управления ди
зелем позволяет снизить расход топ
лива и выбросы токсичных компонен
тов с отработавшими газами (ОГ), по
высить качество регулирования часто
ты вращения (точность, плавность и
быстродействие), в частности, увели
чить стабильность частоты вращения
Электронная система управления со
стоит из датчиков, электронного блока
управления, включающего один или
несколько микропроцессоров, и ис
полнительных механизмов, непосред
ственно воздействующих на системы
Информация о режиме работы и со
стоянии двигателя поступает в систе
му управления от множества датчи
ков. Датчики преобразуют контроли
руемые (измеряемые) параметры дви
гателя в электрические сигналы,
удобные для обработки и передачи в
электронной системе управления.
Сигналы от датчиков поступают на
входы электронного блока управле
ния. Электронный блок, обрабатывая
по заданным алгоритмам полученную
информацию, выдает управляющие
сигналы исполнительным устройст
вам. Алгоритмы управления, реали
зуемые микропроцессором электрон
ного блока, на каждом режиме работы
двигателя вырабатывают оптималь
ное (наилучшее) по расходу топлива
сочетание параметров впрыска топли
ва (цикловой подачи и угла опереже
ния впрыска) и воздушного заряда
(давления наддува и степени рецир
куляции отработавших газов). Испол
нительные устройства, на которые по
ступают управляющие сигналы элек
тронного блока, расположены соот
ветственно в топливном насосе высо
кого давления (ТНВД), во впускном
коллекторе, между впускным и выпу
скным коллекторами, в турбокомпрес
соре. Схема электронной системы
управления дизеля TOYOTA с ТНВД
типа VE показана на рисунке 2. Блок —
схема электронного блока управления
показана на рис. 1.
Базовое значение количества впрыски
ваемого в цилиндры двигателя топлива
(цикловой подачи) рассчитывается
электронным блоком управления на
основе отклонения действительной
частоты вращения вала двигателя, оп
ределяемой по сигналу датчика часто
ты вращения, от ее заданного значе
ния, устанавливаемого водителем из
менением положения педали акселе
ратора. Фактически датчиком положе
ния педали акселератора является
датчик положения дроссельной заслон
ки, жестко связанной с педалью аксе
лератора. Цикловая подача топлива,
необходимая для уменьшения выяв
ленного отклонения частоты вращения,
вычисляется по заданному алгоритму
регулирования автоматическим регуля
тором частоты вращения, выполнен-
Рис. 3. Метод регулирования объема впрыскиваемого топлива.
Схема управления двигателем тойота дизель
Toyota: двигатели 3С-Е, 3С-Т, 3С-ТЕ. Руководство — часть 23
Система снижения токсичности на двигателе ЗС-Т 93
Проверка напряжения на выводах электронного блока снижения токсичности
(Lite/Town — Асе выпуска с октября 1996 года) (продолжение)
Сигнал температуры охлаж
дающей жидкости в системе
рычага управления
Реле свечей
накаливания
Система рециркуляции ОГ
Выводы
диагностического разъема
Выключатель прогрева в положении «ON»
Выключатель прогрева в положении «OFF
Двигатель не работает,
ключ зажигание в положении «ON»
Педаль акселератора не нажата
Педаль акселератора полностью нажата
Двигатель не работает, ключ зажигание из «OFF» в «ON»
Холостой ход, после запуска двигателя через 120 секунд
Двигатель не работает, ключ зажигания в положении «ON»
На прогретом двигателе, частота вращения 1000 — 4000 об/мин
Двигатель не работает, ключ зажигания в положении «ON»
Выводы диагностического разъема «ТЕ1» и «Е1» закорочены
Проверка напряжения на выводах электронного
блока снижения токсичности (Estima Emina/Lucida)
Система электропитания
Сигнал частоты вращения
Датчик абсолютного давле
ния во впускном коллекторе
Выключатель запрещения
запуска (модели с АКПП)
Электропневмоклапан
системы повышения часто
ты вращения при включении
Индикатор свечей
накаливания
Реле свечей
накаливания
Система рециркуляции ОГ
SPD1 Е1
SPD2 Е1
Двигатель не работает, ключ зажигания в положении «ON»
Температура охлаждающей жидкости 60 -120 °С
— 40 кПа.
(атмосферное) 760 мм.рт.ст.
При движении автомобиля
Селектор АКПП в диапазоне «Р» или «N»
Селектор АКПП кроме диапазонов «Р» или «N»
Частота вращения более 4200 об/мин
Холостой ход
Отопитель выключен
Необходимо выполнить следующие условия:
1. Кондиционер выключен
2. Перед прогревом двигателя температура охлаждаю
щей жидкости менее 65°С
3. Автомобиль неподвижен
4. Холостой ход (педаль акселератора не нажата)
5. Отопитель выключен
Проворачивание коленчатого вала
Холостой ход, кондиционер включен
Холостой ход, кондиционер выключен
Двигатель не работает, ключ зажигания в положении «ON»
Ключ зажигания в положении «ON», педаль акселератора
полностью нажата в течение 3-х секунд
После прогрева двигателя на холостом ходу
Двигатель не работает, ключ зажигания из положения
«OFF» в «ON» (индикатор свечей накаливания горит)
Холостой ход (индикатор свечей накаливания не горит)
Выключатель прогрева в положение «ON»
Выключатель прогрева в положение «OFF
Двигатель не работает, ключ зажигания в положение «ON»,
педаль акселератора не нажата
Двигатель не работает, ключ зажигания в положение «ON»,
педаль акселератора полностью нажата
Двигатель не работает, ключ зажигания в положении «ON»
Двигатель не работает, ключ зажигания из «OFF» в «ON»
Холостой ход, после запуска двигателя через 120 секунд
На прогретом двигателе, частота вращения 1000 — 4000 об/мин
На прогретом двигателе, частота вращения более 4200 об/мин
Схема управления двигателем тойота дизель
Toyota: двигатели 3С-Е, 3С-Т, 3С-ТЕ. Руководство — часть 27
Электронная система управления дизельными двигателями ЗС-Е, ЗС-ТЕ 109
2. Отсоедините разъем электромаг
нитного клапана и измерьте сопротив
ление между выводами клапана при
«+B» и «TVC» 10 — 14 Ом
«TVC» и корпус 10 МОм
Estima Emina/Lucida.
Проверка работы электромагнитного
1. Выключите «зажигание».
2. Отсоедините разъем электромаг
нитного клапана и подсоедините акку
муляторную батарею к выводам «+В» и
«TCV (-)». При этом должен прослу
шиваться звук срабатывания клапана.
Примечание: не подавайте напряже
ние дольше, чем на 30 секунд.
3. При нажатии на клапан в месте,
указанном на рисунке, убедитесь, что
игла движется плавно без заеданий.
Ход иглы 0,68 мм
Расположение элементов системы управления двигателем на автомоби
ле (ЗС-Е, Lite/Town — Асе). 1 — датчик температуры воздуха на впуске,
2 — концевой выключатель полностью закрытой дроссельной заслонки,
3 — датчик положения дроссельной заслонки, 4 — диагностический разъем
«DLC3», 5 — корпус дроссельной заслонки, 6 — датчик абсолютного давле
ния во впускном коллекторе, 7 — клапан системы рециркуляции ОГ, 8 — ди
агностический разъем «DLC1», 9 — предохранитель «EFI» (15A), 10 — главное
реле системы впрыска, 11 — электропневмоклапан управления разреже
нием, 12 — ТНВД, 13 — датчик положения коленчатого вала, 14 — датчик тем
пературы охлаждающей жидкости, 15 — электронный блок управления
двигателем, 16 — корректирующие резисторы, 17 — датчик частоты враще
ния, 18 — электромагнитный перепускной клапан, 19 — электромагнитный
клапан регулировки угла опережения впрыска, 20 — датчик температуры то
В системе применяются два типа кор
ректирующих резисторов для компен
сации производственных отклонений
изготовления деталей, определяющих
момент начала подачи (VRT) и внут
реннее давление топлива в насосе
1. Выключите «зажигание».
2. Отсоедините по очереди разъем
3. Измерьте сопротивление между
выводами корректирующих резисто
«VRT» u «E2» 100 — 2500 Ом
«VRP» u «E2» 100 — 2500 Ом
Ipsum, Corolla, Sprinter, Lite/Town-Ace.
Схема управления двигателем тойота дизель
Toyota: двигатели 3С-Е, 3С-Т, 3С-ТЕ. Руководство — часть 26
Электронная система управления дизельными двигателями ЗС-Е, ЗС-ТЕ 105
Проверка напряжения на выводах
электронного блока управления двигателем (продолжение)
Долейте масло и ключ зажигания в положение «ON»
При обычном уровне масла (зажигание включено)
Все масло слито, зажигание включено
При обычном уровне масла (зажигание включено)
После включения зажигания и замыкания в 1-й раз выводов
«ТЕ1» и «Е1» в течение 1 секунды
Электромотор системы регулирования
уровня масла остановлен
После включения зажигания и замыкания в 1-й раз выводов
«ТЕ1» и «Е1» диагностического разъема в течение 1 секунды
Через 8 минут после включения зажигания
Замкнуты выводы «ТЕ1» и «Е1» диагностического разъема
Отсоедините разъем датчика температуры охлаждающей жид
кости и замкните выводы «ТЕ1» и «Е1» диагностического разъе
ма
При проворачивании рулевого колеса
Горит индикатор работы отопителя
Выключатель повышения холостого хода отопителя нажат
Выключатель повышения холостого хода отопителя не нажат
— только для IPSUM; *
— только для Corolla, Sprinter;*
— только для Lite/Town — Асе; *
— только для Estima Emina/Lucida;
во впускном коллекторе
(датчик давления наддува)
Соединен со впускным коллектором.
Давление во впускном коллекторе ме
няется от разрежения порядка 100 мм
рт. ст. на режиме холостого хода до
избыточного давления 0,98 бар при
полной нагрузке и включенной турби
не. Сигнал датчика используется для
коррекции подачи топлива в зависи
мости от давления воздуха во впуск
Проверка
1. Установите ключ зажигания в поло
2. Измерьте напряжение между выво
дами «VC» и «Е1» электронного блока
системы управления двигателя со
стороны жгута проводов.
Номинальное напряжение . 4,5- 5,5 В
Ipsum, Corolla, Sprinter.
Estima Emina/Lucida с МКПП.
Расположение элементов управления двигателем на автомобиле (Ipsum).
1 — ТНВД, 2 — клапан системы рециркуляции ОГ, 3 — электропневмоклапан
управления разрежением, 4 — электропневмоклапан №2, 5 — датчик абсо
лютного давления во впускном коллекторе (датчик давления наддува),
6 — диагностический разъем «DLC3», 7 — электропневмоклапан управления
разрежением, 8 — блок управления двигателем, 9 — диагностический разъ
ем «DLC1», 10 — датчик положения дроссельной заслонки, 11 — датчик тем
пературы воздуха на впуске, 12 — электропневмоклапан №1, 13 — датчик
температуры охлаждающей жидкости, 14 — датчик положения коленчатого
вала, 15 — датчик температуры топлива, 16 — датчик частоты вращения,
17 — электромагнитный перепускной клапан, 18 — электромагнитный кла
пан регулировки угла опережения впрыска, 19 — главное реле системы
Схема управления двигателем тойота дизель
Toyota: двигатели 3С-Е, 3С-Т, 3С-ТЕ. Руководство — часть 27
Электронная система управления дизельными двигателями ЗС-Е, ЗС-ТЕ 109
2. Отсоедините разъем электромаг
нитного клапана и измерьте сопротив
ление между выводами клапана при
«+B» и «TVC» 10 — 14 Ом
«TVC» и корпус 10 МОм
Estima Emina/Lucida.
Проверка работы электромагнитного
1. Выключите «зажигание».
2. Отсоедините разъем электромаг
нитного клапана и подсоедините акку
муляторную батарею к выводам «+В» и
«TCV (-)». При этом должен прослу
шиваться звук срабатывания клапана.
Примечание: не подавайте напряже
ние дольше, чем на 30 секунд.
3. При нажатии на клапан в месте,
указанном на рисунке, убедитесь, что
игла движется плавно без заеданий.
Ход иглы 0,68 мм
Расположение элементов системы управления двигателем на автомоби
ле (ЗС-Е, Lite/Town — Асе). 1 — датчик температуры воздуха на впуске,
2 — концевой выключатель полностью закрытой дроссельной заслонки,
3 — датчик положения дроссельной заслонки, 4 — диагностический разъем
«DLC3», 5 — корпус дроссельной заслонки, 6 — датчик абсолютного давле
ния во впускном коллекторе, 7 — клапан системы рециркуляции ОГ, 8 — ди
агностический разъем «DLC1», 9 — предохранитель «EFI» (15A), 10 — главное
реле системы впрыска, 11 — электропневмоклапан управления разреже
нием, 12 — ТНВД, 13 — датчик положения коленчатого вала, 14 — датчик тем
пературы охлаждающей жидкости, 15 — электронный блок управления
двигателем, 16 — корректирующие резисторы, 17 — датчик частоты враще
ния, 18 — электромагнитный перепускной клапан, 19 — электромагнитный
клапан регулировки угла опережения впрыска, 20 — датчик температуры то
В системе применяются два типа кор
ректирующих резисторов для компен
сации производственных отклонений
изготовления деталей, определяющих
момент начала подачи (VRT) и внут
реннее давление топлива в насосе
1. Выключите «зажигание».
2. Отсоедините по очереди разъем
3. Измерьте сопротивление между
выводами корректирующих резисто
«VRT» u «E2» 100 — 2500 Ом
«VRP» u «E2» 100 — 2500 Ом
Ipsum, Corolla, Sprinter, Lite/Town-Ace.