Модели и конструкции автоцистерн
Пожарные автоцистерны являются самым популярным и эффективным типом пожарного транспортного средства. По сути, такое узкоспециализированное оборудование является одной из разновидностей автоцистерн с определенными техническими особенностями для конкретной сферы использования.
Конструкция оборудования
Пожарная автоцистерна представляет собой конструкцию на базе определенного автомобиля, которая оборудована дополнительными устройствами и аксессуарами. Основными составляющими частями являются емкости для транспортировки огнетушащих жидких веществ, таких как вода или пенообразователь.
Помимо этого для использования автоцистерны при тушении пожаров дополнительно предусмотрены пожарное насосное оборудование с различными техническими характеристиками, средства подачи воды или пенообразующего вещества к очагу горения, а также отдельными инструментами и оборудованием, необходимым для качественного и оперативного тушения огня и его локализации.
Основное назначение автоцистерны любого типа заключается также в оперативной доставке пожарного расчета к месту пожара. В зависимости от типа базового автомобиля, на основе которого сконструирована пожарная автоцистерна, количество экипажа может варьироваться от 3 до 7 человек, включая водителя.
Эффективность и рациональность использования пожарных автоцистерн особенно актуальны при выезде на тушение пожаров в безводные районы или при локализации возгораний в загородной местности при отсутствии источников водоснабжения или водозабора.
Учитывая технические особенности пожарной автоцистерны, ее использование может выражаться в трех направлениях:
- автономное использование при тушении пожара собственной цистерны. В этом случае возможная эффективность работы пожарной машины ограничивается емкостью водяного бака или бака для пенообразующего вещества;
- использование пожарной автоцистерны при подключении к пожарному гидранту. В данном случае насосное оборудование на пожарных транспортных средствах усиливает напор при подачи воды к очагу возгорания. При этом количество используемой воды не ограничивается вместимостью водяного бака пожарной автоцистерны;
- использование в качестве источника водозабора открытого водоема. Такой способ наиболее распространен в сельской местности или в загородных районах, где отсутствует водоснабжение или его производительность не позволяет полноценно обеспечить пожарные машины необходимым напором воды.
Пожарные автоцистерны классифицируются на несколько категорий в зависимости от вместительности баков:
- легкая группа. Под эту категорию подпадают пожарные автоцистерны с объемом до 2 куб. м.;
- средняя группа. Представители этой категории могут доставить к месту пожара от 2 до 4 куб. м. воды;
- тяжелая группа. Эти автоцистерны отличаются повышенной вместительностью и могут эффективно работать на пожарах различной категории сложности. Общий объем воды, который такие автоцистерны могут доставить к месту назначения, составляет свыше 4 куб. м.
Базовые автомобили
При конструировании пожарных автоцистерн различных модификаций и типов используются базы или платформы грузовых автомобилей, которые продемонстрировали наилучшие эксплуатационные и технические характеристики при серийном производстве.
На сегодняшний день среди пожарных автомобилей наиболее распространены автоцистерны на базе таких автомобилей, как ЗИЛ, КамАЗ, Урал, ГАЗ, МАЗ и т.д. При этом используются как полноприводные грузовые автомобили, так и транспортные средства с другой конфигурацией ведущих колес и осей.
За все время эксплуатации различных пожарных автомобилей наиболее эффективными и надежными оказались автоцистерны на базе грузового автомобиля ЗИЛ – АЦ 40.
Эта пожарная автоцистерна отличается повышенной проходимостью за счет полного привода на все три оси. Экипаж этой пожарной машины рассчитан на семь человек, включая водителя. Общий вес этой пожарной машины составляет 11 тонн, при этом его динамические качества, учитывая массу, достаточно приемлемы как для автомобиля быстрого реагирования.
Максимальная скорость составляет 80 км/ч. Вместительность бака для воды также достаточная для эффективного тушения пожаров любой сложности и составляет 2400 или 2500 литров, в зависимости от модификации автомобиля. Вместительность бака для пенообразующего вещества составляет 170 литров.
Порядок подключения к гидранту
При подключении пожарного автомобиля к определенному источнику водоснабжения командир экипажа озвучивает определенную команду в зависимости от типа водоисточника.
Так, при подключении пожарной автоцистерны к пожарному гидранту дается команда «Автоцистерну на гидрант ставь», после чего боевой расчет осуществляет комплекс действий по подключению рукавной магистрали к подающему гидранту.
Использование водных ресурсов с открытого водоема предполагает другую последовательность действий и при развертывании пожарного расчета его командиром дается команда «Автоцистерну на водоем ставь».
Установка автоцистерны на гидрант может осуществляться тремя возможными способами, а именно:
- одновременное подключение на пару напорных (параллельных) рукавов;
- подключение на параллельные всасывающие рукавные магистрали;
- комбинированное подключение к всасывающему и напорному рукаву.
В первом случае необходимо от всасывающих рукавов отсоединить заглушку и на ее место надежно закрепить двойник. После этого, 4-метровые рукава, которыми укомплектован пожарный автомобиль, необходимо раскрутить в направлении гидранта и подключить к двойному разъему.
По нормам и стандартам эту операцию должен выполнять водитель пожарного автомобиля, в то время как пожарный проводит комплекс мероприятий по подготовке гидранта и колонки к работе.
Затем он принимает патрубки от водителя и подсоединяет их подающей колонке. После подключения и формирования окончательной магистрали происходит включение воды и расчет приступает к тушению пожара. Такой способ допускается лишь в том случае, когда выходное давление подачи воды из колонки не ниже 2 атмосфер.
При подключении на всасывающие линии процедура отличается от вышеописанной лишь тем, что водитель готовит к использованию не напорные, а всасывающие рукава. Предельный показатель минимального давления на выходе из колонки в этом случае немного и составляет от 2 до 3 атмосфер.
Третий комбинированный способ чаще всего используется в том случае, когда водителю пожарного расчета неизвестны показатели давления воды в водонапорной системе, а пуск первый воды осуществляется только через напорную магистраль.
При данном способе подключения к двойнику подключаются параллельно один всасывающий и один напорный рукав. Приэтом к двойнику присоединяется ближняя головка всасывающего рукава.
Правила подключения пожарной автоцистерны к гидрантам предусматривают возможность использования нестандартных напорных рукавов с диаметром 66 мм при длине в 20 метров. Также допускается соединение нескольких рукавов для обеспечения оптимальной длины магистрали.
Эти описываемые случаи имеют место при большом удалении гидрантов от проезжей части или невозможности разместить пожарную цистерну в непосредственной близости к ним ввиду неблагоприятных погодных условий (снежные заносы) или других факторов. Особое внимание в этом случае следует уделять напору воды и динамике его изменения в зависимости от параметров полученной магистрали.
Описанные способы должны выполняться в соответствии с нормативными требованиями и стандартами, которые задекларированы в законодательных и регламентированных актах.
Забора воды из открытого водоема
В том случае, когда нижний уровень воды в водоеме находится ниже показателя 7 метров от основной оси насосного оборудования или подъезд в берегу водоема затруднен из-за топей, большого количества водорослей или ила, применяется специальный гидроэлеватор.
В этом случае необходимо следить за уровнем воды в цистерне, которая должна быть постоянно заполнена до максимального показателя. Также следует избегать залома рукавов или передавливания их посторонними предметами.
При установке пожарного автомобиля на водоем для забора воды могут использоваться всасывающие шланги диаметром 125 или 150 мм. Установке на 2 всасывающих клапана должно предшествовать снятие заглушки с патрубка насосного оборудования машины, который осуществляет всасывание воды.
После этого один из пожарных расчета присоединяет сетку всасывающего механизма к рукаву. По такому же принципу формируется вторая линия рукава, они обе соединяются между собой.
Соединительные головки уплотняются предусмотренным способом и общий рукав подсоединяется к насосу. Тот конец рукава, на котором закреплена сетка, погружается в воду и включается насосное оборудование
Обязательным условием является наличие веревки, один конец которой закреплен на рабочем рычаге клапана обратного действия (расположен перед всасывающей сеткой), а второй закреплен за сам рукав или другой надежно закрепленный предмет. Кроме автоцистерны при заборе воды из открытых водоемов, также могут быть использованы различные мотопомпы (прицепные или переносные).
Обозначения пожарных автомобилей
Кроме общей классификации ПА и оборудования в своей работе спасатели пользуются условными обозначениями, которые наносятся на корпус пожарных автомобилей и являются средством идентификации возможностей спецтранспорта. Общая структура обозначений пожарных автомобилей регламентирована ГОСТом Р 53247-2009 «Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения». Машины старого фонда могут иметь маркировку согласно ГОСТу 21392-75 «Транспортные средства оперативных служб, цветографические схемы, опознавательные знаки, специальные световые и звуковые сигналы», который утратил силу в системе законодательства РФ.
Типовая схема обозначения пожарных автомобилей
Система обозначений базируется на классификации пожарных автомобилей и представляет собой свод тактических возможностей надстройки и оборудования, которым укомплектована машина. Независимо от типажа техники символы, которые наносят на корпус ПА, должны иметь структуру: XXX ХХ-ХХ/Х (ХХХХ) мод. ХХА-ХХ XX X.
- XXX – тип машины по общей классификации. Например, АЦ, АП, АНР, АА и т.д.
- ХХ – основной параметр, к которому относятся вместимость цистерны, объем порошка и т.д.
- ХХ/Х – показатель основного агрегата или оборудования надстройки.
- ХХХХ – модификация базового шасси.
- мод. ХХА – модель по системе разработчика.
- ХХ – цифровая маркировка модели от производителя.
- XX – маркировка предприятия-изготовителя.
- X – показатель нормативного документа, согласно которому разработан автомобиль (ГОСТ, ТУ).
Набор основных параметров в маркировке машин зависит от типа ПА.
АЦ, АПС | · Объем цистерны, м 3 · Вместимость пенобака, м 3 · Работа насоса, л/с · Мощность комбинированного насоса, нормальное/высокое давление, л/с · Мощность лафетного ствола по подаче воды и пенообразователя, л/с |
АП | · Запас огнетушащего порошка, кг · Расход лафетного ствола, л/с |
АПТ | · Вместимость цистерны для пенообразователя, м 3 · Производительность насоса, л/с |
АКТ | · Объем цистерны, м 3 · Мощность насоса, л/с · Расход через лафетный ствол воды (л/с), порошка (кг/с), пены (л/с) |
АА | · Объем цистерны, м 3 · Запас ОТП, кг |
АГВТ | · Расход газоводяной смеси, кг/с |
АНР | · Мощность насоса при номинальных оборотах, л/с · Напорные рукава, м |
АВД | · Мощность насоса при номинальных оборотах, л/с · Напор насоса при номинальном числе оборотов, м вод. ст. |
АГТ | · Запас огнетушащего газа, кг |
АСО, АГ, АСА | · Мощность электрогенератора, кВт |
АД | · Мощность вентустановки, тыс. м 3 /ч |
АШ, АОС, АПП | · Количество мест боевого расчета |
АЛ, АКП, ППК | · Рабочая высота, м |
АР | · Запас напорных рукавов, м |
Согласно ГОСТу 15156-69 машины, используемые в северных регионах, в дополнении к буквенной маркировке по общей классификации обязательно получают букву «С». Например, АЦ (С), АА (С).
Читать условные обозначения следует так:
АКТ 2,0/2000-40/60 (4310) модель XXX
- АКТ – автомобиль комбинированного тушения.
- 0 – объем цистерны для воды или пенообразователя, м 3 .
- 2000 – масса возимого порошка, кг.
- 40 – мощность насоса, л/с.
- 60 – мощность порошкового лафетного ствола, л/с.
- 4310 – модель базового шасси КамАЗ.
- Модель XXX – классификация производителя в зависимости от вида автомобиля.
В системе условных знаков ПА используются красный и белый цвета. Кабина и кузов всегда окрашены в красный, а вся буквенно-цифровая информация наносится белой краской. Ходовая часть всегда черная. Колена лестниц, авто- и пеноподъемник окрашиваются в белый или серебристый цвет. Части оборудования, выступающие за общие габариты автомобиля, оформляются чередующимися белыми и красными полосами.
В определенных частях кузова указывается тип ПА, город и часть приписки. Оформление этого вида техники не предполагает использования рекламных надписей и замену цвета основной информации.
Отдельно приняты условные обозначения по области применения машин:
- Г – городская черта;
- С – сельская местность;
- Х – объекты химической и нефтехимической промышленности;
- А – аэропорт;
- Ч – использование в ЧС;
- Л – при тушении пожаров на предприятиях лесопереработки, в лесных массивах;
- Э – объекты энергетики.
Графические обозначения пожарных автомобилей
Кроме специальных символов для спецтехники был разработан перечень графических изображений. Он регламентирован:
- ГОСТом 28130-89 ««Пожарная техника. Огнетушители, установки пожаротушения и пожарной сигнализации. Обозначения условные графические».
- ГОСТом 12.1.184-82. Пожарные машины и оборудование. Обозначения условные графические.
- Методическими рекомендациями по составлению планов и карточек тушения пожаров.
Графические знаки разработаны для каждого типа ПА:
- Основные автомобили общего назначения.
- Основные ПА целевого назначения.
- Специальные ПА.
- Дополнительная техника.