- Устройство тормозов в автомобилях лада семейства 2101-07
- Система торможения современных автомобилей
- Общее устройство рабочей ТС
- Принцип работы гидравлической рабочей ТС
- Абсолютные неисправности ТС
- Неэффективность рабочей ТС
- Негерметичность рабочей ТС
- Неэффективность стояночной ТС
- Относительные неисправности ТС
- Увеличенный ход педали гидропривода (как вариант — «мягкая» педаль)
- Смещение в сторону траектории движения автомобиля при торможении
- Повышенный шумовой фон, трение (скрежет) в тормозном механизме
- Вибрация при торможении
- Подведем итог
- Схема тормозной системы автомобиля ваз 2107
- Общее устройство тормозной системы
- Как это всё работает
- Основные неисправности
- Вибрация при торможении
- Смещение автомобиля в сторону при торможении
- Проваливается педаль тормоза ВАЗ 2107: основные причины
- Замена передних тормозных шлангов
- Как открутить старый тормозной шланг
Устройство тормозов в автомобилях лада семейства 2101-07
Тормозная система (ТС) любого транспортного средства предназначается для управления скоростью движения, остановки и удержания его в неподвижном состоянии на необходимый промежуток времени.
Она является одной из наиболее важных систем управления автомобилем, так как безопасность дорожного движения функционально зависит от степени исправности и эффективности тормозной системы.
Система торможения современных автомобилей
Общая схема торможения на современных автомобилях предполагает наличие трех основных видов:
Рабочая ТС выполняет функции уменьшения скорости автомобиля или его остановки.
Запасная ТС предназначена для профилактики неисправности или отказа рабочей системы.
Стояночная ТС выполняет функции удержания автомобиля в неподвижном состоянии в особых условиях и в режиме парковки. В ВАЗ-2107 реализованы в «чистом» виде рабочая и стояночная ТС.
В современном автомобиле торможение может осуществляться не только самой ТС, но и двигателем, электрическим или гидравлическим тормозом трансмиссии. Кроме того, часто реализуются дополнительные системы (или устройства), которые увеличивают продуктивность тормозящих функций:
- антиблокировочная система (пресловутая ABS);
- система электрораспределения тормозного усилия (или EBD);
- система электростабилизации (ESP) и пр.
Описанные устройства и системы приводят к значительному удорожанию транспортного средства, и схема тормозной системы ВАЗ-2107 их не предусматривает.
Однако отечественные автомобили в последнее время стали предусматривать подобные возможности.
Общее устройство рабочей ТС
Принципиальная схема ТС включает следующие элементы:
- тормозной механизм;
- тормозной привод.
Тормозной механизм реализует функцию торможения – достижения момента, который необходим для уменьшения скорости движения или остановки.
На ВАЗ-2107 установлены классический вариант фрикционных механизмов, основанных на силе трения.
Их конструкция может быть представлена следующими двумя вариантами:
- дисковыми (работа механизма на сжимание);
- барабанными (работа механизма на разжимание).
В ВАЗ-2107 дисковый механизм применяется на передних колесах, а барабанный – на задних.
Тормозной привод нужен для управления тормозными механизмами. Выделяют механический, пневматический, гидравлический, электрический и комбинированные принципы действия приводов. В ВАЗ-2107 применяется самый распространенный – гидравлический – принцип, основанный на действии тормозной жидкости (специальной маслянистой субстанции).
Схема гидравлического привода включает в себя:
- педаль тормоза (для управления гидроприводом);
- вакуумный усилитель (для создания дополнительного усилия при нажатии на педаль);
- главный тормозной цилиндр с расширительным бачком (для обеспечения роста или снижения давления жидкости в двухконтурной системе, а также для пополнения жидкости);
- колесные (или рабочие) цилиндры (для доведения управляющих функций педали до тормозного механизма);
- регулятор давления задних тормозов (для корректировки тормозного усилия при увеличении массы автомобиля);
- трубопроводы и шланги (для размещения и перемещения тормозной жидкости по системе).
Реализация тормозных функций в ВАЗ-2107 (как и в родственных моделях – седанах 2101, 2103, 2105, 2106 и универсалах 2102, 2104) предусматривает использование двух параллельных независимых контуров гидропривода. В случае неисправности одного контура, тормозные функции перераспределяются на второй.
Принцип работы гидравлической рабочей ТС
Схема функционирования тормозной системы ВАЗ-2107 типична. Нажатие на педаль тормоза (при посредничестве вакуумного усилителя) ведет к перемещению поршня в главном цилиндре, что создает давление жидкости и заставляет ее по трубопроводам перемещаться к тормозным механизмам колес.
Под воздействием давления жидкости поршни цилиндров способствуют перемещению тормозных колодок передних колес к дискам, а задних – к барабанам. Итогом перемещения колодок становится их контакт с дисками и барабанами и замедление движения последних. Сила трения тормозящих колес с поверхностью проезжей части приводит к общему замедлению движения транспортного средства.
Схема прекращения торможения предполагает ослабление нажатия на педаль тормоза и перемещения жидкости назад — в главный цилиндр. Это означает падение давления жидкости в системе и потерю контакта колодок с барабанами и дисками, то есть прекращение торможения.
Этот же принцип лежит в основе процесса торможения на «классических моделях ВАЗ (с 2002 по 2106). Единственное исключение, которое имеет схема системы ВАЗ-2101, — это отсутствие вакуумного усилителя.
Абсолютные неисправности ТС
В процессе эксплуатации тормозящие функции системы ухудшаются. Это связано с износом узлов, агрегатов и деталей, для которых требуется ремонт. Некоторые неисправности ТС предусмотрены специальным «Перечнем…», и с ними запрещается движение.
Неэффективность рабочей ТС
Наиболее распространенная неисправность тормозной системы (в том числе и ВАЗ-2107) – это неэффективность, которая диагностируется двумя основными параметрами (при осуществлении специализированного инструментального исследования):
- увеличением тормозного пути;
- ростом установившегося замедления при торможении.
Подобные неисправности можно определить и «на глаз». После движения на легковом автомобиле по сухой дороге со скоростью 40 км/ч при осуществлении торможения автомобиль проходит расстояние, превышающее 12,2 м. В этом случае, согласно пункту 2.3.1 ПДД, использование транспортного средства запрещается (даже до места стоянки или ремонта).
Указанная неисправность может быть обусловлена:
- наличием воздуха в системе;
- утечкой жидкости из системы;
- изношенностью колодок;
- выходом из строя главного или колесных цилиндров.
Иными словами, мониторингу должна быть подвержена практически вся ТС. Ремонт (замена) узлов и агрегатов потребует прокачки системы для удаления из нее воздуха.
Негерметичность рабочей ТС
В ходе работы ТС узлы, агрегаты и детали подвергаются износу, что приводит к разгерметизации системы и утеканию тормозной жидкости. Чаще всего это происходит в тормозных шлангах или колесных цилиндрах. Ремонт неисправности осуществляется путем мониторинга течи и замены поврежденных элементов. Негерметичность системы тоже исключает возможность эксплуатации автомобиля (согласно пункту 2.3.1 ПДД).
Неэффективность стояночной ТС
Данный дефект — самый распространенный, когда автомобиль осуществляет непроизвольное движение даже при зафиксированном «ручнике». Это обусловлено износом колодок, дисков или барабанов, а также вытягиванием тросовых элементов.
Согласно требованиям «Перечня…», стояночная ТС должна обеспечивать неподвижное состояние легкового автомобиля:
- на уклоне до 16% при полной нагрузке;
- на уклоне 23% в снаряженном состоянии.
В том случае, когда данные требования не выполняются, двигаться на автомобиле можно только до места стоянки или ремонта.
Ремонт неисправности обеспечивается регулировкой натяжения троса специальной гайкой или заменой изношенных деталей.
Относительные неисправности ТС
Данный перечень неисправностей не относится к абсолютным (или категориальным). Их наличие связано с удобством (или неудобством) движения на автомобиле.
Увеличенный ход педали гидропривода (как вариант — «мягкая» педаль)
Причины «проваливания» педали обуславливается присутствием воздуха в системе; предельной изношенностью тормозных колодок; отказом в работе главного или колесных цилиндров. Схема действий при ликвидации технических проблем включает в себя проверку и ремонт всех узлов и агрегатов системы; а при необходимости — замену вышедших из строя и прокачку системы.
Смещение в сторону траектории движения автомобиля при торможении
Неисправность обусловлена либо отказом в работе рабочего (колесного) цилиндра, либо износом колодок. Их замена (или ремонт) позволит решить возникшую проблему.
Повышенный шумовой фон, трение (скрежет) в тормозном механизме
Недостатки локализуются, в основном, в задних механизмах и определяются загрязнением механизма, критическим износом колодок, поломкой пружинных элементов, неравномерным износом дисков или барабанов. Ремонт неисправностей связан с промывкой и заменой деталей механизма.
Вибрация при торможении
Это достаточно распространенная неисправность, которая связана исключительно с критическим или неравномерным износом дисков или барабанов, и ремонт будет заключаться в их замене.
» alt=»»>
Подведем итог
Тормозная система ВАЗ-2107, как и любого другого автомобиля, является важным компонентом целостной системы управления транспортным средством, обеспечивающим безопасность движения.
Диагностика и своевременный ремонт ТС – это жизненно важная необходимость.
Схема тормозной системы автомобиля ваз 2107
Давайте сначала ознакомимся с тем, какие тормозные системы имеются в этой модели автомобиля. Их существует только две:
Рабочая ТС служит, чтобы транспортное средство уменьшало скорость и останавливалось. Стояночная же фиксирует транспортное средство в неподвижном состоянии, когда это необходимо водителю. Они не зависят друг от друга, но отправляться в путь, зная о неисправности какой-то из них, категорически запрещено. Естественно, что передние и задние тормоза также всегда должны быть своевременно заменены.
Общее устройство тормозной системы
Принципиальная схема ТС включает следующие элементы:
- тормозной механизм;
- тормозной привод.
Тормозной механизм реализует функцию торможения – достижения момента, который необходим для уменьшения скорости движения или остановки.
На ВАЗ-2107 установлены классический вариант фрикционных механизмов, основанных на силе трения.
Их конструкция может быть представлена следующими двумя вариантами:
- дисковыми (работа механизма на сжимание) передние тормоза;
- барабанными (работа механизма на разжимание) задние тормоза.
Тормозной привод нужен для управления тормозными механизмами. Выделяют механический, пневматический, гидравлический, электрический и комбинированные принципы действия приводов. В ВАЗ-2107 применяется самый распространенный – гидравлический – принцип, основанный на действии тормозной жидкости (специальной маслянистой субстанции).
Схема гидравлического привода включает в себя:
- педаль тормоза (для управления гидроприводом);
- вакуумный усилитель (для создания дополнительного усилия при нажатии на педаль);
- главный тормозной цилиндр с расширительным бачком (для обеспечения роста или снижения давления жидкости в двухконтурной системе, а также для пополнения жидкости);
- колесные (или рабочие) цилиндры (для доведения управляющих функций педали до тормозного механизма);
- регулятор давления задних тормозов (для корректировки тормозного усилия при увеличении массы автомобиля);
- трубопроводы и шланги (для размещения и перемещения тормозной жидкости по системе).
Реализация тормозных функций в ВАЗ-2107 (как и в родственных моделях – седанах 2101, 2103, 2105, 2106 и универсалах 2102, 2104) предусматривает использование двух параллельных независимых контуров гидропривода. В случае неисправности одного контура, тормозные функции перераспределяются на второй.
Как это всё работает
Кратко описать принцип работы тормозной системы ВАЗ 2107 можно так:
- Водитель во время движения по трассе решает сбросить скорость или остановиться.
- Для этого он нажимает ногой на тормозную педаль.
- Данное усилие сразу же попадает на клапанный механизм усилителя.
- Клапан приоткрывает подачу атмосферного давления на мембрану.
- Мембрана через вибрации воздействует на шток.
- Далее сам шток оказывает давление на поршневой элемент главного цилиндра.
- Тормозная жидкость, в свою очередь, по давлением начинает двигать поршни рабочих цилиндров.
- Цилиндры из-за давления разжимаются или прижимаются (в зависимости от того, дисковые или барабанные тормоза стоят на данной оси автомобиля). Механизмы начинают трение колодок и диски (или барабаны), за счёт чего и осуществляется сброс скорости движения.
Система включает в себя более 30 элементов и узлов, каждый из которых выполняет свою функцию в процессе торможения
Основные неисправности
Тормозная система сама по себе довольна простая, но некоторые ее элементы требуют повышенного внимания. Основные виды неисправностей:
- Уходит тормозная жидкость, в результате падает давление в системе. Если при предварительном осмотре протечка не найдена – необходимо проверить главный тормозной цилиндр. Отгибаем шумоизолирующий коврик, расположенный под педалью тормоза и осматриваем на наличие потеков в области резинового манжета главного цилиндра. Наличие потеков будет свидетельствовать о том, что причина найдена и требует разбора цилиндра с последующей заменой манжета. При наличии вакуумного усилителя необходимо снять главный тормозной цилиндр и провести осмотр.
- При отпускании педали тормоза автомобиль едет вяло. Причина: заклинивают задние или передние колодки. Заклинивающие колодки определяются путем проверки нагрева соответствующего колеса. Притрагиваемся к каждому диску – самый горячий и будет заклинивший. В случае, когда это передние колеса, то можно, предварительно сняв колесо, расшевелить тормозной цилиндр. Если не удастся, то придется заменить его новым. В случае с задними колодками, то необходимо будет заменить рабочий тормозной цилиндр.
- При нажатии на педаль не происходит торможения, но происходит при нескольких нажатиях подряд. Это может свидетельствовать о наличии воздуха в системе. Решение проблемы заключается в прокачке тормозов с целью удаления воздуха.
- Проблема с ручником. Чаще всего эта проблема возникает зимой. Проявляется она в том, что после продолжительной стоянки при отпускании ручника колеса остаются заблокированными. Причина — примерз трос стояночного тормоза. В процессе его эксплуатации туда попадает влага, а зимой замерзает. При сильном повреждении кожуха его придется заменить.
Схема главного тормозного цилиндра
Вибрация при торможении
Это достаточно распространенная неисправность, которая связана исключительно с критическим или неравномерным износом дисков или барабанов, и ремонт будет заключаться в их замене.
Смещение автомобиля в сторону при торможении
Неисправность обусловлена либо отказом в работе рабочего (колесного) цилиндра, либо износом колодок. Их замена (или ремонт) позволит решить возникшую проблему.
Проваливается педаль тормоза ВАЗ 2107: основные причины
Тормозная система должна быть герметичной и не содержать в себе воздух. Если стала проваливаться педаль, то, с большей доли вероятности можно сказать, что произошла разгерметизация, то есть, в систему попал воздух.
- образование ржавчины на тяге педали;
- выход из строя вакуумного усилителя;
- неотрегулированное расстояние между поршнем цилиндра и самой педалью;
- недостаток ТЖ в системе.
Также важно помнить, что тормозная жидкость — агрессивное вещество, способное разрушать тонкие патрубки и даже магистрали. Именно поэтому важно пользоваться только качественной ТЖ. Низкокачественная жидкость способна образовывать трещины, через которые потом благополучно вытекает. Но обратная сторона медали такова, что с нажатием педали тормоза через эти трещины просачивается воздух.
Замена передних тормозных шлангов
Замена передних тормозных шлангов на ВАЗ 2107 — эта процедура не трудная, и перед тем, как ее выполнять, необходимо откачать жидкость из расширительного бачка. Для выкачивания лучше воспользоваться резиновой грушей или шприцом. Перед началом выполнения работы, понадобится взять инструмент и приступать.
- Для начала приступаем к снятию переднего колеса с нужной стороны. Снимаем переднее колесо для того, чтобы освободить доступ к шлангу.
- Когда откроется доступ к подводке, нужно сначала металлической щеткой очистить места соединений, а затем обработать их смазкой WD-40 или аналогами.
- Через 5-10 минут после обработки соединений смазкой, можно приступать к вывинчиванию фитингов. Для этого используется специальный ключ на 10 мм с прорезью.
- Ключ имеет специальный стопор в виде болта, который завинчивается после того, как он будет надет на металлическую трубку.
- Приступаем к ослаблению гайки кронштейна, для чего ключом на «17» нужно придерживать фитинг.
- Как только соединительная муфта на металлической трубке будет ослаблена, можно вынимать спецключ и продолжить вывинчивание вручную.
- После отсоединения шланга, на торцевую часть трубки нужно надеть резиновый пыльник, чтобы исключить попадание в систему пыли или воды.
- Для освобождения второго конца фитинга из кронштейна, понадобится извлечь скобу пассатижами.
- При помощи плоской отвертки следует выкрутить винт, которым выполняется прижим накладного кронштейна к суппорту. После этого можно демонтировать деталь.
Новый шланг на месте - Ключом на «14» нужно вывинтить болт крепления второго фитинга.
- Медные шайбы нужно обязательно заменить, а затем приступать к установке нового шланга на суппорт. При этом важно учесть один нюанс — наконечник фитинга должен быть направлен вниз, а не вверх.
После завинчивания второго фитинга, можно приступать к выполнению аналогичных действий, но на другом переднем колесе. На этом установка передних шлангов завершена, однако не торопитесь устанавливать колеса на место, так как понадобится выполнить процедуру удаления воздуха из системы (прокачка тормозов).
Ставим и прикручиваем стопорную скобу
Как открутить старый тормозной шланг
1. Тщательно зачищаем щеткой по металлу все болтовые соединения, которые будем откручивать: крепление фиксатора тормозной шланги к рабочему цилиндру, болт, соединяющий ее с цилиндром, узел стыковки шланга с тормозной трубкой и их фиксирующую пластину. Эти места находятся в районе колеса, то служат отличным хранилищем дорожной грязи и ржавчины. Это нужно делать, чтобы не возникло проблем при демонтаже всех этих деталей.
2. Выкручиваем крышку с бачка запаса тормозной жидкости и вместо нее надеваем целлофановый пакет и закручиваем крышкой с бачка сцепления. Это необходимо для герметизации тормозной системы. Проделав такой «трюк», вы не потеряете много «тормозухи» при замене передних тормозных шланг на классике.
3. Пассатижами или круглогубцами вынимаем фиксирующую скобу с места соединения трубки и шланга. Она нужна для предотвращения самопроизвольного откручивания штуцера.
4. Специальным разрезным ключом на «10» откручиваем металлическую трубку от штуцера шланги, зафиксировав его ключом на «17».
Важно! При откручивании штуцера трубки следите за тем, чтобы она не крутилась вместе со штуцером. Есть шанс ее сломать. Чтобы это предотвратить, нужно «замочить» место контакта WD-40 и разработать его небольшими раскачиваниями ключа в сторону открытия и закрытия. Если это не помогло, то снимаем противоположный конец передней тормозной шланги, фиксируем штуцер, а ключом на «17» откручиваем шлангочку.
Сняв шланг с металлической трубки, ее штуцер закрываем колпачком, о котором говорилось выше. Это предотвратит потерю тормозной жидкости.
5. Чтобы открутить тормозной шланг от рабочего цилиндра, нужно ключом на «10» выкрутить болт крепления фиксатора шланги от ступицы колеса. Снимаем фиксирующую скобу.
6. Накидным ключом или головкой на «14» выкручиваем болт крепления шланга от тормозного цилиндра.
Рекомендуется поменять старые уплотнительные медные шайбы на новые. Их увидите, когда будите вынимать крепежный болт из штуцера шланги и посадочного места рабочего цилиндра. Они уплотняют место соединения, поэтому их должно быть две – одна сверху под головкой болта, вторая снизу, между цилиндром и штуцером.
Со снятием закончили, сборка производится в обратной последовательности. После этого рекомендуется прокачать тормозную систему, как это сделать – рассказывал подробно в прошлой статье. Проверяем места соединения на предмет течи, при необходимости подтягиваем их.
Видео, замена передних тормозных шланг ВАЗ 2106, ВАЗ 2107: