Схема топливной системы автомобиля маз
ЗАПЧАСТИ И СБОРОЧНЫЕ ДЕТАЛИ
СПЕЦТЕХНИКА НА БАЗЕ УРАЛ, МАЗ, КАМАЗ ____________________
Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238
Топливная система Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337
Система питания (топливная система) двигателя ЯМЗ-236 автомобилей Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 (рис. 16) включает в себя узлы, детали и агрегаты, предназначенные для тщательной очистки и равномерного распределения по цилиндрам строго дозированных порций топлива.
Особенностью конструкции элементов топливной системы Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 является объединение в одном агрегате топливных насосов низкого и высокого давления, а также всережимного регулятора числа оборотов и автоматической муфты опережения впрыска топлива.
Система питания работает следующим образом. Топливо из топливного бака 9 засасывается топливоподкачивающим насосом 7 через фильтр 1 предварительной очистки топлива. Из насоса топливо поступает в фильтр 4 тонкой очистки, в которой она окончательно очищается от мельчайших загрязнений и затем поступает в насос 2 высокого давления.
Из насоса дозированные количества топлива под высоким давлением подаются по топливопроводам высокого давления в форсунки в соответствии с порядком работы двигателя для впрыска топлива в цилиндры.
Рис. 16. Топливная система Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337
1 — фильтр предварительной очистки топлива; 2 — топливный насос высокого давления; 3 — воздушный фильтр; 4 — фильтр тонкой очистки топлива; 5 — форсунка; 6 — распылитель форсунки; 7 — топливоподкачивающий насос; 8 — насос ручной подкачки; 9 — топливный бак; I — всасывающая магистраль; II — низкое давление; III — высокое давление; IV — слив излишков топлива в бак.
Топливоподкачивающий насос подает к насосу высокого давления топлива больше, чем это необходимо для работы двигателя. Излишки топлива отводятся через перепускной клапан топливного насоса обратно в топливный бак.
Назначение перепускного клапана Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337, отрегулированного на давление топлива 0,5—1,0 кГ/см2, состоит в создании некоторого постоянного давления топлива в каналах насоса, что обеспечивает хорошие условия заполнения надплунжерного пространства топливом независимо от числа оборотов коленчатого вала двигателя.
Кроме того, циркуляция через перепускной клапан способствует удалению из топлива пузырьков воздуха, которые при попадании в подплунжерное пространство насоса могут отрицательно повлиять на величину подачи топлива.
Удалению пузырьков воздуха из топлива способствует также непрерывная циркуляция топлива через жиклер фильтра тонкой очистки и по топливопроводу в бак.
Топливо, просачивающееся в полость пружины форсунки через зазор между иглой и распылителем, отводится в топливный бак.
Как видно из рис. 16, часть топливопровода, расположенная между топливным баком и топливоподкачивающим насосом, находится под разрежением; другая часть, расположенная между топливоподкачивающим насосом и насосом высокого давления, находится под низким давлением, а остальная часть топливопровода после насоса высокого давления — под высоким давлением.
Автоматическая муфта опережения впрыска и воздушный фильтр Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337
Автоматическая муфта опережения впрыска (рис. 17) предназначена для изменения момента впрыска топлива в цилиндры в зависимости от числа оборотов коленчатого вала, что обеспечивает хороший пуск и оптимальные характеристики двигателя.
Автоматическая муфта опережения впрыска топлива Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 установлена на конусе переднего конца кулачкового валика 16 насоса высокого давления и закреплена с помощью кольцевой гайки 20 с пазом под ключ. Гайка контрится пружинной шайбой.
Изменение момента впрыска топлива достигается за счет дополнительного поворота кулачкового валика 16 насоса высокого давления во время работы в ту или другую сторону относительно вала 1 привода топливного насоса. Происходит это следующим образом.
При увеличении числа оборотов коленчатого вала двигателя Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 грузы под действием центробежной силы, преодолевая сопротивление пружин, расходятся по направлению стрелок (рис. 17, б, положение II).
При расхождении грузы, поворачиваясь вокруг осей, скользят по пальцам ведущей полумуфты.
При этом расстояние между осями ведомой полумуфты и пальцами ведущей полумуфты уменьшается, в результате чего ведомая полумуфта поворачивается относительно ведущей па определенный угол а, а следовательно, и кулачковый валик насоса поворачивается на угол а по
направлению вращения.
Такой поворот валика приводит к более раннему впрыску топлива насосом в цилиндры, т. е. к увеличению угла опережения впрыска топлива.
Рис. 17. Автоматическая муфта опережения впрыска топлива Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337
а — общий вид конструкции; б — схема работы; в — детали; 1 — вал привода топливного насоса; 2 — ведущий фланец полумуфты вала привода насоса; 3 — болт фиксации ведущего фланца; 4 — стяжной болт; 5 — полумуфта вала привода насоса; 6 — шайба полумуфты вала привода насоса; 7 — корпус муфты; 8, 18 и 21 — сальники; 9 — втулка ведущей полумуфты; 10 — ведущая полумуфта; 11 — груз; 12 — регулировочные прокладки; 13 — ось груза; 14 — пружина груза; 15 — ведомая полумуфта; 16 — кулачковый валик топливного насоса; 17 — резиновое кольцо; 19 — упорный палец ведущей полумуфты; 20 — кольцевая гайка.
При уменьшении числа оборотов двигателя центробежная сила грузов уменьшается и под действием пружин 14 грузы начинают сходиться (положение 1).
При этом ведомая полумуфта поворачивается относительно ведущей в сторону, противоположную вращению, вследствие чего угол опережения впрыска топлива уменьшается.
Резиновое кольцо 17, резиноармированный 21 и фетровый 8 сальники предотвращают вытекание смазки на полости муфты.
Муфту на необходимый угол поворота регулируют с помощью регулировочных прокладок 12 на стенде.
Двигатель Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 оборудован контактно-масляным воздушным фильтром (рис. 18). Масляная ванна фильтра выполнена с двойными стенками, между которыми образована камера 2, поглощающая шумы при всасывании воздуха.
Фильтрующий элемент состоит из двух слоев капроновой щетины — канители, закрываемых сверху металлической сеткой.
Рис. 18. Воздушный фильтр Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337
1 — корпус фильтра; 2 — камера глушения шума впуска; 3 и 8 — уплотнительные кольца; 4 — нижняя набивка фильтрующего элемента; 5 — корпус фильтрующего элемента; б — верхняя набивка элемента; 7 — крышка; 9 — шумоизоляция; 10 — стержень крепления фильтра; 11 — центральная труба.
Воздух в воздушный фильтр Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 поступает через кольцевую щель между масляной ванной и крышкой. Основная масса пыли выпадает при касании воздуха о поверхность масла.
Мелкая пыль задерживается при проходе воздуха через фильтрующий элемент. Чистый воздух направляется в центральную трубу, по которой через впускные трубопроводы поступает в цилиндры двигателя.
Регулятор числа оборотов Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337
Регулятор числа оборотов коленчатого вала двигателя Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 — всережимный, центробежного типа, предназначен для поддержания заданного скоростного режима работы двигателя путем автоматического изменения количества топлива, подаваемого в цилиндры в зависимости от нагрузки.
Способность регулятора поддерживать любое число оборотов от минимального до максимального, устанавливаемое водителем при нажатии на педаль управления подачей топлива, является особенностью двигателя ЯМЗ-236.
Регулятор числа оборотов Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 (рис. 19) установлен на заднем торце топливного насоса высокого давления и приводится в действие от его кулачкового валика с помощью ведущей шестерни 33 и зубчатого венца валика 32, создающих повышающую передачу. Валик 32 регулятора делает столько же оборотов, сколько и коленчатый вал двигателя, т. е. в 2 раза больше, чем вал насоса.
Наличие повышающей передачи позволило уменьшить массу грузов и тем самым создать более компактную конструкцию регулятора.
Ведущая шестерня 33 имеет демпфирующее устройство для плавной передачи усилия на зубчатый венец валика 32 при резком изменении числа оборотов.
Резко переменные усилия гасятся благодаря наличию резиновых сухарей 32, установленных в ведущей шестерне.
На державке 6, напрессованной на валик 32, шарнирно укреплены два груза 38, которые роликами 36 упираются в торец муфты 37.
Муфта 37 имеет возможность перемещаться по державке грузов. В выточку муфты установлен радиально-упорный подшипник с запрессованной в его внутреннюю обойму пятой 7. В отверстие пяты вставлен палец 2, на котором укреплена серьга 8. На другом конце этого пальца свободно установлен рычаг 4 рейки, связанный через тягу 9 с рейкой 25 насоса.
В верхней части к рычагу рейки присоединена пружина 17, удерживающая рейку насоса в положении, необходимом при пуске двигателя. Этим обеспечивается автоматическое увеличение подачи топлива при пуске двигателя.
В нижний конец рычага 4 запрессован палец 42, входящий в паз кулисы 43, соединенной со скобой 13 остановки двигателя через расположенную внутри кулисы пружину, предохраняющую механизм регулятора от чрезмерных усилий при выключении подачи топлива.
На нижнем пальце серьги 8 пяты свободно сидит рычаг 15 регулятора, подвешенный на оси 22. На этой же оси подвешен двуплечий рычаг 18, в который ввернут винт 16 регулирования максимального числа оборотов конца выдвигания рейки, упирающийся в рычаг 15.
Рис. 19. Регулятор числа оборотов Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337
1 — крышка корпуса регулятора; 2 — палец пяты и рычага привода рейки; 3 — винт установления пусковой подачи топлива; 4 — рычаг рейки; 5 — регулировочный винт; 6 — державка грузов; 7 — пята; 8 — серьга пяты; 9 — тяга рейки; 10 — винт регулировки подачи топлива; 11 — вал рычага
пружины; 12 — буферная пружина; 13 — скоба остановки двигателя; 14 — корпус буферной пружины; 15 — рычаг регулятора; 16 — винт регулирования максимального числа оборотов конца выдвигания рейки; 17 — пружина рейки; 18 — двуплечий рычаг; 19 — болт регулирования минимального числа оборотов холостого хода; 20 — крышка смотрового люка; 21 — пружина регулятора; 22 — ось рычагов (двуплечевого и рычага регулятора); 23 — рычаг управления регулятором; 24 — рычаг пружины; 25 — рейка насоса; 26 — зубчатый венец втулки плунжера; 27 — втулка плунжера; 28 — корпус топливного насоса; 29 — стакан подшипников; 30 — кулачковый вал насоса; 31 — корпус регулятора; 32 — валик регулятора с ведомой шестерней; 33
— ведущая шестерня; 34 — резиновый сухарь; 35 — втулка ведущей шестерни; 36 — ролик груза; 37 — муфта; 38 — груз регулятора; 39 — возвратная пружина скобы кулисы; 40 — ось фиксатора; 41 — фиксатор кулисы; 42 — палец рычага рейки; 43 — кулиса.
Пружина 21 регулятора одним концом зацеплена за рычаг 24, который жестко связан с рычагом 23 управления регулятором, а другим — за двуплечий рычаг 18. Усилие пружины передается с двуплечего рычага на рычаг регулятора через винт 16.
Для смазки шестерен и шариковых подшипников валика регулятора и муфты в регулятор заливают масло до уровня, проверяемого указателем, помещенным на корпусе регулятора.
Топливный бак Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337
Топливный бак Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 (рис. 20) сварен из листовой мягкой стали толщиной 1,5 мм и прикреплен к раме автомобиля с правой стороны.
Емкость бака —175 л. Внутри бака имеются две перегородки, которые служат для смягчения гидравлических ударов топлива о стенки при движении автомобиля.
Бак оборудован выдвижной заливной горловиной 8 с фильтрующей сеткой и герметической пробкой 9, имеющей двойной клапан для впуска а выпуска воздуха.
На автомобилях Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 устанавливаются два топливных бака до 175 л каждый, расположенных по обеим сторонам автомобиля.
Рис. 20. Топливный бак Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 и фильтр предварительной очистки топлива
1 — датчик указателя уровня топлива; 2 — прокладка; 3 — пробка; 4 — крышка фильтра; 5 — корпус фильтра; 6 — фильтрующий элемент; 7 — топливный бак; 8 — выдвижная заливная горловина; 9 — пробка; 10 — поплавок датчика; 11 — пробка сливного отверстия.
Топливный насос высокого давления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 — плунжерного типа, шестисекционный, предназначен для подачи в цилиндры двигателя (через форсунки) в определенные моменты времени строго необходимого количества топлива под высоким давлением в зависимости от режима работы двигателя.
Фильтр предварительной очистки топлива Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337
Фильтр предварительной очистки топлива Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 (см. рис. 20) размещен непосредственно в топливном баке.
Герметичность внутренней полости фильтра достигается установкой между крышкой и корпусом, а также между корпусом и баком уплотняющих прокладок.
Фильтрующий элемент, зажимаемый между крышкой и корпусом, изготовлен путем навивки в несколько слоев ворсистого хлопчатобумажного шнура на металлический сетчатый каркас.
Правильная установка фильтрующего элемента в корпусе фильтра предварительной очистки Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 обеспечивается приваренной в центре днища корпуса штампованной розеткой, которая входит внутрь сетчатого каркаса элемента.
Топливо поступает в кольцевое пространство между фильтрующим элементом и корпусом через топливозаборную трубку.
Отсюда топливо, пройдя через боковую поверхность фильтрующего элемента, поступает в его внутреннюю полость, а затем через центральное отверстие в крышке и выходной канал отводится из фильтра в топливопровод.
Проходу топлива со стороны торцовых поверхностей фильтрующего элемента Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 препятствует уплотнение их путем вдавливания трехгранных кольцевых ребер, имеющихся на крышке и днище корпуса фильтра, в мягкие торцовые поверхности элемента.
Поэтому топливо проходит во внутреннюю полость только через навивку фильтрующего элемента.
При этом посторонние частицы задерживаются ворсинками и топливо очищается.
По мере работы фильтра очищающая его способность падает вследствие засорения фильтрующего элемента.
При промывке фильтрующего элемента его первоначальные свойства не восстанавливаются, поэтому при засорении последний подлежит замене.
Фильтр тонкой очистки топлива Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337
Фильтр тонкой очистки топлива Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 (рис. 21) предназначен для очистки топлива от очень мелких частиц, не задержанных фильтром предварительной очистки. К корпусу 7 фильтра приварен стержень 8. Корпус закрывается крышкой 10.
Уплотнение между корпусом и крышкой фильтра обеспечивается паронитовой прокладкой 9. Корпус 7 с крышкой 10 соединен болтом 14, под головку которого поставлена уплотнительная прокладка 15.
В крышку ввернут жиклер 13, уплотняемый прокладкой 12. Через жиклер сливается часть топлива в топливный бак вместе с воздухом, попавшим в топливопроводы низкого давления.
Фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 — сменный, состоит из стального сварного каркаса с фланцами на концах, внутри которого помещена трубка с большим количеством отверстий.
Трубка обмотана слоем ткани (ситца), на которую наложен толстый слой древесной муки, пропитанной связующим минеральным веществом — пульвербакелитом, благодаря чему образуется пористая твердая масса.
Поверхность этой массы обмотана слоем марлевой ленты.
Топливо по выходному каналу в крышке поступает в кольцевое пространство между стенкой корпуса и фильтрующим элементом.
Отсюда топливо просачивается через пористую массу элемента во внутреннюю его полость. Посторонние примеси, имеющиеся в топливе, задерживаются фильтрующей массой.
Из внутренней полости топливо отводится к насосу высокого давления через боковой канал в крышке корпуса.
Рис. 21. Фильтр тонкой очистки Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337
1 — пробка сливного отверстия; 2, 5, 9, 12, 15 и 16 — прокладки; 3 — пружина; 4 — шайба; 6 — фильтрующий элемент; 7 — корпус; 8 — стержень; 10 — крышка; 11 — коническая пробка; 13 — жиклер; 14 — болт.
Чтобы топливо не могло пройти, минуя фильтрующий элемент, в фильтре имеются уплотнения: резиновая прокладка 16 между фланцем фильтрующего элемента и крышкой корпуса, а также резиновая прокладка 5, плотно охватывающая центральный стержень.
Резиновая прокладка 5 прижимается к фланцу фильтрующего элемента пружиной 3 через шайбу 4, которая одновременно обеспечивает плотное прилегание фильтрующего элемента к крышке фильтра.
Засорившийся фильтрующий элемент нельзя очистить от грязи, поэтому его надо заменять новым.
Форсунка Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337
Форсунка Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 (рис. 22) предназначена для впрыска в камеру сгорания двигателя топлива в мелкораспыленном состоянии.
На двигателе ЯМЗ-236 установлены форсунки закрытого типа, с многодырчатым распылителем и гидравлически управляемой иглой.
Форсунки расположены в головке цилиндров (в латунных стаканах) против каждого цилиндра между клапанами и закреплены скобой. Конец распылителя форсунки входит в камеру сгорания.
Основные детали форсунки Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 — распылитель 1 с иглой 3, пружина 10 и регулировочный винт 12 — смонтированы в корпусе 7 форсунки.
К нижнему торцу корпуса форсунки гайкой 4 присоединен корпус распылителя 1, внутри которого находится запорная игла. Уплотнение между торцами корпусов распылителя и форсунки достигается путем тщательной обработки этих поверхностей с последующей притиркой их без дополнительных уплотняющих деталей.
Распылитель с иглой являются парой, которая при работе в условиях высоких температур должна обеспечивать требуемое качество распыливания топлива и одновременно хорошую плотность соединений, необходимую для нормальной работы форсунки.
Распылитель и игла форсунки Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 изготовлены из легированных сталей с последующей термической обработкой, обусловливающей высокую поверхностную твердость.
Кроме того, при механической обработке этих деталей выполняют специальные доводочные операции для получения высокой точности, геометрической правильности и хорошего качества отделки рабочих поверхностей деталей.
Так же как плунжерная пара и нагнетательный клапан топливного насоса, распылитель с иглой подбирают парами, и раскомплектовка их в процессе эксплуатации не допускается.
В нижней части корпуса распылителя имеются четыре сопловых отверстия 2 диаметром 0,32 мм, через которые топливо впрыскивается в камеру сгорания.
Внутреннее отверстие корпуса распылителя внизу переходит в конус, который служит седлом под уплотняющий конус иглы.
Фигурная камера 22 распылителя сообщается тремя наклонными каналами 5 с кольцевой канавкой 6 на верхнем торце корпуса распылителя.
Рис. 22. Форсунка Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337
1 — распылитель; 2 — сопловое отверстие распылителя; 3 — игла распылителя; 4 — гайка корпуса распылителя; 5 — наклонный канал; 6 — кольцевая канавка; 7 — корпус форсунки; 8 — штанга; 9 — тарелка пружины; 10 — пружина; 11 — уплотнительная шайба; 12 — регулировочный винт; 13 — гайка пружины; 14 — колпак; 15 — контргайка; 16 — втулка; 17 — обойма; 18 — сетчатый фильтр; 19 — штуцер; 20 — уплотнение штуцера; 21 — штифт; 22 —
фигурная камера распылителя.
Распылитель зафиксирован относительно корпуса форсунки двумя штифтами 21. В верхнюю часть корпуса форсунки ввернута гайка 13, на которую навернут колпак 14 с уплотнительной шайбой 11.
В гайку снизу ввернут регулировочный винт 12, упирающийся заплечиками в пружину 10.
Другой конец пружины через тарелку 9 давит на штангу 8, которая нижним концом с шариком прижимает иглу к гнезду распылителя, закрывая выходное отверстие.
Усилие предварительной затяжки пружины регулируется винтом 12, фиксируемым контргайкой 15.
В корпус сбоку на резьбе ввернут штуцер 19, по которому топливо подводится к форсунке, В конце штуцера установлен сетчатый фильтр 18 для последней очистки топлива перед поступлением к игле.
Резиновое уплотнение 20 на штуцере служит для герметизации пространства головки цилиндров в месте, где штуцер прикрывается крышкой головки.
Под торец гайки распылителя подложена медная гофрированная шайба, предотвращающая прорыв газов.
Форсунка Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 работает следующим образом. Топливо из насоса высокого давления по трубопроводу подается к штуцеру форсунки и, пройдя сетчатый фильтр, по вертикальному каналу в корпусе форсунки поступает в кольцевую канавку 6.
Из кольцевой канавки топливо по трем наклонным каналам поступает в камеру 22.
По мере движения плунжера насоса вверх (ход нагнетания) давление топлива в камере 22 увеличивается и передается на коническую поверхность иглы. Игла под действием давления топлива стремится подняться вверх.
Этому препятствует пружина 10, которая через штангу 8 прижимает иглу к гнезду, препятствуя тем самым поступлению топлива к сопловым отверстиям.
В тот момент, когда давление в полости камеры 22 превысит усилие, создаваемое пружиной 10, игла 3 поднимется вверх и откроет сопловые отверстия распылителя, через которые произойдет впрыск топлива в камеру сгорания.
Когда в насосе высокого давления происходит отсечка подачи топлива и давление в трубопроводе становится меньше давления, создаваемого пружиной, игла под действием пружины опускается в гнездо и поступление топлива в цилиндр двигателя прекращается.
Для предотвращения подтекания топлива в цилиндр двигателя в конце впрыска должна быть обеспечена резкая посадка иглы в гнездо.
Форсунки двигателя Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 отрегулированы на давление начала подъема иглы, равное 165+5 кГ/см2. Это давление в процессе эксплуатации проверяют на стенде и в случае необходимости восстанавливают изменением затяжки пружины 10 с помощью регулировочного винта 12.
Топливо, просачивающееся через зазор между иглой и корпусом распылителя, отводится из форсунки через отверстия в регулировочном винте 12 и колпаке 14.