03: Топливная система Scania HPI с блоком управления EDC S6. Руководство по выполнению операций. Издание 4. Scania CV AB 2005, Sweden
1 03:04-04 Издание 4 ru Топливная система Scania HPI с блоком управления EDC S6 Руководство по выполнению операций Scania CV AB 2005, Sweden
2 Содержание Содержание Общие сведения. 3 Снятие насос-форсунок. 4 Установка насос-форсунок. 5 Регулировка клапанных зазоров и усилия закрывания насосфорсунок. 7 Проверка давления и расхода в топливной системе Проверка герметичности топливной системы. 15 Равномерность работы цилиндров. 16 Замена топливного фильтра. 18 Прокачка топливной системы Топливная рампа, блок клапанов и электромагнитные клапаны Снятие и установка Клапан отсечки топлива Топливопровод Снятие Установка Электрические разъемы на блоке управления Снятие Scania CV AB 2005, Sweden 03:04-04
3 Общие сведения Общие сведения! ПРЕДOCTEРЕЖЕНИЕ! Высокое напряжение! Запрещается дотрагиваться до электрических разъемов электромагнитных клапанов, а также до проводов и контактных выводов на блоке управления при работающем двигателе или при пробных включениях электромагнитных клапанов с помощью команд программы «Scania diagnos». Блок управления вырабатывает импульсные сигналы управления электромагнитными клапанами. Напряжение сигналов управления составляет 120 В. Блок управления вырабатывает импульсные сигналы управления электромагнитными клапанами. Напряжение сигналов управления составляет 120 В. При этом в цепях управления электромагнитными клапанами возникает электрический ток величиной 7,5 А, который обеспечивает открытие клапанов насос-форсунок. Затем напряжение падает до 24 В, а ток — до 3,75 A. 03:04-04 Scania CV AB 2005, Sweden 3
4 Снятие насос-форсунок Снятие насос-форсунок Подготовительные операции: Крышка головки цилиндров, ось в сборе с коромыслами и траверсы привода клапанов демонтированы. Все демонтированные элементы должны быть соответствующим образом помечены, чтобы при сборке их можно было установить на свои места. Инструменты и оборудование Номер Наименование Рисунок Комплект инструментов Монтажная лопатка D Отверните болт крепления скобы. 2 С помощью монтажной лопатки снимите насос-форсунку. B B Scania CV AB 2005, Sweden 03:04-04
5 Установка насос-форсунок Установка насос-форсунок 1 Установите новые уплотнительные кольца. Смажьте уплотнительное кольцо моторным маслом. 2 Установите на насос-форсунку новую медную шайбу Установите насос-форсунку в гнездо головки цилиндра и усилием руки опустите ее насколько возможно. 4 Установите скобу и вверните болт. Запрессуйте насос-форсунку на место, затянув болт. 5 Отверните болт :04-04 Scania CV AB 2005, Sweden 5
6 Установка насос-форсунок 6 С помощью динамометрического ключа затяните болт крепления скобы моментом 20 Н м. Затем замените динамометрический ключ рукояткой с храповиком и доверните болт на угол 75. См. рис. ВНИМАНИЕ! При угловой затяжке болтов крепления скобы насос-форсунки системы HPI не следует использовать метки на крышке головки цилиндров, поскольку они для этого не предназначены. ВНИМАНИЕ! Проверьте, чтобы регулировочные винты коромысел были отвернуты. 20Nm + 75 o 105 Nm 7 Установите на место ось в сборе с коромыслами. Момент затяжки 105 Н м ВНИМАНИЕ! Проверьте, чтобы штанги толкателей и траверсы привода клапанов находились в правильном положении Отрегулируйте зазоры в клапанном механизме и усилие закрывания насосфорсунки Scania CV AB 2005, Sweden 03:04-04
7 Регулировка клапанных зазоров и усилия закрывания насос-форсунок Регулировка клапанных зазоров и усилия закрывания насос-форсунок Технические данные Зазор — впускные клапаны (на холодном двигателе) Зазор — выпускные клапаны (на холодном двигателе) 0,45 мм 0,70 мм Моменты затяжки Контргайка регулировочного винта коромысла привода клапанов 35 Н м Регулировочный винт коромысла привода насос-форсунки 6 Н м +60 Контргайка регулировочного винта на коромысле привода насосфорсунки 39 Н м Приспособления и специальный инструмент Номер Наименование Рисунок Комплект инструментов Приспособление для поворота маховика D Примечание: При замене всего механизма привода насос-форсунки или одного из элементов привода (роликового толкателя, штанги толкателя, коромысла или насосфорсунки) необходимо повторно отрегулировать усилие закрывания насосфорсунки через км пробега. Необходимость повторной регулировки вызвана тем, что в процессе приработки деталей усилие закрывания насос-форсунки уменьшается. 03:04-04 Scania CV AB 2005, Sweden 7
8 Регулировка клапанных зазоров и усилия закрывания насос-форсунок Порядок регулировки 1 С помощью приспособления поверните коленчатый вал (в направлении вращения при работе двигателя) и установите его так, чтобы в нижнем окне кожуха маховика появилась одна из меток. ВНИМАНИЕ! Проверьте и отрегулируйте клапанные зазоры и усилие закрывания насос-форсункина холодном двигателе. 2 Отрегулируйте клапанные зазоры и усилие закрывания насос-форсунки в соответствии с таблицей, приведенной ниже. Метка на маховике (градусы) Перекрытие клапанов на цилиндре Отрегулировать зазоры впускного и выпускного клапанов на цилиндре Отрегулируйте насос-форсунку на цилиндре Нижняя мертвая точка / / Нижняя мертвая точка / / Scania CV AB 2005, Sweden 03:04-04
9 Регулировка клапанных зазоров и усилия закрывания насос-форсунок Регулировка клапанных зазоров Впускные клапаны открываются коротким коромыслом, а выпускные клапаны — длинным коромыслом. 1 Убедитесь в том, что траверса привода клапанов находится в правильном положении. 2 С помощью плоского щупа проверьте зазор и регулировочным винтом коромысла установите правильное значение зазора. — Для впускных клапанов зазор должен составлять 0,45 мм. Регулировка насос-форсунок Усилие закрывания насос-форсунки должно соответствовать предписанному значению. Для того чтобы отрегулировать усилие закрывания, выполните следующее. 1 Смажьте маслом регулировочный винт коромысла привода насос-форсунки. 2 Затяните регулировочный винт моментом 6 Н м Затяните контргайку регулировочного винта моментом 39 Н м. — Для выпускных клапанов зазор должен составлять 0,70 мм. 3 Затяните контргайку регулировочного винта коромысла моментом 35 Н м. 03:04-04 Scania CV AB 2005, Sweden 9
10 Проверка давления и расхода в топливной системе Проверка давления и расхода в топливной системе Измерение давления топлива Приспособления и специальный инструмент Номер Наименование Рисунок Комплект инструментов Манометр 14 OIL 14 TURBO 8 FUEL 12 TURBO Давление топлива в блоке клапанов можно измерить с помощью программы «Scania Diagnos». Результат измерения будет соответствовать абсолютному давлению топлива, т.е.сумме атмосферного давления и избыточного давления, обеспечиваемого топливоподкачивающим насосом. Подключив манометр , к клапану выпуска воздуха на корпусе топливного фильтра, можно измерить давление подачи топлива перед фильтром. Манометр позволяет измерить избыточное давление топлива, которое обеспечивается топливоподкачивающим насосом. Инструкции по эксплуатации манометра содержатся в Инструкции 01: Подключение датчика давления Scania CV AB 2005, Sweden 03:04-04
11 Проверка давления и расхода в топливной системе Если возможно запустить двигатель 1 Подсоедините датчик давления к клапану выпуска воздуха, расположенному на корпусе топливного фильтра. 2 Запустите двигатель и измерьте давление топлива на оборотах холостого хода 500 об/мин. Минимальное давление составляет: 13,1 бар для двигателей DC1204 и DT ,6 бар для других типов двигателей 3 Измерьте также давление топлива при частоте 1500 об/мин. Если давление топлива превышает 25 бар, возможно, топливный фильтр забит и требует замены. Если давление топлива слишком мало, проверьте следующее: Перепускной клапан, расположенный в блоке клапанов. Перепускной клапан, расположенный в топливном фильтре. Топливопроводы и их соединения. Топливозаборник в баке. Топливоподкачивающий насос. Для того чтобы определить расположение неисправного элемента (до или после клапана отсечки топлива), выполните следующее. 1 Отсоедините от клапана отсечки топлива один из проводов управления. При отключении питания клапан будет находиться в закрытом положении. ВНИМАНИЕ! Не допускайте непрерывную работу стартера дольше 30 секунд. 2 Включите стартер и измерьте давление топлива. 3 Если давление увеличилось по сравнению с первым измерением, неисправный элемент расположен после клапана отсечки топлива. 03:04-04 Scania CV AB 2005, Sweden 11
12 Проверка давления и расхода в топливной системе Если двигатель запустить невозможно Если двигатель не запускается, одной из причин может быть слишком низкое давление топлива. ВНИМАНИЕ! Не допускайте непрерывную работу стартера дольше 30 секунд. Включите стартер примерно на 20 секунд. Одновременно проверьте величину давления топлива с помощью программы «Scania Diagnos». Программа «Scania Diagnos» позволяет получить давление топлива в корпусе блока клапанов. Если давление топлива в блоке клапанов отсутствует: 1 Измерьте давление в топливном фильтре. Если давление топлива не превышает 10 бар: 1 Проверьте плотность посадки запирающего элемента перепускных клапанов. 2 Если герметичность посадки не обеспечена, необходимо произвести очистку клапанов следующим образом: 3 Закрепите перепускной клапан в тисках. 2 Если давление в топливном фильтре в норме, возможно, что неисправен клапан отсечки топлива. Проверьте с помощью программы «Scania Diagnos» клапан отсечки топлива Откройте клапан, нажав на поршень с помощью отвертки, затем продуйте клапан сжатым воздухом. 5 Еще раз проверьте плотность посадки запирающего элемента перепускных клапанов. 12 Scania CV AB 2005, Sweden 03:04-04
13 Проверка давления и расхода в топливной системе Проверка расхода топлива Откройте клапан выпуска воздуха и включите стартер примерно на 20 секунд. Проверьте расход топлива, выходящего через полностью открытый клапан выпуска воздуха. Топливо из клапана не выходит 1 Проверьте, работает ли воздушный компрессор. Отверните трубопровод от выходного штуцера и проверьте наличие выходящего воздуха. Если воздушный компрессор не работает, проверьте исправность привода компрессора. 2 Если воздушный компрессор работает, проверьте исправность топливоподкачивающего насоса. Топливо выходит из клапана вместе с воздухом 1 Проверьте правильность установки и герметичность всасывающих трубопроводов топливозаборника. 2 Проверьте правильность установки и герметичность возвратного топливопровода, расположенного между перепускным клапаном и топливоподкачивающим насосом. 3 Проверьте наличие дренажа топлива из корпуса топливного фильтра. Фильтрующий элемент должен перекрывать сливной канал. Если неисправность обнаружить не удалось, отсоедините два всасывающих трубопровода от топливоподкачивающего насоса. Заглушите нижнее входное отверстие. Присоедините вспомогательную трубку к верхнему входному отверстию и опустите противоположный конец трубки в емкость с топливом или непосредственно в бак. 4 Включите стартер примерно на 20 секунд и проверьте наличие топлива, выходящего через полностью открытый клапан выпуска воздуха. 5 Если из клапана выпуска воздуха выходит струя топлива, закройте клапан и запустите двигатель. 6 Если двигатель запускается, то неисправный элемент находится между топливоподкачивающим насосом и топливным баком. 7 Проверьте исправность всасывающих топливопроводов и топливозаборника, затем проверьте исправность топливоподкачивающего насоса. 03:04-04 Scania CV AB 2005, Sweden 13
14 Проверка давления и расхода в топливной системе Примечание: Все работы, связанные с разгерметизацией топливной системы, необходимо завершать следующими операциями. Запустите двигатель и проверьте наличие течи топлива. Дайте двигателю поработать до тех пор, пока он не начнет работать устойчиво и равномерно. После завершения работы проверьте наличие и удалите из памяти блока управления все коды неисправности (воспользовавшись программой «Scania Diagnos»). 14 Scania CV AB 2005, Sweden 03:04-04
15 Проверка герметичности топливной системы Проверка герметичности топливной системы Описанные ниже операции позволяют проверить герметичность топливной системы (всасывающая часть и нагнетающая часть до клапана отсечки топлива). Проверка остаточного давления в топливной системе 1 Подключите к клапану выпуска воздуха на корпусе топливного фильтра манометр См. подраздел «Измерение давления топлива». 2 Запустите и затем заглушите двигатель. Снимите показания манометра. 3 Давление топлива сначала должно увеличиться примерно до 26 бар (давление открытия предохранительного клапана) и затем упасть примерно до 4бар. 4 После этого давление топлива должно медленно снижаться до нуля, при условии, если прокачка системы была выполнена должным образом. 5 Если давление топлива падает до нуля быстрее 5 минут, то в системе имеются слишком большие утечки. 6 Проверьте топливопроводы, обратный клапан топливозаборника, перепускные клапаны и клапан отсечки топлива. 03:04-04 Scania CV AB 2005, Sweden 15
16 Равномерность работы цилиндров Равномерность работы цилиндров Приведенные ниже примеры показывают, как можно диагностировать неисправности топливной системы по отклонениям в равномерности работы отдельных цилиндров двигателя. Контроль равномерности работы цилиндров осуществляется с помощью программы «Scania Diagnos». Как правило, неисправность связана с теми цилиндрами, которые получают большую цикловую подачу топлива, чем остальные. Поэтому поиск неисправности следует начинать именно с этих цилиндров двигателя. Неисправность электромагнитного клапана опережения впрыска топлива Если один из электромагнитных клапанов опережения впрыска топлива неисправен, блок управления увеличит цикловую подачу топлива в цилиндры соответствующей группы В показанном на рисунке примере неисправен электромагнитный клапан задней группы цилиндров (4-й, 5-й и 6-й цилиндры). Этот электромагнитный клапан подлежит замене. Если неисправен электромагнитный клапан опережения впрыска топлива, при работе двигателя на холостом ходу при частоте 1500 об/мин будет наблюдаться повышенное дымление двигателя (белый дым) Пример диаграммы для контроля равномерности работы цилиндров двигателя (программа «Scania Diagnos») Scania CV AB 2005, Sweden 03:04-04
17 Равномерность работы цилиндров Неисправность впускного или выпускного клапана При наличии неисправного впускного или выпускного клапана блок управления увеличит цикловую подачу топлива в цилиндр с неисправным клапаном. В показанном на рисунке примере неисправен один из клапанов 6-го цилиндра Пример диаграммы для контроля равномерности работы цилиндров двигателя (программа «Scania Diagnos»). Неисправность насос-форсунки Если насос-форсунка не открывается в фазе заполнения топливом, блок управления увеличит цикловую подачу топлива в этот цилиндр (в данном примере — в 5-й цилиндр). В показанном на рисунке примере неисправна насос-форсунка пятого цилиндра. Для того чтобы проверить, поступает ли вообще в цилиндр топливо, можно измерить температуру отработавших газов Пример диаграммы для контроля равномерности работы цилиндров двигателя (программа «Scania Diagnos»). 03:04-04 Scania CV AB 2005, Sweden 17
18 Замена топливного фильтра Замена топливного фильтра Снятие Приспособления и специальный инструмент Номер Наименование Рисунок Комплект инструментов Головка Тележка для проведения технического обслуживания Откройте клапан выпуска воздуха на топливном фильтре, для того чтобы полностью стравить остаточное давление. Отворачивание крышки топливного фильтра может быть затруднено, если в системе осталось избыточное давление. 6 Извлеките старый фильтрующий элемент из крышки фильтра, осторожно отогнув его в сторону. Примечание: Топливо, вытекающее из клапана выпуска воздуха, необходимо собирать в подходящую емкость. 2 Отверните крышку фильтра, используя подходящий инструмент с шестигранной головкой, например, головку Примечание: Запрещается использовать разводной или рожковый гаечный ключ, так как это может привести к повреждению крышки топливного фильтра. 3 Извлеките из корпуса фильтра крышку вместе с фильтрующим элементом, подняв ее вверх. После демонтажа фильтрующего элемента корпус топливного фильтра опорожнится от топлива автоматически (медленно). Примечание: Если дренажный канал не действует, остатки топлива должны быть удалены вручную. 4 Отверните предохранительный клапан и продуйте сетчатый фильтр (в корпусе фильтра) сжатым воздухом. 5 Протрите начисто дно корпуса топливного фильтра. 18 Scania CV AB 2005, Sweden 03:04-04
19 Замена топливного фильтра Установка Моменты затяжки Крышка топливного фильтра 25 Н м Приспособления и специальный инструмент Номер Наименование Рисунок Комплект инструментов Головка Тележка для проведения технического обслуживания Установите на крышку новое уплотнительное кольцо. Смажьте уплотнительное кольцо специальной смазкой Nm 2 Установите новый фильтрующий элемент в крышку до щелчка пружинного фиксатора. ВНИМАНИЕ! Необходимо сначала установить фильтрующий элемент в крышку, а затем вставлять его в корпус фильтра. В противном случае можно повредить фильтрующий элемент. 3 Нажав вниз, установите фильтрующий элемент (в сборе с крышкой) в корпус фильтра. Затяните крышку с помощью накидного гаечного ключа или торцевой головки, например, Момент затяжки 25 Н м. ВНИМАНИЕ! Затягивайте крышку фильтра предписанным моментом, иначе фильтрующий элемент может сломаться. Запрещается использовать разводной или рожковый гаечный ключ, так как это может привести к повреждению крышки топливного фильтра. B :04-04 Scania CV AB 2005, Sweden 19
20 Замена топливного фильтра 4 Прокачайте топливную систему, как описано в разделе «Прокачка топливной системы». Примечание: Все работы, связанные с разгерметизацией топливной системы, необходимо завершать следующими операциями. Запустите двигатель и проверьте наличие течи топлива. Дайте двигателю поработать до тех пор, пока он не начнет работать устойчиво и равномерно. После завершения работы проверьте наличие и удалите из памяти блока управления все коды неисправности (воспользовавшись программой «Scania Diagnos»). Снятие топливопровода между топливным фильтром и топливной рампой При снятии топливопровода между топливным фильтром и топливной рампой доступ к штуцеру на рампе будет затруднен. Для облегчения снятия сначала отверните штуцер на топливном фильтре, затем с помощью специального изогнутого ключа отверните штуцер на топливной рампе Scania CV AB 2005, Sweden 03:04-04
21 Прокачка топливной системы Прокачка топливной системы 1 Наденьте прозрачную пластиковую трубку на клапан выпуска воздуха, расположенный на корпусе топливного фильтра. ВНИМАНИЕ! Не допускайте непрерывную работу стартера дольше 30 секунд. 2 Полностью откройте клапан выпуска воздуха и включите стартер. Проворачивайте коленчатый вал до полного удаления воздуха из топливной системы. Струя топлива должна быть сплошной и не содержать пузырьков воздуха. 3 Закройте клапан прокачки и снимите со штуцера пластиковую трубку. 4 Запустите двигатель и проверьте его на предмет утечек топлива. B :04-04 Scania CV AB 2005, Sweden 21
22 Топливная рампа, блок клапанов и электромагнитные клапаны Топливная рампа, блок клапанов и электромагнитные клапаны Снятие и установка Дополнительные указания, касающиеся отдельных позиций на рисунке Поз. Наименование Примечание 4 Уплотнения Проверьте правильность установки уплотнений. 13 Полый болт Момент затяжки 23 Н м. 18 Клапан отсечки топлива Клапан отсечки топлива включает в себя несколько свободно устанавливаемых незакрепленных элементов. При отсоединении клапана эти элементы отделяются. Сборка клапана описана ниже. 28 Болт Момент затяжки 26 Н м. 22 Scania CV AB 2005, Sweden 03:04-04
23 Топливная рампа, блок клапанов и электромагнитные клапаны 1 4 (6x) 7 (6x) 6 (5x) 13 (6x) 23 Nm 14 3 (2x) (2x) 2 (2x) 8 (4x) (4x) 25 (2x) 31 (2x) (4x) (2x) 27 (4x) 26 Nm (12x) 24 (2x) 34 (4x) 11 (12x) 9 (2x) 10 (2x) Топливная рампа 2 Кронштейн* 3 Штуцер топливопровода 4 Уплотнения 5 Уплотнительное кольцо* 6 Уплотнительное кольцо 7 Уплотнение 8 Болт* 9 Электромагнитные клапаны цикловой подачи 10 Электромагнитные клапаны опережения впрыска 11 Болт 12 Болт 13 Полый болт 14 Блок клапанов 15 Пробка 16 Уплотнение 17 Уплотнительное кольцо 18 Клапан отсечки топлива 19 Распылитель 20 Уплотнительное кольцо 21 Блок клапанов 22 Предохранительный клапан 23 Штуцер топливопровода 24 Болт 25 Уплотнение 26 Гидравлический демпфер 27 Болт 28 Болт 29 Уплотнение 30 Штуцер 31 Болт 32 Датчики 33 Уплотнительное кольцо 34 Уплотнительное кольцо 35 Фиксирующее кольцо 36 Фильтр * Устанавливается только на автомобили с датчиками давления топлива. 03:04-04 Scania CV AB 2005, Sweden 23
24 Топливная рампа, блок клапанов и электромагнитные клапаны Клапан отсечки топлива Сборка Соберите элементы клапана отсечки топлива в порядке, показанном на рисунке. Уплотнительные кольца A — одинаковые. ВНИМАНИЕ! Проверьте, чтобы прокладка В была ориентирована правильно. См. рис. Если прокладка будет ориентирована неправильно, запуск двигателя может быть затруднен. A B Scania CV AB 2005, Sweden 03:04-04
25 Топливопровод Топливопровод Снятие Приспособления и специальный инструмент Номер Наименование Рисунок Комплект инструментов Приспособление для демонтажа D5-B1! ПРЕДOCTEРЕЖЕНИЕ! В топливопроводах может быть остаточное давление топлива. При отсоединении топливопроводов используйте защитные очки. 1 Обработайте средством для удаления продуктов коррозии соединения топливопроводов на топливозаборнике. 2 Продуйте соединения сжатым воздухом для удаления грязи Примечание: Важно, чтобы топливозаборник был чистым. Это обеспечит возможность доступа приспособления для отжатия лапок фиксирующих втулок. 03:04-04 Scania CV AB 2005, Sweden 25
26 Топливопровод 3 Возьмитесь рукой за топливопровод и потяните его несколько раз в обе стороны, чтобы освободить уплотнительные кольца в топливозаборнике. Ход топливопровода должен составлять 1-2 мм Наденьте на топливопровод приспособление Scania CV AB 2005, Sweden 03:04-04
27 Топливопровод 5 Осторожно нажмите на топливопровод по направлению к топливозаборнику и затем нажмите на приспособление в том же направлении. Примечание: Не тяните за топливопровод, когда нажимаете на приспособление. Фиксаторы топливопровода устроены иначе по сравнению с традиционными фиксаторами трубопроводов Вытяните топливопровод вместе с приспособлением из отверстия топливозаборника. Примечание: Приспособление должно находиться на топливопроводе :04-04 Scania CV AB 2005, Sweden 27
28 Топливопровод Установка 1 Проверьте, чтобы уплотнительные кольца топливопровода были исправны и смазаны. Для смазки колец можно использовать дизельное топливо или специальную смазку (красного цвета), предназначенную для уплотнительных колец. Проверьте также исправность фиксирующих колец в топливозаборнике Вставьте топливопровод в отверстие топливозаборника и нажмите на трубку до щелчка Scania CV AB 2005, Sweden 03:04-04
29 Электрические разъемы на блоке управления Электрические разъемы на блоке управления Снятие Для того чтобы облегчить демонтаж разъемов, рекомендуется использовать простое приспособление из стальной проволоки, показанное на рис :04-04 Scania CV AB 2005, Sweden 29