- Схемы строповки механизмов
- Схемы строповки труб
- Схемы строповки металлопроката
- Схемы строповки оборудования
- Складирование труб
- СТО 43.99.90 ПОГРУЗО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ РАБОТЫ И СХЕМЫ СТРОПОВКИ ГРУЗОВ
- 1. Область применения
- 2. Нормативные ссылки
- 3. Термины, определения, обозначения и сокращения
- 3.1. Термины и определения:
- 3.2 Сокращения:
- 4. Ответственность
- 4.1. Ответственность за выполнение требований установленных данным СТО несут:
- 4.2. Контроль над соблюдением требований установленных данным СТО несут:
- 5. Общие положения
- 6. Погрузо-разгрузочные работы
- 8. Виды основных грузозахватных приспособлений
Схемы строповки механизмов
Добрый день, дорогие друзья. Я рад Вас приветствовать на страницах информационно-инженерного портала Веб-Механик. Сегодня мы рассмотрим тему — Схемы строповки механизмов.
Что такое схемы строповки?
При строповке груза необходимо соблюдать следующие требования:
- Владельцем крана или эксплуатирующей организацией должны быть разработаны способы правильной строповки и зацепки грузов, которым должны быть обучены стропальщики.
- Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов должны быть выданы на руки стропальщикам и крановщикам или вывешены в местах производства работ.
- Владельцем крана или эксплуатирующей организацией также должны быть разработаны способы обвязки деталей и узлов машин, перемещаемых кранами во время их монтажа, демонтажа и ремонта, с указанием применяемых при этом приспособлений, а также способов безопасной кантовки грузов, когда такая операция производится с применением крана.
- Схемы строповки и кантовки грузов и перечень применяемых грузозахватных приспособлений должны быть приведены в технологических регламентах.
- Строповка металлопроката и пиломатериалов, как и других грузов, должна производиться в соответствии со схемами строповки.
- Для строповки предназначенного к подъему груза должны применяться стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона. Стропы общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90 град.
- При строповке грузов стропа накладывать на основной массив груза без узлов, перекруток и петель, под острие ребра грузов подкладывать специальные подкладки, предохраняющие стропы от повреждений, обвязывать груз таким образом, чтобы во время его перемещения исключить падение его отдельных частей (доски, брёвна, прутки, трубы и т.д) и обеспечивалось его устойчивое положение при перемещении. Строповку длинномерных грузов следует производить не менее чем в двух местах.
- Зацепку железобетонных и бетонных изделий, а так же других грузов, снабжённых петлями, рымами, цапфами, производить за все предусмотренные для подъёма в соответствующем положении петли, рымы, цапфы.
Схемы строповки труб
Схемы строповки металлопроката
Схемы строповки оборудования
Резервуар
Вентиль, задвижка
Корпусная деталь
Оборудование в таре
Агрегат
Складирование труб
При укладке железно-бетонных труб подкладки кладут параллельно под цилиндрическую поверхность трубы, трубы укладывают так, чтобы раструбы двух соседних рядов были обращены в разные стороны. Трубы последующего ряда располагаются перпендикулярно трубам предыдущего.
Трубы диаметром 1400 мм и более укладывают о один ряд. Число труб в штабеле не должно превышать следующих значений:
СТО 43.99.90 ПОГРУЗО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ РАБОТЫ И СХЕМЫ СТРОПОВКИ ГРУЗОВ
1. Область применения
Настоящий стандарт содержит практические рекомендации по погрузо-разгрузочным работам, видам грузозахватных приспособлений и строповке грузов.
Стандарт разработан в целях предотвращения несчастных случаев, снижения травматизма и профессиональных заболеваний, устранения опасности для жизни, вреда для здоровья людей, опасности возникновения пожаров или аварий.
2. Нормативные ссылки
Настоящий стандарт разработан с учётом требований следующих нормативных документов:
— РД 11-06-2007 Методические рекомендации о порядке разработки проектов производства работ грузоподъемными машинами и технологических карт погрузочно-разгрузочных работ;
— СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования»;
— СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство»;
— СНиП 23-05-95* «Естественное и искусственное освещение»;
— ГОСТ 12.3.020-80* «ССБТ. Процессы перемещения грузов на предприятиях. Общие требования безопасности»;
— ГОСТ 12.1.046-85 «ССБТ. Строительство. Нормы освещения строительных площадок»;
— ГОСТ 12.3.009-76* Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности;
— ГОСТ 9238-83 ;Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм;
— ГОСТ 25573-82* «Стропы грузовые канатныетные»;
— ПОТ РМ-007-98 Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов;
— ПОТ РО-200-01-95 «Правила по охране труда на автомобильном транспорте»;
— ППБ 01-03 Правила пожарной безопасности в Российской Федерации;
— МИ СМК 82.19.13 «Инструкция по оформлению изложению стандартов»;
— СТО СМК 70.22.11 «Стандартизация. Порядок создания, управления и применения стандартов»;
— СТО СМК 70.22.11 «Стандартизация терминов и определений».
Если ссылочный документ заменён (изменён), то при пользовании настоящим СТО следует руководствоваться заменённым (изменённым) стандартом. Если ссылочный документ отменён без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины, определения, обозначения и сокращения
В настоящем стандарте применены термины в соответствии с Градостроительным кодексом, ГОСТ 16504-81.
3.1. Термины и определения:
Стандарт: документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их хранения.
Строповка грузов: технологическая операция по креплению конструкции к крюку крана для подъёма.
3.2 Сокращения:
СТО – стандарт организации;
ППР – проект производства работ;
ППРк – проект производства работ кранами;
ПОС – проект организации строительства;
ИТР – инженерно-технические работники;
ВУЗ – высшее учебное заведение.
4. Ответственность
4.1. Ответственность за выполнение требований установленных данным СТО несут:
4.2. Контроль над соблюдением требований установленных данным СТО несут:
— участники (члены) ООО «ИВК»;
— управляющий проектом по созданию стандартов;
5. Общие положения
5.1 Данный стандарт предназначен для использования при разработке ППР, ПОС, другой технологической документации, для контроля качества выполнения работ заказчиками, генеральными подрядчиками и надзорными органами, при обучении и повышении квалификации рабочих и ИТР, в учебном процессе в строительных ВУЗах и техникумах.
5.2 Данный стандарт разработан для обеспечения рациональными решениями по организации погрузо-разгрузочных работ и строповке грузов.
5.3 При составлении данного СТО были подготовлены и приняты решения по выбору схем строповки грузов:
— организации площадок под погрузо-разгрузочные работы;
— организации погрузо-разгрузочных работ;
— видам основных грузозахватных приспособлений;
— схемам строповки грузов.
5.4 При привязке данного стандарта к конкретному объекту и условиям строительства содержаниия: места погрузо-разгрузочных работ, способам строповки грузов.
6. Погрузо-разгрузочные работы
6.1 Площадки для погрузочно-разгрузочных работ спланировать с уклоном не более 1:10, а их размеры и покрытие должно соответствовать проекту производства работ. Спуски и подъемы в зимнее время очищать от льда и посыпать песком или шлаком. Транспортные средства и оборудование, используемое для погрузочно-разгрузочных работ, должны соответствовать характеру перевозимого груза.
6.2. Площадки, где производятся погрузочно-разгрузочные работы, должны быть освещены.
6.3. Погрузочно-разгрузочные работы выполнять механизированными способами с применением подъемно-транспортного оборудования и средств механизации. Механизированный способ погрузочно-разгрузочных работ является обязательным для грузов массой свыше 50 кг, а также при подъеме грузов на высоту более 2 м.
6.4. Погрузочно-разгрузочные работы выполнять под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ с кранами и назначенного приказом руководителя организации.
Ответственным за производство погрузочно-разгрузочных работ держани исправность грузоподъемных механизмов, такелажа, приспособлений, подмостей и прочего погрузочно-разгрузочного инвентаря, а также разъяснять работникам их обязанности, последовательность выполнения операций, значение подаваемых сигналов и свойства материалов, подаваемых к погрузке (разгрузке).
6.5. Машинистов грузоподъемных машин и стропальщиков обучить способам правильной строповки и зацепки грузов.
6.6. Грузозахватные приспособления снабдить клеймом или прочно прикрепленной металлической биркой с указанием номера, паспортной грузоподъемности и даты испытания. Грузозахватные приспособления, кроме клейма (бирки), снабдить паспортом. Перечень и вид основных грузозахватных приспособлений см. п.7.
6.7. В процессе эксплуатации съемных грузозахватных приспособлений и тары владельцу периодически производить их осмотр в следующие сроки:
— траверс, клещей и других захватов и тары – каждый месяц;
— стропов (за исключением редко используемых) – каждые 10 дней;
— редко используемых съемных грузозахватных приспособлений – перед выдачей их в работу.
Выявленные в процессе осмотра поврежденные грузозахватные приспособления изымаются из работы.
6.8. Графическое изображение способов строповки и зацепки, а также перечень основных перемещаемых грузов с указанием их массы выдавать на руки стропальщикам и машинистам кранов и помещать на стендах в местах производства работ.
Примеры схем строповок грузов указаны в п. 8.
Образец стенда со схемами строповок см. п. 9.
6.9. В местах производства погрузочно-разгрузочных работ и в зоне работы грузоподъемных машин запретить нахождение лиц, не имеющих непосредственного отношения к этим работам.
6.10. Перед погрузкой или разгрузкой сборных железобетонных конструкций монтажные петли осмотреть, очистить от раствора или бетона и при необходимости выправить без повреждения конструкций.
6.11. В местах постоянной погрузки и разгрузки автомашин и полувагонов уструстроить стационарные эстакады или навесные площадки для стропальщиков. Настил эстакад должен быть ниже борта полувагона на 150 мм. Эстакады оборудовать инвентарными лестницами для доступа стропальщиков в полувагоны и защитными ограждениями. Эстакады устроить вдоль вагона с противоположной стороны от направления перемещения дезов. Опускать груз на автомашину, а также поднимать с нее груз при нахождении людей в кузове или в кабине автомашины запретить.
Нахождение людей в полувагонах при перемещении груза запретить.
6.12. При размещении автомобилей на погрузочно-разгрузочных площадках расстояние между автомобилями, стоящими друг за другом (в глубину), организовать не менее 1 м, а между автомобилями, стоящими рядом (по фронту), — не менее 1,5 м.
Если автомобили устанавливать для погрузки или разгрузки вблизи здания, то между зданием и задним бортом автомобиля (или задней точкой свешиваемого груза) обязательно соблюсти интервал не менее 0,5 м.
Расстояние между автомобилем и штабелем груза организовать не менее 1 м.
6.13. Лица, выполняющие такелажные или стропальные работы при погрузке или разгрузке грузов, обязаны проходить специальное обучение с выдачей удостоверения на право производства этих работ.
6.14. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ не допускается строповка деза, находящегося в неустойчивом положении, а также исправление положения элементов строповочных устройств на приподнятом грузе, оттяжка груза при косом расположении грузовых канатов.
6.15. Подъем контейнеров и ящиков с оборудованием без сведения о массе и способе их строповки, а также железобетонных и бетонных изделий, не имеющих маркировки и указаний о фактической массе, запретить. Перемещение груза неизвестной массы производить только после определения его фактической массы.
6.16. Перемещение мелкоштучных грузов производить в специально для этого предназначенной таре, при этом исключать возможность выпадения отдельных грузов. Подъем кирпича на поддонах без ограждения разрешить производить при погрузке в транспортное средство и разгрузке его на землю.
6.17. При подъеме груза, установленного вблизи стены, колонны, штабеля, железнодорожного вагона, стойки или другого оборудования, не допускать нахождение людей (в т.ч. стропальщика) между поднимаемым грузом и указанными частями здания, конструкции или оборудования; это требование также выполнять при опускании и перемещении груза.
6.18. Перемещение длинномерных грузов при производстве погрузочно-разгрузочных работ в стесненных условиях производить параллельно границе опасной зоны с держаниием от случайного разворота с помощью гибких оттяжек.
7. Рекомендуемая знаковая сигнализация при перемещении грузов кранами
Операция | Рисунок | Сигнал |
Поднять груз или крюк | | Прерывистое движение рукой вверх на уровне пояса. Ладонь обращена вверх, рука согнута в локте |
Опустить груз или крюк | | Прерывистое движение рукой вниз перед грудью, ладонь обращена вниз, рука согнута в локте |
Передвинуть кран (мост) | | Движение вытянутой рукой, ладонь, обращена в сторону требуемого движения |
Передвинуть тележку | | Движение рукой, согнутой в локте, ладонь обращена в сторону требуемого движения тележки |
Повернуть стрелу | | Движение рукой, согнутой в локте, ладонь обращена в сторону требуемого движения стрелы |
Поднять стрелу | | Движение вверх вытянутой рукой, предварительно опущенной до вертикального положения, ладонь раскрыта |
Опустить стрелу | | Движение вниз вытянутой рукой, предварительно подня-той до вертикального положения, ладонь раскрыта |
Стоп (прекратить подъем или передвижение) | | Резкое движение рукой вправо и влево на уровне пояса, ладонь обращена вниз |
Осторожно (применяется перед подачей какого-либо из перечисленных выше сигналов при необходимости незначительного перемещения) | | Кисти рук обращены ладонями одна к другой на небольшом расстоянии, руки при этом подняты вверх |
8. Виды основных грузозахватных приспособлений
8.1 Строп канатный одноветвевой типа 1 СК
8.2 Строп канатный двухветвевой типа 2 СК
8.3 Строп канатный четырехветвевой типа 4 СК1