Схема смазочной системы двигателя зил 130

Схема смазочной системы двигателя зил 130

Смазочная система двигателя смешанная: масло подается под давлением и разбрызгиванием. Охлаждается масло в радиаторе.

Масляный насос —двухсекционный, шестеренный. Верхняя секция масляного насоса подает масло в смазочную систему двигателя через центрифугу, а нижняя секция — в масляный радиатор. Редукционный клапан, встроенный в крышку масляного насоса, отрегулирован на давление 320 кПа (3,2 кгс/см2), не менее, и перепускает масло из напорной полости масляного насоса во всасывающую. Перепускной клапан, встроенный в корпус нижней секции масляного насоса, отрегулирован на давление 120 кПа (1,2 кгс/см2).

Фильтр очистки масла — центробежный, с реактивным приводом (центрифуга), включен в смазочную систему последовательно. Корпус фильтра вращается под действием реактивной силы, создаваемой струей масла, вытекающей из корпуса через два жиклера.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Правильность вращения центрифуги проверяется на слух. После остановки двигателя исправная центрифуга продолжает вращаться 3 мин, при этом слышен своеобразный звук. Под действием возникающих центробежных сил механические частицы, находящиеся в масле, отбрасываются к боковым стенкам крышки корпуса, на которых они откладываются, в результате чего образуется плот-ыи осадок. Этот осадок удаляют при чистке центрифуги, одновременно со сменой масла в картере двигателя.

Для очистки центрифуги надо остановить двигатель и дать стечь маслу из центрифуги в течение 20—30 мин.

Затем рекомендуется выполнить следующее:
1) отвернуть гайку и снять кожух;
2) вывернуть пробку в корпусе и вставить в отверстие стержень, удерживающий корпус от вращения;
3) отвернуть гайку крышки ключом для завертывания свечей, снять крышку корпуса вместе с гайкой;
4) снять вставку центрифуги и сетчатый фильтр;
5) очистить от отложений и грязи снятые детали, промыть их, при сильном засмолении сетки фильтра, если ее нельзя промыть и продуть, а также при ее разрывах следует сменить сетчатый фильтр;
6) очистить от грязи прокладку кожуха.

Повреждение прилегающего к прокладке торца кожуха недопустимо, так как приводит к течи масла.

Сборку проводить в обратной последовательности. Сетчатый фильтр установить, как показано на рис. 18, отцентрировав его по буртику корпуса центрифуги.

Перед установкой кожуха необходимо проверить, легко ли вращается от руки центрифуга. Гайку крепления кожуха следует затягивать усилием, не превышающим усилия руки. Запрещается отвертывать гайку 16 на оси центрифуги и снимать корпус с оси для очистки от отложений грязи во избежание повреждения подшипников. Только в случае неудовлетворительного вращения корпуса на оси необходимо после снятия крышки отвернуть гайку на оси, снять шайбы и корпус 3 с оси и проверить состояние узла ось — втулка. При снятии корпуса с оси нужно предотвратить выпадение Упорного кольца шарикоподшипника в корпус фильтра. При засорении втулок следует промыть их в бензине или керосине. В случае засорения жиклеров прочищать их нужно таким образом, чтобы не повредить калиброванное отверстие. Установку корпуса 3 на ось 9 проводят в обратной последовательности.

После очистки и окончательной сборки проверяют вращение Центрифуги на прогретом двигателе на слух.

Вентиляция картера — принудительная, с отсосом картерных разов во впускной трубопровод двигателя через специальный клапан (рис. 19), сообщающийся с внутренней полостью двигателя. При работе двигателя с прикрытой дроссельной заслонкой под действием большого разрежения во впускном трубопроводе клапан поднимается вверх и уменьшает площадь проходного сечения до величины, необходимой для прохода малого объема газов, прорывающихся в картер двигателя. При работе двигателя с полностью открытой дроссельной заслонкой разрежение во впускном трубопроводе снижается, и клапан опускается вниз, открывая проходное сечение.

Перед клапаном на выходе из внутреннего пространства двигателя картерные газы проходят через маслоуловитель, отделяющий частицы масла от отсасываемых газов. Наружный воздух попадает -в картер двигателя через воздушный фильтр 1, объединенный с маслозаливной горловиной. Очищать и промывать этот фильтр надо при смене масла в двигателе.

Читайте также:  Охлаждающая жидкость для двигателя ваз 21214

Масляный радиатор — воздушного охлаждения, из оребренной алюминиевой трубки, установлен перед основным радиатором системы охлаждения двигателя. Масляный радиатор должен быть постоянно включен, и отключать его следует только при пуске холодного двигателя при температуре окружающего воздуха ниже 0 °С.

Проверка уровня масла в картере двигателя проводится по указателю, на котором нанесены три метки: «Долей», «Полно» и метка в виде прямоугольника выше метки «Полно» (рис. 4). Метка «Полно» показывает нормальный уровень масла в картере двигателя, прогретого до рабочей температуры.

Уровень масла в картере нужно проверять перед каждым выездом автомобиля, а во время длительных рейсов — при каждом осмотре автомобиля в пути. Для проверки уровня масла необходимо остановить двигатель, подождать 2—3 мин пока стечет масло, вынуть и обтереть указатель уровня масла, вставить его до упора и, вынув вновь, определить уровень. Если уровень масла ниже метки «Долей», эксплуатация автомобиля запрещается, и необходимо долить масло до метки «Полно».

При длительной стоянке автомобиля из масляного фильтра и каналов в блоке цилиндров двигателя в картер дополнительно стекает некоторое количество масла, в результате чего уровень масла до пуска двигателя превышает метку «Полно». Поэтому при проверке уровня масла до пуска двигателя после длительной стоянки нормальный уровень должен быть не выше прямоугольной метки. Превышение нормального уровня, соответствующего метке «Полно» на горячем двигателе или прямоугольной метке на холодном, не допускается.

Периодичность замены масла в двигателе указана в карте смазывания.

Схема смазочной системы двигателя зил 130

Смазочная система двигателя ЗИЛ-130

1. По плакату или рис. 2.15 изучите общее устройство системы. Уясните название ее деталей. Изучите схему подачи масла к трущимся поверхностям деталей.

Во время работы двигателя масло из масляного картера через масло-приемник 15 засасывается в секции масляного насоса

3. Верхняя секция по каналу 4 в задней перегородке блока цилиндров нагнетает масло в фильтр 6 центробежной очистки (центрифугу). Из фильтра очищенное масло подается в маслораспределительную камеру 5. Небольшая часть масла, разбрызгиваемая через форсунки фильтра, стекает в масляный картер. Из маслораспределительной камеры 5 масло поступает в два продольных магистральных канала 8 и 14, выполненных в левом и правом рядах цилиндров блока.

Из переднего конца правого магистрального канала 14 масло по трубке 9 подается в компрессор 7 и после смазки его деталей сливается по трубке 10 в масляный картер.

Из левого магистрального канала 8 масло поступает к пяти коренным подшипникам коленчатого вала, а от них по каналам в щеках — к шатунным. При совпадении отверстий нижних головок шатунов с каналами шатунных шеек оно выбрызгивается из отверстий 18 на стенки цилиндров и поршней (рис. 2.15, г). Масло, снимаемое со стенок цилиндров маслосъемными поршневыми кольцами, отводится через отверстия в канавках внутрь поршней. Им смазываются поршневые пальцы в бобышках поршней и в верхних головках шатунов.

От коренных подшипников коленчатого вала масло подается к четырем подшипникам распределительного вала, а к пятому заднему масло поступает из маслораспределительной камеры 5. По каналу в передней шейке масло подводится к упорному фланцу, а от него стекает и смазывает распределительные шестерни.

В средней шейке распределительного вала просверлены отверстия, при совпадении которых с отверстиями в блоке цилиндров (один раз при каждом обороте распределительного вала) масло пульсирующей струей направляется в каналы, выполненные в блоке и в каждой головке цилиндров. Из них через каналы 16 в стойках осей коромысел (рис. 2.15, б) масло поступает внутрь по-лых осей 17 коромысел (рис. 2.15, в), а оттуда ко втулкам и далее по каналам в коротких плечах к сферическим опорам штанг. Через отверстия с противоположных сторон коромысел масло выбрызгивается на клапаны и механизмы их поворота. Кулачки распределительного вала смазываются маслом, стекающим по штангам, а толкатели — под давлением из магистральных каналов.

Читайте также:  Электронная схема автомобиля иж 2126

Нижняя секция насоса при открытом кране подает масло в

масляный радиатор на охлаждение.

Рис. 2.15. Схема смазочной системы двигателя ЗИЛ-130: а — общая схема смазывания; б — ход масла к осям коромысел; в — ход масла по коромыслу; г — смазывание стенок цилиндра; 1 — трубка подачи масла в масляный радиатор; 2 — края включения масляного радиатора; 3 — масляный насос; 4 — канал, подводящий масло от насоса к фильтру; 5 — маслораспределительная камера; 6 — фильтр центробежной очистки масла; 7 — кривошипно-шатунная группа компрессора, смазываемая разбрызгиванием; 8 -левый магистральный канал; 9 — трубка подачи масла для смазки компрессора; 10 — трубка для слива масла из компрессора; 11 — масляный радиатор; 12 — трубка для слива масла из радиатора; 13 — полости для очистки масла в шатунных шейках коленчатого вала; 14 — правый магистральный канал; 15 — маслоприемник; 16 — канал в стойке оси коромысел клапанов; 17 — полая ось коромысел; 18 — отверстие в теле шатуна для подачи смазки на стенку цилиндра

Рис. 2.16. Масляный насос двигателя ЗИЛ-130 и схема его работы: а — конструкция; б — схема работы; 1 — корпус нижней секции; 2 — болт, соединяющий корпуса насосных секций; 3 — прокладки; 4 -ведомая шестерня верхней секции; 5 — вал насоса; 6 -корпус верхней секции; 7 -ведущая шестерня верхней секции; 8 — стопорное
кольцо; 9 — перегородка; 10 — штифт; 11 — ведущая шестерня нижней секции; 12 -ведомая шестерня нижней секции; 13 — редукционный клапан; 14 — место для установки крана
масляного радиатора; 15 -перепускной клапан; 16 -верхняя секция; 17 — нижняя секция

2. Изучите устройство и работу масляного насоса. Он состоит из двух секций: верхней, нагнетающей масло через фильтр центробежной очистки в смазочную систему двигателя, и нижней, подающей масло в масляный радиатор.
Приводимые во вращение валом насоса шестерни зубьями

захватывают масло из всасывающих полостей и подают его в нагнетательные полости (всасывающие полости по объему больше нагнетательных) и далее к выходным отверстиям (рис. 2.16, б). При повышении давления масла в нагнетательной полости верхней секции 16 свыше 32 кПа открывается редукционный клапан 13 и масло частично перепускается из нагнетательной полости во всасывающую. Нижней секцией насоса через кран, ввернутый в ее корпус, масло подается в масляный радиатор. Давление в этой секции поддерживается клапаном в пределах 12. 15 кПа. При увеличении давления масло перепускается через клапан 15 обратно во всасывающую полость насоса.

3. Изучите работу и конструкцию масленой центрифуги (рис. 2.17).

4. Изучите схему работы центробежного фильтра. Она действует так же, как центрифуги дизелей.

Очищенное масло через щель вверху вставки 7 поступает в радиальные отверстия оси 9, а оттуда через трубку 18 и отверстие 26 в распределительную камеру блока цилиндров.. При запуске холодного двигателя густое масло частично через клапан 23 перепускается неочищенным в распределительную камеру.

Схема смазочной системы двигателя зил 130

Глава III. СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ ЗИЛ-130


СХЕМА СИСТЕМЫ СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ ЗИЛ-130

Система смазки двигателя комбинированная (рис. 57).

Под давлением смазываются подшипники коленчатого вала, боковые поверхности толкателей, подшипники распределительного вала, коромысла, верхние сферические опоры штанг толкателей, опоры промежуточного валика привода распределителя, опоры валика масляного насоса, упорный фланец распределительного вала.

Разбрызгиванием и самотеком масло подается к боковым поверхностям гильз цилиндров, направляющим втулкам клапанов, кулачкам распределительного вала, шестерням привода распределительного вала и масляного насоса, втулкам верхних головок шатунов, нижним сферическим опорам штанг толкателей.

Масло заливается в масляный картер двигателя, из которого оно через неподвижный маслоприемник 15 засасывается масляным насосом 3, подающим масло по каналу 4 в корпус полнопоточного центробежного масляного фильтра.

Читайте также:  Поворачивающиеся задние колеса машины

Масло, прошедшее фильтрацию, поступает в маслораспределительную камеру 5, расположенную в задней перегородке блока. Из этой камеры оно по двум продольным каналам диаметром 14,5 мм направляется к толкателям и коренным подшипникам коленчатого вала. Направляющие отверстия под толкатели в блоке цилиндров пересекают продольные масляные каналы в нем, масло из которых омывает боковые поверхности толкателей.

Из левого продольного канала по отдельным наклонным каналам диаметром 7 мм масло подается к коренным подшипникам коленчатого вала. На поверхности обоих вкладышей коренного подшипника имеется маслораспределительная канавка, а на коренной шейке вала — отверстие диаметром 6 мм для подачи масла к шатунной шейке коленчатого вала. Из специального канала большого диаметра на шатунной шейке (центробежного сепаратора) масло по каналу поступает к шатунному подшипнику. От коренного подшипника по вертикальному каналу диаметром 7 мм через отверстие в верхнем вкладыше из маслораспределительной канавки масло подается к подшипнику распределительного

вала. Таким образом смазываются первый, второй, третий и четвертый подшипники этого вала. Пятый (задний) подшипник смазывается маслом, поступающим по каналу в теле блока из маслораспределительной камеры. Подача масла к упорному подшипнику распределительного вала пульсирующая. В передней опорной

шейке этого вала сделан канал, при совпадении которого с масло-подводящим отверстием в подшипнике к упорному подшипнику подается порция масла. При такой подаче смазки во время пуска холодного двигателя исключается появление задиров в этом узле, где со стальной пластиной с одной стороны соприкасается стальная опорная шейка, а с другой — чугунная ступица шестерни распределительного вала.

Гильза цилиндра смазывается разбрызгиваемым маслом, вытекающим из шатунных подшипников и специальных отверстий

в теле шатуна и шатунном вкладыше. В момент совпадения отверстия в шатунном вкладыше с масляным каналом в шатунной шейке порция масла выпрыскивается на боковую стенку гильзы цилиндра.

К коромыслам масло подается от средней шейки распределительного вала, в которой просверлены три отверстия. В момент соединения этих отверстий, что бывает 1 раз за оборот распределительного вала, к осям коромысел левого и правого рядов по каналам диаметром 8 мм в блоках цилиндров поступает масло. Через паз на опорной поверхности стойки масло идет в кольцевой зазор между средней опорной стойкой оси коромысел и болтом крепления этой стойки и затем внутрь полой оси коромысел, из которой оно по отверстиям диаметром 3 мм в ее стенке подается ко втулкам коромысел. По каналу в коротком плече коромысла масло поступает к верхним сферическим опорам штанг. Регулировочный виит коромысла имеет боковую проточку, находящуюся в зоне отверстия в коротком плече коромысла, а также отверстия для подачи масла к опорам штапг. Через другое отверстие во втулке коромысла масло самотеком подается к клапанам и механизмам вращения.

Подача смазки к осям коромысел сделана пульсирующей, чтобы ограничить количество масла, подаваемого в этот узел двигателя.

Рис. 57. Схема смазки двигателя:
а — общая схема смазки; б — подача масла к осям коромысла; в — подача масла к штанге; г — смазка стенок цилиндра; 1 — трубка подачи масла в масляный радиатор; 2 — кран включения масляного радиатора; 3 — масляный насос; 4 — канал, подводящий масло от насоса к фильтру; 5 — маслораспределительная камера;» — полнопоточная центрифуга; 7 — воздухоочиститель; 8 — подача масла к кривошйпно-ш ату иной группе компрессора (разбрызгиванием); 9 — левый продольный канал; 10 — трубка подачи масла для смазки компрессора; 11 — трубка для слива масла из компрессора; 12 — трубка для слива масла из радиатора; 13 — центробежные ловушки для очистки масла в шатунных шейках коленчатого вала; 14 — правый продольный канал; 15 — маслоприемник; 16 — канал в стойке коромысла; 17 — полая ось коромысла; 18 — отверстие в теле шатуна для подачи смазки на боковую поверхность гильз цилиндров

Оцените статью