- Схема смазки двигателя ямз 240
- Дизельные двигатели грузовых автомобилей и тракторов. Запасные части, регулировки и ремонт.
- Система смазки дизеля ЯМЗ-240
- Схема смазки двигателя ямз 240
- Дизельные двигатели грузовых автомобилей и тракторов. Запасные части, регулировки и ремонт.
- Техническое обслуживание системы смазки ЯМЗ-240
Схема смазки двигателя ямз 240
Смазочная система двигателя ЯМЗ-240Б
1. С помощью плаката и на двигателе изучите действие смазочной системы и приборов, составляющих ее. Смазочная система — комбинированная. Определите, какие пары деталей смазываются под давлением, какие — разбрызгиванием.
2. На двигателе рассмотрите расположение всех приборов системы. По плакату проследите пути движения масла по каналам блока ко всем парам трущихся деталей. Обратите внимание, что детали газораспределения смазываются от единой магистрали
18 (рис. 2.8), расположенной в валике оси толкателей. Масло подается к каждому коромыслу по пустотелой штанге.
Найдите канал и маслопровод 16 подачи масла в картер топливного насоса и слива 17 масла из него. Проследите путь масла в гидромуфту 13 привода вентилятора.
Двигатель имеет предпусковую прокачку масла. Перед пуском двигателя предпусковой насос 8, приводимый электромотором, закачивает масло из поддона и через обратный клапан 6 подает его в систему. Это обеспечивает подачу масла до пуска к основным трущимся поверхностям, что значительно уменьшает их износ.
3. Изучите конструкцию и работу приборов смазочной системы.
4. Изучите масляный насос (см. задание 2).
5. Изучите фильтр грубой очистки масла (рис. 2.9). Найдите входной канал подвода масла в корпус фильтров и выходной канал в главную масляную магистраль. Изучите пути движения масла через фильтр и при срабатывании перепускного сливного
клапана. При перепаде давления до и после фильтра
0,25. 0,3 МПа плунжер 10 перепускного клапана направляет неочищенное масло из выходного канала сразу в магистраль. В пробке клапана 13 установлен датчик сигнализатора, при касании его штифта плунжер клапана замыкает электрическую цепь, и в кабине водителя загорается сигнальная лампочка.
Давление масла в системе поддерживает сливной клапан 21 (рис. 2.8) в пределах 0,52. 0,56 МПа.
6. Изучите фильтр тонкой очистки масла (центрифугу) (рис. 2.9). Найдите входные каналы в оси 18 центрифуги, входные каналы в корпусе ротора 19, каналы, ведущие к форсункам.
Изучите работу центрифуги. От насоса по каналам в корпусе центрифуги, по оси 18 через отверстия масло попадает под стакан ротора. В верхней части ротора имеется щель, образованная кожухом 21. Через нее и каналы масло поступает к форсункам 23.
При давлении не менее 0,5 МПа и температуре 70. 100 °С масло выбрасывается из сопел форсунок и создает реактивную силу, которая раскручивает ротор до 5000. 6000 мин-1. При такой частоте вращения происходит центробежная очистка масла внутри ротора. Чистое масло из центральной части ротора проходит через щель, образованную кожухом 21, к форсункам 23 и далее в поддон двигателя. Такая центрифуга называется неполнопоточной, так как через нее проходит около 20 % масла, подаваемого насосом.
7. Изучите масляный радиатор. Рассмотрите его расположение и крепление на двигателе, способ соединения с маслопроводами.
Изучите систему вентиляции картера. Найдите на двигателе сапун. Изучите по плакату его устройство.
8. Изучите насос предпусковой прокачки вместе с электродвигателем. Найдите входной и нагнетательный патрубки. На плакате и насосе рассмотрите действие предпусковой прокачки. Насос обеспечивает подачу в систему масла при перепаде давления 0,9. 1,1 МПа. В смазочной системе клапаны регулируют на соответствующее давление.
Рис. 2.8. Схема смазочной системы двигателя ЯМЗ-240Б:
А — высокое давление; Б — всасывание масла; В — смазывание разбрызгиванием; 1 — редукционный клапан основной секции; 2 — масляный насос; 3 -выход масла к радиатору; 4 — редукционный клапан радиаторной секции; 5 — маслоприемник; 6 — запорный клапан насоса предпусковой прокачки; 7 и 20 — перепускные клапаны; 8 — насос предпусковой прокачки; 9 — коленчатый вал; 10 — слив масла от радиатора; 11 — канал подвода масла к коленчатому валу; 12 — центрифуга; 13 — гидромуфта; 14 — включатель гидромуфты; 15 — маслозаливная горловина; 16 — подвод масла к топливному насосу высокого давления; 17 — слив масла из насоса; 18 — ось толкателей;
19 — фильтр грубой очистки; 21 — сливной клапан
Рис. 2.9. Фильтры двигателя ЯМЗ-240Б: а — фильтр грубой очистки; б — фильтр тонкой очистки (неполнопоточная центрифуга); 1 — корпус; 2 — центрирующий упор; 3 — прокладка; 4 — фильтрующий элемент; 5 — колпак; 6 — стяжной болт; 7 — уплотнительная чаша; 8 и 11 — пружины; 9 — заглушка; 10 — плунжер перепускного клапана; 12 -шток; 13 — пробка с датчиком сигнализатора; 14, 15 и 17 — гайки; 16 — упорная шайба; 18 — ось ротора; 19 — корпус ротора; 20 — стакан; 21 — кожух;
22 — уплотнительное кольцо; 23 — форсунка
Дизельные двигатели грузовых автомобилей и тракторов. Запасные части, регулировки и ремонт.
Система смазки дизеля ЯМЗ-240
Система смазки предназначена для непрерывной подачи масла к попарно работающим деталям, отвода от них тепла и удаления продуктов износа.
Смазочная система дизеля ЯМЗ-240 схематично показана на рисунке 13.
При работе двигателя секция 27 масляного насоса затягивает масло через заборник 1 из поддона 3 и нагнетает его через фильтр 5 тонкой очистки масла в полости коленчатого вала 22 и далее к шатунным подшипникам, оси 20 толкателей, фильтру 4 центробежной очистки масла и по наружным трубкам к пневмокомпрессору 13 и гидромуфте 10 привода вентилятора.
От шатунных подшипников масло по сверлениям в стержнях шатунов 18 подается к втулкам верхних головок шатунов и поршневым пальцам.
От оси 20 толкателей масло поступает к подшипникам распредвала 21, в полые штанги 16 (по сверлениям в толкателях) и далее к подшипникам коромысел (по сверлениям в регулировочных винтах и коромыслах 15).
Секция 26 масляного насоса подает масло в радиатор 12.
Масло, выдавливаемое из зазоров, разбрызгивается деталями шатунно-поршневой группы и смазывает гильзы цилиндров, поршни, толкатели, кулачки распредвала и шестерни распределительного механизма, после чего стекает непосредственно в поддон.
Из фильтра центробежной очистки масла, пневмокомпрессора и радиатора масло сливается в поддон по наружным трубкам.
Для предотвращения износа коренных и шатунных подшипников коленвала перед пуском дизеля включают электродвигатель маслозакачивающего насоса 25 и создают в смазочной системе давление 0,1 МПа.
Клапаны смазочной системы регулируют в соответствии с паспортными данными.
Масляный насос ЯМЗ-240 — шестеренного типа, двухсекционный. Секции насоса разделены проставкой, в которой выполнено общее впускное отверстие.
При номинальной частоте вращения коленчатого вала и температуре масла 353-358К (80-85С) подача нагнетающей секции насоса 130 л/мин, а радиаторной — 34 л/мин.
Боковой зазор между зубьями шестерни, привода масляного насоса и промежуточной шестерни 2 равен 0,25-0,37 мм.
Его регулируют прокладками толщиной 0,3 мм. Устанавливая их под привалочную плоскость фланца корпуса насоса.
Фильтр тонкой очистки масла — сдвоенный, с бумажными фильтрующими элементами и двумя клапанами (перепускным и дифференциальным).
Фильтрующие элементы соединены между собой параллельно и подключены к главной масляной магистрали дизеля последовательно. Устройство этого фильтра показано на рисунке 15.
При работе дизеля ЯМЗ-240Б масло из насоса через канал в корпусе 1 поступает между колпаком 4 и наружной поверхностью элемента, проходит через фильтровальную бумагу, очищаясь от механических примесей, и попадает в главную масляную магистраль.
В корпусе фильтра расположены перепускной 9 (соединяет полости с нефильтрованным и фильтрованным маслом) и дифференциальный 21 (соединяет полость фильтрованного масла со сливной) клапаны.
При засорении фильтрующих элементов или пуске дизеля на холодном масле повышенной вязкости перепускной клапан перемещается вправо.
В момент открытия перепускного канала шток 12 сигнализатора замыкает контакты электрической цепи, и сигнальная лампочка 16 загорается.
При дальнейшем движении клапана вправо сжимается пружина 10, поджимая контакты.
При возвращении клапана в первоначальное положение электрическая цепь размыкается под действием пружины 18 клапана, зазор h восстанавливается, и лампочка гаснет.
При превышении расчетного давления в системе дизеля ЯМЗ-240Б масло отжимает дифференциальный клапан 21 и сливается в поддон до тех пор, пока давление масла на клапан не уравновесится давлением пружины 22.
Поджатие пружины обеспечивается вращением резьбовой пробки 20.
Фильтр центробежной очистки масла ЯМЗ-240 — однороторная реактивная центрифуга с наружным гидроприводом, в котором масло очищается под действием центробежных сил, возникающих при вращении ротора. Фильтр подсоединен параллельно масляному насосу.
Гидропривод назван наружным потому, что ротор вращается под действием пары реактивных сил, возникающей при истечении масла из двух насадков (форсунок) изнутри ротора в пространство между колпаками ротора и фильтра.
Поступающее под давлением масло поднимается по сверлениям в оси в полость между ротором и его колпаком 9, а затем вытекает через тангенциально расположенные сопла, приводя во вращение ротор.
Под действием центробежных сил механические примеси отбрасываются к стенкам колпака и отлагаются на нем плотным слоем. Очищенное в фильтре масло сливается в поддон дизеля.
Маслозакачивающий насос — односекционный, шестеренный с приводом от электродвигателя МН-01, развивающего мощность 500 Вт при напряжении 24В и частоте вращения 3100 мин-1.
Электродвигатель крепят хомутами к кронштейну, установленному слева внизу на блок-картере двигателя ЯМЗ-240Б.
Насос прикреплен к электродвигателю болтами и приводится во вращение через соединительную муфту 9 (рис. 17), надетую на шлицевые концы вала ротора электродвигателя и ведущей шестерни 14 насоса.
В корпусе установлен перепускной клапан 4. При давлении в полости нагнетания 1,1-1,3 МПа клапан 4 открывается, и полость нагнетания соединяется с полостью всасывания.
При температуре масла 323-328К (50-55С), давлении в полости нагнетания 0,9 МПа и частоте вращения 2500 мин-1 подача насоса не менее 10 л/мин.
Схема смазки двигателя ямз 240
Система смазки дизеля ЯМЗ-240Б (трактор К-701)
Система смазки двигателя, устройство которой иллюстрирует схема на рис. 2.5, выполнена по принципу мокрого картера и является смешанной. Циркуляция масла в ней обеспечивается шестеренчатым масляным насосом 2, нагнетающая секция которого из поддона подает масло к полнопоточному, со сменными фильтрующимй элементами фильтру 17. Контроль за степенью загрязнения фильтрующих элементов осуществляется по контактному датчику, установленному в перепускном, клапане 18. При разности давлений до и после фильтра 0,25—0,3 МПа клапан открывается и часть неочищенного масла поступает непосредственно в масляную магистраль, о чем сигнализирует лампочка светового сигнализатора, установленная в кабине водителя. Указанная разность давлений может иметь место или при засорении элементов фильтра, или при пуске двигателя в холодное время (при повышенной вязкости масла). Из фильтра масло по каналам в блоке и в корпусе упорного подшипника поступает во внутреннюю полость коленчатого вала 9, к шатунным подшипникам и далее через каналы в шатунах — к подшипникам верхних головок шатунов. Из него же оно поступает во внутреннюю полость оси толкателей, в толкатели, и их штанги и через каналы в регулировочном винте и коромысле — к подшипникам коромысел. Из оси толкателей масло подводится также к подшипникам распределительного вала 15, Часть его из масляного канала блока цилиндров по наружной трубке поступает в гидравлическую муфту 12 включения вентилятора. Прошедшее через двигатель масло сливается в поддон. Для закачки смазки перед пуском двигателя используется электрический маслозака-чивающий насос 8. Дифференциальным клапаном 19, отрегулированным на давление 0,4-0,45 МПа, обеспечивается указанная стабилизация его в системе.
Двухсекционный масляный насос изображен на рис. 2.6. Его основная секция нагнетает масло в систему смазки, а радиаторная подает его в масляный радиатор. Секции насоса отделены друг от друга проставкой 4, имеющей общее всасывающее отверстие. Нормальная производительность нагнетающей секции насоса при температуре масла 75. 85 °С не менее 118 л/мин, а радиаторной — 34 л/мин. Насос приводится во вращение от шестерни коленчатого вала через промежуточную шестерню. Боковой зазор между их зубьями поддерживается в пределах 0,25—0,37 мм и регулируется прокладками. Установит
лен масляный насос на задней перегородке нижней плоскости блока.
Рис. 2.6. Двухсекционный масляный насос:
1 — корпус нагнетающей секции; 2 — штифт; 3, 5 — ведущие шестерни; 4 —
проставка; 6, 16, 17 — шпонки; 7 — корпус радиаторной секции; 8 — упорное кольцо; 9, 12, 14 — ведомые шестерни; 10 — редукционный клапан; 11 стяжной болт; 13 — ось; 15 — ведущий валик; 18 — стопорная шайба редукционного клапана; 19 — корпус редукционного клапана; 20 — редукционный клапан; 21 — пружина клапана; 22 — колпачок клапана
Дизельные двигатели грузовых автомобилей и тракторов. Запасные части, регулировки и ремонт.
Техническое обслуживание системы смазки ЯМЗ-240
При ЕТО в процессе осмотра выявляют и устраняют подтекание масла, проверяют его уровень и при необходимости доливают масло в картер двигателя ЯМЗ-240, топливный насос высокого давления и регулятор частоты вращения, а также проверяют на слух легкость вращения ротора фильтра центробежной очистки масла.
При ТО-1 (через 60 м/ч) промывают фильтр центробежной очистки масла.
При ТО-2 (через 240 м/ч) заменяют масло, фильтрующие элементы фильтра тонкой очистки масла.
Уровень масла проверяют по меткам на маслоизмерительном стержне не раньше чем через 5 мин после остановки дизеля ЯМЗ-240БМ2-4.
Проверка уровеня масла:
— Устанавливают машину на горизонтальной площадке, открывают крышку капота и очищают головку маслоизмерительного стержня от пыли и грязи.
— Отворачивают маслоизмерительный стержень с резьбовой части трубки, вытаскивают его, протирают ветошью и вставляют в трубку до упора, не ввертывая.
— Вынимают и осматривают стержень. Если уровень масла близок к метке Н (низ), доливают масло до метки В (верх). Аналогично проверяют уровень масла в топливном насосе высокого давления и регуляторе частоты вращения.
— Маслоизмерительный стержень топливного насоса имеет одну метку, означающую верх. Нижней меткой служит конец (обрез) стержня. Масло доливают до метки на стержне.
При замене отработанное масло необходимо сливать из агрегатов сразу после остановки дизеля (пока не остыло) через отверстия в поддоне и в нижней части крышки регулятора частоты вращения.
Из ТНВД масло удаляют с помощью специального шприца.
Операции выполняют в следующем порядке:
— Устанавливают машину горизонтально или с некоторым наклоном в сторону сливной пробки. Открывают крышку капота.
— Очищают от пыли и грязи крышку маслозаливной горловины и открывают ее.
— Очищают от пыли и грязи поддон в зоне сливной пробки. Устанавливают под поддон противень и сливают отработанное масло.
— Завинчивают пробку сливного отверстия поддона и заливают масло в горловину из маслораздаточной колонки дозировочным пистолетом или из чистой заправочной посуды через воронку.
— Устанавливают на место крышку заливной горловины. Пускают дизель и после 5-10 мин работы останавливают его. Проверяют уровень масла в картере и при необходимости корректируют его.
При проведении сервиса на станции технического обслуживания перед заменой масла промывают смазочную систему двигателя ЯМЗ-240БМ2-4 с помощью установки ОМ-2871В, пригодной также для мойки топливных и гидробаков, полостей картеров и коробок передач без их предварительной разборки.
Фильтр центробежной очистки масла промывают в такой последовательности:
— Отворачивают гайку и снимают колпак.
— Отворачивают гайку, снимают упорную шайбу и ротор.
— Отворачивают гайку, снимают шайбу и колпак ротора.
— Удаляют деревянным скребком с колпака и ротора осадок, промывают их в дизельном топливе. Прочищают отверстия в соплах латунной проволокой.
— Собирают фильтр в обратном порядке, проверив состояние прокладки, шайб и сетки. При необходимости заменяют детали.
Фильтрующие элементы фильтра тонкой очистки масла ЯМЗ-240 заменяют в такой последовательности:
— Отворачивают на 3-4 оборота болт крепления нижнего колпака фильтра и сливают масло в подставленную посуду.
— Выворачивают болт крепления нижнего колпака фильтра и снимают колпак вместе с элементом.
— Извлекают фильтрующий элемент из колпака.
— В том же порядке снимают верхний колпак с элементом.
— Промывают колпаки фильтров в дизельном топливе.
— Собирают фильтр с новыми фильтрующими элементами и новыми прокладками из комплекта 240-1017038-А2. Применение других элементов не допускается.
— Устанавливают фильтр, пускают дизель и при подтекании масла подтягивают болты крепления колпаков.
— Если лампочка сигнализатора загорается на прогретом дизеле, то элементы следует заменять ранее указанного срока.
Допускается их промывка в бензине или дизельном топливе с удалением отложений и продувкой изнутри сжатым воздухом.
Фильтрующий элемент масляного фильтра турбокомпрессора заменяют в такой последовательности:
— Вывинчивают сливную пробку, сливают масло из корпуса фильтра и завинчивают пробку.
— Выворачивают болт крепления корпуса, снимают корпус и удаляют старый фильтрующий элемент.
— Промывают корпус в бензине или дизельном топливе.
— Помещают в корпус новый фильтрующий элемент, прокладку болта, болт и прокладку корпуса; устанавливают корпус с новым элементом на место и затягивают болт крепления корпуса.
— Пускают двс ЯМЗ-240БМ2-4 и работают на минимальной частоте холостого хода до появления давления масла в корпусе подшипников турбокомпрессора.
— Для устранения подтекания масла подтягивают болты крепления, пробку и при необходимости заменяют прокладки.
— Клапаны смазочной системы снимают и промывают при снятом поддоне дизеля. Отгибают замковые шайбы, вынимают клапаны, промывают их в дизельном топливе и устанавливают на место.
— При неисправности клапан разбирают и заменяют вышедшие из строя детали.