Схема смазки двигателя днепр

Схема смазки двигателя днепр

Система смазки мотоцикла Днепр-12

Система смазки двигателя — комбинированная (под давлением и разбрызгиванием). Схема смазки приведена на рис. 6.

Основным масляным резервуаром является нижняя часть картера двигателя.

Масло засасывается из поддона через сетчатый фильтр 4 шестеренчатым насосом, приводящимся в действие от распредели-

тельного вала при помощи пары шестерен со спиральными зубьями В корпусе масляного насоса установлены две шестерни, кото-ые нагнетают масло в главную магистраль 37. Из магистрали Р(аСло подается по каналам 24 и 35 к двум маслоуловителям 8, из которых поступает в пальцы кривошипа и смазывает шатунные подшипники, по каналу 17 к левому (по ходу мотоцикла) цилиндру л через трубку 32 к шестерням распределения и генератора. Излишки масла выливаются из маслоуловителей и шатунных подшипников и разбрызгиваются по всему картеру.

Интенсивное разбрызгивание масла и высокая температура способствуют образованию в картере густого масляного тумана, которым смазываются рабочие поверхности цилиндров, поршневые пальцы, втулки малых головок шатунов, кулачки, коренные шарикоподшипники, направляющие толкателей и клапанов. Для обеспечения более надежной смазки заднего подшипника распределительного вала в картере имеется специальный карман 9, в котором осаждается часть разбрызгиваемого масла. Из кармана масло по каналу 10 поступает самотеком к подшипнику. Аналогично смазывается подшипник шестерни привода маслонасоса.

Разбрызгиваемое масло попадает на верхнюю стенку левого цилиндра в недостаточном количестве, так как это место оказывается недоступным для масляных капель, которые срываются с коленчатого вала. Здесь масляный туман не обеспечивает необходимой смазки. Поэтому в левом цилиндре по каналу 17 масло подается к кольцевой канавке на фланце цилиндра и оттуда через три отверстия 13 к верхней стенке цилиндра.

Чтобы избежать выбивания масла через сальники и прокладки в момент схождения поршней в обоих цилиндрах, предотвратить потерю мощности на сжатие воздуха в картере и удалить отработавшие газы, пробивающиеся через поршневые кольца из камер сгорания в полость картера, на конце распределительного вала смонтирован золотниковый сапун 42 (рис. 5).

При схождении поршней отверстие в сапуне совпадает с отверстием вентиляционной трубки 28, благодаря чему картер сообщается с атмосферой. При расхождении поршней сапун прекращает сообщение картера с атмосферой, в последнем создается разрежение, и масляный туман отсасывается из коробки распредительных шестерен в картер.

Даже кратковременное отсутствие или недостаток смазки может привести к аварии. Признаками недостатка смазки являются чрезмерное перегревание цилиндров и головок, снижение мощности, стуки в двигателе.

Доливать масло в картер двигателя необходимо из чистой посуды и обязательно через воронку с сеткой, не допуская попадания в картер пыли, грязи и влаги.

Смена масла производится при горячем двигателе, предварительно очистив от грязи пробки сливного и заливного отверстий. Через каждые 10 ООО км пробега систему смазки двигателя следует промывать. Для этого нужно слить отработанное масло, завинтить пробку сливного отверстия и залить в картер 1,5 л промывочного масла, запустить двигатель и, дав ему поработать 2—3 мин на средних оборотах, снова слить масло. Снять и промыть поддон картера. После этого залить в картер свежее масло. В зимнее время масло перед заливкой надо подогревать до температуры 70—80 °С.

Рис. 6. Схема смазки двигателя:
1 — корпус масляного насоса; 2, 20 — ведущая шестерня; 3 — ведомая шестерня; 4 — фильтр масляного насоса; 5 — масляный резервуар; 6 — фильтр масляного стока; 7 — палец криво шипа; 8 — маслоуловитель; 9 — масляный карман; 10 — маслопроводный канал; 1 — соединительная штанга; 12 — сверление в клапанной коробке; 13 — отверстие в левом цилиндре 14 — поршневое маслосъемное кольцо; 15 — отверстие для смазки поршневого пальца; 16-пробка наливного отверстия; 17 — маслопроводной канал цилиндра; 18 — прокладка корпус масляного насоса; 19 — пробка сливного отверстия; 21 — шестерня привода масляного насос 22 — соединительная муфта ведущей шестерни; 23 — выходное отверстие масляного насос

24 — масляный канал к заднему подшипнику; 25 — маслосточный канал; 26 — сальник криво шипа; 27 — задний корпус подшипника; 28 — входное отверстие масляного насоса; 29 — радиальное отверстие в пальце кривошипа; 30 — задний опорный шарикоподшипник; 31 —Углубление для смазки шестерни привода масляного насоса; 32 — маслопроводная трубка 33 — передний опорный шариковый подшипник; 34 — радиусное углубление в корпусе подшипника; 35 — канал переднего подшипника; 36 — сливное отверстие; 37 — главная магистраль; 38 смазочное отверстие в корпусе подшипника; 39 — кольцевая канавка; 40 — углубление для ввода масла

Схема смазки двигателя днепр

МОТОЦИКЛ ДНЕПР-11. СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ

Система смазки двигателя — комбинированная (под давлением и разбрызгиванием). Схема смазки приведена на рис. 12.

Масло заливается в картер двигателя через заливное отверстие и закрывается пробкой 2 с маслоизмерительным стержнем. Отсюда масло засасывается через сетчатый фильтр 3 шестеренчатым насосом, установленным в корпусе переднего подшипника, который приводится в действие от шестерни, находящейся в зацеплении с ведущей шестерней распределительного механизма. В масляном насосе имеются две шестерни, которые установлены в корпусе и нагнетают масло в главную магистраль 7. Для предотвращения повышения давления масла в системе выше допустимого в корпусе масляного насоса установлен редукционный клапан 5.

При нормальной работе масляной системы избыточное давление масла отжимает редукционный клапан и излишек масла

перепускается обратно во всасывающий канал масляного насоса.

Редукционный клапан в процессе эксплуатации регулировать не нужно.

Из магистрали масло подается в кольцевую канавку в корпусе переднего подшипника, откуда подается по каналу в корпус центрифуги. Очищенное в центрифуге масло по маслоотводному каналу Е коленчатого вала и маслоподводному каналу Б в щеке коленчатого вала подается в ловушки Г, находящиеся в шатунных шейках коленчатого вала, откуда через отверстие В попадает во вкладыши шатунов.

Читайте также:  Топливный фильтр для дизельного двигателя с насосом

Быстродвижущиеся части кривошипно-шатунного механизма способствуют интенсивному разбрызгиванию масла, образованию в картере масляного тумана, которым смазываются рабочие поверхности цилиндров, поршневые пальцы, верхние головки шатунов, направляющие толкателей, коренные подшипники качения, шестерни газораспределения, шарикоподшипники и кулачки распределительного вала, толкатели и другие трущиеся детали.

Распыленное масло, попадая в пазы О толкателей, поступает в кожухи штанг, оседает в них и стекает в головки цилиндров. Здесь оно разбрызгивается клапанами, пружинами и смазывает клапаны и коромысла. Излишек масла стекает по дренажной трубке 6 обратно в картер двигателя.

Если на двигателе установлены грибовидные толкатели 20 (рис. 5), распыленное масло попадает в кожухи штанг через отверстия в картере около направляющих втулок толкателей.

Для стока скапливающегося масла, отраженного сальником маховика, служит маслосточный канал А в картере двигателя.

Для предохранения от просачивания масла из картера к сцеплению предусмотрен резиновый сальник на ступице маховика, а от попадания масла к прерывателю — резиновый сальник на распределительном валу.

Центрифуга является фильтром тонкой очистки масла. До нее масло очищается только сеткой приемника масла. Алюминиевый корпус 8 (рис. 13) и крышка 6 центрифуги установлены на передней шейке коленчатого вала, фиксируются шпонкой и закрепляются болтом 1 через специальную шайбу 3, установленную в крышке центрифуги.

Для предотвращения самопроизвольного отвинчивания болта 1 установлена стопорная шайба 2. Между корпусом и крышкой центрифуги установлен экран 9 с одним продолговатым отверстием для прохода масла из полости корпуса в полость крышки центрифуги и дальше по каналам к шатунным подшипникам. Правильное положение отверстия в экране относительно каналов обеспечивается усиком, который входит в корпус центрифуги.

Корпус и крышка центрифуги уплотнены специальным кольцом 7. Для уменьшения утечки масла между шайбой и торцом коленчатого вала установлено уплотнительное кольцо 4.

Уход за системой смазки

При эксплуатации мотоцикла уровень масла в картере двигателя следует поддерживать у верхней метки маслоизмерительного стержня. При понижении уровня до нижней метки стержня работа двигателя не допускается. Доливать масло нужно из чистой посуды и обязательно через воронку с сеткой, не допуская попадания в картер двигателя пыли, грязи и влаги.

При проверке уровня масла надо протереть маслоизмерительный стержень и опустить его в заливное отверстие картера до упора, не завинчивая пробку. Смена масла производится при горячем двигателе.

При смене масла в картере двигателя следует тщательно очистить от грязи пробки сливного и заливного отверстий картера и вывинтить их. Далее слить отработанное масло, завинтить пробку сливного отверстия, залить свежее масло.

Через каждые 10000 km пробега систему смазки двигателя следует промывать. Для этого вывинтить пробку сливного отверстия, слить отработанное масло, завинтить пробку и залить в картер 1,2—1,5 1 масла для промывки, пустить двигатель и, дав ему проработать 2—3 мин, снова слить масло. Снять и промыть поддон картера. После этого залить в картер свежее масло.

В зимнее время масло перед заливкой надо разогреть до температуры 70 — 80°С.

Следует помнить, что даже кратковременное нарушение работы системы смазки может привести к поломке двигателя.

Признаками недостаточной смазки является чрезмерное перегревание цилиндров и головок, падение мощности и стук в двигателе.

Работа системы смазки контролируется датчиком 8 (рис. 12) аварийного давления масла мембранного типа, который срабатывает при падении давления в системе до 0,13—0,18 Мпа (1,3—1,8 кг/cm2).

Сигнализатором падения давления является контрольная лампа датчика аварийного давления масла, установленная на

панели приборов. При включении зажигания контрольная лампа загорается, после пуска двигателя гаснет. Горение контрольной лампы при работающем двигателе указывает на неисправность датчика или двигателя. В этих случаях эксплуатация двигателя до обнаружения и устранения дефекта недопустима.

В случае мгновенного загорания контрольной лампы датчика аварийного давления масла на средней частоте вращения двигателя, что возможно из-за попадания металлических частиц под шарик 44 (рис. 6) редукционного клапана, необходимо очистить его гнездо. Для этого необходимо слить масло из картера двигателя, снять поддон, разобрать редукционный клапан (вынуть шплинт 41, пробку 42, пружину 43 и шарик 44) и очистить гнездо.

Очистку гнезда рекомендуется производить с помощью сверла диам 10 mm, заточенного под углом 90°, при проворачивании его рукой с легким нажимом. Допускается уплотнять гнездо клапана шариком диам 10 mm при помощи легкого удара (2— 3 раза) молотком массой 0,1—0,2 kg через оправку (можно использовать в качестве оправки ключ с квадратами, имеющийся в инструментальной сумке). После этого необходимо 2—3 раза провернуть коленчатый вал и собрать все детали в обратной последовательности.

При перегретом двигателе или работе на малых оборотах холостого хода (частота вращения коленчатого вала двигателя 800 r/min) контрольная лампа может загораться при исправной системе смазки. Рекомендуется периодически вывинчивать датчик и проверять давление масла по контрольному манометру. Давление масла на средних оборотах прогретого двигателя должно быть не менее 0,3 и не более 0,6 МРа (соответственно 3 и 6 kgf/cm2).

В процессе работы двигателя за счет центробежных сил от масла отделяется грязь и оседает на корпусе и крышке центрифуги. Поэтому центрифугу надо очищать через каждые 10000 km пробега.

Схема смазки двигателя днепр

СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЕЙ МОТОЦИКЛОВ «УРАЛ», «ДНЕПР»

Система смазки двигателей мотоциклов «Урал» и «Днепр» комбинированная: смазка подается под давлением и разбрызгиванием. Общая схема смазки приведена на рис. 2.48.

Читайте также:  Последовательность выполнения работ при сборке машин

Рис. 2.48. Схема смазки двигателя МТ10-36: 1 — маслосточный канал; 2 — масло-подводящий канал в щеке; 3 — отверстие для смазки шатунного подшипника; 4 — ловушка; 5 — отверстие для смазки поршневого пальца; 6 — маслоотводной канал коленчатого вала; 7 — маслоподводящий канал коленчатого вала; 8 — отверстие для подвода масла в корпус центрифуги; 9 -отверстие в экране; 10 — масляный насос; 11 — всасывающий канал; 12 — пробка наливного отверстия; 13 — перепускной канал; 14 — сетчатый фильтр; 15 — пробка сливного отверстия; 16 — редукционный клапан; 17 -маслоподводящий канал; 18 — дренажная трубка; 19 — главная масляная магистраль; 20 — отверстие для отвода масла; 21 — паз в толкателе для подвода масла к головке цилиндра; 22 — датчик аварийного давления масла; 23 — маслоподводящий канал в кожухе штанги

Масло заливается в картер двигателя через заливное отверстие, которое закрывается пробкой 12 с маслоизмерительным стержнем-щупом. Отсюда масло засасывается через сетчатый фильтр 14 шестеренчатым насосом, установленным в корпусе переднего подшипника, который приводится в действие от шестерни, находящейся в зацеплении с ведущей шестерней распределительного механизма. В масляном насосе установлены две шестерни, которые нагнетают масло в главную магистраль 19. Для предотвращения повышения давления масла в системе выше допустимого в корпусе масляного насоса установлен плунжерный редукционный клапан 16, внутри которого находится предохранительный шариковый клапан.

При нормальной работе масляной системы избыточное давление масла отжимает плунжерный клапан и лишнее масло перепускается обратно во всасывающий канал масляного насоса.

В случае заедания плунжера (при попадании в масляную систему загрязнения) избыточное давление масла отжимает предохранительный шариковый клапан. В этом случае излишек масла вытекает в картер двигателя.

Редукционный клапан в процессе эксплуатации не требует регулировки. Давление в системе смазки при средних скоростях движения мотоцикла должно быть в пределах 0,3 — 0,6 МПа (3,0 — 6,0 кг/см2).

Из магистрали масло подается в кольцевую канавку, имеющуюся в корпусе переднего подшипника, откуда поступает по каналу в корпус центрифуги. В центрифуге масло очищается, а затем по маслоотводному каналу коленчатого вала 6 и маслоподводящему каналу в щеке 2 подается в ловушку 4, находящуюся в шатунных шейках коленчатого вала, откуда через отверстия попадает во вкладыши шатунов.

Быстро двигающиеся части кривошипно-шатунного механизма способствуют интенсивному разбрызгиванию масла, образованию в картере масляного тумана, которым смазываются рабочие поверхности цилиндров, поршневые пальцы, верхние головки шатунов, направляющие толкателей, коренные подшипники шестерни газораспределения, шарикоподшипники и кулачки распределительного вала, толкатели и другие трущиеся детали.

Распыленная смазка, попадая в пазы 21 толкателей, поступает в кожухи штанг, осаждается в них и стекает в головки цилиндров. Здесь она разбрызгивается клапанами, пружинами и смазывает клапаны и коромысла. Излишек масла стекает по дренажной трубке 18 обратно в картер двигателя.

Для стока скапливающегося масла, отраженного сальником маховика, служит маслосточный канал 1 в картере двигателя.

Для предохранения от просачивания масла из картера к сцеплению предусмотрено маслоотражательное кольцо и резиновый сальник на ступице маховика, а от попадания масла к прерывателю — резиновый сальник.

Центрифуга является центром очистки масла. До нее масло очищается сеткой приемника масла. Алюминиевый корпус 8 (рис. 2.49) и крышка центрифуги 6 установлены на передней шейке коленчатого вала, фиксируются шпонкой и закрепляются болтом 1 через специальную шайбу 3, установленную в крышке центрифуги. Для предотвращения самопроизвольного отворачивания болта 1 применяется пружинная шайба 2. Между корпусом и крышкой центрифуги установлен экран 9 с продолговатым отверстием для прохода масла из корпуса в крышку центрифуги и дальше по каналам к шатунным подшипникам. Правильное положение отверстия в экране относительно каналов обеспечивается усиком, который входит в корпус центрифуги.

Корпус и крышка центрифуги уплотнены специальным резиновым кольцом 7. Для уменьшения утечки масла между шайбой и торцом коленчатого вала установлено уплотнительное кольцо.

Работа системы смазки контролируется при помощи датчика аварийного давления масла, который срабатывает в случае снижения давления в системе до 0,13 — 0,18 МПа (1,3 — 1,8 кгс/см2).

Рис. 2.49. Центрифуга и передний коренной подшипник: 1 — болт крепления центрифуги; 2 — шайба пружинная; 3 — шайба центрифуги; 4 — уплотнительное кольцо; 5 — прокладка, 6 — крышка центрифуги; 7 — уплотнительное кольцо; 8 — корпус центрифуги; 9 — экран, 10 — прокладка шестерни распределения, 11 — ведущая шестерня распределения, 12 — корпус переднего подшипника, 13 — передний коренной шарикоподшипник; 14 — пробка коленчатого вала; 15 -коленчатый вал; 16 — винт

О снижении давления масла сигнализирует лампочка, установленная на щитке приборов. При включении зажигания лампочка загорается, после пуска двигателя гаснет.

Если давление масла падает ниже допустимого уровня (лампочка загорается) — эксплуатировать двигатель нельзя. В случае перегревания двигателя или работы на режиме малой частоты вращения коленчатого вала (800 об./мин), лампочка может кратковременно загораться и при исправной системе смазки.

Общая схема смазки двигателя К-750М показана на рисунке 2.50. Масляный насос под небольшим давлением нагнетает масло через главную магистраль к двум маслоуловителям 8, в которых под действием центробежной силы оно очищается от твердых частиц, проходит к пальцам кривошипа и смазывает шатунные подшипники. Кроме того, масло поступает к левому цилиндру и ведущей шестерне распределителя. Лишнее масло сливается из шатунных подшипников и маслоуловителей, разбрызгиваясь по всему картеру. Масляными брызгами смазываются рабочие поверхности шатунов, кулачки распределительного вала и рабочие поверхности, цилиндров. При этом смазывается также нижняя часть зеркала левого и верхняя часть правого цилиндра. Масло, которое попало вверх правого цилиндра, стекает вниз, смазывая всю рабочую поверхность цилиндра. В левом цилиндре остается несмазанной верхняя половина рабочей поверхности. Для ее смазки от рабочей магистрали наклонным каналом 17 масло под давлением подается в кольцевую канавку, размещенную под фланцем левого цилиндра, откуда через три отверстия поступает на верхнюю рабочую поверхность цилиндра.

Читайте также:  Ремонт грузового автомобиля маз

Часть масла, которая подается под давлением по вертикальному каналу к переднему маслоуловителю коленчатого вала, попадает в соединенную с каналом кольцевую канавку, размещенную под корпусом переднего подшипника коленчатого вала. Потом масло по трубке стекает на зубчатую поверхность ведущей шестерни распределения, откуда предается на зубья ведомой шестерни и шестерни привода генератора. Масляной туман, который образуется во время вращения шестерен, оседает на поверхности трения сапуна и переднего подшипника распределительного вала, смазывая их. Задний подшипник распределительного вала смазывается разбрызгиванием.

Система смазки двигателя М67-36 отличается от системы смазки двигателя К-750М тем, что в ней применяется полнопотоковый бумажный фильтр.

Для смазки клапанов и коромысел распределения масло идет через отверстие в картере возле направляющих втулок толкателей к полости кожухов штанг, оседает в них и стекает в полость головки цилиндра. Смазывание левого цилиндра аналогично смазыванию цилиндра двигателя К-750М.

Если масло холодное или фильтрующий элемент загрязнен, давление в магистрали увеличивается, что может привести к ее повреждению.

Рис. 2.50. Схема смазки двигателя К-750М: 1 — корпус масляного насоса; 2 — шестерня ведущая; 3 шестерня ведомая; — фильтр масляного насоса; — масляный
резервуар; 6 — фильтр масляного стока; 7 — пальцы кривошипа; 8 — маслоуловитель; 9 — масляный карман; 10 — маслопроводной канал; 11 — соединительная штанга; 12 — сверление в клапанной коробке; 13 — отверстие в левом цилиндре; 14 — поршневое маслосъемное кольцо; 15 — отверстие для смазки поршневого пальца; 16 — пробка наливного отверстия; 17 — маслопроводной канал цилиндра; 19 — пробка сливного отверстия; 20 — ведущая шестерня; 21 — шестерня привода масляного насоса; 22 — соединительная муфта ведущей шестерни; 23 — выходное отверстие

масляного насоса; 24 — масляный канал к заднему подшипнику; 25 — маслосточный канал; 26 -сальник кривошипа; 27 — задний корпус подшипника; 28 — входное отверстие заднего насоса; 29 -радиальные отверстия в пальце кривошипа; 30 — задний опорный шариковый подшипник; 31 -углубление для смазки шестерни привода масляного насоса; 32 — маслопроводная трубка; 33 -передний опорный шариковый подшипник; 34 — радиусное углубление в корпусе подшипника; 35 -канал переднего подшипника; 36 — сливное отверстие; 37 — главная магистраль; 38 — отверстия для смазки в корпусе подшипника; 39 — кольцевая канавка; 40 — углубление для введения масла

Рис. 2.51. Система смазки двигателя: 1 — канал для прохода масла к заднему подшипнику распределительного вала; 2 — штанга соединительная и шестерня привода масляного насоса; 3 -канал в корпусе заднего подшипника для прохода масла в маслоуловитель, 4 — отверстие калиброванное для прохода масла; 5 — маслоуловитель кривошипного механизма; 6 — канал вертикальный для прохода маслу в корпус заднего подшипника; 7 — поддон картера; 8 — канал для прохода масла в маслофильтр; 9 — клапан перепускной; 10 — фильтр масляный; 11 — магистраль главная; 12 — кольца маслосъемные, поршневые; 13 — отверстия в верхней головке шатуна для смазки поршневого пальца, 14 — отверстия в бобышках поршня для смазки поршневого пальца, 15
— отверстия в пальце коленчатого вала для смазки подшипника нижней головки шатуна; 16 — канал подвода масла к левому цилиндру; 17 — полость внутренняя пальца коленчатого вала для смазки подшипника нижней головки шатуна; 18 — проточка кольцевая и выемка в корпусе для прохода масла; 19 — трубка для смазки шестерен газораспределения; 20 — канал для прохода масла для смазки трущихся частей в головке цилиндра; 21 — полость внутренняя кожуха штанг для прохода масла; 22 -канал для стока масла из головки цилиндра; 23 — пробка наливного отверстия со щупом; 24 — насос шестеренчатый масляный; А — смазка шестерен привода газораспределения; В — выход газов из картера двигателя; С — слив масла из двигателя

Для избегания неисправности и обеспечения подачи масла к подшипникам в системе смазки параллельно фильтру предусмотрен перепускной клапан, который открывается, когда давление составляет 0,7 — 0,9 МПа (7-9 кгс/см2). В этом случае неочищенное масло идет в главную магистраль смазки, не используя фильтрующий элемент.

Масляный насос двигателей К-750М и М67-36 — шестеренчатый (рис. 2.52). Он вращается от распределительного вала через шестерню и соединительную штангу. Чтобы масло не просачивалось из картера к сцеплению, в системе смазки двигателя М67-36 установлено маслоотражающее кольцо и резиновый сальник, а в системе смазки двигателя К-750М — войлочный сальник. Во избежание попадания масла к прерывателю, на переднем конце распределительного вала установлен резиновый сальник.

Рис. 2.52. Маслонасос: 1 — корпус; 2, 3 — шестерни маслонасоса; 4 — сетчатый фильтр, 5 — входное отверстие; 6 — выходное отверстие; 7,8- шестерни привода маслонасоса; 9 — штанга привода насоса, 10-соединительная муфта

Рис. 2.53. Детали масляного насоса: 1 — масляный насос; 2 — шестерня масляного насоса; 3 — болт крепления крышки корпуса (2 шт.); 4 — фильтр масляного насоса; 5 -болт М6х50 крепления масляного насоса (2 шт.); 6 — шайба 6Л (2 шт.); 7 — крышка насоса; 8 — шестерня масляного насоса ведущая; 9 — корпус масляного насоса; 10 — прокладка; 11 — муфта соединительная шестерни ведущей; 12 — штанга соединительная шестерни ведущей; 13 — шестерня ведущая масляного насоса

Оцените статью