- Схема смазки автомобиля зил
- Смазочная система ЗИЛ-130
- СМАЗЫВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130
- Система смазки двигателя автомобиля ЗИЛ-131
- Система смазки двигателей ГАЗ-69, ГАЗ-69А, ГАЗ-63 и ГАЗ-51А
- Смазочная система ЗИЛ
- Система смазки двигателей ЗИЛ-157К, ЗИЛ-157 и ЗИЛ-151
- Описание
- Система смазки двигателей ЗИЛ-164А, ЗИЛ-164 и ЗИЛ-150
Схема смазки автомобиля зил
Глава III. СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ ЗИЛ-130
СХЕМА СИСТЕМЫ СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ ЗИЛ-130
Система смазки двигателя комбинированная (рис. 57).
Под давлением смазываются подшипники коленчатого вала, боковые поверхности толкателей, подшипники распределительного вала, коромысла, верхние сферические опоры штанг толкателей, опоры промежуточного валика привода распределителя, опоры валика масляного насоса, упорный фланец распределительного вала.
Разбрызгиванием и самотеком масло подается к боковым поверхностям гильз цилиндров, направляющим втулкам клапанов, кулачкам распределительного вала, шестерням привода распределительного вала и масляного насоса, втулкам верхних головок шатунов, нижним сферическим опорам штанг толкателей.
Масло заливается в масляный картер двигателя, из которого оно через неподвижный маслоприемник 15 засасывается масляным насосом 3, подающим масло по каналу 4 в корпус полнопоточного центробежного масляного фильтра.
Масло, прошедшее фильтрацию, поступает в маслораспределительную камеру 5, расположенную в задней перегородке блока. Из этой камеры оно по двум продольным каналам диаметром 14,5 мм направляется к толкателям и коренным подшипникам коленчатого вала. Направляющие отверстия под толкатели в блоке цилиндров пересекают продольные масляные каналы в нем, масло из которых омывает боковые поверхности толкателей.
Из левого продольного канала по отдельным наклонным каналам диаметром 7 мм масло подается к коренным подшипникам коленчатого вала. На поверхности обоих вкладышей коренного подшипника имеется маслораспределительная канавка, а на коренной шейке вала — отверстие диаметром 6 мм для подачи масла к шатунной шейке коленчатого вала. Из специального канала большого диаметра на шатунной шейке (центробежного сепаратора) масло по каналу поступает к шатунному подшипнику. От коренного подшипника по вертикальному каналу диаметром 7 мм через отверстие в верхнем вкладыше из маслораспределительной канавки масло подается к подшипнику распределительного
вала. Таким образом смазываются первый, второй, третий и четвертый подшипники этого вала. Пятый (задний) подшипник смазывается маслом, поступающим по каналу в теле блока из маслораспределительной камеры. Подача масла к упорному подшипнику распределительного вала пульсирующая. В передней опорной
шейке этого вала сделан канал, при совпадении которого с масло-подводящим отверстием в подшипнике к упорному подшипнику подается порция масла. При такой подаче смазки во время пуска холодного двигателя исключается появление задиров в этом узле, где со стальной пластиной с одной стороны соприкасается стальная опорная шейка, а с другой — чугунная ступица шестерни распределительного вала.
Гильза цилиндра смазывается разбрызгиваемым маслом, вытекающим из шатунных подшипников и специальных отверстий
в теле шатуна и шатунном вкладыше. В момент совпадения отверстия в шатунном вкладыше с масляным каналом в шатунной шейке порция масла выпрыскивается на боковую стенку гильзы цилиндра.
К коромыслам масло подается от средней шейки распределительного вала, в которой просверлены три отверстия. В момент соединения этих отверстий, что бывает 1 раз за оборот распределительного вала, к осям коромысел левого и правого рядов по каналам диаметром 8 мм в блоках цилиндров поступает масло. Через паз на опорной поверхности стойки масло идет в кольцевой зазор между средней опорной стойкой оси коромысел и болтом крепления этой стойки и затем внутрь полой оси коромысел, из которой оно по отверстиям диаметром 3 мм в ее стенке подается ко втулкам коромысел. По каналу в коротком плече коромысла масло поступает к верхним сферическим опорам штанг. Регулировочный виит коромысла имеет боковую проточку, находящуюся в зоне отверстия в коротком плече коромысла, а также отверстия для подачи масла к опорам штапг. Через другое отверстие во втулке коромысла масло самотеком подается к клапанам и механизмам вращения.
Подача смазки к осям коромысел сделана пульсирующей, чтобы ограничить количество масла, подаваемого в этот узел двигателя.
Рис. 57. Схема смазки двигателя:
а — общая схема смазки; б — подача масла к осям коромысла; в — подача масла к штанге; г — смазка стенок цилиндра; 1 — трубка подачи масла в масляный радиатор; 2 — кран включения масляного радиатора; 3 — масляный насос; 4 — канал, подводящий масло от насоса к фильтру; 5 — маслораспределительная камера;» — полнопоточная центрифуга; 7 — воздухоочиститель; 8 — подача масла к кривошйпно-ш ату иной группе компрессора (разбрызгиванием); 9 — левый продольный канал; 10 — трубка подачи масла для смазки компрессора; 11 — трубка для слива масла из компрессора; 12 — трубка для слива масла из радиатора; 13 — центробежные ловушки для очистки масла в шатунных шейках коленчатого вала; 14 — правый продольный канал; 15 — маслоприемник; 16 — канал в стойке коромысла; 17 — полая ось коромысла; 18 — отверстие в теле шатуна для подачи смазки на боковую поверхность гильз цилиндров
Смазочная система ЗИЛ-130
Масляный насос двухсекционный, шестеренный. Верхняя секция масляного насоса подает масло в смазочную систему двигателя через центрифугу, а нижняя секция — и масляный радиатор. Редукционный клапан, встроенный в крышку масляного насоса, отрегулирован на давление не менее 3,2 кгс/см2 (320 кПа) и перепускает масло из напорной полости маслянного насоса во всасывающую.
Перепускной клапан, встроенный в корпус нижней секции масляного насоса, отрегулирован на давление 1,2 кгс/см2 (120 кПа).
Фильтр очистки масла ( рис. 16) центробежный, с реактивным приводом (центрифуга), включен в смазочную систему последовательно. Корпус 3 фильтра вращается под действием реактивной силы, создаваемой струей масла, вытекающей из корпуса через два жиклера 1.
Правильность вращения центрифуги проверяется на слух. При остановке двигателя исправная центрифуга продолжает вращаться еще 2-3 мин, при этом слышен своеобразный звук. Под действием возникающих центробежных сил механические частицы, находящиеся в масле, отбрасываются к боковым стенкам крышки 5 корпуса, на которых они откладываются, образуя плотный осадок. Этот осадок удаляют при чистке центрифуги одновременно с заменой масла в картере двигателя.
Для очистки центрифуги надо остановить двигатель и дать стечь маслу из центрифуги в течение 20-30 мин. Затем необходимо проделать следующее:
1. Отвернуть гайку 15 и снять кожух 8.
2. Отвернуть пробку и вставить в отверстие большой бородок, удерживающий корпус от вращения.
3. Отвернуть гайку 14 крышки ключом для свечей, снять крышку 5 корпуса вместе с гайкой 14.
4. Снять вставку 7 центрифуги и сетчатый фильтр 6.
5. Очистить от отложений и грязи снятые детали, промыть их.
При сильном засмолении сетки фильтра, если ее нельзя промыть и продуть, а также при ее разрывах заменить сетчатый фильтр.
6. Очистить от грязи прокладку 2 кожуха.
Повреждение прилегающего в прокладке 2 торца кожуха недопустимо, так как приводит к течи масла.
Сборку производить в обратной последовательности.
Сетчатый фильтр 6 установить, как показано на рис. 16, обеспечив его центрирование на буртике корпуса 3 центрифуги.
Перед установкой кожуха необходимо проверить, легко ли вращается от руки центрифуга. Гайку 15 крепления кожуха затягивать только от руки.
Не следует отвертывать гайку 16 на оси центрифуги и снимать корпус с оси для очистки от отложений грязи во избежание повреждения подшипников.
Только в случае неудовлетворительного вращения корпуса 3 на оси 9 необходимо после снятия крышки 5 отвернуть гайку 16 на оси, снять шайбы и корпус 3 с оси 9 и проверить состояние узла ось — втулка. При снятии корпуса с оси нужно предотвратить выпадение упорного кольца 19 шарикоподшипника в корпус фильтра. При засорении втулок надо промыть их в бензине или керосине. В случае засорения жиклеров 1 прочистку нужно вести таким образом, чтобы не повредить калиброванное отверстие. Установку корпуса 3 на ось 9 вести в обратной последовательности.
После очистки и окончательной сборки проверить вращение центрифуги на прогретом двигателе на слух.
Вентиляция картера ( рис. 17) принудительная путем отсоса картерных газов во впускной газопровод двигателя через специальный клапан 3, сообщающийся с внутренней полостью двигателя.
При работе двигателя с прикрытой дроссельной заслонкой под действием большого разрежения во впускном газопроводе клапан 3 поднимается вверх и уменьшается проходное сечение до величины, необходимой для прохода малого объема газов, прорывающихся в картер двигателя.
При работе двигателя с полностью открытой дроссельной заслонкой разрежение во впускном газопроводе падает, и клапан опускается вниз, открывая проходное сечение.
Перед клапаном на выходе из внутреннего пространства двигателя картерные газы проходят через специальный маслоуловитель 2, отделяющий частицы масла от отсасываемых газов. Наружный воздух попадает в картер двигателя через воздушный фильтр 1, объединенный с маслоналивной горловиной. Очищать и промывать этот фильтр надо при замене масла в двигателе.
Масляный радиатор воздушного охлаждения, из оребренной алюминиевой трубки, установлен перед основным радиатором системы охлаждения двигателя. Масляный радиатор должен быть постоянно включен и отключать его следует только при пуске холодного двигателя при температуре окружающего воздуха ниже 0°С.
Проверка уровня масла в картере двигателя ( рис. 18) производится по указателю, на котором нанесены три метки : „Долей», „Полно» и метка в виде прямоугольника выше метки „Полно».
Метка „Полно» показывает нормальный уровень масла в картере двигателя, прогретого до рабочей температуры, через 2-3 мин после его остановки.
Уровень масла в картере нужно проверять перед каждым выездом автомобиля, а во время длительных рейсов — при каждом осмотре автомобиля в пути.
Для проверки уровня масла необходимо остановить двигатель, подождать 2-3 мин, пока стечет масло, вынуть и обтереть показатель уровня масла, вставить его до упора и, вынув вновь, по меткам определить уровень. Если уровень масла ниже метки „Долей», эксплуатация автомобиля прекращается и необходимо долить масло до метки „Полно».
При длительной стоянке автомобиля из масляного фильтра и из каналов в блоке цилиндров двигателя в картер дополнительно стекает некоторое количество масла, в результате чего уровень масла до пуска двигателя превышает метку „Полно» и в полностью заправленном двигателе уровень масла устанавливается в пределах прямоугольной метки на указателе.
Превышение нормального уровня, соответствующего метке „Полно» на горячем двигателе или прямоугольной метке на холодном, не допускается.
Иллюстрации к разделу
Рис. 15. Схема смазочной системы
а — общая схема; b — подача масла в ось коромысла; с — смазка регулировочного винта и верхнего наконечника штанги; d — смазка стенок цилиндра 1 — масляный насос; 2 — канал, подводящий масло от насоса к фильтру; 3 — маслораспределительная камера; 4 — указатель давления масла; 5 — контрольная лампа аварийного падения давления масла; 6-фильтр центробежной очистки масла; 7 — воздушный фильтр; 8 — кривошипно-шатуниая группа компрессора (смазка разбрызгиванием); 9 — левый магистральный канал; 10 — трубка подачи масла для смазки компрессора; 11 — трубка для слива масла из компрессора; 12- масляный радиатор; 13 — маслопровод; 14- полости для центробежной очистки масла в шатунных шейках коленчатого вала; 15 — правый магистральный канал; 16 — маслоприемник; 17 — трубка подачи масла в масляный радиатор; 18-кран выключения масляного радиатора; 19 — канал в стойке коромысла клапана; 20 — полая ось коромысла; 21 — отверстие в шатуне для подачи смазки на стенку цилиндра
Рис. 16. Фильтр очистки масла
1 — жиклер; 2- прокладка; 3- корпус; 4- уплотнительное кольцо; 5-крышка; 6 — сетчатый фильтр; 7- вставка; 8 — кожух; 9- ось; 10- кольцо вставки; 11- стопорное кольцо; 12-прокладка гайки; 13- шайба гайки; 14 — гайка крышки; 15 — гайка крепления кожуха; 16 — гайка; 17- упорная шайба; 18 — трубка оси; 19 — упорное кольцо подшипника; 20- упорный подшипник; 21 — основание фильтра; 22 — перепускной клапан
Рис. 17. Схема вентиляции картера двигателя
1-воздушный фильтр вентиляции картера; 2 — маслоуловитель; 3 — клапан вентиляции картера; 4 — стакан пружины; 5 — пружина; 6 — шарик клапана; 7 — штуцер
Рис. 18. Проверка уровня масла
I — метка, соответствующая уровню масла до пуска двигателя; II — метка, соответствующая уровню масла в прогретом двигателе через 2-3 мин после его остановки
СМАЗЫВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130
СМАЗЫВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130
Смазывание агрегатов и механизмов автомобиля имеет первостепенное значение для обеспечения длительной его службы, надежности и экономичности в эксплуатации. Места агрегатов автомобиля, требующие периодического пополнения или смены смазочного материала, указаны в карте смазывания и на рис. 77.
Чтобы гарантировать наилучшие условия работы агрегатов и механизмов автомобиля, следует применять смазочные материалы марок, рекомендованных картой смазывания, приведенной ниже, а также строго соблюдать периодичность пополнения и смены смазочных материалов. Смазывание автомобиля совмещают с одним из технических обслуживаний. Периодичность смены смазочного материала должна устанавливаться в зависимости от конкретных условий эксплуатации автомобиля.
Чтобы избежать проникновения грязи в механизмы, необходимо перед смазыванием очистить от грязи места смазывания и тщательно протереть масленки смазываемых узлов. Узлы трения, не имеющие масленок, смазывают при разборке или ремонте узла.
Система смазки двигателя автомобиля ЗИЛ-131
Система смазки двигателей ГАЗ-69, ГАЗ-69А, ГАЗ-63 и ГАЗ-51А
Двигатели автомобилей ГАЗ-69, ГАЗ-69А, ГАЗ-63 и ГАЗ-51А имеют комбинированную систему смазки, выполненную по одной и той же схеме.
Масло из поддона через маслоприемник 20 забирается насосом 2 и нагнетается через фильтр грубой очистки в главную магистраль, расположенную вдоль блока цилиндров. Из главной магистрали масло по поперечным каналам в блоке направляется к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, а также к подшипникам распределительного вала и толкателям клапанов. В отличие от двигателя автомобиля ГАЗ-69 толкатели двигателя автомобиля ГАЗ-63 смазываются маслом, собирающимся в специальных карманах.
Рис. Схема смазки двигателя автомобиля ГАЗ-69: а — схема системы смазки двигателя: б — схема смазки кулачков распределительного вала; 1 — трубка смазки шестерен привода распределительного вала; 2 — масляный насос; 3 — редукционный клапан; 4 — фильтр тонкой очистки; 5 — фильтрующий элемент; 6 — болт крышки фильтра; 7 — пробка сливного отверстия; 8 — распределительный вал; 9 — маслоналивная труба; 10 — масляный радиатор; 11 — перепускной клапан; 12 — рукоятка валика фильтра грубой очистки; 13 — гайка сальника; 14 — кран масляного радиатора; 15 — датчик указателя давления масла; 16 — фильтрующие пластины; 17 — корпус фильтра грубой очистки; 18 — пробка сливного отверстия; 19 — очистительные пластины; 20 — плавающий маслоприемник; 21 — пробка сливного отверстия
Цилиндры двигателя и кулачки распределительного вала смазываются маслом, выбрасываемым из отверстий в нижних головках шатунов. Шестерни привода распределительного вала смазываются маслом, стекающим из подшипника распределительного вала по трубке 1. Остальные детали смазываются самотеком и разбрызгиванием.
На фильтре грубой очистки установлен датчик указателя давления масла 15. Свежее масло заливается через трубу 9.
В системе смазки двигателей этих автомобилей имеется масляный радиатор 10, который включается при помощи крана 14. В двигателе автомобиля ГАЗ-63 масло поступает в радиатор только тогда, когда давление в системе смазки выше 1 кг/см2. Если давление меньше, то предохранительный клапан прекращает циркуляцию масла через радиатор.
Давление в системе смазки двигателей этих автомобилей должно быть 2—4 кг/см2 при движении со скоростью 50 км/час. Падение давления ниже 1 кг/см2 на средних оборотах коленчатого вала свидетельствует о неисправности в системе смазки. Работа двигателя при таком давлении недопустима.
Смазочная система ЗИЛ
Смазочная система двигателя комбинированная: масло подается под давлением и разбрызгиванием (рис. 17). Охлаждается масло в радиаторе.
Рис. 17. Схема смазывания двигателя:
I — поступление масла к осям коромысла; II — движение масла по коромыслу; III — смазывание стенок цилиндра; 1 — трубка для подвода масла в масляный радиатор; 2 — кран масляного радиатора; 3 — масляный насос; 4 — канал для подвода масла от насоса к фильтрам; 5 — маслораспределительная камера; 6 — фильтр очистки масла; 7 — кривошипно-шатунная группа компрессора, смазываемая разбрызгиванием; 8 — левый магистральный канал; 9 — трубка подачи масла для смазывания компрессора; 10 — трубка для слива масла из компрессора; 11 — масляный радиатор; 12 — трубка для слива масла из радиатора; 13 — маслоприемник; 14 — грязесборник для очистки масла; 15 — правый магистральный канал; 16 — канал в стойке коромысла клапана; 17 — полая ось коромысла; 18 — отверстие в шатуне для подачи масла на стенки цилиндра; 19 — указатель давления масла (манометр); 20 — контрольная лампа аварийного снижения давления масла
Вентиляция картера — ЗИЛ
— принудительная, открытая, с отсосом картерных газов во впускной трубопровод двигателя под карбюратор через специальный клапан 4 (рис. 19), сообщающийся с внутренней полостью двигателя. При работе двигателя с прикрытыми дроссельными заслонками карбюратора под действием большого разрежения во впускном трубопроводе клапан поднимается вверх и уменьшает площадь проходного сечения до величины, необходимой для прохода под карбюратор малого объема газов, прорывающихся в картер двигателя.
При работе двигателя с полностью открытыми дроссельными заслонками разрежение во впускном трубопроводе снижается, и клапан под действием пружины опускается вниз, открывая проходное сечение.
Перед клапаном на выходе из внутреннего пространства двигателя картерные газы проходят через маслоуловитель 2, отделяющий частицы масла от отсасываемых газов. Наружный воздух попадает в картер двигателя через воздушный фильтр 1, объединенный с маслозаливной горловиной. Очищать и промывать фильтр необходимо каждый раз при смене масла в двигателе.
Для отключения системы вентиляции при преодолении брода установлен кран 3. Рукоятка крана в момент преодоления брода должна быть расположена вертикально. После преодоления брода рукоятку необходимо повернуть в горизонтальное положение.
Рис. 19. Схема вентиляции картера двигателя — ЗИЛ:
1 — воздушный фильтр вентиляции картера; 2 — маслоуловитель; 3 — кран вентиляции картера; 4 — клапан вентиляции картера
Масляный насос ЗИЛ
— двухсекционный, шестеренный. Верхняя секция масляного насоса подает масло в смазочную систему двигателя и центрифугу, а нижняя секция — в масляный радиатор. Редукционный клапан верхней секции насоса отрегулирован на давление 0,32 … 0,40 МПа (3,2 … 4 кгс/см2). Перепускной клапан нижней секции масляного насоса отрегулирован на давление 0,12 … 0,15 МПа (1,2 … 1,5 кгс/см2).
Масляный радиатор ЗИЛ
— воздушного охлаждения, из оребренной алюминиевой трубки, установлен перед основным радиатором системы охлаждения двигателя. Масляный радиатор должен быть постоянно включен, и отключать его следует только при температуре окружающего воздуха ниже 0 °С.
Проверка уровня масла в картере двигателя проводится по указателю, на котором нанесены три метки:
«Долей», «Полно» и метка в виде прямоугольника выше метки «Полно» (рис. 20).
Уровень масла в картере нужно проверять перед каждым выездом автомобиля, а во время длительных рейсов — при каждом осмотре автомобиля в пути. Метка «Полно» соответствует нормальному уровню масла в картере двигателя, прогретого до рабочей температуры. Для проверки уровня масла необходимо остановить двигатель, подождать 2 … 3 мин пока стечет масло, вынуть и обтереть указатель уровня масла, вставить его до упора и, вынув вновь, определить уровень. Если уровень масла ниже метки «Долей»,
эксплуатация автомобиля запрещается, и необходимо долить масло до метки «Полно».
Рис. 20. Указатель уровня масла:
I — метка, соответствующая уровню масла до пуска двигателя; II — метка, соответствующая нормальному уровню масла в прогретом двигателе через 2 … 3 мин после остановки двигателя; III — метка, при уровне масла ниже которой автомобиль эксплуатировать запрещается (масло следует долить до метки II)
При длительной стоянке автомобиля из масляного фильтра и каналов в блоке цилиндров двигателя в картер дополнительно стекает некоторое количество масла, в результате чего уровень масла до пуска двигателя превышает метку «Полно». Поэтому при проверке уровня масла до пуска двигателя после длительной стоянки нормальный уровень должен быть в пределах прямоугольной метки. Превышение нормального уровня, соответствующего метке «Полно» на горячем двигателе или прямоугольной метке на холодном, не допускается.
Периодичность замены масла в двигателе указана в карте смазывания.
Фильтр очистки масла ЗИЛ
Фильтр очистки масла (рис. 18) — центробежный, с реактивным приводом (полнопоточная центрифуга), включен в смазочную систему последовательно, ротор вращается под действием реактивной силы, создаваемой струями масла, вытекающими через два сопла.
Правильность вращения ротора проверяют на слух. После остановки двигателя исправный ротор продолжает вращаться 2 … 3 мин, при этом слышен своеобразный звук. Под действием возникающих центробежных сил механические частицы, находящиеся в масле, отбрасываются к боковым стенкам крышки ротора, на которых они откладываются, в результате чего образуется плотный осадок. Этот осадок удаляют при чистке одновременно со сменой масла в картере двигателя.
Для очистки центрифуги надо остановить двигатель и дать стечь маслу из центрифуги в течение 20 … 30 мин. Затем рекомендуется выполнить следующее:
1) отвернуть гайку-барашек и снять кожух фильтра (в случае затрудненного демонтажа кожуха фильтра необходимо предварительно снять воздушный фильтр, как это рекомендовано в разделе «Воздушный фильтр»);
2) вывернуть пробку 26 в корпусе и вставить в отверстие стальной стержень диаметром 8 мм и длиной не менее 100 мм, удерживающий ротор от вращения;
3) отвернуть гайку 11 ключом для завертывания свечей, снять крышку ротора вместе с гайкой;
4) снять вставку 7 и сетчатый фильтр 6;
5) очистить от отложений и грязи снятые детали, промыть их; при сильном засмолении сетки фильтра, если ее нельзя промыть и продуть, а также при ее разрывах следует сменить сетчатый фильтр;
6) очистить от грязи прокладку 2 корпуса фильтра. Повреждение прилегающего к прокладке 2 торца кожуха недопустимо, так как это приводит к течи масла.
Сборку центрифуги необходимо проводить в обратной последовательности. Сетчатый фильтр 6 надо установить, как показано на рис. 18, предварительно отцентрировав его по бортику ротора центрифуги.
Перед установкой крышки необходимо проверить, легко ли вращается ротор. Гайку-барашек крепления следует затягивать усилием руки. Запрещается отвертывать гайку 13 на оси ротора и снимать ротор во избежание повреждения подшипников скольжения. Только в случае неудовлетворительного вращения ротора на оси необходимо после снятия крышки 5 отвернуть гайку на оси, снять корпус ротора и проверить состояние узла ось— втулка. При снятии крышки ротора следует предотвратить выпадение упорного кольца подшипника в корпус фильтра. При засорении втулок их следует промыть в бензине или керосине. В случае засорения жиклеров прочищать их надо таким образом, чтобы не повредить калиброванное отверстие. Установку ротора на ось проводят в обратной последовательности. После очистки и окончательной сборки проверяют вращение ротора при работе двигателя на слух.
Рис. 18. Центробежный фильтр очистки масла:
1 — корпус; 2 и 17 — прокладки; 3 — ротор; 4 и 10 — уплотнительные кольца; 5 — крышка ротора; 6 — сетчатый фильтр; 7 — вставка; 8 — кожух фильтра; 9 — ось ротора; 11 — гайка крышки ротора; 12 — гайка-барашек; 13 — гайка; 14 — разрезная шайба; 15 — упорная шайба; 16 и 24 — шайбы; 18 — пружина; 19 — трубка для слива масла; 20 — упорный подшипник; 21 — сопло; 22 — перепускной клапан; 23 — пружина клапана; 25 — штуцер клапана; 26 — пробка
Система смазки двигателей ЗИЛ-157К, ЗИЛ-157 и ЗИЛ-151
Двигатель автомобилей ЗИЛ-157К, ЗИЛ-157 и ЗИЛ-151 имеет комбинированную систему смазки.
Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, поршневые пальцы, подшипники распределительного вала. Остальные трущиеся детали двигателя смазываются самотеком и разбрызгиванием.
Масляный насос шестеренчатый, двухсекционный. Верхняя секция подает масло в главную магистраль, а нижняя — в масляный радиатор.
Масляный радиатор 9 включается в систему при помощи крана 10 в тех случаях, когда двигатель работает с большими нагрузками и при высокой (выше 20° С) температуре окружающего воздуха. Если масляный радиатор отключен (кран 10 закрыт), масло в нижней секции насоса циркулирует через перепускной клапан 11.
Редукционный клапан 4 предупреждает чрезмерное давление в магистрали, если она засорена или масло слишком густое. Масляные фильтры грубой 6 и тонкой 7 очистки размещены в одном корпусе.
Давление в системе смазки контролируется указателем давления масла и должно быть при 1200 об/мин и прогретом двигателе не менее 1,5 и не более 5 кг/см2.
Описание
Система охлаждения двигателя ЗИЛ-130 (рисунок выше) – жидкостного типа с закрытым контуром. Она не взаимодействует напрямую с окружающим воздухом, что позволяет повысить давление в контуре и увеличить предел кипения хладагента с одновременным снижением растрат жидкости на испарение. Рассматриваемый узел включает в себя:
- охлаждающие рубашки БЦ, ГЦ, впускного трубопровода (7);
- жидкостный насос (2);
- секцию-радиатор (1);
- арматуру для слива (6, 12, 14);
- шланги (4, 8);
- термостат и вентилятор (5 и 3).
Охлаждающий контур должен полностью заполняться жидкостью. Циркуляция хладагента может нарушиться уже при нехватке 6-7% от общего объема. Подобная ситуация чревата образованием накипи (при низких температурах) или перегревом мотора (при высоких показателях). Состояние внутреннего наполнителя рубашки охлаждения впускного трубопровода контролируется при помощи специального датчика (10). Если температура превышает 115 градусов, загорается сигнальная лампочка.
Система смазки двигателей ЗИЛ-164А, ЗИЛ-164 и ЗИЛ-150
Система смазки двигателя автомобилей ЗИЛ-164А, ЗИЛ-164 и ЗИЛ-150 не имеет масляного радиатора; масляный насос выполнен поэтому односекционным, во всем остальном она устроена и работает так же, как и система смазки двигателя ЗИЛ-157К.
В системе смазки двигателя автомобиля Урал-375 под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, подшипник валика привода распределителя зажигания и масляного насоса, а также толкатели.
К втулкам коромысел привода клапанов предусмотрена пульсирующая подача масла, а к остальным трущимся деталям двигателя масло подается самотеком и разбрызгиванием.
Рис. Схема смазки двигателя автомобиля ЗИЛ-157К: 1 — плавающий маслоприемник; 2 — нижняя секция масляного насоса; 3 — верхняя секция масляного насоса; 4 — редукционный клапан; 5 —главная масляная магистраль; 6 — фильтр грубой очистки; 7 — фильтр тонкой очистки; 8 — перепускной клапан фильтра грубой очистки; 9 — масляный радиатор; 10 — кран включения радиатора; 11 — перепускной клапан
Из поддона 1 двигателя масло через неподвижный маслоприемник 2 засасывается в двухсекционный масляный шестеренчатый насос 4.
Нижняя секция насоса подает масло в радиатор, где оно охлаждается и стекает в картер.
Верхняя секция насоса нагнетает масло в фильтр 5 грубой очистки, откуда часть масла поступает в фильтр 6 центробежной очистки, а основной поток масла из фильтра грубой очистки непосредственно направляется в два продольных канала в блоке цилиндров.
По одному из каналов масло подается в систему смазки компрессора, по второму — к подшипникам коленчатого и распределительного валов.
Рис. Схема смазки двигателя автомобиля Урал-375: 1 — поддон картера; 2 — маслоприемник; 3 — грязеуловитель; 4 — масляный насос; 5 — фильтр грубой очистки масла; 6 — фильтр центробежной очистки масла; 7 — коромысло привода клапана; 8 — пробка сливного отверстия
Из среднего подшипника распределительного вала масло через отверстия в шейке один раз за оборот вала (при совпадении с отверстиями в блоке цилиндров) подается по каналам в головках блока цилиндров и стоиках коромысел в полость осей коромысел, откуда оно поступает через небольшие отверстия к втулкам коромысел.
Из втулок коромысел масло по каналам в коромыслах поступает к сферическим опорам штанг толкателей. Вытекающее из зазоров во втулках коромысел масло смазывает стержни клапанов и механизмы вращения клапанов.
Масло, поступающее к шатунным подшипникам, подвергается дополнительной центробежной очистке в грязеуловителях 3, выполненных в шатунных шейках коленчатого вала в виде каналов большого диаметра, закрытых резьбовыми пробками.
Пробка сливного отверстия поддона картера снабжена постоянным магнитом, который предназначен для улавливания находящихся в масле металлических частиц.
Глава III. СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ ЗИЛ-130
СХЕМА СИСТЕМЫ СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ ЗИЛ-130
Система смазки двигателя комбинированная (рис. 57).
Под давлением смазываются подшипники коленчатого вала, боковые поверхности толкателей, подшипники распределительного вала, коромысла, верхние сферические опоры штанг толкателей, опоры промежуточного валика привода распределителя, опоры валика масляного насоса, упорный фланец распределительного вала.
Разбрызгиванием и самотеком масло подается к боковым поверхностям гильз цилиндров, направляющим втулкам клапанов, кулачкам распределительного вала, шестерням привода распределительного вала и масляного насоса, втулкам верхних головок шатунов, нижним сферическим опорам штанг толкателей.
Масло заливается в масляный картер двигателя, из которого оно через неподвижный маслоприемник 15 засасывается масляным насосом 3, подающим масло по каналу 4 в корпус полнопоточного центробежного масляного фильтра.
Масло, прошедшее фильтрацию, поступает в маслораспределительную камеру 5, расположенную в задней перегородке блока. Из этой камеры оно по двум продольным каналам диаметром 14,5 мм направляется к толкателям и коренным подшипникам коленчатого вала. Направляющие отверстия под толкатели в блоке цилиндров пересекают продольные масляные каналы в нем, масло из которых омывает боковые поверхности толкателей.
Из левого продольного канала по отдельным наклонным каналам диаметром 7 мм масло подается к коренным подшипникам коленчатого вала. На поверхности обоих вкладышей коренного подшипника имеется маслораспределительная канавка, а на коренной шейке вала — отверстие диаметром 6 мм для подачи масла к шатунной шейке коленчатого вала. Из специального канала большого диаметра на шатунной шейке (центробежного сепаратора) масло по каналу поступает к шатунному подшипнику. От коренного подшипника по вертикальному каналу диаметром 7 мм через отверстие в верхнем вкладыше из маслораспределительной канавки масло подается к подшипнику распределительного
вала. Таким образом смазываются первый, второй, третий и четвертый подшипники этого вала. Пятый (задний) подшипник смазывается маслом, поступающим по каналу в теле блока из маслораспределительной камеры. Подача масла к упорному подшипнику распределительного вала пульсирующая. В передней опорной
шейке этого вала сделан канал, при совпадении которого с масло-подводящим отверстием в подшипнике к упорному подшипнику подается порция масла. При такой подаче смазки во время пуска холодного двигателя исключается появление задиров в этом узле, где со стальной пластиной с одной стороны соприкасается стальная опорная шейка, а с другой — чугунная ступица шестерни распределительного вала.
Гильза цилиндра смазывается разбрызгиваемым маслом, вытекающим из шатунных подшипников и специальных отверстий
в теле шатуна и шатунном вкладыше. В момент совпадения отверстия в шатунном вкладыше с масляным каналом в шатунной шейке порция масла выпрыскивается на боковую стенку гильзы цилиндра.
К коромыслам масло подается от средней шейки распределительного вала, в которой просверлены три отверстия. В момент соединения этих отверстий, что бывает 1 раз за оборот распределительного вала, к осям коромысел левого и правого рядов по каналам диаметром 8 мм в блоках цилиндров поступает масло. Через паз на опорной поверхности стойки масло идет в кольцевой зазор между средней опорной стойкой оси коромысел и болтом крепления этой стойки и затем внутрь полой оси коромысел, из которой оно по отверстиям диаметром 3 мм в ее стенке подается ко втулкам коромысел. По каналу в коротком плече коромысла масло поступает к верхним сферическим опорам штанг. Регулировочный виит коромысла имеет боковую проточку, находящуюся в зоне отверстия в коротком плече коромысла, а также отверстия для подачи масла к опорам штапг. Через другое отверстие во втулке коромысла масло самотеком подается к клапанам и механизмам вращения.
Подача смазки к осям коромысел сделана пульсирующей, чтобы ограничить количество масла, подаваемого в этот узел двигателя.
Рис. 57. Схема смазки двигателя: а — общая схема смазки; б — подача масла к осям коромысла; в — подача масла к штанге; г — смазка стенок цилиндра; 1 — трубка подачи масла в масляный радиатор; 2 — кран включения масляного радиатора; 3 — масляный насос; 4 — канал, подводящий масло от насоса к фильтру; 5 — маслораспределительная камера;» — полнопоточная центрифуга; 7 — воздухоочиститель; 8 — подача масла к кривошйпно-ш ату иной группе компрессора (разбрызгиванием); 9 — левый продольный канал; 10 — трубка подачи масла для смазки компрессора; 11 — трубка для слива масла из компрессора; 12 — трубка для слива масла из радиатора; 13 — центробежные ловушки для очистки масла в шатунных шейках коленчатого вала; 14 — правый продольный канал; 15 — маслоприемник; 16 — канал в стойке коромысла; 17 — полая ось коромысла; 18 — отверстие в теле шатуна для подачи смазки на боковую поверхность гильз цилиндров