Схема смазки автомобиля ваз

Устройство системы смазки двигателя автомобилей ВАЗ-2106 и ВАЗ-2103

Система смазки двигателя комбинированная: под давлением и разбрызгиванием.

Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники, опоры распределительного вала, втулки шестерни и валика привода масляного насоса и распределителя зажигания.

Маслом, вытекающим из зазоров и разбрызгиваемым движущимися деталями, смазываются стенки цилиндров, поршни с поршневыми кольцами, поршневые пальцы в бобышках поршня, цепь привода газораспределительного механизма, опоры рычагов привода клапанов, а также стержни клапанов в их направляющих втулках.

Вместимость системы смазки 3,75 л. Уровень масла контролируется по меткам на указателе 5. Нормальное давление масла 0,35-0,45 Мпа (3,5-4,5 кгс/см 2 ) при частоте вращения коленчатого вала 5600 об/мин. Минимальное давление должно быть не менее 0,08 Мпа (0,8 кгс/см 2 )

В систему смазки входят: масляный насос 10, приемный патрубок с фильтрующей сеткой, прикрепленный к корпусу насоса, полнопоточный масляный фильтр 6, установленный на левой передней стороне двигателя; редукционный клапан давления масла, встроенный в приемный патрубок, датчики 29 указателя и контрольной лампы давления масла.

Циркуляция масла при работе двигателя происходит следующим образом. Масляный насос 10, приводимый в движение парой шестерен с винтовыми зубьями, засасывает масло из картера через фильтрующую сетку приемного патрубка и подает его по каналу 11 в полнопоточный фильтр 6. Отфильтрованное масло по каналу 12 попадает в продольный магистральный канал 28, проходящий вдоль блока с левой стороны, а оттуда по каналам 16, просверленным в перегородках блока цилиндров, подводится к коренным подшипникам коленчатого вала. К центральной опоре распределительного вала масло подводится по каналам, просверленным в блоке цилиндров 27, в головке цилиндров 26 и в корпусе подшипников распределительного вала. В прокладке головки цилиндров имеется окантованное медью отверстие, по которому масло проходит из канала 27 блока в канал 26 головки.

В каждом вкладыше первого, второго, четвертого и пятого коренных подшипников имеется по два отверстия, через которые масло попадает в кольцевые канавки на внутренних поверхностях вкладышей. Из канавок часть масла идет на смазывание коренных подшипников, а другая часть по каналам 2, просверленным в шейках и щеках коленчатого вала, к шатунным подшипникам, и от них через отверстия в нижних головках шатунов струя масла попадает на зеркала цилиндров в момент совпадения отверстия подшипника с каналом в шатунной шейке. С 1990 г. шатуны изготавливаются без отверстия в нижней головке, и масло от нее на стенки цилиндра не подается.

Масло, прошедшее к центральной опоре распределительного вала через кольцевую выточку 21 в опорной шейке, попадает в магистральный канал 20 распределительного вала, а из канала через отверстия в кулачках и опорных шейках к рабочим поверхностям кулачков, рычагов и опор вала.

Масло от первого подшипника валика 17 привода масляного насоса и распределителя зажигания поступает по каналу, просверленному в самом валике, ко второму подшипнику. К втулке шестерни привода масляного насоса и распределителя зажигания масло подводится по отдельному каналу 13 из полости перед масляным фильтром. Остальные детали смазываются разбрызгиванием и самотеком.

Масляный насос

Масляный насос (см. рис. 4) — шестеренчатого типа, установлен внутри картера и крепится к блоку цилиндров двумя болтами. Ведущая шестерня насоса закреплена на валике неподвижно, а ведомая шестерня свободно вращается на оси, запрессованной в корпус насоса. Масло поступает в насос по маслоприемному патрубку, пройдя фильтрующую сетку. В корпус маслоприемного патрубка встроен редукционный клапан. При повышении давления в системе смазки выше допустимого масло отжимает редукционный клапан, и избыточное масло перепускается из полости давления в полость маслоприемника. Давление, при котором срабатывает редукционный клапан, обеспечивается пружиной соответствующей упругости, установленной на заводе. Это давление не регулируется.

Масляный фильтр

Масляный фильтр навернут на штуцер и прижат к кольцевому буртику на блоке цилиндров. Герметичность соединения обеспечивается резиновой прокладкой, установленной между крышкой фильтра и буртиком блока. Фильтр имеет противодренажный клапан 9, предотвращающий стекание масла из системы при остановке двигателя, и перепускной клапан 7, который срабатывает при засорении фильтрующего элемента и перепускает масло помимо фильтра в магистральный канал 28. Фильтрация масла производится бумажным элементом 8.

Вентиляция картера двигателя

Вентиляция картера закрытая, принудительного типа, не допускает повышения давления в картере из-за проникновения в него отработавших газов. Картерные газы отсасываются в коллектор 30 воздушного фильтра 42 через маслоотделитель 34, вытяжной шланг 32 с пламегасителем 31. Из коллектора 30 газы могут идти двумя путями: непосредственно в воздушный фильтр 42, а также по шлангу 41, золотник 36 на оси дроссельной заслонки в за-дроссельное пространство карбюратора.

С повышением частоты вращения коленчатого вала при открывании дроссельной заслонки золотник 36 поворачивается и открывает дополнительный путь картерным газам через канавку в золотнике.

Схема смазки автомобиля ваз

Система смазки двигателя предназначена для подвода масла к трущимся поверхностям с целью уменьшения трения и повышения механического КПД двигателя, уменьшения износа трущихся деталей, охлаждения их и очистки от механических и других вредных примесей, являющихся продуктами износа и сгорания горюче-смазочных материалов.

Читайте также:  Кто продает двигатель газ 69

Смазка трущихся деталей наряду с подбором материалов и вида обработки их поверхностей повышает долговечность двигателя. Очистка циркулирующего масла от механических и других примесей обеспечивается масляным фильтром с бумажным фильтрующим элементом.

Масло для двигателя имеет комплекс присадок, обеспечивающих высокие смазочные свойства масла, стойкость против окисления и возможность работы в широком интервале температур.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Необходимый для нормальной работы двигателя запас масла находится непосредственно в масляном картере двигателя. Заправку масла в картер двигателя производят через маслоналивную горловину, герметически закрываемую крышкой. Уровень масла контролируется по меткам на указателе. Отработанное масло сливают из системы через отверстие, закрываемое резьбовой сливной пробкой. Вместимость системы смазки 3,5 л.

Система смазки двигателя комбинированная, при которой часть деталей смазывается под давлением, часть самотеком и часть разбрызгиванием. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, опоры распределительного вала. Маслом, вытекающим из зазоров и разбрызгиваемым движущимися деталями, смазываются стенки цилиндров, поршни с поршневыми кольцами, поршневые пальцы в бобышках поршня, кулачки распределительного вала, толкатели клапанов, а также стержни клапанов в их направляющих втулках.

Рис. 1. Система смазки:
1 — патрубок отвода картерных газов в корпус воздушного фильтра; 2— крышка маслоналивной горловины; 3 — патрубок отсоса картерных газов в задроссельное пространство карбюратора; 4 — патрубок вытяжного шланга; 5 — канал подачи масла к подшипнику распределительного вала; 6—масляная магистраль в головке блока; 7 — распределительный вал; 8 — датчик контрольной лампы давления масла; 9 — канал подачи масла от насоса к фильтру; 10 — редукционный клапан насоса; 11 — ведущая шестерня масляного насоса; 12 — ведомая шестерня масляного насоса; 13 — серповидный выступ между шестернями; 14 — канал подачи масла из фильтра в главную масляную магистраль; 15 — канал поступления масла от масло-приемника к насосу; 16 — противодренажный клапан; 17 — маслоприемник; 18—фильтрующий элемент; 19 —-сливная пробка; 20 — масляный картер; 21 — перепускной клапан; 22 — канал подачи масла от коренного подшипника к шатунному; 23 — канал подачи масла к коренному подшипнику коленчатого вала; 24 — главная масляная магистраль; 25—канал подачи масла из главной магистрали в магистраль головки блока

Система смазки включает масляный картер, маслоприемник с фильтрующей сеткой, масляный насос и редукционный клапан, систему масляных каналов в блоке и головке цилиндров, коленчатом валу, полнопоточный фильтр очистки масла с фильтрующим элементом, перепускным клапаном и противо-дренажным клапаном, указатель уровня масла и маслоналивную горловину.

Все узлы системы на. рассматриваемых автомобилях взаимозаменяемы. Минимальное давление масла в системе контролируется датчиком, который ввертывается в отверстие масляной магистрали в головке цилиндров, соединяемой с главной масляной магистралью в блоке цилиндров. Давление масла должно быть не менее 0,8 кгс/см2 при 750… 800 об/мин. При падении давления масла ниже допустимого загорается красным цветом одна из контрольных ламп светового табло «Stop» на щитке приборов.

Циркуляция масла при работе двигателя происходит следующим образом. Масляный насос, расположенный на переднем конце коленчатого вала, засасывает масло через фильтрующую сетку маслоприемника, приемную трубку и канал в корпусе насоса и подает его по каналу в блоке цилиндров к полнопоточному масляному фильтру. В фильтре масло очищается от механических примесей и смолистых веществ. Отфильтрованное масло по каналу поступает в главную масляную магистраль, проходящую вдоль блока цилиндров, а оттуда по каналам в перегородках блока цилиндров подводится к коренным подшипникам коленчатого вала. Во вкладышах коренных подшипников имеются по два отверстия, через которые масло проникает в кольцевые канавки на внутренней поверхности вкладышей. Из этих канавок часть масла идет на смазку коренных подшипников, а другая часть по каналам, просверленным в шейках и щеках коленчатого вала, к подшипникам нижних головок шатунов. Из бокового отверстия шатунного подшипника струя масла попадает на зеркало цилиндра в момент совпадения отверстия подшипника с каналом в шатунной шейке. Масло, снимаемое со стенок цилиндра маслосъемным кольцом, через отверстия в поршне отводится внутрь поршня и смазывает опоры поршневого пальца в бобышках поршня.

В шатунных шейках коленчатого вала происходит также центробежная очистка масла от посторонних включений, содержащихся в масле, которые скапливаются в наклонных каналах под действием центробежных сил в пространстве от отверстий в шатунной шейке до заглушки масляного канала коленчатого вала.

Из главной масляной магистрали масло по вертикальному каналу в блоке и головке цилиндров подводится также в масляную магистраль головки цилиндров, а оттуда по каналам к подшипникам распределительного вала. Вытекающим из подшипников распределительного вала маслом смазываются рабочие поверхности кулачков и толкателей клапанов. Масло, собирающееся под крышкой головки цилиндров, стекает к левой стороне двигателя и через окна в головке и каналы в блоке цилиндров сливается в масляный картер.

Читайте также:  Шкода йети расход масла

Давление масла на прогретом двигателе при средних оборотах коленчатого вала составляет 3,5… 4,5 кгс/см2.

Для того чтобы при работе двигателя на любом режиме обеспечить необходимое давление масла в магистрали, а также чтобы компенсировать увеличивающийся по мере износа двигателя расход масла, масляный насос имеет избыточную производительность.

Масляный насос служит для подачи масла к трущимся деталям и в масляный фильтр на очистку. Насос шестеренчатого типа, с двумя шестернями внутреннего зацепления. Насос в сборе крепится шестью болтами к передней части блока цилиндров и уплотняется с блоком паранитовой прокладкой. Корпус насоса и крышка центрируются двумя штифтами относительно оси коленчатого вала.

Насос состоит из крышки, корпуса с полостями всасывания и нагнетания, маслоприемника и редукционного клапана. В корпусе помещаются ведущая и ведомая шестерни. Для обеспечения необходимых зазоров между шестернями и корпусом при изменении температуры корпус отливается из чугуна, а шестерни изготавливаются из металлокерамики с коэффициентами линейного расширения, близкими между собой.

В корпусе полость всасывания отделяется от нагнетательной серповидным выступом. Крышка насоса изготавливается из сплава алюминия. Корпус насоса соединяется с крышкой винтами и уплотняется с помощью жидкого герметика типа Локтайт № 329 или активатора № 738 (жидкая прокладка).

Ведущая шестерня насоса устанавливается на две лыски коленчатого вала. Масло, просочившееся к сальнику, отводится в картер двигателя по канавкам на лысках шестерни. Шестерни насоса трохоидального зацепления, которым достигается снижение механических потерь на привод и повышение коэффициента полезного действия насоса по сравнению с шестернями эволь-вентного зацепления.

Производительность насоса при 6000±120 об/мин ведущей шестерни и противодавлении 5 кгс/см2 должно быть не менее 34 л/мин.

Маслоприемник крепится одним болтом к крышке насоса и двумя болтами к крышке второго коренного подшипника. Трубка маслоприемника в крышке насоса уплотняется резиновым кольцом. Снизу маслоприемник имеет чашку с сеткой и сферическим демпфером, имеющим в центре отверстие, которое уменьшает возможность подсоса воздуха при наклонах двигателя.

Рис. 2. Детали масляного насоса:
1 — передний сальник коленчатого вала; 2 — крышка насоса; 3 — резиновое уплотнительное кольцо; 4 — маслоприемник; 5 корпус насоса; 6 ведомая шестерни; 7 — ведущая шестерня; 8—редукционный клапан; 9 пружина редукционного клапана; 10 — пробка; 11 — уплотни, тельное кольцо

Нагнетательный канал в крышке насоса соединяется каналом с масляным фильтром. В крышке располагается редукционный клапан поршневого типа. Необходимое давление срабатывания клапана обеспечивается пружиной. Масло при срабатывании клапана перепускается в полость всасывания насоса.

При работе двигателя шестерни масляного насоса всасывают масло из картера через маслоприемник и всасывающую полость. Впадинами зубьев шестерни насоса перегоняют масло в нагнетательную полость и подают его под давлением через масляный фильтр на смазку трущихся деталей. После остановки двигателя часть масла остается в нагнетательной полости насоса и позволяет насосу быстро вступить в работу после очередного пуска двигателя.

Рис. 3. Схема вентиляции картера:
1 — впускной трубопровод; 2 — шланг отвода картерных газов в задроссельное пространство карбюратора; 3 — карбюратор; 4 — воздушный фильтр; 5 — верхний вытяжной шланг; 6 — сетка маслоотделителя; 7 — крышка головки блока цилиндров; 8 — корпус маслоотделителя; 9 — нижний вытяжной шланг; 10 — указатель уровня масла: 11 — штуцер

Масляный фильтр служит для очистки масла от вредных примесей, оказывающих существенное влияние на ускорение износа деталей двигателя. Качество масла в двигателе не остается постоянным. В масло поступают продукты износа деталей, частицы нагара, появляющиеся в результате сгорания его в цилиндрах двигателя. Оно засоряется образующимися при высокой температуре деталей смолистыми веществами.

Масляный фильтр навернут на штуцер и прижат к кольцевому буртику на блоке цилиндров. Герметичность соединения обеспечивается прокладкой, установленной между крышкой фильтра и буртиком блока. Масло поступает в фильтр по каналу и, пройдя фильтрующий элемент, выходит в главную масляную магистраль блока цилиндров.

Фильтр имеет противодренажный клапан, предотвращающий стекание масла из системы при остановке двигателя, и перепускной клапан, который срабатывает при засорении фильтрующего элемента и перепускает масло мимо фильтра в масляную магистраль.

Фильтрация масла производится бумажным элементом. При смене масла в двигателе фильтр необходимо заменять, чтобы обеспечить эффективную фильтрацию масла.

Вентиляция картера двигателя принудительная закрытая. Она обеспечивает отсос из картера картерных газов и паров бензина во впускной трубопровод двигателя, чем исключается повышение давления в картере из-за проникновения в него отработавших газов и выброс их в атмосферу.

При работе двигателя картерные газы по вытяжному шлангу отсасываются в корпус маслоотделителя, где благодаря завихрению потока газов и сетке происходит отделение масла. Далее картерные газы могут отсасываться двумя путями. Когда дроссельные заслонки закрыты и двигатель работает на режиме холостого хода при минимальной частоте вращения коленчатого вала, газы отсасываются по шлангу 2 через штуцер карбюратора в задроссельное пространство карбюратора, где они подмешиваются к горючей смеси и поступают в камеры сгорания. Штуцер карбюратора имеет калиброванное отверстие, которое ограничивает количество отсасываемых газов, вследствие чего вентиляция не оказывает заметного влияния на величину разрежения в задроссельном пространстве на режиме холостого хода.

Читайте также:  Как подобрать диск под машину

С повышением частоты вращения коленчатого вала, когда откроются дроссельные заслонки, основная масса картерных газов будет отсасываться по шлангу в воздушный фильтр, в пространство за фильтрующим элементом.

Чтобы исключить попадание пламени в картер двигателя при «выстреле» в карбюратор, сетка 6 выполняет также роль пламегасителя.

Техническое обслуживание системы смазки

Через каждые 500 км пробега автомобиля необходимо: проверить уровень масла в картере двигателя, при необходимости долить.

После первых 2000 км пробега нового автомобиля необходимо:
— проверить герметичность соединений;
— заменить масло в картере двигателя;
— заменить масляный фильтр.

Через каждые 15 000 км пробега необходимо:
— проверить герметичность соединений;
— заменить масло в картере двигателя;
— заменить масляный фильтр.

Через каждые 45 000 км пробега очистить и промыть детали системы вентиляции двигателя.

Проверка уровня масла и герметичности уплотнений. Уровень масла проверять, на холодном неработающем двигателе. Уровень должен находиться между рисками «МШ» и «МАХ» на указателе уровня масла. При необходимости доливать свежее масло через наливную горловину на крышке головки цилиндров.

Герметичность соединений и сальников коленчатого вала проверять визуально по наличию подтеканий масла.

Замена масла и масляного фильтра. Замену выполнять на прогретом двигателе. Для этого вывернуть сливную пробку и слить масло в емкость. Выдержать 10 мин, пока не стечет все масло.

Снять масляный фильтр, поставить новый и залить в систему 3,5 л свежего моторного масла, соответствующего сезону эксплуатации. Новый фильтр завертывать только усилием рук, предварительно смазав уплотнительное кольцо моторным маслом.

Летнее или зимнее моторное масло в двигателе при переходе к другому сезону эксплуатации необходимо также менять на масло, соответствующее этому сезону.

опускается в двигателе использовать моторное масло М-63/10Г, но с периодической его заменой через каждые 7500 км пробега автомобиля.

Промывка деталей системы вентиляции картера. Для очистки и промывки снять шланги, отвернуть гайки крепления крышки головки блока цилиндров. Отвернуть два болта крепления корпуса 8 маслоотражателя, снять корпус и сетку. Промыть снятые детали бензином.

У карбюратора очистить и промыть ацетоном или бензином штуцер подвода картерных газов.

Основные неисправности системы смазки Пониженное давление масла. Давление масла при 5600 об/мин менее 4,5 кгс/см2. Давление можно проверить контрольным манометром, ввернутым вместо датчика контрольной лампы пониженного давления масла.

Причины неисправности и способы устранения: заедание редукционного клапана масляного насоса в открытом положении. Снять масляный насос, разобрать и промыть.

Очистить клапан от посторонних частиц и заусенцев; износ подшипников коленчатого и распределительного валов. Устранять на станции технического обслуживания автомобилей.

Недостаточное давление масла на холостом ходу двигателя. Давление масла при частоте вращения коленчатого вала 750… 800 об/мин менее 0,8 кгс/см2, горит контрольная лампа давления масла.

Причины неисправности и способы устранения:
— засорение редукционного клапана масляного насоса. Снять масляный насос, разобрать редукционный клапан и очистить его от посторонних частиц и заусенцев;
— износ шестерен масляного насоса. Необходимо обратиться на станцию технического обслуживания для проверки и при необходимости замены масляного насоса или его шестерен;
— чрезмерный износ подшипников коленчатого или распределительного валов. Масло уходит через увеличенные зазоры. На станции технического обслуживания прошлифовать шейки коленчатого вала, заменить вкладыши подшипников. При необходимости заменить и распределительный вал.

Повышенный расход масла. Расход масла в период приработки деталей несколько уменьшается и после 2000… 3000 км пробега стабилизируется и остается постоянным до 50 000… 60 000 км, после чего постепенно возрастает. Нормальный расход масла должен быть не более 35… 40 г на 100 км пробега автомобиля. Причиной повышенного расхода масла является износ деталей двигателя. Масло проникает в камеру сгорания цилиндров двигателя, там сгорает, увеличивая дымность выхлопа. В данном случае следует обратиться на станцию технического обслуживания автомобилей для ремонта двигателя.

Причины неисправности и способы устранения: течь масла через уплотнительные прокладки.

Если визуально наблюдается течь масла, подтянуть крепления или заменить прокладку; износ поршневых колец, поршней или цилиндров двигателя. Необходимо отремонтировать двигатель на спецавтоцентре; заменить изношенные детали; поломка поршневых колец.

Заменить кольца; закоксовывание прорезей в маслосъемных кольцах и пазов в канавках поршней. Очистить прорези и пазы от нагара; износ или повреждение маслоотражательных колпачков клапанов. Заменить маслоотражательные колпачки; износ стержней клапанов или направляющих втулок. Заменить клапаны, отремонтировать головку блока цилиндров.

Повышенное давление масла. Давление масла более 4,5 кгс/см2. Причины неисправности и способы устранения: повышенная вязкость масла или двигатель не прогрет. Прогреть двигатель. Залить масло, соответствующее сезону эксплуатации; заедание редукционного клапана в закрытом положении. Снять насос, разобрать, промыть и очистить клапан от посторонних частиц и заусенец.

Оцените статью