- Контактная система зажигания УАЗ, состав и общее устройство, схемы контактной системы зажигания. Порядок действий при установке зажигания на автомобиле уаз Схема подключения электронного зажигания на уаз
- Общая концепция
- Эффект от модернизации
- Отличия систем зажигания
- электросхема в ее простейшем варианте
- Стартер
- Особенности
- Характеристики
- Что приобрести
- Электрооборудование — схема УАЗ-469
- Переделка
- Обзор СЗ на знаменитых УАЗах
- Принцип работы СЗ
- Особенности электрооборудования
- Рекомендации экспертов, как правильно настроить
- Схема УАЗ-31512 – Схемы электрооборудования – УАЗ
- Пособие по замене трамблера с приводом маслонасоса
- Схема электрооборудования автомобиля УАЗ-31512 | AUTOFIZIK.RU / авторемонт
Контактная система зажигания УАЗ, состав и общее устройство, схемы контактной системы зажигания. Порядок действий при установке зажигания на автомобиле уаз Схема подключения электронного зажигания на уаз
Бесконтактная система зажигания (рис. 1) включает в себя приборы:
Рис. 1. Схема бесконтактной системы зажигания
Устройство датчика-распределителя показано на рис. 2.
Датчик-распределитель имеет корпус, крышку, валик, датчик синусоидального напряжения, центробежный и вакуумный регуляторы, а также октан-корректор.
Центробежный регулятор автоматически изменяет угол опережения зажигания в зависимости от частоты вращения.
Датчик напряжения состоит из ротора и статора.
Ротор представляет собой кольцевой постоянный магнит с плотно прижатыми к нему сверху и снизу четырехполюсными обоймами, жестко закрепленными на втулке.
В верхней части ротора на втулке установлен бегунок.
Статор датчика представляет собой обмотку, заключенную в четырехполюсные пластины.
Статор имеет изолированный многожильный вывод, присоединенный к выводу датчика.
Второй вывод обмотки электрически связан с корпусом в собранном датчике-распределителе.
На роторе нанесена метка, на статоре стрелка, которые служат для установки начального момента искрообразования.
Сопротивление обмоток при температуре (25±10) °С, Ом:
вторичной. 13 000–13 400
Развиваемое вторичное напряжение максимальное, В. 30 000
Катушка имеет вывод высокого напряжения и два вывода низкого напряжения:
– вывод К – для соединения с выводом К добавочного сопротивления;
– немаркированный вывод – с выводом К3 коммутатора.
Величина активного сопротивления между выводами «+» и «С» (0,71±0,05) Ом, между выводами «С» и «К» – (0,52±0,05) Ом.
Многие владельцы УАЗов знают о капризах классического зажигания, которое иногда преподносит неприятные моменты. И нередко народные умельцы находят способы модернизации проблемного узла или целой системы. И об одном таком способе улучшения системы запуска своими руками и пойдет речь в данной публикации.
На фото УАЗ 31514- надежный вездеход для многих целей
Общая концепция
Контактная схема зажигания сама по себе неплоха, ведь ею пользуется человечество с появлением первого автомобиля. Но до возможностей бесконтактного зажигания ей, конечно же, далеко. Поэтому, многие владельцы УАЗов, стремясь улучшить работу силового агрегата, перенастраивают ее.
Общая схема зажигания для моделей УАЗ старых лет выпуска
И не только УАЗов, но и других отечественных авто, к примеру, переделкам подвергается и проводка Москвич 2141, и ряд других марок и моделей.
Эффект от модернизации
Что немаловажно, подкапотная и салонная электропроводка УАЗ 31514 остается практически без изменений, а сама переделка характеризуется установкой новых элементов под капотом.
- Двигатель начинает устойчиво работать на всех режимах;
- Улучшается пуск «на холодную»;
- Нормализуется расход топлива;
- Мощность двигателя достигнет паспортных данных.
Отличия систем зажигания
Основное отличие двух систем – в моменте искрообразования:
- В классическом зажигании за это отвечает бегунок под крышкой трамблера при соприкосновении с контактом вывода на свечной провод. При этом подача высоковольтного импульса происходит с нарастанием. Он как бы смазывается, снижая мощность искры на электродах свечи.
- В бесконтактном зажигании коммутатор формирует заряд и выдает его практически мгновенно при получении сигнала от датчика Холла. В результате свеча формирует более мощную искру. Из отечественных авто повышенной проходимости подобная бесконтактная система зажигания есть у Нивы – смотри схема электропроводки ВАЗ 21213.
Электронный коммутатор часто закрепляют в УАЗах на перегородке с левой стороны
Обратите внимание! Более мощное искрообразование способствует самоочищению свечи, т.к. топливо сгорает интенсивно, не оставляя отложений.
электросхема в ее простейшем варианте
Старый добрый УАЗ-469 является одним из самых простых автомобилей. Словно собранный из детского конструктора, он отнюдь не изобилует никакими излишествами и наворотами. Вместо кондиционера — возможность убрать мягкую крышу, а вместо электропакета — полное отсутствие того, чем можно при помощи этого пакета управлять. Тем не менее электропроводка на этом автомобиле есть. Хотя та же электросхема зажигания УАЗ-469 реализована наипростейшим образом.
Стартер
На автомобиле УАЗ-469 стартер подключен практически напрямую, через замок зажигания и реле. Более никакой электроники в схеме зажигания попросту нет. Даже в более современном «Хантере», который внешне не каждый автолюбитель отличит от УАЗ-469, электросхема гораздо сложнее. Управляющий импульс с реле зажигания идет сразу на генератор, а вся проводка проходит через блок предохранителей. На 469-м использовались плавкие предохранители, которые шли только на освещение и генератор. В целом опытному владельцу УАЗ-469 электросхема просто не нужна. Разобраться в этом автомобиле можно за несколько минут.
Особенности
Стоит отметить несколько интересных особенностей данного автомобиля. которые будет интересны тем, кто впервые садится за руль легендарного УАЗика. Например, переключатель света у данной машины расположен в ногах в виде специальной педали. Насколько это удобно при вождении, судить не будем, предоставим это тем, кто уже водил УАЗ-469. Электросхема этого автомобиля также полна множества интересных особенностей, которые изящны в своей простоте. Датчики уровня и давления масла, например, шли напрямую к приборной панели и аварийному индикатору, минуя блок предохранителей и прочие элементы. Это позволяет ремонтировать автомобиль буквально «на коленке», находясь где угодно. Не зря 469-й до сих пор ценится у военных. При ремонте УАЗ-469 электросхема им даже не нужна.
Характеристики
Несмотря на простоту, УАЗ-469 уже в те годы имел автономный отопитель, два топливных бака и отличную проходимость. Преодолевать броды, препятствия и плохие дороги на данном внедорожнике можно было без всяких доработок, но сегодня все большую популярность набирает тюнинг различных УАЗов, в том числе и модели 469. Любители оборудуют автомобили увеличенными колесами с грязевой резиной, поднимают автомобиль и ставят более мощные моторы. Правда, при последнем варианте вся простота конструкции отходит на второй план, ведь приходится полностью переделывать всю электропроводку автомобилей. Тем не менее популярность машины только растет.
Что приобрести
По сути, купить нужно немного, а если у вас исправный трамблер и катушка, то перечень покупок и вовсе будет минимальным.
Итак, нужно купить:
- Датчик Холла;
- Высоковольтные провода (лучше силиконовые);
- Коммутатор от ВАЗ 08 .
Совет: Если же вашему УАЗу уже очень много лет, то мы рекомендуем к уже обозначенному перечню купить еще новый трамблер, катушку, а также вам потребуется проводка УАЗ 31514 с разъемами под коммутатор.
Для перенастройки и эксплуатации вам потребуется и новая схема проводки УАЗ 31514,которая приведена ниже на фото, и которую вы можете распечатать для удобства.
Для нового зажигания – новая схема
Электрооборудование — схема УАЗ-469
Электрооборудование автомобиля УАЗ-469 (схема) — 12-вольтовое, электропроводка УАЗ-469 — однопроводная, отрицательный полюс источников тока соединен с «массой».
Схема УАЗ-469 электрооборудования показана на рис. 103.
Рис. 103. Схема УАЗ-469 электрооборудования (электросхема УАЗ-469):1 — фонарь передний; 2 — фара; 3 — панель соединительная; 4 — повторитель боковой указателя поворота; 5 — прерыватель указателей поворота; 6 — электродвигатель отопителя; 7 — фонарь освещения под капотом; 8 — сигнал звуковой; 9 — свеча зажигания; 10 — распределитель; 11 — катушка зажигания; 12 — реле стартера; 13 — выключатель, 14 — кнопка звукового сигнала; 15 — датчик температуры воды в блоке цилиндров; 16 — датчик контрольной лампы температуры воды в радиаторе; 17 — датчик аварийного давления масла; 18 — датчик давления масла; 19 — выключатель контрольной лампы гидропривода; 20 — регулятор напряжения; 21 — генератор; 22 — стартер; 23— лампа контрольная указателей поворота; 24 — лампа контрольная температуры воды; 25 — лампа контрольная давления масла; 26 — лампа контрольная гидропривода тормозов; 27 — блок плавких предохранителей; 28 — электродвигатель смывателя ветрового стекла; 29 — электродвигатель стеклоочистителя; 30 — батарея аккумуляторная; 31 — указатель уровня топлива; 32 — указатель температуры воды; 33 — указатель давления масла; 34 — амперметр; 35 — спидометр: 36 — переключатель стеклоочистителя и смывателя; 37 — выключатель зажигания; 38 — розетки штепсельные; 39 — выключатель «массы»; 40 — лампа контрольная дальнего света фар; 41 — предохранитель тепловой; 42 — переключатель света центральный; 43 — переключатель света ножной; 44 — выключатель аварийной сигнализации; 45 — выключатель сигнала торможения; 46 — переключатель указателей поворота; 47 — переключатель топливных баков; 48 — выключатель фонаря освещения кабины; 49 — выключатель фонаря заднего хода; 50 — датчики указателей уровня топлива; 51 — фонарь освещения кабины; 52 — розетка штепсельная прицепа; 53 — фонарь задний; 54 — фонарь заднего хода; 55 — фонарь освещения номерного знака.
Условное обозначение расцветки проводов на схеме УАЗ-469: Ф — фиолетовый; Ж — желтый; 3 — зеленый; К — красный; Г — голубой; Ч — черный; Кч — коричневый; О — оранжевый; С — серый.
Переделка
Собственно, сама работа сводится к переделке трамблера, у которого уже не будет высоковольтной части – формировать высоковольтные импульсы за него будет электронный коммутатор. На представленных ниже фото показано расположение двух датчиков сразу.
Датчики прикреплены к основанию, а контактная пластина имеет загнутые края
Обратите внимание на форму контактной пластины:
- Она имеет загнутые концы – датчики расположены вертикально;
- Ровная – датчики крепятся горизонтально.
Вариант с ровной пластиной
Вариант с ровной пластиной
И тот и другой вариант – рабочие, все зависит от конструкции трамблера. В дальнейшем вам предстоит лишь отрегулировать зажигание. Инструкция проста — вы должны помнить, что начало искрообразования начинается, когда край пластины оказывается по центру датчика Холла.
- Проворачивайте коленвал до тех пор, пока в первом цилиндре поршень не достигнет ВМТ;
- Поворачивайте корпус трамблера до тех пор, пока контактная пластина не окажется в прорези датчика;
- Тщательно затяните все крепежные винты, чтобы устранить люфты.
- Запустите двигатель.
Обзор СЗ на знаменитых УАЗах
Что представляет собой схема подключения электронного или бесконтактного зажигания, на УАЗ 417, как переделать контактное зажигание на бесконтактное? Почему греется катушка и как произвести регулировку и настройку угла опережения? Для начала разберем основные моменты касательно действия и видов СЗ.
Принцип работы СЗ
Схема контактной системы
Система зажигания, вернее, ее правильная настройка, играет большую роль в работе и запуске автомобильного мотора. При корректной регулировке в силовом агрегате будет правильно сгорать горючая смесь в результате подачи заряда через свечи. На каждый цилиндр УАЗовского мотора ставится свеча, каждая из которых включается в определенном порядке, по очереди, подавая разряд на цилиндр спустя определенное время. Нужно учитывать, что любая СЗ дает возможность не только произвести подачу нужного разряда, но и определяет его силу.
Аккумуляторная батарея машины из-за своих технических характеристик не может вырабатывать напряжение с током, которое требуется для возгорания смеси. Это связано с тем, что АКБ может выдать только ток определенной силы. А благодаря правильной работе системы величина тока значительно увеличивается, что позволяет успешно воспламенять топливовоздушную смесь.
Особенности электрооборудования
Модель УАЗ 31512 также подвергалась модернизации. Поэтому, принято различать автомобили по году выпуска:
У них есть различия, связанные с разными силовыми агрегатами и установкой новой панели приборов. При замене узлов и агрегатов своими руками на новые (модифицированные), следует руководствоваться датой, когда подобные узлы начали устанавливать на автомобиль, и применять «правильную» электросхему для соединения электронных компонентов.
В частности, немало вопросов вызывают различия в схеме подключения головного света. Цена переоборудования невысока, важно лишь не только купить компоненты, но и правильно их подключить:
- На моделях первых выпусков ставили ножные переключатели света – П39;
- На последующие – П53;
- Отличия в герметичном корпусе, все остальные характеристики одинаковы.
Зато есть различия в схеме подключения:
- Модифицированные фары запитаны на ножной переключатель;
- Немодифицированные – через центральный переключатель;
- У немодифицированных обе лампы запитаны друг от друга (правая от левой). Если свет не горит при исправной лампе – следует проверить провод между ними;
- У модифицированных каждая имеет свой провод от источника электричества.
Рекомендации экспертов, как правильно настроить
Итак, как выставить самостоятельно угол опережения, чтобы добиться правильной работы двигателя УАЗ:
- В первую очередь вы должны зафиксировать свой автомобиль на одном месте, для этого потяните за рычаг стояночного тормоза. Проверните коленчатый вал так, чтобы поршень цилиндра 1 попал в ВМТ (верхнюю точку). При этом нужно добиться того, чтобы отверстие на шкиве коленвала совпадало с риской, отмеченной на крышке распределительных шестеренок.
- После этого с распределительного механизма следует снять крышку. После демонтажа вы сможете увидеть бегунок, который расположен внутри самой крышки, напротив контакта. При отсутствии бегунка следует еще раз провернуть коленчатый вал на 180 градусов, после чего выставить октан-корректор на 0. Используя гаечный ключ, вам необходимо будет завернуть винтом указатель к корпусу распределительного механизма так, чтобы добиться его совмещения со средней риской. Когда эти действия будут выполнены, болт крепления, с помощью которого пластины крепятся к корпусу трамблера, надо немного ослабить.
- Затем, удерживая на одном месте бегунок при помощи пальца для недопущения его вращения, надо аккуратно провернуть сам корпус, это позволит удалить возможные люфты в приводе. Корпус необходимо поворачивать до тех пор, пока вы не добьетесь совмещения острого конца лепестка статорного механизма с красной меткой, расположенной на роторном устройстве. После этого саму пластину надо закрепить к корпусу, используя соответствующий болт.
- Когда вы выполните эти действия, вам надо установить крышку контроллера на место и произвести проверку высоковольтных кабелей. Нужно удостовериться в том, что эти провода установлены в правильной последовательности с учетом порядка работы цилиндров. Когда вам удастся правильно настроить угол опережения, то необходимо убедиться в том, что вся процедура была выполнена верно.
- Для диагностики правильности выполненных действий надо завести мотор вашего УАЗика и подождать примерно 5-10 минут, пока силовой агрегат не прогреется. Рабочая температура мотора составляет около 90 градусов, можно подождать, пока ДВС прогреется до 80 градусов. Затем вам надо выехать на ровную дорогу и разогнать автомобиль до 40 км/час, после чего следует резко нажать на газ. В этот момент автомобиль ускорится и если при увеличении скорости до 60 км/ч из-под капота раздастся кратковременная детонация (металлический стук), то это говорит о том, что все действия были выполнены правильно. В случае, если детонация слишком долгая, то потребуется еще отрегулировать систему. Для этого корпус распределительного механизма нужно будет повернуть на одно деление или наполовину, при этом проворачивать его надо против часовой стрелки. Если же диагностика показала, что стука «пальчиков» вовсе нет, то угол опережения следует увеличить. Для этого механизм следует повернуть в обратную сторону.
Схема УАЗ-31512 – Схемы электрооборудования – УАЗ
Схема электрооборудования автомобиля УАЗ-31512:
- Фонарь передний
- Фара
- Сигнал звуковой
- Генератор
- Фонарь освещения под капотом
- Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости в блоке цилиндров
- Датчик сигнальной лампы аварийного перегрева охлаждающей жидкости в радиаторе
- Датчик сигнальной лампы аварийного состояния гидропривода тормозной системы
- Датчик указателя давления масла
- Датчик сигнальной лампы аварийного давления масла
- Микровыключатель управления ЭПХХ
- Свечи зажигания
- Датчик-распределитель
- Электродвигатель омывателя ветрового стекла
- Клапан электромагнитный ЭПХХ
- Катушка зажигания
- Батарея аккумуляторная
- Выключатель массы
- Стартер
- Сопротивление добавочное
- Повторитель боковой указателя поворота
- Регулятор напряжения
- Вибратор аварийный
- Коммутатор транзисторный
- Блок электронный управления ЭПХХ
- Электродвигатель стеклоочистителя
- Реле стартера
- Блок плавких предохранителей
- Выключатель сигнала торможения
- Переключатель указателей поворота
- Выключатель аварийной сигнализации
- Прерыватель указателей повороте
- Розетка штепсельная
- Выключатель фонаря освещения кузова
- Фонарь освещения кузова
- Переключатель электродвигателя стеклоочистителя и омывателя
- Электродвигатель вентилятора отопителя
- Переключатель электродвигателя вентилятора отопителя
- Выключатель зажигания
- Предохранитель тепловой
- Переключатель света центральный
- Переключатель света ножной
- Вольтметр
- Указатель давления масла
- Лампа сигнальная аварийного давления масла
- Указатель температуры охлаждающей жидкости в блоке цилиндров двигателя
- Лампа сигнальная аварийного перегрева охлаждающей жидкости в радиаторе
- Указатель уровня топлива
- Лампа сигнальная указателей поворота
- Лампа сигнальная аварийного состояния гидропривода тормозной системы
- Лампа сигнальная включения стояночной тормозной системы
- Кнопка звукового сигнала
- Лампа сигнальная включения дальнего света фар
- Спидометр
- Выключатель противотуманного фонаря
- Выключатель сигнальной лампы стояночной тормозной системы
- Выключатель фонаря заднего хода
- Датчик указателя уровня топлива в правом баке
- Пе реключатель датчиков уровня топлива
- Датчик указателя уровня топлива в левом баке
- Фонарь задний
- Фонарь освещения номерного знака
- Фонарь заднего хода
- Фонарь задний противотуманный
Схема электрооборудования автомобиля УАЗ-31512: https://uaz.service-manual.company/shemy-elektrooborudovaniya/shema-elektrooborudovaniya-avtomobilya-uaz-31512/
Пособие по замене трамблера с приводом маслонасоса
Перед тем, как установить новый трамблер с приводом, нужно взвесить свои силы, поскольку допускать ошибки при выполнении работ не рекомендуется.
Итак, как заменить и произвести установку распределителя:
- Отключите зажигание и демонтируйте крышку трамблера, к ней подключены наконечники и высоковольтные кабеля.
- Затем от распределительного механизма надо отключить провод, подсоединенный к коммутатору. Также надо отключить патрубок, подведенный к вакуумному регулятору.
- Взяв гаечный ключ на 13, выкрутите две гайки, фиксирующие устройство и демонтируйте с силового агрегата механизм вместе с приводом маслонасоса.
- Выполнив эти действия, сможете увидеть прокладку, расположенную под приводом. Если в результате этих действий положение коленчатого вала не изменилось, то просто произведите монтаж нового механизма, при этом проследите, чтобы бегунок был расположен напротив метки. Все действия производятся в обратном порядке. Когда установка будет завершена, производится регулировка угла опережения.
- Если в итоге расположение вала поменялось, то перед установкой надо переместить поршень цилиндра 1 в верхнюю мертвую точку. Вам надо добиться совмещения меток на шкиве и указателя на самом моторе.
Схема электрооборудования автомобиля УАЗ-31512 | AUTOFIZIK.RU / авторемонт
1 — передний фонарь;2 — фара;3 — звуковой сигнал;
4 — соединительная колодка; 5 — боковой указатель поворота; 6 — добавочное сопротивление; 7 — выключатель отопителя; 8 — электродвигатель вентилятора отопителя; 9 — фонарь освещения моторного отсека; 10 — генератор; 11 — реле указателей поворота; 12 — свечи зажигания; 13 — катушка зажигания; 14 — реле стартера; 15 — стартер; 16 — датчик-распределитель зажигания; 17 — коммутатор; 18 — аккумуляторная батарея; 19 — электроомыватель ветрового стекла; 20 — стеклоочиститель; 21 — выключатель «массы»; 22 — розетка переносной лампы; 23 — аварийный вибратор; 24 — блок предохранителей; 25 — датчик указателя давления масла; 26 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 27 — датчик сигнальной лампы перегрева охлаждающей жидкости; 28 — датчик сигнальной лампы аварийного давления масла; 29 — выключатель сигнальной лампы аварийного состояния гидропривода тормозов; 30 — выключатель сигнальной лампы стояночного тормоза; 31 — выключатель сигнала торможения; 32 — регулятор напряжения*; 33 — ножной переключатель света; 34 — сигнальная лампа стояночного тормоза; 35 — сигнальная лампа указателей поворота; 36 — сигнальная лампа аварийного состояния гидропривода тормозов; 37 — выключатель звукового сигнала; 38 — микропереключатель карбюратора; 39 — электромагнитный клапан системы ЭПХХ; 40 — блок системы ЭПХХ; 41 — выключатель стеклоочистителя и омывателя ветрового стекла; 42 — спидометр; 43 — сигнальная лампа аварийного давления масла; 44 — сигнальная лампа перегрева охлаждающей жидкости; 45 — центральный выключатель света; 46 — выключатель аварийной сигнализации; 47 — указатель уровня топлива; 48 — указатель температуры охлаждающей жидкости; 49 — указатель давления масла; 50 — амперметр; 51 — сигнальная лампа дальнего света фар; 52 — плафон освещения салона; 53 — выключатель плафона освещения салона; 54 — переключатель указателей поворота; 55 — датчик указателя уровня топлива; 56 — тепловой (биметаллический) предохранитель; 57 — переключатель датчиков топливных баков; 58 — выключатель зажигания; 59 — выключатель света заднего хода; 60 — задний фонарь; 61 — розетка прицепа**; 62 — фонарь света заднего хода; 63 — фонарь освещения номерного знака. * На автомобилях с генератором типа 665.3701, 161.3771, Г700А.30 и 957.3701 выносной регулятор напряжения не устанавливается.** Устанавливается на часть автомобилей.
Примечание. На автомобилях последних лет выпуска амперметр заменен вольтметром, выключатель сигнальной лампы аварийного состояния тормозов — на датчик недостаточного уровня тормозной жидкости, а сигнальная лампа включения дальнего света фар вынесена на приборную панель.