Схема системы охлаждения двигателя тойота карина
Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство — часть 23
92 Система охлаждения
Если вентилятор не включился, про
верьте реле вентилятора, электромо
тор вентилятора, главное реле двига
теля и предохранитель, а также про
верьте нет ли короткого замыкания в
цепи между реле вентилятора и тер
мовыключателем.
3. Подключите разъем термовыключа
Температура охлаждающей жидко
4. Запустите двигатель и прогрейте
его, пока температура охлаждающей
жидкости не поднимется выше 93°С.
Убедитесь, что вентилятор включился. В
противном случае замените термовы
ключатель.
• на моделях АЕ и AT — в патрубке
подвода охлаждающей жидкости к
• на модели AW — с левой стороны
1. Слейте охлаждающую жидкость и
2. Опустите термовыключатель в во
дяную ванну. С помощью омметра
Электрическая схема включения электровентилятора системы охлаждения
(4A-F и 4A-GE для всех моделей, кроме AW для Европы). 1 — аккумуляторная
батарея, 2 — плавкая вставка 1,25 В, 3 — плавкая вставка «АМ2» на 30 А (для АЕ,
AT), предохранитель «АМ2» на 5 А (для AW), 4 — плавкая вставка «ALT’ на 80 А
(для АЕ и AT), главная плавкая вставка «HEAD» на 60 А (для AW), 5 — замок
зажигания, 6 — предохранитель системы зажигания «IGN» на 10 А (для АЕ) или
на 7,5 А (для AT), 7 — плавкая вставка на 30 А (цепи электровентилятора для
АЕ (FAN), цепи вентилятора радиатора для модели AT (RADIATOR FAN) и для
AW (RAD FAN), 8 — реле вентилятора системы охлаждения, 9 — термовыклю
чатель (термореле) электровентилятора, 10 — электродвигатель вентилятора
системы охлаждения, 11 — главное реле двигателя (для АЕ, AT), главное реле
вентилятора (для AW).
убедитесь в н а л и ч и и з а м к н у т о г о с о
стояния контактов т е р м о в ы к л ю ч а т е л я
при температуре о х л а ж д а ю щ е й ж и д
кости ниже 83°С и в н а л и ч и и р а з о м к
нутого состояния контактов п р и т е м
пературе в ы ш е 93°С.
При нарушении у к а з а н н ы х у с л о в и й
замените т е р м о в ы к л ю ч а т е л ь .
3. Поставьте на м е с т о т е р м о в ы к л ю ч а
тель и заполните с и с т е м у о х л а ж д а ю
Проверка главного реле д в и
гателя (ENGINE MAIN) (для
моделей АЕ и AT) или главно
го реле электровентилятора
системы охлаждения (FAN
MAIN RELAY) (для модели AW)
Реле находится в блоке р е л е и п р е д о
хранителей № 2 ( в м о т о р н о м о т с е к е ) .
Внимание: схема расположения кон-
тактов разъема главного реле мо
жет быть различной на различных
моделях, при проверке обращайте
внимание на номера выводов.
1 . Снимите главное р е л е д в и г а т е л я .
2 . Проверьте э л е к т р и ч е с к и е ц е п и р е
ле, используя о м м е т р :
• убедитесь в н а л и ч и и п р о в о д и м о
сти между в ы в о д а м и «1» и «3», » 2 » и
«4» (4A-F, 4A-FE, 7A-FE и 4 A — G E ) и л и
выводами «3» и «5», » 2 » и » 4 » (5A-FE).
• убедитесь в отсутствии п р о в о д и м о
сти между выводами » 4 » и «5» (4A-F,
4A-FE, 7A-FE и 4A-GE) и л и в ы в о д а м и
П р и н е в ы п о л н е н и и у к а з а н н ы х условий
з а м е н и т е р е л е .
3 . П р о в е р ь т е р а б о т у р е л е , используя
о м м е т р и а к к у м у л я т о р н у ю батарею:
• п о д в е д и т е н а п р я ж е н и е к выводам
» 1 » и «3» ( 4 A — F . 4 A — F E , 7 A — F E и 4А-
G E ) и л и к в ы в о д а м » З » и «5» (5A-FE).
• у б е д и т е с ь в н а л и ч и и проводимо
с т и м е ж д у в ы в о д а м и «4» и «5» (4А-
F, 4 A — F E , 7 A — F E и 4 A — G E ) и л и вы
в о д а м и » 1 » и » 2 » ( 5 A — F E ) .
• у б е д и т е с ь в о т с у т с т в и и проводи
м о с т и м е ж д у в ы в о д а м и » 2 » и » 4 » .
3.1. Общие сведения о системе охлаждения двгателя
Система охлаждения закрытого типа включает водяной насос, радиатор с поперечным потоком, расширительный бачок охлаждающей жидкости, электрический вентилятор, термостат, теплообменник обогревателя, патрубки и датчики. На двигателях 4A-FE водяной насос приводится во вращение зубчатым ремнем от шкива коленчатого вала; шкив водяного насоса также приводит во вращение насос усилителя рулевого управления (где есть). На двигателях 3S-FE водяной насос приводится во вращение ремнем привода распределительных валов двигателя.
Система работает следующим образом. Водяной насос прокачивает холодную жидкость через блок цилиндров, полости головки блока, корпус дросселя и теплообменник обогревателя.
Пока двигатель не прогрет, охлаждающая жидкость возвращается из корпуса термостата снова к водяному насосу. Когда охлаждающая жидкость достигает определенной температуры, термостат открывается и охлаждающая жидкость проходит через верхний шланг к радиатору. Проходя по трубкам радиатора, нагретая в двигателе жидкость охлаждается потоком воздуха, набегающего на радиатор при движении автомобиля. Если набегающего потока недостаточно для поддержания требуемой температуры двигателя, включается электрический вентилятор. Охлажденная жидкость опускается в нижний бачок радиатора, откуда снова попадает в водяной насос и цикл повторяется.
Когда двигатель достигает нормальной рабочей температуры, охлаждающая жидкость расширяется, и часть ее вытесняется из системы охлаждения через выпускной клапан крышки радиатора в расширительный бачок. При охлаждении системы часть жидкости из расширительного бачка вновь поступает в систему через впускной клапан крышки радиатора. Расширительный бачок не герметизирован и не испытывает избыточного давления.
Электрический вентилятор системы охлаждения установлен на внутренней стороне радиатора. При достижении охлаждающей жидкостью определенной температуры замыкаются контакты датчика температуры и вентилятор включается через реле.
Предупреждение: Не открывайте крышку радиатора и не работайте с системой охлаждения, пока двигатель не остыл: Вы рискуете ошпариться. Если все же обстоятельства вынуждают Вас открыть крышку радиатора на горячем двигателе, делайте это с большой осторожностью, накрыв крышку ветошью и медленно выпуская давление из системы (пока слышен шипящий звук). Держите лицо подальше от крышки и защищайте руки.
Предупреждение: Избегайте попадания антифриза на кожу и окрашенные поверхности автомобиля. Если такое все же произошло, смойте антифриз большим количеством воды.
Предупреждение: При работе на моделях, оборудованных кондиционированием воздуха, соблюдайте правила техники безопасности.
Схема системы охлаждения двигателя тойота карина
Моторы Toyota 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE имеют жидкостную систему охлаждения закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости и термостатом, имеющим перепускной клапан во входном патрубке охлаждающей жидкости.
Рис.12. Схема системы охлаждения двигателей 4A-FE (АЕ101 и АТ190), 5A-FE и 7A-FE автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е, Кариб, Тойота Спринтер, Калдина
1 — термостат, 2 — входной патрубок охлаждающей жидкости, 3 — (от радиатора), 4 — выходной патрубок охлаждающей жидкости, 5 — (к радиатору), 6 — насос охлаждающей жидкости, 7 — (от отопителя), 8 — (к отопителю), 9 — трубка подвода охлаждающей жидкости к насосу, 10 — (от подогревателя дроссельной заслонки), 11 — (к подогревателю дроссельной заслонки), 12 — радиатор.
Рис.13. Схема системы охлаждения двигателя 4A-GE (АЕ92, AW11 и АТ160) автомобилей Toyota Corolla, Toyota Celica, Toyota Carina
1 — термостат, 2 — входной патрубок охлаждающей жидкости, 3 — (от радиатора), 4 — (к радиатору), 5 — насос охлаждающей жидкости.
Система охлаждения двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е, Кариб, Тойота Селика, Спринтер, Калдина включает в себя: рубашку охлаждения (в блоке цилиндров и в головке блока цилиндров), радиатор, насос охлаждающей жидкости,термостат, электрический вентилятор системы охлаждения, соединительные шланги и другие элементы.
Охлаждающая жидкость, нагреваемая в рубашке охлаждения, нагнетается жидкостным насосом в радиатор, где она охлаждается с помощьювентилятора и встречного потока воздуха, возникающего при движении автомобиля.
Затем охлаждающая жидкость возвращается в рубашку охлаждения с помощью насоса и охлаждает двигатель.
Рубашка системы охлаждения двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е, Кариб, Тойота Селика, Спринтер, Калдина представляет собой сеть каналов для прохождения жидкости.
Эти каналы образованы промежутками между гильзами цилиндров в блоке цилиндров и сообщаются с каналами в головке блока.
Движение жидкости организуется таким образом, чтобы обеспечить наиболее эффективное охлаждение тех элементов двигателя, которые более всего нагреваются при его работе ( в частности, верхнего пояса цилиндров двигателя и камер сгорания).
Радиатор (кроме моделей AW11 (MR2))
Радиатор Тойота 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE автомобилей Toyota Corolla, Corona, Toyota Carina E, Toyota Sprinter, Caldina размещается в передней части автомобиля и предназначен для охлаждения охлаждающей жидкости, поступающей из рубашки охлаждения.
Радиатор состоит из правого и левого бачков и сердцевины радиатора, которая соединяет два бачка. В верхнем бачке расположен входной патрубок, по которому поступает охлаждающая жидкость из рубашки охлаждения, а также шланг для перепуска излишней охлаждающей жидкости или пара.
В нижнем бачке радиатора Тойота 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE автомобилей Toyota Corolla, Corona, Toyota Carina E, Toyota Sprinter, Caldina расположен выходной патрубок охлаждающей жидкости, через который она поступает в насос охлаждающей жидкости, а также сливной краник, через который удаляется охлаждающая жидкость.
Сердцевина радиатора двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е, Кариб, Тойота Селика, Спринтер, Калдина имеет множество оребренных трубок, по которым поток охлаждающей жидкости проходит из верхнего бачка в нижний, а также охлаждающие ребра для более эффективного рассеивания теплоты в окружающую среду.
Охлаждающая жидкость, нагретая при прохождении через рубашку охлаждения, охлаждается в радиаторе потоком воздуха, просасываемым электрическим вентилятором, а также встречным потоком воздуха, возникающем при движении автомобиля.
Модели с автоматической трансмиссией имеют специальный охладитель рабочей жидкости автоматической коробки передач, который расположен в нижнем бачке радиатора.
Вентилятор с электрическим приводом располагается позади радиатора, что облегчает прохождение потока воздуха через радиатор.
Вентилятор включается только в том случае, если температура охлаждающей жидкости достигнет рабочего значения. Это снижает затраты мощностина привод вентилятора и предотвращает переохлаждение двигателя.
Особенности радиатора для моделей Тойота AW11 (MR2)
Радиатор Toyota 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE для модели MR2 отличается от радиаторов остальных моделей тем, что поток охлаждающей жидкости в нем проходит в горизонтальном направлении с одной стороны автомобиля на другую.
Радиатор Toyota 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE имеет два боковых бачка и сердцевину, которая их соединяет. Входной патрубок, по которому охлаждающая жидкость поступает в радиатор из рубашки охлаждения, и краник для слива охлаждающей жидкости расположены в левом бачке.
Выходной патрубок охлаждающей жидкости и воздушный дренажный краник, облегчающий заполнение двигателя охлаждающей жидкостью, расположены в правом бачке.
Охладитель рабочей жидкости для моделей с автоматической трансмиссией расположен в сердцевине радиатора и использует часть ее трубок. Пробка радиатора имеет обычную конструкцию, но расположена на отдельном патрубке.
Пробка радиатора Тойота 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE автомобилей Toyota Corolla, Corona, Toyota Carina E, Toyota Sprinter, Caldina — уплотняющего типа, она должна герметизировать радиатор и выдерживать повышенное давление, возникающее в результатетеплового расширения охлаждающей жидкости.
Повышенное давление в радиаторе препятствует закипанию охлаждающей жидкости даже при температуре выше 100°С. Пробка радиатора имеет паровой (сбрасывающий) клапан и воздушный клапан (клапан разрежения).
При температуре охлаждающей жидкости 110-120°С избыточное давление внутри радиатора, вызванное тепловым расширением жидкости, достигает 0,3-1,0 кг/см2 или 30-100 кПа. В случае превышения указанного предела под действием давления открывается паровой клапан, и пар удаляется через паровую трубку.
Воздушный клапан открывается под действием разрежения, которое образуется внутри радиатора Тойота 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE автомобилей Toyota Corolla, Corona, Toyota Carina E, Toyota Sprinter, Caldina после остановки двигателя и снижения температуры охлаждающей жидкости. Открытие этого клапана позволяет охлаждающей жидкости в расширительном бачке вернуться в систему охлаждения.
Расширительный бачок предназначен для аккумулирования избыточного объема охлаждающей жидкости, который получается в результате ее объемного расширения при нагреве. Когда температура охлаждающей жидкости падает, она возвращается из расширительного бачка в радиатор.
Таким образом, радиатор всегда заполнен охлаждающей жидкостью, и при этом не допускается ненужных ее потерь. Чтобы убедиться в необходимости долива охлаждающей жидкости, необходимо проверить ее уровень в расширительном бачке.
Водяной насос мотора Тойота 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE автомобилей Toyota Corolla, Corona, Toyota Carina E, Toyota Sprinter, Caldina обеспечивает принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости через систему охлаждения. Он устанавливается в передней части блока цилиндров и приводится в действие от коленчатого вала ремнем привода генератора.
Термостат Тойота 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE автомобилей Toyota Corolla, Corona, Toyota Carina E, Toyota Sprinter, Caldina устанавливается на входном патрубке контура охлаждения. Он имеет восковой перепускной клапан и автоматический клапан, управляемый в зависимости от температуры охлаждающей жидкости.
Автоматический клапан закрывается, когда температура охлаждающей жидкости падает, и тем самым препятствует циркуляции жидкости через двигатель, ускоряя процесс его прогрева.