Схема системы охлаждения двигателя тойота дизель
Система охлаждения Тойота Королла дизель 2СТ
Все, что было описано для бензиновых двигателей, в основном относится и к дизельным
двигателям. Поэтому настоящий подраздел касается только отличий при снятии и
установке определенных деталей. Это относится например к водяному насосу, который
на дизельном двигателе работает через зубчато-ременную передачу, то есть для
замены насоса необходимо снимать зубчатый ремень.
Термостат
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Термостат находится во впускном штуцере системы охлаждения, то есть перед
снятием термостата следует слить охлаждающую жидкость до высоты ниже штуцера.
Термостат проверяется так же, как на бензиновом двигателе. Температура открытия
термостата составляет 80–82° С и при температуре 95° С термостат должен полностью
открыться. При этом штифт должен выступать на 8 мм из термостата.
Снятие и установка водяного насоса Тойота Королла дизель 2СТ
Водяной насос – снятие и установка
1. Правая скоба подвески двигателя
2. Верхняя крышка зубчатого ремня
3. Приводная шестерня топливного
насоса высокого давления
4. Водяной насос
5. Прокладка
6. Топливный насос высокого давления
7. Шкив коленчатого вала
8. Нижняя крышка зубчатого ремня
9. Зубчатый ремень
Помимо зубчатого ремня, необходимо снять также топливный насос высокого давления,
чтобы обеспечить доступ к водяному насосу.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Слить жидкость из системы охлаждения.
2. Снимите топливный насос высокого давления, как описывается в подразделе 3.2.20.
3. Снимите среднюю крышку зубчатого ремня.
4. Отверните водяной насос. Он крепится на семи болтах. Обращайте внимание на
расположение болтов, так как они имеют различную длину. Снимите прокладку.
5. Установка производится в обратном порядке. Обязательно установите новую
прокладку. Болты затяните моментом 18 Н.м.
6. Топливный насос и зубчатый ремень устанавливаются так, как описано в
подразделе 3.2.20 и подразделе 3.2.2.Отрегулируйте натяжение клинового ремня
генератора и залейте жидкость в систему охлаждения.
Снятие, переборка и установка масляного насоса Тойота Королла дизель 2СТТ
Монтажный чертеж масляного насоса
1. Приводная шестерня
2. Масляный насос
3. Редукционный клапан
4. Пружина
5. Уплотнительное кольцо
6. Приводной поводок
7. Ведомый поводок
8. Сальник
9. Пробка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Для доступа к насосу следует снять зубчатый ремень, направляющий ролик и
зубчатое колесо коленчатого вала. Снимите также поддон картера.
2. Масляный насос закреплен на болтах на передней стороне двигателя и
герметизируется уплотнительным кольцом. Болты крепления имеют различную длину.
3. Для отделения масляного насоса с внутренней стороны кривошипно-шатунного
механизма требуется пластмассовый молоток.
4. Установка насоса производится в обратном порядке. Обязательно установите
новое кольцо. Покройте поверхность корпуса насоса герметиком, который не должен
попадать в отверстия болтов.
5. Поставьте насос и затяните моментом 18 Н.м одиннадцать болтов вместе с опорой
генератора переменного тока. Не перепутайте болты местами. Не повредите при
установке сальник.
6. Если снималась сетка маслоприемника, ее следует привернуть с новой прокладкой.
Затяните гайки моментом 7 Н.м, болты 13 Н.м.
6. Очистите поверхности блока цилиндров и поддона картера и установите поддон
картера так же, как было описано в подразделе 3.1.1.12.
Проверка
7. Сначала пометьте поверхности ведомого поводка и после этого выньте его из
корпуса.
8. Зажмите в тисках с мягкими металлическими прокладками приводную шестерню и
отверните гайку накидным ключом. Снимите шестерню насоса и вытащите поводок.
9. С нижней стороны отверните пробку и выньте детали редукционного клапана. Все
детали хорошо очистите и, если необходимо, замените. Сальник в корпусе должен
заменяться обязательно (осторожно вытаскивайте отверткой). Проконтролируйте
отсутствие выбоин на вершинах поводка. Поводки обязательно заменяться в
комплекте.
10. Вставьте наружный поводок в отверстие и
замерьте щупом зазор между наружной
стороной наружного поводка и отверстием
насоса. Зазор не должен превышать 0,2 мм.
Для следующей проверки вставьте щуп между
вершиной зуба наружного поводка и вершиной
зуба внутреннего поводка. Зазор не должен
превышать 0,20 мм. В противном случае
замените масляный насос и/ или поводки (в
комплекте).
11. Наложите линейку на поверхность корпуса
и замерьте щупом зазор между линейкой и
поводками. Зазор не должен превышать 0,20
мм. В противном случае замените масляный
насос и/ или поводки (в комплекте).
12. Сборка масляного насоса производится в обратном порядке. Вставьте наружный
поводок отмеченной поверхностью наружу. Вставьте внутренний поводок и наденьте
приводную шестерню насоса на вал поводков. Наверните гайку и опять зажмите
приводную шестерню в тисках. Затяните гайку моментом 47 Н.м.
13. Залейте в отверстие насоса масло для предварительной смазки поводков.
Вставьте детали редукционного клапана и заверните пробку. Смажьте уплотняющие губки сальника и забейте сальник в корпус насоса заподлицо.
Масляный фильтр
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Замена масляного фильтра производится так же, как и на бензиновых двигателях (см.
подраздел 3.1.1.12).
Устройство впрыска дизельного топлива Тойота Королла дизель 2СТ
Чистота является обязательным условием проведения всех работ на дизельном
двигателе. Обязательно очистите накидные гайки напорного трубопровода до их
отворачивания. Топливный насос высокого давления не подлежит разборке или ремонту,
и при отказе заменяется. Для регулировки топливного насоса высокого давления
требуется специальный инструмент и приспособления и регулировку следует
производить в мастерской. Дизельные двигатели работают либо с непосредственным,
либо с прямым впрыском, то есть когда топливо впрыскивается в форкамеру в головке
цилиндров, которая связана с собственно камерой сгорания. Процесс сгорания
начинается в форкамере и под возникающим давлением частицы топлива увлекаются в
камеру сгорания, где происходит их полное сгорание.
Меры предосторожности при работах с устройством впрыска
При проведении любых ремонтных работ с устройством впрыска, независимо от их
объема, соблюдайте чистоту. Особенно следует учитывать следующие моменты:
Все работы с устройством впрыска должны производиться в условиях абсолютной
чистоты. Работы на улице следует производить только в безветренные дни, чтобы
избежать попадания пыли.
Перед отворачиванием накидных гаек их следует тщательно протирать тряпкой.
Все снятые детали складывайте на чистом верстаке и накрывайте бумагой или пленкой.
Не накрывайте детали тряпками с ворсом. Если ремонт не производится сразу же, все
открытые или частично разобранные детали устройства впрыска должны
соответственно накрываться или храниться в закрытых коробках.
Перед установкой деталей проконтролируйте их чистоту.
При вскрытом устройстве не пользуйтесь сжатым воздухом для продувки деталей
двигателя.
По возможности не передвигайте автомобиль при снятых деталях устройства впрыска.
Не допускайте попадания дизельного топлива на шланги. Если это происходит, сразу же
протирайте шланги. Шланги, поврежденные от попадания на них дизельного топлива,
должны обязательно заменяться.
Эксплуатация автомобиля на дизельном топливе
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
При определенных температурах в дизельном топливе образуются кристаллы, которые
делают топливо более густым настолько, что оно не может проходить через фильтр. Для
предотвращения этих нарушений в работе на АЗС продается топливо, которое
соответствует определенному времени года. При отрицательных температурах
продается топливо, которое имеет лучшие качества текучески, что позволяет
предотвратить его загустение. То топливо, которое продается летом, создает проблемы
уже при температуре -2° С, тогда как зимнее топливо нормально эксплуатируется до
температур -15° С. В переходные периоды в топливо вводятся добавки,
обеспечивающие его работу при температурах до -8–10° С.
Проблемы зимней эксплуатации возникают при следующих условиях:
– температура упала ниже -15° С;
– автомобиль долгое время не эксплуатировался, в зимнее время потребовался, и
можно полагать, что в бак было залито летнее дизельное топливо;
– заправка на АЗС топливом, не предназначенным для зимней эксплуатации.
При необходимости обеспечьте нормальную эксплуатацию двигателя и при
температурах ниже -15° С, следует добавить в топливный бак до 30% нормального
бензина, в зависимости от того, какая температура ожидается. Так как однако такая
смесь нехорошо влияет на двигатель, нужно при первой возможности снова
заправиться нормальным дизельным топливом. Двигатель на дизельно-бензиновой смеси легче запускается.
Топливный фильтр Тойота Королла дизель 2СТ
Топливный фильтр заменяется в соответствии с указаниями инструкции по эксплуатации
и подлежит замене, если загорается предупредительная лампа фильтра, сигнализируя,
что в фильтре находится вода.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Отсоедините разъем от выключателя
фильтра и отверните выключатель с помощью
трубного ключа.
2. Отверните фильтр ключом для фильтра, как это делается при отворачивании
масляного фильтра. Полностью отверните фильтр и удалите уплотнительное кольцо.
3. Вложите новое уплотнительное кольцо в канавку фильтра и залейте в него немного
дизельного топлива.
4. Наверните фильтр на цоколь фильтра до появления ощутимого сопротивления. Из
этого положения затяните фильтр еще на 3/4 оборота, или рукой, или ключом для
фильтра.
5. Наверните выключатель фильтра с новой прокладкой, затягивая только рукой, а не
ключом. Подсоедините разъем.
6. Качайте ручкой ручного насоса с верхней стороны фильтра до появления ощутимого
сопротивления. Это является признаком того, что фильтр полностью заполнен.
Топливный насос высокого давления Тойота Королла дизель 2СТ
установленый топливный насос высокого давления
Перед снятием нанесите метку на насосе в
указанном месте.
Если устанавливается новый топливный насос высокого давления, следует проверить
все детали устройства впрыска.
Снятие
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Слейте жидкость из системы охлаждения.
2. Отсоедините трос газа от топливного насоса высокого давления.
3. Отсоедините следующие шланги: два обводных шланга и, если установлен, шланг
кондиционера.
4. Отверните впускную трубку впрыска. Она крепится кольцевым замком.
5. После освобождения хомута отсоедините выпускной топливный шланг.
6. Отверните болт и гайку крепления трубки отопителя.
7. Отсоедините четыре трубки впрыска. Для этого отверните гайки, которыми
крепятся четыре трубки к впускному коллектору, освободите зажимные хомуты и
отверните накидные гайки. Для этого лучше использовать накидной ключ с прорезью,
через которую может проходить трубка. Не сорвите грани головок накидных гаек.
8. Снимите зубчатый ремень. При этом снимается и приводная шестерня топливного
насоса высокого давления.
9. Проконтролируйте положение метки на водяном насосе. Если меток не видно,
поверните насос и места крепления указанным способом. Регулировка топливного
насоса высокого давления является сложной работой, которую лучше производить в
мастерской, однако гарантией того, что после установки двигатель будет легко
запускаться, является установка по меткам. Регулировку производите только тогда,
когда двигатель работает не так, как он должен работать.
10. Отверните болты и две гайки, снимите заднюю консоль насоса (четыре болта) и
вытащите насос.
Установка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Поставьте насос в правильное положение и поверните его так, чтобы метки на
насосе и на водяном насосе были выставлены так, как показано на рисунке. Затяните
пальцами обе гайки и болт. Окончательная затяжка производится после установки
задней консоли. Установите консоль и затяните четыре болта моментом 20 Н.м. После
этого могут быть затянуты тем же моментом болты и гайки с другой стороны.
2. Установите приводную шестерню топливного насоса высокого давления и зубчатый
ремень, с установкой крышки зубчатого ремня.
3. Подсоедините к топливному насосу высокого давления впускную трубку.
Устанавливайте новые уплотнительные шайбы и закрепите трубку полым болтом.
Наденьте и закрепите хомутом топливный шланг.
4. Таким же образом закрепите выпускную топливную трубку, но здесь затяните
накидную гайку. Наденьте и закрепите хомутом шланг.
5. Приверните четыре трубки впрыска.
6. Подсоедините трос газа. Проконтролируйте, что топливный насос устанавливается
в положение полного газа и возвращается обратно в положение холостого хода.
7. Остальные работы производятся в обратном порядке.
Особенности конструкции системы охлаждения Toyota Corolla
Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости. Система состоит из рубашки охлаждения, радиатора с электровентилятором, расширительного бачка, водяного насоса, термостата и шлангов. Циркуляцию жидкости в системе создает водяной насос. Из насоса жидкость подается в рубашку охлаждения двигателя, омывает цилиндры и камеры сгорания и затем в зависимости от положения клапана термостата возвращается в насос по перепускному каналу (при низкой температуре) или через радиатор (при высокой температуре). В систему охлаждения двигателя включены также радиатор отопителя салона и каналы подогрева дроссельного узла системы питания.
Радиатор с горизонтальным потоком жидкости, трубчатооленточной алюминиевой сердцевиной и пластмассовыми бачками. В бачках радиатора выполнены подводящий и отводящий патрубки шлангов к водяной рубашке двигателя. В левом бачке установлен кран для слива охлаждающей жидкости из системы.
Расширительный бачок служит для компенсации изменяющегося объема охлаждающей жидкости в зависимости от ее температуры. Он изготовлен из полупрозрачной пластмассы. Наливная горловина бачка закрыта пластмассовой пробкой с двумя клапанами: впускным и выпускным. Выпускной клапан от крывается при давлении 78,5–122,7 кПа (0,80– 1,25 кгс/см2), обеспечивая повышение температуры начала закипания охлаждающей жидкости и предупреждая интенсивное парообразование. При охлаждении жидкости ее объем уменьшается и в системе создается разрежение. Впускной клапан в пробке открывается при разрежении около 7 кПа (0,07 кгс/см2).
Исправность клапанов пробки очень важна для нормальной работы системы охлаждения. Однако при возникновении проблем (например, закипание охлаждающей жидкости) автолюбители обращают внимание только на работу термостата и забывают проверить клапаны. Негерметичность выпускного клапа на приводит к снижению температуры закипания охлаждающей жидкости, а его заклинивание в закрытом состоянии – к аварийному повышению давлению в системе, что может вызвать повреждение радиатора и шлангов.
Водяной насос центробежного типа обеспечивает принудительную циркуляцию жидкости в системе охлаждения. Он расположен на передней поверхности блока цилиндров и приводится во вращение от шкива коленчатого вала поликлиновым ремнем, общим с генератором и компрессором кондиционера. В насосе установлены закрытые подшипники, не нуждающиеся в пополнении смазки. Насос ремонту не подлежит, поэтому при отказе (течь жидкости или повреждение подшипников) его заменяют в сборе.
Термостат с твердым термочувствительным наполнителем поддерживает нормальную рабочую температуру охлаждающей жидкости и сокращает время прогрева двигателя. Термостат установлен в корпусе, закрепленном на головке блока цилиндров. При температуре охлаждающей жидкости до 77 °С термостат полностью закрыт и жидкость циркулирует по малому контуру, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя. При температуре выше 80 °С термостат начинает открываться и при 95 °С открывается полностью, обеспечивая циркуляцию жидкости через радиатор.
Электровентилятор системы охлаждения (с пластмассовой многолопастной крыльчаткой служит для дополнительного обдува радиатора, включается и выключается по сигналу электронного блока системы охлаждения. Причем в зависимости от напряженности теплового режима и алгоритма работы кондиционера электровентилятор может вращаться с малой и большой скоростью. Электровентилятор в сборе с кожухом закреплен на радиаторе системы охлаждения. Систему заполняют жидкостью (антифризом) Toyota Super Long Life Coolant (красного цвета), не замерзающей при температуре окружающей среды до –40 °С.
Не рекомендуется заполнять систему охлаждения водой, так как в состав антифриза входят антикоррозионные и антивспенивающие присадки, а также присадки, препятствующие отложению накипи. Охлаждающая жидкость токсична! Избегайте вдыхания ее паров и попадания на кожу. Своевременно устраняйте нарушение герметичности системы охлаждения, чтобы избежать попадания паров охлаждающей жидкости в салон автомобиля при его эксплуатации. Ваше здоровье дороже, чем новый патрубок системы охлаждения или тюбик герметика!