- Тракторы МТЗ-80, 82, МТЗ-1221, 320, ЮМЗ, Т-40, Т-25, Т-150К. Запчасти, регулировки, техобслуживание и ремонт.
- Компоненты системы охлаждения двигателя СМД-60/62
- Диагностирование и техническое обслуживание двигятеля внутреннего сгорания (ТО ДВС)
- Двигатель Т-150 СМД-60
- Особенности двигателя Т-150 СМД-60
- Технические характеристики двигателя СМД-60 на Т-150/Т-150К
- Двигатель СМД-60 трактора Т-150 и двигатель СМД-62 трактора Т-150К
- Двигатель Т-150 СМД-62
- Технические характеристики двигателя СМД-62 на Т-150/Т-150К
- Дизельный двигатель СМД 18 Н
- Двигатель Т-150 ЯМЗ 236
- Особенности двигателя ЯМЗ-236 на Т-150
- Технические характеристики двигателя ЯМЗ-236Д3 на Т-150/Т-150К
- Двигатель ЯМЗ-236 на современных Т-150
- Технические характеристики двигателя ЯМЗ-236М2-59 на Т-150/Т-150К
- Двигатели СМД: технические характеристики, устройство, отзывы
- Переоборудование тракторов Т-150: установка неродных двигателей
- Технические параметры
- СМД-62
Тракторы МТЗ-80, 82, МТЗ-1221, 320, ЮМЗ, Т-40, Т-25, Т-150К. Запчасти, регулировки, техобслуживание и ремонт.
Компоненты системы охлаждения двигателя СМД-60/62
Система охлаждения двигателя СМД-60/62 трактора Т-150 предназначена для принудительного отвода тепла от наиболее нагретых деталей (гильзы, блока, головки блока) и поддержания необходимого теплового режима дизеля. Дизель имеет закрытую жидкостную принудительную систему охлаждения.
В качестве охлаждающей жидкости используется вода или антифриз. Основными агрегатами системы охлаждения являются водяной насос с вентилятором и радиатор.
Кроме того, с 1976 г. для автоматического регулирования температурного режима на дизеле устанавливается два термостата типа ТС-107 (рис. 24).
При запуске пускового двигателя, когда коленчатый вал еще не вращается, в системе охлаждения двигателя СМД-60/62 трактора Т-150 возникает местная термосифонная циркуляция воды, которая обеспечивает быстрый прогрев пускового двигателя.
Рис. 24. Установка термостатов на тракторе Т-150
После запуска двигателя (особенно в холодное время года), пока охлаждающая жидкость не прогреется до температуры 353К (80° С), основные клапаны термостатов закрыты, и жидкость, минуя радиатор охлаждения Т-150 дизеля СМД-60/62, направляется в водяной насос и снова попадает в блок-картер (рис. 24а).
При температуре выше 353К (80° С) основные клапаны термостатов приоткрываются, и охлаждающая жидкость начинает частично циркулировать через радиатор (рис. 24).
Когда температура жидкости достигает Э63К (90°С), клапаны открываются полностью и весь поток проходит через радиатор. Температурный режим дизеля в холодное время года дополнительно регулируется шторкой, управляемой цепочкой из кабины трактора.
Для регулирования давления в радиаторе двигателя СМД-60/62 трактора Т-150 и пробке заливной горловины установлены паровой и воздушный клапаны.
Паровой — служит для отвода из радиатора образующихся паров воды и открывается при повышении давления в радиаторе до 0,05—0,07 МПа (0,5—0,7 кгс/см2), а воздушный — для сообщения радиатора с окружающей атмосферой и открывается при разрежении в радиаторе 0,001—0,012 МПа (0,01—0,12 кгс/смг).
Сливают воду из системы охлаждения через два сливных краника, расположенных с обеих сторон блок-картера, и через сливной краник, расположенный на патрубке нижнего бака радиатора.
Водяной насос и вентилятор трактора Т-150
Для принудительной циркуляции охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя СМД-60/62 трактора Т-150 на переднем корпусе дизеля установлен водяной насос (помпа), который объединен с вентилятором общим приводом.
Подшипники водяного насоса смазываются дизельным маслом, поступающим из главной магистрали.
Две резиновых манжеты 6 (рис. 25) и 23 предохраняют от просачивания смазки наружу. На заднем конце валика установлена крыльчатка 14, в которой помещено специальное уплотнение торцевого типа, состоящее из графито-металлической шайбы 19, резиновой манжеты 20. опорных шайб и пружины 18.
Рис. 25. Водяная помпа Т-150
1—вентилятор; 2—болт; 3—гайка, 4—шпонка, 5—ступица; 6, 23 —манжеты резиновые; 7—кольцо стопорное 8, 24—шарикоподшипники; 9—трубка подвода масла; 10—корпус водяного насоса; 11— трубка подвода воды к термостатам; 12 — трубка отвода воздуха; 13 — прокладка; 14 — крыльчатка; 15— крышка; 16 —болт крепления крыльчатки; 16 — болты крепления крышки к корпусу; 18 — пружина; 19 — шайба уплотняющая; 20 — манжета резиновая; 21 — отверстие для слива воды; 22—маслоотводящий канал; 25— шкив; 26 — валик водяного насоса.
Это уплотнение отделяет водяную полость насоса от полости подшипников. Наличие пружины обеспечивает надежную работу уплотнения при частичном износе шайбы 19, запрессованной в корпусе насоса.
Для контроля за работой уплотнения в корпусе помпы Т-150 выполнено отверстие 21. Появление течи воды из отверстия свидетельствует об износе уплотнительных деталей.
Трещины и изломы корпуса и крышки водяного насоса, а также крыльчатки не допускаются. Износ отверстий корпуса под шарикоподшипники допускается до диаметра 62,05 мм.
При большем износе отверстия восстанавливают осталиванием или при помощи полимерных материалов на основе эпоксидных смол. Изношенные поверхности валика водяного насоса восстанавливают наплавкой с последующей механической обработкой.
Корпус водяного насоса двигателя СМД-60/62 трактора Т-150 перед сборкой испытывают водой под давлением 0,3 МПа (3 кгс/см2) в течение 1 мин, подтекание и потение при этом не допускаются. Статическая несбалансированность крыльчатки насоса не должна превышать 0,3 Нм (3 гс/см).
Неуравновешенность устраняют высверливанием отверстий диаметром 10 мм на диске с задней стороны на диаметре 70 и на диаметре 95 мм с шагом 20 мм без сквозного выхода сверла; диаметр сверла принимают 8 мм.
Статическая несбалансированность шкива вентилятора не должна превышать 20 гс/см. Дисбаланс устраняют высверливанием отверстий диаметром 8 мм, глубиной не более 4 мм и шагом не менее 12 мм на передней стенке канавки под ремень генератора на диаметре 134 мм.
После ремонта водяной насос двигателя СМД-60/62 трактора Т-150 должен проработать в течение 3 мин при температуре воды 70.. .75 °С.
После этого насос испытывают на производительность по следующему режиму: температура воды 70. 75 °С, противодавление на выходе 0,03. 0,032 МПа (0,3. 0,32 кгс/см2), разрежение на всасывании 0,007. 0,008 МПа (0,07. 0,08 кгс/см2) при частоте вращения вала насоса 38,3 ± 1,9 с-1. Производительность насоса должна быть не менее 425 л/мин.
Кроме того, каждый отремонтированный насос (помпу) проверяют на герметичность под давлением воды 0,08. 0,1 МПа (0,8. 1,0 кгс/см2) в течение 1 мин без вращения вала и с вращением его (38,3 ± 1,9 с-1). При этом подтекание воды по всем поверхностям, стыкам и через контрольные отверстия не допускается.
Рис. 26. Ролик натяжной
1 — крышка; 2 — болт; 3 — ролик натяжной; 4—шарикоподшипники; 6 — щиток; 6 — ось ролика; 7—кольце распорное
На дизеле с января 1975 г. привод вентилятора осуществляет двумя ремнями вместо одного. В связи с этим изменена конструкция шкивов на коленчатом валу, водяном насосе и натяжном ролике.
Натяжение ремней двигателя СМД-60/62 трактора Т-150 регулируют натяжным роликом 3 (рис. 26). Подшипники натяжного ролика имеют постоянную консистентную смазку, поэтому периодической смазки не требуют.
Концы лопастей вентилятора должны лежать в одной плоскости, допустимое отклонение ± 1 мм. Отремонтированный вентилятор статически балансируют, дисбаланс не должен превышать 0,5 кНм (5 гс/см). Дисбаланс устраняют привариванием стальных пластин толщиной 1 мм и шириной 10 мм к нерабочей поверхности лопасти.
Износ поверхности натяжного ролика под шарикоподшипники допускается до 52,05 мм. При большем износе поверхность восстанавливают местным осталиванием.
Шейку оси натяжного ролика СМД-60/62 трактора Т-150 под шарикоподшипник, изношенную до диаметра более 24,94 мм, наплавляют и обтачивают до номинального размера.
Допускается статическая несбалансированность ролика 0,1 кНм (10 гс/см). Неуравновешенность устраняют высверливанием отверстий диаметром 10 мм на радиусе 45 мм в задней стенке канавки под ремень вентилятора глубиной до 3 мм и шагом не менее 15 мм.
Рис. 27. Термостат Т-150
1—клапан перепускной; 2—стойка нижняя; 3 —пружина клапана; 4— клапан основной; 5 — держатель, 6 — гайка латунная; 7—колпачок вставки; 8— поршень; 9—корпус термостата; 10— вставка резиновая; 11— наполнитель; 12—баллон; 13— пружина перепускного клапана; 14 — гайка штуцера.
Термостаты двигателя СМД-60/62 трактора Т-150 размещены в общем алюминиевом корпусе, закрепленном на водяном насосе с помощью специальной стойки, служащей одновременно для перепуска воды к водяному насосу, когда клапаны термостатов закрыты.
Термостат ТС-107 (рис. 27) представляет собой неразъемную конструкцию, состоящую из латунного корпуса 9, стойки 2 и держателя 5, скрепленных между собой четырьмя усиками, выполненными на стойке 2, пропущенными через пазы в корпусе и держателе, отогнутыми и припаянными к держателю при сборке термостата.
В корпусе термостата Т-150 размещены два клапана (сливной 4 и перепускной 1) и баллон 12, внутри которого установлен поршень 8, и резиновая вставка 10. Пространство между резиновой вставкой и баллоном заполнено специальным наполнителем 11, представляющим собой смесь церезина с алюминиевым порошком.
Диагностирование и техническое обслуживание двигятеля внутреннего сгорания (ТО ДВС)
Двигатель Т-150 СМД-60
На первых тракторах Т-150 был дизельный двигатель СМД-60. Мотор имел принципиально отличную конструкцию для того времени и сильно отличался от других агрегатов для спецтехники.
Двигатель Т-150 СМД-60 является четырехтактным, короткоходовым. У него шесть цилиндров, расположенных в 2 ряда. Мотор турбированный, имеет системы жидкостного охлаждения и непосредственного впрыска топлива.
Особенностью двигателя трактора Т-150 СМД-60 является то, что цилиндры располагаются не друг напротив друга, а со смещением на 3,6 см. Это было сделано для того, чтобы установить на одну шатунную шейку коленвала шатуны противоположных цилиндров.
Конфигурация двигателя Т-150 СМД-60 кардинально отличалась от строения других тракторных моторов того времени. Цилиндры движка имели V-образную компоновку, что сделало его намного компактнее и легче. В развале цилиндров инженеры расположили турбонагнетатель и выпускные коллекторы. Подающий дизель насос марки НД-22/6Б4 размещен сзади.
Двигатель СМД-60 на Т-150 оснащен полнопоточной центрифугой для очистки моторного масла. Топливных фильтров у мотора два:
- предварительный,
- для тонкой очистки.
Вместо воздушного фильтра на СМД-60 используется установка циклонного типа. Система очистки воздуха автоматически очищает пылесборник.
Особенности двигателя Т-150 СМД-60
На тракторах Т-150 и Т-150К с двигателем СМД-60 использовался дополнительный бензомотор П-350. Этот пусковой двигатель карбюраторного типа, одноцилиндровый, с системой водяного охлаждения генерировал 13,5 л.с. Контур водяного охлаждения у пусковой установки и СМД-60 единый. П-350 в свою очередь запускался стартером СТ-352Д.
Для облегчения запуска в зимнее время (ниже 5 градусов) двигатель СМД-60 оборудовали предпусковым прогревателем ПЖБ-10.
Технические характеристики двигателя СМД-60 на Т-150/Т-150К
Тип двигателя | дизельный ДВС |
Количество тактов | четыре |
Количество цилиндров | шесть |
Порядок работы цилиндров | 1-4-2-5-3-6 |
Смесеобразование | непосредственный впрыск |
Турбонаддув | есть |
Система охлаждения | жидкостная |
Объем двигателя | 9,15 л |
Мощность | 150 л.с. |
Обороты | 2000, мин-1 |
Степень сжатия | 15 |
Масса двигателя | 950 кг |
Средний расход | 248 г/кВ*ч |
Двигатель СМД-60 трактора Т-150 и двигатель СМД-62 трактора Т-150К
а гусеничный трактор Т-150 устанавливается двигатель СМД-60, являющийся базовой моделью семейства дизельных двигателей СМД.
вигатель СМД-60 — шестицилиндровый, четырёхтактный, короткоходовый, жидкостного охлаждения, с турбонаддувом и непосредственным впрыском топлива. Цилиндры двигателя СМД-60 располагаются в два ряда (под углом 90 град) и выполнены в общем блоке вместе с верхней частью картера. Относительно правого ряда цилиндров левый смещён на 36 мм [рис. 1], за счёт чего обеспечена возможность установки на одну шатунную шейку коленчатого вала пары шатунов противолежащих цилиндров.
Рис. 1. Двигатель СМД-60 трактора Т-150. Порядок нумерации цилиндров.
омпоновка агрегатов и механизмов на двигателе СМД-60 выполнена с учётом преимуществ V-образной схемы расположения цилиндров, за счёт чего удалось обеспечить компактность моторной установки на тракторе Т-150.
развале цилиндров дизеля СМД-60 расположен турбокомпрессор и выпускные коллекторы. Топливный насос смонтирован в задней части, а его привод реализован от механизма газораспределения. Двигатель снабжён фильтрами предварительной и тонкой очистки дизельного топлива, а фильтрация масла осуществляется с помощью полнопоточной центрифуги. Воздухоочиститель циклонного типа оснащён функцией автоматического удаления пыли из пылесборника. Водяной насос (центробежного типа) размещён на передней крышке блок-картера и снабжён клиноремённым приводом от шкива, который установлен на носке коленчатого вала. Пуск дизельного двигателя СМД-60 производится посредством одноцилиндрового бензинового пускового двигателя, дополненного одноступенчатым редуктором. Двигатель оборудован предпусковым подогревателем с целью облегчения пуска в условиях низких температур. На двигатель устанавливается генератор переменного тока.
изельный двигатель СМД-62, который устанавливается на колёсный трактор Т-150К, является модификацией двигателя СМД-60 (базовая модель) и отличается мощностной регулировкой (165 л/с при 2100 об/мин), а также установкой компрессора, необходимого для функционирования пневмосистемы трактора.
Двигатель Т-150 СМД-62
Одной из первых модификаций трактора Т-150 стал двигатель СМД-62. Он был разработан на основе движка СМД-60 и во многом имел схожую с ним конструкцию. Главным отличием стала установка компрессора на пневмосистему. Также у двигателя СМД-62 на Т-150 увеличилась мощность до 165 л.с. и число оборотов.
Технические характеристики двигателя СМД-62 на Т-150/Т-150К
Тип двигателя | дизельный ДВС |
Количество тактов | четыре |
Количество цилиндров | шесть |
Порядок работы цилиндров | 1-4-2-5-3-6 |
Смесеобразование | непосредственный впрыск |
Турбонаддув | есть |
Система охлаждения | жидкостная |
Объем двигателя | 9,15 л |
Мощность | 165 л.с. |
Обороты | 2100, мин-1 |
Степень сжатия | 15 |
Масса двигателя | 1100 кг |
Средний расход | 248 г/кВ*ч |
Дизельный двигатель СМД 18 Н
В конструкцию мотора входят четыре цилиндра. Топливо в цилиндры подается при помощи фирменного насоса ТНВД «Моторпал» PP4M10P1F-4214 производства Чехии.
- Впрыск топлива – непосредственный.
- Двигатель оборудован турбонаддувом.
- Система охлаждения – жидкостная.
Технические характеристики двигателя СМД 18Н:
- мощность – 100 л. с.;
- число оборотов коленвала на холостом ходу 600 – 1950 об/мин;
- удельный расход дизтоплива 165 – 170 г/с. с. ч;
- вес двигателя от 735 до 880 кг.
Двигатель Т-150 ЯМЗ 236
Более современной модификацией является трактор Т-150 с двигателем ЯМЗ 236. С мотором ЯМЗ-236М2-59 спецтехника производится по сей день.
Необходимость замены силового агрегата назревала годами — мощности первоначального двигателя СМД-60 и его преемника СМД-62 в некоторых ситуациях просто не хватало. Выбор пал на более производительный и экономичный дизельный мотор производства Ярославского моторного завода.
Впервые эту установку в широкое производство запустили в 1961 году, но проект и прототипы существовали с 50-х годов и весьма неплохо себя зарекомендовали. Долгое время двигатель ЯМЗ 236 оставался одним из лучших дизелей в мире. Несмотря на то, что с момента разработки конструкции прошло почти 70 лет, она остается актуальной до сих пор и используется в том числе в новых современных тракторах.
Особенности двигателя ЯМЗ-236 на Т-150
Трактор Т-150 с двигателем ЯМЗ-236 серийно выпускался в разных модификациях. В свое время устанавливались и атмосферные моторы, и турбированные. В количественном отношении наиболее популярной стала версия Т-150 с двигателем ЯМЗ-236 ДЗ — атмосферником с рабочим объемом 11,15 л, крутящим моментом 667 Нм и мощностью 175 л.с., который запускался электростартером.
Технические характеристики двигателя ЯМЗ-236Д3 на Т-150/Т-150К
Тип двигателя | дизельный ДВС |
Количество тактов | четыре |
Количество цилиндров | шесть |
Смесеобразование | непосредственный впрыск |
Турбонаддув | нет |
Система охлаждения | жидкостная |
Объем двигателя | 11,15 л |
Мощность | 175 л.с. |
Обороты | 2100, мин-1 |
Масса двигателя | 1035 кг |
Средний расход | 220 г/кВ*ч |
Двигатель ЯМЗ-236 на современных Т-150
На новые колесные и гусеничные тракторы Т-150 устанавливается двигатель ЯМЗ-236 М2-59. Этот мотор с унифицирован с ЯМЗ-236, который выпускался до 1985 года, и ЯМЗ-236М, выпуск которого прекратился в 1988 г.
Двигатель ЯМЗ-236М2-59 — это дизельный атмосферный движок, непосредственным впрыском топлива и водяным охлаждением. Мотор имеет шесть цилиндров, расположенных V-образно.
Технические характеристики двигателя ЯМЗ-236М2-59 на Т-150/Т-150К
Тип двигателя | дизельный ДВС |
Количество тактов | четыре |
Количество цилиндров | шесть |
Смесеобразование | непосредственный впрыск |
Турбонаддув | нет |
Система охлаждения | жидкостная |
Объем двигателя | 11,15 л |
Мощность | 180 л.с. |
Обороты | 2100, мин-1 |
Масса двигателя | 1185 кг |
Средний расход | 245 г/кВ*ч |
Двигатели СМД: технические характеристики, устройство, отзывы
V-образные 6-цилиндровые дизели выпускаются с 1972 г. Двигатели устанавливаются:СМД-60, СМД-61
— Гусеничные сельскохозяйственные тракторы Т-150, Т-153 и лесохозяйственный трелевочный трактор Т-157.
СМД-62, СМД-63
— Колесные сельскохозяйственные тракторы Т-150К, Т-151К и промышленный трактор Т-158.
СМД-64, СМД-65
— Зерноуборочный комбайн СК-6 «Колос», машина для уборки столовых корнеплодов МУК- 1,8.
СМД-66
— Гусеничный сельскохозяйственный трактор ДТ-175С
СМД-72, СМД-73
— Кормоуборочные комбайны КСК-100, КСГ-Ф-70 и кукурузоуборочный комбайн КСКУ-6.
Переоборудование тракторов Т-150: установка неродных двигателей
Одной из причин, по которой тракторы Т-150 и Т-150К получили такую популярность, является их высокая ремонтопригодность и простота обслуживания. Машины можно легко переоборудовать и установить другое, неродное оборудование, которое было бы эффективнее для выполнения конкретных задач.
Одним из направлений переоборудования трактора Т-150 является замена мотора. Двигатели СМД-60 и СМД-62 имеют идентичную геометрию и способы подключения, поэтому установить вместо одного движка другой не составляет труда.
Переоборудование трактора Т-150 с двигателем ЯМЗ-236 или ЯМЗ-238 (последний мотор часто монтируется на машины самостоятельно) представляет собой более сложную задачу. Самый простой способ модернизации трактора — с помощью специального комплекта для переоборудования. Он стоит в пределах 50 тыс. р и является набором переходников для быстрой установки нового двигателя. Конечно, речь идет о модернизации трактора Т-150 с двигателем СМД-60 или СМД-62. Заменить движки ЯМЗ одной версии на другую можно в большинстве случаев без особых сложностей.
Также востребованной является модернизация по установке мазовского двигателя на Т-150. Конструктивно это самая сложная задача, поскольку придется адаптировать все крепления, детали рамы и трансмиссии.
Технические параметры
Технические характеристики двигателей СМД следующие:
- Рабочий объем цилиндров равен 9,15 литрам.
- Мощность данного агрегата равна 160 л.с.
- Количество вращений коленчатого вала доходит до 2000 оборотов в минуту, номинальное минимальное значение равно 800 оборотов в минуту, а максимальное номинальное равно 2180 оборотов в минуту.
- Количество цилиндров в двигателях СМД равно 6.
- Места расположения цилиндров в моторе V-образные, при этом угол развала равен 90 градусов.
- Диаметр каждого цилиндра — 130 мм.
- Ход поршня равен 115 мм.
- Система охлаждения у данного мотора водяная, замкнутого типа, а также снабжена принудительной вентиляцией.
- В характеристиках двигателя СМД также предусмотрена комбинированная система смазки, система пуска представлена в виде пускового двигателя П-350, обладающего дистанционным запуском.
Установка таких двигателей производится на такие типы тракторов, как Т-150, Т-153, Т-157.
СМД-62
Установка таких двигателей осуществляется на тракторы Т-150. Сам агрегат состоит из таких частей, как: блок-картер, кривошипно-шатунный механизм, две головки цилиндров, система охлаждения и система смазки, механизм распределения газа (ГРМ).
Размещение цилиндров в таком моторе осуществлено под углом в 90 градусов или 1,53 радиан. Также эти цилиндры выполняются в виде единого блока с верхней частью картера. Для осуществления процесса очистки топлива в этом двигателей имеется два вида фильтров. Один предназначается для тонкой очистки топлива, другой для грубой очистки. Для того чтобы очищать воздух, поступающий в цилиндры, в двигателе предусмотрена система воздухоочистки, которая представлена в виде бумажных фильтрующих элементов. Для того чтобы запустить данный двигатель, используется одноцилиндровый бензиновый пусковой двигатель. Передача вращения от этого двигателя к маховику СМД-62 осуществляется посредством редуктора с одной ступенью.