Схема системы охлаждения двигателя паз 32053
ПАЗ-32053-07 и ПАЗ-4234. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ
Охлаждение дизеля жидкостное с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости от центробежного насоса. Устройство системы охлаждения показано на рис. 3-15.
Температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения должна поддерживаться в пределах (85.95) 0С. Допускается повышение температуры охлаждающей жидкости до плюс 105 0С при кратковременной (не более 20 минут) работе на режиме максимального крутящего момента. Температура охлаждающей жидкости в системе контролируется по дистанционному термометру, датчик которого установлен в головке цилиндров.
Внимание! Запрещается эксплуатация дизеля при загорании лампы перегрева охлаждающей жидкости.
Термостат с твердым наполнителем предназначен для ускорения прогрева двигателя после пуска и автоматического регулирования температурного режима при различных нагрузках и температурах окружающего воздуха. Температура начала открытия термостата — (85.89) 0С.
Расширительный бачок предназначен для компенсации изменения объёма охлаждающей жидкости при её нагревании и для удаления воздуха.
Водяной насос и генератор имеют привод от шкива коленчатого вала двигателя через два клиновых ремня. Вентилятор системы охлаждения двигателя приводится от шкива коленчатого вала через шкив промежуточной опоры.
Рис. 3-15 Система охлаждения
1- пробка наливной горловины; 2-бачок расширительный; вентилятор; 3- пробка радиатора верхняя;
4- радиатор; 5- кронштейн крепления трубы; 6- труба радиатора подводящая; 7, 16- патрубок; 8-кожух вентилятора; 9- шкив вала вентилятора; 10- корпус привода вентилятора; 11- рамка крепления кожуха вентилятора; 12- ремень привода вала вентилятора; 13-
вентилятор; 14- ролик натяжной;
15- кронштейн промежуточной опоры; 17- труба отводящая; 18-ремень привода промежуточного вала; 19- корпус термостата; 20-шкив водяного насоса; 21- ремень привода водяного насоса и генератора; 22- шкив коленчатого вала
Схема системы охлаждения двигателя паз 32053
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ АВТОБУСА ПАЗ 32053
Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости, с термостатом и с расширительным бачком.
Верхняя крышка радиатора 3 герметично закрывает горловину и сообщает систему охлаждения с атмосферой только через клапаны. Выпускной клапан крышки открывается при повышении давления в системе более (58. 80) кПа и выпускает пар. Впускной клапан открывается при разрежении в системе до (1,0. 12,0) кПа и впускает атмосферный воздух в радиатор.
Наливная горловина 1 радиатора служит для заливки охлаждающей жидкости в систему охлаждения. При заливке охлаждающей жидкости нужно открыть верхнюю крышку радиатора 3, во избежание образования воздушной подушки, которая препятствует заполнению системы.
Для заполнения системы охлаждения двигателя рекомендуется применять низкозамерзающие жидкости ОЖ-40 «Лена», Тосол-А40М, Тосол-ТС Felix-40, Cool Stream Standart 40 с температурой начала кристаллизации минус 40 °С и ОЖ-65 «Лена», Тосол-А65М с температурой начала кристаллизации минус 65°С.
При отсутствии специальной охлаждающей жидкости допускается применение чистой «мягкой» (например, дождевой) воды. Воду при сливе из системы охлаждения следует собирать в чистую ёмкость для повторного использования.
Внимание! Частая замена воды усиливает коррозию и образование накипи. Применение воды вызывает образование коррозии, зарастание (забивание шламом) проток в головке и прокладке головки цилиндров, что приводит к систематическому перегреву и выходу двигателя из строя.
Слив охлаждающей жидкости из системы выполнять при открытой пробке радиатора через три краника: с правой стороны блока, с левой стороны блока и на трубе, соединяющей нижний патрубок радиатора с водяным насосом. При сливе необходимо обратить внимание на чистоту отверстия краников, так как накипь или грязь могут перекрыть отверстия и жидкость не будет слита полностью.
Для поддержания нормального теплового режима двигателя в пределах (80. 95) °С и ускорения его прогрева в системе охлаждения имеются: термостат, установленный в патрубке впускной трубы; шторка, находящаяся между вентилятором и радиатором; съёмный капот (для холодного времени года), который устанавливается на решетку переднего люка радиатора.
Для контроля температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения на щитке приборов имеется указатель температуры, датчик которого находится в водяной рубашке впускной трубы двигателя.
При повышении температуры охлаждающей жидкости в верхнем бачке радиатора до (104.109) °С на щитке приборов загорается сигнализатор перегрева жидкости. В этом случае необходимо выяснить причину повышения температуры и устранить её.
Перед радиатором установлен вентилятор. Привод вентилятора производится ремнями через промежуточную опору.
Рис. 3-18 Система охлаждения двигателя
1- крышка наливной горловины; 2- бачок расширительный; 3- крышка радиатора; 4- радиатор; 5-труба подводящая радиатора; 6- шкив генератора; 7- шкив компрессора; 8- крышка корпуса термостата; 9- шкив водяного насоса; 10- шкив насоса ГУР; 11-ремень привода компрессора и насоса ГУР; 12- направляющая роликов шторки радиатора; 13- вентилятор; 14- шкив вала вентилятора; 15- ремень привода вала вентилятора; 16- шкив натяжного ролика; 17- краник сливной; 18- шкив промежуточной опоры; 19-ремень привода шкива промежуточной опоры; 20- шкив коленчатого вала; 21- труба отводящая радиатора; 22-ремень привода водяного насоса и генератора. А — прогиб обоих ремней (14. 18) мм; Б- прогиб ремней (16. 20) мм
Система охлаждения двигателя Д-245.7Е2 / Д-245.9Е2 автобуса ПАЗ 32053-07
Охлаждение дизеля жидкостное с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости от центробежного насоса. Устройство системы охлаждения показано на рисунке 1
Температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения должна поддерживаться в пределах (85-95) °С.
Допускается повышение температуры охлаждающей жидкости до плюс 105 °С при кратковременной (не более 20 минут) работе на режиме максимального крутящего момента.
Температура охлаждающей жидкости в системе контролируется по дистанционному термометру, датчик которого установлен в головке цилиндров.
Внимание! Запрещается эксплуатация дизеля при загорании лампы перегрева охлаждающей жидкости.
Термостат с твердым наполнителем предназначен для ускорения прогрева двигателя после пуска и автоматического регулирования температурного режима при различных нагрузках и температурах окружающего воздуха. Температура начала открытия термостата – (85-89) °С.
Расширительный бачок предназначен для компенсации изменения объёма охлаждающей жидкости при её нагревании и для удаления воздуха.
Водяной насос и генератор имеют привод от шкива коленчатого вала двигателя через два клиновых ремня. Вентилятор системы охлаждения двигателя приводится от шкива коленчатого вала через шкив промежуточной опоры.
Обслуживание системы охлаждения
При обслуживании системы охлаждения ежедневно проверяется уровень жидкости в расширительном бачке и контролируется герметичность соединений.
Не допускается эксплуатация автобуса с пустым расширительным бачком. Уровень жидкости должен находиться около середины бачка.
В качестве охлаждающей жидкости в системе следует применять низкозамерзающую жидкость.
Следует контролировать плотность низкозамерзающей жидкости перед началом холодного периода года, а также после каждого ремонта системы охлаждения, связанного с утечкой охлаждающей жидкости.
Внешние признаки (цвет, запах и т.п.) не позволяют правильно определить качество охлаждающей жидкости.
Один раз в год осенью, при выполнении сезонного обслуживания охлаждающую жидкость следует заменять. Перед заменой жидкости нужно убедиться в герметичности системы.
Внимание! Применение охлаждающей жидкости недостаточной плотности может стать причиной разрушения дизеля.
Внимание! Пуск и работа дизеля с незаполненной системой охлаждения запрещен.
Натяжение ремня вентилятора между шкивом коленчатого вала и промежуточной опорой выполняется поворотом эксцентриковой оси промежуточной опоры после ослабления гаек её крепления.
Натяжение ремня между шкивами вентилятора и промежуточной опоры выполняется натяжным роликом.
Контроль натяжения осуществляют пружинным динамометром по величине прогиба ремня.
Прогиб ремня под нагрузкой (40±2) Н должен составлять:
— на участке между шкивами коленчатого вала и промежуточной опоры – (14-20) мм;
— на участке между шкивами промежуточной опоры и вала вентилятора – (13-18) мм.
Подшипники водяного насоса, вала вентилятора и промежуточной опоры вентилятора не нуждаются в смазке в течение всего периода эксплуатации.
Смазка «Литол-24» закладывается в подшипниковую полость водяного насоса при сборке и заменяется только после ремонта (разборки) узла.
Для поддержания оптимального теплового режима двигателя при низких температурах все решетки люка радиатора следует закрывать утеплителем, а при необходимости снять ремень привода вентилятора.
Схема системы охлаждения двигателя паз 32053
ПАЗ-32053-07, ПАЗ-4234. СИСТЕМА ОТОПЛЕНИЯ
Отопление салона автобуса и рабочего места водителя осуществляется жидкостной системой отопления, использующей тепло системы охлаждения двигателя и жидкостного подогревателя.
Отопители салона имеют два режима работы — полный и частичный. Управление ими осуществляется с помощью двухпозиционных клавиш, расположенных на щитке приборов.
Для эффективного обогрева салона и обдува ветровых стекол необходимо поддерживать достаточно высокую температуру охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя и обеспечивать циркуляцию жидкости по трубопроводам, что достигается работой жидкостного подогревателя и циркуляционного насоса, которые должны находиться в постоянно включенном состоянии.
Жидкостные подогреватели Webasto (Spheros) моделей Thermo Е200 и Thermo Е320 устанавливаются соответственно на автобусы ПАЗ-32053-07 и ПАЗ-4234.
Жидкостные подогреватели модели Thermo Е200 и Thermo Е-320 представляют собой автономную отопительную систему, работающую независимо от двигателя. Отопитель предназначен для поддержания температуры жидкости (антифриза) в пределах достаточных для обогрева салона, размораживания ветровых стекол, предварительного разогрева двигателя.
При нагреве жидкости в котле до 85 °С подогреватель автоматически отключается. При охлаждении антифриза до 72 °С подогреватель включается.
Описание подогревателя содержится в его руководстве по эксплуатации, которое входит в комплект поставки автобуса.
Включение и пуск отопителя.
Внимание! Перед включением отопителя следует убедиться в наличии достаточного количества жидкости в в расширительном бачке и проверить положение вентильных кранов системы отопления автобуса. Краны перед запуском должны находиться в открытом положении.
При включении отопителя загорается индикатор работы, блок управления запускает режим обычной эксплуатации и проверяет температуру охлаждающей жидкости.
Если температура охлаждающей жидкости ниже верхнего температурного порога, начинается этап предварительного запуска. Включаются нагнетатель воздуха для сгорания и циркуляционный насос. Примерно через
12 секунд (время предварительного запуска) появляется искра зажигания высокого напряжения. Примерно через секунду после этого в топливном насосе открывается электромагнитный клапан, и поступающее топливо впрыскивается через распыляющую форсунку высокого давления в камеру сгорания. В камере сгорания топливо смешивается с воздухом. Эта топливовоздушная смесь зажигается от искры зажигания и сгорает в камере сгорания. Контроль пламени осуществляется датчиком пламени, встроенным в блок управления. Примерно через 5 секунд после распознавания пламени блок управления выключает генератор запального разряда. До этого момента пламя стабилизируется и подогреватель еще не находится в режиме нагревания.
Работа в режиме нагревания. После стабилизации пламени подогреватель работает в режиме обычной эксплуатации. При превышении верхнего порога включения работа в режиме нагревания заканчивается и начинается этап продувки. Электромагнитный клапан закрывается, пламя гаснет, но нагнетатель воздуха для сгорания и циркуляционный насос продолжают работать. Примерно через 120 секунд нагнетатель воздуха для сгорания выключается и этап продувки заканчивается. Подогреватель останавливается (перерыв в работе). Индикатор работы горит. Подогреватель возобновляет работу в режиме горения при выходе за нижний порог переключения. Выполняются те же операции, что и при включении
Контроль температуры. При недостаточной скорости циркуляции охлаждающей жидкости или некачественном удалении воздуха из контура охлаждения температура при работе в режиме нагревания может подниматься слишком быстро. Блок управления распознает слишком быстрый рост температуры и автоматически устанавливает верхний порог переключения на более низкие значения. Чем быстрее повышение температуры,
тем ниже устанавливается порог переключения для начала перерыва в работе. Повторное включение горелки после перерыва в работе также выполняется при более низком пороге переключения. Таким образом предотвращается срабатывание защиты от перегрева из-за остаточного тепла. Если повышение температуры (температурный градиент) снова находится в допустимых пределах, то пороги переключения снова устанавливаются на обычные значения (нижний порог переключения 72 °C, верхний порог переключения 85 °C).
Выключение. При выключении подогревателя процесс горения заканчивается. Индикатор работы гаснет и начинается этап продувки. Электромагнитный клапан закрывается, пламя гаснет, нагнетатель воздуха для сгорания и циркуляционный насос продолжают работать. Примерно через 120 секунд нагнетатель воздуха для сгорания выключается и этап продувки заканчивается. Если во время этапа продувки возникает неполадка (например, распознавание пламени), этап продувки может продолжаться меньше 120 секунд. Во время этапа продувки разрешается повторное включение подогревателя. После этапа продувки продолжительностью 30 секунд и последующего этапа предварительного запуска горелка запускается снова.
Указания по эксплуатации и обслуживанию
Внимание! Обслуживание и ремонт подогревателя должны проводить квалифицированные специалисты, прошедшие фирменное обучение в компании — изготовителе подогревателя (ф. Spheros и Webasto).
Перед открыванием подогревателя его следует отсоединить от бортовой сети автобуса. Подогреватель всегда следует отсоединять от бортовой сети автобуса до отсоединения штекера датчика температуры. Выполнение отсоединения в обратной последовательности приводит к АВТОМАТИЧЕСКОЙ БЛОКИРОВКЕ подогревателя. Перед отсоединением горелки от теплообменника следует отсоединить штекер датчика температуры.
В области подогревателя температура не должна превышать 85 °C (максимальная рабочая температура). Превышение температуры может стать причиной неполадок в работе подогревателя и необратимых повреждений электронного оборудования.
Электрические кабели не должны иметь повреждений изоляции (например, в результате зажатия, теплового воздействия, перегибов, истирания и т.п.). Кабель датчика температуры не должен подвергаться механическим нагрузкам (не тянуть за кабель, не переносить за него подогреватель и т.п.).
Запрещается использовать подогреватель без вытяжки выхлопных газов в закрытых помещениях (гаражах или мастерских) даже при предварительном задании времени из-за опасности отравления и удушья. Это касается также работы в режиме горения во время настройки показателя CO2 в выхлопных газах.
Запрещается эксплуатировать подогреватель вблизи горючих материалов (листвы, сухой травы, бумаги, картона и т.п.).
При эксплуатации без охлаждающей жидкости (перегрев!) кожух подогревателя может достичь температуры воспламенения дизельного топлива! Капающее или испаряющееся топливо не должно ни собираться, ни воспламеняться на горячих частях или электрических устройствах.
Отверстия воздухозаборного и выхлопного трубопроводов нужно регулярно проверять и при необходимости прочищать.
На АЗС и у установок для заправки подогреватель следует выключать из-за опасности взрыва.
В местах возможного образования горючих паров или пыли (например, вблизи топлива, угольной и древесной пыли, зернохранилищ и т.п.), подогреватель следует выключать из-за опасности взрыва.
Охлаждающая жидкость в отопительном контуре должна содержать не менее 20 % антифриза.
При проведении электросварочных работ в автобусе для защиты блока управления подогревателя необходимо отсоединить от аккумулятора главный электрический кабель (плюс) и заземлить его на корпус.
В случае возникновения отклонений от нормальной работы подогреватель автоматически блокируется.
Различают два вида блокировки подогревателя — аварийную блокировку при неполадках и блокировку.
Блокировки предназначены для защиты подогревателя от поломок в первую очередь из-за недопустимых термических нагрузок. Термические нагрузки могут возникнуть по следующим причинам: а) слишком низкая скорость циркуляции охлаждающей жидкости; б) недостаточное количество охлаждающей жидкости (сухой перегрев); в) отказ в работе циркуляционного насоса.
При блокировке подогревателя в зависимости от времени возникновения этап продувки может продолжаться до 120 секунд. Причину блокировки можно определить с помощью мигающих импульсов индикатора.