Схема системы охлаждения двигателя nissan

Nissan Qashqai 2007 – 2013 Manual

переход на сайт магазина запчастей Екатеринбург ⇒
8 (343) 21-21-788; (343) 38-28-606

Система охлаждения Ниссан Кашкай

Nissan QashqaiСистема охлаждения

Рис. 5.21. Расположение элементов системы охлаждения: 1 – крышка расширительного бачка; 2 – расширительный бачок; 3 – верхняя рамка радиатора; 4 – пароотводящий шланг; 5 – шланги отопителя; 6 – шланги подогрева дроссельного узла; 7 – подводящий шланг радиатора.

Система охлаждения двигателя (рис. 5.21) жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости.
Система охлаждения поддерживает нормальный тепловой режим двигателя. В систему охлаждения входят расширительный бачок 2, радиатор с электровентиляторами, водяной насос, рубашка охлаждения двигателя и соединительные шланги 4, 5, 6, 7. Кроме того, система охлаждения включает и установленный в автомобиле радиатор отопителя. Циркуляцию жидкости в системе создает водяной насос. Из насоса жидкость подается в рубашку охлаждения двигателя, омывая стенки цилиндров и камер сгорания. На непрогретом двигателе, когда клапан термостата закрыт, жидкость циркулирует по малому кругу, обеспечивая быстрый прогрев двигателя. При температуре жидкости свыше 80–84 °С клапан термостата начинает открываться и жидкость циркулирует по большому кругу – через радиатор системы охлаждения. Радиатор системы охлаждения обдувается встречным потоком воздуха и продувается электровентилятором.

Радиатор с вертикальным потоком жидкости, с трубчато-ленточной алюминиевой сердцевиной и горизонтальными пластмассовыми бачками. В бачках выполнены подводящий и отводящий патрубки шлангов к водяной рубашке двигателя.

Пробка расширительного бачка с впускным и выпускным клапанами. Выпускной клапан поддерживает повышенное давление в системе с целью повышения температуры кипения охлаждающей жидкости. Клапан открывается, когда давление становится выше 0,13 МПа (1,13 кгс/см2). При остывании двигателя давление в системе снижается и открывается впускной клапан.

ПРИМЕЧАНИЕ.
Работа клапанов пробки расширительного бачка очень важна для нормальной работы системы охлаждения. Однако при возникновении проблем (например, закипание охлаждающей жидкости) автолюбители обращают внимание только на работу термостата и забывают проверить клапаны. Негерметичность выпускного клапана приводит к снижению температуры закипания охлаждающей жидкости, а его заклинивание в закрытом состоянии – к аварийному повышению давлению в системе, что может вызвать повреждение радиатора и шлангов.

Расширительный бачок служит для компенсации изменяющегося объема охлаждающей жидкости в зависимости от ее температуры и изготовлен из полупрозрачной пластмассы.

Водяной насос центробежного типа обеспечивает принудительную циркуляцию жидкости в системе охлаждения. Он приводится во вращение от шкива коленчатого вала поликлиновым ремнем привода вспомогательных агрегатов. В насосе установлены закрытые подшипники, не нуждающиеся в пополнении смазки. Насос ремонту не подлежит, поэтому при отказе (течь жидкости или повреждение подшипников) его заменяют в сборе.

Термостат с твердым термочувствительным наполнителем поддерживает нормальную рабочую температуру охлаждающей жидкости и сокращает время прогрева двигателя. Он установлен в корпусе на задней стороне двигателя и закрыт крышкой, соединенной с трубой для подвода жидкости. При температуре охлаждающей жидкости до 82 °С термостат полностью закрыт и жидкость проходит по малому кругу циркуляции, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя. По мере прогрева двигателя термостат начинает открываться, а при 95–97 °С отрывается полностью, обеспечивая циркуляцию жидкости через радиатор.

Электровентилятор системы охлаждения служат для дополнительного обдува радиатора, включается и выключается по сигналу электронного блока управления двигателем.
Причем в зависимости от напряженности теплового режима и алгоритма работы кондиционера электровентилятор может вращаться с малой и большой скоростью. Изменение скоростного режима вентилятора обеспечивается блоком управления двигателем путем изменения схемы их подключения.

ПРИМЕЧАНИЕ.
Порядок замены охлаждающей жидкости описан ниже (см. Замена охлаждающей жидкости).

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ.
Не рекомендуется заполнять систему охлаждения водой, так как в состав антифриза входят антикоррозионные и антивспенивающие присадки, а также присадки, препятствующие отложению накипи.
Охлаждающая жидкость токсична! Избегайте вдыхания ее паров и попадания на кожу.
Своевременно устраняйте нарушение герметичности системы охлаждения, чтобы избежать попадания паров охлаждающей жидкости в салон автомобиля при его эксплуатации. Ваше здоровье дороже, чем новый патрубок системы охлаждения или тюбик герметика! В самом начале перегрева двигателя по информации, полученной от датчика температуры охлаждающей жидкости, блок управления двигателем подает команду на перемещение стрелки указателя температуры охлаждающей жидкости в красную зону.
По сигналам датчика блок управления корректирует работу двигателя.

Клапан системы охлаждения служит для распределения потоков охлаждающей жидкости между радиатором отопителя, дроссельной заслонкой, охладителем масла и радиатором охлаждения.

Система охлаждения двигателя

Схема системы охлаждения двигателя

Система охлаждения двигателя работает по следующему алгоритму. Пока двигатель не прогрет, охлаждающая жидкость (ОЖ) прокачивается постоянно работающим водяным насосом только в головке и блоке цилиндров, а также в теплообменнике отопителя салона. При повышении температуры ОЖ до определенного уровня термостат открывает большой контур охлаждения и ОЖ циркулирует дополнительно через радиатор, охлаждаясь проходящим через него воздухом. При достижении температуры ОЖ еще более высокого значения включается электрический вентилятор системы охлаждения, который создает дополнительный воздушный поток через ребра радиатора для более интенсивного отвода тепла от него. Водяной насос приводится ремнем от коленчатого вала.

Перед работой в двигательном отсеке, особенно в области вентилятора радиатора, обязательно отсоединяйте отрицательный провод от аккумуляторной батареи и разъем электропроводки вентилятора, т.к. он может включиться из-за эффекта теплопроводности даже при выключенном зажигании.

Не открывайте крышку расширительного бачка ОЖ или радиатора до полного остывания двигателя во избежание ожога горячей жидкостью или ее паром.

При необходимости открыть крышку расширительного бачка при горячем двигателе обмотайте ее ветошью. Снимайте крышку медленно, постепенно снижая давление пара.

Описание проверки и корректировки уровня ОЖ, замены ОЖ, а также некоторых проверок системы охлаждения приведены в Разделах Проверка уровня жидкостей, Замена шлангов и трубок и Замена охлаждающей жидкости.

Тип и объем ОЖ см. Применяемые жидкости
Температура открывания термостата, град 86.5 ÷ 89.5
Ход клапана термостата при 101 град, мм не менее 8
Температура закрывания термостата, град 83
Давление проверки системы охлаждения, атм 1.57
Давление, удерживаемое крышкой радиатора системы охлаждения, атм
  • Стандартное
0.78 ÷ 0.98
  • Предельное допустимое
0.59

Усилия затягивания резьбовых соединений, Н•м

Расширительный бачок (модели с МКПП и К/В) 3.8 ÷ 4.5
электромотор вентилятора системы охлаждения 3.0 ÷ 4.0
Центральный винт крепления крыльчатки вентилятора системы охлаждения 1.7 ÷ 2.3
Водяной насос 10.0 ÷ 13.7
Шкив водяного насоса 6.9 ÷ 9.5
Всасывающая трубка 16.6 ÷ 23.5
Водосток 6.3 ÷ 8.3
Трубка отопителя 29.4 ÷ 39.2
Датчик ECT 20 ÷ 27

Неисправности системы охлаждения

  • Упал уровень охлаждающей жидкости.
  • Изношен или поврежден ремень привода водяного насоса или нарушена регулировка его натяжения.
  • Заблокированы внутренние каналы радиатора или загрязнена (перекрыта) решетка радиатора.
  • Неисправен термостат.
  • Сломаны или треснуты лопасти крыльчатки вентилятора.
  • Неисправен датчик-выключатель (Д/В) вентилятора.
  • Неисправен указатель температуры охлаждающей жидкости (ОЖ).
  • Неисправен водяной насос.
  • Не держит давление крышка радиатора, — произведите проверку крышки под давлением.
  • Неисправен термостат.
  • Неточны показания измерителя температуры ОЖ.

Внешние утечки охлаждающей жидкости

  • Повреждены или разрушены в результате старения материала шланги или ослабло крепление их на штуцерах.
  • Испорчены сальники водяного насоса, — охлаждающая жидкость сочится через контрольное отверстие в корпусе насоса.
  • Имеют место утечки из внутренних каналов радиатора или резервуара.
  • Имеют место утечки через сливную пробку двигателя или выжимные пробки водяных галерей.

Внутренние утечки охлаждающей жидкости

Внутренние утечки ОЖ обычно выявляются путем проверки состояния двигательного масла. Осмотрите лезвие измерительного щупа и внутренние поверхности крышки (крышек) цилиндров на наличие следов воды и пенообразования масла.
  • Имеют место утечки через прокладку головки цилиндров, – проверьте систему охлаждения давлением.
  • Имеются трещины на стенках цилиндров или в литье головки.

Происходят потери охлаждающей жидкости

  • В систему заправлено чрезмерное количество ОЖ.
  • ОЖ выкипает в результате перегрева двигателя.
  • Имеют место внутренние или внешние утечки ОЖ.
  • Неисправна крышка радиатора, — проверьте крышку давлением.

Нарушена циркуляция охлаждающей жидкости

  • Не функционирует должным образом водяной насос. Проще всего удостовериться в функционировании насоса, пережав верхний шланг радиатора при работающем на холостых оборотах двигателе. Если при отпускании шланга ощущается толчок жидкости внутри него, насос функционирует исправно.
  • Нарушена проходимость системы охлаждения — промойте ее и заправьте свежей жидкостью. При необходимости снимите радиатор и проведите его обратнопоточную промывку.
  • Изношен или поврежден приводной ремень водяного насоса или нарушена регулировка его натяжения.
  • Заклинен термостат.

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ HR16DE, MR20DE

Nissan Qashqai, Qashqai+2. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ HR16DE, MR20DE

Система охлаждения двигателя (рис. 5.21) жидкостная, закрытого типа, с принудитель­ной циркуляцией жидкости.

Система охлаждения поддерживает нор­мальный тепловой режим двигателя. В систему охлаждения входят расширительный бачок 2, радиатор с электровентиляторами, водяной на­сос, рубашка охлаждения двигателя и соедини­тельные шланги 4, 5,6, 7. Кроме того, система охлаждения включает и установленный в авто­мобиле радиатор отопителя. Циркуляцию жид­кости в системе создает водяной насос. Из на­соса жидкость подается в рубашку охлаждения двигателя, омывая стенки цилиндров и камер

сгорания. На непрогретом двигателе, когда клапан термостата закрыт, жидкость циркули­рует по малому круп/ обеспечивая быстрый прогрев двигателя. При температуре жидкос­ти свыше 80-84 °С клапан термостата начина­ет открываться и жидкость циркулирует по большому кругу — через радиатор системы ох­лаждения. Радиатор системы охлаждения об­дувается встречным потоком воздуха и проду­вается электровентилятором.

Рис. 5.21. Расположение элементов системы охлаждения: 1 — крышка расширительного бачка; 2 — расширитель­ный бачок; 3 — верхняя рамка радиатора; 4 — пароотводящий шланг; 5 — шланги отопителя; 6 — шланги подогрева дроссельного узла; 7 — подводящий шланг радиатора

Радиатор с вертикальным потоком жидко­сти, с трубчато-ленточной алюминиевой сердцевиной и горизонтальными пластмас­совыми бачками. В бачках выполнены подво­дящий и отводящий патрубки шлангов к водя­ной рубашке двигателя.

Пробка расширительного бачка с впуск­ным и выпускным клапанами. Выпускной кла­пан поддерживает повышенное давление в системе с целью повышения температуры кипения охлаждающей жидкости. Клапан от­крывается, когда давление становится выше

0,13 МПа (1,13 кгс/см2). При остывании дви­гателя давление в системе снижается и от­крывается впускной клапан.

Работа клапанов пробки расширительного бачка очень важна для нормальной работы системы охлаждения. Однако при возникно­вении проблем (например, закипание ох­лаждающей жидкости) автолюбители обра­щают внимание только на работу термостата и забывают проверить клапаны. Негерметич- ность выпускного клапана приводит к сниже­нию температуры закипания охлаждающей жидкости, а его заклинивание в закрытом состоянии — к аварийному повышению дав­лению в системе, что может вызвать повреж­дение радиатора и шлангов.

Расширительный бачок служит для ком­пенсации изменяющегося объема охлажда­ющей жидкости в зависимости от ее темпе­ратуры и изготовлен из полупрозрачной пластмассы.

Водяной насос центробежного типа обеспечивает принудительную циркуляцию жидкости в системе охлаждения. Он приво­дится во вращение от шкива коленчатого ва­ла поликлиновым ремнем привода вспомо­гательных агрегатов. В насосе установлены закрытые подшипники, не нуждающиеся в пополнении смазки. Насос ремонту не подлежит, поэтому при отказе (течь жидкос­ти или повреждение подшипников) его за­меняют в сборе.

Термостат с твердым термочувствитель­ным наполнителем поддерживает нормальную рабочую температуру охлаждающей жидкости и сокращает время прогрева двигателя. Он установлен в корпусе на задней стороне дви­гателя и закрыт крышкой, соединенной с тру­бой для подвода жидкости. При температуре

охлаждающей жидкости до 82 °С термостат полностью закрыт и жидкость проходит по ма­лому кругу циркуляции, минуя радиатор, что ус­коряет прогрев двигателя. По мере прогрева двигателя термостат начинает открываться, а при 95-97 °С отрывается полностью, обеспе­чивая циркуляцию жидкости через радиатор.

Электровентилятор системы охлаждения служат для дополнительного обдува радиато­ра, включается и выключается по сигналу эле­ктронного блока управления двигателем. Причем в зависимости от напряженности теп­лового режима и алгоритма работы кондици­онера электровентилятор может вращаться с малой и большой скоростью. Изменение скоростного режима вентилятора обеспечи­вается блоком управления двигателем путем изменения схемы их подключения.

Порядок замены охлаждающей жидкости описан ниже (см. «Замена охлаждающей жидкости», с. 107).

Не рекомендуется заполнять систему охлаж­дения водой, так как в состав антифриза вхо­дят антикоррозионные и антивспенивающие присадки, а также присадки, препятствую­щие отложению накипи.

Охлаждающая жидкость токсична! Избегай­те вдыхания ее паров и попадания на кожу. Своевременно устраняйте нарушение гер­метичности системы охлаждения, чтобы избежать попадания паров охлаждающей жидкости в салон автомобиля при его экс­плуатации. Ваше здоровье дороже, чем но­вый патрубок системы охлаждения или тю­бик герметика!

В самом начале перегрева двигателя по информации, полученной от датчика темпе­ратуры охлаждающей жидкости, блок управ­ления двигателем подает команду на пере­мещение стрелки указателя температуры ох­лаждающей жидкости в красную зону По сигналам датчика блок управления кор­ректирует работу двигателя.

Клапан системы охлаждения служит для распределения потоков охлаждающей жидко­сти между радиатором отопителя, дроссель­ной заслонкой, охладителем масла и радиато­ром охлаждения.

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ, ИХ ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ

Пониженный уровень охлаждающей жидкости в радиаторе

Долейте охлаждающую жидкость

(клапан завис в закрытом положении)

Неисправен водяной насос

Проверьте насос и в случае неисправности замените

Ослаблено натяжение ремня привода вспомогательных агрегатов

Проверьте и при необходимости замените ремень

Сердцевина радиатора засорена грязью и насекомыми

Промойте снаружи сердцевину радиатора

Трубки радиатора, шланги и рубашка охлаждения двигателя засорены накипью и илистыми отложениями

Промойте систему охлаждения и заполните свежей охлаждающей жидкостью

Электровентилятор не включается из-за обрыва электрических цепей, выхода из строя предохранителей, дополнительного сопротивления, реле или электродвигателя вентилятора

Проверьте и восстановите электрические цепи.

При необходимости замените предохранители, сопротивление, реле или электровентилятор в сборе

Повреждение клапана в пробке расширительного бачка (постоянно открыт, из-за чего система находится под атмосферным давлением)

Замените пробку расширительного бачка

Двигатель перегревается, из отопителя поступает холодный воздух

Чрезмерное снижение уровня охлаждающей жидкости из-за утечки или повреждения прокладки головки блока цилиндров, вызывающее образование паровых пробок в водяной рубашке двигателя

Устраните утечку охлаждающей жидкости. Замените поврежденную прокладку головки блока цилиндров

Двигатель долго не прогревается до рабочей температуры, тепловой режим во время движения нестабилен

(клапан завис в открытом положении)

Постоянное снижение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке

Негерметичен расширительный бачок

Замените расширительный бачок

Утечки охлаждающей жидкости через негерметичные соединения патрубков и шлангов

Замените хомуты крепления шлангов

Повреждено уплотнение водяного насоса

Замените водяной насос

Недостаточно затянуты болты крепления головки блока цилиндров (на холодном двигателе во время длительной стоянки появляется течь охлаждающей жидкости через стык между головкой блока и блоком цилиндров, кроме того, возможно появление следов охлаждающей жидкости в моторном масле)

Затяните болты крепления головки блока цилиндров необходимым моментом (см. «Замена прокладки головки блока цилиндров», с. 98)

Негерметичен радиатор отопителя

Замените радиатор отопителя

Видео по теме «Nissan Qashqai, Qashqai+2. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ HR16DE, MR20DE»

Замена термостата Nissan 21200ED00A на Nissan Qashqai
ТО 90 000 км Nissan Qashqai для клиента
Мойка двигателя Nissan Qashgai

Читайте также:  Обработка днища машины мастикой битумной
Оцените статью