- Система охлаждения двигателя Фольксваген Т4
- Система охлаждения VW Transporter T4 / Caravelle / Kasten / Kombi / Cam / Pritsche / Doppelkab / Bus / Campe с 1990 года
- Обычно пользователи нашего сайта находят эту страницу по следующим запросам: схема системы охлаждения Volkswagen Pritsche , вентилятор охлаждения Volkswagen Pritsche , радиатор охлаждения Volkswagen Pritsche , схема системы охлаждения Volkswagen Bus , вентилятор охлаждения Volkswagen Bus , радиатор охлаждения Volkswagen Bus , схема системы охлаждения Volkswagen Kombi , вентилятор охлаждения Volkswagen Kombi , радиатор охлаждения Volkswagen Kombi , схема системы охлаждения Volkswagen Kasten , вентилятор охлаждения Volkswagen Kasten , радиатор охлаждения Volkswagen Kasten , схема системы охлаждения Volkswagen Doppelkab , вентилятор охлаждения Volkswagen Doppelkab , радиатор охлаждения Volkswagen Doppelkab , схема системы охлаждения Volkswagen Caravelle , вентилятор охлаждения Volkswagen Caravelle , радиатор охлаждения Volkswagen Caravelle , схема системы охлаждения Volkswagen Cam , вентилятор охлаждения Volkswagen Cam , радиатор охлаждения Volkswagen Cam , схема системы охлаждения Volkswagen Campe , вентилятор охлаждения Volkswagen Campe , радиатор охлаждения Volkswagen Campe , схема системы охлаждения Volkswagen Transporter T4 , вентилятор охлаждения Volkswagen Transporter T4 , радиатор охлаждения Volkswagen Transporter T4
- 6. Система охлаждения
- Циркуляция охлаждающей жидкости Фольксваген Т4
- 2.16.1. Циркуляция охлаждающей жидкости
- Схема системы охлаждения двигателя фольксваген т4 дизель
- Фольксваген т4 система охлаждения
- Основные элементы системы охлаждения
- Как циркулирует ОЖ в системе охлаждения
- Плохая циркуляция ОЖ: из-за чего бывает, чем опасна и как ее избежать
- Функции системы охлаждения
- Компоненты СО
- Схема циркуляции ОЖ
- Компоненты системы охлаждения
- Расширительный бачок
- Жидкостный насос
- Радиаторы
- Электровентиляторы
- Датчики
- Термостат
- Диагностика системы охлаждения
- Причины перегрева
Система охлаждения двигателя Фольксваген Т4
2.16.1 Система охлаждения двигателя
Герметичность системы охлаждения и работа клапана избыточного давления в крышке радиатора могут быть проверены контрольным прибором VW 1274 и 1274/1 А. Проверка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Установить контрольный прибор на патрубок заливки охлаждающей жидкости расширительного бачка. 2.
2.16.2. Радиатор и антифриз
(Категория). Список материалов смотрите внутри.
2.16.3 Замена охлаждающей жидкости
Охлаждающую жидкость требуется заменять только после ремонта, при котором она сливалась. Замена охлаждающей жидкости в рамках ежегодного обслуживания не предусмотрена. Если при ремонте заменялись головка блока цилиндров, прокладка головки блока цилиндров, радиатор, теплообменик или двигател.
2.16.4 Термостат охлаждающей жидкости
Водяная помпа, термостат охлаждающей жидкости, масляный радиатор 4-цилиндрового бензинового и дизельного двигателя 1. Болт, 20 Н·м 2. Ременной шкив 3. Клиновой ремень водяной помпы и генератора 4. Болт, 10 Н·м 5. Водяная помпа. Проверить легкость вращения вала 6. Болт, 20 Н·м 7.
2.16.5 Водяная помпа
4-ЦИЛИНДРОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Слить охлаждающую жидкость. 2. Снять термостат. 3. Вывинтить болты клиноременного шкива, для этого сжать и удерживать клиновой ремень. 4. Снять клиновой ремень. 5. Ослабить хомут шлангов на корпусе водяной помпы. 6.
2.16.6 Термодатчик электровентилятора
Термодатчик необходимо проверять, если при горячем двигателе вентилятор не включается. Условие проверки: термостат охлаждающей жидкости, радиатор и пробка системы охлаждения в исправности. Термодатчик вентилятора находится справа на средней высоте радиатора (см. рис. Радиатор и вентилятор). Т.
2.16.7 Термодатчик циркуляции охлаждающей жидкости
Проверка термодатчика А. Соединительный штекер В. Термодатчик 1, 2, 3, 4. Контакты Проверка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Включить и выключить зажигание. 2. Снять соединительный штекер (А). 3. Соединить дополнительным проводом контакты 1 и 2. 4. У машин без циркуляцио.
2.16.8 Проверка сопротивления
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Подсоединить омметр к контактам 1 и 2 термодатчика (В) (cм. рис. Проверка термодатчика). Требуемые значения: ниже +103° С – бесконечное сопротивление, выше +104° С = 0 Ом. 2. Если измеренные значения не соответствуют требуемым, заменить циркуляционный термод.
2.16.9 Диагностика неисправностей системы охлаждения
ПРИЧИНА МЕТОД УСТРАНЕНИЯ Слишком мало охлаждающей жидкости в системе Расширительный бачок должен быть заполнен полностью до маркировки. Проверить герметичность системы Термостат охлаждающей жидкости не открывается Проверить, теплый ли верхний шланг радиатора. Если нет, провер.
2.16.10 Циркуляция охлаждающей жидкости
Схема соединений шлангов охлаждающей жидкости дизельного двигателя 1. Расширительный бачок 2. Радиатор а. Вверх b. Вниз 3. Водяная циркуляционная помпа 4. Резьбовая пробка слива охлаждающей жидкости 5. Термостат охлаждающей жидкости 6. Водяная помпа 7. Масляный радиатор 8. Блок.
Система охлаждения VW Transporter T4 / Caravelle / Kasten / Kombi / Cam / Pritsche / Doppelkab / Bus / Campe с 1990 года
Обычно пользователи нашего сайта находят эту страницу по следующим запросам:
схема системы охлаждения Volkswagen Pritsche , вентилятор охлаждения Volkswagen Pritsche , радиатор охлаждения Volkswagen Pritsche , схема системы охлаждения Volkswagen Bus , вентилятор охлаждения Volkswagen Bus , радиатор охлаждения Volkswagen Bus , схема системы охлаждения Volkswagen Kombi , вентилятор охлаждения Volkswagen Kombi , радиатор охлаждения Volkswagen Kombi , схема системы охлаждения Volkswagen Kasten , вентилятор охлаждения Volkswagen Kasten , радиатор охлаждения Volkswagen Kasten , схема системы охлаждения Volkswagen Doppelkab , вентилятор охлаждения Volkswagen Doppelkab , радиатор охлаждения Volkswagen Doppelkab , схема системы охлаждения Volkswagen Caravelle , вентилятор охлаждения Volkswagen Caravelle , радиатор охлаждения Volkswagen Caravelle , схема системы охлаждения Volkswagen Cam , вентилятор охлаждения Volkswagen Cam , радиатор охлаждения Volkswagen Cam , схема системы охлаждения Volkswagen Campe , вентилятор охлаждения Volkswagen Campe , радиатор охлаждения Volkswagen Campe , схема системы охлаждения Volkswagen Transporter T4 , вентилятор охлаждения Volkswagen Transporter T4 , радиатор охлаждения Volkswagen Transporter T4
6. Система охлаждения
- Когда двигатель прогрет, система охлаждения находится под давлением. Если необходимо, сбросить давление перед началом выполнения ремонтных работ.
- Шланги закреплены пружинными зажимами. В случае ремонта необходимо использовать только пружинные зажимы.
- Для установки пружинных зажимов рекомендуется использовать специальные щипцы V.A.G 1921.
- Расширительный бачок.
- Радиатор (а=верх; b=низ).
- Водяной насос для циркуляции охлаждающей жидкости (V51).
- Сливной вентиль (момент затяжки: 10 Н · м).
- Термостат.
- Водяной насос.
- Масляный радиатор.
- Блок цилиндров.
- Головка блока цилиндров.
- Электромагнитный клапан (только автомобили с опциональным оборудованием).
- Клапан отопителя.
- Дополнительный отопитель (только автомобили с опциональным оборудованием).
- Теплообменник отопителя.
- Теплообменник дополнительного отопителя (только автомобили с опциональным оборудованием).
- Соединительная часть.
Слив и заправка системы охлаждения
Необходимые специальные инструменты и приспособления:
- Щипцы для пружинных зажимов V.A.G 1921.
1. Снять крышку с расширительного бачка системы охлаждения.
2. Снять изолирующую полку.
3. Слить охлаждающую жидкость.
Также можно сливать охлаждающую жидкость через сливную пробку -1- и шланг -2- или через соединение термостата -3-.
- Система охлаждения заправлена всесезонной смесью воды, антифриза и антикоррозийной присадки G 11. G 11 и присадки к охлаждающей жидкости, маркируемые как «в соответствии с TL VW 774 C», предотвращают замерзание и коррозию, а также формирование накипи, повышают температуру кипения охлаждающей жидкости. В результате повышения температуры кипения, повышается эффективность охлаждающей жидкости при работе двигателя при высоких нагрузках, особенно в условиях тропического климата.
- Если радиатор, теплообменник, головка блока цилиндров или прокладка головки блока цилиндров подлежат замене, не использовать старую охлаждающую жидкость повторно.
Рекомендуемые пропорции охлаждающей жидкости:
Защита от замерзания до | Количество антифриза *1 | G 11 *2 | Вода *2 |
-25 °C -35 °C | 40 % 50 % | 3.6 л 4.5 л | 5.4 л 4.5 л |
*1 Количество антифриза не должно превышать 60 %; в случае превышения этого значения защита от замерзания и охлаждающая эффективность будут снижены.
*2 Количество охлаждающей жидкости может варьироваться в зависимости от оснащенности автомобиля.
1. Медленно заправить охлаждающую жидкость до отметки «max» на расширительном бачке (время заправки должно составлять приблизительно 5 минут).
2. Установить крышку расширительного бачка.
3. Запустить двигатель и дать ему поработать до включения вентилятора радиатора.
4. Проверить уровень охлаждающей жидкости и при необходимости долить. При нормальной рабочей температуре двигателя уровень охлаждающей жидкости должен находиться на отметке «max», а когда двигатель холодный – между отметками «min» и «max».
Проверка термодатчика и водяного насоса
Необходимые специальные инструменты и приспособления:
- Комплект переходников V.A.G 1594.
- Диодный индикатор V.A.G 1527.
- Ручной мультиметр V.A.G 1526 или мультиметр V.A.G 1715.
- Электросхема.
1. Снять изолирующую полку.
2. Отсоединить четырехжильный разъем термодатчика системы охлаждения (F95) с датчиком указателя температуры охлаждающей жидкости на приборном щитке (G2).
3. Соединить контакты -1- и -4- разъема -А- вспомогательными проводами из V.A.G 1594.
Водяной насос должен заработать.
Если водяной насос не работает:
- Отсоединить двухжильный разъем водяного насоса (V51) -1- и подсоединить диодный индикатор V.A.G. 1527 вспомогательными проводами из V.A.G 1594 к отсоединенному разъему.
Диодный индикатор должен зажечься.
Если индикатор зажегся: заменить водяной насос (V50).
Если индикатор не зажегся: локализовать и устранить разрыв цепи, используя электросхему.
Проверка сопротивления термодатчика
- Подсоединить ручной мультиметр V.A.G 1526 или мультиметр V.A.G 1715, используя провода из V.A.G 1594, к контактам -1- и -4- разъема термодатчика -В- для измерения сопротивления.
Ниже 103 º С = ∞ Ω
Выше 104 º С = 0 Ω.
Если полученные значения не соответствуют спецификации, заменить термодатчик системы охлаждения (F95) с датчиком указателя температуры на приборном щитке (G2).
Циркуляция охлаждающей жидкости Фольксваген Т4
2.16.1. Циркуляция охлаждающей жидкости
Схема соединений шлангов охлаждающей жидкости дизельного двигателя
1. Расширительный бачок 2. Радиатор а. Вверх b. Вниз 3. Водяная циркуляционная помпа 4. Резьбовая пробка слива охлаждающей жидкости 5. Термостат охлаждающей жидкости 6. Водяная помпа | 7. Масляный радиатор 8. Блок цилиндров 9. Головки блока цилиндров 10. Магнитный клапан. Оснащение М 11. Клапан отопления 12. Дополнительное отопление. Оснащение М 13. Первый радиатор отопителя 14. Второй радиатор отопителя. Оснащение М 15. Тройник |
Циркуляция охлаждающей жидкости регулируется термостатом. Пока двигатель холодный, охлаждающая жидкость циркулирует только в головке блока цилиндров, в блоке цилиндров и теплообменнике. С возрастанием температуры термостат охлаждающей жидкости открывает большой циркуляционный контур. Охлаждающая жидкость проходит через радиатор сверху вниз, охлаждаясь при этом проходящим между ребрами радиатора потоком воздуха.
Для усиления потока воздуха VWT4 имеет два термостатически управляемых вентилятора. Вентиляторы управляются двухступенчатым термодатчиком, который ввинчен в водяной бачок радиатора справа. При температуре охлаждающей жидкости 84–89° С, термодатчик включает первую ступень вентиляторов (среднее число оборотов). Если температура охлаждающей жидкости поднимается до 90°–95° вентиляторы включатся полностью.
4-цилиндровый, бензиновый двигатель имеет электровентилятор, двигатель которого через тонкий клиновой, ремень приводит в действие второй вентилятор. Для того, чтобы вентилятор на 1 ступени вращался на средних оборотах, подключено предварительное сопротивление. Все другие двигатели оснащены 2 электровентиляторами. Три реле выключения, которые находятся справа, сверху на обшивке радиатора, регулируют скорость вращения вентиляторов. На первой ступени вентиляторы работают на средних оборотах и включаются в работу последовательно. На второй ступени реле включает вентиляторы параллельно и на полные обороты.
В зависимости от условий эксплуатации оптимальный режим работы вентиляторов обеспечивается заградительным кольцом, пластмассовые пластины которого во время фазы прогрева двигателя закрыты. Двигатель благодаря этому может быстрее прогреваться. При достижении двигателем рабочей температуры пластинки автоматически открываются, благодаря установленному за радиатором термостату, который растягивается, преодолевая сопротивление пружин.
Благодаря постоянной работе вентиляторов повышается мощность двигателя и уменьшается расход топлива. Предупреждение
Вентиляторы могут включиться и при выключенном зажиганиии. Остаточное тепло в моторном отсеке может быть причиной даже многократного их включения.
Схема системы охлаждения двигателя фольксваген т4 дизель
Фольксваген т4 система охлаждения
Основные элементы системы охлаждения
Структурные элементы системы охлаждения двигателя
В систему циркуляции охлаждающей жидкости входят следующие элементы:
- Радиатор. Этот элемент охлаждает антифриз, нагревшийся от мотора, возвращая ему нормальную температуру. Помимо него могут быть установлены еще масляный радиатор – для охлаждения смазывающего вещества, и радиатор для охлаждения отработанных газов.
- Теплообменник. Используется для нагрева воздуха, устанавливается там, где выходит горячий антифриз.
- Расширительный бачок. Через него антифриз поступает в систему. В процессе работы ОЖ может расширяться и сжиматься, бачок компенсирует изменения объема.
- Центробежный насос, он же помпа. Именно он «гоняет» охлаждающую жидкость по системе.
- Термостат. Поддерживает нормальную температуру в системе, регулируя поток ОЖ.
- Датчик температуры ОЖ. Подает сигналы об изменении температуры на панель приборов и на реле включения вентилятора.
- Вентилятор. Помогает охлаждать чрезмерно нагревшуюся жидкость.
Все эти элементы связаны с общим блоком управления. Также для их работы есть вспомогательные устройства – реле, нагреватели и т.д.
Как циркулирует ОЖ в системе охлаждения
Схема циркуляции жидкости в системе охлаждения двигателя
Схема циркуляции охлаждающей жидкости состоит из большого и маленького круга. К малому относятся только рубашка охлаждения и радиатор, там требуется меньшее количество жидкости.
При холодном моторе циркуляция охлаждающей жидкости в двигателе происходит по малому кругу. Когда мотор нагревается, открывается термостат и пускает антифриз по большому кругу.
Вот как циркулирует охлаждающая жидкость в двигателе:
- Двигатель заводится, и антифриз начинает ходить по малому кругу. Этим процессом руководит насос.
- Проходя по цилиндрам, ОЖ нагревается от них, затем возвращается к насосу и повторяет круг.
- Когда хладагент достигает определенной температуры, термостат перекрывает малый круг и открывает большой, по которому жидкость и направляется далее.
- Насос закачивает жидкость в двигатель, она забирает тепло и попадает в радиатор, где охлаждается за счет окружающей среды и воздушной системы.
- Оставленное антифризом тепло используется для обогрева салона, если включена печка.
- Остывшая охлаждающая жидкость отправляется насосом на следующий круг.
- Если радиатора недостаточно для охлаждения антифриза до нужной температуры, включаются вентиляторы. Отключаются они по достижении ОЖ нужной температуры.
- Если же антифриз, наоборот, слишком остывает, то термостат закрывает большой круг и вновь пускает жидкость по малому.
Таким образом, антифриз нужен автомобилю для того, чтобы поддерживать внутри мотора нормальную рабочую температуру. Она должна быть одинаковой, постоянной и составляет в среднем 90 градусов Цельсия. Благодаря этому мотор способен выдавать хорошую скорость и экономно расходовать горючее.
Плохая циркуляция ОЖ: из-за чего бывает, чем опасна и как ее избежать
Если не циркулирует охлаждающая жидкость вообще или же плохо циркулирует, то у этого могут быть разные причины:
- Проблемы с насосом циркуляции охлаждающей жидкости. Поломки этого агрегата приводят к тому, что он перестает закачивать антифриз в двигатель или начинает делать это хуже.
- Забитая система. В процессе эксплуатации антифриза в системе охлаждения могут скапливаться различные отложения, осадки. Особенно, если антифриз – низкого качества. Это могут быть и примеси из самого антифриза, и частички коррозии, и частички разрушившегося в результате кавитации металла, изношенных уплотнителей и шлангов и т.д. Эти взвеси оседают везде, забивая протоки и узлы. В результате жидкость с трудом «протискивается».
- Утечки антифриза. Течь может возникнуть по причине коррозии, трещин, разрывов в расширительном бачке, шлангах и патрубках, в других элементах системы. При постоянной течи оставшегося объема ОЖ недостаточно для того, чтобы нормально циркулировать.
Нарушения движения охлаждающей жидкости в двигателе приводят к тому, что он перегревается, антифриз – тоже. Без должного остывания агрегат уже не может нормально работать, ломается и выходит из строя.
Чтобы такого не случилось, нужно придерживаться простых правил. Во-первых, использовать только качественный антифриз. Не стоит гнаться за дешевизной, лучше купить подороже, но проверенного, надежного производителя. Здесь есть другая опасность – под видом брендовых часто встречаются подделки. Поэтому покупать нужно еще и внимательно, и только при наличии у продавца необходимых сертификатов.
Во-вторых, необходимо внимательно следить за системой. Регулярно осматривать ее на предмет утечек и других неполадок. При первых же подозрения на неисправность провести более тщательный осмотр и исправлять ситуацию – самостоятельно или обратившись в автосервис.
От системы охлаждения двигателя зависит многое. Она, как кровеносная система человека, заботится о работоспособности мотора и «здоровья» машины в целом. Поэтому внимательное к ней отношение и тщательный подбор антифриза – это гарант исправности этой системы, а значит – корректной и бесперебойной работы двигателя.
Функции системы охлаждения
Температура в цилиндрах при работе мотора может достигать 800-900 градусов. Даже через несколько секунд без работы устройств охлаждения температура мотора поднимается до недопустимой отметки. Процессы отвода тепла защищают механизмы и детали, которые также поддерживают нормальное рабочее состояние и ускоряют прогрев машины.
Охладительная система транспортного средства
Однако, это не все функции, которые возложены на работу охлаждающей схемы автомобиля. Более современные разработки могут выполнять и другие задачи, которые способствуют нормальной работе мотора и увеличению срока его эксплуатации. Среди них:
- Нагрев воздуха. Чаще всего данная функция относится к устройствам отопления, кондиционирования и вентиляции.
- Охлаждение масла. Без смазки автомобиль тоже может подвергаться перегреву, а иногда это случается даже от постоянной работы мотора, поэтому на помощь приходит охлаждающий реагент.
- Охлаждение газов в механизме рециркуляции.
- Охлаждение жидкости в коробке передач. Рабочие жидкости в автоматической коробке тоже требуют понижения их температуры.
Для того, чтобы выполнять возложенные на них задачи должным образом, системы охлаждения бывают разными. Различаются они способами охлаждения. Системы бывают трех видов:
- Жидкостная система закрытого типа;
- Воздушная система открытого типа;
- Комбинированная система.
Охладительная система мотора авто
Самым распространенным является способ охлаждения, работающий на жидкости. Он обеспечивает равномерное распределение холода и обладает самым низким уровнем шума при работе.
Компоненты СО
Схемы работы охлаждающих механизмов включают в себя множество элементов. Каждая из деталей выполняет свои функции, соответственно, для идеальной работы всех систем элементы должны быть в хорошем состоянии, а также они не должны поддаваться воздействию внешних негативных факторов. Бывают случаи, когда не циркулирует охлаждающая жидкость и это является признаком того, что работа одного из компонентов проходит неправильно.
- Радиатор. Его задача – снижение температуры хладагента под постоянным потоком холодного воздуха. Отдача тепла увеличивается, тем самым повышая эффективность и охладительные возможности, позволяя выполнять больше работы за меньший срок.
- Масляный радиатор может быть установлен наряду с основным. Он предназначен для охлаждения смазывающего вещества.
- Еще один вид устройства того же типа, радиатор, предназначенный для охлаждения отработанных газов. Он необходим для снижения температуры горения топливной смеси.
- Задача теплообменника – нагревать воздух. Функционирование этого устройства будет более эффективным в случае его установки на месте выхода хладагента из мотора.
- Расширительный бачок помогает компенсировать изменяющийся объем ОЖ в результате ее расширения.
- Циркуляция и перемещение ОЖ обеспечивается насосом с центробежной тягой. Такой насос очень часто называют помпой. Система работы может различаться в зависимости от вида устройства. В частности, бывают насосы на ремне, а бывают — на шестернях. Некоторые мощные двигатели требуют установки дополнительного насоса того же типа.
- Термостат. Цель работы данного приспособления заключается в установке уровня и количества хладагента. Весь хладагент контролируется, благодаря чему поддерживается наиболее приемлемый режим температуры. Найти термостат можно посередине между радиатором и охлаждающей рубашкой в патрубке.
- Термостат с электроподогревом тоже встречается на мощных моторах. Полное открытие такого термостата происходит при сильной нагрузке на ДВС.
- Вентилятор – важная деталь радиатора. Он повышает интенсивность охлаждения и может работать на разных приводах, таких как механический, электрический или гидравлический. Чаще всего автомобили оснащены электроприводом.
- Элементы системы управления имеют свое предназначение и позволяют пользоваться всей системой на полную мощность. Датчик температуры выводит необходимую информацию на экран, преобразовав ее в сигнал.
- Электронный блок управления принимает сигналы от датчика, преобразовывает их в исполняющие сигналы и передает кодированный сигнал на такие же устройства.
- Исполняющие устройства выполняют поставленные на них задачи, получив определенный сигнал. Среди них есть: нагреватель, реле, БУ вентилятора, другое реле для двигателя.
Схема циркуляции ОЖ
- Схема циркуляции охлаждающей жидкости состоит из большого круга и маленького. Пока двигатель холодный охлаждающая жидкость не циркулирует только по большому кругу. Малый круг ограничивается рубашкой охлаждения и радиатором. Термостат не открывается, пока двигатель не разогреется и температура не достигнет необходимого уровня. Также во время циркуляции по малому кругу термостат закрывает к радиатору проток жидкости.
В целом так выглядит СО ДВС машины
>Видео «Устройство и принцип работы охладительной системы»
В этом видео показано, как происходит процесс циркуляции антифриза в системе охлаждения.
Компоненты системы охлаждения
Сначала разберем основные элементы СО и их предназначение.
Расширительный бачок
Резервуар располагается в моторном отсеке. Через него в охладительную систему поступает расходный материал. Емкость для компенсации меняющегося в ходе эксплуатации, а также при расширении объема вещества.
Жидкостный насос
Один из основных компонентов СО. С помощью этого устройства выполняется непосредственно процедура циркуляции хладагента по магистралям охладительной системы. Жидкостный насос может быть оборудован дополнительным насосным устройством, в зависимости от конструктивных особенностей силового агрегата.
Пользователь Astragaz S. в своем ролике показал, как работает СО.
Радиаторы
Предназначение этого устройства заключается в понижении температурного режима охлаждающей жидкости под воздействием постоянного холодного воздушного потока. Это позволяет сильнее отдавать устройству тепло, таким образом, увеличивая эффективность свойства охлаждения. В СО используется радиатор охлаждения силового агрегата, а также радиаторное устройство отопителя. В холодное время года тепло, которое отдает двигатель, передается через радиатор на печку в салон авто. Чтобы понизить температуру горения топливовоздушной смеси, используется еще один тип радиаторного устройства, предназначенный для охлаждения выхлопных газов.
Электровентиляторы
В любой охладительной системе есть электрический вентилятор. Он применяется для обдува силового агрегата машины.
Датчики
Контроллеры СО применяются для фиксации температуры работы мотора. Показания с датчиков выводятся на приборную панель автомобиля. Благодаря этому водитель может своевременно узнать о перегреве двигателя. Есть еще один датчик — вентилятора. Он вступает в работу, когда фиксирует слишком высокую температуру хладагента.
Термостат
Предназначение этого устройства заключается в том, что прибор устанавливает определенный уровень и объем охлаждающей жидкости. Расходный материал контролируется термостатом, что позволяет ему поддерживать оптимальный температурный уровень. Располагается устройство между радиатором, а также рубашкой охлаждения, в шланге.
Простая схема циркуляции хладагента
Теперь поговорим о том, по какому пути в ДВС автомобиля происходит циркуляция жидкости. Информация, приведенная ниже, актуальна для всех моторов, независимо от того, сколько цилиндров в них стоит.
Итак, жидкость циркулирует следующим образом:
- Вы заводите движок, расходный материал сразу начинает проходить по магистралям СО. На этом этапе циркуляция осуществляется с помощью насосного устройства. Он вступает в работу в результате воздействия ремешка ГРМ или специального ремня.
- Охлаждающая жидкость еще не нагрелась, поэтому она закачивается в силовой агрегат с применением насосного устройства. Расходный материал начинает греться в результате его циркуляции по цилиндрам ДВС, которые отдают тепло. Антифриз начинает забирать тепло, таким образом повышая свою температуру. После этого хладагент поступает на насос. Это малый круг и он повторяется до того момента, пока хладагент до конца не прогреется.
- Большой круг циркуляции расходного материала вступает в работу после того, как жидкость прогреется до нужной температуры. В момент начала его работы термостат блокирует малый круг. С помощью насосного устройства расходный материал начинает закачиваться в двигатель. Жидкость, обладая повышенной температурой, циркулирует по магистралям и поступает в радиатор. Здесь она оставляет часть тепла, передавая его в отопительную систему или в окружающую среду.
- После этого хладагент опять закачивается в двигатель машины насосным устройством. Если расходный материал не может обеспечить должное охлаждение мотора, при этом температура жидкости продолжает расти, в работу вступает датчик вентилятора. Он обычно монтируется в нижней части радиаторного устройства. Его активация приводит к началу работы вентилятора.
- После охлаждения антифриза до нужной температуры вентиляторы выключаются.
Канал Fusion Plus опубликовал видео, где продемонстрировал схему работы охладительной системы.
Диагностика системы охлаждения
Если нет циркуляции хладагента в охладительной системе, нужно проверить ее работоспособность. Причин неполадок может быть много.
Если циркуляция пропала, проверка выполняется следующим образом:
- Сначала выполните диагностику состояния всех шлангов. На патрубках не должно быть изгибов. При диагностике удостоверьтесь в том, что шланги не перебиты и не соприкасаются с движущимися или слишком горячими компонентами силового агрегата. Появление перегибов станет причиной снижения потока расходного материала, что в итоге приведет к перегреву. Также желательно произвести диагностику температуры патрубков, для этого потребуется инфракрасный термометр. При активации печки температура подводящей и отводящей магистрали будет примерно одинаковой, если система работает правильно.
- Проверьте работоспособность термостата. При сильном износе этот элемент может заклинить в закрытом или открытом положении. В первом случае произойдет перегрев мотора, во втором увеличится расход топлива, поскольку мотор будет работать на холодную. Если причина неработоспособности устройства заключается в неправильной его установке, надо демонтировать термостат и заново его установить. Если приспособление вышло из строя из-за износа, то его следует поменять, а если из-за загрязненной охлаждающей жидкости, то перед сменой обязательно выполните промывку СО.
- Обязательно проверьте уровень жидкости в системе охлаждения. Обычно перегрев ДВС происходит в результате нехватки расходного материала. При необходимости долейте хладагент в систему. Проверьте состояние патрубков и радиаторного устройства, а также прочих элементов схемы. Часто причина утечки кроется в ослабленных хомутах на шлангах. Если поврежден радиатор, то устройство надо заваривать аргонной сваркой или менять. Все поврежденные шланги также подлежат замене.
- Выполните проверку основного уплотнения на крышке радиатора. Если на нем имеются следы растрескивания либо повреждения, то пробка подлежит замене. Также на крышке имеются два клапана, предназначенных для изменения давления и вакуума в устройстве. Они без проблем поднимаются и устанавливаются в начальное положение под воздействием пружины. Если это не так, пробка подлежит замене. Что касается самой пружинки, то она всегда оказывает сопротивление. При его отсутствии крышку также надо менять.
Грязное радиаторное устройство Отложения в патрубках СО Магистрали системы охлаждения до и после очистки Накипь на радиаторе
Причины перегрева
Коротко о причинах, по которым происходит перегрев ДВС:
- Выход из строя термостата.
- Нехватка расходного материала, часто связанная с утечкой жидкости.
- Выход из строя вентилятора охлаждения с электрическим приводом.
- Произошел обрыв или ослабление ремешка привода помпы.
- Засорение или повреждение радиаторного устройства. Если на корпусе приспособления есть дефекты, прибор подлежит замене.
- Произошло засорение патрубков, подключенных к радиатору. Требуется их замена или эффективная промывка.
- Вышел из строя клапан крышки радиаторного устройства.