Схема системы охлаждения двигателя бычок

Схема системы охлаждения двигателя бычок

ЗИЛ-5301 Бычок. Ориентировочные массы узлов и агрегатов автомобиля

Силовой агрегат. 604

Коробка передач. 92

Радиатор охлаждения двигателя. 15

Карданный вал. 34

Задний мост в сборе с тормозными

механизмами, без колес. 250

Передняя ось в сборе с тормозными механизмами с рулевыми рычагами и

тягами, без колес. 80,5

Рулевой механизм. 29

Колесо с шиной. 42

Платформа с каркасом и тентом. 740

ЗИЛ-5301 Бычок. Заправочные объемы

Смазочная система двигателя и ТНВД

(без масляного радиатора). 10,8

Смазочная система двигателя с

масляным радиатором. 11,5

Система охлаждения двигателя с

системой отопления. 16

Картер коробки передач. 5,0

Топливный бак. 125

Картер заднего моста. 3,3

Система рулевого усилителя. 3,2

Бачок устройства для обмыва стекла

ветрового окна. 2,2

Гидропривод тормозов. 1,0

Гидравлический привод механизма сцепления. 0,4

ЗИЛ-5301 Бычок. Данные для контроля и регулировок

Зазоры между стержнями клапанов и коромыслами на холодном двигателе для клапанов, мм:

впускных. 0,25. 0,30

выпускных. 0,40. 0,45

Прогиб ремней привода генератора, и жидкостного насоса при

усилии нажима 40 Н, мм. 12. 17

Давление масла в смазочной системе прогретого двигателя,

при номинальной частоте

вращения коленчатого вала. 0,2. 0,3

при минимальной частоте вращения коленчатого вала,

Установочный угол опережения

впрыска топлива до В.М.Т.. град. 23. 25

Давление начала подъема иглы

форсунки, МПа. 17,5. 18,2

Температура охлаждающей жидкости

в системе охлаждения, °С. 75. 95

Давление открытия предохранительного клапана насоса рулевого усилителя,

Схема системы охлаждения двигателя бычок

ЗИЛ-5301 Бычок. Система охлаждения двигателя ММЗ Д-245.12

Система охлаждения двигателя заполняется жидкостью ТОСОЛ-А40 (с ограничением срока ее эксплуатации до двух лет). Допускается заливать в

систему охлаждения чистую мягкую воду. Жесткую воду следует смягчать добавкой 10. 12 г кальцинированной соды на 10 л воды.
Контроль за уровнем охлаждающей жидкости осуществляется с помощью сигнализатора критического уровня жидкости в системе охлаждения 14

(см. рис.4). При загорании сигнализатора жидкость необходимо долить. Для проверки уровня охлаждающей жидкости при ее доливке необходимо открыть краник 2 (рис.21), расположенный в передней части расширительного бачка, установленного на передней панели автомобиля. Истечение охлаждающей жидкости свидетельствует о нормальном ее уровне.

Жидкость из системы охлаждения нужно слизать через два крана: кран нижнего бачка радиатора (может быть установлена пробка) и кран рубашки блока цилиндров, расположенный с правой стороны двигателя (при наличии подогревателя через два крана: кран бачка радиатора и кран предпускового подогревателя).

Для слива жидкости из системы охлаждения надо повернуть на несколько оборотов рукоятку крана. Завертывать краны необходимо очень плотно.

Допускается применять в теплое время года в качестве охлаждающей жидкости мягкую воду.

В зимнее время применять воду в системе охлаждения двигателя не рекомендуется, та как это может привести к неисправности системы охлаждения.

Рис. 21. Расширительный бачок;
1 — пробка отверстия для заливки охлаждающей жидкости; 2 — кран контроля уровня жидкости; I -открыть; II — закрыть

После пуска двигателя в зимнее время необходимо внимательно следить за тепловым режимом

его работы. Если двигатель холодный, то клапан термостата будет препятствовать поступлению охлаждающей жидкости в радиатор до тех пор, пока она не прогреется в рубашке блока цилиндров. В этот период возникает опасность замерзания жидкости в радиаторе. Однако, удалять термостат из системы охлаждения двигателя ни при каких условиях эксплуатации автомобиля не рекомендуется.

При сливе охлаждающей жидкости нужно следить за исправностью сливных кранов, так как образовавшаяся накипь может перекрыть отверстия кранов и полный слив жидкости окажется невозможен. Зимой это может привести к замерзанию жидкости в рубашке блока цилиндров и его разрушению. Систему охлаждения необходимо промыть до наступления морозов. Одновременно надо продуть остов радиатора сжатым воздухом, струя которого должна быть направлена из под капота наружу.

После полного слива жидкости перед стоянкой автомобиля краны следует оставить открытыми. Если они обледенеют в открытом положении, закрывать их надо после заливки жидкости при прогреве двигателя, когда из кранов потечет жидкость.

Читайте также:  Масло для двигателя z19dt

Заливать холодную жидкость, в горячий двигатель нельзя, так как это может привести к образо-занию трещин в рубашке блока. Следует периодически проверять состояние клапанов пробки радиатора, следить за состоянием всех уплотнений, не допуская течи жидкости.

Запрещаются пуск и кратковременная работа двигателя после слива охлаждающей жидкости для удаления ее остатка из системы, так как это может привести к разрушению уплотнительных резиновых колец гильз цилиндров, выпадению седел клапанов, прогоранию прокладки головки цилиндров и короблению головки.

Регулировка натяжения ремней производится перемещением генератора. При нормальном натяжении прогиб каждого ремня должен быть

12. 17 мм при нажатии на него с усилием 40 Н (рис.22).

В летнее время необходимо следить за состоянием воздушных каналов сердцевины радиатора системы охлаждения и обязательно прочищать их при значительной засоренности.

Двигатель и радиатор надо промывать водой раздельно: сначала двигатель, а затем радиатор в направлении, обратном циркуляции воды в двигателе. Надо снять с блока цилиндров патрубок

вместе с термостатом, вывернув из блока сливной кран, открыть сливную пробку радиатора.

Затем воду под сильным напором нужно направить из шланга в отверстие патрубка термостата.

Промывать систему следует до тех пор, пока из отверстия для сливного крана не потечет чистая вода. Сливные краны нужно прочистить и промыть каждый отдельно, после чего надо проверить их исправность и установить на место.

Для промывки радиатора воду под напором направляют в его нижний патрубок так, чтобы она выливалась через верхний патрубок (предварительно на патрубок нужно надеть шланг для отвода воды). Когда сливаемая вода станет чистой, надо установить шланги, соединяющие блок цилиндров двигателя с радиатором.

Качество воды, применяемой для охлаждения двигателя, влияет на его работоспособность и долговечность. Если для охлаждения двигателя применяют чистую мягкую воду, то система охлаждения работает безотказно до капитального ремонта двигателя, при этом не требуется удалять накипь.

Схема системы охлаждения двигателя бычок

ЗИЛ-5301 Бычок. Система охлаждения двигателя ММЗ Д-245.12

Система охлаждения двигателя заполняется жидкостью ТОСОЛ-А40 (с ограничением срока ее эксплуатации до двух лет). Допускается заливать в

систему охлаждения чистую мягкую воду. Жесткую воду следует смягчать добавкой 10. 12 г кальцинированной соды на 10 л воды.
Контроль за уровнем охлаждающей жидкости осуществляется с помощью сигнализатора критического уровня жидкости в системе охлаждения 14

(см. рис.4). При загорании сигнализатора жидкость необходимо долить. Для проверки уровня охлаждающей жидкости при ее доливке необходимо открыть краник 2 (рис.21), расположенный в передней части расширительного бачка, установленного на передней панели автомобиля. Истечение охлаждающей жидкости свидетельствует о нормальном ее уровне.

Жидкость из системы охлаждения нужно слизать через два крана: кран нижнего бачка радиатора (может быть установлена пробка) и кран рубашки блока цилиндров, расположенный с правой стороны двигателя (при наличии подогревателя через два крана: кран бачка радиатора и кран предпускового подогревателя).

Для слива жидкости из системы охлаждения надо повернуть на несколько оборотов рукоятку крана. Завертывать краны необходимо очень плотно.

Допускается применять в теплое время года в качестве охлаждающей жидкости мягкую воду.

В зимнее время применять воду в системе охлаждения двигателя не рекомендуется, та как это может привести к неисправности системы охлаждения.

Рис. 21. Расширительный бачок;
1 — пробка отверстия для заливки охлаждающей жидкости; 2 — кран контроля уровня жидкости; I -открыть; II — закрыть

После пуска двигателя в зимнее время необходимо внимательно следить за тепловым режимом

его работы. Если двигатель холодный, то клапан термостата будет препятствовать поступлению охлаждающей жидкости в радиатор до тех пор, пока она не прогреется в рубашке блока цилиндров. В этот период возникает опасность замерзания жидкости в радиаторе. Однако, удалять термостат из системы охлаждения двигателя ни при каких условиях эксплуатации автомобиля не рекомендуется.

При сливе охлаждающей жидкости нужно следить за исправностью сливных кранов, так как образовавшаяся накипь может перекрыть отверстия кранов и полный слив жидкости окажется невозможен. Зимой это может привести к замерзанию жидкости в рубашке блока цилиндров и его разрушению. Систему охлаждения необходимо промыть до наступления морозов. Одновременно надо продуть остов радиатора сжатым воздухом, струя которого должна быть направлена из под капота наружу.

Читайте также:  Устройство синхронных машин презентация

После полного слива жидкости перед стоянкой автомобиля краны следует оставить открытыми. Если они обледенеют в открытом положении, закрывать их надо после заливки жидкости при прогреве двигателя, когда из кранов потечет жидкость.

Заливать холодную жидкость, в горячий двигатель нельзя, так как это может привести к образо-занию трещин в рубашке блока. Следует периодически проверять состояние клапанов пробки радиатора, следить за состоянием всех уплотнений, не допуская течи жидкости.

Запрещаются пуск и кратковременная работа двигателя после слива охлаждающей жидкости для удаления ее остатка из системы, так как это может привести к разрушению уплотнительных резиновых колец гильз цилиндров, выпадению седел клапанов, прогоранию прокладки головки цилиндров и короблению головки.

Регулировка натяжения ремней производится перемещением генератора. При нормальном натяжении прогиб каждого ремня должен быть

12. 17 мм при нажатии на него с усилием 40 Н (рис.22).

В летнее время необходимо следить за состоянием воздушных каналов сердцевины радиатора системы охлаждения и обязательно прочищать их при значительной засоренности.

Двигатель и радиатор надо промывать водой раздельно: сначала двигатель, а затем радиатор в направлении, обратном циркуляции воды в двигателе. Надо снять с блока цилиндров патрубок

вместе с термостатом, вывернув из блока сливной кран, открыть сливную пробку радиатора.

Затем воду под сильным напором нужно направить из шланга в отверстие патрубка термостата.

Промывать систему следует до тех пор, пока из отверстия для сливного крана не потечет чистая вода. Сливные краны нужно прочистить и промыть каждый отдельно, после чего надо проверить их исправность и установить на место.

Для промывки радиатора воду под напором направляют в его нижний патрубок так, чтобы она выливалась через верхний патрубок (предварительно на патрубок нужно надеть шланг для отвода воды). Когда сливаемая вода станет чистой, надо установить шланги, соединяющие блок цилиндров двигателя с радиатором.

Качество воды, применяемой для охлаждения двигателя, влияет на его работоспособность и долговечность. Если для охлаждения двигателя применяют чистую мягкую воду, то система охлаждения работает безотказно до капитального ремонта двигателя, при этом не требуется удалять накипь.

Дизельные двигатели грузовых автомобилей и тракторов. Запасные части, регулировки и ремонт.

Компоненты системы охлаждения дизельного двигателя Д-245

Система охлаждения Д-245 автомобилей ЗИЛ-5301 Бычок, ГАЗ-3309, МАЗ-4370 Зубренок закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости от центробежного насоса.

Система охлаждения двигателя в составе автотранспортного средства должна обеспечивать температуру выходящей из дизеля охлаждающей жидкости не более плюс 100°С и масла – не более плюс 115° С при температуре окружающего воздуха плюс 40° С.

Водяной насос (помпа) Д-245 приводится во вращение клиновым ремнем от шкива коленчатого вала. Смазка Литол в подшипниковую полость насоса заложена при сборке. В процессе
эксплуатации смазывание подшипников не требуется.

Температуру жидкости в системе охлаждения контролируют по дистанционному термометру, датчик которого установлен в головке цилиндров. Кроме того, в крышке корпуса термостата установлен датчик светового сигнализатора аварийной температуры охлаждающей жидкости.

Запрещается эксплуатация дизеля при загорании светового сигнализатора аварийной температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения.

Температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения Д-245 должна поддерживаться в пределах от 85º С до 95º С. Для ускорения прогрева дизеля после пуска и автоматического регулирования температурного режима при различных нагрузках и температурах окружающего воздуха служит термостат с температурой начала открытия основного клапана 87±2 °С.

Имеется два варианта установки вентилятора на дизеле: без проставки и с проставкой. Возможна установка вентилятора с электромагнитной или вязкостной муфтой отключения вентилятора.

Рис.1а — Схема системы охлаждения дизелей Д-245. (ЖМТ)

1- водяной насос; 2 — термостат; 3 – ремень привода водяного насоса; 4 – вентилятор; 5 – рубашка охлаждения головки цилиндров; 6 – рубашка охлаждения блока цилиндров; 7 – гильза блока цилиндров; 8 – краники для слива охлаждающей жидкости; 9 – патрубок; 10 – пробка заливной горловины; 11 – световой сигнализатор аварийной температуры охлаждающей жидкости; 12 указатель температуры охлаждающей жидкости; 13 – радиатор; 14 – фильтр масляный; 15 – жидкостно- масляный теплообменник (ЖМТ); 16 – пробка для слива охлаждающей жидкости; 17 – патрубок отвода охлаждающей жидкости от ЖМТ; 18 –патрубок подвода охлаждающей жидкости к ЖМТ.

Читайте также:  Зачем дрифт машинам широкие колеса

Рис.1б – Схема системы охлаждения двс Д-245. (без ЖМТ)

1- водяной насос; 2 — термостат; 3 – ремень привода водяного насоса; 4 – вентилятор; 5 – рубашка охлаждения головки цилиндров; 6 – рубашка охлаждения блока цилиндров; 7 – гильза блока цилиндров; 8 – краники для слива охлаждающей жидкости; 9 – патрубок; 10 – пробка заливной горловины; 11 – световой сигнализатор аварийной температуры охлаждающей жидкости; 12 указатель температуры охлаждающей жидкости; 13 – радиатор.

Техобслуживание системы охлаждения дизеля Д-245

Проверку уровня охлаждающей жидкости двс Д-245 проводите ежесменно перед пуском дизеля. Снимите пробку радиатора и проверьте уровень охлаждающей жидкости, который должен быть до верхнего торца заливной горловины. Не допускайте снижения уровня ниже, чем на 40 мм от верхнего торца заливной горловины.

Обслуживание и промывка системы охлаждения

Систему охлаждения заполняйте низкозамерзающей охлаждающей жидкостью. Следите за температурой охлаждающей жидкости, нормальная рабочая температура должна быть 85-95°С. При повышении температуры выше нормальной проверьте уровень охлаждающей жидкости в радиаторе, герметичность радиатора и натяжение ремня вентилятора.

При необходимости, но не реже чем через каждые 120 тыс. км пробега транспортного средства, промойте систему охлаждения от загрязнений. Для промывки используйте раствор из 50-60 г кальцинированной соды на 1 л воды.

Промывку системы двс Д-245 производите в следующем порядке:

— залейте в радиатор 2 л керосина и заполните систему приготовленным раствором;
— запустите дизель и проработайте 8-10 ч или 350-400 км пробега, после чего слейте раствор и промойте систему охлаждения чистой водой.

Разборка и сборка водяного насоса (помпы) дизеля Д-245

Отверните гайку 9 (рис.2) крепления шкива привода водяного насоса. С помощью съемника снимите шкив 7 водяного насоса. Извлеките из корпуса насоса кольцо 12, стопорящее подшипниковый узел. Снимите крыльчатку 3 с вала насоса 2, используя резьбовое отверстие в торце крыльчатки (М18×1,5), с помощью специального болта.

Выпрессуйте вал с подшипниками из корпуса водяного насоса . Направление выпрессовки — в сторону установки шкива. Спрессуйте подшипники с вала. Снимите кольцо упорное. Выпрессуйте сальник из корпуса насоса. Детали продефектуйте.

Рис.2 – Водяной насос (помпа) двигателя Д-245

1 – корпус; 2 – валик насоса; 3 – крыльчатка; 4 – уплотнение водяного насоса; 5 – подшипник; 6 – втулка; 7 – шкив; 8 – шпонка; 9 – гайка; 10 – заглушка; 11 – шайба; 12 – кольцо стопорное; 13 – кольцо упорное.

Установите на вал помпы кольцо упорное 13, напрессуйте подшипники. Заполните подшипники и подшипниковую полость смазкой в количестве 45г. Запрессуйте вал с подшипниками в корпус насоса. Установите кольцо 12, стопорящее подшипниковый узел. Установите шкив насоса, шайбу и гайку. Гайку затянуть, обеспечив значение крутящего момента 120…140Нм.

Через оправку напрессуйте уплотнение водяного насоса Д-245 автомобилей ЗИЛ-5301 Бычок, ГАЗ-3309, МАЗ-4370 Зубренок внутренним корпусом на вал водяного насоса и, одновременно, запрессуйте наружным корпусом уплотнения в корпус водяного насоса до упора фланца корпуса уплотнения в привалочную поверхность корпуса насоса.

При этом конструктивное исполнение оправки должно обеспечить напрессовку внутреннего корпуса уплотнения таким образом, чтобы торцовая поверхность внутреннего корпуса располагалась на расстоянии 11,2±0,2 мм от привалочной поверхности корпуса насоса.

Напрессуйте на вал крыльчатку, установите заглушку в торец крыльчатки. Утопание торца крыльчатки относительно привалочной плоскости корпуса водяного насоса не должно
превышать 0,3мм, выступание крыльчатки не допускается. Установите водяной насос на дизель.

Проверка натяжения ремня вентилятора двигателя Д-245

Проверку производите через каждые 5 тыс. км пробега. Натяжение ремня вентилятора двигателя считается нормальным, если прогиб его на ветви шкив коленчатого вала — шкив генератора, в соответствии с рисунком 30, находится в пределах мм 12-17 при нажатии на ремень с усилием 40 Н.

Для регулировки натяжения ремня двигателя ослабьте крепление генератора. Поворотом корпуса генератора отрегулируйте натяжение ремня. Затяните болт крепления планки и гайки болтов крепления генератора.

Оцените статью