Схема система охлаждения двигателя ман

Схема система охлаждения двигателя ман

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ «MAN» D0836L0H55 АВТОБУСА ЛиАЗ-621321

Система охлаждения силового агрегата — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.

В систему охлаждения (рис. 2.28) входят: водяной насос 7, термостат 8, радиатор 10, воздухоотделитель 12, расширительный бачок 2, обратные клапаны 9 и 11, трубопроводы. В систему охлаждения также входят каналы и трубопроводы в блоке и головке двигателя 6, теплообменник 5 автоматической коробки передач. Система охлаждения связана с системой отопления трубопроводами подачи и отвода жидкости, которые могут быть при необходимости перекрыты разобщительными кранами 4.

Во время работы двигателя циркуляция охлаждающей жидкости в системе создаётся водяным насосом 7 центробежного типа. Охлаждающая жидкость проходит через внутренние

полости двигателя 6, через водяную рубашку блока цилиндров, каналы головки блока, после чего отводится по трубопроводу в теплообменник 5 автоматической коробки передач. Последовательное включение систем охлаждения двигателя и АКП позволяет поддерживать необходимый температурной режим масла в коробке передач.

Пройдя теплообменник АКП, жидкость поступает в коробку термостата 8. Если температура охлаждающей жидкости ниже нормы, клапан термостата находится в нормально закрытом состоянии и направляет поток охлаждающей жидкости через внутренний канал к водяному насосу (циркуляция «по малому кругу»). Когда температура жидкости нормализуется, термостат перераспределяет поток жидкости, направляя часть жидкости по трубопроводу через ра-диатор 10. Чем выше становится температура жидкости, тем большая ее часть направляется через радиатор. При достижении верхнего предела температуры открытия термостата вся охлаждающая жидкость направляется через радиатор (циркуляция «по большому кругу»). Циркулирующая через радиатор жидкость охлаждается воздухом. Мощность проходящего через радиатор потока воздуха задается вентилятором, автоматически включаемым блоком управления двигателя в зависимости от температуры охлаждающей жидкости.

При перегреве охлаждающей жидкости образующийся в головке блока и в теплообменнике АКП пар отводится через специальные трубопроводы в расширительный бачок (во избежание местных перегревов деталей и возникновения процесса кавитации).

В случае попадания воздуха в систему (при недостаточном уровне охлаждающей жидкости в расширительном бачке или негерметичности систем охлаждения и отопления) он скапливается в верхнем бачке радиатора 10 или в верхней части специального воздухоотделителя 12, откуда удаляется по специальному трубопроводу в расширительный бачок. Чтобы на переходных режимах работы двигателя не было обратного потока циркуляции охлаждающей жидкости через данный трубопровод (с захватом воздуха и пены из расширительного бачка), трубопровод защищен обратными клапанами 9 и 11.

Расширительный бачок 2 служит для компенсации изменения объема охлаждающей жидкости при ее нагревании и охлаждении, а также создает некоторый запас жидкости на случай незначительных ее утечек. Через бачок также удаляется воздух, попадающий в систему. При расширении жидкости давление в бачке повышается, и при достижении заданного предела открывается клапан («паровой клапан»), размещенный в крышке 1. При этом воздух, пар (и излишки жидкости, если она была залита выше нормы) сбрасываются из системы наружу по трубопроводу сброса. При охлаждении жидкости в системе возникает разрежение, которое компенсируется клапаном, размещенным в крышке 1 («воздушный клапан»). Наличие в крышке 1 паро-воздушного клапана» отделяет систему охлаждения от атмосферы, что позволяет создавать в ней давление выше атмосферного («закрытая система»). Повышенное давление в системе способствует повышению температуры кипения жидкости, что предупреждает образование пара при незначительном перегреве силового агрегата. Выпускной («паровой») клапан открывается при избыточном давлении в системе более 65 кПа (0,65 кгс/см2). Впускной («воздушный ) клапан открывается и соединяет систему охлаждения с атмосферой при разрежении 1-

Читайте также:  Схемы мошенничества при купле продажи автомобиля

13 кПа (0,01-0,13 кгс/см2).

Изменение объема жидкости в системе компенсируется изменением ее объема в расширительном бачке, который соединен с системой трубопроводом.

В холодное время года для облегченного пуска двигателя охлаждающую жидкость требуется подогревать. С этой целью используется жидкостный подогреватель системы отопления. Система отопления подключена к системе охлаждения таким образом, что циркулирующая в ней жидкость проходит через двигатель и теплообменник автоматической коробки передач. Такая взаимосвязь систем охлаждения и отопления позволяет при работающем двигателе использовать тепло, отводимое от силового агрегата, также и для отопления салона и кабины автобуса. Разобщительные краны 4 служат для разделения систем охлаждения и отопления при ремонте одной из них, а также для отключения системы отопления в летнее время.

Установка элементов системы охлаждения на двигателе показана на рисунке 2.29.

Рис. 2.28. Схема системы охлаждения:
1-крышка с паро-воздушным клапаном; 2-расширительный бачок; 3-заливная горловина; 4-разобщительный кран; 5-теплообменник автоматической коробки передач; б-двигатель; 7-водяной насос; 8-коробка термостата; 9-обратный клапан (81.52120-0027, зеленый); 10-радиатор; ll-обратный клапан (81.52120-0029, синий); 12-воздухоотделитель; A-отвод жидкости в систему отопления; Б-возврат жидкости из системы отопления

Рис. 2.29. Элементы системы охлаждения:
1-трубка подачи жидкости для охлаждения компрессора; 2-трубка возврата жидкости от компрессора; 3-водяной коллектор; 4-водяной насос; 5-патрубок подвода жидкости к насосу; 6-винт; 7-патрубок отвода жидкости от коробки термостата; 8-термостат; 9-коробка термостата

Через патрубок подачи 5 охлаждающая жидкость поступает к водяному насосу 4, который нагнетает поток жидкости во внутренние каналы блока двигателя. Охладив цилиндры, жидкость по каналам поступает в головку блока для охлаждения её элементов и далее в

водяной коллектор 3, из которого направляется на охлаждение автоматической коробки передач. От теплообменника АКП жидкость возвращается к двигателю и через входной патрубок поступает в коробку термостата 9. Термостат 8, в зависимости от температуры охлаждающей жидкости либо направляет её по внутреннему каналу картера непосредственно на вход водяного насоса (если жидкость недостаточно разогрета), либо через выходной патрубок 7 к радиатору (при повышенной температуре жидкости). Температура начала открытия термостата 83 °С.

ВНИМАНИЕ: Патрубки из материала на силиконовой основе (синего цвета) применять в системе охлаждения НЕДОПУСТИМО.

Водяной насос (рис. 2.30) центробежного типа, установлен на кожухе механизма газораспределения и приводится поликлиновым ремнем от шкива, установленного на распределительном валу.

Вал 4 насоса в сборе с подшипниками запрессован в корпусе 1, зафиксирован от осевого смещения стопорным кольцом 5 и закрыт крышкой 6. Периодическая смазка подшипников насоса не предусмотрена. С внутренней стороны корпуса на вал устанавливается манжета 2, которая плотно садится в проточку корпуса. На конец вала 4 напрессована крыльчатка 3.

Читайте также:  Мотор масло motul 8100 x cess 5w 40

Рис. 2.30. Водяной насос:
1-корпус водяного насоса; 2-манжета уплотнительная в сборе; 3-крыльчатка; 4-вал с подшипниками в сборе; 5-стопорное кольцо; б-крышка насоса.

Воздухоотделитель представляет собой пустотелый бачок с патрубками для подсоединения трубопроводов. Воздух, попавший в циркулирующую по системе охлаждающую жидкость, будет при прохождении через аппарат подыматься в верхнюю часть бачка, откуда по специальному трубопроводу отводиться в верхнюю часть расширительного бачка.

Обратные клапаны препятствуют возникновению потоков непредусмотренного направления движения жидкости, которые могут возникнуть на переходных режимах работы двигателя. На автобусе устанавливаются клапаны неразборной конструкции фирмы MAN — 81.521200027 (зеленый) и 81.52120-0029 (синий).

Схема система охлаждения двигателя ман

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ D0824 LF ГРУЗОВИКОВ МАН M2000

Водяной насос двигателей D0824 LF грузовиков МАН M2000

Давление в системе охлаждения двигателя создается водяным насосом центробежного типа, установленным на передней стенке блока цилиндров. Насос приводится в действие ремнем от шкива коленчатого вала. Регулировка температуры охлаждающей жидкости обеспечивается термостатом, помещенным в корпус, закрепленный на конце водяной рампы.

♦ Слейте охлаждающую жидкость в подходящую емкость.

♦ Отсоедините верхнюю и нижнюю дюритовые трубки.

♦ Ослабьте и снимите все ремни.
♦ Отверните верхнюю опору направляющего кожуха вентилятора, а также опору воздушного трубопровода высокого давления. Затем отсоедините трубопровод от воздушного компрессора.

Примечание: водяной насос закреплен болтом опоры, расположенным со стороны водяного насоса.

♦ Отверните болты крепления водяного насоса, снимите насос с блока цилиндров.

Рис. 1.52. Разрез водяного насоса.
1. Крыльчатка
2-3-4. Герметизирующий узел
5. Стопорное пружинное кольцо
6. Ось роликоподшипника
7. Шкив
8. Корпус насоса А= 0,40 мм.

Рис. 1.53. Установка уплотнительной прокладки на вал водяного насоса.
1. Вал водяного насоса
2. Место нанесения герметика
3. Выступающий ободок прокладки
4. Поддерживающая тарелка
5. Специальное приспособление.

♦ Снимите шкив, используя подходящий инструмент.

♦ Снимите стопорное пружинное кольцо, поддерживающее двухрядный роликоподшипник.

♦ Поместите водяной насос на стол пресса крыльчаткой в сторону поршня, выпрессуйте вал с роликоподшипником, действуя изнутри наружу, снимите крыльчатку.

♦ Извлеките уплотнительное кольцо, расположенное в корпусе насоса, и керамическую опору, расположенную в крыльчатке.

♦ Очистите все детали и проверьте их состояние.

Конструкция уплотнительных прокладок несколько раз менялась. После израсходования со склада прокладок с идентификационным номером 0069 стали поставлять прокладки с идентификационным номером 0068. Поэтому способы установки этих прокладок имеют некоторые отличия.

Установите прокладку 0069 в корпус насоса следующим способом:

♦ Нанесите полоску герметика Dirco-Transparent на выступающий ободок прокладки,

♦ Смочите поддерживающую тарелку и вал водяного насоса смесью 50% воды и 50% спирта или 35% — 50% антифриза, соответствующего стандарту МАН.

Внимание: при установке опорного кольца и изогнутой тарелки запрещается использовать другие смазочные составы.

♦ Установите прокладку с пластмассовым защитным колпачком на вал при помощи стержня подходящих размеров, запрессуйте до упора в корпус.

♦ Снимите пластмассовый защитный колпачок.

Читайте также:  Сетевое пусковое устройство для автомобиля от сети 220

Поскольку на выступающий ободок уплотнительной прокладки 0068 уже нанесен герметик, необходимость в дополнительном нанесении герметика отпадает (кромеслучая, когда состояние внутренней поверхности корпуса этого требует). В остальном, процедура установки такая же.

♦ Поместите в крыльчатку опорное кольцо и изогнутую тарелку.

♦ Установите вал с роликоподшипником через переднюю стенку корпуса насоса. Затем установите стопорное пружинное кольцо.

Примечание: подшипник и вал образуют неразъемное соединение.

♦ Установите шкив на передний конец вала и убедитесь, что он находится на одном уровне со ступицей.

♦ Поверните насос на пол-оборота и установите крыльчатку на конец оси роликоподшипника. Убедитесь, что зазор между крыльчаткой и корпусом насоса составляет порядка 0,40 мм.

♦ Убедитесь, что вал насоса вращается свободно.

После очистки плоскостей стыка нанести на обе стороны прокладки герметик. Приложите прокладку к передней стенке блока цилиндров, установите насос и окончательно закрепите его.

♦ Присоедините верхнюю и нижнюю дю-ритовые трубки. Наденьте ремни и отрегулируйте их натяжение.

♦ Залейте охлаждающую жидкость.

Термостат двигателей D0824 LF грузовиков МАН M2000

Каждый раз при проведении ремонтнопрофилактических работ в системе охлаждения необходимо проверять состояние термостата.

Доступ к термостату достаточно свободный, поскольку он расположен в корпусе, закрепленном на конце основной водяной рампы.

♦ Слейте охлаждающую жидкость в подходящую емкость.

♦ Отсоедините верхнюю дюритовую трубку со стороны корпуса термостата.

♦ Снимите крышку корпуса, извлеките термостат, проверьте температуру начала открытия, погрузив термостат в сосуд с водой, нагретой до нужной температуры.

При установке термостата следует поставить новую прокладку.

Пробка расширительного бачка двигателей D0824 LF грузовиков МАН M2000

Для поддержания нужного значения давления охлаждающей жидкости в системе, а также для обеспечения ее нормального функционирования необходимо, чтобы пробка заливного отверстия соответствовала типу используемого двигателя. Значение, выбитое на верхней части пробки соответствует давлению открытия.

♦ Измерьте давление открытия охлаждающей системы (значение выбито на пробке).

При помощи специального приспособления создайте в системе давление. Оно не должно превышать давление открытия, а должно быть несколько ниже.

Пример: значение, указанное на пробке:

0,7 бар; контрольное давление: 0,6 бар.

Спустя некоторое время измерьте контрольное давление. Если оно не изменилось, значит, система герметична. Если давление упало, следует определить причину.

Отключаемый вентилятор двигателей D0824 LF грузовиков МАН M2000

Если двигатель оснащен отключаемым вентилятором, то в случае перегрева двигателя он может быть присоединен к приводному шкиву.

♦ Поверните шестигранную гайку, расположенную на задней стенке вентилятора, на 180′.

♦ Поверните вентилятор в двух направлениях до защелкивания шпильки(1)(рис. 1.54).

В зависимости от оснащения возможно использование вентилятора другой конструкции. В этом случае:

♦ Отверните болт с двумя скользящими шпонками, введите их в прорези, предусмотренные в двигателе, затяните болты.

Примечание: оба блокирующих устройства можно использовать только в аварийной ситуации. При этом автомобиль может транспортироваться не более чем на 1000 км со скоростью, не превышающей 50 км/ч.

Оцените статью