Схема шунтирование для двигателя постоянного тока

7.4. Схемы шунтирования якоря двигателя постоянного тока с последовательным возбуждением

Для маломощных двигателей с последовательным возбуж­дением применима потенциометрическая схема регулирования напряжения, приложенного к силовой цепи двигателя, ана­логичная рассмотренной на рис. 7.4, а.Механические харак­теристики в этой схеме подобны характеристикам двигате­ля с последовательным возбуждением при различных на­пряжениях, но с увеличенным и изменяющимся от характе­ристики к характеристике суммарным сопротивлением якор­ной цепи.

Более благоприятная форма регулировочных механических характеристик получается в схеме шунтирования якоря, пред­ставленной на рис. 7.6, а.В этой схеме сопротивление шун­тирует только обмотку якоря двигателя, а обмотка возбужде­ния включается последовательно в цепь добавочного сопро­тивленияRдоб. Как следствие, по сравнению с потенциометрической схемой здесь кроме снижения подведенного к цепи якоря двигателя напряжения достигается также эффект уве­личения тока возбуждения за счет тока, протекающего поRШ. Благодаря последнему ток возбуждения при идеальном хо­лостом ходеIя =0 и неpaвен нулю:

где α’Ш=RШ/(Rш +Rдоб +Rв), а скорость идеального холостого хода имеет ограниченное значение:

Рис. 7.6. Схема шунтирования якоря двигателя с последовательным возбуждением (а) и соответствующие ей электромеханические (б) и механические(в)характеристики приRШ=const,RДОБ=var

При ω> ωдвигатель переходит в генераторный режим, в котором поступающая с вала механическая энергия пре­образуется в электрическую и теряется в виде теплоты в сопротивленияхRЯи Ящ. Двигатель работает генерато­ром параллельно с сетью на сопротивлениеRШ,и увели­чение напряжения наRШпо мере роста скорости дви­гателя вызывает постепенное уменьшение потребляемого из сети тока, т. е. тока возбуждения. ПриIШRШ→UС IВ→ 0, а скорость двигателя неограниченно возрастает. Поэтому в об­ласти генераторного режима электромеханическая характери­стика по мере роста скорости асимптотически приближается к прямой:iЯ=IK2=-UC/RШ. Так как при этом поток стре­мится к нулю, момент двигателя в генераторном режиме вна­чале возрастает, достигает максимума и в дальнейшем приω→∞ Μ=kФIя → 0, т. е. механическая характерно гика асимп­тотически приближается к оси ординат слева.

Электромеханические и механические характеристики в схе­ме шунтирования якоря двигателя с последовательным возбуждением на рис. 7.6, б и вприведены для случая, когдаRШ=const.RДОБ==var. Благодаря ограниченной скорости иде­ального холостого хода эти характеристики создают более благоприятные условия для регулирования скорости, чем ха­рактеристики в потенциометрической схеме.

Регулирование RШприRдоб=constдает семейство харак­теристик, приведенное на рис. 7.7,аи6.Аналогично потенциометрической схеме все эти характеристики пересекаются в одной точке, соответствующей IK1К1) и ωК1в которой падение напряжения в якоре уравновешивается его ЭДС. Эта точка определяется пересечением реостатной характеристики, соответствующейRдоб приRШ=∞, и характеристики динамического торможения с независимым возбуждением приRШ=0 и Φ=Φ1=const. где Φ1=f(IB1)=f[UС/(RВ+Rдоб)].

Читайте также:  Замена двигателя кайрон дизель евро 3

Рнс.7.7. Характеристики в схеме рис. 7.6априRдоб=const,Rш=var

В схеме шунтирования якоря (см. рис. 7.6, ) при оп­ределении допустимой нагрузки на регулировочных характе­ристиках необходимо учитывать, что в двигательном режиме Iв >Iя. Это вынуждает в качестве критерия допустимой на­грузки при постоянной теплоотдаче принимать номинальный ток обмотки возбужденияIдоп =Iв,ном =Iном, что обеспечивает регулирование при потоке, равном номинальному, но требует по мере снижения скорости уменьшения момента Мдоп 4 / 14 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 > Следующая > >>

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

7.3. Схемы шунтирования якоря двигателя постоянного тока с независимым возбуждением

Наиболее благоприятные условия регулирования скорости двигателя с независимым возбуждением обеспечиваются из­менением подведенного к якорной цепи напряжения Uя. Для автоматического регулирования скорости предусматривается питание якорной цепи от индивидуального управляемого преобразователя (системы Г-Д и ТП-Д). Однако при невысоких требованиях к точности и плавности регулирова­ния в промышленных электроприводах используются резисторные схемы включения, получившие названиесхем шун-тирования якоря.

Потенциометрическая схема регулирования скорости дви­гателей с независимым возбуждением приведена на рис. 7.4, а. При двигателе небольшой мощности потенциометр может быть выполнен в виде реостата с подвижным контактом, путем перемещения которого подведенное к двигателю напря­жение можно изменять от 0 доUя =Uном. Электромехани­ческая и механическая характеристики двигателя в этой схеме могут быть получены по аналогии с системой УП-Д, если рассматривать потенциометр как источник регулируемого на­пряжения с внутренней ЭДС, равной напряжению холостого хода:

(7.13)

и внутренним сопротивлением

(7.14)

Рис.7.4. Регулирование скорости двигателя с независимым возбужде­нием в потенциометрической схеме

Подставив (7.13) и (7.14) в (5.6), получим уравнения ха­рактеристик в потенциометрической схеме в следующем виде:

(7.15)

(7.16)

Из (7.16) следует, что при перемещении движка потен­циометра скорость идеального холостого хода уменьшается пропорционально αШ, а модуль жесткости статической харак­теристики

(7.17)

является переменной, зависящей от αШ. При αШ=0 и αШ=1 жесткость βШравна жесткости естественной характеристики двигателя βпри питании его от бесконечно мощной сети. При промежуточных значениях αШмодуль жесткости βШ Iном. Наибольший ток шун­тирующей части потенциометраIШ.МАХбыстро увеличивается при уменьшенииRп, поэтому минимальная жесткость меха­нических характеристик в рассматриваемой схеме ограничи­вается приемлемой мощностью потенциометра. Тем самым ограничивается и возможный при данных пределах изменения нагрузки и требуемой точности диапазон регулирова­ния скорости.

Плавность регулирования при небольшой мощности дви­гателя, позволяющей использовать ползунковый реостат, по­лучается достаточно высокой. Однако с возрастанием мощ­ности двигателя эта возможность исключается и регулиро­вание осуществляется переключением ступеней регулировочных сопротивлений RШиRдоб с помощью силовой коммутиру­ющей аппаратуры.

При таком регулировании принимать суммарное сопро­тивление потенциометра RП=Rш +Rдоб постоянным нецеле­сообразно, так как сопротивленияRШиRдоб могут регули­роваться независимо. Для этого случая (7.15) и (7.16) удобно представить в виде

(7.19)

(7.20)

Следует иметь в виду, как изменяются характеристики двигателя при изменении Rш при неизменномRдоб или на­оборот. Примем сначалаRдоб=constи будем изменять в (7.19)RШШ).

При изменении сопротивления шунтирующего резистора от бесконечности до нуля скорость идеального холостого хода непрерывно уменьшается от ω0номдо 0, а жесткость возрастает от βШ=c 2 /(RЯ+Rдоб) до βш = β.Все эти характе­ристики пересекаются в одной точке, в которой ток якоря дви­гателя имеет значение

Читайте также:  Как получать машину после ремонта

(7.21)

при скорости в режиме противовключения

(7.22)

Это можно установить, определив напряжение на выводах якоря двигателя при Iя = IK1и ω = ωK1:

(7.23)

Подставляя (7.22) в (7.23), убеждаемся, что в этой точ­ке на выводах якоря напряжение равно нулю, так как ЭДС двигателя, работающего в генераторном режиме, равна па­дению напряжения на сопротивлении якоря. При любом со­противлении RШтокIШв этой точке равен нулю, поэтому она является общей для всего рассматриваемого семейства характеристик (рис. 7.5, а).

Аналогичная общая точка обнаруживается и в семействе характеристик, соответствующем RШ=constиRДОБ=var (рис. 7.5, б).

Все эти характеристики пересекаются в точке, где ток якоря определяется соотношением

а скорость имеет значение

В этой точке напряжение на выводах двигателя равно напряжению сети, поэтому ток из сети не потребляется и значение Rд не сказывается на условиях работы двига­теля. Графически точкаIK1, ωК1определяется пересечением реостатной характеристики приRЯΣ=RЯ +Rдоб(Rш =∞) и ес­тественной характеристики динамического торможения (Rш = 0) (прямые1 и 2на рис. 7.5,а).

Точка IК2и ωК2определяется пересечением естественной характеристики двигателя3 (RДОБ=0) и реостатной характе­ристики динамического торможения4 (RДОБ =), как показано на рис. 7.5,б.

Таким образом, механические характеристики в схеме шунтирования якоря двигателя с независимым возбуждением являются характеристиками двигателя, питаемого от источ­ника регулируемого напряжения с относительно большим и изменяющимся при регулировании напряжения внутренним сопротивлением.

Рис 7.5. Характеристики в схеме шунтнрования якоря двигателя с независимым возбуждением при Rдоб=const,RШ=var (а) и приRШ=const,Rдоб=var (б)

Схемы шунтирования якоря двигателя постоянного тока с независимым возбуждением

Наиболее благоприятные условия регулирования скорости двигателя с независимым возбуждением обеспечиваются изменением подведенного к якорной цепи напряжения Uя. Для автоматического регулирования скорости предусматривается питание якорной цепи от индивидуального управляемого преобразователя (системы Г-Д и ТП-Д). Однако при невысоких требованиях к точности и плавности регулирования в промышленных электроприводах используются резисторные схемы включения, получившие название схем шунтирования якоря.

Потенциометрическая схема регулирования скорости двигателей с независимым возбуждением приведена на рис.8.4,а. При двигателе небольшой мощности потенциометр может быть выполнен в виде реостата с подвижным контактом, путем перемещения которого подведенное к двигателю напряжение можно изменять от 0 до Uя=Uном. Электромеханическая и механическая характеристики двигателя в этой схеме могут быть получены по аналогии с системой УП-Д, если рассматривать потенциометр как источник регулируемого напряжения с внутренней ЭДС, равной напряжению холостого хода:

и внутренним сопротивлением

Подставив (8.13) и (8.14) в (6.6), получим уравнения характеристик в потенциометрической схеме в следующем виде:

Из (8 16) следует, что при перемещении движка потенциометра скорость идеального холостого хода уменьшается пропорционально aш, а модуль жесткости статической характеристики

Читайте также:  Нормы измерения отработанных газов автомобилей

является переменной, зависящей от aш При aш=0 и aш=1 жесткость bш равна жесткости естественной характеристики двигателя р при питании его от бесконечно мощной сети. При промежуточных значениях aш модуль жесткости bm Iном. Наибольший ток шунтирующей части потенциометра Iшmax быстро увеличивается при уменьшении Rп, поэтому минимальная жесткость механических характеристик в рассматриваемой схеме ограничивается приемлемой мощностью потенциометра. Тем самым ограничивается и возможный при данных пределах изменения нагрузки и требуемой точности диапазон регулирования скорости.

Плавность регулирования при небольшой мощности двигателя, позволяющей использовать ползунковый реостат, получается достаточно высокой. Однако с возрастанием мощности двигателя эта возможность исключается и регулирование осуществляется переключением ступеней регулировочных сопротивлений Rш и Rдоб с помощью силовой коммутирующей аппаратуры. При таком регулировании принимать суммарное сопротивление потенциометра Rп=Rш+Rдоб постоянным нецелесообразно, так как сопротивления Rш и Rдоб могут регулироваться независимо. Для этого случая (8.15) и (8.16) удобно представить в виде

Следует иметь в виду, как изменяются характеристики двигателя при изменении Rш при неизменном Rдоб или наоборот. Примем сначала Rдоб=const и будем изменять в (8.19) Rш(aш).

При изменении сопротивления шунтирующего резистора от бесконечности до нуля скорость идеального холостого хода непрерывно уменьшается от w0ном до 0, а жесткость возрастает от bш=с 2 /(Rя+Rдоб) до bш=b. Все эти характеристики пересекаются в одной точке, в которой ток якоря двигателя имеет значение

при скорости в режиме противовключения

Это можно установить, определив напряжение на выводах якоря двигателя при Iя=Iк1 и w=wк1:

Подставляя (8.22) в (8.23), убеждаемся, что в этой точке на выводах якоря напряжение равно нулю, так как ЭДС двигателя, работающего в генераторном режиме, равна падению напряжения на сопротивлении якоря. При любом сопротивлении Rш ток Iш в этой точке равен нулю, поэтому она является общей для всего рассматриваемого семейства характеристик (рис 8 5,а)

Аналогичная общая точка обнаруживается и в семействе характеристик, соответствующем Rш=const и Rдо6=var (рис.8.5,б).

Все эти характеристики пересекаются в точке, где ток якоря определяется соотношением

а скорость имеет значение

В этой точке напряжение на выводах двигателя равно напряжению сети, поэтому ток из сети не потребляется и значение Rд не сказывается на условиях работы двигателя. Графически точка IK1, wK1 определяется пересечением реостатной характеристики при RЯS=Rя+Rдоб(Rш=¥) и естественной характеристики динамического торможения (Rш=0) (прямые 1 и 2 на рис.8.5,a).

Точка Iк2 и wк2 определяется пересечением естественной характеристики двигателя 3 (Rдоб=0) и реостатной характеристики динамического торможения 4 (Rдоб=¥), как показано на рис.8.5,б.

Таким образом, механические характеристики в схеме шунтирования якоря двигателя с независимым возбуждением являются характеристиками двигателя, питаемого от источника регулируемого напряжения с относительно большим и изменяющимся при регулировании напряжения внутренним сопротивлением.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

Оцените статью