- Варианты сборки
- Схема сборки мотор редуктор
- Редукторы
- Устройство мотор-редуктора с расчетами
- Основные кинематические схемы мотор-редукторов
- Мотор-редукторы для постоянной нагрузки
- Мотор-редукторы для циклической нагрузки
- Специализированные редукторы для прокатного оборудования
- Приводные агрегаты линий производства бесшовных труб
- Редукторы для станков сортового проката
Варианты сборки
Сборки с концами валов под муфты или в виде части зубчатой муфты
Сборки с концами тихоходного вала для присоединения приборов управления
Сборки с полым тихоходным валом
Взаимное расположение осей валов
Оси пересекаются по прямым углом
*Для червячных редукторов (сборка 51-66): рассматривать при расположении червячной пары — червяк под колесом
Схема сборки мотор редуктор
Схемы сборки червячных одноступенчатых и двухступенчатых редукторов, мотор-редукторов. Варианты сборки цилиндрических и коническо-цилиндрических редукторов.
Цифровое обозначение варианта сборки не определяет форму входного и выходного вала.
Пример 1. Вам нужен редуктор РМ-500 сборка 11 (см. табл. 7.1). Судя по рисунку, валы расположены по одну сторону от корпуса редуктора. Форма тихоходного вала может быть цилиндрическая или в виде зубчатой полумуфты, а быстроходного конусная или цилиндрическая. Следовательно, при заказе после цифр 11 надо указывать: К вх. (первичный вал конусной)М вых. (вторичный в виде зубчатой полумуфты).
Пример 2. Редуктор Ч-80 сборка 56 (см. табл. 7.2). Это означает, что выходной вал симметричный полый. Изготавливается со шпонкой внутри или шлицевой. Получается: 56 К вх. П шп. или П шл.
Графическую картинку варианта сборки необходимо рассматривать, как вид сверху. Быстроходный вал изображается тоньше, а тихоходный или полый толще или шире. В случае с червячным редуктором или мотор-редуктором червячный вал расположен под колесом. Оси выходных концов валов цилиндрических редукторов параллельны или в случае червячного редуктора, мотор-редуктора, коническо-цилиндрического редуктора перпендикулярны.
Несимметричность полого вала определяется расположением шлицов или шпонки относительно оси симметрии редуктора.
Точкой обозначают входной вал направленный вверх, плюсом — вниз. Буква «А» — первая ступень, «Б» вторая ступень редуктора (см. табл. 7.3).
Обращаем Ваше внимание, что не все редукторы одного типа изготавливаются во всех возможных вариантах сборок.
Пример 3. Редуктор цилиндрический двухступенчатый тип 1Ц2У в габарите 250, может быть изготовлен 16 и 26 сборки, а 125 габарит нет. Это прежде всего обусловлено особенностями используемых механизмов к которым подключается редуктор.
Редукторы
В этой категории вы сможете найти чертежи редукторов различных конструкций, типов и предназначений. Вообще редуктор – это механизм, передающий и преобразующий вращающий момент с одной или более механическими передачами. Основные характеристики редуктора – передаточное отношение – отношение угловой скорости ведущего вала к угловой скорости ведомого, передаваемая мощность и др.
Самым главным параметром редуктора является тип механической передачи. По этому признаку редукторы делятся на:
- цилиндрические
- конические
- червячные
- планетарные
- циклоидальные и т. д.
Количество ступеней редуктора тоже играет не последнюю роль. В промышленности распространены также мотор-редукторы – редукторы, соединенные с электродвигателем. Редуктор, который ступенчато изменяет угловую скорость, называется коробкой передач, а бесступенчатую – вариатором.
Обычно редуктор понижает угловую скорость и повышает вращающий момент, если делается наоборот, то такое устройство называется мультипликатором.
Не секрет, что из всех чертежей чертежи редукторов пользуются, наверное, самой большой популярностью у студентов, очевидно потому что в общетехнической дисциплине «Детали машин» в курсовом проекте приходится разрабатывать именно редуктор. Выбор данного объекта для конструирования не случаен, разработав редуктор «по уму» вы существенно повысите свои навыки и умения в проектировании.
Однако многим такая задача кажется непосильной, особенно вся эта куча чертежей, которую надо нарисовать. На самом деле проектирование редуктора не является таким уж сложным делом, так как методика разработана, как говорится, «от и до», поэтому остается только взять книгу за авторством Дунаева и Леликова «Конструирование узлов и деталей машин» и делать все, как там написано, практически не задумываясь. Никто конечно не отрицает, что все посчитать и сделать все чертежи будет быстро, особенно если делать все правильно и первый раз, а не переделывать курсачи одногруппников или скачанные в Интернете.
Расчеты поддаются довольно неплохой автоматизации, впрочем как и чертежи редуктора, если сильно постараться. При должном желании можно написать программное обеспечение, в котором за одно нажатие кнопки будет сгенерированы и записка и чертежи. Конечно, в бесплатном доступе в Интернете такой софт найти будет тяжело, а если писать самому, то быстрее сделать 5 курсовых вручную. Хотя даже простое применение Маткада существенно автоматизирует данный процесс, ну а чертежи придется, скорее всего, рисовать– или «перебивать» нарисованные кем-то другим.
На нашем сайте вы можете скачать чертежи редукторов различных типов.
Устройство мотор-редуктора с расчетами
Мотор-редуктор подбирается по специальным инженерным расчетам. Сложных конструкторских изысканий проводить не требуется, так как используют типовые схемы расчетов с учетом нескольких основных показателей. Самые главные из них — допустимый крутящий момент на выходном валу и скорость оборотов.
Рисунок №1. Устройство червячного редуктора
Расчеты при подборе мотор-редуктора проще, чем при раздельной установке редуктора и электродвигателя. Отпадает необходимость в точном согласовании этих механических узлов. Все характеристики можно разделить на механические и электрические (требования к питанию электродвигателя).
Механическое совмещение осей мотор-редуктора и приводного механизма обеспечивается муфтой и болтовым соединением картеров. Очень удобно торцевое крепление, но этот метод подходит только для компактных моделей, например, для планетарной кинематической схемы.
Рисунок №2. Устройство планетарного редуктора
Основные кинематические схемы мотор-редукторов
- Червячная. Обладает самой низкой стоимостью в пересчете на передаточное число. Только одна ступень червячного редуктора может дать передаточное число до 50-80. Двухступенчатая дает уже 50-10 000, но на практике такие редукторы нужны крайне редко.
- Цилиндрическая. Самый лучший вариант для большой мощности. Именно редуктор с цилиндрическими шестернями обеспечивает наибольший КПД и срок службы. Все промышленные системы, требующие большой мощности привода, комплектуются именно цилиндрическими редукторами, например: дробилки, прокатные станы.
- Планетарная. Оптимальный вариант для компактных мотор-редукторов. Планетарная кинематическая схема совмещает в себе преимущества все преимущества цилиндрической схемы, кроме низкой стоимости и простоты изготовления. Планетарные редукторы общепромышленного исполнения устанавливаются на металлообрабатывающих станках.
Есть и другие, менее распространенные схемы шестеренчатых редукторов: коническая, комбинация конической и цилиндрической (коническо-цилиндрический редуктор) и комбинация червячной и цилиндрической. Комбинированные схемы применяются в мотор-редукторах специального исполнения: привод транспортеров, сортировочных барабанов, сборочных линий.
Рисунок №3. Устройство цилиндрического редуктора
Особый вариант мотор-редуктора — волновой. Он существенно отличается от всех остальных видов тем, что зацепление осуществляется через гибкое зубчатое колесо. Такая схема пригодна для малых и средних нагрузок. Ресурс гибкого колеса небольшой, но для большинства способов применения его достаточно. Волновые редукторы могут иметь передаточное отношение такое же, как и у червячных двухступенчатых, при этом их КПД значительно выше. Их можно применять уже в достаточно нагруженных приводных системах, например, для компактных буровых станков.
Мотор-редукторы для постоянной нагрузки
Для привода машин и механизмов с продолжительным режимом работы необходимо выбирать мотор-редукторы с запасом по мощности. Самая выгодная эксплуатация будет при небольшом запасе по мощности. Если его сделать слишком значительным, то энергия будет перерасходоваться, плюс сама приводная система станет слишком дорогой.
В цилиндрических редукторах КПД одинаков при вращении в обе стороны. У червячных и конических — различается. Именно поэтому производители предлагают право- и левостороннее исполнение. Также возможен выпуск входного и выходного вала в нужные стороны. Варианты сборки указываются при заказе. Поскольку они собираются из одинаковых деталей, то стоимость тоже будет одинаковой вне зависимости от конкретного варианта сборки.
Мотор-редукторы для циклической нагрузки
Значительное число производственных механизмов работают циклически. Их нагрузка не постоянна, что дает возможность шестерням редуктора остывать. Специально для таких задач производители указывают графики продолжительности работы в зависимости от нагрузки. При подборе эти показатели обязательно учитываются.
Специализированные редукторы для прокатного оборудования
Прокатка металла требует чрезвычайно значительных усилий. Крутящий момент таких приводных систем в тысячи и десятки тысяч раз превышает аналогичный показатель, например, у автомобилей. Фактически, крутящий момент ограничен только показателем прочности металлов (около 5000 кг/см).
Если в других областях промышленности можно использовать универсальные редукторы, то для прокатного оборудования годятся только специализированные решения. Рассмотрим именно такие приводные системы прокатных станов любой мощности, производимые Электростальским Заводом Тяжелого Машиностроения (редукторы ЭЗТМ). Поскольку это очень специализированный вид продукции, он производится небольшими сериями, но для снижения себестоимости производства, требуется увеличение количества серий. Поэтому продукция популярна в более чем в 40 странах мира, включая такие металлургические гиганты, как Китай.
Приводные агрегаты линий производства бесшовных труб
Наибольшей прочностью обладают стальные горячекатаные бесшовные трубы. Такой способ производства удобен при большой толщине стенки трубы. Именно по этой технологии делаются трубы нефтегазового сортамента (трубы НКТ). Их прокатка требует значительных механических усилий. Основная клеть стана приводится от цилиндрических редукторов высокой мощности. Цилиндрическая схема является основной. Для привода вспомогательных механизмов (транспортеры, подача труб) можно использовать все остальные типы редукторов, например планетарные и червячные.
Обязательный элемент трубопрокатного стана — прошивной станок. Чтобы обеспечить прошивку нагретых стальных заготовок для труб, необходим вращательный момент 1000 кН (1 млн. Н). Прошивной стан приводится так называемым шевронным редуктором. Зубчатые венцы шестерен большого размера изготавливаются отдельно от колеса.
Редукторы для станков сортового проката
Сортовой прокат имеет большее поперечное сечение (в кв см металла), чем в трубах. В связи с этим усилие прокатки тоже требуется увеличивать. Ставится специализированный цилиндрический редуктор на каждую клеть. Чем меньше диаметр заготовки — тем меньше требуемое усилие проката, но за счет возрастания числа технологических операций на каждую тонну, стоимость не снижается (в пересчете на вес). Именно поэтому для массивных конструкций (высотные здания, мосты) стараются использовать арматуру и прокат большого сечения. Их производство возможно только на крупных прокатных станах с редукторами с моментом 1000 кН и более.