Схема сборки двигателя сова

Схема сборки двигателя сова

Ремонт двигателя ЗиД-200

Откуда это. Бытует абсолютно ложное мнение: любой отечественный двигатель можно перебрать «на коленке», даже не зная его конструкции, при помощи двух-трех гаечных ключей, отвертки и увесистого молотка. Подобный «панк-ремонт» всегда ведет к одному: ваша езда превратится в выживание. В этом я, когда-то слишком самонадеянный, убедился на собственном опыте.

Чтобы не подвергать себя подобным пыткам, очень советую вооружиться знаниями о ключевых причинах поломок и способах ремонта, запастись терпением и добрым инструментом.

Если не возражаете, начнем с двигателя «Совы». Что произошло? Ситуация достаточно типичная: после 20 тыс. км пробега в нем «поселился» металлический стук. Если судить на слух, «кончился» кривошип. Путь к этому узлу лежит через тернии полной разборки мотора. Однако поиск дефекта сродни охоте за привидениями: клацать, выть и постанывать может, казалось бы, в одном месте, звуки способны блуждать и в лабиринтах движка, а причина истинная таится вовсе в другом… Так начнем же охоту.

Удалив силовой агрегат из «моторного отсека» и отмыв его, разберитесь с цилиндропоршневой группой. Снимите головку цилиндра и изучите открывшуюся взору камеру сгорания. Что наблюдаем? Толстый слой нагара — немой укор владельцу: он явно экономил на качественном двухтактном масле. Донышко поршня хозяин ни разу не чистил, но твердых отложений сажи здесь нет. Владелец заливал все-таки двухтактное, а не какое-нибудь другое масло, точно соблюдал правила приготовления топливной смеси, и благодаря этому геометрия и работоспособность цилиндропоршневой группы сохранена. При ремонте в моторе заменили только компрессионные кольца.

Целы ли подшипники кривошипа? Оцените это по наличию или отсутствию люфта при осевой «раскачке» шатуна: установите поршень в положение ВМТ, раскачайте шатун в осевой плоскости. Недопустимое биение (свыше 0,3 мм) вы сможете ощутить пальцами.

Снимите правую крышку картера. Под ней расположены: генератор и звездочка цепной (колесной) передачи. Оцените состояние насыпного подшипника КП: поперечная раскачка оси шестерни недопустима. Открутите винты крепления статора генератора. Не забудьте оставить метки на корпусе и картере — чтобы при сборке не тратить время на регулировку зажигания. Открутите болт крепления ротора, обстучите его киянкой или болванкой из мягкого металла в двух противоположных направлениях. Деталь пошла? Не потеряйте маленькую шпонку, которая сидит в пазу коленчатого вала. Оберегайте статор и ротор от соседства со стальной «мелочевкой» (особенно стружкой) — намагниченные детали обязательно натянут на себя этих «паразитов». При сборке их можно не заметить, и, когда собранный мотор уже заведете, лишние железки легко «вскроют» катушки статора, как консервную банку.

Теперь «подойдите» к мотору слева. Снимите рычаги переключения передач и кикстартера. Удалите крышку моторной передачи. Проверьте «усталость» моторной цепи: если она заметно провисла (удлинение ее звеньев позволяет полностью открыть один зуб ведомой шестерни), цепь следует менять.

Чтобы разобрать узел сцепления, открутите шесть гаек-грибков. В нашем моторе одна из них уже сделала это и без сторонней помощи — плохой оказалась резьба. «Катаясь» в моторе, она и вызвала тот самый стук, который мы приняли как признак безвременной кончины кривошипа. На этом «охоту» можно приостановить? Давайте продолжим, раз уж начали: большой пробег требует проверки всех деталей.

Разберем сцепление. Вынимая диски, не нарушайте их взаимную ориентацию. Перепутав, вы «потеряете» уже приработанные поверхности, чем вызовете ускоренный износ сцепления в последующей эксплуатации. «Пакет» дисков придется раскрывать, если обломаны пластиковые «усы» или возникали нарекания на пробуксовывание сцепления. Не забудьте, что в сцеплении между грибком и нажимным штоком находится шарик. Выдавите его нажатием на шток с правой стороны двигателя.

Читайте также:  Устройство производственной швейной машины

Настала очередь проинспектировать внутренние барабаны. Вложите в корзину фиксатор, к старому (негодному к работе) диску приварен стальной пруток диаметром 6-8 мм. Торцевым ключом открутите (расконтрив стопорную шайбу) гайку крепления ведомого барабана сцепления. Используя тот же «стопор», открутите гайку крепления ведущей звездочки моторной передачи. Вставьте «рога» гаечного ключа «на 22» в распор между картером и звездочкой. Ударом молотка по оконечности ключа спрессуйте звездочку с цапфы коленчатого вала. Снимите всю моторную передачу в сборе. Проследите за шпонкой на левой цапфе коленчатого вала — при разборке ее легко потерять.

Прежде чем поднимать вал кикстартера, верните на место его рычаг. Такая мера предосторожности позволит без усилия и ударов по рукам раскрутить возвратную пружину. Осмотрите зубчатый сектор — наличие забоев и косого зацепления — ваша вина.

Пора половинить картер. Длинной выколоткой выбейте две направляющие втулки — они спрятаны в верхних отверстиях правой половины картера. Удалять их надо пред разборкой картера, ставить — при окончательной затяжке винтов, скрепляющих картер. Открутите оставшиеся винты, стягивающие конструкцию. Эту «компанию» полезно предварительно обстучать через проставку молотком и залить резьбовой отъедалкой. С нею они и вертеться будут легче, и шлицы под отвертку не сорвутся.

Для извлечения коленвала потребуется оригинальное приспособление. Чем-либо колотить по валу воспрещается — он хоть и железный, но все равно ударами можно повредить резьбу или нарушить центровку деталей.

Вытаскивайте коленчатый вал сначала из правой половины картера. Почему? При таком «заходе» валы и шестерни КП останутся на своих местах, а не рухнут на стол грудой металла. Съемник коленвала изготовлен из стальной пластины толщиной 6-7 мм, в центре пластины — отверстие с приваренной гайкой М8. в качестве нажимного механизма использован болт длиной 15 см. отверткой помогите картеру «расколоться» — вставьте ее в зону заднего «уха» крепления двигателя к раме. Таким же образом извлеките вал и из левой половины картера.

Все «внутренности» двигателя в ваших руках. Какие детали потребуют особого внимания при дефектовке? Подшипники коленвала и коробки передач — они должны свободно вращаться, качание шариков в колечках не должно превышать 0,1 мм.

Замену поршня проводите, если зазор между юбкой и зеркалом цилиндра превысил 0,06-0,07 мм. Биение деталей составляет больше 0,1 мм — значит, замене или расточке под ремонтный размер подлежит цилиндр. Потребовались и новые колечки? Проверьте купленную замену: зазор в замке кольца, вставленного в неизношенную зону цилиндра, — в пределах 0,2-0,4 мм. Если «щель» меньше, — доработайте ее надфилем, если она больше, то одно из двух: или кольца «левые», или цилиндр в вашем моторе износился до такой степени, что требует ремонта.

Сальники коленвала и КП меняйте, если их рабочие кромки стерты или порваны, а пружины потеряли упругость. Шестеренки передач должны прочно, без люфтов запираться на валах и не иметь на своем «теле» следов сколов и помятостей. Вилки переключения КП допускают потертость только до 0,5 мм.

После замены изношенных деталей дело за малым — в обратной очередности упрятать все узлы в оболочку двигателя. Остановимся на ключевых моментах.

Сперва запрессуйте коленвал в левую половину картера — она наиболее «тугая», в ней сидят два подшипника. В правой половинке — всего один. Если в вашем гаражном хозяйстве нет пресса, используйте обрезок трубы подходящей длины и диаметра. Затянуть вал в картер поможет гайка крепления ведущей звездочки моторной передачи. В крайнем случае воспользуйтесь «мягким» ударником — удерживайте коленвал рукой и легким постукиванием наденьте на него половинку картера.

Читайте также:  Разборка двигателя вятка электрон

Устанавливая правую часть картера, убедитесь в том, что промежуточный вал «попал» в шестерни, а шестерни — в вилки коробки передач. Для облегчения сборки прокручивайте вторичный вал КП за ведущую звездочку. Последние штрихи при сборке картера «наносятся» киянкой. Положите двигатель на бок и нежно осаживайте передок картера — в тех точках, где расположен прилив крепления к раме. Помогайте молотку, равномерно закручивайте винты, стягивающие половины картера. Сперва — крест-накрест, а сблизив половинки, — по кругу.

Пружину кикстартера отрегулируйте так, чтобы рычаг свободно возвращался в исходную позицию, а в положении «пуск» ее витки не прижимались друг к другу. Собирая сцепление, вложите стальной диск под алюминиевую крышку — он должен «разделить» ее и ведущие диски. Нажимной диск установите на шпильки, ориентируя по меткам — рискам на его поверхности и торце внутреннего барабана. Гайками пружин отрегулируйте ход сцепления 2,5-3 мм и добейтесь равномерности выжима — без перекосов. И не забудьте про грибок выжима сцепления.

Надевание крышек картера начните с той, что справа. Утягивая ее винтами, проворачивайте вторичный вал КП за звездочку, чтобы выступы на гайке для привода спидометра попали в ответные углубления. В заключение — совет: не экономьте на прокладках, все до одной смените на новые. А чтобы они хорошо уплотняли сочленения, соблюдайте стерильность операций.

Начало сборки двигателя ЗиД Сова-175(обзор запчастей).

Для просмотра онлайн кликните на видео ⤵

Мотор ЗиД Сова-175. Не устаю удивляться идиотам. (18+) Подробнее

Сборка мотора Восход 3м 01 Подробнее

Полная разборка двигателя моего мотоцикла ЗиД Сова-175(Восход 3М-01). Подробнее

Регулировка КПП и последующая разборка двигателя ЗиД Сова-175 (Восход 3М-01) Подробнее

ЗиД Сова- эндуро или простой дорожник? Подробнее

Сборка двигателя восход Подробнее

Обзор и Тест-Драйв мотоцикла СОВА 175 Подробнее

Краткий обзор и моё мнение по двигателю мокика ЗиД Пилот.(18+) Подробнее

ПОЛНАЯ ПЕРЕБОРКА ДВИГАТЕЛЯ»зид-СОВА»l КРОССОВЫЙ МОТОЦИКЛ l2cерия Подробнее

Ремонт и тюнинг двигателя восход/сова/зид || Часть 1: Разборка картеров Подробнее

Результаты расточки цилиндров Минск, Восход, Сова для последующей сборки двигателей. Подробнее

Мой мотоцикл ЗиД Сова-175(история покупки, ремонт и планы на будущее) Подробнее

Альтернативные поршни от Yamaha DT175 на мотоциклы ЗиД Сова и Восход 3М-01. Подробнее

Сборка моего двигателя с ЗИД 200. Конец проекта «ночная сова» Подробнее

Качественные поршни для мотоциклов ЗиД Сова, Курьер, Восход 3М-01. Подробнее

Японский поршень от Кавасаки КЕ-175В на Восход 3М 01, Сова 175 Подробнее

Не «магия» , а баклажан. ЗиД Курьер 200. Начало. Подробнее

Сборка двигателя мотоцикла Восход Подробнее

Схема сборки двигателя сова

Сегодня мы разложим по косточкам, точнее, по деталям ковровский силовой агрегат 3М-01. Усложнит задачу то, что мотор мы взяли от «Фермера» с принудительным охлаждением. Всем владельцам «4ШП», «Фермеров» и мотоплугов ковровского производства будет полезно узнать, как разбирается система привода крыльчатки вентилятора.

Основные трудности, связанные с полной разборкой двигателя, обычно вызваны отсутствием специальных съемников. Без них действительно не обойтись. Но посмотрите внимательно на наш съемник. Его можно изготовить самостоятельно из листа железа, куска трубы и большого болта с гайкой — было бы желание. В остальном, нам потребуются обычные гаечные ключи и мощная отвертка.

Читайте также:  Маркировка масла для дизельных двигателей с сажевым фильтром

1. Предварительно слейте из коробки передач масло, снимите рычаги кикстартера и переключения передач. Снимите правую крышку двигателя, открутите винты креплений и демонтируйте статор генератора. Спрессовать ротор с цапфы коленчатого вала можно с помощью киянки. Нанесите ею удар по боковой поверхности ротора — и он останется у вас в руках.

2. Положите двигатель правым боком на деревянную рамку — так работать удобнее. Удалите пластмассовый кожух ременной передачи, сожмите ремень рукой и открутите болт крепления ведущего шкива. Внимание: снимая шкив с вала, не растеряйте регулировочные шайбы (они устанавливаются между половинками шкива и определяют его рабочий радиус).

3. Снимите кожух цилиндра, открутите весь крепеж, связывающий корпус крыльчатки с головкой цилиндра и левой крышкой картера. Мощной отверткой подденьте корпус крыльчатки в районе установочной втулки.

4. Открутите гайки крепления и снимите головку цилиндра. «Прикипевший» на прокладке цилиндр подденьте мощными отвертками или монтажными лопатками, уперев их в приливы на картере. Будьте осторожны, не повредите прокладку!

5. Мощной отверткой-выручалочкой открутите пять винтов крепления левой крышки двигателя и снимите ее. «Стронуть» ее с места можно легким ударом киянки.

6. Разберите пакет сцепления, используя крючок из спицы. Возьмите специальное приспособление-фиксатор (старый железный диск с приваренным к нему прутком), уложите его в корзину сцепления, уперев прутком в вал кикстартера, и открутите (резьба левая!) гайку крепления внутреннего барабана сцепления.

7. Переставьте фиксатор ручкой с другой стороны вала кикстартера и открутите гайку крепления ведущей звездочки моторной передачи.

8. Возьмите рожковый ключ «22×19» или «24×22». Зевом «на 22», уперев нижний рожок в прилив картера, спрессуйте звездочку, ударив молотком по другому концу ключа. Снимите моторную передачу в сборе. Наклоните двигатель на левый бок и нажмите на шток выжима сцепления: из первичного вала вывалится шарик. Отложите его, чтобы он не потерялся.

9. Открутите 12 (!) винтов, стягивающих половины картера. Возьмите один из длинных болтов и выбейте им и мягким молотком установочные втулки. Закрепите съемник с правой стороны картера и давите на цапфу коленчатого вала — картер расколется, как скорлупа зрелого грецкого ореха.

10. Закрепите съемник на левой половине картера и выпрессуйте коленвал. Будьте осторожны: он тяжелый и может упасть вам на ногу.

11. Расконтрите и открутите болты крепления основания фиксатора пружины вала механизма переключения передач и снимите его (чтобы не мешал демонтажу кулисы) вместе с валом переключения КП.

12. Расконтрите и открутите болты крепления кулисы. Снимите ее вместе с валами КП, нанося легкие удары по первичному валу.

Теперь, когда силовой агрегат разобран полностью, можно оценить состояние скрытых от взгляда деталей и при необходимости заменить их.

Сборка, как обычно, производится в обратной последовательности. Устанавливая кулису, не забудьте (не потеряйте) ее фиксатор, а устанавливая левую крышку двигателя, правильно совместите пазы эластичной муфты с выступами вала ведущего шкива. Так же перед тем, как затягивать винты, стягивающие картер, забейте на место установочные втулки.

Вот и все. Перепутать что-либо практически невозможно.

Источник материала : журнал «МОТО» · Опубликовал SiR January 01 2007 · В Ремонт · 2 Комментариев · 48282 Прочтений ·

Социальные закладки:

Комментарии
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Рейтинги

Рейтинг доступен только для пользователей.

Отлично! 60% [3 Голоса]
Очень хорошо 20% [1 Голос]
Хорошо 20% [1 Голос]
Удовлетворительно 0% [Нет голосов]
Плохо 0% [Нет голосов]

Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.

Оцените статью