Схема регулятора вращения двигателя магнитофона

Схема регулятора вращения двигателя магнитофона

Наша промышленность уже не производит стабилизаторы частоты вращения вала электродвигателя для ранее выпускавшихся различных моделей магнитофонов, большое количество магнитофонов требует ремонта, где основная причина это выход из строя схемы стабилизатора частоты вращения вала электродвигателя. Автор разработал схему стабилизатора на доступных элементах рис.1.

Ранее традиционной схемой стабилизатора частоты вращения вала электродвигателя (РЧВ) в носимых магнитофонах, которая была реализованная на двух транзисторах или на транзисторной микросборке и одном транзисторе, применялась нашей промышленностью уже много лет в неизменном виде” [1]. Эта цитата, взятая из журнала актуальна и в наше время. Мы скорее согласны установить в магнитофоны импортные двигатели с внутренним стабилизатором частоты вращения , чем применять что-то свое.

Попытка усовершенствовать РЧВ была предпринята в [2]. Такой стабилизатор имеет большую нагрузочную способность, чем известные ранее схемы. Но для сохранения высоких эксплуатационных возможностей нужно соблюдать ряд условий. В том числе запитывать стабилизатор от стабильного источника питания, так как изменение напряжения питания приводит к изменению напряжения на электродвигателе.

А для устранения склонности к “засыпанию” т.к. стабилизатор не выходит в режим при включении применять только пару транзисторов КТ605 — КТ818. Замена на более дешевую и распространенную пару КТ3102 — КТ814 (816) приводило к указанному выше недостатку, после чего пришлось вводить элементы запуска.

В [1] была описана довольно удачная схема РЧВ, имеющая лишь один недостаток. Он связан с применением двухполярного ОУ в однополярном включении. Регулировка Uвых была возможна от максимального значения до определенного уровня (Uвыx. min > 1,5V), после которого стабилизатор самовозбуждался.

По этой причине на подобных ОУ невозможно создать однополярный источник питания с регулируемым выходным напряжением от 0 вольт. Совмещение двух схем [1] и [2] привело к созданию усовершенствованного стабилизатора частоты вращения электродвигателя. При этом сохранены все достоинства и устранены недостатки обоих устройств.

В предлагаемом варианте стабилизатора использовано минимальное количество элементов, в то же время удалось добиться очень высокой стабильности работы при изменении температуры окружающей среды и напряжении питания, которое может быть и нестабилизированным. Диапазон питающих напряжений от 6В до 30В при этом С1 придется заменить на 40-вольтовый, а VT1 с буквами Б, В, Г.

С повышением напряжения более 15В нужно лишь установить VT1 на радиатор. Если напряжение питания менее 15В, то VT1 можно установить так же, как и транзистор в “печально знаменитом” РЧВ-1-02.

О замене деталей.

Вместо VT1 можно применять любые транзисторы из серии КТ815 и КТ817. ОУ типа К140УД6, К140УД7. Напряжение стабилизации стабилитрона VD1 должно быть равно или меньше напряжения холостого хода М1, обычно КС 133, КС139, КС143, КС147. Сопротивление R3 для двигателей ДМ-39 и ДМ — 40 в пределах 1,5 — 4,7 Ом (меньшее значение для двухкассетника, большее для переносного магнитофона; в схеме указан оптимум для “Маяка-240”, “Весны-309”). R1 типа СП5-2 или от РЧВ-1-2 с сопротивлением от 470 Ом до 2,2 кОм.

Данный стабилизатор применяется автором более 2-х лет при замене РЧВ-1-02 при этом удаляется также плата стабилизатора напряжения в магнитофонах “Маяк-242, 249” и т.д.

1. П. Леоненко. Стабилизатор частоты вращения. “Радио” №7/1998, с.32.

2. Н. Хухтиков. Стабилизатор скорости вращения электродвигателя. “Радио” №3/1993, с.30.

Схема регулятора скорости вращения двигателя постоянного тока – для новичков в радиоделе

Традиционная схема стабилизатора частоты вращения вала электродвигателя постоянного тока в переносных кассетных магнитофонах, реализованная на двух транзисторах или на транзисторной микросборке и одном транзисторе, применяется нашей промышленностью уже более 15 лет в неизменном виде Современные радиоэлементы позволяют построить более простые в схемотехническом отношении стабилизаторы частоты вращения, но обладающие более совершенными характеристиками

Рис 331 Схема стабилизатора

В предлагаемом варианте стабилизатора использовано всего шесть радиоэлементов (не считая электродвигателя), но удалось добиться более высокой стабильности работы при изменении температуры окружающей среды и напряжения источника питания Диапазон питающих напряжений для данной схемы составляет 6..20 В При необходимости сместить диапазон регулирования скорости в область малых оборотов вала электродвигателя следует изменить полярность включения стабилитрона или заменить его другим, с меньшим напряжением стабилизации

Величина сопротивления резистора R3 зависит от сопротивления цепи якоря (Rя) применяемого двигателя н примерно равна 1,5 Rя Вместо микросхемы К140УД6 проверялась работа К140УД7 Транзистор КТ815А можно заменить транзисторами КТ815 и КТ817 с любым буквенным индексом Подстроечный резистор R1 типа CП5-2

П ЛЕОНЕНКО, г Кемерово, Радио

Как и в предыдущей главе, начнём рассказ с рассмотрения работы схемы

У коллекторных двигателей постоянного тока скорость вращения вала определяется, как правило, напряжением на двигателе Напряжение на двигателе и потребляемый им ток определят некоторое эквивалентное сопротивление, которое будет отличаться от измеренного омметром сопротивления обмотки двигателя Если у вас есть конкретный моторчик, для которого вы намерены создать схему стабилизации, то можно провести измерения и определиться с параметрами моделирования Если нет, то можно выбрать их «наугад», а позже привести к конкретному виду

С распределения напряжений в схеме и начнём

Обозначение резисторов на схеме ниже я не сохранил Двигатель заменил резистором R2 И, поскольку программа позволяет добавить много измерительных приборов, в количестве вольтметров я себя не ограничивал

Читайте также:  Автомобили газ с низким качеством

Рис 332 Распределение напряжений в схеме

Рабочее напряжение стабилитрона КС133А – это 33В Если напряжение на двигателе стало больше, возрастает ток через стабилитрон, увеличивается падение напряжения на резисторе R2 При этом напряжение на выходе операционного усилителя уменьшается, что приводит к уменьшению тока базы транзистора VT1 и уменьшению напряжения на эмиттере транзистора, а, следовательно, на двигателе При уменьшении напряжения процессы проходят в обратном направлении Изменяя напряжение питания, можно получить следующие результаты:

Рис 333 Напряжения на двигателе при разных напряжениях питания

Напряжение на двигателе, измеряемое вольтметром Pr1 изменяется незначительно при существенном изменении напряжения питания

Эквивалентное сопротивление двигателя (ток через моторчик) будет зависеть от нагрузки на валу двигателя Ток будет возрастать с возрастанием нагрузки Возрастающий ток увеличит падение напряжения на резисторе R1 Что увеличит падение напряжения на резисторе R4 и приведёт к увеличению напряжения на выходе операционного усилителя, то есть, к увеличению напряжения на двигателе А это, в свою очередь, должно увеличить скорость вращения вала, замедлившегося от увеличения нагрузки на валу Увеличение нагрузки на валу я буду моделировать уменьшением сопротивления R2 с 30 до 20 Ом

Рис 334 Изменение напряжения на двигателе при изменении нагрузки

Резисторы R1 и R2 мы можем рассматривать как резисторы отрицательной обратной связи, а резисторы R5 и R4 как резисторы положительной обратной связи Отрицательная обратная связь должна следить за напряжением на двигателе при изменении питающего напряжения, а положительная менять напряжение на двигателе при изменении нагрузки на валу

Разобрав на модели работу схемы, постараемся реализовать подобную или похожую схему на микроконтроллере Вновь скажу, что менять операционный усилитель на микроконтроллер, я особенного смысла не вижу Но считаю, что полезно это выполнить хотя бы за компьютером

Итак Микроконтроллер устройство в своей основе цифровое Поэтому можно использовать такой принцип регулировки напряжения на двигателе:

Как и в других случаях с переменным напряжением, напряжение на двигателе будет действующим В данном случае средним за период колебаний

Уменьшая длительность импульса с высоким уровнем напряжения, увеличив при этом длительность импульса с низким уровнем напряжения, мы получим уменьшение среднего напряжения И наоборот

Такой принцип регулирования напряжения на двигателе наилучшим образом подходит для цифрового устройства

Конечно, как и в случае аналогового управления, схема пополнится управляющим транзистором

Рис 335 Принцип регулировки напряжения на коллекторном двигателе

Воспроизвести такое напряжение с помощью программы не составляет труда Мы собирали такую программу для генератора прямоугольных импульсов Ту часть аналоговой схемы, которая следит за напряжением питания, можно пока оставить без внимания: микроконтроллер лучше питать стабилизированным напряжением

Источник: Гололобов ВН,- Самоучитель игры на паяльнике (Об электронике для школьников и не только), – Москва 2012

Схема регулятора вращения двигателя магнитофона

Всем привет, история следующая:

Имеется советский магнитофон Электроника 302-1, нужна помощь в создании простой схемы для изменения диапазона и регулировки скорости коллекторного двигателя постоянного тока. Регулировка скорости мне необходима для того, чтобы можно было сводить два музыкальных трека между собой, с разным количеством ударов в минуту (BPM), соответственно с двух проигрывателей, аудио-микшером.

Сама схема желательно должна обладать стабилизатором напряжения и оборотов для двигателя с обратной связью, чтобы при вращении «неидеально» ровных движущих частей магнитофона (пассика, прижимного ролика, тонвала и т.д.) уменьшить детонацию.

Если тема с обратной связью слишком геморройна, тогда можно придумать что-нибудь со стабилизатором напряжения LM317.
Питание всех частей мафона (движка, фонокорректора, светодиодов с резисторами) — 9В, 1А (б.п. от какой-то электроники), поэтому хочу чтобы под 9В пахало

Идея в том, что нужно регулировать одним переменным резистором напряжение в таком виде (один на схеме виртуальный, для показа принципа работы, на схеме он должен быть один, с одним тумблером переключения диапазона):

То есть чтобы схема с серединой регулировки переменника выдавала ровно 4.8 В (при таком значении более-менее ровно по тону играет магнитофон, ну потом юстировать буду)

Еще нужно придумать схему, которая включает зеленый светодиод, при достижении 4.8 В на двигателе (либо в определенном диапазоне, например 4.79-4.81 В). Это поможет на вид определить так называемый «ноль»:

За помощь буду очень благодарен

Схема регулятора вращения двигателя магнитофона

Решил понастальгировать и достал свой кассетник «ТОМЬ-303».
Качество высоких частот очень отличное (жаль, что 3й класс присвоили — тянет на 2й).
Помню стоил в 1989г — 185р.
Родители взяли мне самый дорогой из 7-ми имеющихся кассетников в магазине.
Тяжёлый и очень капитально всё сделано — не люфтит, не болтается ни чего.
До сих пор картинка перед глазами при покупке.
Мне, пацану, так сильно хотелось, что аж запомнилось.
И вот оказия недавно приключилась, при включении — скорость воспроизведения стала быстрая (пассик не при чем, даже не тратьте на это время).
Подкрутил регулятор скорости (плата на двигателе отдельная).
Минут через 20 скорость начинает замедлятся (видимо к норме возвращается).
На следующий день тоже самое.
(Пару лет назад такого не было).
Зумучался уже крутить регулятор скорости.
Такое ощущение что электролит накапливает заряд долго, потом идет нормально.
Прошу подсказать — какую именно деталь (судя по поведению) нужно заменить?
Прошу не давать совет «Меняй сразу все электролиты на всём магнитофоне! Все они уже давно сдохли! Особенно Абовянские из Армении!». (хотелось бы сохранить аутентичность и качественные детали).
Многие советские электролиты прекрасно работают до сих пор — тысячи форумов уже про это было.
Всё зависит от года выпуска и модели.
Самые плохие были К50-6 и К50-16, а у меня тут какой-то К50-35.
Второй электролит какой-то «современный» по виду. Может отец когда-то менял лет 20 назад, но где б он такой взял.

Читайте также:  Bmw m57 турбина гонит масло

Электролиты — на 1мкф и на 100мкф,
Транзистор — КТ816Б1,
Микросхема — КР198 (Регулятор частоты вращения двигателя для магнитофонов),
Резисторы.

Я не нашел на своих схемах этой платы.
Может не очень разбираюсь и не увидел ее.

Заранее очень признателен.

Сюда перенес.
Ваш регулятор вероятно РЧВ-1-02
Его схему в теме выкладывали.
https://radiokot.ru/forum/download/file . 73aa51f140
В принципе регулятор можно и по другой схеме сделать, о чем в теме тоже говорилось.
aen

Реклама
gsmart
Друг Кота

Карма: 95
Рейтинг сообщений: 2590
Зарегистрирован: Сб фев 11, 2017 15:59:13
Сообщений: 11026
Откуда: 57 RUS
Рейтинг сообщения: 1

Замените электролиты на скоростной плате, там их всего два.
Ещё смотрите кольцевые трещинны пайки на скоростной плате.
И проконтролируйте по стрелочному индикатору, напряжение питания случаем не скачет?
ЛПМ смазан? Если смазка в ЛПМ загустела, то в начальный момент нагрузка на мотор увеличивается и скоростная плата выдаёт повышенное напряжение, по мере работы смазка размягчается и всё приходит в норму.
Не лишним будет аккуратно разобрать мотор, промыть коллектор со щётками, и смазать подшипники (бронзовые втулки) веретёнкой или подобным маслом.

Добавлено after 21 minute 9 seconds:
Re: Кассетный магн. Скорость гуляет. ТОМЬ-303.

Кстате у меня тоже есть практически такой-же магнитофон как Томь 303, только зовут его «Квазар М303» (видимо изменили название для расширения ассортимента), единственно подкассетник родной сломался в районе пружины, была установленна от «Томи»:

_________________
Глобализму — нет.
Глобализация — это смерть суверенных народов.
Независимым может считаться только то государство, против которого разносчики дерьмократии и их холопы ввели санкции.

Реклама

JLCPCB, всего $2 за прототип печатной платы! Цвет — любой!

Зарегистрируйтесь и получите два купона по 5$ каждый:https://jlcpcb.com/quote

Света
Модератор

Карма: 157
Рейтинг сообщений: 1760
Зарегистрирован: Пн июл 07, 2008 10:46:09
Сообщений: 10488
Откуда: Россия
Рейтинг сообщения: 0

_________________
Если хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей своё хорошее настроение

Реклама

Сборка печатных плат от $30 + БЕСПЛАТНАЯ доставка по всему миру + трафарет

alexradio1103
Друг Кота

Карма: 109
Рейтинг сообщений: 6665
Зарегистрирован: Пт авг 14, 2015 14:25:02
Сообщений: 11285
Откуда: Одесса — мама
Рейтинг сообщения: 5

1) Я бы поставил мотор от китайца — он в сто раз лучше держит обороты! Только надо проверить обороты — возможно придётся пересаживать шкив на оси мотора. Я так сделал с старым Грюндиком — там тоже был мотор с внешним стабилизатором и не держал обороты. Уход скорости в начале кассеты и в конце был больше 5% — это не хорошо, даже на слух заметно было, что вначале быстрее, в конце — медленнее. У него тоже не было стабилизации по току, только по напряжению.
2) У Вас сломался не «подкассетник», а крышка кассетоприёмника. Подкассетник — это один из узлов ЛПМ. Подкассетников там два: приёмный и подающий. Они крутят плёнку при перемотках.

Проверить скорость можно элементарно: Берём кассету, которую не жалко, желательно не пожёваную и целую. Вытягиваем плёнку ровно на 143(142.8 ) сантиметров из кассеты. Начало отсчёта на переходе ракорда и магнитного слоя. 143 см — это 30 секунд времени. На изгибе образовавшейся петли чиркаем магнитом или царапаем слой до полного исчезновения (так лучше). Вторая отметка на расстоянии 286(285.6) сантиметрв совпадёт с концом ракорда и началом магнитного слоя — это будет 60 секунд. Там делаем три насечки на расстоянии пару миллиметрв — чтоб отчётливо было слышно. Проигрывая кассету с одной и другой стороны можно не только абсолютно точно выставить скорость, а и оценить опаздание/убегание от нормы в начале и в конце кассеты!

Так я в своём Грюндике добился расхождения скорости до 1-2 секунд на одну минуту — -что вполне пристойно для аппаратов такого класса! Субъективно все кассеты зазвучали по-новому, как-бы правильно, тембра голосов известных исполнителей ожили!

_________________
90% времени уходит на отыскание неисправности,остальное — ждать когда нагреется паяльник!

Реклама

Обобщив богатый опыт и ноу-хау в сфере силовой электроники, компания Infineon представляет CoolSiC™ MOSFET. Мы сделали подборку статей о технологии CoolSiC™, которая поможет вам вывести КПД и надёжность ваших устройств силовой электроники на высочайший уровень!

gsmart
Друг Кота

Карма: 95
Рейтинг сообщений: 2590
Зарегистрирован: Сб фев 11, 2017 15:59:13
Сообщений: 11026
Откуда: 57 RUS
Рейтинг сообщения: 0

_________________
Глобализму — нет.
Глобализация — это смерть суверенных народов.
Независимым может считаться только то государство, против которого разносчики дерьмократии и их холопы ввели санкции.

Реклама
Реклама

Приглашаем 23 февраля на бесплатный практический вебинар по BlueNRG-LP — новой SoC STMicroelectronics. Будут рассмотрены новые возможности создания прототипов IoT-устройств на BlueNRG-LP с использованием экосистемы и отладочных средств ST, а также практические примеры по использованию BlueNRG-GUI v.4.0.0, настройке и работе в сети BLE-MESH, пример управления умным домом с помощью BlueNRG-LP и другие.

Alex Anderson
Встал на лапы

Карма: -27
Рейтинг сообщений: -57
Зарегистрирован: Ср фев 27, 2019 12:38:49
Сообщений: 100
Откуда: Димитровград, Москва.
Рейтинг сообщения: 0

Я калибровку скорости делала гораздо проще и точнее. Не знаю почему ни кто не догадался на всех форумах это делать.
Нам нужен эталон.
Но где ж его взять?
Ведь другие пленки тоже могут быть записаны с отклонением.
Мне мгновенно (до чтения форумов) пришла простейшая вещь в голову — взять цифровой источник записи, тк цифра с компьютера ни куда не убежит вперед.
В итоге.
Нахожу в интернете (Яндекс музыка — проще, тк онлайн) те песни, которые у меня записаны на моих кассетах.
Вставляю один наушник от компа (ноутбука) в одно ухо (именно наушник, ибо вы сойдете с ума, тк не поймете от куда звук, если будет два динамика внешних), а со стороны другого уха включаю свой кассетник.
Единственной «проблемой» остается синхронно (через кнопку паузы на кассетнике — это проще) добиться начала воспроизведения.
Необязательно с самого начала песни, а можно от любого звука или ритма барабанов.
Изначально запись на кассете делаю чуть вперед, а потом очень быстрыми нажатиями и отжатиями «Паузы» на кассетнике — добиваюсь идеальнейшего синхрона с музыкой в наушнике от компа.
Когда наступает синхрон — вы мгновенно услышите — звук начинает играть в центре головы.
Если звук кассеты уходит вперед или назад — это сразу становиться слышно (уходит в левое или правое ухо постепенно).
Тут задача — долго, терпеливо, нуДно и часами потом слушать всю песнью, что б уловить расхождение в конце, ибо вначале будет казаться что всё синхронно.
И так по 200 раз — перематываешь на начало кассету и опять включаешь эту песню на компе в наушник.
Получается синхронизирвать очень идеально и точно.
Очень советую.

А то на многих форумах дошли уже до мазахизма — кто-то записывает на кассету звук метронома, кто-то ищет какие-то редкие настроечные кассеты, кто-то ищет эталонные дорогие магнитофоны и пишет на них «эталонную» кассету забыв что там скорость тоже может давно уехала.

Реклама

Upgrader
Друг Кота

Карма: 82
Рейтинг сообщений: 2151
Зарегистрирован: Пт май 18, 2007 22:56:58
Сообщений: 22730
Рейтинг сообщения: 0

_________________
() Паяю только медным жалом.
_/\_ . . А не вступить ли мне в секту любителей «TS100»?

Реклама

Alex Anderson
Встал на лапы

Карма: -27
Рейтинг сообщений: -57
Зарегистрирован: Ср фев 27, 2019 12:38:49
Сообщений: 100
Откуда: Димитровград, Москва.
Рейтинг сообщения: 0

У меня внешний вид такой

Добавлено after 6 minutes 23 seconds:

Реклама

ПРИСТ расширяет ассортимент

gsmart
Друг Кота

Карма: 95
Рейтинг сообщений: 2590
Зарегистрирован: Сб фев 11, 2017 15:59:13
Сообщений: 11026
Откуда: 57 RUS
Рейтинг сообщения: 5

На таких магнитофонах с одномоторными ЛПМ и маломощным мотором идеальной стабильной скорости протяжки ленты добится нереально.
Во первых двигатель не имеет обратной связи с регулятором оборотов.
Во вторых двигатель помимо тонвала нагружен на приёмный узел плёнки через фрикционную муфту, и в зависимости от заполнения приёмного узла плёнкой, скорость приёмного узла будет колебатся. В начале кассеты, когда приёмный узел пустой, он вращается с большей скоростью, в конце кассеты медленней, фрикцион естественно проскальзывает с разной скоростью и создаёт разную нагрузку на двигатель, что приводит к колебаниям скорости транспортировки ленты в начале и конце кассеты.
У меня есть двухкассетный Маяк-242 (с люминисентным индикатором уровня записи/воспроизведения):
http://rw6ase.narod.ru/00/mg_ks/majak242.html
И ещё был почти такой-же Маяк-249 (со светодиодным индикатором уровня записи/воспроизведения) .
На Маяк-242 стоит мощный 3х фазный мотор с обратной связью:

На Маяк-249 стоял маломощный коллекторный мотор, по типу как на разномастных кассетных магнитолах, фото из сети:

_________________
Глобализму — нет.
Глобализация — это смерть суверенных народов.
Независимым может считаться только то государство, против которого разносчики дерьмократии и их холопы ввели санкции.

alexradio1103
Друг Кота

Карма: 109
Рейтинг сообщений: 6665
Зарегистрирован: Пт авг 14, 2015 14:25:02
Сообщений: 11285
Откуда: Одесса — мама
Рейтинг сообщения: 0

А Вы уверены, что запись в интернете точно такая же как оригинал записи на Вашей кассете? Есть такое понятие «ремастеринг» — это перезапись студийной первоначальной записи для разных нужд, обрезки вступления, подгонки под видеоряд клипа — то есть скорость(темп) мелодии может специально отличаться от оригинала. Например, Вы знали, что темп студийной песни и темп живой(концертной) песни отличается? На концертах, особенно живых(LIVE) скорость песен увеличивается, по сравнению со студийной(камерной) записью. Не знаю почему, возможно просто чтоб меньше уставали исполнители. Или чтоб больше песен впихнуть в три часа концерта.

Да! Это главный недостаток одномоторных ЛПМ. Натяжение приёмного узла меняется в несколько раз в начале и в конце плёнки! Нагрузка меняется.
Лучшая стабильность скорости плёнки в трёхмоторных ЛПМ — там на скорость тонвала не влияет натяжение плёнки так сильно, как в одномоторном.

Добавлено after 9 minutes 31 second:
Re: Регулятор скорости вращения двигателя кассетного магнитофона

_________________
90% времени уходит на отыскание неисправности,остальное — ждать когда нагреется паяльник!

Страница 2 из 2 [ Сообщений: 30 ] На страницу Пред. 1 , 2

Часовой пояс: UTC + 3 часа

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 10

Читайте также:  Ремонт диагностика электроники автомобиля
Оцените статью