Схема работы масляного фильтра двигателя

Назначение, устройство и принцип работы масляного фильтра

Масляный фильтр является частью системы смазки двигателя, главная задача которого – очистка поступающего в насос масла от твердых частиц и осадочных отложений, накапливающихся в поддоне картера.

В современных автомобилях используются различные конструкции фильтров: полнопоточные, частичнопоточные и комбинированные. Каждая из них имеет свои особенности применения и срок службы.

Назначение фильтра в системе смазки двигателя

В процессе работы системы смазки масло циклично проходит через основные узлы и механизмы двигателя, смывая с них нагар, сажу и другие продукты износа деталей. Удаленные загрязнения вместе с излишками масла попадают в поддон (в системах с мокрым картером) или в специальный бак (в конструкциях с сухим картером). Чтобы такое масло могло использоваться в последующих циклах, очень важно предотвратить повторное попадание отходов в систему.

Определить, где находится в системе масляный фильтр, несложно. Как правило, он расположен в нижней части корпуса двигателя таким образом, чтобы его можно было легко заменить. Внешне он представляет собой цилиндрический корпус с резьбой (черного, синего, белого или зеленого цветов), внутри которого находится фильтрующий элемент.

Устройство масляного фильтра

Конструктивно фильтры для моторного масла состоят из следующих элементов:

  • Цилиндрический корпус с крышкой. Он имеет несколько входных отверстий и одно выходное с резьбой для крепления.
  • Фильтрующий элемент. Задерживает частички загрязнений, пропуская далее в систему только очищенное масло. Чаще всего его изготавливают из специального картона. Чтобы увеличить полезную площадь фильтрующего элемента, его складывают в форме гармошки или скручивают в рулон. Для более эффективной службы картон также имеет специальную пропитку, не дающую ему разрушаться под воздействием масла.
  • Перепускной клапан (нижний) масляного фильтра. В экстренных случаях он выполняет перенаправление потока масла напрямую в систему, минуя фильтрующий элемент. Логика проста – пусть лучше двигатель работает на неочищенном масле, чем вовсе без него. Такая ситуация может возникнуть, например, зимой: из-за действия пониженных температур масло становится более вязким, а потому не может пройти через фильтрующий элемент до момента выхода двигателя на рабочую температуру. Либо клапан срабатывает, если фильтрующий элемент “забит” и не справляется с объемом проходящего масла.
  • Обратный клапан (противодренажный). Препятствует сливу масла из системы назад в фильтр. Это сделано для мгновенной подачи масла к вращающимся деталям при запуске двигателя.
  • Прижимная пружина. Удерживает обратный клапан при отключенном двигателе.
  • Уплотнитель (резиновая прокладка). Необходим для того, чтобы масло не вытекало в местах крепления.

На практике принцип работы стандартного масляного фильтра заключается в следующем: в момент запуска двигателя насос начинает всасывать из поддона (бака) моторное масло, которое проходит в отверстия фильтрующего элемента и затем поступает в магистраль системы смазки. Частицы нагара, сажа и другие отходы задерживаются в фильтре.

Виды фильтров для моторного масла

Основными параметрами при выборе фильтра являются пропускная способность (сколько масла пройдет за единицу времени) и его объем (размер). Эти характеристики определяют, как быстро и насколько эффективно будет выполняться очистка. В зависимости от конструкции масляного фильтра и схемы его установки выделяют три группы устройств:

  • Проточный (полнопоточный). Наиболее распространенный вариант. Он имеет простую конструкцию и устанавливается последовательно с другими элементами системы смазки. Это означает, что через него проходит все масло, всасываемое насосом, и очистка осуществляется максимально быстро. Когда такой фильтр засоряется, срабатывает перепускной клапан и неочищенное масло в полном объеме поступает в двигатель.
  • Частично проточный (частичнопоточный). Он подключается в систему таким образом, чтобы через него проходила только часть масла. Преимущество данной схемы установки – в более качественной очистке. С другой стороны, скорость прохождения масла в систему уменьшается.
  • Комбинированная схема фильтрации. Она используется преимущественно на дизельных двигателях. В этом случае в системе устанавливается и полнопоточный, и частичнопоточный фильтры. Через первый проходит до 90% смазки, а второй выполняет очистку лишь 10%. Это позволяет получить преимущества обеих схем: высокое качество очистки и защищенности мотора.

Помимо этого различают:

  • одноразовые конструкции (неразборные);
  • разборные масляные фильтры со сменным фильтрующим элементом.

Одноразовый и разборной масляный фильтр

Внешне такие конструкции почти не отличаются, но у разборного на верхней крышке расположена специальная гайка. Она откручивается и позволяет выполнить промывку или замену внутренней части фильтра.

Центробежный масляный фильтр

Кроме перечисленных типов в системе смазки тяжелых машин (тракторов, внедорожников, строительной техники) могут применяться центробежные масляные фильтры. Конструктивно они состоят из корпуса, внутри которого находится ротор и ось. Нагнетание масла внутрь центрифуги осуществляется через отверстия в оси (радиальные и продольные). Это обеспечивает попадание смазки на ротор.

Поскольку скорость подачи масла достаточно высока, оно ударяется о крышку центрифуги и провоцирует вращение ротора под действием реактивных сил.

Возникающая в этот момент центробежная сила выталкивает из масла примеси и загрязнения, которые задерживаются в виде осадков на крышке фильтра. После этого очищенное моторное масло подается в основную магистраль системы.

Особенности обслуживания

Как правило, замена масляного фильтра (фильтрующего элемента) осуществляется одновременно с заменой масла, но это необязательное условие. Согласно рекомендациям производителей, менять масло и фильтр необходимо каждые 10-15 тысяч километров пробега автомобиля. На практике лучше делать это чаще: примерно каждые семь тысяч. При эксплуатации в сложных условиях, а также при использовании некачественного топлива или масла интервал замены следует сократить на 30%.

Для легковых автомобилей нормальной фильтрацией считается удержание 50% твердых фракций размером свыше 45 мкм или 0,05 мм.

Чтобы точно определить сроки эксплуатации, нужно учитывать тип масляного фильтра, а также его марку. Неоригинальные комплектующие прослужат значительно меньше, а иногда потребуется осуществлять замену поддельного масляного фильтра каждые 2-3 тысячи километров. Проблема кроется в качестве, а также в количестве фильтрующего элемента, на которых стараются экономить нелегальные производители. Конечно, оригинальный масляный фильтр стоит дороже, но и служит он намного дольше.

Ключи для снятия масляного фильтра

Для замены фильтра моторного масла его необходимо снять с двигателя, что бывает нелегко сделать, поскольку уплотнительное кольцо под действием высоких температур нередко “прикипает” к картеру двигателя. Для решения этой проблемы используются специальные ключи:

  • Специальная накидная головка (имеет определенный размер) – наиболее правильный способ.
  • Накидной ключ – имеет подвижный округлый захват с зубьями.
  • Ключ в размер – представляет собой округлый хомут с зазубринами фиксированного размера. Такой ключ подбирается под конкретную модель фильтра.
  • Ключ-краб – универсальный вариант, имеющий три ножки, обхватывающие и зажимающие корпус.

Помимо ключей, могут применяться съемники ленточного и цепного типа, которые накидывают на корпус и плотно затягивают. Если специальных приспособлений нет, существуют способы, как открутить масляный фильтр без использования ключа:

  • Веревка (ремень) и рычаг. Первой обматывают фильтр и привязывают рычаг, в качестве которого может быть использована отвертка или гаечный ключ.
  • Отвертка и молоток. Этот способ применяют для одноразовых конструкций. Корпус просто пробивается отверткой, которая далее используется как рычаг для отвинчивания.

Нормальное состояние фильтра для очистки моторного масла обеспечит правильность работы и длительный срок эксплуатации двигателя автомобиля. Не стоит пренебрегать своевременной заменой и использованием оригинальных деталей.

Как разобрать масляный фильтр

Двигатель любого авто состоит из различных металлических деталей, которые соприкасаются друг с другом, вызывая трение. Оно способствует нагреву мотора и может вывести его из строя. Для решения этой проблемы применяют масло в качестве смазки, заливая его в двигатель, посредством чего трение автодеталей становится значительно меньше. Но с течением времени металлочастички и грязь портят и засоряют смазочное вещество, а значит, засоряется и сам мотор. Чтобы продлить «жизнь» смазочного материала и не прибегать к регулярной его замене, необходим масляный фильтр.

Читайте также:  Флотационная схема механических машин

Схема центробежного масляного фильтра

Схема масляного фильтра:

  • Корпусная коробка.
  • Отверстия. Сквозь них масло впускается внутрь и выпускается из фильтра. Через отверстия небольшого размера, которые видны по краям, масло свободно перемещается в контейнер. Резьбовое отверстие, находящееся по центру фильтра – для его прикрепления к автодвигателю и вытекания масла.
  • Противодренажный клапан. Имеет резиновую крышку, должен перекрывать резьбовое отверстие большого размера, чтобы масло не сливалось назад в фильтр, когда двигатель выключен.
  • Пружина, функционирующая совместно с противодренажным клапаном. Надавливает на клапан для исключения возможности вытекания масла, когда не работает мотор. Сегодня многие фирмы-производители делают не классическую пружину, а пластинчатую – занимающую меньшее место.
  • Фильтрующий элемент. Обычно он сделан из синтетических материалов, а также микроскопических целлюлозных волокон, имеет большое количество пор мелкого диаметра. Во многих моделях применяются полиэфир и стекло, повышающие срок службы и эффективность фильтрации. Если материал насыщен смолой, это способствует дополнительной его жесткости и прочности. Почти во всех фильтрах имеют складки для увеличения общей площади поверхности материала фильтрации.
  • Центральная трубка из стали. Это остов всей детали, ответственный за процесс возврата в двигатель масла, уже прошедшего фильтрацию.
  • Предохранительный клапан. Располагается напротив резьбового отверстия, с противоположной стороны фильтра. Если давление внутри чрезмерно повышается, это может повредить элементы фильтра (его внутренней части). Чтобы этого не случалось, предохранительный клапан открывается и происходит стабилизация давления.
  • Крышка фильтра, оснащенная уплотнительным кольцом. Герметизирует конструкцию и обеспечивает ее законченность.

По этому принципу устроена схема масляного фильтра ВАЗ и большинства других марок современных автомобилей.

Схема работы масляного фильтра

Масляный насос осуществляет прогон масла через фильтр, «подготавливая» его к попаданию в двигатель. Сначала смазочное вещество в неочищенном виде направляется на фильтрующий элемент, в нем большая часть загрязнений оседает или остается снаружи.

В масляном фильтре две фильтрующих мембраны: первичная и вторичная. Первичная осаждает частицы загрязнений крупных размеров (больше 20 мкм), вторичная способны улавливать и элементы меньших размеров (от 5 мкм).

В двигатель масло обратно попадает через центральное отверстие.

Со временем фильтр все сильнее загрязняется, а по прошествии определенного периода времени степень загрязненности совсем не позволяет ему производить необходимую очистку масла – фильтр требуется заменить.

Разборка масляного фильтра

Чтобы постараться увеличить жизнь двигателя своего авто, надо регулярно осуществлять замену масляного фильтра (2 раза в год – рекомендуемая регулярность замены). Для этого потребуется:

  • Слить использованное масло (делать это лучше при теплом двигателе, можно сразу после поездки): поднять капот, открутить масляный колпачок, который находится в верхней части двигателя (потом в него надо будет заливать новое автомасло) – это ускорит стекание старого смазочного материала.
  • Найти масляный поддон — картер (устроен под авто, близко к двигателю) и открутить болт на нем. Под заглушкой разместить емкость для сбора масла. Минуты через три-четыре масло стечет, после чего закрутить ключом болт обратно.
  • Найти масляный фильтр (он может располагаться спереди, сбоку от двигателя или сзади). Искать надо 10-15-сантиметровый цилиндр, обычно белого, синего или черного цвета,
  • Снять фильтр. Использовать перчатки (так как фильтр скользкий), а также целлофановый пакет, чтобы обернуть фильтр (из него может разлиться много масла).
  • Убедиться, что с фильтром удалили и прокладку из резины (если она останется, новый установленный фильтр будет работать не так, как положено).
  • Установить новый фильтр.Перед этим уплотнительное кольцо смазать новым маслом.
  • В завершение – залить новое масло, закрутить масляный колпачок, запустить двигатель и дождаться, пока не стабилизируется давление в фильтре.
  • Провести проверку на утечку масла, если она есть, это значит, что установка фильтра выполнена неправильно.

Старую фильтрующую деталь и использованное масло следует по окончании проведения процедуры замены утилизировать в специально предназначенных для этого пунктах.

Схема работы масляного фильтра

Двигатель любого авто состоит из различных металлических деталей, которые соприкасаются друг с другом, вызывая трение. Оно способствует нагреву мотора и может вывести его из строя. Для решения этой проблемы применяют масло в качестве смазки, заливая его в двигатель, посредством чего трение автодеталей становится значительно меньше. Но с течением времени металлочастички и грязь портят и засоряют смазочное вещество, а значит, засоряется и сам мотор. Чтобы продлить «жизнь» смазочного материала и не прибегать к регулярной его замене, необходим масляный фильтр.

Схема центробежного масляного фильтра

Схема масляного фильтра:

  • Корпусная коробка.
  • Отверстия. Сквозь них масло впускается внутрь и выпускается из фильтра. Через отверстия небольшого размера, которые видны по краям, масло свободно перемещается в контейнер. Резьбовое отверстие, находящееся по центру фильтра – для его прикрепления к автодвигателю и вытекания масла.
  • Противодренажный клапан. Имеет резиновую крышку, должен перекрывать резьбовое отверстие большого размера, чтобы масло не сливалось назад в фильтр, когда двигатель выключен.
  • Пружина, функционирующая совместно с противодренажным клапаном. Надавливает на клапан для исключения возможности вытекания масла, когда не работает мотор. Сегодня многие фирмы-производители делают не классическую пружину, а пластинчатую – занимающую меньшее место.
  • Фильтрующий элемент. Обычно он сделан из синтетических материалов, а также микроскопических целлюлозных волокон, имеет большое количество пор мелкого диаметра. Во многих моделях применяются полиэфир и стекло, повышающие срок службы и эффективность фильтрации. Если материал насыщен смолой, это способствует дополнительной его жесткости и прочности. Почти во всех фильтрах имеют складки для увеличения общей площади поверхности материала фильтрации.
  • Центральная трубка из стали. Это остов всей детали, ответственный за процесс возврата в двигатель масла, уже прошедшего фильтрацию.
  • Предохранительный клапан. Располагается напротив резьбового отверстия, с противоположной стороны фильтра. Если давление внутри чрезмерно повышается, это может повредить элементы фильтра (его внутренней части). Чтобы этого не случалось, предохранительный клапан открывается и происходит стабилизация давления.
  • Крышка фильтра, оснащенная уплотнительным кольцом. Герметизирует конструкцию и обеспечивает ее законченность.

По этому принципу устроена схема масляного фильтра ВАЗ и большинства других марок современных автомобилей.

Схема работы масляного фильтра

Масляный насос осуществляет прогон масла через фильтр, «подготавливая» его к попаданию в двигатель. Сначала смазочное вещество в неочищенном виде направляется на фильтрующий элемент, в нем большая часть загрязнений оседает или остается снаружи.

В масляном фильтре две фильтрующих мембраны: первичная и вторичная. Первичная осаждает частицы загрязнений крупных размеров (больше 20 мкм), вторичная способны улавливать и элементы меньших размеров (от 5 мкм).

В двигатель масло обратно попадает через центральное отверстие.

Со временем фильтр все сильнее загрязняется, а по прошествии определенного периода времени степень загрязненности совсем не позволяет ему производить необходимую очистку масла – фильтр требуется заменить.

Разборка масляного фильтра

Чтобы постараться увеличить жизнь двигателя своего авто, надо регулярно осуществлять замену масляного фильтра (2 раза в год – рекомендуемая регулярность замены). Для этого потребуется:

  • Слить использованное масло (делать это лучше при теплом двигателе, можно сразу после поездки): поднять капот, открутить масляный колпачок, который находится в верхней части двигателя (потом в него надо будет заливать новое автомасло) – это ускорит стекание старого смазочного материала.
  • Найти масляный поддон — картер (устроен под авто, близко к двигателю) и открутить болт на нем. Под заглушкой разместить емкость для сбора масла. Минуты через три-четыре масло стечет, после чего закрутить ключом болт обратно.
  • Найти масляный фильтр (он может располагаться спереди, сбоку от двигателя или сзади). Искать надо 10-15-сантиметровый цилиндр, обычно белого, синего или черного цвета,
  • Снять фильтр. Использовать перчатки (так как фильтр скользкий), а также целлофановый пакет, чтобы обернуть фильтр (из него может разлиться много масла).
  • Убедиться, что с фильтром удалили и прокладку из резины (если она останется, новый установленный фильтр будет работать не так, как положено).
  • Установить новый фильтр.Перед этим уплотнительное кольцо смазать новым маслом.
  • В завершение – залить новое масло, закрутить масляный колпачок, запустить двигатель и дождаться, пока не стабилизируется давление в фильтре.
  • Провести проверку на утечку масла, если она есть, это значит, что установка фильтра выполнена неправильно.

Старую фильтрующую деталь и использованное масло следует по окончании проведения процедуры замены утилизировать в специально предназначенных для этого пунктах.

Читайте также:  Схема подключения мотор колеса электросамоката

  • Мотоциклы
  • Обзоры/Тесты
  • Jawa
  • ИЖ
  • Минск
  • Урал/Днепр
  • Восход
  • Скутеры
  • Литература
  • Jawa
  • ИЖ
  • Минск
  • Урал/Днепр
  • Восход
  • Скутеры
  • Тюнинг
  • Jawa
  • ИЖ
  • Минск
  • Урал/Днепр
  • Восход
  • Скутеры
  • Фотографии
  • Видео
  • Автомобили
  • Обзоры/Тесты
  • ВАЗ
  • УАЗ
  • ГАЗ
  • Audi
  • Alfa Romeo
  • Volkswagen
  • Peugeot
  • Renault
  • Mercedes
  • BMW
  • CITROEN
  • Fiat
  • Ford
  • Skoda
  • SEAT
  • Honda
  • Mazda
  • Nissan
  • Opel
  • Volvo
  • Toyota
  • Mitsubishi
  • Daewoo
  • Литература
  • ВАЗ
  • УАЗ
  • ГАЗ
  • Audi
  • Alfa Romeo
  • Volkswagen
  • Peugeot
  • Renault
  • Mercedes
  • BMW
  • CITROEN
  • Fiat
  • Ford
  • Skoda
  • SEAT
  • Honda
  • Mazda
  • Nissan
  • Opel
  • Volvo
  • Toyota
  • Mitsubishi
  • Daewoo
  • Тюнинг
  • ВАЗ
  • УАЗ
  • ГАЗ
  • Audi
  • Alfa Romeo
  • Volkswagen
  • Peugeot
  • Renault
  • Mercedes
  • BMW
  • CITROEN
  • Fiat
  • Ford
  • Skoda
  • SEAT
  • Honda
  • Mazda
  • Nissan
  • Opel
  • Volvo
  • Toyota
  • Mitsubishi
  • Daewoo
  • Фотографии
  • Видео
  • Прочее
  • Видеоматериалы
  • Мотоциклы
  • Автомобили
  • Ремонт
  • Передачи
  • Общая литература
  • Тюнинг
  • Журналы
  • Карты дорог
  • История
  • Полезные статьи
  • Фотогалерея
  • Новости

    Календарь

    Друзья сайта

    Масляные фильтры — принцип работы

    Фильтр тонкой очистки при работе двигателя постоянно удаляет из системы смазки абразивные частицы, способные вызывать повышенный износ трущихся деталей. От качества очистки зависит не только интервал замены масла, но и ресурс мотора.
    Основные производители фильтров

    Масляные фильтры в связи с особенностями их производства изготавливают в основном специализированные фирмы. Они используют высококачественную фильтровальную бумагу, которую способны производить всего несколько фирм в мире. В последние годы производство фильтров освоили относительно новые предприятия, размещенные в странах Азии. Кроме того, ряд европейских и американских фирм имеет свои филиалы в данных странах.

    Наиболее известными производителями автомобильных масляных фильтров в настоящее время являются:
    Страны Европы: Sogefi Filtration (эта фирма более 60 лет представлена на мировом рынке, ее фильтры с торговыми марками «FIAAM» и «FRAM» широко применяются на европейских, американских, японских, корейских и российских автомобилях); Mann + Hummel Pro Tec Gmbh (торговая марка «MANN FILTER»); MAHLE (торговые марки «Mahle» и «Knecht»); Hengst Filterwerke (торговая марка «Hengst Filter»); UFI filters (торговая марка «SOFIMA»); SCT-Vertriebs Gmbh (торговая марка «SCT»).

    США: Donaldson; Wix (Wix-Filtron); Fleetguard; Federal Mogul (эта фирма транснациональная, известна под торговой маркой «Champion»).

    Япония –TSUCHIYA Co; MFG Co; Nippon Micro Filter Co.

    Китай – NAFIL Filter Co; QAP Automotive Industries Ltd.

    Тайвань – PEKO Inc. Ltd.

    Южная Корея – KANGNAM Filter Co; SE-KWANG Ind. Co.

    Турция – Fil Filter Ltd; ASAS Filter Ind.
    В России, наряду с давно работавшими производителями фильтров – «ЛААЗ», «ЭЗТФ», «ЧАЗ» и «ЗАРЯ», в последние годы появилось около 50 новых фирм, таких как НПФ «Невский фильтр», «Промышленно-Торговая Группа БИГ» (торговая марка «БИГфильтр»), «Салют-фильтр», «ЦИТРОН», «J-CARS» и др.

    Автомобильные масляные фильтры должны отвечать следующим требованиям:
    обладать достаточной грязеемкостью – способностью задерживать и накапливать значительное количество загрязняющих масло примесей, что в основном зависит от размера фильтрующего элемента и определяет срок службы фильтра;

    обеспечивать оптимальную тонкость отсева загрязняющих примесей – определяется размером пор фильтрующего элемента;

    иметь небольшое гидравлическое сопротивление – для облегчения подачи загустевшего масла к трущимся парам при холодном пуске двигателя;

    иметь достаточную прочность корпуса и надежное уплотнение по соединению с мотором – на случай аварийного повышения давления в системе смазки или внешних механических воздействий.
    Очистка масла в системе смазки двигателя может производиться по двум основным схемам:
    полнопоточной – включающей в себя один фильтр, через который прокачивается все масло, подаваемое масляным насосом (рис. 1);

    комбинированной – включающей в себя, кроме полнопоточного фильтра, частичнопоточный фильтр или в некоторых случаях центрифугу (рис. 2).

    Рис. 1. Полнопоточная схема системы смазки автомобильного двигателя
    1 – масляный картер (поддон) двигателя; 2 – масляный насос; 3 – масляный полнопоточный фильтр

    Рис. 2. Комбинированная схема системы смазки автомобильного двигателя
    1 – масляный картер (поддон) двигателя; 2 – масляный насос; 3 – масляный полнопоточный фильтр; 4 – частичнопоточный фильтр

    Загрязняющие масло примеси, в зависимости от их происхождения, бывают:
    органические – продукты неполного сгорания топлива и небольшого количества моторного масла, неизбежно попадающего в камеру сгорания (это связано с явлением «угар» масла);

    неорганические – пыль и металлические частицы износа деталей, образующиеся при обкатке и последующей работе мотора.
    Интенсивность загрязнения моторного масла зависит от конструкции и технического состояния двигателя, качества применяемого топлива, условий эксплуатации и многих других факторов.

    Масляный фильтр (рис. 3) состоит из корпуса, в котором находятся фильтрующий элемент и при необходимости – перепускной, противодренажный и противосливной клапаны. В зависимости от конструкции корпуса, фильтры могут быть двух типов:
    неразборные (spin-on), получившие в настоящее время наибольшее распространение благодаря компактности, низкой стоимости и удобству замены;

    разборные (replaceable cartridge) со сменным фильтрующим элементом, применяющиеся реже, так как имеют увеличенные габариты и менее удобны в обслуживании.

    Рис. 3. Неразборный масляный фильтр
    1 – корпус; 2 – фильтрующий элемент (штора); 3 – перепускной клапан; 4 – противодренажный клапан; 5 – противосливной клапан

    Фильтрующий элемент («штора») чаще всего изготавливается из специальной гофрированной бумаги, пропитанной смолами. Такая бумага обладает высокой пористостью, а благодаря пропитке – прочностью, водо- и маслостойкостью. Для достижения максимально возможной площади фильтрующей поверхности при минимальных габаритах фильтра бумагу укладывают специальным образом, обычно в виде многолучевой «звезды».

    Фильтрующие элементы объемного типа из хлопчатобумажных, синтетических и искусственных волокон применяются реже.

    Перепускной клапан (вy-pass valve) иногда называют предохранительным, обводным или байпасным. Его назначение – обеспечить гарантированную подачу моторного масла в систему смазки двигателя в случае, если оно не может пройти через фильтрующий элемент при его полном засорении или слишком большой вязкости масла при низких температурах. Давление срабатывания перепускного клапана устанавливается в зависимости от конструкции двигателя и у разных моделей находится в пределах 0,55–2,6 кг/см2.

    Противодренажный клапан (аnti-drain valve) предотвращает слив масла из фильтра и масляных каналов в картер двигателя после его остановки. Это исключает при последующем пуске задержку подачи масла в систему смазки из-за образования воздушной пробки. Самая распространенная конструкция противодренажного клапана представляет из себя подпружиненный резиновый диск, закрывающий изнутри входные отверстия в корпусе фильтра.

    Противосливной клапан (аnti-syphon valve) обычно устанавливается в неразборных фильтрах в комбинации с перепускным или противодренажным клапаном и не позволяет маслу выливаться из корпуса через выходное отверстие при замене отработавшего фильтра.

    Отсутствие некоторых клапанов в фильтре возможно в случаях, когда:
    фильтр размещен на двигателе так, что масло из корпуса вытечь не может, поэтому нет необходимости в наличии противодренажного и противосливного клапанов;

    перепускной клапан установлен вне фильтра непосредственно на двигателе.

    Выбирать фильтр лучше по каталогам фирм-производителей. Для этого необходима информация о модели автомобиля и двигателя или идентификационный номер (VIN).

    При использования фильтров от других автомобилей необходимо учитывать, что совпадение габаритных размеров, присоединительной резьбы, способа уплотнения и количества встроенных клапанов не может гарантировать равноценную замену.

    Например:
    установка фильтра от «Фольксвагена» на «Жигули» может стать причиной масляного голодания двигателя, так как у этого фильтра перепускной клапан открывается при давлении 2,1–2,6 кг/см2 вместо положенных для «Жигулей» 0,6–0,75 кг/см2 и при холодном пуске загустевшее масло к трущимся поверхностям будет поступать в недостаточном количестве;

    установка фильтра от «Жигулей» на «Фольксваген» приведет к почти постоянному протоку масла в обход фильтрующего элемента даже на прогретом двигателе, так как перепускной клапан откроется при давлении 0,6–0,75 кг/см2 вместо положенных для «Фольксвагена» 2,1–2,6 кг/см2.
    Фильтры-подделки теряют свою работоспособность и перестают очищать масло гораздо раньше «оригинальных». Их применение может существенно уменьшить ресурс двигателя. Дефекты, отличающие подделку от качественного неразборного масляного фильтра, такие как негерметичность противодренажного клапана, повышенное гидравлическое сопротивление и малый ресурс, невозможно определить визуально.

    Внешний осмотр позволяет выявить только явные признаки некачественного изделия:
    маркировка смазана, содержит неточности и противоречия, а также грамматические ошибки, особенно в тексте на иностранных языках;

    на резьбе заусенцы, на корпусе следы сварки, трещины в местах вальцовки;

    резиновое уплотнение неплотно ложится на основание корпуса;

    фильтрующая штора выполнена с малым количеством гофр, к тому же распределенных неравномерно (это можно увидеть через отверстия в корпусе).
    Наиболее надежный способ уберечься от подделки – приобретение фильтра в крупных специализированных магазинах автозапчастей или фирменных сервисных центрах.

    Периодичность замены фильтра и масла в двигателе указана в инструкции к автомобилю. Однако следует иметь в виду, что тяжелые условия эксплуатации машины (городские в том числе) сокращают срок их службы. К таким условиям можно отнести частые запуски и остановки неполностью прогретого мотора, его продолжительную работу на холостом ходу, запыленность воздуха и низкое качество топлива. Поэтому более частая в разумных пределах замена моторного масла и фильтра положительно отражается на общем ресурсе двигателя.

    Читайте также:  Сборка двигателя лифан 190

    Образование воздушных пробок в маслоприемнике или во всасывающем патрубке масляного насоса иногда возможно при замене моторного масла. Они препятствуют засасыванию его насосом и созданию рабочего давления в системе смазки. Из-за этого после пуска двигателя на панели приборов продолжает гореть красный световой индикатор недостаточного давления моторного масла.

    Часто считают, что виноват вновь установленный масляный фильтр и его меняют еще раз. Иногда давление масла при этом восстанавливается, так как в процессе повторной замены воздушная пробка удаляется, подтверждая ошибочное предположение о дефектности первого фильтра.

    Если после замены масла и фильтра красный световой индикатор не гаснет более 30 секунд после пуска двигателя, то следует:
    выключить двигатель;

    отвернуть масляный фильтр так, чтобы ослабить резиновое уплотнение;

    отключить систему зажигания и прокрутить стартером двигатель до тех пор, пока из-под резинового уплотнения не появится масло;

    вновь завернуть масляный фильтр и удалить подтеки;

    подключить систему зажигания и пустить двигатель, давление масла должно достигнуть нормальной величины не более чем за 10 секунд.

    Приветствую вас друзья на сайте ремонт авто своими руками. Двигатель автомобиля – сложный механизм, состоящий из сотен различных деталей, и большинство из них находятся в постоянном взаимодействии друг с другом.

    При этом для снижения силы трения, повышения эффективности и удаления продуктов износа предусмотрена специальная смазка – моторное масло.

    Во время эксплуатации в смазке может появиться грязь, мелкая металлическая стружка и прочий «мусор», который эффективно очищает масляный фильтр.

    Основные виды масляных фильтров

    Все типы масляных фильтров можно разделить по нескольким основным критериям:

    • По конструкции;
    • по методу фильтрования;
    • по объему.

    1. По особенностям конструкции:

    Разборные масляные фильтры обладают целым рядом преимуществ – доступной ценой, высоким качеством фильтрации, возможностью замены только фильтрующего элемента.

    Неразборные — являются одноразовыми и требуют обязательной замены вместе с заливкой нового масла.

    Модульные – сочетают в себе качества двух описанных выше фильтров. Особенность такого фильтра – возможность частичной разборки. Главный минус – высокая цена.

    2. По методу фильтрования масла:

    Механические масляные фильтры — наиболее популярный тип устройства. Очистка производится за счет специального материала (фильтрующего элемента) – войлока и бумаги. В таких устройствах, как правило, есть две стадии очистки – грубая и тонкая.

    Магнитные изделия отличаются наличием специальных магнитов. Последние осуществляют захват мелких металлических частичек и пропускают уже чистое масло.

    Гравитационные фильтры используют в основе принцип гравитации, когда загрязняющие вещества просто оседают в устройстве под действием силы тяжести.

    Центробежные устройства производят очистку за счет действия центробежной силы.

    3. По объему проходящего масла:

    Полнопоточный масляный фильтр «врезается» в систему последовательно. Через него проходит весь поток масла, находящегося в двигателе. Преимущество такого устройства – отличная эффективность и высокая скорость очистки масла. Минус лишь в том, что такой фильтр быстрее забивается и требует замены.

    Основным элементом такого устройства является перепускной клапан. Как только фильтрующий элемент забивается, давление возрастает, и клапан вынужден пропустить масло.

    Такое конструктивное решение можно рассматривать с двух позиций. С одной стороны, масло возвращается к элементам силового узла неочищенным, а с другой стороны – исключается вероятность перегрева двигателя из-за острой нехватки смазывающего состава.

    Частичнопоточный МФ работает по другому принципу – он подключается параллельно системе смазки. Главное отличие такого устройства – пропускание лишь части масла.

    Таким образом, скорость очистки смазывающего состава становится ниже, но зато качество фильтрации возрастает. Если говорить в общих чертах, то эффективность обоих видов фильтров (как полнопоточного, так и частичногопоточного) схожа. Единственная разница – наличие перепускного клапана в первом типе.

    Комбинированный МФ совмещает в себе качества обоих типов устройств, которые рассмотрены выше. Смысл прост. Около 90% масла проходит через полнопоточный фильтрующий элемент, а оставшиеся 10% — через частичнопоточный.

    Благодаря такой особенности, с одной стороны эффективнее очищается масло, а с другой — повышается ресурс работы МФ.

    Конструктивные особенности масляного фильтра

    Вне зависимости от типа устройство масляного фильтра почти всегда одинаково. Корпус фильтрующего элемента имеет цилиндрическую форму. В нем находится два вида клапанов (обратный и перепускной), фильтр и пружина.

    Также в масляном фильтре предусмотрено несколько отверстий в корпусе. Большая группа отверстий расположена по периметру, а еще одно отверстие с резьбой есть на выходе устройства (оно предназначено для подключения МФ к системе). С наружной части есть специальный уплотнитель, предназначенный для защиты от утечки масла.

    Фильтрующий элемент может иметь различную конструкцию. Как правило, для целей очистки масла используется обычный картон, пропитанный специальной жидкостью, сложенный в виде гармошки и закрученный по периметру.

    Такая конструкция увеличивает общую площадь действия и продолжительность жизни фильтра, а также повышает качество очистки масла.

    Как мы уже упоминали, одним из основных элементов МФ является перепускной клапан. Он предназначен для прямого пропуска масла в двигатель без очистки (это актуально в случае сильного загрязнения фильтрующего элемента).

    В противном случае силовой узел мог бы остаться без смазки, что чревато перегревом, клином, а далее и капитальным ремонтом.

    Что касается обратного клапана, то его задача – закрыть доступ маслу в картер на заглушенном моторе. При отсутствии такого устройства в момент запуска трущиеся элементы двигателя остались бы без смазки. Итог – существенное снижение ресурса двигателя.

    Об эффективности работы обратного клапана можно судить по индикатору давления масла на панели авто. Как правило, такая лампа должна гаснуть уже через 5-7 секунд после завода двигателя. Если же этого не произошло, то клапан либо не работает вовсе, либо перестал держать масло.

    В общем, конструкция масляного фильтра выполнена таким образом, чтобы устройство давало максимальную эффективность при очистке масла и имело минимальную себестоимость.

    Правила замены масляного фильтра

    Большинство автолюбителей не знают, когда менять масляный фильтр. Как правило, это делается в случае замены масла в двигателе. Но такой вариант не всегда проходит.

    Учтите, что сроки замены может устанавливать и сам производитель (обращайте на это внимание). При этом многое зависит от ряда факторов – климата, условий эксплуатации, вида двигателя и так далее.

    Так, если вы эксплуатируете авто в условиях бездорожья, высоких температур, большой запыленности и так далее, то замена масляного фильтра должна производиться раньше.

    Срок службы фильтра во многом зависит и от стиля вождения. Любителям активной езды также лучше менять МФ немного чаще.

    Оптимальный срок для замены фильтра – 5-8 тысяч километров. Но километраж не должен быть единственным признаком.

    Время от времени проверяйте уровень масла и обращайте внимание на состояние смазывающей жидкости. При появлении грязи в составе, различной «стружковых» примесей и прочего «мусора» стоит произвести замену.

    Это явный признак того, что фильтр уже не справляется со своими обязанностями. Так же не забудьте прочитать откуда берется белая эмульсия на щупе и что делать если она появилась.

    Еще один вопрос касается замены фильтра без заливки нового масла. Возможно ли это? Как утверждает большинство опытных автолюбителей, в этом нет ничего страшного.

    Можно смело выкручивать фильтр, вкручивать новый и не переживать, что из двигателя хлынет поток масла. Все, что вы потеряете – это небольшая часть смазки, которая находится непосредственно в самом устройства (250-300 мл). После замены МФ обязательно проверьте уровень масла. Если он снизился, обязательно произведите доливку.

    Будьте внимательны к своему авто. Если есть подозрение, что фильтр недостаточно очищает масло, а в составе смазки появились различные примеси, то лучше не дожидаться смены масла и установить новый фильтр.

    При этом старайтесь покупать только качественные устройства от проверенных временем производителей. Удачной дороги и конечно же без поломок.

  • Оцените статью