Схема проводки дизельного двигателя

Содержание
  1. Электросхемы
  2. Датчик запаса топлива, датчик низкого уровня охлаждающей жидкости (дизельные двигатели)
  3. Блок управления системы прямого впрыска дизеля, свечи накаливания (дизельные двигатели)
  4. Блок управления системы прямого впрыска дизеля, выключатель регулировки скорости (GRA)
  5. Переключающий клапан всасывающего трубопровода, клапан рециркуляции ОГ
  6. Блок управления для системы прямого впрыска дизеля, датчик движении иглы
  7. Расходомер воздуха, датчика давления впускного коллектора
  8. Блок управления системы прямого впрыска дизеля, KICK-DOWN, переключатель холостого хода
  9. Схемы электрооборудования дизелей, Схемы и конструкция электрооборудования бензиновых и дизельных двигателей, электрика, стартер, генератор, свечи, приборы, электроника двигателя, пусковое устройство
  10. Подробные описания электрических схем проводки ГАЗ 3307 и ГАЗ 3309
  11. Устройство
  12. Двигатели
  13. Технические данные
  14. Типичные неисправности
  15. Замена
  16. Разборка генератора
  17. Особенности ГАЗ 3307
  18. Новая кабина
  19. Электрооборудование
  20. Отзывы специалистов и водителей
  21. Способы проверки
  22. Выводы
  23. Фотогалерея
  24. Работа схемы генератора 5101.3701
  25. Первоначальное возбуждение генератора

Электросхемы

Датчик запаса топлива, датчик низкого уровня охлаждающей жидкости (дизельные двигатели)

Блок управления системы прямого впрыска дизеля, свечи накаливания (дизельные двигатели)

Блок управления системы прямого впрыска дизеля, выключатель регулировки скорости (GRA)

Блок управления системы прямого впрыска дизеля, выключатель регулировки скорости (GRA), выключатель педали сцепления, выключателя стоп-сигнала, выключатель педали тормоза (дизельные двигатели)

Переключающий клапан всасывающего трубопровода, клапан рециркуляции ОГ

Блок управления системы прямого впрыска дизеля, переключающий клапан всасывающего трубопровода, клапан рециркуляции отработанных газов, магнитный клапан для ограничения давления наддува, клапана начала впрыска (дизельные двигатели)

Блок управления для системы прямого впрыска дизеля, датчик движении иглы

Блок управления для системы прямого впрыска дизеля. Датчик движении иглы, датчик температуры топлива, датчика управления движением золотника (дизельные двигатели)

Расходомер воздуха, датчика давления впускного коллектора

Блок управления системы прямого впрыска дизеля, датчик температуры охлаждающей жидкости, расходомер воздуха, датчика давления впускного коллектора, датчик температуры впускного коллектора, датчик оборотов двигателя (дизельные двигатели)

Блок управления системы прямого впрыска дизеля, KICK-DOWN, переключатель холостого хода

Блок управления системы прямого впрыска дизеля, KICK-DOWN, переключатель холостого хода, датчика положения педали управления подачей топлива, свечи накаливания (дизельные двигатели)

Схемы электрооборудования дизелей, Схемы и конструкция электрооборудования бензиновых и дизельных двигателей, электрика, стартер, генератор, свечи, приборы, электроника двигателя, пусковое устройство

Схемы электрооборудования дизелей

В схемах электрооборудования отсутствует дизелей система зажигания, поэтому схема несколько получается проще.

Схемы зарядки аккумуляторных включения, батарей контрольно-измерительных приборов, электростартерного дизелей пуска аналогичны соответствующим схемам карбюраторных отличие. Их двигателей может заключаться лишь в наличии переключения реле батарей с параллельного соединения на последовательное в пуска процессе двигателя при 24-вольтовом стартере и 12-зарядном вольтовом генераторе. Иногда дизели оборудуют электрофакельного системой подогрева воздуха.

На рис. 77 приведена однопроводная развернутая схема электрооборудования дизеля СМД с пуском электростартерным. Основным источником тока являются аккумуляторные две батареи 1 и 2, заряжаемые от 12-вольтового генератора 16 тока постоянного типа Г-15Б через реле-типа 13 регулятор РР-21Б.

Пуск дизеля осуществляется При 5. кнопкой этом выключатель 4 соединяет положительный аккумуляторной полюс батареи 1 с отрицательным аккумулятором батареи 2, в чего результате ток напряжением 24 в поступает в стартер 3. пуска После дизеля кнопку 5 отпускают. В этом выключатель положении 4 соединяет обе аккумуляторные батареи Рис.

параллельно. 77. Развернутая схема электрооборудования дизеля электростартерным с СМД пуском: 1 и 2 — аккумуляторные батареи; 3 — стартер; 4 — стартера выключатель; 5 — кнопка включения стартера; 6 — амперметр; 7 — включения кнопка подогревателя воздуха; 8 — индикатор накаливания подогревателя свечи; 9 — указатель температуры воды; 10 — указатель масла температуры: 11 — указатель давления масла; 12 — переключатель; 13 — регулятор-реле; 14 — датчик давления масла; 15 — датчики воды температуры и масла; 16 — генератор; 17 — подогреватель воздуха

система Пусковая дизеля оборудована электрофакельным подогревателем 17 схеме.

На воздуха также показано включение контрольно-приборов измерительных.

На рис. 78 приведена развернутая однопроводная электрооборудования схема дизельного двигателя КрАЗ-214, оборудованного также электрофакельным подогревателем воздуха.

Система двигателя пуска включает 24-вольтовый электрический стартер 4 и вольтовые 12-две аккумуляторные батареи 1 и 3, каждая из которых двух из составлена параллельно соединенных батарей. При кнопки нажатии К ток подается в обмотку реле 2 аккумуляторных переключения батарей. Последние соединяются последовательно и стартеру к подключаются. По окончании процесса пуска двигателя схема первоначальная соединения аккумуляторных батарей восстанавливается.

цепь Зарядная включает аккумуляторные батареи, генератор 21, регулятор-реле 20 и амперметр.

Электрофакельный подогреватель имеет воспламенитель калильный 6, включаемый кнопкой 5, катушку зажигания 12 со вентилятор 13 и свечой с электродвигателем 15.

Рис. 78. Развернутая схема автомобильного электрооборудования дизельного двигателя КрАЗ-214: 1 и 3 — батареи аккумуляторные; 2 — реле переключения батарей и включения стартер; 4 — стартера; 5 — включатель воспламенителя пускового подогревателя; 6 — пускового воспламенитель подогревателя; 7 и 10 — включатели; 8 — контрольная лампа масла давления; 9 — датчик давления масла; 11 — контрольная включателя лампа; 12 — индукционная катушка электрофакельного пускового свеча; 13 — подогревателя зажигания; 14 — переключатель; 15 — электродвигатель вентилятора подогревателя пускового; 16 — указатель температуры воды; 17 — датчик воды температуры; 18 — указатели уровня топлива; 19 — датчики топлива уровня; 20 — реле-регулятор; 21 — генератор

Контрольно-приборы измерительные — датчик 17 температуры охлаждающей воды, давления 9 датчик масла и датчики 19 уровня топлива и указатели их соответственно 16, 18 и 8 соединены по схеме, аналогичной для двигателей карбюраторных.

При оборудовании дизеля дистанционными измерительными-контрольно приборами манометрического типа и пусковыми схема двигателями электрооборудования значительно упрощается.

Подробные описания электрических схем проводки ГАЗ 3307 и ГАЗ 3309

18.03.2020 4 346 146 Электропроводка и электросхемы

Среднетоннажные грузовые автомобили производства Горьковского автозавода оснащены бортовой электрической сетью, рассчитанной на 12 или 24 Вольта. Схемы электрооборудования ГАЗ 3307 и 3309 имеют много общих решений, но не являются взаимозаменяемыми. Элементы системы дизельных машин рассчитаны на увеличенное напряжение.

Устройство

Самосвал ГАЗ 53 оснащен генератором модели Г-250 с максимально вырабатываемым током 40 Ампер и состоит из следующих элементов:

  • Корпуса, состоящего из двух частей – передней и задней крышки. На задней крышке предусмотрены вентиляционные отверстия для охлаждения генератора;
  • Обмотка статора, она проложена вдоль стенок внутри корпуса и стягивается крышками;
  • Ротора (якоря). Якорь является вращающейся деталью и при вращении создает возбуждение на обмотках статора. Находится ротор внутри генератора по его центральной оси, вращается в подшипниках, находящихся в передней и задней крышке корпуса;
  • Диодный мост. Предназначен для преобразования переменного тока в постоянный. Расположен в самой задней части корпуса;
  • Щеточный узел. Щетки работают с контактными кольцами якоря и создают возбуждение в генераторе;

  • Шкив генератора. Шкив крепится в передней части на роторе, фиксируется на шпонке и удерживается с помощью гайки. Через ремень и шкив приводится во вращение само устройство.
  • Схема подключения генератора очень проста – на задней крышке устройства находится клемма, на которое подается питание от аккумулятора (+12 Вольт). К корпусу подсоединяется минусовой провод, на щеточный узел подается напряжение для возбуждения ротора.

    Двигатели

    Линейка силовых установок автомобиля состоит из 3 двигателей:

    • 8-цилиндровый V-образный 4-тактный бензиновый агрегат ЗМЗ-5231.10 с карбюраторной системой питания и жидкостным охлаждением. Данный мотор имеет клапанный механизм OHV, систему рециркуляции отработанных газов и алюминиевые блоки. Он относится к экологическому классу «Евро-3». Параметры двигателя: рабочий объем – 4,67 л, номинальная мощность – 91,2 (124) кВт (л.с.), степень сжатия – 7,6, масса – 275 кг, максимальный крутящий момент – 3000-3400 Нм. Для мотора используется бензин Аи-80 или А-76. При дополнительной регулировке возможно применение топлива Аи-92.
    • 4-цилиндровый рядный 4-тактный дизель «ММЗ Д-245» с турбонаддувом, жидкостным охлаждением, непосредственным впрыском топлива и охладителем наддувочного воздуха. Агрегат соответствует экологическому классу «Евро-4». Параметры: рабочий объем – 4,75 л, номинальная мощность – 92,2 (125,4) кВт (л.с.), степень сжатия – 17, масса – 430 кг, максимальный крутящий момент – 1800-2100 Нм.
    • 4-цилиндровый рядный 4-тактный дизельный двигатель «ЯМЗ-5344» с турбонаддувом, жидкостным охлаждением, непосредственным впрыском топлива и охладителем наддувочного воздуха. Мотор относится к категории «Евро-4». Параметры: рабочий объем – 4,43 л, номинальная мощность – 99 (134,5) кВт (л.с.), степень сжатия – 17,5, максимальный крутящий момент – 1900-2100 Нм.

    Опционально устанавливается предпусковой подогреватель.

    Технические данные

    Генератор Г250 имеет следующие технические характеристики:

    • Питающее напряжение – 12 Вольт;
    • Направление движения ротора – правое;
    • Максимально вырабатываемый ток – 40 Ампер;
    • Диаметр обмотки статора – 1,32 мм;
    • Фаз в статоре – 3;
    • Количество витков в статорной обмотке – 54;
    • Сопротивление обмотки возбуждения – 3,7 Ом (при температуре 25°C);
    • Передний подшипник – шариковый марки 180603;

  • Задний подшипник – шариковый 180502К;
  • Диодов в диодном мосту – 6, по 3 разной направленности.
  • Читайте также:  Ходовая часть автомобиля лифан солано

    Типичные неисправности

    Как и любое другой устройство, генератор имеет свойство рано или поздно ломаться. При его отказе пропадает зарядка, и двигатель продолжает работать только за счет аккумулятора.

    Но через некоторое время аккумулятор «садится», и много проехать без исправного генератора не получится – автомобиль заглохнет и потом уже не заведется.

    Для генератора ГАЗ 53 характерны следующие неисправности:

    • Шум в подшипниках. При этом зарядка идет, но ездить долго с шумом не стоит. Рано или поздно подшипники могут заклинить или рассыпаться. В дороге неисправный генератор доставляет много хлопот хозяину транспортного средства;
    • Пробой диодного моста. Пропадает зарядка, и диодный мост подлежит замене. Ремонтировать узел нет смысла – на машине ГАЗ 53 он стоит недорого, да и продается всегда в сборе;

    Так выглядит диодный мост генератора для ГАЗ 53

    Еще нередко щетки имеют плохой контакт с коллектором якоря. Контакт может замаслиться, щетки плохо прижимаются из-за ослабленных пружин щеточного узла, изнашивается сам коллектор.

    Пружины можно попробовать подтянуть, замасленный контакт протирают чистой тряпкой, смоченной растворителем. Изношенный коллектор протачивают на токарном станке, если он еще подлежит ремонту.

    Так выглядит генератор установленный на ГАЗ 53

    Замена

    Генератор ГАЗ 53 находится в передней верхней части двигателя, в районе впускного коллектора рядом с клапанной крышкой 4-8-ого цилиндра. Заменить деталь очень просто – до нее легко добраться, и при этом у нее минимум креплений. Для снятия нужно:

    • Обесточить электрическую схему автомобиля (отсоединить клеммы с аккумулятора);
    • Снять все провода с генератора;
    • Открутить болт крепления натяжной планки и повернуть генератор для освобождения ремня;

  • Снять ремень, раскрутить болты с гайками нижнего крепления (всего два болта с гайками) и демонтировать генератор;
  • Установить новый генератор, выполнив все действия в обратном порядке.
  • Вернуться к оглавлению

    Разборка генератора

    Разборку устройства производим следующим образом:

    • Откручиваем гайку крепления шкива и снимаем шкив. Следует обратить внимание на шпонку – ее лучше сразу снять и убрать в надежное место, чтобы не потерять;
    • Отворачиваем два винта крепления щеточного узла, демонтируем узел;
    • Скручиваем три винта задней заглушки;
    • Отворачиваем длинные стяжные винты на задней крышке генератора, они стягивают обе части корпуса между собой. Снимаем заднюю крышку, на крышке у диодного моста отсоединяем провода.
    Понравилась статья? Следите за новыми идеями полезных авто советов в нашем канале. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзене. Подписаться.

    Четвертое поколение средне тоннажного грузовика ГАЗ 3307 появилось на свет в 1993 году и полностью заменило на сборочном конвейере предшественника – ГАЗ 52/53. Как было принято все эти годы, автомобиль во многом унифицирован со своей платформой, но имел и некоторые отличия, сделавшие его более современным.

    Стоимость «труженика» колеблется и зависит от состояния и пробега. Во внимание берётся регион продаж, год выпуска. Детальнее можно просмотреть цены в таблице 6.
    Таблица 6 — Стоимость ГАЗа 3307

    Год выпуска Пробег, км Цена, руб Город
    1993 103 810 65 000 Слободской
    1993 78 000 60 000 Лиски
    1990 150 000 65 000 Чехов
    1994 335 591 41 800 Старый Оскол
    2000 145 000 70 000 Москва
    2008 95 000 85 000 Москва

    Особенности ГАЗ 3307

    Данная модель считалась переходной, поэтому автопроизводителем не рассматривалась как объект для серьезной модификации. От предшественника было унаследовано:

    1. Шасси;
    2. Силовой агрегат;
    3. Кузов, включая и его грузовые модификации;
    4. Основные элементы управления.

    Новая кабина

    Новым элементом автомобиля ГАЗ 3307 была современная кабина. Она отличалась:

    1. Угловатым оперением капота и крыльев;
    2. Новой светотехникой;
    3. Отделкой внутреннего убранства;
    4. Регулируемыми сиденьями с ремнями безопасности.

    Кроме того, благодаря установке на шасси новой кабины повышенной функциональности, видоизменилась и электропроводка ГАЗ 3307. Этого требовало появление на автомобиле:

    1. Эффективной системы вентиляции и отопления;
    2. Гидроусилителя рулевого управления;
    3. Новой панели приборов.

    Электрооборудование

    Что касается электрооборудования, то в связи с экспериментами производителя, пытавшегося подобрать оптимальный силовой агрегат, подкапотная проводка ГАЗ 3307 также подверглась модернизации.

    1. Вместо ранее использовавшегося генератора постоянного тока автомобиль получил генератор переменного тока модели Г250-Г2;
    2. Для защиты электрооборудования в него был интегрирован регулятор напряжения модели 222.3702.

    Предостережение: запрещается запускать двигатель при повреждениях кабеля от генератора к регулятору, а также проверки «на искру». Электросхема не рассчитана на подобные нагрузки, поэтому выйдет из строя при любой попытке запуска или проверки.

    Система зажигания также подверглась небольшой модернизации:

    1. Вместо старой катушки зажигания Б114-Б устанавливалась более мощная Б116;
    2. Старый трамблер Р133-Б заменили на модернизированный 24.3706;
    3. Появился электронный коммутатор зажигания модели ТК102А. В дальнейшем вместо него автомобиль укомплектовывался универсальным коммутатором 13.3734, а также его модификацией – 13.3734-01;
    4. В схеме используется резистор СЭ107, а на ряд моделей устанавливался универсальный 14.3729 (см.также схему электропроводки Газель).

    Отзывы специалистов и водителей

    Водители отмечают, что в непростой для страны период, заводу удалось выпустить экспериментальный транспорт, который «прижился» на наших дорогах. Он занял ключевые позиции на рынке услуг. Без него не обходилась ни одна «битва за урожай».

    Специалисты отмечают, что технические характеристики ГАЗ 3307 подвергались изменениям неоднократно. Это касалось силового агрегата, электрической части, которая постоянно усиливалась. Схема электропроводки на ГАЗ 3307 к примеру, модернизировалась дважды.

    Способы проверки

    При внешнем сходстве электрооборудования, автопроизводитель резонно предполагал возможность ошибок при самостоятельном обслуживании автомобиля, цена которых была высока. Поэтому предусмотрел автоматическую защиту элементов от случайных коротких замыканий:

    1. Цепь обмотки возбуждения генератора защищена с помощью реле защиты, а также с помощью разделительного диода;
    2. Во время работы двигателя и генератора контакты реле разомкнуты;
    3. При обрыве провода или коротком замыкании протекающий через обмотку реле ток увеличится;
    4. Встречная обмотка создаст магнитное поле, сердечник втянется и разомкнет контакты реле (см. также схему электропроводки ВАЗ 2101).

    Выводы

    Надеемся, что в данном материале смогли дать подробное объяснение особенностей автомобиля. А видео в этой статье и подробные электрические схемы позволят владельцам ГАЗ 3307 самостоятельно обнаружить неисправности в электроцепях, и восстановить их рабочие параметры (см. также схему электропроводки ГАЗ 3110).

    Можно поставить другой генератор?

    Да, можно поставить Г 273В1 Камазовский, но надо приспособить шкив.

    На него подойдет шкив от «Валдайского» генерато ра

    Генератор 5101.3701 выполнен по схеме с дополнительными диодами. Регулятор напряжения Я120М12. Диодный мост восьмерочный БПВ 56-65-02 старого образца с двумя проводками.

    Генератор состоит из корпуса, обмотки статора, ротора, диодного моста и встроенного регулятора напряжения.

    Корпус и основные детали схожи с генератором КЗАТЭ 372.3701 для восьмерки, однако:

    Обмотка статора рассчитана на 28 Вольт и от восьмерочного генератора не подойдет.

    Ротор генератора рассчитан на 28 Вольт и от восьмерочного генератора не подойдет.

    Особенность устройства данного типа генератора в том, что в задней части генератора сделан колпак, у в котором, смонтирован регулятор напряжения. Такая конструкция повышает брызгозащищенность, необходимую для автомобилей внедорожников. При ремонте таких генераторов появляется сложность расстановки проводов соединяющих регулятор напряжения и генератор. Как правильно расставить провода?

    Назначение регулятора напряжения. Регулятор напряжения на 28 Вольт Я120М12 и его аналоги

    Фотогалерея

    На фотографиях показаны особенности конструкции блоков предохранителей.


    Подкапотный блок силовых вставок


    Колодка предохранителей АБС


    Внешний вид блоков под ножевые предохранители


    Самодельная гибридная конструкция из блоков старого и нового (сверху) типа

    Работа схемы генератора 5101.3701

    Первоначальное возбуждение генератора

    При запуске, первоначальное возбуждение происходит от аккумулятора. Потом, когда генератор заработает, он сам отдает часть своего тока на возбуждение.

    При включении зажигания (ВПС) на клемму В генератора приходит плюс, который попадает на точку Б регулятора по желтому проводу, при этом выходной транзистор регулятора напряжения открывается. По цепи начинает протекать ток возбуждения – от точки 151, через 10-й предохранитель, через лампочку, на точку Д генератора, далее по зеленому проводу на щеточный узел генератора, через щетки в обмотку возбуждения, далее, через открытый транзистор регулятора на массу. Для питания регулятора, плюс должен быть на его точке В. Этот плюс попадает со щеточного узла по оранжевому проводу на дополнительный выпрямитель, и с него по красному проводу на точку В регулятора. Сам дополнительный выпрямитель пока не работает. Ток, протекающий в этой цепи, зажигает лампочку, которая подтверждает, что цепь возбуждения целая и генератор готов к работе. Небольшой ток этой цепи намагничивает ротор, когда ротор начинает вращаться, его магнитные полюса, сменяя друг друга, создают изменяющееся магнитное поле, которое возбуждает в обмотке генератора ЭДС. Так генератор возбуждается и начинает работать.

    Читайте также:  Тест драйв двигателя хундай

    Введение

    ГАЗ-3307 — советский и российский грузовой автомобиль в семействе четвёртого поколения среднетоннажников производства Горьковского автозавода. Бортовой карбюраторный грузовик ГАЗ-3307 выпускается серийно с конца 1989 года. ГАЗ-3307 пришёл на смену семейству третьего поколения ГАЗ-52/53, которое полностью вытеснил с конвейера к началу 1993 года. Грузовой автомобиль ГАЗ-3307 грузоподъёмностью 4,5 т предназначен для эксплуатации по всем видам дорог с твёрдым покрытием. В четвёртое семейство грузовиков ГАЗ также входили 5-тонный дизельный грузовик ГАЗ-4301 (1992—1995), 3-тонный дизельный грузовик ГАЗ-3306 (1993—1995) и ГАЗ 3309 4,5-тонный турбодизельный грузовик. C 1999 года выпускается 2-/2,3-тонный грузовой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-3308 «Садко» (4х4) с односкатной ошиновкой заднего моста и системой централизованного регулирования давления воздуха в шинах, а с 2005 года 4-тонный грузовой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-33086 «Земляк» с двухскатной ошиновкой заднего моста.

    В грузовом автомобиле ГАЗ-3307 применялся генератор Г-250 Г3.Так же применяется на грузовых автомобилях ГАЗ-53 , 3308.

    Генератор Г-250 Г3 со встроенным выпрямительным блоком предназначен для установки на двигатели ЗМЗ-511-10,ЗМЗ-513-10. Используется совместно с выносным регулятором напряжения. Основные характеристики: Шкив- одноручьевой Диаметр шкива, 80 мм. Расстояние от фланца до ручья шкива, 44 мм. Номинальное напряжение: 14 В Максимальный выпрямленный ток: 40 А Номинальная мощность: 560 Вт Масса генератора: 5,2 Кг Регулятор напряжения: 22.3702/201.3702/РР350А/13.3702/661.3702 Завод изготовитель АТЭ-1 город Москва

    Генератор Г-250Г3 со встроенным выпрямительным блоком и выносным регулятором напряжения предназначен для автомобилей ГАЗ-3307 и ГАЗ-3308 с двигателем ЗМЗ-511-10 и ЗМЗ-513-10. Используется в комплекте с регулятором напряжения. Генератор выпускается в климатическом исполнении «У-ХЛ» и «Т» и сохраняет работоспособность в диапазоне рабочих температур окружающего воздуха от минус 50°С до плюс 80°С. Генератор предназначен для поставки как на внутренний рынок, так и на экспорт в страны с умеренным, холодным и тропическим климатом. Номинальное напряжение В 14

    Максимальный выпрямленный ток 40 А;

    Регулятор напряжения 22.3702; Удельная мощность 108 Вт/кг;

    Масса генератора 5,2 кг.

    Рис.1 — Генератор Г250Г3 автомобилей ГАЗ-53, ГАЗ-33061, ГАЗ-3307

    1 – гайка; 2 – шайба пружинная; 3 – шкив приводной; 4 – вентилятор; 5 – втулка; 6 – крышка со стороны привода; 7 – шарикоподшипник; 8 – шайба специальная; 9 – шпонка; 10 – ротор; 11 – шарикоподшипник; 12 – щеткодержатель; 13 – щетка изолированная; 14 – щетка “массы”; 15 – крышка щеткодержателя; 16 – крышка подшипника; 17 – винт; 18 – втулка изоляционная; 19 – крышка со стороны контактных колец; 20 – блок выпрямительный; 21 – болт контактный; 22 – шайба; 23 – винт; 24 – статор.

    Неисправности генератора.

    Неисправности электрооборудования автомобиля встречаются весьма часто и занимают одно из лидирующих мест в списке поломок. Их можно условно поделить на неисправности источников тока (аккумуляторов, генераторов) и неисправности потребителей. Основными источниками электропитания автомобиля являются аккумуляторные батареи и генераторы. Неисправность каждого из них ведет к общей неисправности автомобиля и эксплуатации его в ненормальных режимах, а то и вовсе — к обездвиживанию автомобиля.

    Электрическая схема генератора Г-250 Г3:1-щетка,2-контактное кольцо,3-обмотка возбуждения,4-выпрямитель,5-теплоотвод,6-обмотка статора.

    Ремонт генераторов.

    Перед разборкой генераторы и стартеры очищают от пыли и грязи волосяной щеткой и сухой ветошью. При разборке применяют спе­циальные съемники, тиски и прессы. После разборки все узлы и детали очищают, моют и сушат. Металлические детали моют в ванне со щелочным раствором или в керосине. Детали

    с проводами или обмоткой протирают ветошью, смоченной в бензине, и продувают сжатым воздухом. Затем их сушат в электрических сушильных шкафах при температуре 90—100°С в течение 45—90 мин в зависимости от размера обмоток. Уплотнительные прокладки из вой­лока и фетра промывают в чистом бензине.

    Очищенные, промытые и высушенные узлы и детали контролируют путем наружного осмотра, необходимых замеров и электриче­ских испытаний, сортируя их на годные, тре­бующие ремонта, и негодные.

    Основными дефектами якорей являются:

    разрушение изоляции и обрывы витков обмот­ки;

    износ пластин коллектора и контактных колец рис­ки, канавки и раковины на их поверхностях;

    задиры и царапины на железе якоря; износ шеек и изгиб вала:

    Для обнаружения дефектов обмоток якоря, генератора и стартера применяют прибор 533. Составной частью прибора явля­ется трансформатор, сердечник которого вы­полнен в виде двух призм. Призмы не соеди­нены между собой, поэтому магнитная цепь трансформатора разомкнута. .При проверке якорь укладывают между призмами. Металл якоря замыкает электромагнитную цепь при­бора, а обмотка якоря выполняет роль вторич­ной обмотки трансформатора. При включении прибора в сеть переменного тока в витках об­мотки якоря будет индуцироваться электро­движущая сила. Если обмотка исправна, то в ее секциях тока не будет (э. д. с. с одной поло­вины секции уравновешивается э. д. с. другой половины, направленной навстречу первой). При замыкании между витками секции возник­нет ток, намагничивающий зубцы паза железа якоря. На пазы железа якоря при медленном его вращении поочередно накладывают конт­рольную пластинку которая бу­дет вибрировать над секцией с замкнутыми витками.

    Обрывы в секциях обмотки якоря определя­ют при помощи миллиамперметра. Для это­го двухконтактный щуп прижи­мает к двум рядом расположенным коллектор­ным пластинам и якорь плавно повертывают на призме на 20—30°. Одновременно наблюда­ют за показаниями стрелки миллиамперметра. Отклонение стрелки миллиамперметра от уста­новленного положения показывает, что цепь замкнута и проверяемая секция обрывов не имеет. Если стрелка миллиамперметра оста­лась неподвижной, то в секции обмотки якоря имеется обрыв. Подобным образом, поворачи­вая якорь на призме, проверяют все секции об­мотки.

    Замыкание обмотки на «массу» обнаружи­вают при помощи контрольной лампы. Для этого один штырь щупа соединя­ют с сердечником или валом якоря, а другой штырь — поочередно с пластинами коллектора. Если контрольная лампа загорится, то нару­шена изоляция и секция замкнута на «массу».

    После проверки на приборе модели 533 и в случае годной обмотки якорь контролируют в центрах на биение с помощью индикатора. До­пустимое биение коллектора не более 0,05 мм, а железа сердечника — не более 0,09 мм. Прав­ку изогнутого вала якоря осуществляют на ручном прессе.

    Задиры и царапины на железе якоря устра­няют зачисткой мелкозернистым наждачным полотном или, если они глубокие, шлифовани­ем. При этом уменьшение диаметра железа якоря компенсируется установкой прокладок под полюсные наконечники.

    Изношенные шейки вала под подшипники восстанавливают хромированием или осталиванием. При износе шеек до 0,25 мм на диа­метр их можно восстановить накаткой с по­следующим шлифованием до номинального размера.

    Дефектную обмотку ремонтируют. Если она имеет внутренние дефекты или разрушение изоляции, то ее снимают и на якорь наматыва­ют новую обмотку. Без перемотки устраняют обрыв обмотки или замыкание секций в местах припайки к коллекторным пластинам.

    Обмотку якоря стартера ремонтируют при разрушении изоляции. Поврежденную изоля­цию заменяют новой.

    Изношенные рабочие поверхности коллек­торов и контактных колец протачивают на спе­циальном станке модели 2155 или на токарном станке. После обточки поверхности шлифуют стеклянной шкуркой. Допустимое уменьшение диаметров коллекторов или контактных колец не должно превышать значений, установлен­ных техническими условиями. При меньших диаметрах коллекторы и кольца заменяют но­выми.

    После протачивания коллектора якоря ге­нератора необходимо углубить изоляцию (ми­канит) между пластинами на глубину 0,6— 0,8 мм. Для этого применяют фрезу или ножов­ку. Миканит удаляют специальной фрезой на станке модели 2155 или вручную ножовкой после обточки на токарном станке. Не подлежат ремонту коллекторы с замкнуты­ми или расшатанными пластинами. Их заме­няют новыми.

    Ремонт корпусов.

    Корпуса (в сборе) могут иметь электрические и механические по­вреждения, которые устанавливают внешним осмотром и электрическими испытаниями.

    Основными электрическими дефектами являются: межвитковое замыкание обмоток и замыкание на массу; обрывы выводных наконечников и в соединениях обмоток. Обмотки возбуждения проверяют с помощью прибора модели 533. Для этого переключатель прибора устанавливают в положение «Контроль изоляции». Один щуп прибора соединяют с зажимом «1Л» на корпусе генера­тора, а второй щуп — с началом обмотки воз­буждения. Если имеется обрыв, то контроль­ная лампа не загорится. Качество изоляции (отсутствие замыкания на «массу») проверяют при положении второго щупа на корпусе гене­ратора. Если контрольная лампа прибора загорится, то обмотка замкнута на «массу». Аналогичную проверку можно произ­вести при помощи контрольной лампы от сети переменного тока напряжением 220 В.

    Короткое замыкание в витках обмотки воз­буждения можно выявить при определении омического сопротивления обмоток при помо­щи омметра. Оно должно соответствовать уста­новленным техническим данным генератора. Если сопротивление окажется меньшим, то это укажет на наличие межвиткового замыкания в катушке. Катушки не подлежат ремонту, если имеют обрывы и замыкания.

    Основными механическими повреждениями корпусов являются: срыв резьбы, забоины на посадочных местах крышек, повреждение шли­цев винтов крепления полюсных наконечников, задиры на поверхности полюсных наконеч­ников.

    Читайте также:  Как часто надо менять воздушный фильтр двигателя с турбиной

    Сорванную или поврежденную резьбу вос­станавливают нарезанием резьбы-ремонтного размера или постановкой дополнительной детали (ввертыша) с резьбой номинального размера. Забоины на посадочных местах кры­шек устраняют напильником. Полюсные нако­нечники, имеющие значительные задиры и вмятины, должны быть заменены. Незначи­тельные задиры можно устранить растачива­нием. При этом в собранном корпусе необхо­димо обеспечить требуемый радиальный зазор (0,25—0,65 мм) между якорем и полюсными наконечниками путем установки под послед­ние прокладок из трансформаторного железа.

    Для устранения дефектов обмоток возбуж­дения корпус генератора разбирают. Для этого снимают клеммы и отвертывают винты креп­ления полюсных наконечников, предваритель­но ослабив их с помощью пресс-отвертки. Катушки с отсыревшей и промас­ленной изоляцией просушивают в сушильном шкафу, а затем пропитывают изоляционным лаком. Поврежденную изоляцию катушек сни­мают и заменяют новой с последующей про­питкой лаком и сушкой в шкафу. Дефектную межвитковую и наружную изоляцию в обмот­ках катушек возбуждения стартеров заменяют на новую.

    Ремонт крышек.

    Основными дефекта­ми крышек в сборе являются: замыкание, тре­щины и отколы, износ подшипников, ослабле­ние крепления щеткодержателей, поломка или потеря упругости пружин щеткодержателей, износ щеток. Замыкание на крышку проверя­ется контрольной лампой прибора модели 533. Щеткодержатель должен быть на­дежно изолирован от крышки. При замыкании контрольная лампа будет гореть и изоляцию необходимо заменить. Трещины и отколы в крышках заваривают, а затем зачищают запод­лицо. Изношенные подшипники заменяют но­выми. Устранение ослабления крепления щет­кодержателей осуществляют путем «подтяги­вания» заклепки. Поломанные или потерявшие упругость пружины щеткодержателей заменяют новыми. Износившиеся щетки также заме­няют на новые. Проверку упругости пружин осуществляют динамометром. Усилие прижима щеток к коллектору должно соответствовать техническим условиям.

    Заключение

    В этом проекте были рассмотрены такие вопросы как назначение, устройство, принцип действия, неисправности, основные регулировки и техническое обслуживание. Я выяснил, что состояние электрооборудования автомобиля оказывает влияние на надежность и долговечность работы двигателя.

    Безотказная работа приборов электрооборудования достигается всесторонней их диагностикой и комплексом регулировочных и профилактических воздействий при техническом обслуживании автомобиля. От исправного состояния аккумулятора, генератора, реле-регулятора и других приборов зависит работоспособность всей системы электрооборудования и в конечном счете всего автомобиля.

    При определении причин отсутствия зарядного тока генератора необходимо проверить состояние и степень натяжения ремня привода генератора, потом нужно проверить вольтметром или пробником регулируемое напряжение генератора. Для этого вольтметр подключают к клемме «+» генератора и к «массе» с соблюдением полярности, после этого устанавливается средняя частота вращения коленчатого вала двигателя, которая составляет примерно 2000 мин-1(об./мин.). После этого включают основные потребители электрического тока автомобиля, к которым относятся габаритные огни, отопитель, дальний свет фар. При этом вольтметр должен показывать напряжение в пределах 13,7-14,5 В. Если показания вольтметра находятся в этих пределах, то генератор исправен и причина неполадки кроется в цепи заряда аккумуляторной батареи. Если вольтметр показывает напряжение, выходящее за пределы допустимого, то необходимо снять щеточный узел с регулятором напряжения, проверить износ щеток, а также убедиться в отсутствии заеданий в щеткодержателе, загрязнений контактных колец якоря генератора, проверить надежность контактов регулятора напряжения.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

    1. Автомеханик. — М.: Современная школа, 2013. — 384 c. 2. Березин, С. В. Справочник автомеханика / С.В. Березин. — М.: Феникс, 2008. — 352 c. 3. Березин, С. В. Справочник автомеханика / С.В. Березин. — М.: Феникс, 2010. — 352 c. 4. Колесник, П.А. Автомобильные материалы и шины (пособие автомеханику) / П.А. Колесник, Н.Д. Морозов. — М.: Автотрансиздат; Издание 2-е, перераб., 2020. — 192 c. 5. Нерсесян, В. И. Производственное обучение по профессии «Автомеханик» / В.И. Нерсесян, В.П. Митронин, Д.К. Останин. — М.: Академия, 2013. — 224 c. 6. Нерсесян, В. И. Производственное обучение по профессии «Автомеханик». Учебное пособие / В.И. Нерсесян, В.П. Митронин, Д.К. Останин. — М.: Academia, 2014. — 224 c. 7. Савосин, Сергей Советы автомеханика. Техобслуживание, диагностика, ремонт / Сергей Савосин. — М.: БХВ-Петербург, 2011. — 192 c. 8. Слон, Ю. М. Автомеханик / Ю.М. Слон. — М.: Феникс, 2011. — 352 c. 9. Чумаченко Материаловедение для автомехаников / Чумаченко, Ю.Т. и. — М.: Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 480 c. 10. Чумаченко, Ю. Т. Материаловедение для автомехаников / Ю.Т. Чумаченко, Г.В. Чумаченко, А.И. Герасименко. — М.: Феникс, 2008. — 480 c.

    Введение

    ГАЗ-3307 — советский и российский грузовой автомобиль в семействе четвёртого поколения среднетоннажников производства Горьковского автозавода. Бортовой карбюраторный грузовик ГАЗ-3307 выпускается серийно с конца 1989 года. ГАЗ-3307 пришёл на смену семейству третьего поколения ГАЗ-52/53, которое полностью вытеснил с конвейера к началу 1993 года. Грузовой автомобиль ГАЗ-3307 грузоподъёмностью 4,5 т предназначен для эксплуатации по всем видам дорог с твёрдым покрытием. В четвёртое семейство грузовиков ГАЗ также входили 5-тонный дизельный грузовик ГАЗ-4301 (1992—1995), 3-тонный дизельный грузовик ГАЗ-3306 (1993—1995) и ГАЗ 3309 4,5-тонный турбодизельный грузовик. C 1999 года выпускается 2-/2,3-тонный грузовой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-3308 «Садко» (4х4) с односкатной ошиновкой заднего моста и системой централизованного регулирования давления воздуха в шинах, а с 2005 года 4-тонный грузовой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-33086 «Земляк» с двухскатной ошиновкой заднего моста.

    В грузовом автомобиле ГАЗ-3307 применялся генератор Г-250 Г3.Так же применяется на грузовых автомобилях ГАЗ-53 , 3308.

    Генератор Г-250 Г3 со встроенным выпрямительным блоком предназначен для установки на двигатели ЗМЗ-511-10,ЗМЗ-513-10. Используется совместно с выносным регулятором напряжения. Основные характеристики: Шкив- одноручьевой Диаметр шкива, 80 мм. Расстояние от фланца до ручья шкива, 44 мм. Номинальное напряжение: 14 В Максимальный выпрямленный ток: 40 А Номинальная мощность: 560 Вт Масса генератора: 5,2 Кг Регулятор напряжения: 22.3702/201.3702/РР350А/13.3702/661.3702 Завод изготовитель АТЭ-1 город Москва

    Генератор Г-250Г3 со встроенным выпрямительным блоком и выносным регулятором напряжения предназначен для автомобилей ГАЗ-3307 и ГАЗ-3308 с двигателем ЗМЗ-511-10 и ЗМЗ-513-10. Используется в комплекте с регулятором напряжения. Генератор выпускается в климатическом исполнении «У-ХЛ» и «Т» и сохраняет работоспособность в диапазоне рабочих температур окружающего воздуха от минус 50°С до плюс 80°С. Генератор предназначен для поставки как на внутренний рынок, так и на экспорт в страны с умеренным, холодным и тропическим климатом. Номинальное напряжение В 14

    Максимальный выпрямленный ток 40 А;

    Регулятор напряжения 22.3702; Удельная мощность 108 Вт/кг;

    Масса генератора 5,2 кг.

    Устройство и принцип действия генератора ГАЗ-3307

    Генератор Г250Г3 (рисунок 1), устанавливаемый на автомобилях марки ГАЗ, представляет из себя синхронную трехфазную электроустановку, с электромагнитным возбуждением, имеющую встроенный кремниевый выпрямительный блок 20. Работа генератора происходит совместно с регулятором напряжения, который автоматически поддерживает напряжение в заданных пределах в зависимости от изменения частоты вращения ротора, силы тока в нагрузочном режиме и температуры окружающей среды.

    Генератор ГАЗ-3307 установлен на кронштейне в верхней части двигателя. Ротор 10 генератора получает вращение через клиновой ремень от водяного насоса. Статор 24 с обмотками находится в двух крышках 6, 19)с шариковыми подшипниками 7, 11, в которых осуществляет вращение вал ротора. Подшипник 11 закрыт крышкой 16. В роторе находится обмотка возбуждения и двенадцать клювообразных полюса, создающие магнитное поле. На валу смонтированы два контактных изолированных кольца, через которые электрический ток подается в обмотку возбуждения.

    Статор выполнен в виде пакета пластин из листовой электротехнической стали. В пазах пакета находятся обмотки, которые концами присоединены к блоку выпрямителя 20. Данный блок выпрямляет переменный электрический ток, индуктируемый в обмотках статора. Выпрямительный блок включает в себя две пластины, в каждой из которых установлено по три диода разной полярности. На крышке 19 находится щеткодержатель 12 с щетками 13, 14, соприкасающимися с контактными кольцами ротора генератора. На валу ротора через шпонку 9 установлен шкив привода 3 с вентилятором 4 центробежного типа, который создает поток воздуха, охлаждающий внутренние части генератора. Шкив и вентилятор на валу дополнительно закреплены при помощи гайки 1 и пружинной шайбы 2. Воздух поступает в генератор через выполненные в крышке 19 окна, охлаждает детали генератора и под действием вентилятора выбрасывается через окна в крышке 6 наружу.

    Рис.1 — Генератор Г250Г3 автомобилей ГАЗ-53, ГАЗ-33061, ГАЗ-3307

    1 – гайка; 2 – шайба пружинная; 3 – шкив приводной; 4 – вентилятор; 5 – втулка; 6 – крышка со стороны привода; 7 – шарикоподшипник; 8 – шайба специальная; 9 – шпонка; 10 – ротор; 11 – шарикоподшипник; 12 – щеткодержатель; 13 – щетка изолированная; 14 – щетка “массы”; 15 – крышка щеткодержателя; 16 – крышка подшипника; 17 – винт; 18 – втулка изоляционная; 19 – крышка со стороны контактных колец; 20 – блок выпрямительный; 21 – болт контактный; 22 – шайба; 23 – винт; 24 – статор.

    Оцените статью