- Схема проверки натяжения приводных ремней двигателя зил 130
- Приводные ремни агрегатов
- Натяжение приводных ремней двигателя ЗиЛ-508.10. Регулировка зазоров клапанов.
- Натяжение приводных ремней двигателя ЗиЛ-508.10
- Регулировка зазоров клапанов двигателя ЗиЛ-508.10
- Схема проверки натяжения приводных ремней двигателя зил 130
- Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238
- Обслуживание системы охлаждения ЗИЛ-130
Схема проверки натяжения приводных ремней двигателя зил 130
ПРОВЕРКА НАТЯЖЕНИЯ ПРИВОДНЫХ РЕМНЕЙ АГРЕГАТОВ ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-130, 131
На двигателе ЗИЛ-130 агрегаты (водяной насос с вентилятором, генератор, насос гидроусилителя рулевого управления и компрессор) приводятся в движение приводными клиновидными ремнями от шкива 1 (рис. 7) коленчатого вала, причем шкив 6 водяного насоса с вентилятором вращается от двух ремней. Один ремень, идущий на шкив 8 насоса гидроусилителя, охватывает шкив водяного насоса с одной стороны; второй ремень, идущий на шкив 4 генератора, также охватывает шкив водяного насоса, но с противоположной стороны.
Шкив 5 компрессора приводится во вращение ремнем от шкива водяного насоса.
На двигателе ЗИЛ-131 шкив вентилятора выполнен отдельно от шкива водяного насоса. Ступица шкива в сборе с вентилятором установлена на подшипниках, смонтированных на коние вала водяного насоса. Вентилятор приводится во вращение клиновидным ремнем от шкива коленчатого вала и одновременно вращает шкив генератора. Такая конструкция привода вентилятора позволяет при преодолении автомобилем глубоких бродов прекращать вращение вентилятора ослаблением приводного ремня, не останавливая вращения водяного насоса, компрессора и насоса гидроусилителя рулевого управления.
Натяжение ремней необходимо поддерживать в определенных пределах. Если ремень натянут слабо, то это вызывает про-скальзывание и износ ремня, уменьшается число оборотов вентилятора, крыльчатки водяного насоса, якоря генератора, вала компрессора и насоса гидроусилителя рулевого управления, что приводит к ухудшению охлаждения двигателя, снижению отдачи тока генератором, снижению отдачи сжатого воздуха компрессором и уменьшению производительности насоса гидроусилителя. Чрезмерное натяжение ремня также недопустимо, так как оно сокращает срок службы подшипников агрегатов, устанавливаемых на двигателе, и приводит к быстрому износу рем-ня. Проверять натяжение ремней необходимо при ежедневном осмотре и техническом обслуживании автомобиля.
Регулировка натяжения ремня привода насоса гидроусилителя рулевого управления. Для натяжения ремня необходимо ослабить ключом 19X17 мм болты 9 (см. рис. 7) крепления натяжного кронштейна 7 и, смещая гидравлический насос в противоположную сторону от вентилятора, добиться нормального натяжения ремня (смещение гидравлического насоса происходит за счет прорезей в натяжном кронштейне), затем завернуть гайки крепления натяжного кронштейна и проверить
натяжение ремня. Способ проверки натяжения ремня показан на рис. 8, а с применением приспособления, которое показывает величину усилия, прикладываемого к ремню, и величину прогиба ремня. Натяжение ремня считается нормальным, если при приложении усилия 4 кГ прогиб его на середине составит
8—14 мм.
Регулировка натяжения ремня привода генератора. Для регулировки натяжения ремня необходимо ослабить ключом 19X17 мм гайку 2 (см. рис. 7) крепления генератора к планке
3 и, смещая генератор в нужном направлении, добиться нормального натяжения ремня, после чего завернуть гайку крепления генератора и еще раз проверить натяжение ремня. При приложении усилия 4 кГ к ремню на середине участка прогиб должен быть равен 8—14 мм. Способ проверки показан на рис. 8, а.
Регулировка натяжения ремня привода компрессора. Натяжение и регулировку ремня осуществляют муфтой шкива компрессора.
Для регулировки натяжения ремня привода расшплинтовы-вают стопорный болт 4 (рис. 8, б) и отвертывают его. Затем, навертывая регулировочную муфту 2 ключом 3 по резьбе обода шкива 1, уменьшают величину зева шкива и тем самым перемещают ремень привода на больший диаметр шкива.
Натяжение ремня считается нормальным, если при приложении усилия 4 кГ прогиб его на середине составит 5—8 мм (см. рис. 7). Способ проверки натяжения показан на рис. 8, б.
Закончив регулировку, надо завернуть стопорный болт 4 и зашплинтовать его.
Рис. 7. Установка приводных ремней на двигателе
Приводные ремни агрегатов
Приводные ремни агрегатов (рис. 1, а) на двигателе должны быть натянуты так, чтобы прогиб одной ветви ремня под усилием 4 кГ находился в пределах 8—14 мм для ремня насоса гидроусилителя и генератора, а для ремня компрессора — 5—8 мм. Натяжение ремней (рис. 1, б) генератора, вентилятора (водяного насоса) и насоса гидроусилителя рулевого управления производится перемещением генератора и насоса гидроусилителя рулевого управления.
На компрессорах, имеющих литой шкив 1 (рис. 2) с регулируемой шириной желоба, натяжение ремня компрессора осуществляется методом навертывания резьбовой регулировочной муфты 2 при помощи ключа 3 при вывернутом стопорном винте 4. Величина прогиба ремня компрессора при литом и штампованном шкивах должна быть 5—8 мм под усилием 4 кГ.
Завод готовит к внедрению в производство натяжение ремня привода компрессора методом перемещения компрессора. Это связано с изменением его кронштейна, в котором сделаны продольные отверстия для перемещения компрессора в направлении, перпендикулярном геометрической оси двигателя.
Затяжку болтов крепления головок цилиндров следует производить на холодном двигателе. Каждая головка цилиндров прикреплена к блоку семнадцатью болтами. Болты крепления головок к блоку цилиндра необходимо затягивать динамометрическим ключом, позволяющим контролировать момент затяжки. При прогреве двигателя затяжка болтов крепления головок цилиндров увеличивается, при охлаждении — уменьшается. Момент затяжки болтов головок цилиндров на холодном двигателе должен быть 7—9 кГм9 причем чем ниже температура двигателя тем ближе к нижнему пределу (7 кГм) должен быть момент затяжки болтов. При температуре двигателя 20—25° С момент должен быть ближе к верхнему пределу 9 кГм. В течение первых 6000 км пробега болты крепления головок цилиндров надо подтягивать при каждом ТО-1, а после этого пробега — при каждом ТО-2.
Затяжку болтов головки цилиндров следует производить в определенной последовательности (рис. 3), начиная от середины головки. Следует обратить внимание на то, что на двигателях ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 четыре болта крепления оси коромысел являются также и болтами крепления головки цилиндров, их тоже следует подтягивать. В случае подтяжки болтов крепления головок цилиндров надо проверить возможное изменение зазоров между коромыслами и клапанами. Затяжку гаек крепления крышки головки цилиндров нужно производить равномерно с моментом 0,5—0,6 кГм, не более. Увеличение момента затяжки крышки приводит к деформации резиновой прокладки, устанавливаемой под ней.
Натяжение приводных ремней двигателя ЗиЛ-508.10. Регулировка зазоров клапанов.
Натяжение приводных ремней двигателя ЗиЛ-508.10
Приводные ремни генератора, вентилятора и насоса рулевого усилителя двигателя ЗиЛ-508.10 должны быть натянуты так, чтобы прогиб одной ветви ремня под действием усилия 40 Н (4 кгс) находился в пределах 8. 14 мм, а для ремня компрессора 5. 8 мм.
Схема расположения ремней на двигателе показана на рис. 1-112. Проверка натяжения ремня привода насоса рулевого усилителя показана на рис. 1-113. Натяжение ремней генератора, вентилятора (жидкостного насоса) и насоса рулевого усилителя осуществляется при перемещении генератора и насоса рулевого усилителя. Натяжение ремня привода компрессора регулируют при перемещении компрессора в направлении, перпендикулярном оси двигателя.
Регулировка зазоров клапанов двигателя ЗиЛ-508.10
Зазоры клапанов двигателя ЗиЛ-508.10 регулируются на холодном двигателе при температуре 17. 23°С.
Регулируют зазоры в клапанах одновременно для нескольких цилиндров. Для регулировки необходимо выполнить следующее:
- установить поршень первого цилиндра в ВМТ (такт сжатия) при помощи зубчатого указателя 1 (см. рис. 1-110). Для этого следует поворачивать коленчатый вал до совмещения метки на шкиве 2 вала с меткой ВМТ на указателе. В этом случае оба канала — впускной и выпускной первого цилиндра будут закрыты, а между стержнем клапана и нажимным концом коромысла образуется максимальный зазор, который измеряют щупом и при необходимости регулируют;
- отрегулировать зазоры: впускного и выпускного клапанов первого цилиндра; выпускного клапана второго цилиндра, впускного клапана третьего цилиндра, выпускных клапанов четвертого и пятого цилиндров, впускных клапанов седьмого и восьмого цилиндров.
Зазоры у остальных клапанов нужно регулировать после поворота коленчатого вала на 360° (полный оборот). Способ регулировки показан на рис. 1-114.
Для регулировки зазора надо:
- придерживая отверткой регулировочный винт (рис. 1 — 114, а), ослабить ключом затяжку контргайки;
- между стержнем клапана и нажимным концом коромысла поместить щуп и установить необходимый зазор, вращая отверткой регулировочный винт (рис. 1-114, б);
- оставив щуп в зазоре, зафиксировать регулировочный винт контргайкой при помощи ключа и отвертки (рис. 1-114, в).
После регулировки зазор должен быть 0,25. 0,30 мм для впускных и выпускных клапанов, при этом щуп толщиной 0,25 мм должен перемещаться свободно, а щуп толщиной 0,3 мм проходить не должен.
После окончания регулировки зазоров в клапанах надо поставить крышки клапанов с прокладками на место и закрепить их гайками с плоскими шайбами. Момент затяжки гаек 5. 6 Н·м (0,5. 0,6 кгс·м).
Схема проверки натяжения приводных ремней двигателя зил 130
ЗАПЧАСТИ И СБОРОЧНЫЕ ДЕТАЛИ
СПЕЦТЕХНИКА НА БАЗЕ УРАЛ, МАЗ, КАМАЗ ____________________
Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238
Обслуживание системы охлаждения ЗИЛ-130
Система охлаждения двигателя ЗИЛ-130 — жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости (рис. 25). Водяной насос (рис.26) — центробежный, установлен на переднем торце блока цилиндров.
Перед заправкой смазочным материалом полостей подшипников водяного насоса нужно предварительно отвернуть пробку 2, закрывающую контрольное отверстие.
Заправку надо проводить до появления свежего смазочного материала из контрольного отверстия, после чего резьбовую пробку следует установить на место.
Рис. 25. Схема системы охлаждения ЗИЛ-130
1 — радиатор; 2 — водяной насос; 3 — компрессор; 4 — перепускной шланг (байпас); 5 — термостат; 6 — кран отопителя; 7 — подводящая трубка; 8 — отводящая трубка; 9 — радиатор отопителя; 10 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 11 — дозирующая вставка; 12 — сливной кран; 13 — рукоятка сливного крана; 14 — сливной кран патрубка радиатора
Привод вентилятора и водяного насоса ЗИЛ-130 осуществляется от шкива коленчатого вала двумя ремнями. При этом передний ремень охватывает шкив генератора, а второй ремень охватывает шкив насоса гидроусилителя рулевого управления.
Регулирование натяжения ремней проводится перемещением генератора и насоса гидроусилителя рулевого управления.
Ремонт водяного насоса ЗИЛ-130
Корпус водяного насоса ЗИЛ-130 изготовлен из алюминиевого сплава АЛ-4, корпус подшипников — из серого чугуна марки СЧ15-32, а валик — из стали 40Х. Твердость валика после термической обработки 241—285. Сколы на фланце корпуса водяного насоса устраняют наплавкой.
Перед сваркой партию корпусов водяных насосов (водяной помпы) в течение 1,5 ч нагревают в электрической печи до 180—200°С, а затем наплавляют. Привалочная плоскость фланца корпуса водяного насоса в процессе ремонта, а также в период эксплуатации может покоробиться.
При короблении более допустимого размера плоскость фланца фрезеруют «как чисто», выдерживая высоту фланца не менее 48,0 мм. Трещины на корпусе водяного насоса ЗИЛ-130 заваривают после нагревания детали до 180—200° С.
Перед сваркой концы трещины накернивают, засверливают на глубину 3 мм и обрабатывают под углом 90°. При износе или срыве более двух ниток резьбы М8 X1,0 резьбовое отверстие рассверливают до диаметра 9,0 мм и заваривают.
Затем плоскость крепления корпуса подшипников водяного насоса фрезеруют «как чисто», выдержав размер между торцовыми плоскостями корпуса не менее 48,0 мм. При износе поверхности бобышек на фланцах под болты крепления поверхность бобышек цекуют «как чисто» до исчезновения следов выработки.
После ремонта проверяют плоскость поверхности крепления корпуса подшипников и фланцев. Фланцы должны лежать в одной плоскости так же, как поверхности под крепление корпуса подшипников с точностью 0,1 мм.
Обломанный буртик под замочное кольцо в корпусе подшипников помпы ЗИЛ-130 наплавляют газовой сваркой. Участки, где имеются сколы, захватывающие отверстия под болты крепления корпуса подшипников к корпусу водяного насоса, наплавляют газовой сваркой.
После наплавки сварочный шов зачищают, кроме плоскости прилегания к корпусу водяного насоса, выдерживая при этом диаметр бобышки, равный 20,0 мм и высоту бобышки равную 10 мм. Плоскость прилегания к корпусу водяного насоса при необходимости протачивают заподлицо с основным металлом.
Непараллельность плоскости должна быть не более 0,1 мм. При износе торцовой поверхности, сопрягаемой с упорной шайбой крыльчатки вала водяной помпы ЗИЛ-130, в отверстие переднего подшипника запрессовывают втулку.
При нормальном натяжении прогиб каждого ремня между шкивом вентилятора и натяжным шкивом под действием усилия 40 Н (4 кгс) должен быть в пределах 8—14 мм (рис. 27). От шкива вентилятора приводится в действие компрессор.
Рис. 26. Водяной насос (помпа) ЗИЛ-130
1 — корпус подшипников; 2 — пробка; 3 — масленка; 4 — прокладка; 5 — корпус насоса; 6 — крыльчатка насоса; 7 — уплотнения; 8 — уплотнительная шайба; 9 — отражатель; 10 и 12 — шарикоподшипники с уплотнением; 11 — распорная втулка; 13 — вал водяного насоса
Радиатор охлаждения ЗИЛ-130
Радиатор ЗИЛ-130 — трубчато-ленточный (змейковый), трехрядный. Пробка наливной горловины радиатора герметичная с двумя клапанами — впускным (воздушным) и выпускным (паровым). Выпускной клапан, нагруженный пружиной, поддерживает в системе охлаждения давление 100 кПа (1 кгс/см2).
При таком давлении температура кипения охлаждающей жидкости повышается примерно до 119°С, что уменьшает ее выкипание. Если резиновые шайбы клапанов пробки радиатора отсутствуют или разрушены, то герметичность системы охлаждения нарушается, и жидкость в этом случае закипает при 100 С.
Впускной клапан, нагруженный более слабой пружиной, препятствует созданию в системе большого разрежения при остывании двигателя и предохраняет детали радиатора от повреждения. Впускной клапан открывается и сообщает полость радиатора с атмосферой при уменьшении давления на 1—13 кПа (0,01—0,13 кгс/см2).
Температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения ЗИЛ-130 контролируется указателем, установленным на щитке приборов. При достижении охлаждающей жидкостью температуры 115°С на щитке приборов в кабине водителя загорается контрольная лампа аварийного перегрева охлаждающей жидкости.
При перегреве жидкости в системе охлаждения открывать пробку радиатора следует осторожно, так как при этом возможно выбрасывание горячей воды из горловины.
Жалюзи радиатора ЗИЛ-130 — створчатые, управляются из кабины водителя. Чтобы закрыть жалюзи, надо потянуть ручку на себя. Жалюзи следует закрывать при прогреве двигателя.
Рис. 27. Схема проверки натяжения приводных ремней
1 — шкив коленчатого вала; 2 — шкив генератора; 3 — шкив компрессора; 4 — шкив водяного насоса; 5 — шкив насоса гидроусилителя рулевого привода
Проверка термостата ЗИЛ-130
Термостат с твердым наполнителем помещен между верхним и нижним патрубками водяной рубашки. Термостат служит для ускорения прогрева холодного двигателя и предохранения его от переохлаждения (рис. 28).
Рис. 28. Схема работы термостата ЗИЛ-130
а — термостат в закрытом положении; б — термостат в открытом положении; 1 — баллон термостата; 2 — активная масса (церезин); 3 —мембрана; 4 — направляющая втулка; 6 — шток; 6 — возвратная пружина; 7 — заслонка термостата; 8 — патрубок; 9 — коромысло заслонки; 10 — корпус термостата; 11 — буфер; 12 — обойма; 13 — патрубок впускного трубопровода
Для ускоренного прогрева и для поддержания лучшего теплового режима двигателя в систему охлаждения ЗИЛ-130 установлен термостат с твердым наполнителем.
Открытие клапана в таком термостате происходит под действием плавления при нагревании и расширения активной массы, которая давит на диафрагму, на шток и рычаг с клапаном.
Закрывается клапан под действием пружины при остывании и уменьшении объема активной массы.
Действие термостата ЗИЛ-130 большей частью нарушается из-за отложения накипи на его деталях, а также от нарушения прочности резиновой диафрагмы.
Исправность термостата можно проверить непосредственно на автомобиле.
Если термостат исправен, то во время прогрева двигателя верхний резервуар радиатора должен быть холодным. Нагрев резервуара должен начаться после того, как стрелка указателя температуры (на щитке приборов) охлаждающей жидкости покажет 71,5°С.
Убедившись, что термостат исправен, его ставят на двигатель и собирают узел. Неисправный термостат заменяют новым.
Проверка приводных ремней двигателя ЗИЛ-130
На двигателе ЗИЛ-130 агрегаты (водяной насос с вентилятором, генератор, насос гидроусилителя рулевого управления и компрессор) приводятся в движение приводными клиновидными ремнями от шкива коленчатого вала, причем шкив водяного насоса с вентилятором вращается от двух
ремней.
Один ремень, идущий на шкив насоса гидроусилителя, охватывает шкив водяного насоса с одной стороны; второй ремень, идущий на шкив генератора, также охватывает шкив водяного насоса, но с противоположной стороны.
Шкив компрессора приводится во вращение ремнем от шкива водяного насоса ЗИЛ-130. Натяжение ремней необходимо поддерживать в определенных пределах.
Если ремень натянут слабо, то это вызывает проскальзывание и износ ремня, уменьшается число оборотов вентилятора, крыльчатки водяного насоса, якоря генератора, вала компрессора и насоса гидроусилителя рулевого управления, что приводит к ухудшению охлаждения двигателя, снижению отдачи тока генератором, снижению отдачи сжатого воздуха компрессором и уменьшению производительности насоса гидроусилителя.
Чрезмерное натяжение ремня также недопустимо, так как оно сокращает срок службы подшипников агрегатов, устанавливаемых на двигателе, и приводит к быстрому износу ремня. Проверять натяжение ремней необходимо при ежедневном осмотре и техническом обслуживании автомобиля.
Уход за системой охлаждения ЗИЛ-130
В радиатор ЗИЛ-130 необходимо заливать охлаждающую жидкость до нижнего торца его горловины. После пуска двигателя и работы его на режиме холостого хода около минуты нужно проверить уровень жидкости в радиаторе и при необходимости долить ее.
В сильные морозы надо утеплять радиатор и внимательно следить за температурой охлаждающей жидкости. При работе непрогретого двигателя интенсивно изнашиваются поршневые кольца и цилиндры.
Для повышения надежности работы системы охлаждения ЗИЛ-130 и предохранения ее от замерзания во время сильных морозов рекомендуется применять специальную жидкость, не замерзающую при низкой температуре (антифриз).
Охлаждающая жидкость ядовита, и поэтому необходимо соблюдать меры предосторожности при обращении с ней. Попадание даже небольшого количества этой жидкости в организм человека может вызвать тяжелое отравление.
При заливке охлаждающей жидкости надо следить, чтобы в системе охлаждения не образовалась воздушная пробка, мешающая заполнению системы. Во избежание этого нужно открыть сливной кран радиатора. Закрывать кран следует только после того, как из него начнет вытекать жидкость.
Охлаждающую жидкость из системы охлаждения ЗИЛ-130 надо сливать через три крана: кран патрубка радиатора и два крана рубашки блока цилиндров (при наличии подогревателя также через три крана: кран патрубка радиатора и два крана пускового подогревателя).
Зимой после слива жидкости из системы необходимо закрывать кран отопителя кабины и открывать его снова только после пуска и прогрева двигателя.
Рукоятки управления кранов для слива охлаждающей жидкости выведены через первую поперечину рамы под буфер. Для слива жидкости из системы охлаждения надо повернуть на несколько оборотов рукоятку привода крана.
Завертывать краны необходимо очень плотно. Кран котла подогревателя расположен непосредственно на котле. После полного слива жидкости перед стоянкой автомобиля краны следует оставить открытыми.
Если краны замерзнут в открытом положении, закрывать их надо после заливки жидкости при прогреве двигателя, когда из кранов потечет жидкость. При пуске двигателя в зимнее время необходимо внимательно следить за тепловым режимом работы двигателя.
Если двигатель холодный, то клапан термостата ЗИЛ-130 будет препятствовать поступлению охлаждающей жидкости в радиатор, пока она не прогреется в рубашке блока цилиндров; в этот период возникает опасность замерзания жидкости в радиаторе. Тем не менее удалять термостат из системы охлаждения двигателя ни при каких условиях эксплуатации автомобиля не рекомендуется.
Заливать холодную жидкость в горячий двигатель нельзя, так как это может привести к образованию трещин в рубашке блока. Следует периодически проверять состояние клапанов пробки радиатора, следить за состоянием всех уплотнений, не допуская течи жидкости.
Запрещается пуск и кратковременная работа двигателя после слива охлаждающей жидкости для удаления ее остатка из системы, так как это может привести к разрушению уплотнительных резиновых колец гильз цилиндров, выпадению седел клапанов, прогоранию прокладки головки блока и короблению головки.
В летнее время необходимо следить за состоянием воздушных каналов сердцевины радиатора системы охлаждения ЗИЛ-130 и обязательно прочищать их при значительной засоренности.
Систему охлаждения необходимо промывать первый раз после обкатки автомобиля (1000 км пробега), и далее два раза в год — весной и осенью. Двигатель и радиатор надо промывать водой раздельно.
Сначала следует промыть двигатель, а затем радиатор в направлении, обратном циркуляции воды в двигателе. С блока цилиндров надо снять патрубок вместе с термостатом, вывернуть из блока сливные краны (по одному с каждой стороны блока), открыть сливной кран патрубка радиатора.
Затем воду под сильным напором нужно направить из шланга в отверстие патрубка термостата. Промывать систему следует до тех пор, пока из отверстий для сливных кранов не потечет чистая вода. Сливные краны необходимо прочистить и промыть каждый отдельно, проверить их исправность и установить на место.
Для промывки радиатора ЗИЛ-130 (после обкатки радиатор можно не промывать) воду под напором направляют в его нижний патрубок так, чтобы она выливалась через верхний патрубок (предварительно на патрубок нужно надеть шланг для отвода воды), при этом пробка радиатора должна быть закрыта.
Когда сливаемая вода станет чистой, надо установить шланги, соединяющие блок цилиндров двигателя с радиатором.