Методы организации ремонта автомобилей на предприятии.
Автомобили, пребывающие на сервис центр «Легенда» для ремонта, проходят мойку и поступают на участок приемки для определения технического состояния, необходимого объема и стоимости работ.
Рациональная организация работ на нем позволяет определить необходимый объем работ на СТО, быстро оформить наряд-заказ и направить автомобиль на соответствующий производственный участок. Это дает возможность исключить потери времени на выявление неисправностей на рабочих постах и тем самым повысить эффективность работы СТО.
После приемки автомобиль перегоняют сначала на участок текущего ремонта, где проводятся необходимые ремонтные работы. Затем автомобиль поступает на участок технического обслуживания, а потом на участок выдачи. Перед выдачей автомобиля владельцу проводится проверка объема и качества выполненных работ.
При капитальном ремонте автомобиля или агрегата на специализированных авторемонтных предприятиях применяется только агрегатный (обезличенный) метод ремонта. При этом авторемонтные предприятия специализируются по ремонту определенных моделей автомобилей или их агрегатов.
Программа авторемонтного предприятия включает в себя ремонт отдельных (товарных) агрегатов, схема технологического процесса авторемонтного производства, и содержит два технологических маршрута: по автомобилям и по агрегатам. Схема дает представление о технологическом процессе авторемонтного и специализированного агрегатно-ремонтного предприятия.
Автомобили или агрегаты, требующие ремонта (ремонтный фонд), поступают на ремонтное предприятие из эксплуатации, где их разбирают. Детали проходят тщательную очистку, мойку и дефектоскопию. На предприятии концентрируется до 70% деталей, годных или подлежащих восстановлению, которые составляют материальную основу авторемонтного производства. На нем осуществляется восстановление экономически целесообразной номенклатуры деталей с применением поточных методов и всех существующих способов восстановления, а также окраска деталей, сборка и испытание транспортных средств и их агрегатов. Восстановленные детали, отремонтированные агрегаты и транспортные средства составляют товарную продукцию авторемонтного предприятия.
Совокупность ремонтных операций, выполняемых в определенной последовательности, представляет собой технологический процесс, который состоит из трех основных частей: разборочные, моечно-очистительные операции и дефектоскопия; операции по восстановлению деталей; сборочные операции, включающие приработку агрегатов и испытание транспортных средств.
После приемки в ремонт транспортное средство направляют на склад ремонтного фонда, затем осуществляют наружную мойку и разбирают его на агрегаты. Снятые агрегаты и сборочные единицы разбирают на детали и подвергают чистке и мойке. Затем осуществляют дефектацию деталей и сортируют их на годные, требующие ремонта и негодные. Детали, требующие ремонта, направляют в соответствующие цехи и участки для восстановления. Восстановленные детали поступают на склад комплектации. Подобрав для агрегата все детали, его собирают и испытывают, при необходимости устраняют дефекты и после окраски направляют на общую линию сборки автомобиля.
Одновременно осуществляют ремонт кузова, который также поступает на общую линию сборки.
Автомобиль, собранный из агрегатов, узлов и деталей, подвергают испытанию, устраняют обнаруженные дефекты, после чего предъявляют хозяину автомобиля..
Рассмотренная общая схема ремонта основана на обезличенном методе в соответствии с техническими условиями капитального ремонта. Процесс, при котором происходит как бы вторичное изготовление изделия из восстановленных и новых деталей, осуществляется непрерывно. Рассмотрим его более подробно на примере авторемонтного предприятия.
В целях сокращения времени простоя в ТР, как правило, применяют агрегатный метод, что позволяет повысить коэффициент технической готовности парка, следовательно, увеличить его производительность и снизить себестоимость единицы транспортной работы.
Ремонт агрегатов производится с использованием новых готовых запасных деталей, а также деталей, изготавливаемых или восстанавливаемых централизованно или силами АТП.
Агрегатно-участковый метод организации производства состоит в том, что все работы по ТО и ремонту подвижного состава АТП распределяются между производственными участками, полностью ответственными за качество и результаты своей работы.
Эти участки являются основными звеньями производства. Каждый из основных производственных участков выполняет все работы по ТО и ТР одного или нескольких агрегатов (узлов, систем, механизмов, приборов) по всем автомобилям АТП. Моральная и материальная ответственности при данной форме организации производства становятся совершенно конкретными. Работы распределяются между производственными участками с учетом величины производственной программы, зависящей от количества подвижного состава на АТП и интенсивности его работы.
Работы, закрепленные за основными производственными участками, выполняются на тупиковых постах ТО и ТР автомобилей, либо на соответствующих постах поточной линии, а работы вспомогательных производственных участков – в цехах и частично на постах и линиях ТО.
Агрегатно-участковый методорганизации ТО и ТР предусматривает тщательный учет всех элементов производственного процесса, а также расхода запасных частей и материалов.
Оснащение универсальных и специализированных постов текущего ремонта.Трудовые затраты на ТР многократно превышают затраты на ТО. Вследствие сложности внедрения механизации ремонтных работ производительность труда при ТР еще низка, а условия работы трудные. В результате укомплектованность многих АТП ремонтно-обслуживающим персоналом не превышает 50…70 % от нормативов. Одновременно потери рабочего времени составляют до 30…45 %. Следует обратить внимание на наличие обратной связи: снижение качества ремонта ведет к уменьшению межремонтных пробегов и, следовательно, к увеличению объема ремонта.
Важнейшей задачей организации ремонта является снижение времени простоя автомобилей в ТР и его ожидании, так как это время является наибольшим из всех потерь линейного времени подвижного состава по техническим причинам. По технологии работ, как известно, все работы ТР подразделяются на постовые, проводимые на автомобилях, размещаемых на рабочих постах, и цеховые, включающие в основном ремонт агрегатов и узлов, предварительно снятых с автомобилей. Исключение составляют малярные и сварочно-жестяницкие отделения, в которых приходится размещать рабочие посты в связи с необходимостью проводить работы непосредственно на автомобилях.
Длительность простоя автомобилей при ТР в общем случае суммируется из времени:
— пребывания автомобиля в неисправном состоянии до начала ремонта;
— осмотра неисправного автомобиля и оформления заявки на ремонт;
— установки автомобиля на рабочий пост;
— ожидания начала ремонта на посту;
— демонтажа неисправного агрегата (узла, детали);
— доставки снятого агрегата на ремонт;
— доставки исправного агрегата к автомобилю;
— установки отремонтированного агрегата на автомобиль;
— контроля качества ремонта;
— перегона автомобиля на место стоянки.
Наибольший удельный вес в простоях автомобилей в ТР составляет время на собственно ремонт агрегата (узла), восстановление его деталей.
В Положении о ТО и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта рекомендован перечень агрегатов, узлов, приборов и комплектов деталей, которые целесообразно включать в оборотный фонд.
Так как суточная программа ТР и объем ремонта при каждой постановке автомобиля в зону ТР имеют существенные отклонения от среднего значения, то в некоторые дни очередь автомобилей в зону ТР может возрастать. Установлено, что для снижения времени ожидания ТР необходимо увеличить количество постов ТР на 10…50 %.
Организация ремонта автомобилей
Лекция №7
Тема: Организация технического обслуживания и ремонта автомобилей
Организация технического обслуживания автомобилей
Организация ремонта автомобилей
Согласно схеме организации процесса технического обслуживания автомобилей в АТП автомобили, прибывающие с линии, в первую очередь проходят контрольно-пропускной пункт (КПП). Здесь на автомобили, требующие технического обслуживания (по плану-графику) или текущего ремонта (по заявке водителя или заключению контролера-механика), выписывают листок учета с указанием неисправности (вида диагностики) или требуемого по плану-графику вида обслуживания.
Рисунок 1. Схема организации ТО и ТР автомобилей в АТП
Включение процесса диагностирования в общую схему технологического процесса ТО в АТП обосновано тем, что диагностирование можно выполнить только при сопровождении его операций подготовительными работами и устранением неисправностей.
Автомобили, требующие по графику первого (ТО-1) или второго (ТО-2) технического обслуживания, направляют сначала на выполнение ЕО, т. е. уборочно-моечных, обтирочных и дозаправочных работ. После выполнения ЕО автомобили направляют в зону ожидания, а затем в соответствующие производственные зоны предприятия (на посты диагностики и ТО), а после выполнения ТО — в зону стоянки.
Автомобили, проходящие через КПП и требующие в результате заявки водителя и осмотра контролера-механика текущего ремонта с соответствующей отметкой в листке учета, направляют на посты ЕО и далее через зону ожидания в зону ремонта для устранения неисправностей.
После устранения неисправностей с соответствующей отметкой, в листке учета автомобиль устанавливают на стоянку,
В зону ремонта автомобили могу также поступать из зоны технического обслуживания при обнаружении неисправностей, требующих текущего ремонта.
При неисправности, возникающей на линии, водитель вызывает автомобиль технической помощи, дежурный механик КПП выписывает листок учета на ремонт автомобиля на линии, который передает механику автомобиля технической помощи. После устранения неисправности заполненный механиком автомобиля технической помощи листок учета передается дежурному механику КПП.
Планирование ТО должно обеспечивать своевременное его выполнение через установленный для данного вида ТО пробег автомобиля. В АТП нашло широкое применение оперативное планирование по календарному времени и по фактическому пробегу.
При планировании по календарному времени составляют месячный (или двухмесячный) план поставки автомобилей на ТО. При этом для каждого автомобиля выделяют день выполнения соответствующего технического обслуживания.
При составлении графика технического обслуживания очередную постановку автомобиля на обслуживание определяют делением установленной периодичности обслуживания (ТО-1 или ТО-2) на среднесуточный пробег автомобиля.
Этот метод планирования целесообразно применять в том случае, когда ежедневные пробеги автомобилей относительно стабильны (автобусы), а коэффициент использования парка близок к единице.
При планировании ТО по фактическому пробегу на каждый автомобиль заводится лицевая карточка, в которую записывают ежедневный пробег и установленный пробег между очередными видами технического обслуживания и на этой основе устанавливают день фактической постановки автомобиля на техническое обслуживание.
По лицевой карточке подсчитывают фактический пробег автомобиля от последнего технического обслуживания, и если его значение близко к установленному, то назначают ближайший день постановки автомобиля на очередное техническое обслуживание.
Такой метод планирования обеспечивает постановку каждого автомобиля на ТО в соответствии с его фактическим пробегом, техническим состоянием и условиями эксплуатации и одновременно позволяет контролировать фактическое выполнение обслуживания. Прицепной состав направляют на соответствующее обслуживание одновременно с автомобилями-тягачами.
Организация ТО легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, на станциях технического обслуживания. Парк легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, выполняет значительный объем пассажирских перевозок. Поддержание этих автомобилей в технически исправном состоянии обеспечивается путем проведения операций ТО и ремонта за полноту объема и качество которых ответственны предприятия системы автотехобслуживания: станции технического обслуживания автомобилей (СТОА), спецавтоцентры (САЦ) и мастерские, входящие в состав различных организаций или принадлежащие частным владельцам.
По периодичности, перечню и трудоемкости выполнения работы по ТО легковых автомобилей подразделяются на следующие виды: ежедневное техническое обслуживание (ЕО), периодическое техническое обслуживание (ТО), сезонное обслуживание (СО). Особое место в системе ТО легковых автомобилей занимает предпродажная подготовка.
ЕО включает заправочные работы и контроль, направленный на обеспечение безопасности и поддержание надлежащего внешнего вида автомобиля. Большей частью ЕО выполняется владельцем автомобиля самостоятельно перед выездом, в пути или по возвращении на место стоянки.
ТО предусматривает выполнение определенного объема работ через установленный эксплуатационной документацией (сервисной книжкой) пробег автомобиля.
СО включает работы по подготовке автомобилей к эксплуатации в холодное и теплое время года, согласно рекомендациям фирм-изготовителей.
Обслуживание автомобилей в гарантийный период. Техническое обслуживание в гарантийный период эксплуатации автомобилей заключается в проведении комплекса работ, связанных с обеспечением гарантий фирм-изготовителей.
Гарантии фирмы-изготовителя определяют его ответственность за качество выпускаемой продукции в соответствии с действующим законодательством. Они включают в себя обязательства по безвозмездному устранению дефектов, не вызванных какими-либо нарушениями правил продажи и эксплуатации. Обязательства действуют в течение гарантийного периода эксплуатации автомобиля.
Гарантийный период эксплуатации устанавливается по времени и пробегу, указывается в технических условиях и в инструкции по эксплуатации автомобиля. Исчисление гарантийного срока производится от даты продажи автомобиля, указанной в справке-счете, в техническом паспорте или сервисной книжке. Но он не распространяется на автомобили, не прошедшие предпродажную подготовку.
ТО автомобилей в гарантийный период производится за счет владельца. Стоимость работ устанавливается на основании действующих прейскурантов в соответствии с перечнем операций, указанных в талонах сервисной книжки или в инструкции по эксплуатации автомобиля.
Особенности организации ТО газобаллонных автомобилей. Организация ТО газобаллонных автомобилей на АТП имеет ряд особенностей, связанных с наличием на автомобиле газообразного топлива.
Для автомобилей, использующих в качестве топлива сжиженный нефтяной (СНГ) и сжатый природный (СПГ) газы, установлены те же виды и периодичность технического обслуживания, что и для базовых автомобилей. Отличие заключается лишь в перечне проводимых профилактических воздействий: в дополнение к работам, предусмотренным для базового автомобиля, проводятся работы по газобаллонной установке.
При ежедневном техническом обслуживании газобаллонных автомобилей внешним осмотром проверяют состояние и крепление газовых баллонов, редукторов высокого и низкого давления, карбюратора-смесителя, подогревателя газа, газопроводов и измерительных приборов, а затем с помощью специального прибора или пенным раствором проверяют герметичность соединений газовой магистрали. Обязательной операцией является слив конденсата из редуктора низкого давления. В зимнее время также сливают воду из испарителя.
Рисунок 2. Схема организации технологического процесса ТО автомобилей, работающих на СПГ.
Первое техническое обслуживание газовой системы питания включает контрольно-диагностические и крепежные работы, которые выполняют при ЕО, а также смазочно-очистительные: очистка фильтрующих элементов газовых фильтров, электромагнитного клапана, редукторов высокого и низкого давления, смазка резьбовых штоков магистрального, наполнительного и расходных вентилей.
Перед постановкой на пост ТО-1 автомобилей, работающих на СНГ, проверяют внутреннюю герметичность расходных вентилей и наружную герметичность арматуры газового баллона, затем необходимо закрыть расходный вентиль, выработать газ из системы; при необходимости удалить газ из баллона и перейти на работу двигателя на бензине.
Перед постановкой на пост ТО-1 автомобилей, работающих на СПГ, необходимо проверить герметичность газопроводов высокого давления и арматуры газовых баллонов, выработать газ из системы и перейти на работу двигателя на бензине.
Второе техническое обслуживание газобаллонных автомобилей включает все работы ТО-1 и, кроме того, ряд дополнительных контрольно-диагностических, крепежных и регулировочных операций, производимых со снятием в необходимых случаях элементов газовой системы питания. При ТО-2 более тщательно проверяют крепление узлов и приборов газовой системы, работу редукторов высокого и низкого давления, дозирующе-экономайзерного устройства, предохранительного клапана, подогревателя, испарителя, карбюратора-смесителя, манометров высокого и низкого давлений. В случае обнаружения неисправностей их устраняют и регулируют названные узлы и приборы.
Заканчивается ТО-2 проверкой герметичности соединений всех элементов газовой системы питания. Проверяются также легкость пуска и работа двигателя на газе и бензине.
При проведении сезонного обслуживания (СО) дополнительно продувают трубопроводы сжатым воздухом, проверяют работу ограничителя максимальной частоты вращения коленчатого вала, давление срабатывания предохранительного клапана газового баллона для сжиженного нефтяного газа.
Так как автомобильные баллоны для СНГ и СПГ являются сосудами высокого давления они должны подвергаться периодическому освидетельствованию: баллоны для СНГ через 2 года, баллоны для СПГ из углеродистой стали через 3 года, а из легированной стали через 5 лет. Перед освидетельствованием баллоны должны быть освобождены от газа, дегазированы инертным газом, демонтированы с автомобиля и вместе с запорной арматурой направлены на специальные испытательные пункты.
Организация технического обслуживания специализированных автотранспортных средств, таких как фургоны общего назначения, изотермические и рефрижераторные фургоны, фургоны для перевозки хлебобулочных изделий и животных, цистерны для нефтепродуктов (топливозаправщики), воды и пищевых продуктов, строительных материалов, минеральных удобрений и кормов, имеет некоторые особенности, связанные с тем, что на данных типах автомобилей устанавливается дополнительное технологическое оборудование.
Режимы технического обслуживания базовых автомобилей таких автотранспортных средств устанавливаются «Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта» (см. Система технического обслуживания и ремонта автомобилей), а технологического оборудования устанавливаются заводами-изготовителями. При этом общее увеличение трудоемкости ТО и ТР составляет в зависимости от сложности технологического оборудования до 10—20%.
При ТО технологического оборудования автоцистерн особое внимание при ежедневном обслуживании уделяется проверке крепления всех агрегатов (двигателя, насоса, компрессора, фильтра и других узлов и коммуникаций), наличия, крепления и состояния контрольно-измерительных приборов и автоматики, электропроводки, сигнализирующих устройств.
ТО-1 технологического оборудования цистерны проводится, как правило, одновременно с базовым автомобилем или после наработки 50 циклов приема-выдачи транспортируемых грузов. При этом проверяется: техническое состояние насоса, компрессора, вентиля слива отстоя; крепление компрессора, шарниров карданного вала, привода насоса (компрессора), масса заряда огнетушителя; крепление кабелей и узлов электрооборудования; по формуляру остаточный ресурс отдельных узлов оборудования, сроки проверки приборов (при необходимости выполняется их проверка или замена); работа всех сливных пробок из насоса и коммуникаций. Кроме того смазываются узлы и механизмы технологического оборудования в соответствии с картой смазки, устраняются выявленные при обслуживании неисправности.
ТО-2 оборудования совмещается с ТО-2 базового автомобиля или проводится после 200—300 циклов работы технологического оборудования. При ТО-2 дополнительно проверяется: состояние карданного вала привода насоса (компрессора), крепление датчиков тахометра; состояние покрытия внутренней поверхности резервуара и крепление узлов внутри его; регулировка предохранительных и дыхательных клапанов, работа пневматической системы, подача насоса (компрессора), работа и регулировка ограничителей наполнения резервуаров и указателей уровня; полнота слива жидкости из насоса и коммуникаций, световая и звуковая сигнализация при наполнении резервуара и т. д. Кроме того, промывается (очищается) внутренняя поверхность резервуара, коммуникаций и арматуры.
В объем работ СО, кроме работ по ТО-2, входят: проверка герметичности резервуара и обвязки; прочистка и продувка всех сливных и наливных трубопроводов, штуцеров и пробок; проверка состояния электро-и пневмооборудования, заземляющих устройств.
Автомобильные рефрижераторы оборудуются сложными автоматизированными фреоновыми или азотными холодильными установками и предназначены для перевозки охлажденных и замороженных скоропортящихся продовольственных товаров. Периодичность ТО узлов и агрегатов холодильной установки совпадает по периодичности с ТО автомобилей.
Перед выездом автомобиля-рефрижератора на линию водитель и механик по холодильным установкам обязаны пустить холодильную установку, проверить ее работу и исправность всех ее приборов. При необходимости провести регулировку.
При возвращении автомобиля с линии водитель и механик по холодильным установкам устраняют неисправности, выявленные при работе на линии, производят оттаивание воздухоохладителя и очистку холодильной установки от пыли и грязи.
При ТО-1, кроме работ, проводимых при ЕО, необходимо: очистить поверхность теплообмена конденсатора и воздухоохладителя; устранить неплотности в аппаратах, оборудовании и трубопроводах; проверить настройку реле давления; проверить крепление шкивов двигателя, компрессора, генератора и вентиляторов.
При ТО-2, кроме работ, предусмотренных ТО-1, необходимо: пустить установку и проверить работу всех ее узлов, аппаратов, приборов автоматики и электрооборудования; проверить герметичность системы и при необходимости устранить утечку фреона и масла (за исключением случаев, когда устранение утечки связано с работами, проводимыми в специализированных мастерских).