- Как правильно подключить регулятор оборотов к электродвигателю
- Схема регулятора оборотов для электродвигателя
- Технические характеристики контроллера
- Простейшая схема регулятора
- Заводские регуляторы
- Способы, как подключить регулятор оборотов
- Регулятор оборотов коллекторного двигателя от стиральной машины
- Регулятор мощности электроинструмента.
Как правильно подключить регулятор оборотов к электродвигателю
Регулятор скорости вращения двигателя может понадобится, если вы собираете станок или пытается усовершенствовать заводской. Неправильное подключение чревато падением мощности или даже поломкой мотора. Ниже вы узнаете, как установить и собрать регулятор оборотов с поддержанием мощности.
Схема регулятора оборотов для электродвигателя
Конечно, регулятор оборотов электродвигателя на 220в можно купить в магазине, но:
- В магазинах сложно найти платы для сетевого напряжения (основная часть рынка – регуляторы до 35 вольт).
- Те, что продаются для сетевых двигателей имеют посредственное качество. Мощность и скорость они не поддерживают, поэтому для станков (например, токарного) они не подходят в принципе.
- Промышленные контроллеры с поддержанием скорости и мощности очень дороги, и купить их сложно.
Почему бы тогда не собрать? Все детали продаются в любом радиомагазине, к тому же программировать или прошивать ничего не понадобится, хоть и понадобится микросхема.
Технические характеристики контроллера
Схема будет иметь следующие характеристики:
- Рабочее напряжение – от 110 до 230 вольт.
- Возможности регулировки – 9 – 99%. В целом, этот показатель зависит от выбранного димера.
- Нагрузка – до 2,5 киловатт.
- Рабочая мощность – 300 ватт без радиатора. Если установить хорошее охлаждение, можно ее увеличить на 20-25%.
Эта схема регулятора оборотов коллекторного двигателя на 220в достаточно тихая и имеет плавный пуск. Собрать же ее достаточно просто.
Простейшая схема регулятора
Ориентируйтесь на эту схему. Чтобы уменьшить обороты электродвигателя, необходим ШИМ модулятор, он же симистор. Это микросхема, которая модулирует ШИМ-сигнал, позволяющий задать собственное частоту.
В этой схеме роль модулятора играет микросхема U2008B. Это недорогая плата предназначена специально для регулировки оборотов асинхронного двигателя.
Как пишет Сайт компании электрические системы, также понадобится диод и резистор, чтобы снизить напряжение. На схеме они изображены со знаками D1 и R1. Также, чтобы отфильтровать поступающее электричество, необходим силовой конденсатор, обозначенный С1.
Р1, R5 и R3 – это делители напряжения, предназначенные для регулирования напряжения. Второй резистор необходим, чтобы синхронизировать внутренние блоки двигателя с симистором.
Чтобы частотный регулятор был безопасным, рекомендуется установить обычный плавкий предохранитель на 1,5 ампера.
Если вы хотите сделать профессиональную плату, возьмите эту схему для печати:
Останется только перенести ее на фольгированный текстолит и вытравить. Посмотреть инструкцию можно здесь. Цена вопроса такого регулятора – 200 рублей.
Заводские регуляторы
В некоторых случаях выгоднее взять регулятор оборотов коллекторного или асинхронного двигателя, если вы собираетесь модернизировать промышленное оборудование.
Наиболее распространенные модели:
1 Motor Speed Controller 400W. Недорогой (1300 рублей) ШИМ регулятор с простым управлением. На главной панели есть кнопка включения/выключения и 10 ступенчатый диммер. Обладает высокой производительностью и способен управлять двигателями до 400 ватт. Внутри присутствует хорошая система охлаждения и защиты. Для него ниже будет описана инструкция подключения.
2 KLS 4000-A1. Пожалуй, один из мощнейших китайских регуляторов вращения. Подключения, как такового, не требует. Достаточно вставить вилку в розетку на корпусе. Присутствует экран, где отображаются частота оборотов в минуту. Пожалуй, это наиболее удобный способ регулировки оборотов коллекторного двигателя без потери мощности. Цена начинается от 2400 рублей из Китая. В России продается с наценкой в 1,5 раза.
У российских домашних умельцев особым спросом пользуются тиристорные регуляторы оборотов.
С виду они похожи на обычные реостаты, но обладают большим запасом мощности. Впрочем, их можно самостоятельно по этой схеме.
Минусов у такого вида регуляторов достаточно много:
- Пропуски полупериодных волн. В связи с этим, двигатель во время работы будет постоянно шуметь. На работе двигателя это не скажется, но вот удобство работы – сомнительное.
- Для двигателей большой мощности они в принципе не подходят. Они удобны для запуска небольших моторов, вроде вентиляторных. Про двигатели от стиральной машины можно забыть.
- Стабилизация мощности достаточно низкая, желательно поставить дополнительный конденсатор, чтобы сгладить скачки напряжения.
Но есть и достоинства:
- Цена. Купить их можно буквально за 150-200 рублей в любом радиомагазине. Из Китая можно заказать рублей за 75.
- Малый размер и компактность. Их можно спрятать, они не занимают лишнего места на столе и помещаются в карман.
Способы, как подключить регулятор оборотов
Как же подключить регулятор оборотов? Рассмотрим Motor Speed Controller 400W по 3 причинам:
- Это наиболее популярный контроллер скоростей.
- С его подключением возникают проблемы, из-за разметки на китайском языке.
- Подключение почти не отличается от того, чтобы был собран своими руками.
Для начала, стоит изучить схему подключения, напечатанная на боковинке регулятора или паспорте устройства.
Теперь необходимо воспользоваться распиновкой на задней панели. Понадобится выбрать необходимые выводы. Контакты CCW и COM всегда закорочены, трогать их не нужно. Для подключения понадобится задействовать 3 нижних контакта. АС
АС – это ноль и фаза (провода устанавливаются произвольно, все же ток переменный). В FG вставляется провод заземления, если оно есть.
В общем, на этом подготовка закончена. Остается только вставить штекер от регулятора к клеммнику двигателя.
Рекомендуется в разрыв фазного провода поставить конденсатор.
Он поможет сгладить поступающее напряжение. Также не помешает установить ферритовый фильтр. Оно поможет сгладить помехи при работу.
Регулятор оборотов коллекторного двигателя от стиральной машины
Прекрасный для самоделок мотор от стиральной машины имеет слишком высокие обороты, и малый ресурс на максимальных оборотах. Поэтому я применяю простой самодельный регулятор оборотов (без потери мощности). Схема опробована и показала прекрасный результат. Обороты регулируются примерно от 600 до max.
Потенциометр электрически изолирован от сети, что повышает безопасность пользования регулятором.
Симистор необходимо поставить на радиатор.
Оптопара (2 шт) практически любая, но EL814 имеет внутри 2 встречных светодиода, и просится в эту схему.
Высоковольтный транзистор можно поставить, например, IRF740 (от БП компьютера), но жалко такой мощный транзистор ставить в слаботочную цепь. Хорошо работают транзисторы 1N60, 13003, КТ940.
Вместо моста КЦ407 вполне подойдет мост из 1N4007, или любой на >300V, и ток >100mA.
Печатка в формате .lay5. Печатка нарисована «Вид со стороны М2 (пайка)», так что при выводе на принтер ее надо зеркалить. Цвет М2 = черный, фон = белый, остальные цвета не печатать. Контур платы (для обрезки) выполнен на стороне М2, и будет указателем границ платы после травления. Перед запайкой деталей его следует удалить. В печатку добавлен рисунок деталей со стороны монтажа для переноса на печатку. Она тогда приобретает красивый и законченный вид.
Регулировка от 600 оборотов подходит для большинства самоделок, но для особых случаев предлагается схема с германиевым транзистором. Минимальные обороты удалось снизить до 200.
Минимальные обороты получил 200 об/мин (170-210, электронный тахометр на низких оборотах плохо меряет), транзистор Т3 поставил ГТ309, он прямой проводимости,и их много. Если поставить МП39, 40, 41, П13, 14, 15, то обороты должны еще снизиться, но уже не вижу надобности. Главное, что таких транзисторов как грязи, в отличие от МП37 (смотри форум).
Плавный пуск прекрасно работает, Правда на валу мотора пусто, но от нагрузки на валу при пуске, подберу R5 при необходимости.
R5 = 0-3к3 в зависимости от нагрузки;; R6 = 18 Ом — 51 Ом — в зависимости от симистора, у меня сейчас этого резистора нет;; R4 = 3к — 10к — защита Т3;; RР1 = 2к-10к — регулятор скорости, связан с сетью, защита от сетевого напряжения оператора обязательна. Есть потенциометры с пластмассовой осью, желательно использовать. Это большой недостаток данной схемы, и если нет большой необходимости в малых оборотах, советую использовать V17 (от 600 об/мин).
С2 = плавный пуск, = время задержки включения мотора;; R5 = заряд С2, = наклон кривой заряда, = время разгона мотора;; R7 — время разряда С2 для следующего цикла плавного пуска (при 51к это примерно 2-3 сек)
Регулятор мощности электроинструмента.
Здравствуйте! Из всего имеющегося у меня инструмента, самый используемый- УШМ (болгарка). Помимо распила различных материалов, очень часто применяется для зачистки, шлифовки поверхностей. При работе с деревянными материалами лепестковые круги часто жгут дерево. Слишком много оборотов. Круги на » липучке» по кафельной плитке тоже норовят слететь от центробежной силы.
Решением проблемы видел в дополнении болгарки регулятором оборотов. Критерием поиска была возможность встраивания в корпус инструмента с наименьшими затратами.
Верой и правдой очередная УШМ служит мне уже шестой год. Производитель ДИОЛД, под 125 круг. Более точное обозначение от времени стёрлось, а сам уже не помню.
Не хотел делать выносной регулятор. Место чуть-чуть в ручке имеется. Посмотрев на размеры крутилки на странице продавца и решив, что запихаю всё-таки, заказал.
Добиралась посылка примерно с месяц, трек не отслеживался.
ТТХ со страницы товара.
Модель: 6 скоростей
Максимальное напряжение: 250 (В)
Номинальный ток нагрева: 6 (A)
Рабочая температура: 0-50 ©
Материал: пластик.
Скоростей не 6, конечно, плавная регулировка потенциометром. Цифры для наглядности.
Длина — 30 мм;
Ширина- 17 мм;
Высота — 30 мм.
На одном торце эл. характеристики.
На противоположном- схема включения.
Примерная электрическая схема устройства. Обозреваемый регулятор отличается только наличием подстроечного потенциометра и выключателем ( дальше 6 позиции эл. регулировка отключается и на инструмент подаётся сетевое напряжение напрямую).
Внутри корпуса выглядит так. Симистор используется ВТВ08.
VRRM, В 600
IT(RMS) (макс.), А 8
VDRM (макс.), В 600
IFSM (макс.), А 84
IFT, мА 35
dV/dt, В/мкс 400
dI/dt, А/мс 4.5
TA,°C от -40 до 125
Вполне может использоваться без радиатора до 1000Вт
Плата из текстолита. С обратной стороны только пайка.(флюсом я заляпал, комплектные провода короткие)
Разобрал УШМ. Место для установки оказалось только здесь.
Пропилил отверстие в корпусе. Корпус ручки болгарки из вязкого пластика. Регулятор вставляется очень плотно. Ничем не крепил.
Расположение получилось удачное. Не мешает при работе инструментом.
Примерно 5 мм не влез до конца, не критично абсолютно. Главное-удобно пользоваться.
Регулятор плавно меняет напряжение. Подключается в разрыв питающего провода. На первой позиции напряжение 154 В.
На шестой позиции 201 В.
Болгарка у меня маломощная, поэтому на 1 и 2 позициях при резке металла останавливается.
Зато с 3 и дальше отлично работает. То, что я ждал от регулятора, я получил. На работе подтачивал плитку. Насадка не пытается убежать с платформы, меньше вибрация и нет такого столба пыли.
Лепестковым кругом снимал фаски с торца доски- не жгёт.
Теперь УШМ полностью оправдывает своё название (угловая шлиф.машина).
Включаю болгарку на прямом включении к сети, а потом убираю обороты до нужных. Хотя она запускается и на низких оборотах. Может и зря, ну так, на всякий случай. Это есть на видео.
Небольшое видео работы.
Всем спасибо и удачных покупок!