Схема подключения генератора двигателя ямз 238

Схема подключения генератора двигателя ямз 238

Библиографическая ссылка на статью:
// Современная техника и технологии. 2012. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2012/05/926 (дата обращения: 11.09.2020).

канд. техн. наук Гумелёв В.Ю.,

канд. техн. наук Картуков А.Г.,

На автомобиле Урал-4320-31 устанавливается генератор Г 288Е или 1702.3771. Основные характеристики данных генераторов представлены в таблице 1 и 2.

Т а б л и ц а 1 – Основные характеристики генератора Г288Е

Номинальное напряжение В 28
Ток нагрузки номинальный А 47
Номинальная мощность Вт 1000
Частота вращения ротора при напряжении 28 В:

— при токе нагрузки не более 30 Амин -1

1900Максимальная частота вращениямин -1 8000Ток возбужденияАот 1,5 до 1,7Масса генератора без шкивакг10 Длина мм230Диаметрмм174Применяемостьавтомобили с двигателями ЯМЗ-236, ЯМЗ-238; автомобили КамАЗ -4310 с двигателем 740.10 .

Т а б л и ц а 2 – Основные характеристики генератора 1702.3771

Номинальное напряжение В 28
Максимальный выпрямленный ток А 50
Ресурс генератора в пробеге транспортного средства тыс. км 450
Удельная мощность Вт/кг 259
Масса генератора (без шкива) кг 5,4
Длина мм 192
Диаметр мм 140
Применяемость автомобили УРАЛ, КрАЗ с двигателями ЯМЗ-236, ЯМЗ-238

Кроме этих генераторов могут быть установлены их аналоги, основные характеристики которых представлены в таблице 3.

Генератор 1702.3771 трехфазный, синхронный генератор переменного тока со встроенным выпрямительным блоком, водостойкого исполнения предназначен для работы в качестве источника электрической энергии параллельно с аккумуляторными батареями в системе электрооборудования автомобиля. Генератор 1702.3771 и его устройство представлены на рисунке 1.

Т а б л и ц а 3 – Основные технические характеристики генераторов, взаимозаменяемых с генераторами 1702.3771 и Г 288Е

Номинальный

а – внешний вид генератора; б – устройство генератора

1 – шкив; 2 – вентилятор; 3 – крышка передняя; 4 – статор; 5 – щеткодержатель;

6 – крышка задняя

Рисунок 1 – Генератор 1702.3771

Электрическая схема генератора 1702.3771 представлена на рисунке 2. Фазы обмотки статора (якоря) генератора 1702.3771 соединены в «звезду». Конденсатор С служит для уменьшения пульсаций выпрямленного напряжения. Вывод «+D» от дополнительных диодов предназначен для соединения со счетчиком моточасов (при его установке) или контрольной лампой, сигнализирующей о неисправности генератора (также при ее установке).

Читайте также:  Жидкости для автомобиля ман

Рисунок 2 – Схема электрическая генератора 1702.3771

Устройство генератора 1702.3771 во многом аналогично устройству генератора Г 288Е, но имеет ряд конструкционных отличий, которые позволили снизить его массу почти в два раза по сравнению с генератором Г 288Е. Обмотка статора у генератора 1702.3771 – трехфазная, соединенная звездой. Каждая фаза состоит из двенадцати последовательно соединенных катушек, расположенных на отдельных полюсах (всего 36 полюсов). Статор генератора 1702.3771 представлен в соответствии на рисунке 3. Выходные зажимы фаз соединены с выпрямительным блоком, отрицательный полюс которого соединен с корпусом. Выпрямительный блок типа БПВ-17 устанавливается в задней крышке генератора.

а – статор генератора; б – ротор генератора

Рисунок 3 – Статор и ротор генератора 1702.3771

Ротор генератора1702.3771, представленный на рисунке 3б, имеет одинаковое устройство с ротором генератора Г 288Е.

Увеличенное в два раза количество полюсов статора позволяет при меньшем числе витков в катушках обмотки статора получить требуемое напряжение. Это даёт возможность при том же размере паза сердечника применять более толстый провод обмотки и, соответственно, увеличивается ток генератора. Крышки генератора 1702.3771, представленные на рисунке 4 также отлиты из алюминиевого сплава и по своей конструкции аналогичны крышкам генератора Г 288Е.

а – передняя крышка генератора (со стороны привода);

б – задняя крышка генератора (со стороны щеточного узла)

Рисунок 4 – Передняя и задняя крышки генератора 1702.3771

В задней крышке генератора устанавливается выпрямительный блок типа БПВ-17, который имеет три дополнительных диода 5 (рисунок 5), которые исключают зависимость напряжения генератора от состояния контактов выключателя стартера и приборов, так как с них в процессе работы напряжение генератора сразу поступает на регулятор напряжения, минуя выключатель.

1 – диод отрицательной шины; 2 – фазный вывод; 3 – диод положительной шины; 4, 6 – отрицательная и положительная шины; 5 – дополнительные диоды

Рисунок 5 – Выпрямительный блок генератора 1702.3771 с тремя дополнительными диодами

Шкив двух ручьевой и щеткодержатель со щетками взаимозаменяемы со шкивом и щетками генератора Г 288Е. Шкив и крыльчатка вентилятора, представленные на рисунке 6, фиксируются на валу ротора при помощи гайки и шпонки.

Читайте также:  Руководство по обслуживанию двигателя 4g63

а – шкив; б – крыльчатка вентилятора

Рисунок 6 – Шкив и щеткодержатель генератора 1702.3771

Подключение генератора 1702.3771 к бортовой сети автомобиля представлено на рисунке 7.

1 – конденсатор; 2 – клемма «» для подсоединения к клемме «-» регулятора напряжения ; 3 – вывод « +D »; 4 – вывод «W» – вывод фазы для соединения с реле блокировки стартера и тахометром; 5 – штекерный разъем «Ш» для соединения с выключателем стартера и приборов и клеммой «Ш» регулятора напряжения; 6 – вывод «+» для соединения с приемниками электроэнергии

Рисунок 7 – Подключение генератора 1702.3771 к бортовой сети автомобиля

Схема системы электроснабжения автомобиля УРАЛ-4320-31 и ее состав представлены на рисунке 8 [1]. Рассмотрим работу генератора на примере генератора 1702.3771. При включении выключателя стартера и приборов 5 (рисунок 8) на обмотку возбуждения ротора (индуктора) подается напряжение от аккумуляторных батарей. Возбуждение генератора независимое – от аккумуляторных батарей.

1 – генератор 1702.3771; 2 – регулятор напряжения 2712.3702 (Р2712.3702); 3 – реле отключения регулятора напряжения 901.3747; 4 – указатель тока АП171А; 5 – выключатель стартера и приборов ВК353; 6 — стартер 25.3708-01; 7 – выключатель аккумуляторных батарей 1402.3737; 8 – аккумуляторные батареи 6СТ-190А; 9 – реле стартера 738.3747-20; 10 – предохранитель биметаллический 291.3722

Рисунок 1.14 – Система электроснабжения автомобиля УРАЛ-4320-31

Путь тока в обмотку возбуждения генератора следующий: вывод
«+» аккумуляторных батарей – вывод стартера – реле стартера – «-» указателя тока – «+» указателя тока – вывод АМ выключателя стартера и приборов – клемма ВК выключателя стартера и приборов – реле отключения обмотки возбуждения 3 – клемма «+» регулятора напряжения – клемма Ш2 щёток генератора 1 – обмотка возбуждения генератора 1 – клемма Ш1 щёток генератора 1 – клемма Ш регулятора напряжения – корпус («масса» автомобиля) – выключатель аккумуляторных батарей 7 – вывод «-» аккумуляторных батарей 8 – вывод «+» аккумуляторных батарей 8.

При электростартерном пуске и после пуска двигателя коленчатый вал начинает вращать ротор генератора. Происходит возбуждение генератора от тока независимого источника – аккумуляторных батарей. Выпрямительным блоком напряжение преобразуется в постоянное. Когда оно станет больше напряжения аккумуляторных батарей, то генератор начнет питать приёмники и заряжать батареи.

Читайте также:  Перечень работ по ремонту автомобиля уаз патриот

Путь тока для заряда аккумуляторных батарей следующий: вывод
«+» генератора – вывод АМ выключателя стартера и приборов – «+» указателя тока – «-» указателя тока – реле стартера – вывод стартера – вывод
«+» аккумуляторных батарей – вывод
«-» аккумуляторных батарей – выключатель аккумуляторных батарей – корпус («масса» автомобиля) – «-» генератора.

Одновременно к потреблению электроэнергии от генератора подключаются приемники электрической энергии (выключатель приборов и стартера включен в 1-ое фиксированное положение и к выводу «АМ» выключателя подсоединены его выводы «ВК» и «КЗ», к которым в свою очередь параллельно генератору подключены приемники). Некоторые приемники подключаются под напряжение генератора без выключателя стартера и приборов, но посредством других выключателей на участке зарядной цепи между его выводом «АМ» и клеммой «+» указателя тока (например, головные фары и габаритные фонари).

Обмотка возбуждения также начнёт питаться от генератора и произойдет его самовозбуждение. В этом случае путь тока в обмотку возбуждения генератора следующий: вывод
«+» генератора – вывод АМ выключателя стартера и приборов – вывод ВК выключателя стартера и приборов – реле отключения обмотки возбуждения – клемма «+» регулятора напряжения – клемма Ш2 щёток генератора – обмотка возбуждения генератора – клемма Ш1 щёток генератора – клемма Ш регулятора напряжения – корпус генератора («-» генератора) – вывод «+» генератора.

С увеличением частоты вращения ротора напряжение генератора может достигнуть опасного для приёмников значения. Поэтому генератор работает совместно с регулятором напряжения, ограничивающим предельное значение напряжения генератора путем изменения величины тока обмотки возбуждения (обмотки ротора).

1 Руководство по эксплуатации автомобилей семейства «Мотовоз-1» [Текст]: – Рязань: Министерство Обороны Российской Федерации. Главное автобронетанковое управление. 2006. – 284 с.

Оцените статью