Сайт о внедорожниках, SUV, автомобилях повышенной проходимости
Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) на двигателе ЗМЗ-409 расположен между шлангом воздушного фильтра и шлангом впускной трубы и предназначен для преобразования расхода воздуха, поступающего в двигатель, в напряжение постоянного тока. Информация с датчика массового расхода воздуха позволяет блоку управления определить режим работы двигателя и рассчитать цикловое наполнение цилиндров воздухом на установившихся режимах работы двигателя, длительность которых превышает 0.1 секунды.
Принцип работы, общее устройство и аналоги датчика массового расхода воздуха Уаз с двигателем ЗМЗ-409.
В зависимости от комплектации и типа электронного блока управления на двигателях ЗМЗ-409 могут устанавливаться датчики массового расхода воздуха с чувствительным элементом выполненным в виде токопроводящей пленки нанесенной на керамическую основу, или в виде платиновой нити. Сигнал датчика представляет собой напряжение постоянного тока, значение которого зависит от количества и направления движения воздуха, проходящего через датчик.
Чувствительный элемент датчика построен на принципе терморезистивного анемометра. Он нагревается электрическим током и его рабочая температура поддерживается постоянной. Если поток воздуха через датчик увеличивается, то чувствительный элемент начинает охлаждаться, а схема управления ДМРВ увеличивает ток его нагрева до тех пор, пока его температура не восстанавливается до первоначального уровня.
Таким образом величина тока нагрева чувствительного элемента пропорциональна расходу воздуха. Одновременно вторичный преобразователь датчика массового расхода воздуха преобразует ток нагрева элемента в выходное напряжение постоянного тока.
Конструктивно ДМРВ состоит из пластикового корпуса выполненного в виде патрубка на концах которого установлены защитные решетки. В корпусе размещен чувствительный элемент, а в верхней части датчика размещены плата вторичного преобразователя закрытая герметичным пластмассовым корпусом, и контактная вилка соединителя, которая в зависимости от типа датчика имеет разную форму и количество выводов.
Совместно с блоком управления Микас 7.2 могли устанавливаться датчики массового расхода воздуха Bosch HFM5-4.7 0 280 218 037, Siemens HFM62C/11 или НПП АВТЭЛ 20.3855 с пленочным чувствительным элементом. С блоком Микас 11 — Siemens HFM62C/19 с пленочным или 20.3855-10 с нитевым чувствительным элементом. С блоком ME17.9.7 — Bosch HFM7-4.7 0 280 218 220.
Внешние проявления неисправности датчика массового расхода воздуха Уаз с двигателем ЗМЗ-409.
Неисправность ДМРВ на работающем двигателе ЗМЗ-409 характеризуется увеличением расхода топлива, значительным ухудшением динамики при разгоне и проблемами с запуском двигателя. При возникновении неисправностей в цепях соединений датчика или самого датчика, система бортовой самодиагностики зажигает сигнальную лампа Check Engine, которая горит постоянно при работающем двигателе, и выдает коды неисправности.
Микас 7.2
013 — низкий уровень сигнала датчика массового расхода воздуха (ДМРВ).
Возможные причины неисправности :
— датчик массового расхода воздуха не подключен к жгуту проводов.
— обрыв цепи электропитания датчика.
— обрыв провода массы датчика массового расхода воздуха.
— перепутаны или оборваны сигнальные провода к датчику.
— замыкание сигнальных проводов датчика.
— неисправность датчика массового расхода воздуха.
014 — высокий уровень сигнала датчика массового расхода воздуха (ДМРВ).
Возможные причины неисправности :
— замыкание на бортсеть сигнальных проводов датчика.
— неисправность датчика массового расхода воздуха.
Микас 11 и Bosch ME17.9.7
0101 — выход сигнала датчика массового расхода воздуха за допустимый диапазон
0102 — низкий уровень сигнала цепи датчика массового расхода воздуха
0103 — высокий уровень сигнала цепи датчика массового расхода воздуха
Проверка датчика массового расхода воздуха Уаз с двигателем ЗМЗ-409.
Прежде всего необходимо проверить наличие питания датчика. Для этого надо отсоединить колодку жгута проводов системы управления двигателем от датчика и при включенном зажигании вольтметром измерить напряжение на выводе (номер вывода ниже) колодки жгута проводов, при этом «минусовой» щуп вольтметра должен быть подсоединен к «массе» автомобиля :
— Вывод «2» для датчика HFM5-4.7 0 280 218 037, HFM62C/11 и 20.3855
— Вывод «4» для датчика HFM62C/19 и 20.3855-10
— Вывод «3» для датчика HFM7-4.7 0 280 218 220
На этом выводе должно быть напряжение +12 Вольт, в противном случае неисправность необходимо искать в цепи питания датчика. Если напряжение есть, то для окончательной проверки надо отсоединить датчик от жгута проводов, включить зажигание и сбросить все коды неисправностей, а затем запустить двигатель.
Если через некоторое время система самодиагностики выдает код неисправности — Низкий уровень сигнала датчика массового расхода воздуха, то значит неисправен сам датчик, а если код — Высокий уровень сигнала датчика, то неисправность в электронном блоке управления или жгуте проводов. Датчик массового расхода воздуха изделие не ремонтопригодное, поэтому при его неисправности он заменяется на новый.
Проверка пленочного датчика массового расхода воздуха 20.3855.
Общую исправность датчика массового расхода воздуха 20.3855 с пленочным чувствительным элементом, который устанавливается на двигатели ЗМЗ-409 Евро-2 с блоком управления Микас-7.2, можно проверить собрав схему показанную на рисунке ниже.
При подключении в цепь источника напряжения в 12 Вольт, вольтметр должен показывать 1.3-1.4 Вольта, а при кратковременном включении указанного на схеме выключателя, вольтметр должен показывать около 8 Вольт.
Датчики двигателя 406, 405 Газель, змз 409 УАЗ, умз 4213, 4216
В данной статье изложены все датчики двигателя 409, 406, 405, которые устанавливаются на автомобилях УАЗ и Газель разной модификации. Приведены их технические характеристики и способы проверки исправности датчиков.
Каталожные номера датчиков двигателя и что они обозначают:
Он помогает покупать и устанавливать приборы те, которые подходят именно вашему движку.
Это своего рода подсказка для водителя о том, подходит ли указанный электро датчик ему или нет. Заменяем он или нет с его родным измерителем.
Рассмотрим эту систему обозначения в каталогах на примере указателя напора масла.
Каталожный номер измерителя напора масла — 23.3829010
Нумеpация обозначений сбоpочных единиц и деталей осуществляется по единой семизначной системе. Напpимеp, указатель давления имеет обозначение:
23.3829010, где:
- 23 — пеpвые цифpы до точки означают модель агрегата;
- 38 — пеpвые две цифpы семизначного номеpа после точки означают номеp гpуппы, в этом случае «Приборы»;
- 29 — втоpые две цифpы семизначного номеpа означают номеp подгpуппы, в текущем случае «Прибор нагнетания масла»;
- 010 — последние тpи цифpы семизначного номеpа указывают поpядковый номеp детали,в указанном случае «Указатель давления масла».
- Для указания заменяемости или не заменяемости деталей или сбоpочных единиц после их обозначения вводятся цифpовые индексы, которые показывают, что в конструкцию запчасти или сборочной единицы были внесены изменения. Эти цифры указываются после семизначного номера, после тире.
- 01 — пеpвая взаимозаменимая версия;
- 02 — втоpой заменимый ваpиант;
- . . . . . . . . . . . . . . . . . .;
- 09 — девятая взаимозаменяемая веpсия;
- 10 — пеpвая не взаимозаменяемая ваpиация;
- 11 — пеpвый взаимозаменимый ваpиант не взаимозаменяемой ваpиации 10;
- 12-19 — последующие взаимозаменимые варсии невзаимозаменимой ваpиации 10;
- 20 — втоpая не заменимая веpсия;
- 21-29 — взаимозаменимые ваpианты втоpого не заменяемого ваpианта 20 и т.д.
Более подробную информацию о датчике синхронизации читай на странице: Датчик коленвала
Датчик детонации 18.3855
Датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя
Датчик двс предназначен для измерения температуры охлаждающей жидкости двигателя (Антифриза) и отправки данных сведений в электронный блок управления (ЭБУ), преобразовав температуру в сигнал напряжения постоянного тока. ЭБУ получив данные с ДТОЖ расчитывает по программе необходимое количество топлива для впрыска форсунками в горшки движителя при запуске и при работе. Если сломается данный датчик то компьютор будет не правильно определять размер вприскиваемого топлива. Произойдет перелив или недостача топлива и как следствие движок не будет запускаться и будет плохо работать.
Взаимозаменяемость ДТОЖ двс
- Датчик температуры 19.3828 (t = 125°) ЗМЗ Евро-2 «ПЕКАР» / 19-3828000 взаимозаменяем с:
- Датчик температуры 19.3828 (t = 125°) ЗМЗ Евро-2
- Датчик температуры 40.5226 / 406.3828010.
Примечание: Стоит данный датчик температуры на 31602 с ЭБУ 31602-3763010 уже несколько лет.
- Электро датчик температуры «BOSCH» 40904.3828000 (BOSCH 0 280 130 093) под штекер взаимозаменяем с:
- Датчиком температуры под штекер «ПЕКАР» 40904-3828000
- Электро датчик температуры с МИКАС-11 «Автоприбор» (Калуга) / 234.3828000 взаимозаменяем с:
- Датчик температуры с МИКАС-11 «АвтоТрейд» (Калуга) 421.3828 (аналог 234.3828)
- Измеритель температуры с МИКАС-11 «ПЕКАР» 234-3828000
- Электро датчик температуры с МИКАС-11 «УАЗ» 3163-3828002 (234.3828-01/-02 ; 421.3828)
Более объемлющая информацию о датчике температуры охлаждающей жидкости изложена на странице: Датчик температуры
Датчик радиатора (перегрева) ТМ-104
Конструкция датчика радиатора (перегрева) ТМ-104 движка:
Обозначение на рисунке:
- а — с плоским термобиметаллом;
- б — со спиралью;
- в — с фигурным нагревательным элементом;
- 1 — корпус;
- 2 — термобиметал;
- 3 — подвижный контакт;
- 4 — неподвижный контакт;
- 5 — нагревательная спираль.
Принцип действия датчиков перегрева охлаждающей жидкости:
В них использовано свойство термобиметаллической пластины изгибаться при нагреве. Такая пластина состоит из двух слоев металла, имеющих различное значение коэффициента линейного расширения. Один металл пассивный (инвар) увеличивается меньше при нагреве, чем второй металл активный (сталь).
Термобиметаллическая пластина может крепиться в приборах измерения температуры охлаждающей жидкости в одном конце или в двух. При нагревании такой пластины сталь расширяется больше чем инвар и нагибает пластину в сторону инвара. Это свойство и используется в приборах перегрева:
Обозначение на схемах:
- h1 — толщина активного слоя пластины;
- h2 — толщина пассивного слоя;
- L — длина нагреваемого участка термобиметаллической пластины;
- 1 — термобиметаллическая пластина;
- α1 — линейный коэффициент температурного расширения пассивного металла (инвара);
- α2 — линейный коэффициент температурного расширения активного металла (сталь);
- 2 — подвижный контакт;
- 3 — неподвижный контакт;
- x — величина изгиба пластины при перегреве;
- 4 — толкатель;
- Lпор — пороговое (максимально допустимое) значение температуры охлаждающей жидкости.
Электрическая схема подключения датчика радиатора (перегрева)
Обозначение на схеме:
- 1 — датчик;
- 2 — контрольная лампа;
- 3 — выключатель зажигания;
- 4 — предохранитель;
- 5 — амперметр;
- 6 — источник питания;
- 7 — контакты измерителя.
Где находится датчик радиатора (перегрева) ТМ-104 на уаз Симбирь 31602:
Аналоги датчика радиатора (перегрева) ТМ-104:
- ТМ-104-3808000/г.Калуга/»АВТОПРИБОР»/УАЗ, ГАЗ-53, 3ИЛ-130К,-157КД
- ТМ-104-3808000/(кооп.)/УАЗ, ГАЗ-53, 3ИЛ-130К,-157КД
Назначение выводов на клемной калодке ДМРВ:
- Масса
- Минус от ЭБУ
- Плюс от ЭБУ
- Прожиг
- Плюс 12V от реле
- ПТСО от ЭБУ
Коды ошибок ДМРВ двигателя 409.10 с Микас 7.2: | ||
---|---|---|
Код ошибки ДМРВ двигателя 409 | Наименование неисправности | Условия определения |
013 | НУС Датчика массового расхода воздуха | После пуска ДВС |
014 | ВУС Датчика массового расхода воздуха | После пуска ДВС |
031 | НУС корректора СО | После включения зажигания |
032 | ВУС корректора СО | После включения зажигания |
Принятые сокращения в таблице ошибок:
- КЗ-короткое замыкание;
- РХХ (РДВ)-регулятор холостого хода(Ргулятор дополнительного воздуха);
- ЭБН-электробензонасос;
- СО-концентрация окислов углерода в отработавших газах двигателя;
- ОЗУ-опертивно запоминающее устройство;
- ПЗУ-постоянно запоминающее устройство;
- ДВС-двигатель внутреннего сгорания;
- EEPROM-энергонезависимая память;
- ВУС-высокий уровень сигнала;
- НУС-низкий уровень сигнала.
Технические характеристики датчика указателя давления масла 23.3829010:
- Ширина 6 см
- Высота 6 см
- Длина 9 см
- Вес 170 грам
- Измеряемое давление 0-6 кгс/см 2
- Напряжение 12-24 В
- Давление 0 кгс/см 2 сопротивление 290-330 Ом
- Давление 1,5 кгс/см 2 сопротивление 171-200 Ом
- Давление 4,5 кгс/см 2 сопротивление 51-79 Ом
- Максимальная сила тока 0,15 А
- Чувствительный элемент реостат
- Посадочная резьба штуцера К1/4″
- Шестигранник под ключ М14
При покупке датчика давления необходимо брать датчик с артикулом к своей машине. Так как датчик давления работает в паре с указателем давления на панели приборов. И естественно другой артикул не подойдет из за другой градуировки датчика давления.
Проверка датчика указателя давления масла:
Проверку датчика давления масла можно произвести на машине. Для этого необходимо два человека.
- Давление масла в системе автомобиля 0 кгс/см 2
- Сопротивление нового датчика 290-330 Ом
- Сопротивление изношенного датчика 270-350 Ом
- Давление масла в системе автомобиля 1,5 кгс/см 2
- Сопротивление нового датчика 171-200 Ом
- Сопротивление изношенного датчика 156-215 Ом
- Давление масла в системе автомобиля 4,5 кгс/см 2
- Сопротивление нового датчика 51-79 Ом
- Сопротивление изношенного датчика 37-93 Ом
Возможные неисправности датчика указания давления масла:
- Если при включении зажигания и неработающем, холодном двигателе (при этом контрольная лампа аварийного давления масла должна гореть) стрелка указателя находится в конце шкалы или показывает давление больше 0 кгс/см2, возможно произошел выход датчика из строя, или произошло замыкание на массу в цепи от датчика до указателя. Для установления причины следует отсоединить провод от датчика. Если неисправен датчик и нет замыкания на массу, стрелка должна вернуться в начало шкалы.
- Если стрелка указателя после запуска и при работе двигателя постоянно находится в начале шкалы (при этом контрольная лампа аварийного давления масла не горит), то, возможно, вышел датчик из строя, или произошел обрыв в цепи от датчика до указателя. Для проверки следует отсоединить провод от датчика и замкнуть его на массу. Если неисправен датчик, стрелка должна переместится в правый конец шкалы.
- Сопротивление правильно работающего датчика должно соответствовать таблице, приведенной ниже. При выходе сопротивления датчика за предельные значения датчик подлежит замене. Следует учитывать, что на правильность показаний указателя давления масла также оказывает влияние повышенное сопротивление контактов вследствие их окисления – показания указателя уменьшаются.
Параметры проверки датчика указателя давления масла двигателя:
Датчик | Давление, кгс/см2 | Сопротивление нового датчика, Ом | Сопротивление предельно изношенного датчика, Ом |
23.3829 | 0 | 290-330 | 270-350 |
1,5 | 171-200 | 156-215 | |
4,5 | 51-79 | 37-93 |
Место установки датчика указания давления масла двигателя:
Датчик положения дроссельной заслонки 406.1130000-01 двигателя
Назначение и принцип действия датчика положения дроссельной заслонки 406.1130000-01:
- Датчик дроссельной заслонки предназначен преобразовать угол поворота дроссельной заслонки в напряжение постоянного тока
- Датчик представляет собой потенциометр. По жестко расположенным металлическим дорожкам двигается пластинка токосъемника от 0 до 90 0
- Выходное сопротивление датчика меняется в зависимости от угла поворота дроссельной заслонки, с которой он связан жестко.
- Электропитание датчика положения дроссельной заслонки осуществляется стабилизированным напряжением от ЭБУ 5±0.1 В
Подробней о датчике положения дроссельной заслонки читай на странице: Датчик дроссельной заслонки
Датчик распредвала двигателя
Назначение и принцип действия датчика распредвала:
Принцип работы датчика основан на эффекте Холла. Размещается в головке цилиндров. Формирует сигнал при взаимодействии магнитного поля датчика с отметчиком, имеющем вид отогнутой пластины, установленном на заднем конце выпускного распределительного вала.
Момент начала формирования сигнала датчиком фазы соответствует началу такта сжатия в первом цилиндре. Предназначен для определения блоком управления фазы рабочего цикла в цилиндрах двигателя. После прохода отметчика датчика фазы возле его торца ЭБУ отсчитав 180 o оборота распредвала подает команду на свечу зажигания в первом цилиндре для воспламенения бензовоздушной смеси.
Датчик фазы отсутствует на части двигателей. В этом случае такт сжатия в первом цилиндре определяется блоком управления двигателя по заложенному в нем специальному алгоритму (программе).
Подробней о датчике распредвала читай на странице: Датчик распредвала