- Автомобиль пенного тушения АПТ 7,0 на базе КАМАЗ-65224
- Применяемость
- Конструктивные особенности
- Похожие Единицы каталога
- Автомобиль переделанный для воздушно-пенного тушения и доставки пенообразователя к месту пожара
- Пожарные автомобили целевого применения
- Типы автомобилей целевого назначения
- Аэродромные автомобили
- Машины порошкового тушения
- Автомобили пенного тушения
- Автомобили комбинированного тушения
- Автомобили газового тушения
- Автомобили газоводяного тушения
- Автонасосные станции
- Пеноподъемники
Автомобиль пенного тушения АПТ 7,0 на базе КАМАЗ-65224
Автомобиль пенного тушения объемом 7 куб. м. на шасси КАМАЗ-43118 предназначен для доставки к месту пожара боевого расчета, пожарно-технического вооружения и запаса пенообразователя.
Модификация автомобиля | АПТ 7,0-70 | АПТ 7,0-100 | АПТ 7,0-150 | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Шасси, КАМАЗ | 65224 | |||||
Колесная формула | 6х6 | |||||
Двигатель дизель, номинальная мощность, кВт/ удельная мощность, кВт/т) | 294/10,7 | |||||
Боевой расчет включая водителя | 6…7 | |||||
Вместимость цистерны для пенообразователя, л | 7000 | |||||
Вместимость бака для воды, л | 420. 1000 | |||||
Насос пожарный центробежный | НЦПН-70/100 | НЦПН-100/100 | НЦПН 150/100 | |||
Производительность в номинальном режиме, л/с | 70 | 100 | 150 | |||
Напор насоса в номинальном режиме, м | 100 | |||||
Расположение насоса | Задний обогреваемый отсек | |||||
Ствол лафетный стационарный | ЛСД-С60У, Ураган, Крос | ЛСД-100У, Ураган, Крос | ||||
Макс. скорость, км/ч | 90 | |||||
Габаритные размеры, м | 9,4х2,5х3,3 |
Применяемость
Применяется как самостоятельная боевая единица при тушении пожаров воздушно-механической пеной на предприятиях нефтехимической промышленности и в местах хранения нефтепродуктов. Может эксплуатироваться в районах умеренного климата с годовым перепадом температур в пределах от -45°С до + 40°С по дорогам всех видов и бездорожью.
Конструктивные особенности
- Кузов выполнен по модульной схеме и состоит из 3-х частей: переднего отсека для ПТВ, нержавеющей цистерны для пенообразователя, отсека для ПТВ совмещенного с насосным отсеком.
- Двухрядная кабина боевого расчета цельносварная разъемная (салонного типа), передняя часть откидная. Дополнительный обогрев – автономный дизельный отопитель.
- Привод насоса осуществляется от серийной коробки отбора мощности.
- Обогрев насосного отсека – автономный дизельный отопитель.
- Автомобиль АЦ 7,0-150 (65224) имеетавтоматическую установку дозирования пены (АУДП) — система позволяет автоматически дозировать подачу пенообразователя непосредственно в любую или все четыре напорные магистрали, в зависимости от расхода воды.
По требованию заказчика завод может выполнить следующее:
- Утепление цистерны для пенообразователя и бака для воды пенополиуретаном.
- Подогрев: топливозаборников, топливопроводов, фильтра тонкой очистки и фильтра грубой очистки.
- Утепление аккумуляторного отсека.
- Установить шторные двери отсеков.
Откидные двери отсеков выполнены с телескопическими опорами для подъема. В задней части кузова откидные подножки. Лафетный ствол может располагаться на крыше кузова. Пожарно-техническое вооружение размещено на крыше кузова и в отсеках с учетом удобного доступа и быстрого съема. Надежно закреплено специальными механизмами, зажимами и другими элементами крепления.
Похожие Единицы каталога
цистерна для пенообразователя — 13 м 3 ; бак для воды — 1000 л; напор насоса — 100 м; производительность насоса — 150 л/с; число мест — 6
цистерна для пенообразователя — 10 м 3 ; бак для воды — 600 л; напор насоса — 100 м; число мест — 6. 7
цистерна для пенообразователя — 9 м 3 ; бак для воды — 540 л; напор насоса — 100 м; число мест — 6-7
цистерна для пенообразователя — 9 м 3 ; бак для воды — 540 л; напор насоса — 100 м; число мест — 3
цистерна для пенообразователя — 8 м 3 ; бак для воды — 480 л; напор насоса — 100 м; число мест — 3
цистерна для пенообразователя — 8 м3; бак для воды — 480 л; напор насоса — 100 м; число мест — 6-7
цистерна для пенообразователя — 8 м 3 ; бак для воды — 480 л; напор насоса — 100 м; число мест — 6-7
цистерна для пенообразователя — 8 м 3 ; бак для воды — 480 л; напор насоса — 100 м; число мест — 6
цистерна для пенообразователя — 8 м 3 ; бак для воды — 500 л; напор насоса — 100 м; число мест — 6-7
цистерна для воды — 6000 л; бак для пенообразователя — 1000 л; масса перевозимого огнетушащего порошка — 1000 кг; напор насоса — 100/400 м;производительность насоса -70/4 л/с; число мест — 6
цистерна для воды — 6000/5000 л; бак для пенообразователя — 2000/3000 л; масса перевозимого огнетушащего порошка — 1000 кг; напор насоса — 100 м;производительность насоса -70 л/с; число мест — 6
цистерна для воды — 6000 л; бак для пенообразователя — 1000 л; масса перевозимого огнетушащего порошка — 1000 кг; напор насоса — 100 м; число мест — 6
Автомобиль переделанный для воздушно-пенного тушения и доставки пенообразователя к месту пожара
Для организации тушения пожаров на объектах с наличием нефти и нефтепродуктов, а также для объемного тушения пожаров воздушно-механической пеной средней кратности в полуэтажах и крупных подвалах производственных зданий необходимо наличие в подразделениях пожарной охраны достаточного количества вывозимого к месту пожара пенообразователя.
Изложение идеи
На бортовой автомобиль ГАЗ 53-А установлены 4 пластиковые емкости в металлическом каркасе объемом 1 м 3 каждый, заполненные пенообразователем.
Емкости соединены трубопроводом ∅ 50 мм по 2 в группе, каждая группа оборудована двумя выкидными патрубками для обеспечения работы, — с помощью дюритового рукава, — пожарных автоцистерн при подаче воздушно-механической пены, а при необходимости — подключения переносного пеносмесителя ПС-2.
Целесообразность идеи
На территории г. Ангарска и Ангарского района имеются предприятия по хранению нефти и нефтепродуктов, не охраняемые ведомственными подразделениями пожарной охраны и не имеющие запас пенообразователя для тушения пожаров на своих объектах. Для тушения пожаров на таких объектах запас вывозимого на пожарных автоцистернах пенообразователя, как правило, недостаточен. В случае возникновения пожара на подобных объектах необходимо предусмотреть наличие достаточного количества пенообразователя для ликвидации возгорания в начальной стадии и недопущения его развития до масштабов чрезвычайной ситуации. Из-за отсутствия на вооружении автомобиля пенного тушения и отказом филиала.
Результат от реализации идеи
В результате проведенной работы сотрудниками и работниками подразделений отряда данное рационализаторское предложение применено в практической деятельности. На данный момент автомобиль с пенообразователем находится в резерве на ОП ПЧ-10. При поступлении сообщений о пожаре на объектах с наличием нефти и нефтепродуктов в районе охраны отряда приспособленный автомобиль будет немедленно направлен к месту вызова, что повлечет снижение времени сосредоточения необходимых сил и средств для ликвидации пожара в кратчайшие сроки. По прибытии к месту вызова автомобиля возможна подача до 10 ГПС-600 в течении расчетного времени (15 минут) тушения пожара ЛВЖ площадью до 750 м 2 и ГЖ площадью до 1200 м 2 .
После реализации данного предложения готовность подразделений к действиям по предназначению существенно повышается
Пожарные автомобили целевого применения
Основные пожарные автомобили общего и целевого применения – техника для доставки боевого расчета и оборудования к месту ликвидации возгораний и проведения аварийно-спасательных работ. В городской среде по вызову выезжают ПА общего применения. Техника, задействованная при тушении пожаров на промышленных предприятиях, аэропортах, объектах социально-культурного назначения, относится к категории основных пожарных автомобилей целевого назначения. Их задача – доставка личного состава и ПТВ под нужды конкретно возникшей ситуации.
Типы автомобилей целевого назначения
Основные пожарные автомобили целевого применения по базовому конспекту МЧС условно делятся на 8 подвидов:
- аэродромные, имеющие маркер АА;
- пожарные машины порошкового тушения (АП);
- автомобили пенного тушения (АПТ);
- машины комбинированного тушения (АКТ);
- пожарные автомобили газового тушения (АГТ);
- машины газоводяного тушения (АГВТ);
- автонасосные станции (ПНС);
- пеноподъемники (ППП).
Аэродромные автомобили
При возгораниях и ЧС на аэротранспорте применяют специальные машины, оборудованные техническими средствами для эвакуации пассажиров и экипажа, а также для локализации возгораний на взлетных полосах с целью предупреждения распространения огня на соседние крылатые машины. Нередко задачей бойцов становится тушение разлитого по взлетному полю топлива.
По уровню противопожарной защиты выделяют 9 категорий аэродромов. Каждая из них предполагает свое количество дежурных автомобилей класса АА. Минимум на каждом аэродроме должна быть одна машина целевого назначения с запасом огнетушащих веществ 8 тонн. Если объекту присвоена 9-я категория, то таких ПА должно быть уже 2. 1-4 категория предполагает дежурство дополнительных машин (1-3 единицы) с запасом ОВ по 8 т каждая.
Техника класса АА бывает двух видов:
- Стартовые машины, базирующиеся в непосредственной близости взлетных полос. Они всегда находятся в боевой готовности, а их цистерны, пенобак и насос оборудованы подогревающими устройствами. В качестве дополнительного оборудования используют переносные средства пожаротушения, порошковые огнетушители и углекислотные установки с запасом ОТВ не менее 50 кг.
- Основные ПАА, базирующиеся в пожарной части. Это машины АА-60 двух видов: 7310/160.01 и 7310/220, поставленные на шасси МАЗ. На вооружении МЧС стоят и машины на базе МЗКТ-790912, а именно АА 15/80-100/3 ПМ-539.
Основное требование, предъявляемое к технике этого класса – быстрое боевое развертывание. На это отводится не более 3 минут. Аэродромные ПА по нормам международной организации гражданской авиации должны быть высокомобильными и развивать скорость до 80 км/ч всего за 45 с. Обязательное условие – наличие полноприводного шасси 6×6 или 8×8. Важный показатель – насос. На большинстве моделей установлен тип ПН-40УВ и ПН-60Б. Последний дает при напоре 100 м расход 60 л/с.
Машины порошкового тушения
Техника, востребованная при ликвидации огня на химических и нефтеперерабатывающих предприятиях, обычных или атомных электростанциях. Основным ОТВ является порошок на основе кальцинированной соды, бикарбоната натрия, графита, стеаратов железа и алюминия. Для хранения огнетушащего порошка используются специальные резервуары. В их верхней части имеется расширение для дозаправки и проведения ТО. В нижней – люк для удаления остатков вещества.
Одна машина оснащается несколькими резервуарами. Плюс к ним устанавливаются 1-2 лафетных ствола, обеспечивающих подачу ОТВ 20-100 кг/с. К рукавным линиям можно подсоединять ручные стволы, но их производительность в разы ниже, всего 5 кг/с.
Принцип работы ПА порошкового тушения основан на принудительном пневматическом вытеснении порошка по трубопроводам или рукавным линиям. ОТВ при этом переводится в псевдосжиженное состояние и становится более текучим. Именно принцип трансформации тушащего вещества лег в основу классификации машин типа АП.
- Псевдоразжижение порошка и подача сжатого газа в резервуар через аэроднище.
- Псевдоразжижение порошка и непрерывная подача сжатого газа через форсунки.
- Одновременная закачка порошка и газа в сосуд для хранения.
В пожарной охране самым распространенным автомобилем целевого применения типа АП является АП-3(130)-148А на платформе ЗИЛ-130.
Автомобили пенного тушения
Основная сфера применения техники типа АПТ – ликвидация возгораний на предприятиях нефтяной и газовой промышленности. По конструкции и принципу действия они во многом сходны с автоцистернами общего применения, благодаря чему машины можно заправить водой, если такая необходимость возникнет во время ликвидации возгораний.
На вооружении МЧС стоит два типа АПТ:
- АВ-40 (5557) на платформе Урал. Доставляет личный состав и запас пенообразователя, а также подает ПТВ в магистральные пеносмесители. Отдельная функция – забор воды из водоисточника. В базовой комплектации используется пеносмесипеть ПС-5, подающий пену низкой кратности из расчета 10-20 м 3 /мин при одномоментной работе пяти ГПС-600. Лафетный ствол выдает 20 м 3 /мин. Работает машина от дизельного мотора мощностью 230 л.с. Кабина рассчитана на 7 посадочных мест. Объем бака для пенообразователя составляет 5300 л. Производительность насоса – 40 л/с.
- АВ-40 (53215) на платформе КамАЗ. Работает на дизельном топливе, оснащен двигателем 240 л.с. В базовой комплектации имеет насос ПН-40УВ производительностью 40 л/с. Напор – 100 м. диаметр всасывающего патрубка – 125 мм. Основное оборудование – два напорных патрубка по 80 мм в диаметре каждый.
Автомобили комбинированного тушения
Техника, задействованная при тушении пожаров и ликвидации последствий ЧС на машиностроительных предприятиях. Принцип ее действия заключается в одновременной подаче двух типов ОВ: порошка и воздушно-пенного состава. Как правило, базой для машин АКТ становятся шасси повышенной проходимости. В зависимости от этого варьируется грузоподъемность транспортного средства.
- Легкие АКТ оснащаются порошковыми и пенными установками без насоса. ОТВ при этом подаются за счет энергии сжатого газа, хранящегося в баллонах.
- Средние АКТ работают на сочетании порошковых установок и водопенных насосного типа.
К легкому типу относят модель АКТ 1/1(4320), поставленную на шасси Урал. Кабина рассчитана для перевозки только троих человек. Сосуды для пены и порошка размещаются на специальной платформе. Для подачи ОТВ используется энергия сжатого воздуха, который хранится в баллонах под давлением 15 МПа. Сосуд для порошка рассчитан на загрузку 900 кг вещества, а емкость бака для пенообразователя составляет 1000 литров. Расход порошка из лафетного ствола – 40 кг/с.
К среднему классу относится автомобиль АКТ-6/1000-80/20. Он смонтирован на шасси КамАЗ-53229, имеет пожарный центробежный насос, порошковую установку, баки для пенообразователя и цистерну для воды. Кабина машины рассчитана на доставку личного состава в количестве 7 человек. Объем цистерны составляет 6000 литров, баки для пены в количестве двух штук вмещают в себя 1000 кг вещества каждый, установка для порошка также рассчитана на 1000 кг. Производительность насоса составляет 80 л/с. Подача водяного ствола – 60 л/с, а порошкового – 20 кг/с.
Автомобили газового тушения
Техника типа АГТ используется для тушения пожаров на закрытых объектах с хранением в них материальных ценностей. Это музеи, библиотеки, склады, банки, архивы. Основным ОТВ являются инертные газы. Как правило, это двуокись углерода СО2. Газ закачивают в баллоны, количество которых зависит от модели автомобиля.
Автомобили газоводяного тушения
Машины класса АГВТ зарекомендовали себя при тушении горящих газовых и нефтяных фонтанов. Механизм тушения основан на использовании высокой скорости отработанных газов, которые срывают пламя горящего фонтана. Дополнительно для снижения температуры очага возгорания вводят струю воды. Основные требования, предъявляемые к машинам АГВТ:
- шасси повышенной проходимости;
- комплектация турбореактивным двигателем, обладающим усиленной тягой с большим количеством отработанных газов;
- наличие вертикальной и горизонтальной регулировки направления огнетушащей струи.
Вода подается в поток газов по лафетным стволам, которые крепятся на корпусе ТРД так, что водяные струи входят в газы на расстоянии 1-2 мм от сопла двигателя. Вода к стволам проходит от ПНС, насосно-рукавных автомобилей или от АЦ.
АГВТ устанавливают в непосредственной близости от зоны возгорания, поэтому защита от тепловых потоков является обязательным условием для этого типа машин. С этой целью на них устанавливают оросители щелевого типа. Их насадки направлены на кабину и баки.
Автонасосные станции
Специальные автомобили, созданные для перевозки и подачи воды по магистральным пожарным рукавам к лафетным стволам, ПА или в качестве создания резервного запаса воды в местах крупных возгораний. Преимуществом этого вида техники считается бесперебойная подача воды для 3-4 АЦ с перекачкой на расстоянии до 2 км. Машины считаются вспомогательными средствами, которые работают вместе с рукавными автомобилями, машинами водопенного тушения и автоцистернами. На вооружении МЧС стоят ПНС на базе КамАз, ЗИЛ, МАЗ. Производительность их насосов составляет 100 л/с, чаще всего это модель ПН-100.
Пеноподъемники
Машины, созданные для тушения пожаров пеной на высоте. Их конструктивная особенность – наличие поворотной коленчатой или телескопической подъемной стрелы с пеногенераторами. Основная сфера применения – ликвидация возгораний на зданиях и технологических установках высотой до 40 метров.
К классу ППП относят приспособленные пеноподъемники и собственно пеноподемники. Первые разработаны на базе серийных коленчатых подъемников. Их задействуют при ликвидации немасштабных пожаров. Второй тип – современные машины, созданные исключительно для подачи пены на высоту. В их основу были положены компоновочные схемы автобетононасосов.