Схема подключения американского двигателя

Как подключить американское оборудование в РФ?

вот ссылка на условные обозначения двигателей, другой документации похоже нет.
http://foto.mail.ru/mail/fooksik/1/

у нас 3-и фазы 380 вольт 50 Гц
жду Ваших ответов по пунктам:
-что делать в общем? Преобразователь или перемотка обмоток?
-1-?
-2-?
-3-?
-4-?
Заранее спасибо.
С уважением, Иван.

Специалист

Группа: Пользователи
Сообщений: 955
Регистрация: 30.1.2004
Пользователь №: 832

Активный участник

Группа: Пользователи
Сообщений: 296
Регистрация: 18.12.2006
Пользователь №: 7923

Насчёт «диких ног» можно не слишком беспокоиться — для симметричной трёхфазной нагрузки не важно какая точка заземлена.

4 — Печку, похоже, можно тупо включать на фазное 220 и не нервничать. Как там выглядят контакты?

3 — очень загадочная схема, прозвонить бы. Что значит «tape»? Если изолента — вообще не понимаю как там обмотки соединяются. Если имеется в виду соединить три контакта, то значит одна обмотка соединяется последовательно с двумя. В любом случае, похоже мотор согласен жить с 220, и похоже это асинхронник. Если дать асинхроннику 50 Гц вместо 60, то он будет крутить не 1740, а 1450 оборотов. Индуктивное сопротивление понизится на 20%, во столько же вырастет ток, согласится ли обмотка с таким током — вопрос. Остаётся опять-таки понизить напряжение, например соединив все три обмотки последовательно. считать надо.

2 — опять асинхронник, похоже нормальный трёхфазный. Те же соображения, как выше. Расчитан на 460 В 60 Гц, возможно 380 В 50 Гц пройдут с пониженными оборотами.

1 — требуется отдельно 110 В для электроники, это не трудно организовать. Больше ничего из фотки не понятно.

Прошу прощения, что долго не отвечал.
появился ещё один двигатель:
об. 1760
H.P. (л.с.) 5 (3,7 кВт)
частота сети 60Hz
напряжение
208-230/ . 460 V
F.L.A. 13. F.L.A. 6,5
S.F.A 14,8. S.F.A. 7,4
схемы подключения такая же как и на фотографии №2, т.е.
L1-T1-T7 T4-| . L1-T1 T7-T4
L2-T2-T8 T5-|. L2-T2 T8-T5
L3-T3-T9 T6-|. L3-T3 T9-T6
звезда. треугольник
возникла идея попробовать сначала все подключить всё в российские 380 В, сединив по правой схеме и, если что-то сгорит или не будет удовлетворять параметрам оборудования, перемотать.
о пускателях, думаю купить к каждому двигателю по комплексной коробочке Shneider с тепловой защитой. А на все оборудование поставить общий автомат+ДИФФ или УЗО.
возникают вопросы:
1. На какой ток покупать общий автомат (может быть просто кВт разделить на 380)?
2. На какой ток нужен пускатель и с какой тепловой защитой?
3. Смогут ли эти пускатели и автоматы работать после возможной перемотки.

все подключили к нашей сети по правым схемам для «high voltage».

3-х фазники крутят отлично даже оч. тихо. (правда без нагрузки)

1-но фазник http://foto.mail.ru/mail/fooksik/1/7.html щёлкает при включении, а при выключении звук, как будто бы срабатывает «реле». Ещё искры при включении с тыльной стороны (где нет вала) подключал через автомат 10А с характеристикой D. Пробовал менять фазу с нулём местами (т.к. не можем понять как правильно работает гидронасос), особенность: когда крутиться по часовой (если на вал смотреть) искрит меньше. может быть тогда насос работает неправильно и нагрузка меньше. Ваши соображения?
Всем огромное спасибо, особенно Андрею и Федору.

да и ещё на фотке плохо видно схему. порядок такой:
Т1 Т3 Т8 Т2 Т4 Т5 как на левой так и на правой схеме.

Электрика в США. Удивительные сети и проводка.

Все мы привыкли к нашим российским электрическим сетям. Мы знаем, что где-то на краю посёлка стоит КТП (Комплектная Трансформаторная Подстанция с понижающим трансформатором), куда приходит высоковольтная линия с 20, 10 или 6 кВ между фазами. Из подстанции выходят уже обычные 400-вольтовые трёхфазные линии, которые и идут по улицам посёлка, ответвляясь в частные дома либо одной фазой, либо сразу тремя в случае трёхфазного ввода. Всё просто.

К каждому дому приходит по 2 или по 4 провода — одна или три фазы и PEN (ноль + заземление в одном проводе, являющимся глухозаземлённой нейтралью трансформатора). Далее на вводе в дом PEN подключается внутри вводного устройства к шине PE, где он повторно заземляется и откуда ответвляется рабочий ноль на шину N, а фазы проходят через вводной АВ. Это всё нам привычно.

А вот в США всё не так! Начнём с того, что в США в розетках 120 вольт! Но не во всех. В некоторых кухонных и гаражных розетках 240 вольт. Как же так выходит? Откуда берутся эти два напряжения, одно из которых аж в 2 раза выше другого? У них там что, двухфазная система, работающая в противофазе?

Электросеть

Начнём с конструкции самой электросети. Если пройти по улицам любого населённого пункта «одноэтажной Америки», то практически на каждой электрической опоре (кстати, практически всегда деревянной) можно заметить вот такие бочонки:

Это ни что иное, как понижающие трансформаторы, наподобие тех, что стоят у нас на краю посёлков в КТП, только очень маленькие, индивидуальные. Сверху к ним подводится высокое напряжение (чаще всего 13 или 7,2 кВ), которое идёт прямо по улице, по макушкам деревянных опор. Сбоку от трансформатора к каждому дому отводится по три провода. Но это не три фазы. Это два плеча одной фазы и заземлённая средняя точка!

Схема примерно следующая:

Причём высоковольтная магистраль может содержать от одного (фаза) до четырёх (3 фазы и нейтраль) проводов. К трансформаторам от магистрали может подходить как два провода, как на рисунке (фаза и нейтраль), так и один (фаза), а нейтраль будет браться с собственного заземления.

Варианты подключения домов через трансформатор:

Иногда к одному трансформатору подключаются сразу несколько домов, но не целая улица.

В частном секторе нет трёхфазных вводов, но и нет ограничений на ток, передаваемый по одной фазе (например, у нас в СНТ поставщик ограничивает однофазный ввод 32 амперами, и по большому счёту, правильно делает). В США же минимальный ток, на который рассчитано подключение в частный дом, по нормам должен составлять 100 ампер, а вообще часто подключают больше, в среднем 100-200 ампер.

Вводные провода и кабели

Для подключения дома к трансформатору используется вот такой воздушный провод с несущей оголённой нейтралью (aerial triplex):

Провод подводится к дому энергоснабжающей компанией, которая за него и отвечает. У дома он соединяется зажимами с кабелем SEU или с отдельными проводами типа THHN:

Эта точка является точкой разграничения ответственности, и называется «сервисной точкой».

Кабель SEU представляет собой конструкцию из двух многожильных алюминиевых проводов и оплёткой, являющейся нейтралью, обёрнутых в ПВХ-изоляцию, стойкую к солнечному свету:

Жёсткие одножильные алюминиевые провода из любых сплавов сегодня в США не используются.

Для подключения вторичных распределительных щитков, когда PEN уже расщиплён на ноль и землю, используется алюминиевый кабель с многожильными проводами SER:

Также он может использоваться для запитывания мощных электроприборов типа электроплит.

Автоматические выключатели

В доме кабель заходят в главный распределительный щит особой конструкции, сертифицированный для автоматических выключателей определённого производителя, в который вставляются однополюсные (для снятия 120 вольт) и двухполюсные (для снятия 240 вольт) автоматы. При этом провода на вход выключателей подводить не надо, они сами подключаются к шине напряжения при установке их на специальные контактные площадки:

Читайте также:  Тест драйв vesta записаться

На фото выше можно увидеть две вертикальные шины, каждая для своего плеча одной фазы. Однополюсный автомат снимет напряжение только с одной шины, а двухполюсный — с двух, потому что контактные площадки чередуются.

Автоматы в США по дизайну и даже размеру похожи на старые советские. Вообще, вся электрика в США, включая щитки, очень похожа на советскую электрику 60-х годов. Брутальный промышленный дизайн. Складывается ощущение, что если бы не перестройка, наша электрика эволюционировала бы именно в такой вариант. В 40-60-х годах по дизайну и материалам мы были очень похожи.

По размерам однополюсные автоматы бывают стандартной ширины (дюймовые) и половинной (полудюймовые). Оба варианта встают в щиток правильно.

По номиналам автоматы тоже не совпадают с российскими:
1. Для освещения и силовой части на 120 вольт (до 1800 Вт) используются автоматы на 15А , защищающие провода 2,08 мм².
2. Для освещения и силовой части 120 вольт (до 2400 Вт) или 240 вольт (до 4800 Вт) используются автоматы на 20А , защищающие провода 3,31 мм².
3. Для прямого подключения устройств 120 вольт (до 3600 Вт) или 240 вольт (до 7200 Вт) используются автоматы на 30А , защищающие провода 5,26 мм².
4. Для прямого подключения устройств 120 вольт (до 4800 Вт) или 240 вольт (до 9600 Вт) используются автоматы на 40А , 50А или 55А (в зависимости от температурных характеристик изоляции провода), защищающие провода 8,27 мм². Из бытовых приборов такие мощности обычно потребляют только электроплиты.
Более мощные автоматы и кабели используются только для подключения вторичных распределительных щитков. Как видите, провода в США тоже свои.

Провода для разводки по дому

Наиболее распространённый кабель для внутридомовой разводки NM имеет оголённую жилу заземления, что увеличивает вероятность замыкания на неё при повреждениях в кабеле, а значит, и вероятность срабатывания УЗО:

Стандарты на использование УЗО в США отличаются от российских Если у нас УЗО используется с током отсечки 30 мА, то в США — 5 мА.

Ещё одна интересная особенность, вызывающая у нас много споров. В США провода можно прокладывать без защиты внутри сгораемых конструкций. Это объясняется тем, что конструкции домов строго сертифицированы и внутри стен нет никаких неожиданностей. Кроме того, такая прокладка имеет ряд жёстких правил, призванных, например, защитить провод от саморезов, крепящих к стенам гипсокартон. Да и длина саморезов тоже должна быть определённая. Всё это и многое другое, в том числе и культура производства, в совокупности даёт возможность прокладывать провод в стенах без защиты.

В российских же условиях прокладка провода внутри сгораемых конструкций без защиты допускается только в случае сертификации конструкции всего строения целиком вместе с его проводкой. В этом случае инспекторы уверены, что провод проложен правильно, внутри стен не будет смещений балок, которые могут передавить провод, а в стены не будут вкручены саморезы непредсказуемой длины.

На этом мой рассказ о необычной электрике в США я завершаю. Подписывайтесь на мой канал, я буду рассказывать ещё много чего интересного об электрике. Ставьте лайки, пишите комментарии! Вам не сложно, а мне приятно ) Пока!

Подключение двигателя “Звездой” и “Треугольником” – схемы и примеры

Как подключить двигатель по схеме “Звезда-Треугольник”

По схеме подключения двигателей “Звезда-треугольник” написано предостаточно. Но в каждой статье есть неточности и ошибки. Авторы просто переписывают друг у друга. Подозреваю, что большинство из них ни разу в жизни не подключали двигатель, и на практике не смогут отличить “Звезду” от “Треугольника”. Поэтому решил последовать народной мудрости “хочешь сделать хорошо – сделай это сам”, и написать эту статью.

Рассказываю, полагаясь на свой опыт и понимание вопроса. Как всегда, буду давать теорию и показывать, как это выглядит на практике.

Для начала, если кто совсем не в теме, из какой области знаний вообще это всё? Речь идёт об одном из распространенных способов подключения трехфазного асинхронного электродвигателя, при котором обмотки двигателя сначала подключаются к питающей сети по схеме “звезда”, а потом – по схеме “треугольник”. В молодых пытливых умах сразу возникнет вопрос – “Зачем это нужно?” Рассказываю подробно.

Зачем нужна схема “Звезда – Треугольник”?

Корень проблемы кроется в пусковых токах и чрезмерных нагрузках, которые испытывает двигатель, когда на него подают питание напрямую. Да что там двигатель – весь привод при пуске скрежещет и содрогается!

ВАЖНО! Если дочитали досюда, ознакомьтесь с моей статьёй про пусковые токи. Там очень подробно о том, откуда они берутся, как их узнать, посчитать и измерить.

  • Особенно это критично там, где нет понижающей передачи – редуктора или ремня на шкивах.
  • Особенно это важно там, где на валу двигателя насажено что-то массивное – крыльчатка или центрифуга.
  • Особенно это значимо там, где мощность двигателя – более 5 кВт, а скорость вращения большая (3000 об/мин).

Вот такие кабанчики не любят, когда их включают в сеть напрямую

Привод отличается от двигателя, как колесо от покрышки и как пускатель от контактора.

Схемы “Звезда” и “Треугольник”

У любого классического трехфазного двигателя есть три обмотки статора. Они могут иметь разную конфигурацию в пространстве, дополнительные выводы, но их три.

Схема обмоток статора с выводами для трехфазного асинхронного двигателя

Как подключить все эти 6 выводов, если у нашего источника питания всего 3 фазы?

На ум пришла статья про включение транзисторных датчиков. Там похожая ситуация – у датчика три вывода, а у нагрузки два…

Это простейшая логическая задача, у которой есть два решения – “Звезда” и “Треугольник”:

Схема соединения обмоток статора “звездой”

Схема соединения обмоток статора “треугольником”

В результате имеем у каждой схемы три вывода, которые можно подключать к источнику питания. А вот почему напрямую подключать не всегда возможно, об этом статья.

Эти схемы также имеют названия “Delta” и “Star“, и могут обозначаться на схемах как D и S. Но чаще обозначение идёт от вида схем – Δ и Υ. Или D и Y.

На обратной крышке борно обычно указывают схемы подключения и обозначения выводов:

Схемы подключения выводов двигателя: Звезда и Треугольник. Отличия видны сразу

По по схемам мы плотно пройдёмся ниже.

И ещё немного теории.

Мощность на валу при подаче номинального напряжения будет одинакова хоть в Звезде, хоть в Треугольнике. А токи разные, ведь P=UI. Это происходит потому, что Напряжение питания в этих схемах отличается в √3 раз, ток – тоже. В “звезде” напряжение питания двигателя (линейное) больше номинала катушки, а в “треугольнике” ток питания двигателя больше тока катушки в 1,73 раза.

Другими словами, если “базовое” рабочее напряжение катушки равно 220 В, то напряжение в “Звезде” будет 1,73 · 220 = 380 В. Другими словами, Uл=1,73Uф, где Uф – это номинальное напряжение катушки, Uл – номинальное напряжение питания. Для треугольника ситуация повторяется, но только для тока.

Таким образом, если написано одно из напряжений, можно легко узнать другое напряжение и ток:

Указано напряжение только в треугольнике 400 В

Вот этот же двигатель, вид на клеммы в коробке:

Подключение обмоток статора треугольником – клеммы двигателя

В данном случае на шильде приведён только треугольник, но чудес не бывает – этот двигатель может работать и в звезде, главное переключить правильно обмотки. Напряжение “Звезды” будет 1,73 · 400 = 690 В, ток в то же число меньше.

Кто хочет копнуть поглубже – в конце выложу для скачивания умные книги.

Какой двигатель можно подключать в “звезду-треугольник”, а какой нет?

Двигатели наша (и не наша) промышленность выпускает разные. Но наиболее ходовые у нас (большинство читателей подтвердит) – низковольтные, для работы в сетях 0,4 кВ 50 Гц. Мы будем рассматривать как раз такие асинхронники. Они бывают на 2 вида напряжения – 220/380 и 380/660 В.

Читайте также:  Машина для сборки электродвигателя

В чем отличия? В номинальных напряжениях питания. Первое число – это “треугольник”, второе – “звезда”. Такое разделение идёт в основном от мощности, “граница” проходит примерно по 4 кВт.

Бывают номиналы на новый стандарт 230/400 или 240/440 В, но это не так важно.

Как видим, оба вида имеют вариант подключения 380 В. В первом случае для этого нужно собрать схему “звезда”, во втором – “треугольник”.

Жаль, но тут возникла путаница, и нужно об этом помнить: Напряжения на двигателе обозначаются как “Треугольник/Звезда”, а схема, о которой речь – “Звезда/Треугольник”. В любом случае – номинальное напряжение в “Звезде” всегда больше в √3 раз!

Подробнее рассмотрим работу на этих напряжениях.

220/380 В

Вариант с низкими напряжениями 220/380 можно подключать на 220 В только в однофазную сеть через фазосдвигающий конденсатор либо от однофазного преобразователя частоты. И только в “Треугольнике”! А 380 В – можно подключать в трехфазную сеть через контактор, либо УПП, либо частотник только в “Звезде”! Важно, что такие двигатели для работы в схеме “Звезда/Треугольник” использовать нельзя!

Двигатель на 220/380 В. Напряжения питания при включении по схемам “Звезда” и “Треугольник”

Центральная точка звезды, обозначенная “0”, может быть подключена к нейтрали N, если она, конечно, есть. Но этого никто никогда не делает – ток по этому проводу будет мизерный, ибо двигатель – нагрузка симметричная.

Реальные примеры движков 220-380:

Двигатель на 220/380 В, который на 380 В можно подключать только в “Звезду”

Шильдик электродвигателя на напряжение 220 – 380 В. Для схемы “Звезда-Треугольник” не подходит.

Как будет выглядеть подключение подобного двигателя в коробке:

Подключение в “Звезду” двигателя на 220 – 380 В

Внизу “тройная” клемма – та самая точка “0”, которая никуда не подключается.

380/660 В

Вариант двигателя с высокими напряжениями 380/660 идеально подходит для работы в схеме “Звезда/Треугольник”. Для работы напрямую (через контактор или ПЧ) обмотки нужно собрать в “Треугольник”.

Двигатель на 380/660 В. Напряжения питания при включении по схемам “Звезда” и “Треугольник”

Напряжение питания 660 В в реальной жизни не используется, а схема, показанная справа, используется для “раскрутки” ротора.

Шильдик двигателя 380 – 660 В, который может работать в схеме “Звезда – Треугольник”

Вот этот же двигатель, его коробка борно, подключен в треугольник:

Обмотки двигателя подключены в треугольник на 380 В

Как же так? – скажете вы. 22 кВт на 380? Напрямую, что ли? Нет конечно, иначе при его включении “тухла” бы сеть всего цеха, а здоровье энергосетей ждало бы серьезное испытание. Тем более, что он раскручивает тяжелый маховик вырубного пресса (справа видна полумуфта). Двигатель подключен через частотник, в этом весь секрет.

Звезда / Треугольник: работа схемы

Хорош теорию, даёшь практику! Как же реализован алгоритм работы схемы подключения? Если очень коротко, схема “Звезда-Треугольник” работает так.

1. Подается питание (а напряжение питания у нас во всех режимах 380 В) на выводы U1, V1, W1, а выводы U2, V2, W2 соединяются в одной точке. Реализуется схема “Звезда”, в которой вместо номинала 660 В подается 380 В:

Первый момент запуска. Обмотки в “Звезде”. Около обмоток указано “380” – это номинал. Реально в данном случае на катушках будет действовать напряжение 220 В!

2. Так двигатель работает несколько секунд (от 5 с до нескольких минут, зависит от тяжести пуска). Это время задается таймером (реле времени), который входит в состав схемы.

3. Далее питание полностью снимается на время второго таймера, двигатель по инерции вращается несколько периодов напряжения (время от 50 до 500 мс). Этот защитный интервал необходим для гарантированной безаварийной работы схемы. Контактор “звездного” режима должен успеть выключиться, прежде чем включится “треугольный” контактор. Ведь время выключения у контакторов всегда в несколько раз больше, чем время включения, из-за явлений намагничивания. К сожалению, эта пауза технически реализуется далеко не всегда…

4. После второго таймера включается основной режим, “Треугольник”, в котором двигатель получает нормальное питание и работает, пока его не выключат:

Схема включения треугольник – работа на крейсерской скорости. На катушках – номинальное напряжение.

Всё, если коротко. Дальше будут временные диаграммы, будет всё понятно.

Есть варианты и без второго таймера, но с обязательной блокировкой включения “Треугольника”, пока не выключится “Звезда”.

Вот как я нарисовал для себя схемку много лет назад:

Звезда-Треугольник. Простейшая схема от руки

Но у меня приличный блог, поэтому дальше будет красиво и по порядку.

Теперь о том, как реализуется этот алгоритм. Для удобства разделим схему на две части, которые могут даже иметь разное питание – силовую и управляющую.

Реализация силовой части схемы

Понятно, что включение двигателя производится контакторами. Их нужно три.

Есть варианты схемы “Звезда-Треугольник” с использованием Преобразователей частоты и Устройств плавного пуска (мягкого пускателя, софтстартера), но не будем раздувать статью.

  1. КМ1 – это общий контактор, он подаёт питание на выводы U1, V1, W1 сразу и навсегда.
  2. КМ2 – контактор “Звезды”, он соединяет выводы U2, V2, W2 в одну точку на время разгона.
  3. КМ3 – контактор “Треугольника”, он подает питание на выводы U2, V2, W2 для дальнейшей работы в номинальном режиме.

Силовая часть схемы “Звезда – Треугольник”

Следите за цветами, буду и дальше их соблюдать для простоты восприятия:

  1. общий контактор КМ1 – синий,
  2. контактор “Звезды” КМ2 – зеленый,
  3. контактор треугольника КМ3 – красный.

Реализация части управления

Включать и выключать эти три контактора можно разными способами, вот несколько:

  1. Три тумблера. Самый простой и дешевый способ. А что? Главное соблюсти алгоритм!
  2. Специальный переключатель 0 – Y – Δ. Его можно купить или собрать самостоятельно, из любого галетного или кулачкового, типа ПКП.
  3. Релейная схема с таймером. Её рассмотрим ниже.
  4. Управление от специализированного реле. Это отдельная статья, следите за новостями.
  5. Управление от универсального контроллера (PLC). Тут рассматривать нечего – это тот же 1 или 2 вариант, только управляет не человек, а программа.

Слаботочная часть может быть вообще гальванически развязана от силовой, например через трансформатор 380 /110 В или блок питания 220 / 24 VDC. Более того, вообще питаться от аккумулятора 12 В. Главное, чтобы напряжение катушек пускателей соответствовало. Что такое гальваническая развязка и почему она безопасна – читайте про систему заземления IT.

Короче, вот простейшая схема:

Схема управления “Звезда-Треугольник” с реле времени. Простейшая теоретическая

В контактах с временной задержкой все постоянно путаются. У меня – правильно)

Что такое КМ1, КМ2, КМ3, вы уже знаете, а вот КА1 – это реле времени с задержкой при включении. Реле может быть любым, хоть электронным, хоть пневматическим типа ПВЛ. Главное, чтобы контакты переключались из исходного состояния через время задержки после подачи питания на КА1.

Я писал подробно про задержку времени в статье про приставку выдержку времени ПВЛ. Рекомендую, там обширная теоретическая часть.

Подавать питание на схему (запускать двигатель) можно любыми способами – хоть тумблером, хоть через классическую схему с самоподхватом.

Минус такой схемы – есть опасность конфликта между КМ2 и КМ3. Поэтому я не очень люблю такую схему, т.к. она работает “на грани”, и её безаварийность очень зависит от механики и конструкции контакторов. Из-за этого могут подгорать контакты, а может и выбивать вводной автомат. Поэтому обязательно необходима блокировка (электрическая и желательно механическая):

Практическая схема “Звезда-треугольник” с блокировкой

Блокировка реализована на НЗ контактах, подробно об этом и не только в статье про подключение двигателя при помощи магнитного пускателя. Между катушками показана механическая блокировка, не путать со схемой “Треугольник”!

Это реальная схема, можно её применять. Если что не понятно – спрашивайте.

Кстати, вместо КА1.1 можно поставить НО контакт с задержкой Отключения. То есть, включается сразу после подачи питания, выключается – через время. Но для этого нужно два отдельных реле времени с разными принципами работы, которые должны быть синхронизированы для гарантированной паузы. Именно так и реализуется в специализированных реле времени “Звезда-Треугольник”.

Да, ещё замечание. Иногда включение питания общего контактора КМ1 реализуют не напрямую, а через НО контакт “Звезды” КМ2, затем КМ1 становится на самоподхват через свой НО контакт. Это необходимо для дополнительной проверки работоспособности реле времени КА1.

Читайте также:  Объем масла двигателя саньенг актион дизель

Временные диаграммы работы схемы “Звезда-Треугольник”

С привязкой к моей схеме управления, диаграммы включения контакторов:

Временные диаграммы схемы управления звезда-треугольник

Тут вроде всё понятно, но есть одно важное замечание. Ещё раз. Между зеленой и красной областями обязательно нужен небольшой зазор (пауза). Его может не быть (пауза = 0), но эти области могут налазить друг на друга, если используются контакторы с катушкой постоянного тока (=24 VDC). В особенности при использовании обратновключенного диода (а он обязателен!), время выключения может быть больше времени включения в 7-10 раз!

Это я к тому, что однажды мучался с такой схемой, в ней выбивал периодически вводной автомат. Поставили спец.реле с паузой, проблема была решена!

Реальный пример схемы

Вот реальный пример такой схемы на электронном реле времени:

Фото схемы звезда-треугольник с управлением на таймере и гальванической развязкой на трансформаторе.

Слева направо в нижнем ряду: КМ1, КМ2, КМ3, КА1.

А вот пример схемы с управлением от контроллера:

Звезда-треугольник, компрессор, управление от программы контроллера

Видео, как щёлкают контакторы в этой схеме:

Вот как красиво оформили схему немцы в своём компрессоре:

Схема компрессора, подключение электродвигателя Звезда – Треугольник

На входе схемы – три провода, на выходе – шесть. Всё сходится)

Как переключить схему двигателя в “Звезду” и в “Треугольник” вручную

Если не нужна никакая автоматика, а двигатель работает постоянно в “Звезде” или в “Треугольнике”, то используя рожковый ключ, можно переключить схему соединения обмоток вручную.

Шильдик двигателя 220 / 380 В 0,37 кВт

На оборотной стороне крышки борно, как обычно, приведена схема:

Схема подключения 220 – 380 на крышке двигателя

Двигатель питался напрямую от трехфазной сети 380 В через контактор и был собран в “Звезду:

Клеммы двигателя в подключены в схеме “Звезда”

Откручиваем гайки М4, снимаем перемычки и провода питания:

Разбираем схему, откидываем провода

Собираем схему в треугольник, на пониженное напряжение 220 В:

Собираем треугольную схему на 220 В

Переделка понадобилась в связи с тем, что нужно изменить скорость вращения двигателя, а для этого применить частотник. А частотники на такую мощность, как правило, однофазные. В результате – поехали!

Кстати, по частотникам планирую цикл статей, подписывайтесь!

Особенность работы в “Звезде”

В соответствии с ГОСТ 28173 (МЭК 60034-1) двигатели могут эксплуатироваться при отклонении напряжения ± 5 % или
отклонении частоты ± 2 %. При этом параметры двигателей могут отличаться от номинальных, а превышения температуры обмоток могут быть более предельного по ГОСТ 28173 (МЭК 60034-1) на 10 °С.

К чему это я? Дело в том, что при пуске, когда двигатель работает в “Звезде”, он работает не в режиме (напряжение отличается на 70%!), что может привести к его перегреву, если это будет длиться долго. Будьте внимательны, защищайте двигатель от перегрева и перегрузки! Но это уже совсем другая история)

Видео

Некоторые авторы тоже) доступно и интересно рассказывают о практической стороне вопроса в видео:

Скачать

Я постарался максимально раскрыть тему, но если вам нужны академические знания, пожалуйста:

• В.Л.Лихачев. Асинхронные электродвигатели. 2002 г. / Книга представляет собой справочник, в котором подробно описано устройство, принцип работы и характеристики асинхронных электродвигателей. Приводятся справочные данные на двигатели прошлых лет выпуска и современные. Описываются электронные пусковые устройства (инверторы), электроприводы., djvu, 3.73 MB, скачан: 5668 раз./

• Беспалов, Котеленец — Электрические машины / Рассмотрены трансформаторы и электрические машины, используемые в современной технике. Показана их решающая роль в генерации, распределении, преобразовании и утилизации электрической энергии. Даны основы теории, характеристики, режимы работы, примеры конструкций и применения электрических генераторов, трансформаторов и двигателей., pdf, 16.82 MB, скачан: 1613 раз./

• М.М. Кацман — Электрические машины / Некоторые говорят, что это лучший учебник по электротехнике. В книге рассматриваются теория, принцип действия, устройство и анализ режимов работы электрических машин и трансформаторов как общего, так и специального назначения, получивших распространение в различных отраслях техники., pdf, 22.12 MB, скачан: 1138 раз./

• Каталог двигателей Электромаш / Асинхронные электродвигатели с короткозамкнутым ротором — каталог производителя, pdf, 3.13 MB, скачан: 895 раз./

• Каталог двигателей ВЭМЗ / Параметры и каталог двигателей, pdf, 3.53 MB, скачан: 765 раз./

• Дьяков В.И. Типовые расчеты по электрооборудованию / Практические расчеты по электрооборудованию, теоретические сведения, методики расчета, примеры и справочные данные., zip, 1.53 MB, скачан: 1619 раз./

• Карпов Ф.Ф. Как проверить возможность подключения нескольких двигателей к электрической сети / В брошюре приведен расчет электрической сети на колебание напряжения при пуске и самозапуске асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором и синхронных двигателей с асинхронным пуском. Рассмотрены условия, при которых допустим пуск и самозапуск двигателей. Изложение методов расчета иллюстрируется числовыми примерами. Брошюра предназначена для квалифицированных электромонтеров в качестве пособия при выборе типа электродвигателей, присоединяемых к коммунальной или промышленной электросети., zip, 1.9 MB, скачан: 917 раз./

• Руководство по эксплуатации асинхронных двигателей / Настоящее руководство содержит наиболее важные указания по транспортировке, приемке, хранению, монтажу, пусконаладке, эксплуатации, техническому обслуживанию, поиску неисправностей и их устранению для электродвигателей производства «Электромашина». Руководство по эксплуатации предназначено для трехфазных асинхронных электродвигателей низкого и высокого напряжений серий А, АИР, МТН, МТКН, 4МТМ, 4МТКМ, ДА304, А4., pdf, 7.54 MB, скачан: 1859 раз./

• Каталог двигателей АИР / Каталог двигателей АИР — мощность от 0,12 до 315 кВт; частота вращения 3000, 1500, 1000, 750 об/мин; напряжение сети 220/380 В, 380/660 В;, pdf, 1.07 MB, скачан: 614 раз./

• Ломоносов, В.Ю.; Поливанов, К.М.; Михайлов, О.П. Электротехника. / Ломоносов, В.Ю.; Поливанов, К.М.; Михайлов, О.П. Электротехника. Одна из лучших книг, посвящённых основам электротехники. Изложение начинается с самых основ: объясняется, что такое напряжение, сила тока и сопротивление, приводятся указания по расчёту простейших электрических цепей, рассказывается о взаимосвязи и взаимозависимости электрических и магнитных явлений. Объясняется, что такое переменный ток, как устроен генератор переменного тока. Описывается, что такое конденсатор и что собой представляет катушка индуктивности, какова их роль в цепях переменного тока. Объясняется, что такое трёхфазный ток, как устроены генераторы трёхфазного тока и как организуется его передача. Отдельная глава посвящена полупроводниковым приборам: в ней речь идёт о полупроводниковых диодах, о транзисторах и о тиристорах; об использовании полупроводниковых приборов для выпрямления переменного тока и в качестве полупроводниковых ключей. Коротко описываются достижения микроэлектроники. Последняя треть книги целиком посвящена электрическим машинам, агрегатам и оборудованию: в 10 главе речь идёт о машинах постоянного тока (генераторах и двигателях); 11 глава посвящена трансформаторам; о машинах переменного тока (однофазных и трёхфазных, синхронных и асинхронных) подробно рассказывается в 12 главе; выключатели, электромагниты и реле описываются в главе 13; в главе 14 речь идёт о составлении электрических схем. Последняя, 15 глава, посвящена измерениям в электротехнике. Эта книга — отличный способ изучить основы электротехники, понять основополагающие принципы работы электрических машин и агрегатов., zip, 13.87 MB, скачан: 1313 раз./

• Пуск и защита двигателей переменного тока / Пуск и защита двигателей переменного тока. Системы пуска и торможения двигателей переменного тока. Устройства защиты и анализ неисправностей двигателей переменного тока. Руководство по выбору устройств защиты. Руководство от Schneider Electric, pdf, 1.17 MB, скачан: 977 раз./

P.S. Про использование специализированного реле времени “Звезда-Треугольник” читайте следующую статью.

Как всегда, жду уточнений и вопросов в комментариях!

Оцените статью