- 8.13. Система отопления и вентиляции (автомобили с 2003г)
- Сайт о внедорожниках, SUV, автомобилях повышенной проходимости
- Система отопления на Соболь ГАЗ-2217, ГАЗ-2752, ГАЗ-2310 выпуска до 2003 года, основной и дополнительный отопитель, устройство и принцип работы.
- Отопитель на автомобиле Соболь ГАЗ-2217, ГАЗ-2752, ГАЗ-2310 выпуска до 2003 года состоит из:
- Устройство основного отопителя на автомобилях Соболь ГАЗ-2217, ГАЗ-2752, ГАЗ-2310 выпуска до 2003 года.
- Система воздухораспределения на автомобилях Соболь ГАЗ-2217, ГАЗ-2752, ГАЗ-2310 выпуска до 2003 года.
- Дополнительный отопитель на Соболь ГАЗ-2217, ГАЗ-2752, ГАЗ-2310 выпуска до 2003 года, устройство и принцип работы.
- Устройство дополнительного отопителя на автомобилях Соболь ГАЗ-2217, ГАЗ-2752, ГАЗ-2310 выпуска до 2003 года.
- Системы естественной и принудительной вентиляции на Соболь ГАЗ-2217, ГАЗ-2752, ГАЗ-2310 выпуска до 2003 года.
- Сайт о внедорожниках, SUV, автомобилях повышенной проходимости
8.13. Система отопления и вентиляции (автомобили с 2003г)
С 2003 г. вместе с модернизированной панелью приборов устанавливают основной отопитель новой конструкции. Новый отопитель отличается горизонтальным расположением радиатора и иным распределением воздушных потоков. Кожух отопителя состоит из трех пластмассовых частей, соединенных металлическими скобами и саморезами. В кожух установлены радиатор, электровентилятор и две центральные заслонки, связанные между собой пластмассовой тягой.
Снаружи на кожухе отопителя закреплены блоки заслонок с воздуховодами, а также панель управления отоплением и вентиляцией.
Панель управления отоплением и вентиляцией: 1 – регулятор распределения воздушного потока; 2 – выключатель электровентилятора основного отопителя; 3 – выключатель электровентилятора и электронасоса дополнительного отопителя; 4 – регулятор температуры воздуха
Вентилятор отопителя — центробежный, установлен на валу электродвигателя. Электродвигатель вентилятора — коллекторный, постоянного тока. Частота вращения регулируется четырехпозиционным переключателем (позиции — выключено, I, II и III скорости вращения вентилятора). В зависимости от выбранного скоростного режима электородвигатель подключается к источнику питания напрямую или через двухступенчатый резистор.
Охлаждающая жидкость подводится к радиатору отопителя через кран с электроприводом. Выключатель крана совмещен с регулятором температуры воздуха. Если рукоятка регулятора повернута в крайнее положение синего сектора — кран закрыт, а весь воздух, поступающий в отопитель, проходит в салон, минуя радиатор. Отопитель при этом работает в режиме вентиляции. А при нахождении рукоятки регулятора в крайнем положении красного сектора и в промежуточных положениях — кран открыт, режим отопления включен.
Плавную регулировку температуры воздуха обеспечивают центральные заслонки, которые соединены тросом с рукояткой регулятора температуры воздуха. Заслонки направляют одну часть воздушного потока, поступающего в отопитель, через радиатор, а другую часть — в обход
радиатора. Чем больше воздуха поступает через радиатор, тем выше температура воздуха. Когда рукоятка регулятора температуры находится в крайнем положении красного сектора, весь воздушный поток направляется через радиатор.
Два блока заслонок распределяют воздушные потоки по воздуховодам панели приборов. Наружные заслонки регулируют потоки, направленные на обдув ветрового стекла, стекол передних дверей, в ноги водителя и пассажиров переднего ряда сидений. Внутренние заслонки блоков регулируют потоки, направленные к центральным и боковым вентиляционным решеткам панели приборов (дефлекторам). Аналогичные заслонки правого и левого блоков попарно соединены между собой двумя тягами. Длина тяг может быть изменена перемещением пластмассовых резьбовых втулок, навернутых на концы тяг. Это необходимо для синхронизации работы заслонок правого и левого блоков. Управление заслонками блоков выполняется регулятором распределения воздушного потока, с которым заслонки связаны двумя тросами.
На панели управления отопителем установлен выключатель дополнительного отопителя. Конструкция дополнительного отопителя не претерпела изменений (см. раздел «8.11. Система вентиляции и отопления»).
Шланги подвода охлаждающей жидкости к радиатору дополнительного отопителя перенесены с пола под днище кабины.
Основной отопитель: 1 – воздуховод подачи воздуха в ноги водителя; 2 – колодка проводов электродвигателя вентилятора; 3 – кожух отопителя; 4 – колодка жгута проводов панели управления отоплением и вентиляцией; 5 – колодка жгута проводов для подключения электропривода крана отопителя; 6 – трос привода центральных заслонок; 7 – правый блок заслонок; 8, 10 – рычаги привода заслонок правого и левого блоков; 9, 15 – соединительные тяги заслонок правого и левого блоков; 11 – воздуховод подачи воздуха в ноги пассажиров переднего ряда сидений; 12 – кронштейн крепления оболочек тросов привода заслонок; 13 – трос привода заслонок распределения воздушного потока на обдув ветрового стекла, стекол передних дверей, в ноги водителя и пассажиров переднего ряда сидений; 14 – трос привода заслонок распределения воздушного потока к центральным и боковым вентиляционным решеткам; 16 – панель управления отоплением и вентиляцией; 17 – поперечина кронштейна крепления отопителя; 18 – левый блок заслонок.
Элементы основного отопителя: 1 – заслонка распределения воздушного потока на обдув левой части ветрового стекла, стекла левой передней двери и в ноги водителя; 2 – заслонка распределения воздушного потока к центральной и боковой вентиляционным решеткам; 3 – левая часть кожуха отопителя; 4 – электровентилятор; 5 – верхняя часть кожуха отопителя; 6 – центральные заслонки; 7 – правая часть кожуха отопителя; 8 – резистор электровентилятора; 9 – диффузоры правого блока заслонок; 10 – воздуховод; 11 – заслонка распределения воздушного потока на обдув правой части ветрового стекла, стекла правой передней двери и в ноги передних пассажиров; 12 – заслонка распределения воздушного потока к центральной и боковой вентиляционным решеткам; 13 – облицовка радиатора отопителя; 14 – радиатор отопителя; 15 – пластмассовый кронштейн крепления панели управления отоплением и вентиляцией; 16 – тяги заслонок; 17 – левый блок заслонок в сборе.
Сайт о внедорожниках, SUV, автомобилях повышенной проходимости
Кабина и салон автомобилей Соболь ГАЗ-2217, ГАЗ-2752, ГАЗ-2310 выпуска до 2003 года обогревается теплым воздухом, поступающим из отопителя. Наружный воздух на пути в отопитель проходит сквозь решетку, расположенную между ветровым стеклом и капотом. Затем поступает в воздуховод, который резко меняет направление воздушного потока. Чтобы во время дождя вода отделялась от воздуха и по пластмассовому желобку, расположенному в подкапотном пространстве, сливалась на дорогу.
Система отопления на Соболь ГАЗ-2217, ГАЗ-2752, ГАЗ-2310 выпуска до 2003 года, основной и дополнительный отопитель, устройство и принцип работы.
Далее воздух проходит через короб воздухозаборника, радиатор отопителя и (в зависимости от положения заслонок) поступает в центральную часть панели приборов. Либо на ветровое стекло и стекла дверей. Либо на указанные стекла и дополнительно в зону ног водителя и пассажиров.
Отопитель на автомобиле Соболь ГАЗ-2217, ГАЗ-2752, ГАЗ-2310 выпуска до 2003 года состоит из:
— Пластмассового кожуха, в котором установлены радиатор и два центробежных колеса, закрепленные на валу электродвигателя.
— Верхней, центральной и нижней заслонок.
— Панели управления с тремя рычагами и выключателями.
На левой стороне кожуха отопителя установлен добавочный резистор. Он обеспечивает пониженные частоты вращения вала электровентилятора. К радиатору отопителя подходят подводящий и отводящий резиновые шланги. Подача жидкости в радиатор при открытом кране отопителя производится из головки блока цилиндров. Отвод идет в насос системы охлаждения двигателя.
Устройство основного отопителя на автомобилях Соболь ГАЗ-2217, ГАЗ-2752, ГАЗ-2310 выпуска до 2003 года.
Для обогрева кабины правым верхним рычагом панели управления открываем кран отопителя. Нижним рычагом, перемещая заслонку, направляем поступающий воздух через радиатор отопителя. При движении автомобиля воздух будет поступать в кабину и при выключенном вентиляторе. При недостаточной подаче теплого воздуха, а также на стоянках включаем электровентилятор. Поворотом переключателя по часовой стрелке выбираем один из трех режимов работы электровентилятора.
Система воздухораспределения на автомобилях Соболь ГАЗ-2217, ГАЗ-2752, ГАЗ-2310 выпуска до 2003 года.
Для повышения эффективности отопления и особенно ускорения прогрева кабины в холодное время года используется рециркуляция воздуха кабины через радиатор отопителя. При переводе левого верхнего рычага панели управления отопителя в крайнее правое положение верхняя заслонка перекрывает поступление в отопитель наружного воздуха и открывает окно забора воздуха из салона. Постоянная циркуляция «салонного» воздуха через радиатор отопителя способствует его интенсивному прогреву.
Перераспределение потоков воздуха по кабине производится нижним рычагом панели управления отопителя. При крайнем левом положении рычага поступление воздуха к радиатору отопителя перекрыто и происходит только вентиляция салона. При среднем положении воздух поступает на обогрев ветрового стекла и стекол дверей. А при крайнем правом положении воздух распределяется аналогично среднему положению рычага. И дополнительно поступает в зону ног водителя и пассажиров.
Правый верхний рычаг панели управления отопителем соединен с краном отопителя и регулирует количество жидкости, поступающей в радиатор отопителя. При крайнем правом положении рычага кран полностью открыт.
Дополнительный отопитель на Соболь ГАЗ-2217, ГАЗ-2752, ГАЗ-2310 выпуска до 2003 года, устройство и принцип работы.
В системе отопления автомобиля Соболь с двумя рядами сидений, автобуса и автомобиля скорой медицинской помощи выпуска до 2003 года применяется дополнительный отопитель. Он устанавливается на полу. В перегородке за пассажирским сиденьем кабины. При включении его электровентилятора происходит циркуляция воздуха салона через радиатор дополнительного отопителя. Это обеспечивает высокую интенсивность прогрева кабины.
Электровентилятор дополнительного отопителя имеет режимы минимальной и максимальной частоты вращения. Радиатор дополнительного отопителя соединен с радиатором основного отопителя шлангами. На автомобилях Соболь выпуска до 2003 года они проложены по полу и защищены пластмассовым кожухом.
Устройство дополнительного отопителя на автомобилях Соболь ГАЗ-2217, ГАЗ-2752, ГАЗ-2310 выпуска до 2003 года.
Второй радиатор приводит к снижению интенсивности циркуляции жидкости в системе отопления. Поэтому вместе с дополнительным отопителем на автомобилях Соболь выпуска до 2003 года устанавливается электронасос. Он усиливает циркуляцию жидкости в системе, что улучшает нагрев воздуха, проходящего через радиаторы отопителей. Электронасос включен в сливную магистраль системы отопления и установлен в моторном отсеке на правом лонжероне кузова.
Электронасос включается тем же выключателем, что и электровентилятор дополнительного отопителя. При включении электровентилятора включается и электронасос.
Системы естественной и принудительной вентиляции на Соболь ГАЗ-2217, ГАЗ-2752, ГАЗ-2310 выпуска до 2003 года.
В кабине автомобилей Соболь ГАЗ-2217, ГАЗ-2752, ГАЗ-2310 выпуска до 2003 года предусмотрены системы естественной и принудительной вентиляции. При естественной вентиляции воздух в салон автомобиля попадает при опущенных стеклах дверей. А выходит через щели внутренних панелей передних дверей, люк крыши, а также вентиляционные окна на
задних стойках боковин и сдвижные окна автобуса.
При принудительной вентиляции, когда закрыты окна и люк крыши, наружный воздух, не нагреваясь, нагнетается в кабину электровентилятором. Для этого переводим нижнюю ручку на панели управления отопителем в крайнее левое положение и включаем электровентилятор. Проходя через корпус отопителя и минуя его радиатор, воздух попадает в салон. Направление потоков воздуха в салоне регулируется поворотными соплами.
Принудительной вентиляцией следует пользоваться в жаркую погоду при малых скоростях движения и на стоянках. При движении со скоростью свыше 50 км/ч салон вентилируется и при выключенном электровентиляторе за счет скоростного напора воздуха.
Сайт о внедорожниках, SUV, автомобилях повышенной проходимости
Для создания комфортных условий для водителя и пассажиров, на грузовых автомобилях Соболь ГАЗ-2310, ГАЗ-23107, автофургонах Соболь ГАЗ-2752, ГАЗ-27527 и микроавтобусах Соболь ГАЗ-2217, ГАЗ-22177, ГАЗ-22171, ГАЗ-221717 установлена отопительно-вентиляционная установка.
Отопление и вентиляция кабины и салона Соболь ГАЗ-2310, ГАЗ-2752, ГАЗ-2217, устранение инея и конденсата, управление распределением воздуха в кабине и салоне.
Для управления отопительно-вентиляционной установкой на автомобилях Соболь ГАЗ-2310, ГАЗ-2752, ГАЗ-2217 и их модификациях используется пульт управления отопительно-вентиляционной и климатической установкой с жидкокристаллическим многофункциональным дисплеем.
1 – кнопка включения подачи воздуха к ветровому стеклу и стеклам передних дверей.
2 – рукоятка регулирования степени нагрева воздуха в салоне автомобиля.
3 – рукоятка регулирования производительности вентилятора.
4 – кнопка включения (выключения) режима размораживания (просушивания) стекол.
5 – кнопка включения (выключения) обогрева наружных зеркал заднего вида (в вариантном исполнении).
6 – кнопка включения (выключения) кондиционера (в вариантном исполнении).
7 – кнопка включения (выключения) режима рециркуляции.
8 – кнопка включения подачи воздуха в ноги водителя и пассажиров.
9 – кнопка включения (выключения) подачи воздуха в центральные дефлекторы вентиляции.
Многофункциональный дисплей пульта управления отопительно-вентиляционной и климатической установкой.
1 – индикатор текущего состояния системы распределения воздушных потоков.
2 –индикатор включенного состояния кондиционера (в вариантном исполнении).
3 – индикатор включенного режима рециркуляции.
4 – индикатор включенного режима размораживания (просушивания) стекол.
5 –индикатор включенного состояния обогрева наружных зеркал заднего вида (в вариантном исполнении).
6 – индикатор температуры наружного воздуха (в вариантном исполнении).
7 – индикатор производительности вентилятора.
8 – индикатор нагрева воздуха.
Для получения комфортного климата в кабине автомобилей Соболь ГАЗ-2310, ГАЗ-2752, ГАЗ-2217 и их модификаций необходимо:
1. Установить степень нагрева воздуха, выходящего из отопительно-вентиляционной установки, вращая рукоятку регулирования степени нагрева воздуха в салоне. Степень нагрева будет условно отображаться на индикаторе.
2. Установить производительность вентилятора, вращая рукоятку регулирования производительности вентилятора. Производительность вентилятора условно отображается на индикаторе.
3. Установить комфортное распределение воздуха, используя кнопки включения:
— Подачи воздуха к ветровому стеклу и стеклам передних дверей.
— Подачи воздуха в ноги водителя и пассажиров.
— Включения (выключения) подачи воздуха в центральные дефлекторы вентиляции.
Для достижения максимальной эффективности отопления, а также чтобы изолировать салон от неприятных запахов и дыма можно включить режим рециркуляции, нажав на кнопку включения (выключения) режима рециркуляции. При этом на дисплее должен высветиться соответствующий символ.
Режим рециркуляции автоматически выключается через 10 минут. Принудительное выключение режима рециркуляции осуществляется повторным нажатием на кнопку. После остановки и последующего пуска двигателя заслонка рециркуляции автоматически переводится в режим забора наружного воздуха.
Не пользуйтесь режимом рециркуляции длительное время, так как в этом случае прекращается поступление свежего воздуха в салон автомобиля. Это может привести к ухудшению самочувствия, а также запотеванию стекол.
Устранение инея и конденсата в кабине и салоне автомобилей Соболь ГАЗ-2310, ГАЗ-2752, ГАЗ-2217 и их модификаций.
Для быстрого удалением конденсата или инея со стекол (повышенная влажность, большое число пассажиров, обледенение стекол) можно воспользоваться режимом размораживания (просушивания), для чего нажать на кнопку включения (выключения) режима размораживания (просушивания) стекол.
В этом режиме система включает вентилятор и выработку тепла на максимальную производительность и переводит весь поток воздуха на обдув стекол. При этом на дисплее высвечивается соответствующий символ. Повторное нажатие на кнопку приводит систему в исходное состояние и символ гаснет. Если при включенном режиме размораживания (просушивания) остановить и вновь пустить двигатель, система автоматически начнет работать в обычном режиме.
Для включения обогрева зеркал заднего вида (в вариантном исполнении) необходимо нажать на кнопку включения (выключения) обогрева наружных зеркал заднего вида. При этом на дисплее высветится соответствующий символ. Обогрев зеркал автоматически выключается через 10 минут. Повторное нажатие на кнопку приводит к включению обогрева еще на 10 минут.
Если выключить зажигание до истечения десяти минут, то при последующем включении зажигания обогрев не включится. Можно принудительно выключить обогрев до того как он выключится автоматически, повторно нажав на кнопку.
Управление распределением воздуха в кабине и салоне автомобилей Соболь ГАЗ-2310, ГАЗ-2752, ГАЗ-2217 и их модификаций.
С помощью кнопок на пульте, можно перераспределять поток воздуха в трех функциональных направлениях:
— В ноги водителя и пассажиров.
— На ветровое стекло и боковые стекла дверей.
— В зону груди через дефлекторы вентиляции.
Текущее состояние распределения отображается на индикаторе дисплея. Последовательно нажимая на кнопку включения подачи воздуха к ветровому стеклу и стеклам передних дверей, можно перевести весь поток воздуха на ветровое стекло. На индикаторе будет отображаться верхний треугольник и три вертикальных сегмента. Воздух подается в дефростеры ветрового стекла, дефростеры боковых стекол и боковые дефлекторы вентиляции.
Последовательно нажимая на кнопку включения подачи воздуха в ноги водителя и пассажиров, можно перевести весь поток воздуха в зону ног. На индикаторе будет отображаться нижний треугольник и три вертикальных сегмента. Воздух подается в патрубки обдува ног водителя и переднего пассажира.
Распределение воздушных потоков в кабине и салоне автомобилей Соболь ГАЗ-2310, ГАЗ-2752, ГАЗ-2217 и их модификаций.
Используя эти две кнопки, можно добиться комфортного распределения воздуха, установив одно из промежуточных положений. Например 25% на стекло и 75% в ноги. Индикатор на дисплее будет отображать верхний и нижний треугольники и два вертикальных нижних сегмента. Оптимальное распределение для холодного времени года.
Нажав на кнопку включения (выключения) подачи воздуха в центральные дефлекторы вентиляции, можно включать подачу воздуха в центральные дефлекторы вентиляции. Индикатор на дисплее будет высвечивать боковой треугольник и горизонтальный сегмент дополнительно к описанным выше символам. Воздух дополнительно подается в центральные дефлекторы вентиляции.
Повторное нажатие выключает подачу воздуха в центральные дефлекторы. Включение подачи воздуха в центральные дефлекторы возможно только при наличии потока на ветровое стекло.
Для обеспечения комфортных условий в пассажирском салоне автомобилей Соболь ГАЗ-2752 с двумя рядами сидений и микроавтобусов Соболь ГАЗ-2217, под передним пассажирским сиденьем установлен дополнительный отопитель, работающий в режиме использования внутреннего воздуха кабины. Регулировка производительности отопителя осуществляется рукояткой регулирования производительности вентилятора дополнительного отопителя расположенной на панели приборов.