Схема организации технического обслуживания машин

Организация технического обслуживания автомобилей

В цехе производство в ремонтных мастерских организовано методом специализированных бригад. Сущность метода заключается в том, что в транспортном цехе организуются несколько специализированных бригад, специализирующихся по видам технического обслуживания и ремонту автомобилей. Схема организации производства представлена ниже.

Достоинство этого метода организации производства:

— специализация исполнителей позволяет повысить ответственность за качество работ;

— снижение среднего тарификационного разряда бригады, при достаточно высоком качестве;

— сокращается число одноименного оборудования, инструментов и приспособлений;

— сокращаются производственные площади;

— упрощается руководство участками, учет и контроль над выполнением технических воздействий.

Однако возникают трудности регулирования загрузки и анализа работы различных бригад, снижается эффективность использования оборудования общего назначения (подъемников, ям, специализированного оборудования), возникают сложности в распределении запасных частей.

Организация ТО-1 и ТО-2 приводится в схеме 1.

Схема 1 Организации ТО-1 и ТО-2

Технологический процесс ТО, ТР организован по схеме изображенной на рисунке 2.

Автомобиль по возвращении с линии проходит контрольный пункт (КП) и направляется в комплекс ежедневного обслуживания. Если автомобиль исправен, то пройдя мойку, он направляется в зону хранения, если не исправен, то в зону ТР.

Автомобиль, у которого пробег превысил пробег до очередного технического обслуживания, техническим персоналом загоняются в соответствующую зону (ТО – 1, ТО – 2). Предварительно, за два – три дня, автомобили, пробег которых приближается к очередному техническому обслуживанию, заезжает в участок диагностики и проходят перед ТО – 1 общую (Д – 1), перед ТО – 2 углубленную (Д – 2) диагностику.

Если во время ТО у автомобилей обнаружились работы по ремонту, не подлежащие выполнению при проведении ТО, то оформляется заявка на ремонт, и автомобили становятся на участок ТР. Для контроля проведенных работ автомобиль после ТО может быть направлен на участок диагностики.

Схема технологического процесса ТО и ТР приведена на рисунке 2

движение машин

возможное движение автомобиля

Схема 2 технологического процесса ТО и ТР

Технологический процесс ТО

При организации процессов ТО и ремонта широко используют технологические карты, обуславливающие рациональное использование рабочего времени и рабочих мест, соблюдения требований качества, обеспечение синхронности постов и т. п.

На АТП используют обычно технологические карты двух видов: операционно-технологические и постовые.

Операционно-технологические карты содержат перечень работ, выполняемых на данном посту, на каждом рабочем месте. Номера операций из операционно-технологических карт соответствуют порядковому номеру операций постовых карт. Технологические карты разрабатывают на предприятии или принимают на основе справочных данных.

Снижение объемов работ по ТО недопустимо. Недопустимо также выполнять работы по ТР, не входящие в перечень работ ТР, рекомендуемых для выполнения совместно с ТО.

Поточная линия ТО – 1 предназначена для выполнения всего объема профилактических работ по ТО – 1, а также для выполнения сопутствующих работ по ремонту.

Линия состоит из двух постов.

Перед постановкой автомобиля на первый пост, автомобиль загоняется на пост подпора для обогрева и сушки.

Первый пост предназначен для выполнения работ по тормозному механизму, колесам, подвеске, трансмиссии и смазочным работам. На посту работают двое слесарей по ремонту автомобилей 3 и 4 разрядов.

Второй пост предназначен для выполнения работ по двигателю, сцеплению, рулевому механизму и электрооборудованию. На посту работают: слесарь по ремонту автомобиля 4 разряда и слесарь – электрик 4 разряда.

Посты ТО – 2 предназначены для выполнения смазочных работ и работ по трансмиссии и т. п., для выполнения всего объема профилактических работ по ТО– 2, а также для выполнения сопутствующих работ по ремонту.

Перечень работ ТР автомобилей, рекомендуемых для выполнения совместно с ТО – 1, показан в таблице 8.

Таблица 8 Перечень работ при ТО двигателя

Заменяемый узел Трудоемкость, чел.- мин.
Болт крепления задней опоры двигателя
Болт крепления передней опоры ДВС
Ремни привода компрессора и насоса гидроусилителя руля
Ремень привода насоса водяного охлаждения и генератора
Ремень привода вентилятора
Ремень промежуточного вала вентилятора
Прокладка клапанной крышки
Краник слива охлаждающей жидкости
Шланг системы вентиляции картера
Хомут крепления труб системы выпуска
Прокладка корпуса масляного фильтра

Таблица 9 Перечень работ при ТО системы питания

Заменяемый узел Трудоемкость, чел.- мин.
Топливопровод 3 –9
Прокладка фильтра отстойника
Прокладка воздушного фильтра
Прокладка фильтра тонкой очистки

Таблица 10 Перечень работ при ТО сцепления

Заменяемый узел Трудоемкость, чел.- мин.
Оттяжная пружина педали сцепления
Трубопровод системы привода сцепления
Чехол защитный главного цилиндра привода сцепления
Чехол защитный рабочего цилиндра привода сцепления

Таблица 11 Перечень работ при ТО трансмиссии

Заменяемый узел Трудоемкость, чел.- мин.
Сапун КПП
Болт промежуточный опоры карданной передачи
Сапун заднего моста
Болт крепления фланца карданного вала

Таблица 12 Перечень работ при ТО колес и ступиц

Заменяемый узел Трудоемкость, чел.- мин.
Колпачек и золотник вентиля колеса
Гайка крепления колеса
Прокладка крышки ступицы

Таблица 13 Перечень работ при ТО подвески

Заменяемый узел Трудоемкость, чел.- мин.
Гайка стремянки рессор
Болт крепления крышки рессор 1,5
Гайка пальца аммортизатора

Таблица 14 Перечень работ при ТО кузова и кабины

Заменяемый узел Трудоемкость, чел.- мин.
Зеркало заднего вида
Подушка сиденья водителя
Спинка сиденья водителя

Таблица 15 Перечень работ при ТО тормозной системы

Заменяемый узел Трудоемкость, чел.- мин.
Оттяжная пружина тормозной педали
Включатель лампы стояночного тормоза
Тормозной шланг (без прокачки)
Чехол тормозного клапана

Таблица 16 Перечень работ при ТО электрооборудования

Организация технического обслуживания автомобиля 1 страница

Техническое обслуживание и ремонт автомобилей вы­полняют на предприятиях автосервиса, предприятиях фирмен­ного автосервиса, на автотранспортных предприятиях. Пред­приятиями автосервиса считаются учреждения, организации, предприятия, а также частные лица, занимающиеся предпри­нимательской деятельностью с правом на проведение конкрет­ных видов работ для обслуживания автотранспортных средств.

Предприятиями фирменного автосервиса считаются орга­низации, учреждения, предприятия, а также предпринимате­ли, отвечающие всем требованиям предприятий-изготовителей автотранспортных средств к сервисным подразделениям и обслуживанию автотранспортных средств и получившие в уста­новленном порядке от владельца товарного знака фирмы пра­ва на его использование.

Техническое обслуживание автомобиля (ТО) является профилактическим мероприятием, проводимым в плановом порядке через определенные длительность пробега или срок эксплуатации автомобиля. Оно представляет собой ряд вы­полняемых действий по контролю, поддержанию и восста­новлению исправного состояния автомобилей с целью обеспе­чения соответствия автомобилей установленным требованиям и повышения эффективности их использования. Техническое обслуживание автомобиля представляет собой комплекс ра­бот, направленных на предупреждение отказов и неисправно­стей, обеспечение полной работоспособности автомобиля в пределах эксплуатационных характеристик, установленных изготовителем.

Комплекс работ по устранению возникших отказов, не­исправностей и восстановлению полной работоспособности автомобиля в пределах эксплуатационных характеристик, уста­новленных изготовителем является ремонтом. Ремонт может быть текущим и капитальным.

Рекомендации по техническому

обслуживанию автомобиля. Виды технического обслуживания

Техническое обслуживание автомобиля, выполняемое ав­томехаником, включает следующие виды работ: уборочные, моечные, заправочные, проверочные работы, контрольно-ди- агностические, регулировочные, крепежные, электрокарбюра­торные, шиноремонтные, смазочные работы, а также произ­водится периодическая замена некоторых деталей, которая необходима через определенное время и пробег автомобиля.

Операции ежедневного технического обслуживания

При ежедневном техническом обслуживании выполняют контрольно-смотровые работы по агрегатам, системам и ме­ханизмам, обеспечивающим безопасность движения: действие тормозных систем; уровень тормозной жидкости в бачке глав­ного тормозного цилиндра; состояние шин, давление воздуха в шинах; состояние рулевого управления, освещения, сигна­лизации; уровень электролита в аккумуляторах.

Читайте также:  Мультиметр для диагностики двигателя

Почти ежедневно либо через каждые 400—500 км пробега машины необходимо проверять уровень масла в картере дви­гателя, а также уровень охлаждающей жидкости в расшири­тельном бачке.

Кроме того, выполняются работы по обеспечению надлежащего внешнего вида автомобиля: мойка, уборка, по­лирование. Контрольно-смотровые работы (заправка автомо­биля топливом, маслом, охлаждающей жидкостью) необходи­мо осуществлять перед каждым выездом, а уборочно-моечные и заправочные — по мере необходимости.

Особое внимание при обслуживании автомобиля уделя­ют неисправностям, которые могут повлиять на безопасность движения. При этом обязательно устраняют выявленные не­исправности и ослабление крепления деталей, узлов, агрега­тов и систем.

Неисправности и ослабление крепления деталей, узлов, агрегатов и систем автомобиля, подлежащие обязательному устранению

При регулировочных работах проверяются накладки коло­док и тормозных барабанов (зазор), педали тормоза (свободный ход), стояночная тормозная система (привод), рулевое управ­ление* подшипники колес, передние колеса (углы установки).

При контрольно-диагностических и крепежных работах ос­матриваются сошки и маятниковый рычаг рулевого управле­ния, рулевой привод, рулевые тяги на шаровых пальцах и шаро­вые пальцы в гнездах, поворотный кулак, шаровые опоры, шкворни, диски колес, шины (состояние, крепление, дисба­ланс), карданная передача, рессы, пружины, амортизаторы, рычаги подвески, трубопроводы и шланги гидравлического тормозного привода, главный тормозной цилиндр, тормозные диски, колесные тормозные цилиндры на опорных дисках, двигатель, разделитель, регулятор давления тормозного при­вода, замки дверей, капота и багажника, крепления сидений, стекол, зеркал заднего вида, стеклоочистителя, стеклоомыва- теля, устройства обдува и обогрева ветрового стекла, системы вентиляции и отопления.

При обслуживании систем питания и выпуска газов необходимо проверить их герметичность, фары, передние и задние фонари, переключатели света, сигнал торможения, ава­рийную сигнализацию, световозвращатели, звуковой сигнал, изоляцию электропроводки.

Операции первого технического обслуживания

Операции первого технического обслуживания обычно проводят через 1500, 3000 и 5000 км для разных моделей авто­мобилей, но не менее двух раз в год. При этом выполняют следующие виды работ:

• моечно-уборочные — уборка салона, мойка и сушка ав­томобиля;

• контрольно-диагностические работы, при которых про­веряют действия рабочей тормозной системы на одновремен­ное срабатывание и эффективность торможения, действия сто­яночной тормозной системы, тормозного привода, проверяют свободный ход рулевого колеса и зазора в соединениях руле­вого привода, состояние шин и давления воздуха в них, прибо­ров освещения и сигнализации; работы осмотровые — осмотр и проверка кузова, стекол, номерных знаков, обивки сиде­ний, действия дверных механизмов, стеклоочистителей, прове­ряют зеркала заднего вида, герметичность соединений систем смазочной, охлаждения и гидравлического привода выключе­ния сцепления, резиновых защитных чехлов шарниров руле­вых тяг, величину свободного хода педалей сцепления и тормо­за, натяжение ремня вентилятора, уровни тормозной жидкости в питательных бачках главного тормрзного цилиндра и при­вода выключения сцепления, пружин и рычага в передней под­веске, штанг и стоек стабилизатора поперечной устойчивости;

• работы крепежные — крепление двигателя, коробки пе­редач и удлинителя, картера рулевого механизма и рулевой сошки, рулевого колеса и рулевых тяг, поворотных рычагов, зеркала заднего вида, соединительных фланцев карданного вала, дисков колес, приборов, трубопроводов и шлангов сма­зочной системы и системы охлаждения, тормозных механиз­мов и гидравлического привода выключения сцепления, при­емной трубы глушителя;

• во время крепежных работ — регулировка свободного хода педалей сцепления и тормоза, действия рабочей и сто­яночной тормозных систем, свободного хода рулевого коле­са и зазора в соединениях рулевого привода, натяжения рем­ня вентилятора; доведение до нормы давления воздуха в шинах и уровней тормозной жидкости в питательных бачках главного тормозного цилиндра и привода выключения сцеп­ления.

Кроме того, во время первого технического обслужива­ния очищают от грязи и проверяют приборы системы пита­ния и герметичность их соединений;

• проверяют действие привода, полноту закрывания и от­крывания дроссельной и воздушной заслонок, регулируют ра­боту карбюратора на режимах малой частоты вращения ко­ленчатого вала двигателя.

В системе электрооборудования:

• очищают аккумуляторную батарею и ее вентиляцион­ные отверстия от грязи;

• проверяют крепление, надежность контакта наконеч­ников проводов с клеммами и уровень электролита;

• очищают приборы электрооборудования от пыли и грязи;

• проверяют изоляцию электрооборудования, крепление генератора, стартера и реле-регулятора.

Операции второго технического обслуживания автомобиля

Операции второго технического обслуживания рекомен­дуют проводить через 7 500, 12 000, 20 000 км пробега для разных моделей автомобилей, но не менее одного раза в год.

Перед выполнением второго технического обслуживания или в процессе его необходимо проводить углубленное диагнос­тирование всех основных агрегатов, узлов и систем автомоби­ля для установления их технического состояния, определения характера неисправностей, их причин, а также возможности эксплуатации данного агрегата, узла или системы.

Выполняя операции второго технического обслуживания, кроме объема работ по первому техническому обслуживанию, выполняют ряд дополнительных операций:

• проводят закрепление радиатора, головки блока цилин­дров и стоек коромысел, крышек кожуха головки блока ци­линдров, впускного и выпускного трубопроводов, крышки блока распределительных зубчатых колес, корпусов фильтров тонкой очистки масла, корпусов фильтров грубой очистки масла, поддона масляного картера, картера сцепления, амор­тизаторов, топливного бака, глушителя, крышки редуктора заднего моста, стремянки, пальцев рессор, фланцев полуосей, замков и ручек дверей;

• осуществляют подтяжку гаек крепления фланца к веду­щей шестерне главной передачи заднего моста и шарнирных пальцев крепления проушин амортизатора;

• проводят регулировку усилия поворота рулевого коле­са, тепловых зазоров клапанов, натяжения цепи привода ме­ханизма газораспределения, зазора между тормозными колод­ками и дисками колес, зазора в подшипниках ступиц передних колес.

Дополнительные операции при втором техническом об­служивании в системе питания автомобиля включают: про­верку герметичности топливного бака и соединений трубо­проводов, крепление карбюратора, устранение выявленных неисправностей. Снимают карбюратор и топливный насос, разбирают их, очищают и проверяют на специальных прибо­рах состояние деталей. После сборки проверяют топливный насос на специальном приборе. Кроме того, проверяют лег­кость пуска и работу двигателя.

При обслуживании системы электрооборудования про­изводят следующие операций:

• проверяют степень заряда по напряжению элементов ба­тарей под нагрузкой (при необходимости снимают ба­тареи для подзарядки, состояние щеток и коллекторов генератора и стартера, работу реле-регулятора;

• регулируют натяжение пружин якорей;

• снимают свечи зажигания и проверяют их состояние;

• очищают от нагара и регулируют зазоры между элект­родами;

• снимают прерыватель-распределитель зажигания и очи­щают его наружную поверхность от грязи и масла;

• проверяют состояние контактов и регулируют зазоры между ними;

• смазывают вал прерывателя-распределителя;

• проверяют состояние проводов низкого и высокого на­пряжения, регулируют действие приборов освещения и сигнализации.

Очистительные и смазочно-заправочные работы при тех­ническом обслуживании необходимо проводить в соответствии с картами смазывания и рекомендациями предприятий-изго­товителей.

Операции техобслуживания, производимые примерно после 30 000—45 ООО км пробега автомобиля, включают:

• замену масла в автоматической трансмиссии;

• промывку системы смазки двигателя;

• замену масла в картере ведущего моста;

• зачистку коллектора стартера, проверку износа и при­легания щеток;

• очистку и смазку деталей привода стартера.

Кроме этого, необходимо:

• проверить работоспособность вакуумного усилителя тор­мозов;

• отрегулировать направления световых пучков фар, за­чистить контактные кольца генераторов, проверить из­нос и прилегание щеток;

• заменить тормозную жидкость,

• заменить охлаждающую жидкость.

Операции техобслуживания, производимые примерно после 65 000—75 ООО км пробега, включают:

Читайте также:  Машины для очистки газов

• замену масла в коробке передач;

• замену зубчатого ремня привода механизма газораспре­деления.

Диагностирование технического состояния автомобиля

Диагностирование технического состояния автомобиля представляет собой комплекс работ, операций по определе­нию с установленной точностью технического состояния — параметров эксплуатационных характеристик автомобиля, его агрегатов, систем и узлов. Диагностирование является одним из элементов процесса технического обслуживания и ремон­та. Проводят диагностирование без разборки объекта диагнос­тирования с помощью специального оборудования на специ­ализированных постах.

В настоящее время в соответствии с действующей систе­мой технического обслуживания и технического ремонта ди­агностирование подразделяют на два основных вида: общее Д—1 и углубленное, поэлементное Д—2.

Диагностирование с помощью контрольно-диагностичес- ких средств дает возможность определить диагностические па­раметры, по которым судят о структурных параметрах, отража­ющих техническое состояние диагностирующего механизма.

При общем диагностировании происходят оценка техни­ческого состояния автомобиля в целом и отдельных его агрега­тов и узлов без разборки, выявление неисправностей, для устра­нения которых необходимы ремонтные или регулировочные работы, а также оценивается пригодность автомобиля к даль­нейшей эксплуатации с соблюдением безопасности дорожно­го движения.

При углубленном диагностировании выявляют неисправ­ности, прогнозируют ресурс исправной работы, устанавлива­ют объемы регулировочных и ремонтных работ, необходимых для поддержания автомобиля в исправном состоянии до оче­редного второго технического обслуживания.

Цель диагностирования при ремонте: выявление неис­правностей, причин их возникновения, установление наибо­лее эффективного способа устранения — на месте, со снятием агрегата узла или детали, с полной или частичной разборкой и заключительным контролем качества выполненных работ.

Кроме того, диагностирование дает возможность повы­сить ресурс надежной работы автомобиля.

При диагностировании двигателя устанавливают следу­ющее: наличие стуков в шатунных подшипниках и газорас­пределительном механизме (клапанах, зубчатых колесах и др.), развиваемую мощность, неисправность системы зажигания в целом и отдельных ее элементов.

При диагностировании системы питания двигателя уста­навливают следующее: подтекание топлива в соединениях тру­бопроводов, в плоскостях разъема, повышенные расход топ­лива и содержание СО в отработанных газах, состояние деталей цилиндропоршневой группы, системы газораспределения, прокладок головки цилиндров.

При диагностировании системы охлаждения двигателя определяют: подтекание охлаждающей жидкости в соедине­ниях и местах разъема, узлах (сборных единицах) системы (ра­диатор, водяной насос и др.), перегрев охлаждающей жидко­сти при работе двигателя под нагрузкой.

При диагностировании сцепления выявляют: пробуксо­вывание под нагрузкой, рывки во время включения передач, наличие стуков и шумов при работе и переключении передач, неисправность привода сцепления (педали, тяги и др.).

При диагностировании коробки передач уствнавливают: наличие стуков и шумов в рабочем состоянии, самопроизволь­ное выключение передач под нагрузкой, наличие течи масла в местах разъема деталей коробки передач, величину зазора при переключении передач.

При диагностировании заднего моста определяют: нали­чие стуков и шумов в рабочем состоянии, наличие течи масла в местах разъема деталей заднего моста; величину суммарного зазора в главной передаче и дифференциале.

При диагностировании карданного вала и промежуточ­ной опоры необходимо измерить зазоры в карданных сочле­нениях, шлицевых соединениях и в промежуточной опоре кар­данного вала.

При диагностировании рулевого управления выявляют: усилие, необходимое для вращения рулевого колеса, зазор вала рулевой сошки во втулках, надежность крепления пружин и рычагов передней подвески, штанг и стоек стабилизатора по­перечной устойчивости.

При диагностировании рессор и элементов подвески уста­навливают наличие поломок листов, зазоры в соединениях рессорного пальца с втулкой рессоры и с проушиной крон­штейнов подвески, параллельность переднего и заднего мос­тов и их расположение относительно кузова автомобиля.

При диагностировании кузова определяют наличие вмя­тин, трещин, поломок, нарушение окраски автомобиля, пра­вильность работы омывателя ветрового стекла, системы отопле­ния кузова и вентилятора обдува ветрового стекла (в холодное время года), тяг управления жалюзи радиатора, состояние зам­ков и петель капота, крышки багажника.

При диагностировании технического состояния автомо­биля необходимо проверить и отрегулировать углы установки управляемых колес автомобиля; эффективность действия и одновременность срабатывания тормозных механизмов, балан­сировку колес, работу системы зажигания автомобиля, зазор между контактами прерывателя, установку и действие фар, на­правление светового потока; проверить состояние тормозного привода (тягу, шланги, трубопроводы и др.), радиатора, под­вески двигателя, опорных резиновых подушек.

При сервисном обслуживании автомобилей на автотран­спортных предприятиях, как правило, автомобили диагности­руют с помощью специального оборудования — стендов.

Организация технического обслуживания и ремонта автомобиля

При регулярном техническом обслуживании параметры технического состояния автомобиля поддерживаются в задан­ных пределах. Однако вследствие изнашивания деталей, по­ломок и других причин ресурс автомобиля, его агрегатов или механизмов расходуется, и наступает такой момент, когда ав­томобиль уже не может нормально эксплуатироваться. Ины­ми словами, наступает такое его предельное состояние, кото­рое не может быть устранено профилактическими методами технического обслуживания, а требует восстановления устра­ненной работоспособности — ремонта.

Основным назначением технического ремонта являются устранение возникших в автомобиле, его агрегатах неисправ­ностей или отказов и восстановление их работоспособности.

При техническом ремонте выполняются следующие виды работ:

• регулировочные и некоторые другие виды.

Работы по ремонту автомобиля трудоемки и требуют по­рой значительных денежных затрат. Для их проведения иног­да необходимы частичная или полная разборка изделия для восстановления или замены деталей, применение сложного станочного, сварочного, окрасочного и иного оборудования.

К основным базовым деталям и агрегатам относят блок цилиндров двигателя, коробку передач, ведущий мост, руле­вой механизм, балку переднего моста или поперечину неза­висимой подвески, корпус кузова. При техническом ремонте демонтажно-монтажные и восстановительные работы могут проводиться как по автомобилю в целом, так и по его отдель­ным агрегатам, системам и узлам. Наряду с этим при техни­ческом ремонте производят восстановление, замену и устра­нение различных повреждений деталей, деформаций и перекосов кузова и его деталей, пайку, расточку, окраску, про­тивокоррозийную защиту, замену стекол, арматуры и др.

Технический ремонт может быть текущим и капитальным.

При текущем ремонте устраняют возникающие отказы и неисправности, способствуют выполнению установленных норм пробега до капитального ремонта при минимальных простоях. Необходимость такого ремонта устанавливают при контрольных осмотрах, которые выполняют во время прове­дения всех видов технического обслуживания, а также по за­явкам водителя или владельца автомобиля. Производят теку­щий ремонт на станциях технического обслуживания, в автомастерских, автотранспортных подразделениях, автоком­бинатах, заменяя у восстанавливаемых агрегатов поршневые кольца, вкладыши подшипников коленчатого вала, подшип­ники ступиц колес, рессоры и рессорные пальцы, шаровые пальцы рулевого привода, выполняют притирку клапанов, пайку радиатора и др.

Капитальный ремонт предназначен для восстановления работоспособности автомобилей и их агрегатов с целью обес­печения установленного межремонтного пробега при условии проведения регулярного технического осмотра, текущего ре­монта и правильной эксплуатации. Нормы межремонтных пробегов капитально отремонтированных агрегатов, как пра­вило, назначают из расчета не менее 80% нормы пробега для новых агрегатов и автомобилей. Техническое состояние и ком­плектность автомобиля и его агрегатов должны соответство­вать единым техническим условиям на сдачу и выдачу из ка­питального ремонта.

Капитальный ремонт автомобилей должен выполняться на специализированных автопредприятиях с полной разбор­кой на агрегаты, а агрегатов на детали. Необходимость капи­тального ремонта определяет специальная комиссия, которую назначает руководитель автопредприятия.

В капитальный ремонт не принимают агрегаты, если при их диагностировании или осмотре оказалось, что при оформ­лении нарушены правила сдачи в ремонт и если дефекты ба­зовых деталей не поддаются восстановлению. Направляют в ка­питальный ремонт агрегаты в случае необходимости ремонта базовой детали, ухудшения технического состояния агрегата из-за износа большинства деталей и тогда, когда для ремонта базовой детали необходима полная разборка агрегата.

Читайте также:  Все тест драйвы форд маверик

При капитальном ремонте агрегат полностью разбирают, выявляют неисправности, восстанавливают нужные детали, узлы или заменяют их, после чего агрегат собирают, произво­дят регулировку и испытывают.

Для определения технического состояния автомобиля и объема ремонтных работ применяют различные средства диаг­ностирования. Если при диагностировании определить тех­ническое состояние или неисправность узлов и агрегатов не представляется возможным, их снимают с автомобиля и раз­бирают для определения объема работ. Результаты проверки заносят в карту контрольно-диагностического осмотра авто­мобиля.

Ремонтируют автомобили индивидуальным или агрегат­ным способом.

Индивидуальный способ ремонта предусматривает демон­таж поврежденных агрегатов, их восстановление, ремонт и ус­тановку на автомобиль. При этом способе ремонта простой автомобиля может быть значительным.

Агрегатный способ ремонта значительно сокращает вре­мя простоя, так как в этом случае ремонт выполняют заменяя неисправные агрегаты и узлы на исправные. Агрегатным спо­собом, как правило, ремонтируют на специализированных предприятиях и в мастерских, что повышает эффективность ремонта.

На некоторых станциях технического обслуживания авто­мобилей имеются специальные передвижные мастерские для выполнения технического обслуживания и ремонта.

Причины изменения технического состояния автомобиля

Содержание автомобиля в исправном состоянии в зна­чительной степени зависит от его владельца, водителя, его ква­лификации, знания им материальной части автомобиля и пра­вил технической эксплуатации, мастерства и от бережного к нему отношения. Однако в процессе эксплуатации свойства автомобиля не остаются постоянными. Надежность автомо­биля и его динамические качества снижаются, что отражается на безопасности движения, повышенном расходе горюче-сма- зочных материалов, ухудшении пуска двигателя, появлении стуков и шумов. Это результат вредных процессов, происхо­дящих в агрегатах и системах автомобиля, которые накапли­ваются в течение всего времени существования автомобиля и постоянно влияют на его работоспособность и надежность. Работоспособность автомобиля — это состояние, при кото­ром значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют нормативно-тех- нической или и/или конструкторской документации.

Работоспособность автомобиля зависит от его надежнос­ти — сложного свойства, которое в зависимости от назначения автомобиля и условий его эксплуатации состоит из сочетаний свойств безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости. Долговечность автомобиля означает его свой­ство сохранять работоспособное состояние до наступления пре­дельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта. Определяется долговечность устанав­ливаемым предприятием-изготовителем ресурсом — амортиза­ционным сроком службы до предельно допустимых износов деталей основных механизмов и агрегатов, вызывающих необхо­димость прекращения эксплуатации или проведения капиталь­ного ремонта.

Безотказность — свойство автомобиля сохранять рабо­тоспособное состояние в течение некоторого времени или некоторой наработки. Ремонтопригодность является свойством автомобиля, которое заключается в приспособленности к пре­дупреждению, обнаружению причин возникновения отказов, повреждений, а также поддержанию и восстановлению рабо­тоспособного состояния путем проведения технических осмот­ров и ремонтов. Качественно проведенные технический ос­мотр и ремонт значительно уменьшают возможности развития вредных процессов, различных причин неисправностей, про­исходящих в агрегатах и системах автомобиля.

К вредным процессам, основным причинам возникнове­ния неисправности автомобиля, относят изнашивание трущихся поверхностей, усталость металла, внутренние напряжения в деталях, различные виды коррозии, старения, обгорание рабо­чих поверхностей деталей двигателя из-за превышения его до­пустимого теплового режима, образование накипи в системе охлаждения, нагара в камере сгорания, который может образо­вываться на стенках головки блока цилиндров, на днище пор­шня, головках клапанов; применение топливных и смазочных материалов, не отвечающих требованиям нормативно-техни- ческих документов, с содержанием в них механических приме­сей, температурное влияние окружающей среды и т.д.

Изнашивание является процессом постепенного измене­ния размеров, формы и состояния поверхности детали, про­исходящего при трении. Результат изнашивания, определяе­мый в установленных единицах, называется износом. Износ может быть естественным, ускоренным и аварийным. Есте­ственный износ появляется в результате трения, действия вы­соких температур и нагрузок при нормальных условиях эксплу­атации. Величина износа в этом случае нарастает медленно, и продолжительная работа автомобиля происходит без особого нарушения рабочих характеристик.

Износы ускоренные и аварийные возникают в результа­те некачественного технического обслуживания и ремонта ав­томобилей, низкого качества материалов, применяемых для изготовления агрегатов автомобиля, а также из-за недорабо­ток в конструкции автомобиля.

При ускоренных и аварийных износах процесс изнаши­вания происходит быстро, он сопровождается разрушением деталей и другими неисправностями, при которых дальней­шая эксплуатация автомобиля становится невозможной.

Выделяют несколько видов изнашивания:

• изнашивание при заедании, фретинг-коррозии и фретинге.

Изнашивание при фретинге, абразивное, эрозионное

и усталостное относят к механическому виду изнашивания, а окислительное и при фретинг-коррозии — к коррозионно- механическому.

Абразивное изнашивание является следствием режущего или царапающего действия твердых частиц, находящихся меж­ду поверхностями трения. Эти частицы попадают в виде пыли, песка между трущимися деталями, например, тормозными накладками колодок и барабанами, и резко увеличивают их износ. В кривошипно-шатунном механизме и ряде других в ка­честве абразивных частиц служат сами продукты изнашивания, отделившиеся от трущихся деталей.

Усталостное изнашивание происходит из-за того, что твердый поверхностный слой материала детали в результате трения и нагрузок становится хрупким и выкрашивается, об­нажая лежащий под ним менее твердый и изношенный слой. Такое изнашивание случается на зубьях шестерен, зубчатых колес, на беговых дорожках колец подшипников качения. Уста­лостные разрушения возникают при циклическом приложе­нии нагрузок, превышающих предел выносливости металла детали. Происходит постепенное накопление трещин, что при­водит к усталостному разрушению детали.

Эрозионное изнашивание наблюдается в результате воз­действия потока жидкости или газа. На автомобиле такое изнашивание происходит на рабочих поверхностях тарелок выпускных клапанов двигателя и жиклерах карбюратора.

Изнашивание при заедании происходит в результате вы­рывания материала деталей и переноса его с одной поверхно­сти на другую. Это приводит к появлению задиров на рабочих поверхностях деталей, их заклиниванию и разрушению.

Изнашивание при фретинге является механическим из­нашиванием соприкасающихся деталей при малых колебатель­ных движениях. Если при этом агрессивно действует среда, то происходит изнашивание при фретинг-коррозии. Такое изна­шивание может происходить, например, в местах контакта вкла­дышей шеек коленчатого вала и постели в картере и крышке.

Электроэрозионное изнашивание проявляется в измене­нии поверхностей деталей в результате воздействия разрядов при прохождении электрического тока, например, между элек­тродами свечей зажигания.

Пластические деформации и разрушения связаны с дости­жением или превышением пределов текучести или прочно­сти, соответственно, пластичных (сталь) и хрупких (чугун) ма­териалов деталей, что может происходить при перегрузке автомобиля, неправильном управлении, дорожно-транспорт- ном происшествии.

Коррозия появляется на поверхностях деталей в резуль­тате химического или электрохимического взаимодействия ма­териала детали и агрессивной окружающей среды, приводя­щего к окислению — ржавлению металла, уменьшению прочности и ухудшения внешнего вида автомобиля. Корро­зии способствуют сохранение влаги на металлических повер­хностях, соль, которую используют в зимнее время на дорогах и отработавшие газы.

Вредные процессы могут протекать с разной скоростью — быстро, медленно, со средней скоростью. К быстропротека- ющим процессам относят вибрации узлов, изменение сил трения в подвижных сопряжениях, колебания рабочих нагру­зок и другие процессы, оказывающие влияние на взаимное положение деталей и узлов и изменяющие, искажающие цикл работы автомобиля. Периодичность изменения быстродейству­ющих процессов измеряется долями секунды.

Дата добавления: 2015-10-13 ; просмотров: 5033 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Оцените статью