- ВРемонт.su — ремонт фото видео аппаратуры, бытовой техники, обзор и анализ рынка сферы услуг
- Две простые схемы для противоугонной сигнализации автомобиля
- Устройство и принцип работы автомобильной сигнализации
- Назначение и функции сигнализации
- Устройство и принцип работы сигнализации
- Датчик удара
- Датчик наклона
- Датчик движения
- Датчик открытия дверей или капота
- Дополнительные функции сигнализации
- Отличие автосигнализации от иммобилайзера
- Основные производители сигнализаций
ВРемонт.su — ремонт фото видео аппаратуры, бытовой техники, обзор и анализ рынка сферы услуг
Home |
Две простые схемы для противоугонной сигнализации автомобиля
Рис. 1 Схема противоугонной сигнализации срабатывающей при открывании любой двери автомобиля
Противоугонная сигнализация бывает световой — проблески габаритных огней, звуковой — гудки автомобильного звукового сигнала или комбинированной — одновременная подача световых и звуковых сигналов.
Предлагаются две простых схемы для противоугонной сигнализации автомобиля. Практика эксплуатации таких простых схем противоугонных сигнализаций автомобиля показала: хотя они и уступают фирменным электронным алармам, но обходятся автовладельцу в несколько раз дешевле и могут быть смонтированы собственными силами.
Следует заметить, что использование звуковой противоугонной сигнализации противоречит «Международным правилам дорожного движения», которые запрещают подачу звуковых сигналов в городе. Именно поэтому автомобильные заводы звуковую противоугонную сигнализацию на выпускаемые автомобили долгое время не устанавливали. Однако, подача звуковых сигналов в экстремальных ситуациях не запрещается, что позволяет автовладельцам использовать звуковую сигнализацию как достаточно надежное средство защиты автомобиля от угона.
Существует большое количество самых разнообразных схем противоугонной сигнализации, начиная от электроконтактных и заканчивая микроэлектронными с ультразвуковым управлением. Самая простая из них та, с помощью которой при открывании любой двери срабатывает звуковой сигнал автомобиля непосредственно от дверных плафонных выключателей (рис. 1). Чтобы такую сигнализацию «поставить на охрану» или «снять с охраны», достаточно «массовый» провод от дверных выключателей (ВЛП, ВПП, ВЛЗ, ВПЗ) подать на отрицательную клемму звукового сигнала ЗС через тумблер ВК, укрытый снаружи или внутри автомобиля. «Массовый» провод найти нетрудно — он находится под плафонным выключателем передней левой двери. Для того чтобы сделать противоугонную сигнализации для автомобиля по такой схеме, потребуются тумблер, два метра многожильного провода в изоляции и десять минут времени.
Ясно, что такая сигнализация обладает абсолютной простотой, но есть и существенный недостаток — если тумблер ВК установлен в салоне, то сразу после открывания двери звуковой сигнал включается без задержки и также без задержки выключается после закрытия двери. Это создает некоторые неудобства при снятии автомобиля с охраны и постановке под охрану. При установке тумблера ВК снаружи он может быть обнаружен недоброжелательным лицом. Однако, пока нет возможности приобрести специальную противоугонную систему, можно использовать и простейший вариант защиты автомобиля от угона.
Рис.2 Релейная схема комбинированной противоугонной сигнализации для автомобиля
На рис. 2 показана релейная схема комбинированной противоугонной сигнализации (КПС), в которой продолжительность подачи сигналов тревоги и их повторяемость «запрограммированы» с помощью реле РЛ и термовременного выключателя ТВВ. Постановка схемы «на охрану» и снятие ее «с охраны» выполняются контактами реле на герконе, срабатывающего с задержкой и входящего в состав устройства включения и выключения сигнализации (устройство на схеме не показано и заменено спаренным тумблером ВК и ВЛ). Имеются контрольные лампы КЛ, ЗБ которые зажигаются контактами ВЛ при включении сигнализации. Такая комбинированная противоугонная сигнализация по исполняемым функциям подобна многим стандартным схемам противоугонной сигнализации промышленного изготовления.
При вскрытии любой двери автомобиля реле РЛ переходит в режим самоудержания и включает габаритные фонари ФГ и звуковой сигнал ЗС на подачу сигналов тревоги. Одновременно в термовременном выключателе ТВВ начинает нагреваться биметаллическая пластина БМП, на которой установлен контакт «К». Габаритные фонари ФГ и звуковой сигнал ЗС остаются включенными до тех пор, пока контакт «К» не разомкнётся. Если к этому времени вскрытая дверь будет закрыта, то противоугонная сигнализация вновь перейдет в состояние «Охрана включена». Если же дверь останется открытой, то после остывания биметаллической пластины БМП контакт «К» замкнется и сигналы тревоги снова сработают. В таком случае противоугонная сигнализация периодически «включает — выключает» сигналы тревоги (повторяемость через 2-3 с) до тех пор, пока она не будет отключена.
Схема КПС может быть установлена на автомобиле, в котором звуковой сигнал и габаритные фонари включаются не по «массе» (как в первом варианте схемы), а по цепи «+12 В» через специальные коммутационные реле (РЗС и РФГ). Тогда звуковой и световой сигналы тревоги могут подаваться как одновременно, так и каждый в отдельности (коммутация с помощью дополнительных выключателей ВКЗ и ВКГ). Это позволяет отключать звуковую сигнализацию, когда ее использование нежелательно или недопустимо. В некоторых случаях нужна только звуковая сигнализация, тогда габаритные фонари могут быть отключены.
В случае, когда двери автомобиля оборудованы центральным замком, его можно подключить к противоугонной сигнализации. Тогда охранная система автомобиля получит совершенно новое качество: сигналы тревоги будут включаться не только при несанкционированном вскрытии дверей, но и при попытке открыть замок двери «штатным» ключом. Для этого схему противоугонной сигнализации (см. рис. 2) надо дополнить герконовым реле РЛГ и подвести к нему управляющий сигнал «открыто» (+12 В) с контактной группы от центрального замка дверей (ЦЗД) (расположена в левом замковом барабане). Если автомобиль «под охраной», то при повороте замкового барабана в сторону «открыто» включится и начнет отрабатывать свои функции противоугонная сигнализация. Если центральный замок дополнительно оборудован защитной блокировкой, то одновременно с подачей сигналов тревоги все рычажные приводы дверных замков будут заблокированы сигналом ЗБ (+12 В).
Для самостоятельного изготовления предлагаемой защитной сигнализации необходимо заготовить следующие детали:
- 12-ти вольтовое реле (РЛ) с тремя парами нормально-разомкнутых контактов на коммутируемый ток не менее 2 А;
- два герконовых 12-ти вольтовых слаботочных реле (для РЛГ и для ВК-ВЛ);
- оксидный конденсатор 1000 мкФ х 12 В для задержки срабатывания герконового реле ВК-ВЛ (включается параллельно обмотке реле);
- термовременной выключатель ТВВ (ТВВ входит в состав некоторых термореле, а также продается на радиорынке как отдельное изделие);
- мерцающий светодиод на рабочее напряжение 12 В (для ламп КЛ и ЗБ);
- два тумблера на коммутируемый ток не менее 2 А (для ВКФ и ВКЗ).
В заключение следует отметить, что в отличие от многих электронных устройств противоугонной сигнализации релейные схемы в режиме «Охрана включена» электрической энергии от аккумуляторной батареи не потребляют.
Устройство и принцип работы автомобильной сигнализации
Каждый автовладелец стремится максимально обезопасить свой автомобиль от злоумышленников. Основным противодействием угону на сегодняшний день является автомобильная сигнализация. Далее в статье расскажем о том, как работает автосигнализация, из каких элементов состоит и какие функции выполняет.
Назначение и функции сигнализации
Автосигнализацию нельзя назвать каким-то определенным устройством. Правильнее сказать, что это комплекс устройств, состоящий из разных датчиков и управляющих элементов и представляющий собой единую систему.
В России есть утвержденная частота для всех сигнализаций – 433,92 МГц. Но многие производители на рынке выпускают системы с разными частотами от 434,16 МГц до 1900 МГц (GSM – диапазон для мобильной связи).
Противоугонные системы выполняют несколько главных функций:
- предупреждают о проникновении в салон автомобиля звуковыми и световыми сигналами;
- предупреждают о попытке внешнего воздействия и подозрительного сближения с автомобилем на стоянке (снятие колес, эвакуация, удар и т.д.);
- извещают водителя о проникновении и отслеживают дальнейшее местоположение машины (при наличии данной функции).
Различные противоугонные комплексы имеют свою комплектацию и функции – от базовых до продвинутых. В простых системах часто реализована только функция подачи сигнала (сирена, мигание фар). Но современные охранные комплексы обычно не ограничиваются только этой функцией.
Состав автомобильной сигнализации зависит от ее сложности и комплектации, но в общих чертах он выглядит так:
- блок управления;
- различные виды датчиков (датчики открытия дверей, наклона, удара, движения, давления, света и другие);
- приемник сигнала (антенна) от брелока;
- сигнальные устройства (сирена, световая индикация и т.д.);
- брелок управления.
Схема расположения элементов сигнализации
Все противоугонные системы можно условно разделить на два вида: заводская (штатная) сигнализация и устанавливаемая дополнительно.
Заводская сигнализация устанавливается производителем и идет уже в базовой комплектации автомобиля. Как правило, штатная система не отличается набором разнообразных функций и ограничивается только предупреждением о взломе.
В устанавливаемых системах могут быть реализованы самые разнообразные дополнительные функции. Это зависит от модели и стоимости.
Устройство и принцип работы сигнализации
Все элементы любой сигнализации можно разделить на три типа:
- исполнительные устройства;
- считывающие устройства (датчики);
- блок управления.
Включение и выключение сигнализации (постановка на охрану) происходит с помощью брелка управления. В штатных системах управление сигнализацией совмещено с управлением центральным замком и выполнено в одном устройстве вместе с ключом зажигания. В нем же находится и метка иммобилайзера. Однако это совершенно разные системы и работают независимо друг от друга.
Радиоприемник (антенна) принимает сигнал от брелка. Он может быть статическим и динамическим. Статические сигналы имеют постоянный код шифрования, поэтому подвержены перехвату и взлому. На данный момент они уже почти не используются. При динамическом кодировании пакеты передаваемых данных постоянно меняются, создавая высокую защиту от перехвата. Используется принцип генератора случайных чисел.
Следующим развитием динамического является диалоговое кодирование. Связь между брелком и приемником осуществляется по двухстороннему каналу. Другими словами, реализуется функция «свой-чужой».
Разнообразные датчики относятся к входным устройствам. Они анализируют изменения различных параметров (давления, наклон, удар, свет, движение и др.) и посылают информацию в блок управления. В свою очередь, блок включает в работу исполнительные устройства (сирена, маячки, мигание фар).
Схема компонентов автомобильной сигнализации
Датчик удара
Это небольшой датчик, который улавливает механические колебания кузова и преобразует их в электрический сигнал. Вырабатывает электрический сигнал пьезопластина. Срабатывание происходит на определенном уровне колебаний. Сенсоры устанавливаются по периметру кузова автомобиля. Датчики удара могут часто срабатывать ложно. Причиной может стать град, сильные звуковые колебания (гроза, ветер), удар по шинам. Для решения проблемы может помочь регулировка чувствительности.
Датчик наклона
Датчик реагирует на неестественный наклон автомобиля. Например, это может быть поднятие автомобиля домкратом для снятия колес. Также он сработает при эвакуации машины. Датчик не реагирует на наклон от ветра, положение автомобиля на грунте, разное давление в шинах. Это обеспечивается настройкой чувствительности.
Датчик движения
Такого рода датчики распространены в разных сферах (включение света при движении, охрана периметра и др.). При включенной сигнализации датчик реагирует на постороннее движение в салоне и рядом с автомобилем. Опасное сближение или движение задействует сирену. По такому же принципу работают ультразвуковые датчики и датчики объема. Все они улавливают различные изменения в объеме салона автомобиля.
Датчик открытия дверей или капота
Часто в качестве датчиков используются встроенные концевики дверей. Если открыть дверь или капот, то цепь замкнется и включится сирена.
Дополнительные функции сигнализации
Кроме основной охранной функции, в автосигнализации могут быть реализованы некоторые полезные дополнения. Например, такие как:
- Дистанционный запуск двигателя. Функция прогрева двигателя особенно удобна в зимнее время. Можно на расстоянии завести мотор и вовремя подготовить его к поездке.
- Дистанционное управление стеклоподъемниками. Автоматическое поднятие стекол происходит при постановке автомобиля на сигнализацию. Не нужно вспоминать, все ли окна закрыты.
- Охрана автомобиля при работающем двигателе. Данная функция полезна при кратковременном покидании автомобиля.
- Спутниковое слежение (GPS/ГЛОНАСС). Многие противоугонные системы оснащаются системами активного слежения по спутниковым системам GPS или ГЛОНАСС. Это дополнительная степень защиты автомобиля.
- Блокировка работы двигателя. Расширенные версии охранных систем могут оснащаться системой дистанционной остановки двигателя. Дополнительная безопасность автомобиля от угона.
- Управление сигнализацией и другими функциями со смартфона. Современные системы позволяют управлять всеми функциями с мобильного телефона. Наличие данной опции зависит от комплектации и модели сигнализации. Управление происходит через специальное приложение.
Отличие автосигнализации от иммобилайзера
Автомобильная сигнализация и иммобилайзер имеют схожие охранные функции, но несколько существенных отличий. Эти два понятия часто путают, поэтому нужно внести немного ясности.
Автосигнализация – это целый охранный комплекс, который предупреждает владельца об угоне или попытке проникновения в автомобиль. Также есть множество других функций, таких как отслеживание по спутнику, автозапуск и т.д.
Иммобилайзер также является эффективной противоугонной системой, но его функции ограничены блокировкой запуска двигателя при попытке завести машину незарегистрированным ключом. Устройство считывает код доступа с чипа (метки) в ключе и распознает владельца. Если угонщик попытается завести автомобиль, то это не получится. Двигатель не запустится. Как правило, иммобилайзер штатно устанавливается во всех современных моделях автомобилей.
Иммобилайзер не защитит машину от взлома и проникновения на стоянке. Он защищает только от угона автомобиля. Поэтому им одним обойтись нельзя. Нужна полноценная автосигнализация.
Основные производители сигнализаций
На рынке есть несколько компаний, которые хорошо себя зарекомендовали и их продукция пользуется спросом.
- «StarLine». Компания является одним из лидеров в производстве охранных систем. Выпускает не только бюджетные, но и модели пятого поколения. Стоимость варьируется от 7 000 до 14 000 рублей.
- «Pandora». Популярный российский производитель охранных систем. Широкий модельный ряд. Цены варьируются от 5 000 до 48 000 на новые продвинутые модели.
- «Scher-Khan». Производитель – Южная Корея, разработчик – Россия. Стоимость в диапазоне 7-8 тысяч рублей. Возможно подключение по мобильному телефону и Bluetooth.
- «Alligator». Американская охранная система. Стоимость до 11 тысяч рублей. Разнообразный модельный ряд.
- «Sherriff». Производитель – Тайвань. Представлены бюджетные модели, стоимость 7-9 тысяч рублей.
- «Black Bug». Российский производитель. Модельный ряд представлен как бюджетными, так и премиум-моделями.
- «Prizrak». Российский производитель сигнализаций с широким модельным рядом. Цены варьируются от 6 000 до 27 000 тысяч рублей.
Автомобильная сигнализация помогает защитить автомобиль от угона и взлома. Современные охранные комплексы обеспечивают достаточно высокую степень защиты. Также водителю открывается много других полезных возможностей. Сигнализация – это нужная и обязательная вещь для каждого автомобиля.